прот. Константин Буфеев

Источник

5. Звери не причиняют вреда Святым

Современного цивилизованного человека перед тайной дикой природы охватывает страх, боязнь быть ужаленным, укушенным, пораненным. Не только кобры, дикие слоны и тигры – людоеды представляют смертельную опасность для нас. Обычные дворовые собаки и даже насекомые (шершни, муравьи, клещи) иногда становятся причиной панического поведения и людского беснования. Мы порой теряем власть даже над комнатными питомцами и домашними животными (однажды хозяина на наших глазах укусил любимец всей семьи – хомячок).

Не так было в первозданном Божьем миpe. Адам имел власть над животными, которая проявлялась в том, что он нарекал им имена. Звери же находились в покорном служении своему господину и не смели восставать против него. В Житиях Святых мы встречаем множество удивительных примеров того, как благодать Божия, сопутствующая подвигу угодников Христовых, оказывает преображающее действие на животных, и они вместо агрессии проявляют покорность перед Святыми.

5.1. Змеи и прочие гады не причиняют вреда Святым

Воскресший Христос, явившись Апостолам, назвал знамения, которые будут сопровождать верующих в Него как в Сына Божия. В числе этих знамений Он указал неуязвимость от змей – змия возмут (Мк.16:18).

Пример такой неуязвимости от укусов ядовитых гадов показал святой апостол Павел во время своего пребывания на острове Мелит.

Книга Деяний святых Апостолов, гл. 28


3. Сгромаждшу же Павлу рождия множество и возложившу на огнь, ехидна от теплоты изшедши, секну в руку его. 4. И егда видеша варвари висящу змию от руки его, глаголаху друг ко другу: всяко убийца есть человек сей, его-же спасена от моря суд Божий жити не остави. 5. Той же убо, оттряс змию во огнь, ничтоже зло пострада. 6. Они же чаяху его имуща возгоретися, или пасти внезапу мертва: на мнозе же того чающым и ничтоже зло в нем бывшее видящим, претворшеся, глаголаху Бога того бытии. 3. Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. 4.Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. 5. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. 6. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадёт мёртвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.

Укусы ядовитых змей не были смертельными для многих Святых

Преподобный Лука Элладский (7 февраля)

«Когда однажды он, по своему обычаю, восходил на гору, из норы выползла ехидна и по наущению бесовскому ужалила большой палец его ноги и повисла на нем. Святой, наклонившись, взял ехидну и, отбросив ее от ноги, сказал ей:

– Ни ты мне не вреди, ни я тебе не буду вредить, но пойдем каждый своей дорогой: ведь мы создания единого Создателя, и ничего не можем делать без желания и повеления нашего Создателя.

И ехидна поползла в свою пещеру, а Святой пошел своим путем в гору, оставшись совершенно невредимым от уязвления ехидны» [1, с. 150].

Преподобный Леонид Устьнедумский (17 июля)

«Ему пришлось переселиться в непроходимые болота. Чтобы осушить их, он выкопал три канала. Во время этих трудов его ужалила змея. Тогда, вооружившись молитвою, преподобный Леонид поставил себе правилом не думать об ухищрениях бесовских и предал себя воле Божией» [5, с. 423].

Преподобный Макарий Александрийский (19 января)

«Некогда сей святой и дивный муж копал колодезь для питья инокам. На том месте, где копал Преподобный, находилось много хвороста и терновника, откуда выполз аспид и ужалил Святого.

Тогда Святой, схватив руками аспида за обе челюсти, растерзал его, сказав:

– Так как Господь мой не послал тебя на меня, то, как осмелился ты приблизиться ко мне и укусить меня?

И, о чудо! Ужаление аспида не причинило Преподобному никакого вреда» [1, с. 155].

В Лавсаике данный эпизод описывается следующим образом:

«Сей доблестный муж, копая колодезь для пользы монахов (а подле колодца лежали всякие листья и хворост), был ужален аспидом. Святой взял аспида руками за обе челюсти и растерзал его, сказав:

– Как ты осмелился приблизиться ко мне, когда не посылал тебя Господь мой?» [3, с. 54–55].

В житиях многих святых угодников Божиих засвидетельствованы примеры того, как змеи и гады не могли причинить вреда благочестивым подвижникам.

Преподобный Пахон

«Подумав, что Бог отступил от меня и потому демон так мучит меня, я решился лучше умереть безрассудно, нежели постыдным образом предаться сладострастию плоти...

В отчаянии пошел я скитаться по пустыне. Найдя небольшого аспида, я взял его и стал подносить к своему телу, чтобы, как только он ужалит меня, умереть. Но сколько я ни подносил его, он не ужалил меня промышлением Благодати» [3, с. 87–88].

Преподобный Симеон Столпник (1 сентября)

«Преподобный Симеон Столпник в колодце с гадами». Два фрагмента иконы «Св. Симеон Столпник, с житием». Тверь. Конец XVII начало XVIII в. ЦМиАР

«Оставив монастырь, Симеон долго странствовал по пустыне и по горам, пока, наконец, не обрел безводный колодезь, в котором обитали гады. Спустившись в этот колодезь, Симеон стал там молиться Богу.

Спустя некоторое время после этого игумен увидел ночью видение, будто множество народа с оружием и свечами в руках окружили монастырь и восклицали:

– Где Симеон, раб Божий? Покажите нам того, кто так благоприятен Богу и ангелам...

Воспрянув ото сна, игумен возвестил о своем страшном видении братии и поведал им, какой ужас претерпел он из-за Симеона. Повсюду разослал он искать Симеона и даже сам отправился на поиски... Они узнали, что Симеон находится в пустом колодце. Поспешив к этому колодцу, игумен стал звать Симеона:

– Здесь ли ты, раб Божий?

– Оставьте меня, святые отцы, – отвечал Симеон, – только на малое время, пока не предам я дух свой: изнемогла душа моя, ибо прогневал я Господа.

Но иноки насильно извлекли его из колодца и привели в монастырь» [1, с. 21–22].

Великомученица Евфимия (16 сентября)

«Выкопав глубокий ров и наполнив его водой, поместили в нем бесчисленное множество змей, ехидн, морских ядовитых гадов и всяких гадов, земных и живущих в воде; когда ров был наполнен ими, мучитель повелел бросить туда святую Евфимию.

Она же, осеняя себя крестным знамением, говорила:

– Свет мой, Иисус Христос! Ты в утробе водного зверя сохранил невредимым Иону, Ты избавил Даниила от уст львов; сохрани и меня крепкой Твоей рукой, да прославится и во мне святое имя Твое!

С этими словами она бросилась в ров, змеи же и гады, приблизившись к ней, не сделали ей никакого вреда, но, казалось, заботились о ней, ибо носили ее на себе, не давая потонуть в глубине рва, наполненного водою: святая дева из него вышла, по милости Божией, без всякого вреда для себя» [1, с. 315].

Первомученица равноапостольная Фекла (24 сентября)

«Мучитель, не познав силы Божией, захотел иным способом погубить Феклу: он приказал вырыть глубокую яму, наполнить ее различными гадами, змеями и ехиднами и бросить туда Святую. Но Тот, Кто некогда заградил пасть львов, и теперь притупил жала змей, укротил их ярость и уничтожил их яд: Святая вышла из ямы невредимой, так что все изумлялись такому чуду » 1, с. 475.

Преподобный Сергий Радонежский (25 сентября)

«Бесы пытались устрашить его, являясь ему под видом змей и других гадов, но Господь даровал ему власть над нечистыми духами, и они больше не смели приблизиться к нему» [5, с. 530].

Священномученик Григорий, епископ Великой Армении (30 сентября)

«Царь приказал связать Григория по рукам и ногам и бросить его в городе Артаксате в глубокий ров. Этот ров был страшен всякому даже при одной мысли о нем. Выкопанный для осужденных на казнь лютой смертью, он был наполнен болотной тиной, змеями, скорпионами и различного рода ядовитыми гадами. Брошенный в этот ров, святой Григорий пробыл там четырнадцать лет, оставаясь невредимым от гадов» [1, с. 659].

Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Елпидифор и Афоний (2 ноября)

«Царь мучился сердцем от ярости, думая о том, как бы и Святых погубить и вельможам отомстить. Поутру он повелел бросить святых мучеников в яму, наполненную ядовитыми гадами; но и там они остались невредимыми, утешены были явлением ангелов и выведены оттуда целыми» [1, с. 27].

Преподобный Фома Дефуркин (10 декабря)

«Зная, что человеку, от создания почтенному образом Божиим, присуще по природе отвращение к змее, как орудию первого греха, коварник, чтобы разрушить душевный мир Преподобного и вселить в его сердце чувство озлобления, равно как и у его сподвижников, наслал на него множество змей. Это многим может показаться невероятным, но то не было каким-либо только привидением. Змеи являлись не в воображении преподобного Фомы, но на самом деле подползали, окружали его, и не однажды, или дважды, а постоянно.

И не один год, или два года, но целых одиннадцать лет Святой окружаем был ими, и ни разу не произнес он ропота. От змей не свободно было и ложе его, они гнездились и там во время его отдыха. Но, охраняемый промышлением Божиим, Преподобный оставался невредим от них» [1, с. 289].

Преподобный Даниил Столпник (11 декабря)

«Змея, нечаянно обвившегося около его ноги, он удалил одним своим словом, не получив от этого никакого вреда» [1, с. 316].

Преподобный Антоний Великий (17 января)

«Перейдя реку, он нашел в горе какое-то пустое огороженное место, которое по причине давнего запустения было полно разного рода ядовитых гадов и змей. Антоний поселился здесь, и все множество скорпионов, как бы гонимое кем, тотчас же разбежалось» [1, с. 52].

Преподобный Петр Афонский (12 июня)

«Демоны собрали всех зверей, обитавших в горе, змей и гадов и сами, приняв вид гадов и змей, явились к его пещере и устремились на него с остервенением. Одни из них наводили страх ужасным своим свистом и шипением, другие ползали при ногах его, те старались уязвить его, устремляясь на самое лицо, а эти, зияя своей пастью, покушались поглотить его живого. Зрелище было ужасное! Но святой Петр знамением честнаго креста и именем Господа Иисуса и Пресвятой Владычицы Богородицы уничтожил всю силу бесовскую как паутину» [8, с. 411].

Мученики Павел и Иулиания (4 марта)

«Вечером в тот же день Аврелиан повелел перевести их из темницы в народную баню. Потом призвав чародеев, волшебников и заклинателей гадов, повелел им принести всех, каких они имели самых злых, гадов: ехидн, аспидов и змей – и пустить их в баню, где были заключены мученики. Чародеи, исполняя царское повеление, собрали множество гадов и пустили их в баню к Святым. Но гады ползали у ног святых мучеников и не вредили им, а Святые бесстрашно воспевали и славословили Бога. В таком заключении в бане, вместе с гадами, Святые находились три дня и три ночи; в четвертую ночь Аврелиан послал узнать, съедены ли гадами Павел и Иулиания. Когда посланные подходили к дверям бани, то услышали, что Святые воспевают псалмы и славословят Бога. Желая лучше узнать, что делается внутри, посланные влезли на крышу бани и стали смотреть сверху в окошко. Они увидели яркий свет и святого Павла, сидящего вместе со своей сестрой, святой Иулианией. Около них стоял Ангел Божий и не позволял гадам прикасаться к Святым. Увидав сие, посланные пошли к царю Аврелиану и возвестили ему, что видели» [1, с. 94–95].

Мученик Терентий Карфагенский и иные с ним (10 апреля)

«Правитель велел опять ввергнуть их в темницу и, призвав волхвов и чародеев, умеющих заговаривать зверей и гадов, приказал им посредством заклинаний собрать самых лютых животных – аспидов, ехидн и змей и заключить вместе с мучениками в темнице. Но гады, ползая у ног Святых мучеников, не прикасались к ним и не причиняли им вреда; Святые же воспевали и славили Бога. Так они провели в темнице с гадами три дня и три ночи, а на четвертые сутки ночью правитель послал узнать, умерщвлены ли мученики гадами. Посланные, подойдя к темничным дверям, услыхали, что святые узники поют и славословят Бога. Желая точнее узнать, что происходит в темнице, они взошли на кровлю и, раскрыв ее, увидели, что Святые сидят, а ангел Божий не допускает гадов приблизиться к мученикам» [1, с. 158–159].

Священномученик Артемон (13 апреля)

«Когда Святой приближался в сопровождении Патрикия и народа к капищу Асклипия, то змеи, точнее заключавшиеся в них злые духи, не вынося приближения одаренного силою Христовою мученика, подняли страшный свист и смятение в капище, так что оно колебалось точно дерево от ветра; видя это, Патрикий и народ бежали от страха. Патрикий сказал Святому:

– Смотри, как велика сила Асклипия, который никому не допускает войти к себе без предварительнаго вознесения ему курения.

– Вели жрецу открыть храм, чтобы мне войти туда, – попросил святой Артемон Патрикия.

Тот велел одному из жрецов сделать это. Жрец, по имени Виталий, сказал, обращаясь к Патрикию:

– Докладываю твоей пресветлой власти, что я не могу открыть храма, прежде чем не вознесу курения с молитвой, ибо велик гнев бога Асклипия. – Взяв кадило и вознося обычное курение, он открыл двери капища, а сам тотчас отбежал прочь.

Тогда Патрикий, стоя вдали, сказал Святому:

– Старец, если можешь войти, то войди!

Святой Артемон, приблизился к дверям и, сотворив крестное знамение, безбоязненно вошел внутрь, и змеи сделались неподвижны.

...После этого он запретил змеям вредить кому-либо и, приказав им следовать за собою, вышел вместе с ними из храма» [1, с. 191–192].

Великомученица Ирина (5 мая)

«Исполнившись гнева, князь стал советоваться с епархом, какой бы казни предать Святую. По приказанию мучителя выкопали глубокий ров и наполнили его змеями, пресмыкающимися и всякими гадами и бросили туда святую девицу. Но она осталась там здрава и невредима в течении десяти дней, ибо ангел Господень сошел к ней в ров и сохранил ее невредимою; все же гады, бывшие там, издохли» [1, с. 196].

Мученица Голиндуха (12 июля)

«Мученица Голиндуха». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

«Она брошена была на съедение громадному и страшному змею, который содержался и кормился в одной глубокой пропасти. Но Заградивший некогда уста львам, чтоб они не съели брошенного в ров Даниила, послал ангела Своего, и он заградил уста змея, чтоб тот не повредил и не прикоснулся к многострадальному телу святой мученицы; обуздалась лютость змея, и стал он кротким перед ней, как ягненок, лежал и отдыхал у ног ее, и оставалась Святая в пропасти со змеем четыре месяца» [1, с. 332].

Мученица Христина (24 июля)

«Правитель Юлиан призвал волхвов и кудесников, умеющих заговаривать всяких гадов, и приказал им своими чарами собрать множество змей, ехидн и скорпионов и всех их пустить на мученицу, чтобы они причинили ей смерть своими ядовитыми укусами. Когда же пустили гадов на Святую, ни один из них не причинил ей вреда, хотя и ползали они вокруг и даже обвивались по ее телу» [1, с. 563].

5.2. Животные не причиняют вреда Святым

В Библии содержится пример того, как Бог защитил Свой народ от уничтожения свирепыми слонами, которых царь велел направить для истребления евреев в Египте.

Книга 3 Маккавейская, гл. 5


1. Тогда царь тяжце исполнен гнева и ярости, весьма непременен, призвав Ермона слоном начальника, повеле во грядущий день изобильне накормити слоны рукоятьми ливанскими и вином многим несмешеным всех напоити, ихже бе числом пять сот, и разсверепевших от вина нещадно данного повести во сретение смерти иудейския. 2. Сия же повелев возвратися на пиршество, собрав наипаче тех другое и воинов, иже ненавидяху иудеов: а слононачальник Ермон повеленное прилично соверша. 3. К сим же слузи в вечер исходяще вязаху руце бедных и прочую ухищряху от них стражу, мняще яко в нощи приимут иудее вкупе конечную погибель. 1. Тогда царь, исполненный сильного гнева и неизменный в своей ненависти, призвал Ермона, заведывавшего слонами, и приказал на следующий день всех слонов, числом пятьсот, накормить ладаном в возможно больших приёмах и вдоволь напоить цельным вином и, когда они рассвирепеют от данного им в изобилии питья, вывести их на иудеев, обречённых встретить смерть. 2. Дав такое приказание, он отправился на пиршество, пригласив особенно тех из своих друзей и воинов, которые враждовали против иудеев; а Ермон, начальствующий над слонами, в точности исполнил его повеление. 3. Назначенные при этом служители пошли вечером вязать руки несчастным и другие принимали против них предосторожности, думая, что через ночь весь народ подвергнется конечной гибели.

Двукратно Бог, по молитве всего народа, отводил гнев царя, не позволяя осуществить жестокое приказание. На третий раз, по молитвам старца Елеазара, Бог отвратил неминуемую погибель евреев следующим образом.

«Битва в Египте». Иллюстрация. «Шестодневъ»

Книга 3 Маккавейская, гл. 6


15. Елеазару же кончающу уже молитву сию, царь со зверьми и всею силы гордостию приближися ко ипподрому. 16. Увидевше же иудее, вельми возопиша на небо, яко и прилежащая удолия купно с ними вопиющая неудержим плач сотвориша всему воинству. 17. Тогда великославный Вседержитель и истинный Бог, явив святое Свое лице, отверзе двери небесныя, из нихже снидоста два славна, страшна видом Ангела явление всем, кроме иудеов. 18. И сопротивостаста, и силу супостат исполниста смятения и ужаса, и неподвижными путы связаста; такожде и тело царское трепетно бысть, и забвение дерзость его тяжкую объя. 19. И обратишася зверие на последующыя вооруженныя силы , и попираху их и погубляху. 20. И обратися гнев царский во умиление и слезы о предуготованных от него мучениях. 15. Только что Елеазар окончил молитву, как царь со зверями и со всем страшным войском пришёл на ристалище. 16. Когда увидели его иудеи, подняли громкий вопль к небу, так что и близлежащие долины огласились эхом, и возбудили неудержимое сострадание во всём войске. 17. Тогда великославный Вседержитель и истинный Бог, явив святое лице Своё, отверз небесные врата, из которых сошли два славных и страшных Ангела, видимые всем, кроме иудеев. 18. Они стали против войска, и исполнили врагов смятением и страхом, и связали неподвижными узами; также и тело царя объял трепет, и раздражённую дерзость его постигло забвение. 19. Тогда слоны обратились на сопровождавшие их вооружённые войска, попирали их и погубляли. 20. Гнев царя превратился в жалость и слёзы о том, что пред тем он ухищрялся исполнить.

Первомученица равноапостольная Фекла (24 сентября)

«Долго злой мучитель не знал, что бы еще предпринять; наконец он велел привести двух сильных быков, привязать Феклу между ними за ноги и разожженными железными прутьями колоть быков, дабы они, разбежавшись в разные стороны, растерзали ее.

«Святая равноапостольная Фекла». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ».

Но и после этого Святая осталась цела, ибо когда ее крепкими веревками привязали к быкам и начали колоть быков раскаленным железом, то веревки разорвались, как паутина, быки убежали, а Святая осталась на том же месте, не испытав никакого вреда» [1, с. 476].

Мученица Асклиада (15 сентября)

«Бык, к которому привязали Асклиаду, остановился как бы связанный и не двинулся с места» [1, с. 307].

Мученики Дада, Гаведдай и Каздой (29 сентября)

«Царь Сапор велел вывести святого мученика Гаведдая и связать ему руки и ноги, а затем бросить его среди конского ристалища, чтобы в течение ночи Святой был растоптан конями. Но, благодатью Божией, святой мученик был сохранен невредимым от них и благословлял Бога за то. Увидев на другой день, что Святой развязан и совершенно здоров, все дивились этому чуду» [1, с. 649].

Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий (15 ноября)

«Святого Елпидия вместе с Евстохием и Маркеллом привязали к диким коням, чтобы они их растерзали. Однако кони не причинили им никакого вреда» [1, с. 433].

Священномученик Никон (23 марта)

«Прекратив мучение, игемон велел привязать Святого к борзым коням, чтобы влачить по земле и растерзать его; но Святой, привязанный к коням, простер на них правую руку и осенил их крестным знамением, и кони тотчас сделались кроткими, как овцы, и стояли, как вкопанные, не двигаясь с места, сколько слуги ни били их и ни понуждали вожжами и уздой» [1, с. 441].

Мученицы Перпетуя и Филикитата (1 февраля)

«На святых жен Перпетую и Филикитату выпустили дикую и бешеную корову, дабы она забодала их рогами. Но звери не растерзали святых мучеников» [1, с. 18].

Великомученица Ирина (5 мая)

«Князь приказал связать девицу и бросить ее под копыта свирепым коням... Кони вели себя кротко, как агнцы, и не коснулись святой Ирины» [1, с. 194–195].

Животные, поразительным образом, иногда оказывали почтение к Святым, которых вели на мучения.

Мученик Василиск (22 мая)

«Мученик Василиск». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

«Святой мужественно переносил тяжесть железных вериг и доблестно терпел боль в ногах, пронзенных во многих местах острыми гвоздями, которыми усеяны были медные сапоги, и путь его обагрялся кровью...

Вечером стадо волов, шедшее с пастбища в селение и проходившее по тому пути, где стоял святой Христов мученик, как бы прославляя великие дела Божии, пало перед Святым на колени» [1, с. 649, 651].

5.3. Хищные звери не нападают на Преподобных

Хищники не причиняли вреда многим преподобным подвижникам, избравшим для жительства дикие пустынные места. При этом, как правило, дело оканчивалось не кровавым поединком, а духовной победой Святого над хищным зверем.

Старец из Лавры преподобного Петра

«Он часто удалялся на берега святого Иордана и, оставаясь там, ложился спать в львином логовище. Однажды, найдя двух львенков в пещере, он принес их в своем плаще в церковь.

– Если бы мы соблюдали заповеди Господа нашего Иисуса Христа, – сказал он, – то звери боялись бы нас. Но за грехи наши мы стали рабами, и теперь скорее – мы боимся их.

И братия, получив большую пользу, удалились в свои пещеры» [4, гл. 18, с. 117–118].

Преподобный Колумбан Ирландский (9 июня)

«Святой Колумбан шел в Вогозегских горах по темному лесу с книгой, размышляя о Священном Писании. Неожиданно его посетила мысль о том, что ему легче было бы претерпеть, – оскорбления людские или дикость зверей. После молитвы Колумбан решил, что лучше переносить свирепость диких зверей, которая является их природой, а не грехом, чем терпеть жестокость людей, которая губит души тех, кто ее проявляет. Размышляя так, он увидел двенадцать свирепых волков. Звери окружили его со всех сторон, так что старец оказался в середине. Неподвижно стоя среди них, он призывал Спасителя:

– Господи, помоги мне, Господи, поспеши ко мне на помощь! Волки подошли поближе, и их носы касались его одежды. Он же стоял, не двигаясь и не страшась их, и звери отошли от него и ушли обратно в лес» [VIII, с. 91].

Блаженная Евдокия Михайловская, старица из Покровского монастыря

«Однажды, а она больше в дорогах любила ночевать не в деревнях, а где-нибудь в лесочке под деревцом, когда она отдыхала в лесу, два волка подошли к ней, долго стояли около нее и, не причинив ей вреда, пошли прочь. Когда та девушка, которой она рассказала об этом, спросила блаженную, не боялась ли она, Евдокия ответила, что нисколько, и она им не была помехою» [10, с. 207].

Преподобный Никандр Псковский (24 сентября)

«Однажды во время своего путешествия Святой, утомившись, прилег и стал забываться в дремоте; вдруг видит он, что готовы на него броситься два огромных волка. Встав, Святой осенил себя крестным знамением и, ударив своим посохом по земле, сказал: Отступите от мене вcu, делающии беззаконие (Пс.6:9)!

И звери тотчас же исчезли...

Однажды большой медведь пришел к келии Святого и начал чесаться о нее с такой силой, что она стала дрожать и была готова рухнуть. Перекрестив оконце своей келии и осенив себя самого крестным знамением, Святой выглянул, – и видит большого зверя, стоящего у его жилища. Тогда Преподобный, еще раз ознаменовав себя крестом, вышел из келии и перекрестил зверя. Будто пораженной какой-то невидимой силой, медведь упал перед Святым, стал кротко лизать его честные ноги, а потом удалился в лес» [1, с. 488, 491].

Преподобный Савва Освященный (5 декабря)

«По обычаю ушел он в пустыню, вместе с учеником своим Агапитом. Через несколько дней Агапит лег на песок от утомления и голода и уснул, а блаженный Савва в некотором отдалении стоял от него и молился; вдруг явился огромный лев, остановился над спящим Агапитом и начал его обнюхивать с ног до головы. Увидев льва над учеником, блаженный Савва испугался, как бы он не съел спящего, и тотчас прилежно помолился о своем ученике, чтобы Бог сохранил его от зверя. Бог услышал Своего раба, заградил пасть льву, и лев, не причинив никакого вреда Агапиту, как бы ударяемый кнутом, побежал в пустыню» [1, с. 134].

Преподобный Пард Отшельник (15 декабря)

«Попущением Божиим, по действу врага рода человеческого, по недосмотру Парда, попал под ноги верблюдам малый отрок: он был раздавлен ими и умер. Это несчастие сильно опечалило Парда, и он, удалившись на гору Арион, постригся там в монахи и постоянно сокрушался, с рыданием повторяя:

– Я погубил отрока и должен быть осужден как убийца.

Недалеко от того места, где жил Пард, в долине обитал лев, и святой отец ходил в его логовище, толкал зверя рогатиною, что­бы тот, рассвирепев, растерзал его. Но лев не причинял ему никакого вреда. Тогда старец, видя, что не достигает своей цели, решил лечь спать на том пути, по которому лев ходил к реке на водопой, надеясь, что зверь, проходя и увидя его, растерзает, и, таким образом, пострадав здесь, он избавится от мучения в будущем веке за убийство отрока. Как решил поступить Святой, так и сделал: лег на пути, сняв с себя одежду и положив ее подле себя. И вот лев, проходя тою тропою, перескочил, как бы человек, через Святого молча и не прикоснувшись к нему.

Тогда уразумел старец, что Господь простил ему грех тот и возвратился в свое местожительство на горе и оставался там во все годы последующей жизни своей и до самой смерти своей всегда и всем являл собою образец мужа благонравного» [1, с. 434–435].

Созвучная повесть описана в «Луге духовном» (Не исключе­но, что Пард – монашеское имя Павла Римлянина, а место подвига Святого именовалось «Арион» или «Арон»).

Инок Павел Римлянин

«Однажды он пошел с лошаками. На постоялом дворе оказался ребенок, которого, по козням диавола, лошак раздавил до смерти. Сильно огорченный этим, авва Павел удалился и пришел в Арон. Сделавшись отшельником, он постоянно оплакивал смерть дитяти.

– Я был причиной смерти ребенка, и меня будут судить на суде, как убийцу.

Поблизости находилось львиное логовище, и авва Павел ежедневно подходил к логовищу, ударял и раздражал зверя, чтобы тот, поднявшись, растерзал его. Но лев не делал ему никакого вреда. Увидав, что ему не удается раздражить зверя, он решил так:

– Вот я лягу на пути льва. Он выйдет, направится к реке для утоления жажды и пожрет меня.

Лег. Спустя немного, лев, действительно, показался, но, подобно человеку, со всей осторожностью прошел, не задев старца.

Тогда старец вразумился, что Бог простил ему его прегрешение. Возвратясь в свою обитель, он жил в ней, принося всем пользу примером своего подвига – до самой кончины своей» [4, гл. 101, с. 275–276].

Преподобный Малх (26 марта)

На глазах у Малха и его жены львица умертвила их преследователей.

«Но и после сего радостного обстоятельства страх не оставлял их, ибо они думали, что львица умертвит и их; однако они желали лучше погибнуть от зверя, нежели впасть в руки бесчеловечных людей. Львица же, взяв в зубы своего детеныша, вышла из пещеры. Малх с названною женою своей долго молча стояли, но, увидав, что львица не возвращается, вышли из пещеры, когда день уже склонялся к закату» [1, с. 498–499].

Преподобный Пахон

Святой рассказывал о себе:

«– Вышедши из своей келии, пошел по пустыне и нашел пещеру гиены. Целый день лежал я в ней нагой, чтобы звери при выходе из пещеры пожрали меня. И вот, как настал вечер и, по писаному, солнце позна запад свой. Положил ecu тму, и бысть нощь, в нейже пройдут ecu зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищ у себе (Пс.103:19–21), самец и самка, выходя в это время из пещеры, с ног до головы обнюхивали меня и облизывали. Я уже думал, что буду съеден, но они оставили меня. Итак, пролежав целую ночь и не быв съеден, я уверился, что, конечно, помиловал меня Бог, и тотчас возвратился в свою келию [3, с. 87].

Преподобный Иоанн отшельник (19 июня)

«Однажды старец совершал прогулку в окрестностях Соха – поблизости от своей пещеры. Прохаживаясь, он увидал огромного льва, который, идя навстречу, приближался к нему. Шел он по очень тесной дороге, лежавшей между двух изгородей, которыми поселяне огораживают свои пашни, разводя колючие растения. Благодаря этим растениям, дорога была так узка, что едва мог пройти один только пеший и при том без всякой ноши. Да и такой-то беспрепятственно едва ли мог пройти.

Старец и лев приблизились друг к другу. Ни старец не возвращался, чтобы дать проход льву, ни лев не мог повернуться по крайней тесноте пути. Увидев, что слуга Божий желает пройти и вовсе не намерен вернуться, лев, став на задние ноги и выпрямившись, прижался к изгороди с левой стороны от старца и, надавив ее тяжестью и силой своего тела, образовал небольшое пространство, так что праведник мог беспрепятственно пройти. И старец прошел, слегка задев спину льва. После прохода старца лев встал с плетня и пошел дальше» [4, гл. 181, с. 424–425 – см. также 1, с. 458–459].

Свидетельство Руфина

«На пути к Нитрийским обителям мы зашли в одно место, где так же застоялась вода от разлития Нила и образовала болото. Оно кишело зверьми, особенно – крокодилами. Выходя из воды греться на солнце, они, растянувшись, лежали по краям болота так, что их можно было счесть мертвыми, особенно новичку в тех странах. Мы было подошли к ним – посмотреть на них и подивиться их громадности, как вдруг, заслышав шорох шагов наших, они бросились на нас и жестоко гнались за нами. Мы с громкими воплями призывали имя Господа Христа, и его милосердие спасло нас: звери, бросившиеся на нас, вдруг как бы гонимые ангелом кинулись в болото, а мы скорым шагом поспешили к монастырям, вознося благодарность Богу, избавившему нас от столь великой опасности и явившему над нами такое знамение» [2, с. 59].

5.4. Хищные звери не нападают на святых мучеников

Священное Писание повествует о том, как Бог заградил уста разъяренных голодных львов, когда им, по царскому приказу, был брошен святой пророк Даниил.

Книга пророка Даниила, гл. 6


16. Тогда царь рече, и приведоша Даниила и ввергоша его в ров левск. И рече царь Даниилу: Бог твой, Емуже ты служиши присно, Той избавит тя. 17. И принесоша камень един и возложиша на устие рва, и запечата царь перстнем своим и перстнем вельмож своих, да не изменится деяние о Данииле. 18. И отыде царь в дом свой и ляже без вечери, и яди не внесоша к нему: и сон отступи от него. И заключи Бог уста львом, и не стужиша Даниилу. 19. Тогда царь воста заутра на свете и со тщанием прииде ко рву левску, 20. и егда приближися ко рву, возопи гласом крепким: Данииле, рабе Бога живаго! Бог твой, Емуже ты служиши присно, возможе ли избавити тя из уст Львовых? 16. Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя! 17. И принесён был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле. 18. Затем царь пошёл в свой дворец, лёг спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него. 19. Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошёл ко рву львиному, 20. и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?

«Св. пророк Даниил во рву львином». Москва. Первая половина XIX в. «Коломенское»


21. И рече Даниил цареви: Царю, во веки живи! 22. Бог мой посла Ангела Своего и затвори уста львов, и не вредиша мене, яко обретеся пред ним правда моя, и пред тобою, царю, согрешения не сотворих. 23. Тогда царь вельми возвеселися о нем и рече Даниила извести из рва. И изведен бысть Даниил из рва, и всякаго тления не обретеся на нем яко верова в Бога своего. 24. И рече царь, и приведоша мужы оклеветавшыя Даниила и в ров левск ввергоша я и сыны и х и жены их: и не доидоша дна рва, даже соодолеша им львы и вся кости их истончиша. 21. Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! 22. Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. 23. Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нём и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нём, потому что он веровал в Бога своего. 24. И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жёны их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их.

Подобно пророку Даниилу, многие святые мученики, принявшие страдания за Христа, испытали на себе действие благодатной силы Божией, сохранившей их неуязвимыми от клыков и когтей лютых хищников.

Первомученица равноапостольная Фекла (24 сентября)

«Святая Фекла была выведена, как агнец на заклание, и стала на месте, где должны были пожрать ее звери. Когда выпустили на нее зверей, все они стали ходить вокруг нее, но ни один не коснулся ее, ибо Бог заградил уста зверям, как некогда во рве Данииловом. Все зрители изумлялись дивному этому явлению: кровожадные звери оставили свою лютость и стали кротки, как овцы; и одни в народе прославляли Бога, исповедуемого Феклой, другие же хулили и говорили:

– Она имеет чары в своей одежде, и оттого не прикасаются к ней звери.

Также и сам князь с городскими начальниками говорил, что она волшебница и заколдовала зверей, чтобы они не могли причинить ей вреда. Посему они решили предать на следующий день Феклу зверям, более многочисленным и самым голодным... Князь не велел давать есть зверям, дабы они, будучи голодными, скорее бросились на свою жертву. И вот, на следующее утро... Феклу поставили на видном месте, и бесстыдный князь велел обнажить Святую:

– В одежде ее, – говорил он, – имеются чары, вот почему и не трогают ее звери; обнажите эту волшебницу и посмотрим, будет ли она цела.

Тогда святую деву обнажили и поставили так, что народ мог ее видеть; только один стыд был ее покровом, и она повторяла слова пророка Давида: стыд покрывает лице мое (Пс.43:16). На нее были выпущены голодные разъяренные звери, львы и медведи; вышедши из своих затворов и увидевши девицу, стоящую без одежды, они преклонили головы свои до земли, опустили глаза вниз и, как бы стыдясь девической наготы, отступили от нее. Дивное зрелище! Звери чувствовали стыд: они отвращали свои глаза от девической наготы, а люди бесстыдно смотрели на нее! Так бессловесные животные являлись обличителями и судьями людям на этом зрелище: будучи кровожадными по природе, звери приняли на себя нрав целомудренного человека, – люди же, будучи разумными, уподобились диким зверям...

Когда святая Фекла стояла обнаженной на том месте, одна из львиц, подойдя, легла перед ней и лизала ноги ее, как бы воздавая честь ее девственному целомудрию. Об этом упоминает святой Амвросий, говоря: «Можно было видеть зверя, который распростерся на земле и лизал ноги Святой; тем он безмолвно свидетельствовал, что не может причинить вреда девственному телу; поклонился зверь той, которую дали ему на растерзание, и, забыв естественные свои свойства, воспринял нрав, который люди утратили».

Между тем народ, видя, что звери не осмеливаются коснуться святой девы, стал восклицать громким голосом:

– Велик Бог, исповедуемый Феклой!» [1, с. 473–474].

Мученик Мамант (2 сентября)

«Привели Святого в цирк и выпустили на него голодную медведицу; но она, приблизившись, поклонилась Святому и лежала у ног его, обнимая стопы его. Потом выпустили леопарда, но и тот с кротостью обнял шею его, целовал лицо и облизывал пот с чела его... Святой укротил льва и отослал его в пустыню. Наместник же, снова схватив Святого, продержал его некоторое время в темнице и, выведя вторично в цирк, выпустил на него самого свирепого льва. Но и этот лев, мгновенно став кротким, лежал у ног Святого» [1, с. 54–55].

Мученица Василисса (3 сентября)

«...Выпустили на нее двух львов, чтобы они растерзали ее; но Святая, помолившись, осталась невредимой: молитва отроковицы, подобно тому, как некогда молитва Даниила пророка, загородила уста львов» [1, с. 74].

Мученики Трофим и Доримедонт (19 сентября)

«Мучитель повелел приготовить голодных зверей и устроить публичное зрелище... Святые мученики Трофим и Доримедонт были выведены из темницы нагие, покрытые ранами, так что все тело их было как бы сплошной язвой. Когда Святых поставили на место, предназначенное для травли зверей, на них выпущена была медведица, которая с яростью устремилась на них, но, приблизившись к ним, тотчас же сделалась кроткой. Святой Доримедонт, желая скорее разрешитися телом и быть со Христом (Флп.1:23), взял медведицу за ухо и раздражал ее, чтобы она скорее растерзала его; но медведица, как бы стыдясь, наклоняла и отворачивала от него голову свою. Тогда мучитель разъярился более зверя и, видя, что Святые остаются невредимыми от медведицы, выпустил на них парда, но и он, как пес, лизал их ноги. Затем выпустили льва, однако же и этот зверь, подобно первым, стал кротким, как агнец» [1, с. 354].

«Великомученица Евфимия». Иллюстрация. «Шестодневъ

Великомученица Евфимия (16 сентября)

«Проконсул осудил Евфимию на съедение зверям... Когда святая Евфимия окончила свою молитву, на нее были выпущены звери – львы и медведи, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги» [1, с. 316–317].

Мученица Севастиана (16 сентября)

«Ее бросили на съедение зверям. Но она... осталась невредима» [1, с. 318].

Великомученик Евстафий Плакида (20 сентября)

«Святой Евстафий, этот славный и храбрый воин, пошел в цирк, осужденный на казнь вместе со своей женой и сыновьями. Но не стыдился он этого бесчестия, не боялся смерти за Христа, Которому он ревностно служил, исповедуя перед всеми святое имя Его. Он укреплял и свою святую супругу, и детей своих, чтобы они не устрашились смерти за Жизнодавца всех Господа; и они шли на смерть, как на пир, укрепляя друг друга надеждою на будущее воздаяние. На них выпущены были звери, но не коснулись их, ибо, как только какой-нибудь из зверей подходил к ним, тотчас же возвращался назад, преклонив перед ними свою голову. Звери смягчили свою ярость...» [1, с. 381–382].

Мученики Максим и Феодот (15 сентября)

«После нескольких дней темничного заключения их предали в цирке зверям при многочисленном стечении народа. Но медведица, выпущенная на Максима и Феодота, ласкалась к ним» [1, с. 307]. "

Мученики Тарах, Пров и Андроник (12 октября)

«...И вот приказал он выпустить зверей на мучеников, и, когда те не прикоснулись к ним, велел бить устроителей зрелища, требуя от них, чтобы они выпустили зверей самых лютых. Выпущен был медведь, который в тот день умертвил трех человек; и когда он подошел к Андронику, сел и начал лизать раны его... Тогда Терентиан, боясь проконсула, поспешил выпустить на мучеников львицу, которая прислана была из Антиохии. Выпущенная на арену львица, бегая вокруг, страшно напугала собравшихся зрителей, но, подойдя к мученикам, преклонила колена и легла перед Тарахом. Он, достав ее рукою своею, тащи лее, чтобы, таким образом раздраженная, она съела его; львица же оставалась при Тарахе кроткою как овца.

Видя сие чудо, народ поднял большой крик. Пристыженный и раздраженный этим чудом, проконсул велел своим слугам раздразнить львицу, но она, сильно рыкая, пошла к дверям и начала грызть их зубами» [1, с. 276–277].

Мученики Карп, Папила, Агафодор и Агафоника (13 октября)

Мучитель «собрал лютых зверей и устроил зрелище: были приведены мученики, и на них была выпущена медведица. Все думали, что она тотчас умертвит и растерзает тела их, но та не обнаружила никакой кровожадности и, как бы почитая Святых, легла у ног их и обнимала их» [1, с. 325].

Мученики Назарий, Гервасий, Протасий, Кельсий (14 октября)

«Принуждаемые к принесению жертвы богам, они ниспровергли словом своим идолов их на землю, и были за то отданы на съедение зверям: но звери не причинили им вреда... Увидев это, слуги царя уверовали во Христа» [1, с. 336].

Мученики Терентий и Неонилла Сирийские (28 октября)

«Святые были брошены на съедение зверям, но не испытали никакого зла, ибо звери, по Божию повелению, были кротки как овцы» [1, с. 592].

Мученик Антонин (7 ноября)

Военачальник Агриппин «приказал ввергнуть его в разожженную печь и затем бросить на съедение зверям; но как в первом, так и во втором мучении Святой остался невредим» [1, с. 143].

Мученики Евстафий, Феспесий и Анатолий (20 ноября)

«Феспесий и Анатолий устрашились звериного рычания, и Евстафий, видя их страх, сказал:

– Зачем, братья, боитесь вы этих зверей? Разве вы не знаете, что Владыка наш силен укротить их ярость, как укротил во рве Данииловом? Разве вы не помните слов ангела, обещавшего быть с нами во всех страданиях наших и охранять нас?

Когда Евстафий говорил это, львы бросились к мученикам, но, приблизившись к ним, остановились и замахали хвостами, как собаки, признавшие своего господина, а Евстафий положил руки им на головы и, погладив их, как собак, совсем укротил их. Медведи же, схватившись между собой, бросали один другого на землю, а к святым мученикам близко даже и не подходили. Народ, собравшийся на зрелище, поднял шум, причем язычники кричали:

– Они волхвы и колдовством усмирили зверей!

Христиане восклицали:

– Велик Бог христианский, заградивший пасть зверям, чтобы они не могли вредить святым рабам Его!» [1, с. 576].

Мученик Фирс (14 декабря)

«Правитель долго раздумывал, какому бы роду казни подвергнуть мученика, и, наконец, решил отдать его на съедение зверям, находя эту смерть наиболее мучительною. Он велел собрать самых свирепых зверей всякого рода и морить их голодом, чтобы они стремительнее бросились растерзать осужденного.

Когда в течение 30 дней звери были подготовлены, мучитель собрал весь народ ко храму Зевса и принес ему торжественное жертвоприношение. Затем велел вывести из темницы Фирса, осужденного на съедение зверям...

На зрелище это сошлось множество народа, и когда выпустили на Святого зверей, казалось, что он стоит среди зверей не один, а с какими-то другими тремя лицами, и звери ходили кругом него и кротко ласкались к нему, как будто давно знали его. Он же, воздев руки кверху, сказал:

– Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за то, что прославил Ты во мне Имя Твое Святое и явил на мне милость Твою, заградив предо мною уста зверям, как некогда перед Даниилом, рабом Твоим!» [1, с. 403].

Священномученик Елевферий (15 декабря)

«По приходе в Рим, он был осужден на съедение зверям. Когда Святого привели на место казни, на него сначала выпустили львицу, а потом льва, но они, как овцы, были кротки и стали лизать его ноги. И как они могли коснуться его, когда, по Божию повелению, в пустыне так много зверей служили ему, как господину своему? Увидя это, весь народ воскликнул:

– Велик Бог Елевфериев!» [1, с. 424].

Мученик Марин (16 декабря)

«Выпустили на Святого диких зверей, львов, и медведей, но и те не тронули его» [1, с. 445].

Священномученик Филипп, митрополит Московский (23 декабря)

«Святителя перевели в Никольский монастырь из Богоявленского; снова заключили в мрачную келью, снова забили ноги старца в колоды и руки в жилезные оковы, а на старческую шею накинули тяжелую цепь. Вместе с ним в келье поместили голодного медведя, и на другой день сам Царь походил к темнице, чтобы удостовериться, что мученик уже истерзан зверем; но лютый зверь кротко лежал в углу кельи-темницы» [6, с. 108–109].

Мученик Филетер (30 декабря)

«Бросили его на растерзание зверям, но звери только валялись у ног Святого...» [1, с. 844].

Мученики Иулиан и Василисса (8 января)

«Святые были отданы на съедение зверям, но и от зверей они были сохранены силою Божией, которая заградила уста зверям» [1, с. 255].

Мученица Татиана (12 января)

«Мученица Татиана». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

«Святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал Святую. Но свирепое животное не коснулось Святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ее ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника, по имени Евмения, и растерзал его» [1, с. 342].

Мученик Неофит (21 января)

«Святой был осужден на съедение зверями. Было приготовлено возвышение; обнаженного Святого привязали к укрепленному на нем столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к Святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому.

Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног Святого, почитая в нем угодника Божия, а затем отошла на свое место.

Когда это происходило, пастухи привели к правителю огромного и весьма свирепого льва, которого, по их словам, они поймали в пустыне пять дней тому назад и вовсе не давали пищи. Обрадованный правитель повелел ввести этого льва внутрь ристалища, где святой мученик нагой был привязан к столбу. Все ужасались, глядя на этого льва, так как он был очень велик и свиреп. Лев, по- дошедши к Святому, посмотрел на него, остановился, и, склонив голову, испускал из очей своих слезы, точно реки из источников, а затем стал лизать ноги Святого» [1, с. 243–244].

Мученики Сатир, Ревокат, Саторнил и Секунд (1 февраля)

«После многих страданий в темнице святых мучеников, наконец, осудили на смерть. Юношей бросили на растерзание диким зверям в цирке... Но звери не растерзали святых мучеников» [1, с. 18].

Мученица Фавста (6 февраля).

«Святую нагой повели на то место, где обыкновенно отдавали христиан на съедение зверям. Здесь выпустили на нее львицу, но львица, тихо подойдя, преклонила голову перед Святой. Потом выпускали на святую Фавсту много и других зверей, но все они, припадая к ногам ее, преклонялись пред ней» [1, с. 103].

Преподобный Василий Новый (26 марта)

Патриций сказал надсмотрщику за зверями:

«– Выбери самого свирепого льва и сегодня не давай ему обычной пищи, чтобы завтра утром он был голоден; тогда увидим мы, одолеет ли свирепого зверя этот волшебник.

На другой день утром множество народа собралось к назначенному зрелищу. И вот выпустили огромного и свирепого льва, громко рычащего от голода; привели туда и блаженного Василия и бросили ко льву на съедение. Но дикий зверь, увидев Святого, затрепетал; затем, подошедши к нему, покорно лег у его ног и лежал, как незлобивый агнец, – так что все дивились и в ужасе взывали: «Господи помилуй!»

Преподобный же, наклонившись к лежавшему у ног его льву, погладил его правою рукою, а потом, взяв его за ухо, вывел вон, громко возглашая:

– Вот агнец ваш, вот агнец!» [1, с. 506]

Священномученик Иануарий и иные с ним (21 апреля)

«С наступлением дня они все вместе с епископом были выведены на площадь и отданы зверям. Прославляющийся же среди Своих святых Бог заградил уста зверям, подобно тому, как некогда заградил уста львам во рву, в который был брошен Даниил. Ни один из зверей тех не прикоснулся к святым мученикам, но все, на время изменив свою природную свирепость на овечью кротость, подошли к святому епископу Ианнуарию и припали к ногам его. Это необычайное происшествие привело в изумление и ужас всех бывших там людей» [1, с. 311–312].

Священномученик Мокий (11 мая)

«На Святого были выпущены два голодных льва, громко рыкавших. Когда они подошли к Святому, то легли на землю пред ним, как бы поклоняясь ему и обнимая ноги его; затем львы начали лизать ноги Святого, как бы лобызая их» [1, с. 323].

Мученица Гликерия (13 мая)

«Игемон приказал отдать Святую зверям на съедение. Святая шла к зверям с весельем и радостью, как бы на некий пир. Когда она прибыла к тому месту, на которое выпускаются звери, то остановилась. Тотчас на Гликерию была выпущена большая львица, грозно рыкавшая; но, подойдя к Святой, она тихо легла у ног ее и начала их лизать. Святая же, подняв очи свои на небо, сказала:

– Благодарю Тебя, Боже всесильный, Боже отцов, Боже милосердия! Благодарю Тебя, укротившего ярость зверя, дабы показать всем божественную силу Твою! Благодарю Тебя за то, что ты сделал для меня легкими все, даже самые жестокие, мучения. Услышь меня, Боже, и воздай сему злому игемону по делам его, меня же не лиши венца благодати Твоей вместе с прочими святыми Твоими.

После того как Святая помолилась так, был слышан с неба голос, говоривший:

– Я услышал молитву твою! Приди ко Мне с миром! Вот тебе отверзаются двери царствия небесного!

Вскоре была спущена другая львица, которая, подойдя к Святой, угрызла ее, причем тело Святой не было растерзано львицей. Так предала Святая душу свою в руки Божии. Звери же тотчас возвратились в свои клети» [1, с. 442].

Мученик Фалалей (20 мая)

«Повели Святого на площадь и отдали на растерзание зве­рям. Но звери не тронули Святого. К нему подошла одна лютая медведица, легла у ног его и начала лизать их. Видя это, игемон заскрежетал своими зубами и зарычал как лев от ярости. Затем он приказал выпустить на него голодного льва, а также львицу, но и те, приблизившись, припали к ногам мученика и лизали их. Игемон же от ярости разорвал на себе одежды свои, а народ начал громогласно кричать, говоря:

– Велик Бог христианский! Бог Фалалея, помилуй нас!

Схватив же Урвикия-волхва, бросили его зверям, и тотчас тот был растерзан и съеден ими» [1, с. 596].

Мученица Еликонида (28 мая)

«Когда наступило утро, Святая была выведена из темницы, потом отведена на судилище, а затем была отдана на съедение зверям. На нее были выпущены два голодных льва, ничего не евших в продолжение трех дней. Но львы, подойдя к Святой, поклонились ей и начали лизать ее ноги» [1, с. 741].

Мученица Феодосия (29 мая)

«Святая Феодосия была приговорена на съедение зверей, но она пребыла совершенно невредимой от них» [1, с. 749].

Мученик Вит (15 июня)

«Царь, преисполнившись еще большей ярости, приказал привести страшного, большого и лютого льва, одного рева которого люди не могли выносить. И сказал царь Святому:

– Неужели и сего победят волшебства твои?

Мученик же отвечал:

– Безумный и несмысленный! Неужели ты не уразумел силы Христа, пребывающего со мной, ангел Которого вскоре возьмет меня из твоих мучительских рук?

Когда лев направился к Святому, Вит осенил себя знамением креста, и тотчас лев упал к ногам его и начал лизать его ступни...

Царь же сказал мученику:

– Почему это, Вит, ни огонь, ни звери не приносят тебе никакого вреда? Каким волшебством ты их укрощаешь и приводишь народ в удивление, так что многие веруют твоим волхвованиям?

Мученик отвечал:

– Я не укрощаю ни огня, ни зверя никакими волхвованиями; но все это делает сила Христа, Бога моего; огонь и зверь, как создания Божии, повинуются воле Создателя своего, а не мне, и почитают Творца своего, тебе же причиняют великий стыд: ибо огонь, будучи бездушной тварью, и зверь, будучи бессловесным созданием, знают создавшего их Бога» [1, с. 359].

Мученик Потит (1 июля)

«Император еще сильнее воспылал гневом и приказал, снявши мученика с дерева, отдать его на съедение зверям. Но звери, выпущенные на Святого, подходя к нему, падали перед ним и лизали его ноги» [1, с. 24].

Мученики Марин, Марфа, Авдифакса, Аввакум, Кирин, Валентин пресвитер, Астерий и многие другие (6 июля)

«Когда Святые вошли в яму, звери были выпущены на них. Тогда святой Астерий громко воскликнул:

– Господи Боже всемогущий, спасший раба Твоего Даниила во рву львином и через пророка Аввакума посетивший и укрепивший его, Ты и нас, рабов Твоих, посети через святого Ангела Твоего!

Вышедшие из-за перегородки звери никому из святых мучеников не причинили никакого вреда, напротив, кланялись святому Астерию и бывшим с ним» [1, с. 132].

Мученица Кириакия (7 июля)

«Правитель повелел привести святую Кириакию на место суда и выпустить на нее разных зверей, но и тут она осталась невредимою, так как звери вместо того, чтобы броситься на нее, валялись у ног ее» [1, с. 159].

Мученик Антиох (16 июля)

«Его приговорили к борьбе с дикими зверями, но звери при виде его приходили в радость, ложились у ног его и лизали их» [1, с. 368].

Великомученик Пантелеймон (27 июля)

«Мучитель повелел приготовить вне города звериный цирк, чтобы отдать мученика на съедение зверям. Весь город собрался на это зрелище, желая видеть, как прекрасного и безвинно страдающего юношу будут терзать звери...

...И его бросили зверям. Господь же и тут, явившись Святому в образе пресвитера Ермолая, заградил пасти зверей и сделал их кроткими, подобно овцам, так что, подползая к Святому, они лизали ноги его. Он гладил их рукою и каждый из зверей старался, чтобы рука Святого коснулась его, оттесняя один другого. Народ же, видя это, изумился и громогласно восклицал:

– Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!» [1, с. 632].

Мученики Авдон и Сеннис (30 июля)

«Тогда Валериан пришел в ярость и приказал святых мучеников бить оловянными прутьями, а потом вести нагими на то особо устроенное место, где их должны были съесть звери на глазах народа, смотрящего с возвышающихся ступеней. И стали Святые нагие телом, но во Христа облеченные духом, и осеняли себя крестным знамением. Выпущены были на них сначала два льва, а потом четыре медведя, но звери не вредили им и лежали у их ног, как стражи. Тогда Валериан сказал:

– Это очевидно волшебство христианское!

И повелел зверей отвести, а оруженосцам войти и убить мучеников» [1, с. 679].

Мученик Аникита (12 августа)

«Царь велел отдать святого Аникиту на съедение зверям: был выпущен громадный лев, который, с грозным ревом приблизившись к мученику, неожиданно сделался смирнее ягненка: он ласкался ко Святому и пот, выступивший от мучений на его челе и щеках, отер, как губою, лапою» [1, с. 191].

Мученики Леонтин, Атт, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Миней, Катун и Евклей (1 августа)

«Их отдали на растерзание зверям, но святые мученики укротили зверей, так что все, бывшие при этом, пришли в ужас и громко воскликнули:

– Велик Бог христианский! – Тотчас же разразилась гроза с громом и молнией, причем на землю падал дождь вместе с огнем и градом» [1, с. 28].

Мученики Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан (17 августа)

«Их привели на место зрелищ и отдали на растерзание зверям, но звери не причинили им никакого вреда» [1, с. 304].

Не только в древности благодать Божия хранила святых исповедников от пожирания кровожадными хищниками. Подобные примеры были известны и в 20 веке.

Иеросхимонах Сампсон (Сивере)

«В Соловках узников мучили разными способами. Батюшка об этом ничего не говорил. Но однажды рассказал такой случай:

– Узников загоняли в подвальное помещение и впускали к ним голодных крыс, они съедали людей, оставляя один скелет. И со мной также поступили. Помню, как крысы по мне бегали. Покусали только мои пятки.

– А как же Вы остались целы?

А он ответил:

– Они чистых людей не едят» [V, с. 32–33]

5.5. Звери не прикасаются к телам убиенных Святых

Тела убиенных мучеников, почитаемые христианами как святые мощи, часто оставались нетронутыми хищными зве­рями и птицами. Это подтверждает реченное пророком: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится (Пс.33:20–21).

Мученики Виктор и Сосфен (16 сентября)

«Осудил их мучитель на растерзание зверям. Когда же Святые шли на то место, где должны были их растерзать звери, то молились усердно Богу, чтобы Он умилосердился над ними и, простив им грехи, совершенные в то время, когда они пребывали в заблуждении и неверии, ввел их души туда, где пребывают верующие в Него.

И тотчас раздался с неба Божественный голос, призывавший их к упокоению. Услышав его, они с радостью предали свои души в руки Божии. Звери же не коснулись их тел» [1, с. 314].

Мученики Михаил, князь Черниговский и болярин Феодор (20 сентября)

«Святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу. Святые тела их брошены были на съедение псам, но в продолжение многих дней оставались целыми и никем не тронутыми. Так благодать Христова сохраняла их невредимыми» [1, с. 394].

Великомученица Анастасия Римляныня (29 октября)

«Святое тело ее было брошено без погребения на съедение птицам и зверям, но, по Божественному покровительству, оно сохранилось неприкосновенным» [1, с. 601].

Мученики Сильваи епископ, Лука диакон и Мокий чтец (29 января)

«Когда святые мученики приведены были на место казни и на них выпущены были разные звери, воины Христовы помолились, чтобы здесь Господь послал им кончину. Молитва их была услышана и Господь приял святые их души; к честным их останкам приблизились звери, но не коснулись их; христиане же ночью тайно взяли мощи святых мучеников и предали их погребению, вознося благодарение Богу» [1, с. 430].

Мученик Памфил пресвитер и 12 мучеников, с ним пострадавших (16 февраля)

«Их святые тела лежали брошенными во прахе за городом четыре дня. Нечестивцы, увидев, что к ним не касаются ни псы, ни звери, ни птицы, объявили, что, кто хочет, может взять их и предать погребению; тогда христиане, взяв эти святые тела, благоговейно погребли их, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога» [1, с. 304].

Мученики Павел и Иулиания (4 марта)

«На место казни прибегали псы, но не прикасались к телам мучеников; также прибегали волки и также не прикасались к телам» [1, с. 103].

Мученик Евстафий (14 апреля)

«Его честное тело было оставлено висеть на дереве близко от земли, чтобы его могли есть звери и хищные птицы, но ни один зверь и ни одна птица не приблизились к телу, ибо Бог охранял его. Спустя же три дня оно в целости было взято верующими и с честью предано погребению» [1, с. 218].

Святой благоверный князь Феодор Стародубский (21 июня)

«Тело святого князя было изрублено на куски татарами. К всеобщему удивлению, птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора» [5, с. 371].

Страстотерпцы князья Борис и Глеб (24 июля)

«Тело закланного князя Глеба было брошено в пустынном месте между двумя бревнами. Над ним местные жители стали видеть дивное сияние и слышать ангельское пение. А сам святой князь стал являться старейшинам Смоленска, сияя как молния... Наконец, в 1019 г. великим князем стал Ярослав Мудрый и прежде всего стал их искать. Могилу св. Бориса ему сейчас же указали в Вышгороде, около церкви святителя Василия, а где тело св. Глеба – не знал никто. Наконец, услышал Ярослав о чудесных знамениях около Смоленска и сейчас же сказал:

– Там тело брата моего, святого Глеба!

Послал за ним священников. Охотники указали, где искать святые мощи. Князь Глеб лежал как живой, и дикие звери не тронули его» [5, с. 432].

Праведный отрок Артемий Веркольский (20 октября)

Не прикоснулись звери и птицы к нетленным мощам праведного отрока Артемия, которого «оставили непогребенным в пустынном месте, в сосновом лесу».

«Спустя 28 лет по смерти праведного Артемия, по необычному свету над лесом, было обретено забытое всеми нетленное тело отрока» [6, т. IV, с. 451].

Мученики Полихроний, Олимпий и Максим (30 июля)

Наместник Декия «продолжал мучить их и, наконец, отсек им головы секирой, а тела их бросил на съедение псам. Пять дней лежали тела не погребенными, и ничто не коснулось их» [1, с. 677].

Мученица Сира (24 августа)

«Честное тело ее мучители решили не предавать погребению, но отдать на съедение псам. Посему они взяли из темницы тело мученицы, отнесли его в дом, собрали сюда множество псов и, заперев ворота, бросили псам на съедение тело мученицы. Но псы не прикоснулись к нему» [1, с. 420].

5.6. Звери охраняют тела Святых

Когда тела убиенных христианских мучеников жестокие го­нители часто бросали на съедение хищнам зверям и птицам, Бог нередко являл особое знамение: животные не только сами не предавались поруганию над телами умерших Святых, но охраняли и защищали их. Звери явили дивные примеры благоговейного и почтительного отношения к мощам святых мучеников.

Мученик Викентий (11 ноября)

«Мучитель, видя, что Святой умер, повелел вынести тело его в поле и бросить без погребения, на съедение птицам и зверям, а в отдалении повелел поставить стражу, дабы тело мученика не взяли христиане. Но Бог, Который хранит все кости (Пс.33:21) праведников, приставил необычайного стража к телу мученика, повелев охранять его ворону. Стража, поставленная Датианом в отдалении, видела, что когда на тело Святого нападало множество хищных птиц, то ворон всех отгонял и не позволял ни одной птице сесть на тело мученика. И хотя сам ворон, по природе своей, любит клевать мертвые тела, но удерживаемый силой Божией, он и сам не прикоснулся к телу Святого и другим птицам препятствовал прикоснуться. И еще чудеснее, когда пришел волк и хотел унести тело Святого, ворон с силой напав на него и избив его крыльями, отогнал и его» [1, с. 228].

Преподобномученик Анастасий (22 января)

«Для того чтобы удостоверить пред царем смерть Анастасия, воины отрезали его святую голову и отнесли к царю, а тело его, вместе с трупами прочих удавленных, было брошено на съедение псам. Но псы, с жадностью пожирая трупы других, не только не коснулись тела Святого, но и заметно начали стеречь его, чтобы не коснулся кто-либо другой» [1, с. 282].

Праведный Тит

Подвижник умер в тайге близ Тобольска.

«Его тело трое суток стерег медведь, который указал на него охотникам. Впоследствии на могилу Тита ходило много зверей и кланялось ему» [XIII].

Мученики Павел и Иулиания (4 марта)

«Прибегали волки и не прикасались к телам, но даже охраняли их, неотступно находясь при них; прилетали хищные птицы, но не опускались на честные тела, они летали над ними, охраняя их и не давая сесть на них мухам. Так продолжалось семь дней и ночей» [1, с. 103].

Священномученик Василий Херсонский (7 марта)

«Тело святого Василия было извлечено за городские ворота и брошено на съедение псам и птицам. Много дней лежало оно без погребения, однако, хранимое Богом, оставалось невредимым; ночью являлась над этим страдальческим телом звезда пресветлая, и волк, сидя около, стерег его от псов, а днем орел парил над телом, не допуская приближаться плотоядным птицам, пока христиане не взяли его тайно ночью и не погребли с честью» [1, с. 162].

Мученик Дула (15 июня)

«Игемон приказал тело бросить в глубокий ров, чтобы оно осталось без погребения. Воины же, взяв тело Святого, повергли его в реку, текущую в Зефиритскую страну. И когда тело приплыло к какому-то селению, отстоящему недалеко от города Преториады, и лежало там на берегу, собаки тамошних пастухов почуяли тело Святого, и один из псов, охраняя его, не допускал ни одной птице коснуться тела мученика; другой же пес, взяв в зубы пастушескую одежду, принес ее и покрыл мощи мученика» [1, с. 333].

«Собаки охраняют тело мученика младенца Гавриила Белостокского». Икона. Современный мастер. «Шестодневъ»

Мученик младенец Гавриил Белостокский (20 апреля)

«Когда ему было 6 лет, его лаской заманили к себе злодеи и зверски замучили, выпустив из него всю кровь. Тело его было выброшено в поле собакам. Но собаки охраняли его, и по их лаю оно было найдено» [5, с. 252].


Источник: Буфеев К., прот. Животные рядом со Святыми.М.2012

Комментарии для сайта Cackle