Послания и поучения патриарха Иова

Историко-литерат. очерк

Опубликовано: Русский паломник. 1914. №4. С. 55–57.

Первый патриарх всероссийский Иов оставил по себе довольно богатый вклад в древнерусскую церковную письменность. Многие его поучения и послания, к счастью для потомства, сохранены в нашей исторической литературе». Кроме непосредственной высокой ценности редкого памятника церковно-исторической письменности, творения первого патриарха всероссийского дороги еще тем всякому истинно верующему человеку, что ярко и полно обрисовывают светлый облик первосвятителя российской церкви, с его смирением, с его любвеобильной, богобоязненной душой.

Из творений патриарха Иова сохранились: «Повесть о честном житии благоверного и благородного государя, царя и великого князя Феодора Иоанновича»; две речи патриарха Иова к царю Борису; обширное послание патриарха Иова к грузинскому царю Александру; послание грузинскому митрополиту Николе; духовная грамота патриарха Иова; грамота от Иова, патриарха московского, к цареградскому патриарху Иеремии; грамота Иова митрополиту Гермогену...

Из этих древних памятников церковной письменности можно вывести многое. Например, мы видим, какой любовью и каким почитанием царя Бориса Годунова пользовался патриарх Иов. В посланиях своих к Иову Борис именует его «истине изыскателем отеческого предания, от Бога препрославленным ревнителем благочестия, твердым столпом православия, источником духовных учений» и т. п. Далее, видно, с каким смирением, с какой скромностью относился сам патриарх Иов к своим творениям. Так, в повести «о честном житии благоверного, благородного и христолюбивого государя, царя и великого князя Феодора Иоанновича», он называет убогим и грубым свой разум. То же самое говорить он и в своей духовной грамоте, хотя и в совершенно другой, значительной более мягкой, форме.

Между тем, с точки зрения духовного красноречия, творения первого всероссийского патриарха отнюдь не заслуживали такой строгой оценки. В них имеются яркие уподобления, живые образы... Например, возьмем весьма

удачное сравнение Св. Писания с морем, облегающим вселенную и многое другое.

Из творений патриарха Иова видно, с каким благоговением относился святитель к высоким задачам Церкви, как высоко ставил он ее власть и господство на земле, ее независимость и крепость. Так, в послании к грузинскому митрополиту Николе патриарх Иов пишет, между прочим: «Август и Тиверий, Гай, Клавдий, Нерон и другие мучители и цари, ратовавшие на св. Церковь, на св. апостолов и их приемников и наследников, не страшно ли осуждены были и погибли? И после них Констанций и Галл также получили возмездие за свои злодейства. Иулиан же царь, для корысти и для суетных прибытков прикоснувшийся к священным, страшно от Бога осужден был и злой смерти предан. Лев же царь Исаврийский и сын его царь Копроним все епископии и монастыри подчинили своей власти, также и игуменов и прочих клириков, т. е. причетников, и ереси умножили и погибли. И после сих прочие цари и князи, и мучители также поступали и погибали». «Сын мой, заключает патриарх Иов свое послание к грузинскому царю Александру, отнюдь к церковному, тебе недозволенному, не прикасайся». Читающему послания патриарха Иова – говорит один из церковных писателей, А. Красев – становится очень понятно, что какими-то особенно печальными историческими обстоятельствами вызвана была эта защита патриархом той мысли, что «за вмешательство мирской власти в область власти церковной Господь карал страшным судом мирских царей и повелителей».

Строго блюл патриарх Иов в своих поучениях и твердо доказывал важность и глубокое значите обрядов православной Церкви. В том же послании к грузинскому митрополиту Николе он так излагает свои мысли, касаясь обрядовой стороны христианства. «Многа и различна устроения, говорит он, чины же и уставы, правила и законы от божественных апостолов прият св. Церкви. Та же по апостолех богоносные отцы много предаша и навершиша св. соборней и апостольстей Церкви. Подобий чины и устроения и весь устав христианский, и на постановление патриархом молитвы, и уставы, и чины, и расчинения, и пределы когожды их, и места, и седалища митрополитом, и архиепископом и т. д. Молитвы на крещение, еже отрицатися сатаны и всех дел его, и на обручение, и на венчание, и на покаяние, и на причащение животворящего тела и т. п. Песни же и пения, и седальны, тропари и кондаки, и степенны и всенощные уставы, и пении Господним праздникам... Посты же и моления, и поклонения животворящему кресту и честным и святым иконам, начертания же письмена и иными вещами в святых церквах и на священных сосудах... Сих завещаша писати и поклонятися им и божественному

Евангелию, и священным сосудом и божественным храмам. «Сия есть вера – св. апостол, яже научены от Бога».

г. Старица, Тверской губ., где родился патриарх Иов и Успенский монастырь, в котором он воспитался, был архимандритом и погребен

Творения патриарха Иова доказывают, что первосвятитель, по своему времени, обладал обширной богословской начитанностью, недюжинным знанием канонических наставлений Церкви. В том же послании к грузинскому митрополиту, касаясь вопроса о церковной власти, патриарх ссылается на тридцатое правило св. апостолов об извержении епископов, получивших свою власть чрез мирских князей, на третье правило седьмого вселенского собора о том же предмете, на правила Лаодикийского собора и т. п. Далее идет новый подбор исторических примеров в доказательство той мысли, что для блага Церкви и народа недостаточно одного невмешательства светской власти в дела Церкви и даже покровительства ей, но необходимы еще с её стороны страх, целомудрие и пламенная любовь к Богу. Здесь патриарх указывает на заповедь Господню – вознести престол Соломона, если он не отвержется повелений Господних; говорит о бедственном состоянии еврейского народа в царствование Ехонии и Седекии, и, напротив – о его благоденствии в правление Заровавеля, Иисуса Оседекова и Ездры. Дальше говорится о попрании и осквернении Церкви и народа при Антиохе; о нападении персов на Церковь Божию и истреблении недостойно живущих в ней; о победе царя Ираклия над персами; о создании христианских храмов, разрушенных персами и т. д.

«В сочинениях патриарха Иова – указывает тот же компетентный А. Красев («Душепол. Чт.»), – нельзя не заметить и той особенной черты, что везде, где можно, он старается делать нравственное обращение к лицам, которым пишет свои послания. Он несколько раз повторяет одну и ту же заповедь: «соблюдать божественный повеления, иметь всегда в сердце страх Господень и разум благ, скверных тщеславий отметаться и блюстися от творящих распри и раздоры». Эта его любимая мысль, которую он варьирует везде, где только можно уклониться от прямого и объективного изложения предмета. Особенно же заметно это там, где он приводит примеры из истории»: здесь в каждом слове его и каждом примере проглядывает желание поскорее покончить с этим историческим материалом и обратиться к фактам современной жизни, чтобы сделать то или другое применение к ней из разных поучительных примеров всемирной истории».

Весьма интересно привести находящееся в «Духовной грамоте» патриарха Иова «исповедание веры»: – «Первое убо сам исповедую Богом преданную апостольскую и отеческую веру православия истинного благочестия, еже во Св. Троицу, и елико св. Церковь священные догматы прияла от Бога и от св. апостолов и от св. божественных отец вселенских седми соборов и поместных св. отец, и особь сущих, любезни из глубины сердца многою верою приемлю и почитаю, якоже исповеданием моим написано»... Немного спустя: «Молю и наказую, яко присная ми чада, вся священная, апостольская и отеческая предания цела и неподвижна во веки соблюдати, да всем подаю о Христе конечное прощание; и сам от них вкупе прощеная прошу».

Очень сильны и выразительны в творениях патриарха Иова те места, где первосвятитель громит пороки, указует путь праведный, рисует идеалы иноческой жизни...

«О, горе вам, вожеве слепии (из послания Иова к грузинскому митрополиту Николе), яко затворяете царствие Божие пред человеки, ни сами входяще, ни иному даете внити. Внемлите, пастушеские старейшины: подражайте святым отцам, не почивайте, учаще порученные вам люди... Не скрывайте бисера Господня в пьянстве. Красно есть воистину и мнозей хвалы достойно, – пишет далее патриарх Иов, – еже вндети мужа в миру отрицающася мира и иже в нем красных; хульно же и проклято, еже видети мниха, сан в мире приемлюща и мирская творяща, и богатства беруща. От царя и от вельможи власти пишут, и от бояр и от гостей имение, а от меньших чти и поклонения. И таковое видя, погании поношают и ускоряют «.

Из вышеприведенных выдержек, характеризующих письменное творчество первого патриарха всероссийского Иова, можно, до известной степени, вывести заключение касательно далеко недюжинных, даже богатых духовных и умственных сил московского первоиерарха. С доступной по времени эрудицией патриарх развивает в своих посланиях и поучениях многоразличные стороны духовной жизни, самоусовершенствования, благочестия, ставит на идеальную высоту авторитет Церкви и дарит перлы истинного, высокого, вдохновенного красноречия. Но заслугам и по праву он навсегда останется в истории нашей древней церковной письменности, далеко не бедной, стоящей всегда на высоком уровне духовного подъема, близкой сердцу каждого русского православного человека.

Святейший Иов, первый патриарх Всероссийский. – (1589–1605).

 

Источник: Патриаршество на Руси... / Русский паломник. 1914. № 4. С. 50-61.

Комментарии для сайта Cackle