сост. П.В. Пономарёв

Источник

Иеросхимонах Михаил

Будущий великий валаамский старец (в миру Михаил Иванович Питкевич) родился в Латгалии в 1877 году. Он рано лишился родителей. Детство его было трудным и исполненным многих скорбей. На Валаам он пришел в 1902 году, после чудесной встречи с загадочным старцем; в монашестве был наречен Тимоном, в честь святого апостола; самоотверженно прошел долгий путь монастырских послушаний, после чего нес почти затворнический подвиг в Гефсиманском скиту Валаама. Божественную литургию батюшка совершал ежедневно в течение нескольких десятков лет. В 1920-х годах, когда Православная Церковь Финляндии уклонилась в еретические нововведения, отец Тимон остался верным чистоте Православия и впоследствии возглавил валаамских исповедников. В 1939 году обитель была эвакуирована в Финляндию. Здесь, в Новом Валааме, подвижник принял великую схиму с именем Михаил. Он был редким молитвенником-исихастом, опытно созерцавшим сияние Божественных энергий. Став старцем, окормлял многочисленную паству, за что был постоянно гоним «новостильниками». Имея непрестанную молитву и редкий дар учительного старчества, в 1957 году, по приглашению Московского Патриархата, вместе с шестью валаамскими подвижниками переселился во Псково-Печерский монастырь. Так осуществилась передача драгоценного духовного опыта Старого Валаама в Россию. Преставился иеросхимонах Михаил 15 апреля 1962 года и был похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря. Известно много чудесных случаев помощи старца, в том числе и посмертной.

***

Царствие Небесное Христово силой берется, усилием, постепенно, не вдруг – непрестанным вниманием, самоотвержением, терпением, хранением чувств, покаянием, самоукорением. (8; стр. 294)

Пост – это воздержание, а не изнурение себя. Главное в посте – это сердце сокрушенное с искренним покаянием и смирением: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50; 19). (5; стр. 131)

Ты спрашиваешь об уставе, а знаешь ли, что устав родился от молитвы? И сам устав весь должен быть молитвой. А если не так – будете только букварями; хоть все правила (молитвенные) вычитывай, сколько их ни есть, и сколько ни хвались ими – они будут не на пользу душе, а даже на осуждение, если нет в них сердца сокрушенного и смиренного. А вот вам устав: заповеди блаженства знаете? Возьмите первую заповедь, начинайте ее исполнять, трудитесь над ней – вот вам и устав! Все добродетели и уставы – ничто без этой заповеди. Это у Лествичника читали ведь? А если и все службы выстаивать будете, а внутри не будете очищаться, то будете мнимо праведны, как фарисеи. И устав, и чтение сами должны быть молитвою. От молитвы родился устав и чин, и должен он быть внутренним, а не внешним. Готовиться надо к нему постепенно, со ступени на ступень восходить, а не сразу браться за высокое – труд и труд нужен повседневный. (9; стр. 225)

...Надо тебе работать, живешь ты в миру, нужны силы – не лакомься, не услаждайся, не позволяй себе излишеств, а если по необходимости придется тебе съесть в посту и яйцо или молоко, Господь не взыщет, не вменит в грех... Какой бы ни соблюдала пост, даже самый строгий, – если без истинного покаяния, то Господь не приемлет его. Такой пост не приведет ни к спасению, ни к утешению. Главное – внутри очищай сердце. (11; стр. 484)

Что сам знаешь, передай другим; чего сам не знаешь, от других возьми. (5; стр. 135)

Жизнь наша – это море, по которому надо плыть в своей лодке. Одни плывут ровно, благополучно, не перегруженные.

Если ты принимаешь дары, ты обязываешься принять на себя и часть долгов человека. Какие это долги? Не вещественные, нет, а это – грехи. Должна молиться о прощении грехов, как о своих; все с тебя взыщется. Принимать можно только в случае крайней необходимости, не иначе, – никакого лишнего груза не прибавляй к своим грехам. Едва ли кто сможет одолеть и снести тяжесть груза своего и чужих еще грехов в житейскую бурю. Безопаснее переплывать в своей лодке – не взяв чужих грехов со своими. (7; стр. 1304–1305)

Утренняя молитва для человека то же, что роса для растений. Молитва ночная, как солнце, освещает все дневные дела. Сколько раз тебе проснуться ни случится ночью – каждый раз обращайся к Богу с молитвою. (5; стр. 135)

Три подвига особенно приятны Богу: во-первых, когда человек, впадая в скорбь и подвергаясь другим искушениям, принимает их с благодарением; во-вторых, когда кто старается, чтобы все дела его были сокровенны от людей и чисты перед Богом и не имели суетных побуждений; в-третьих, когда кто пребывает в послушании духовному отцу и отказывается от всех своих желаний.

Третий получает один лишний венец против прочих. (5; стр. 133)

Многими скорбями – вот жертва Богу. Какая бы ни была тучная жертва – не угодна она Богу, если хоть капля жаления в ней есть, хоть малая доля стяжания и пристрастия. Все главное – в искренности, правдивости, чистоте сердца. Жертвой, угодной Богу, была жертва бедной вдовицы, потому что была всецелая, от чистого сердца – такую жертву Он приемлет с любовью. (6; стр. 173)

Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего? Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил – и покайся... и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение. А для этого нужно блюсти помыслы. Бывают они добрые, безразличные и худые. Последних никогда не принимай. Как появился прилог, отсекай его сразу молитвой Иисусовой. А если станешь его рассматривать... он тебя очарует и ты с ним согласишься и будешь обдумывать, как бы его исполнить, а потом его исполнишь делом – вот и грех. (8; стр. 293)

Нужно заставлять себя, хотя и не хочется, к молитве и ко всему доброму. Для принятия Святого Духа необходимо изнурять тело через пост, молитву, земные поклоны и другие подвиги – дай плоть и прими Дух. (5; стр. 135)

Терпи и терпи все – все злострадания, всю тяжесть труда, укорения, клевету, но больше всего бойся отчаяния – это самый тяжелый грех. (6; стр. 173)

Есть два пути: путь самоукорения и смирения и путь самооправдания и отчаяния. Первый – путь сокрушения и покаяния – есть истинный путь и ведет к утешению и спасению. Второй – путь гордыни и самооправдания; тогда никто не поможет: ни молитвы, ни Ангелы небесные, только милость Господня, а если не Господь, то этот путь ведет к гибели. (7; стр. 1309)

Ежедневно утром, встав от сна, прежде нежели приняться за работу, займись молитвою и словом Божиим. (5; стр. 135)

«Знаете ли вы, – спрашивает Иоанн Златоуст, – кто есть священник?» И отвечает: «Ангел Господень, а посему и почитать пастырей должно больше, чем родителей, ибо они – служители Христа на земле, и кто почитает их, тот почитает Христа». (5; стр. 133)

Какое бы ни произошло поползновение, падение – надо вставать, не отчаиваться, а опять начинать труд... Только за мужественную борьбу дают венцы. Должна быть борьба, сокрушение с искренним покаянием и твердое упование. (8; стр. 294)

С Иисусовым именем, с этой молитвой должен быть вопль из глубины сердца – тогда и будет молитва. (11; стр. 485)

Господи, оставь меня как есть; не надо мне больше никаких дарований – но дай любви! (9; стр. 243)

Молись так: «Иисусе Сладчайший и Дражайший, молю Тя и умоляю: вся мне прости и спаси мя». «Иисусе Сладчайший и Дражайший, научи меня молиться, научи любить Тебя, исполнять заповеди Твои». «Иисусе Сладчайший и Дражайший, обогати меня смирением, кротостью и слезами, ибо нет у меня другого пути к Тебе на Небушко». В такой молитве больше смирения. (6; стр. 172)

Молись за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились за тебя. (54; стр. 135)

Господь насильно не удерживает, должно быть свое произволение – но, жалея, видя слабость и немощи, ставит в такие условия, что этим как бы заграждает путь к отступлению и заставляет терпеть. (7; стр. 1311)

Не только надо молиться: «Господи, помилуй», не только просить, но надо и постоянно благодарить, и уметь славословить Господа – тогда будет мир в душе. (9; стр. 244)

Почитай Церковь – и Бог почтит тебя. (5; стр. 134)

Когда враг досаждает, хочет мелочами, досадами раздражить, разгневать, похитить мир сердца, скажи только: «Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!» Этих слов он боится больше всего, они его жгут, как огонь, и он убежит от тебя. (8; стр. 294)

Всегда надо иметь хотя самую краткую молитовку и стараться всегда помнить, что Господь тебя видит, – ходить перед Господом старайся. (11; стр. 485)

Больше храни мир сердца. Все возложи на Господа, всецело предайся Ему – все у Него и все от Него. (6; стр. 174)

Зло пристает к нам, как заразная болезнь. Если будешь часто общаться с болтуном, с клеветником, с миролюбцем9, то и сам незаметно впадешь в те же пороки, и наоборот. (5; стр. 135)

Не ищи правды на земле... ищи ее в себе...

Не ищи правды... Царица Небесная, Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим, разве не видела вокруг Своего Божественного Сына неправду, клевету, ложь, несправедливость, которыми платили Спасителю за Его бесчисленные благодеяния и чудеса? Но Она молчала. Она никого не упрекнула, никого не осудила. Вот как Она отнеслась к неправде этого мира! (9; стр. 245–246)

Все человечество имеет нужду в наставлении Церкви. Люби Священное Писание – и тебя полюбит мудрость. (5; стр. 134)

Терпи, смиряйся, сокрушайся и береги паче всего мир душевный. (6; стр. 174)

Мы легко обращаемся к заступничеству святых угодников, к Ангелам, к Божией Матери, обучаемся непрестанной молитве Иисусовой, а Троицу Святую забываем, будто Троица Святая чудная далеко от нас...

Один старец усердно творил непрестанную молитву Иисусову, и было ему видение: предстали пред ним трое, потом двое удалились, остался один... Что это значит? Он творил молитву Иисусову и увидел троих – Святую Троицу; остался только Господь Иисус Христос, Которого призывал, Сына Божия, одного... Надо чаще обращаться к Святой Троице. (8; стр. 294)

Две силы в нас действуют: добрая воля и сопротивление плоти. Хочу молиться... а плоть возражает: «Не могу, не хочу». Молитву нельзя оставлять, но и плоть не изнурять, все в меру – и хорошее будет на пользу. А без меры и хорошее не будет на пользу. (11; стр. 485)

Если случится не преодолеть искушение, если не выдержишь вражеских нападений (а они всегда будут со всех сторон и неожиданно, если и не делом – помыслами увлечешься) – есть покаяние. (7; стр. 1310)

Новый Завет важнее всех наук и знаний: он учит нас важнейшему из всех искусств – благочестию.

Хорошо читать и слушать Божественное, лучше – взаимное собеседование, а еще лучше – слова опытнейшего. Плодоноснее – слово Божие, а за ним – святоотеческие писания и жития святых. Жития святых лучше для начинающих, писания отеческие – для средних, Божие слово – для совершенных. Пред чтением упразднить душу от всего – обратиться молитвенно к Богу. За читаемым следить со вниманием и складывать в сердце. Что не дошло до сердца – на том стой, пока не дойдет. Читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда не хочет душа уже чтением питаться – сыта, значит. Если поразит душу какое-то место – стой на нем и читай более. Лучшее время для чтения слова Божия – утро, житий святых – после обеда, творений святых отцов – незадолго перед сном. Есть такие тексты Священного Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Посему такие места надо выписывать и хранить на случай нужды для возбуждения духа. (5; стр. 134)

Главное же – это смирение и любовь. Кто много любит, тому многое и простится.

Большая награда от Господа, когда человек молится, преодолевая лень или сон. Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте – на каждый свой вздох, что вздохнули, то в уме и вообразите молитву к Ней. Кто с Пресвятой Богородицей беседует, (тому) только и за то великое воздаяние будет. (5; стр. 135)

Слово Божие – хлеб ангельский. (5; стр. 134)

Смиряться надо и за все благодарить. (11; стр. 485)

Если вспомнишь о ком-нибудь, сделавшем тебе зло, то встань и помолись от всего сердца Богу, чтобы Бог простил сделавшему зло, – и помысл мести отступит от тебя. (5; стр. 135–136)

***

* * *

9

То есть с тем, кто любит мир сей (ср.: 1 Ии. 2,15). – Прим. Ред.


Источник: Духовная мудрость Валаама [Текст] : из Валаамских сотниц : [12+] / [сост. П. В. Пономарев]. – Москва : Сибирская благозвонница, 2016. – 172, [1] с.; 15 см.; ISBN 978–5-906793–58–4 : 7000 экз.; ISSN ru

Комментарии для сайта Cackle