И.Е. Евсеев, Ф.Г. Калугина

Источник

II. Преподобный Феодосий Печерский и его поучения

В обстоятельствах жизни преп. Феодосия Печерского (– одного из первых представителей монастырской проповеди в южной Руси) современников особенно поразил его пламенный, но замечательно цельный и сильный характер. Черты его жизни, сохраненные у его биографов XI века40, обрисовывают его, по преимуществу, как подвижника, на которого успело весьма сильно подействовать христианство. Всю свою жизнь, начиная с молодых лет, он неуклонно и упорно трудился над осуществлением иноческого идеала. Усвоив его уже с детства, он до самой смерти своей, не только старался осуществить его в самом себе, но и других – примером и словом стремился увлечь по тому же пути к нравственному совершенствованию.

Родом из Васильева, нынешнего Василькова (Киевской губернии), он молодые годы до принятия иночества провел в Курске (Черниговской губернии), куда по воле князя переселились его родители. Еще будучи отроком, он чуждался детских игр, любил носить одежду, покрытую заплатами, каждый день посещал церковь и внимательно прислушивался к чтению божественных книг. Жажда духовного знания заставила его упросить родителей отдать его какому-либо учителю для обучения. Научившись грамоте изумительно скоро, он впоследствии восполнил свое первоначальное образование через чтение богослужебных книг, житий святых и творений св. Отцов41.

13 лет лишившись отца, св. Феодосий остался под надзором матери, женщины, обладавшей при мужской физической силе твердым характером и вспыльчивым нравом42 и с этого времени с особенным усердием посвятил себя благочестивым подвигам43, которые вскоре стали для него школой тяжелых душевных испытаний. В лице своей матери он нашел сильное стеснение для своих подвигов. Поэтому он принял решение удалиться из-под родительского крова и однажды ночью присоединился к палестинским поклонникам («странникам»). Спустя три дня мать узнала, что он ушел со странниками и догнала его. Возвращенный насильно домой, он занялся в Курске просфоропечением. Но через два года44 он во второй раз тайно удалился из дому и поселился в одном окрестном городе у священника, где также занялся просфоропечением. Здесь он пробыл довольно продолжительное время, но опять был найден матерью, которая воротила его домой. Однако и эта неудача не смутила его и после вторичного возвращения в Курск, где на время он был взят посадником («властелином града») к церкви («и повеле же емоу да пребывает у него в церкви»), у будущего печерского подвижника созрело окончательное решение стать иноком. В третий и последний раз он оставил родной город, удалившись в Киев, где в то время уже было много монастырей. Нигде, однако, вследствие его бедности не принимали его. Наконец, услышав о преп. Антонии, жившем в пещере, он явился к нему и, получив от него благословение, принял пострижение от Никона, как догадываются, в 1055 или – 1056 году.

Здесь иноческая карьера преп. Феодосия, не встречая уже препятствий, пошла быстро. Когда только что был выстроен монастырь и князь Изяслав взял из него игумена Варлаама, чтобы поручить ему игуменство в монастыре св. Димитрия, св. Феодосий, бывший тогда уже в сане иеромонаха, выдвинулся настолько, что стал игуменом Печерской обители45. Это назначение дало ему возможность осуществить его заветные мысли, и к годам игуменства преп. Феодосия в Печерском монастыре (которое он не оставлял до самой своей кончины, последовавшей 3 мая 1074 года) относятся главнейшие труды его на пользу Киево-Печерского братства и духовного образования, состоявшие в привлечении многих иноков в Печерскую обитель, в благоустройстве монастыря, в ряде обычных для св. Феодосия аскетических подвигов и во введении общежительного студийского монастырского устава. В тесной связи с чертами его характера и этими трудами была и деятельность его как учителя-проповедника.

Студитов устав одной из существеннейших задач жизни иноков поставлял религиозное самообразование и взаимное обучение и уже этим требованием побуждал членов братства к учительству. По введении этого устава в Киево-Печерскую обитель, она и стала действительно рассадником духовных писателей, воспитавшим в своих стенах немало «учительных» епископов и иноков.

С другой стороны, вводя в свою обитель общежительный устав, связанный с именем св. Феодора Студита, преп. Феодосий, как игумен, взыскательный к самому себе и строгий к другим, не мог не наблюдать зa неукоснительным исполнением этого устава. Бесспорно, что учреждение строгих порядков не могло привиться к среде иночества без затруднений. И преп. Феодосием было потрачено немало времени и труда, чтобы направить иноческую жизнь согласно новому уставу. В кельях, по Студитову уставу, воспрещалось инокам иметь какую-либо собственность (из одежды и пищи) сверх положенной. Преп. Феодосий, наблюдая за исполнением этого требования, обходил кельи и, найдя что-либо возбраненное, повелевал бросать в огонь найденное, а сам провинившемуся делал наставление в нестяжательности. После повечерия инокам возбранялось посещать друг друга для праздных разговоров, а предлагалось проводить время в молитве, чтении, пении псалмов и в труде. И преп. Феодосий имел обычай каждую ночь обходить монастырь и наблюдать, чтобы не было нарушения этого правила. Если он слышал беседу где-либо, то ударял в дверь, а на другой день утром призывал виновных и обличал46. Но помимо частных наставлений, нарушения монастырского устава заставляли преп. Феодосия обращаться к братии и с церковными поучениями, часть которых и посвящена действительно правилам (внешнего) поведения. В общепонятных, безыскусственных наставлениях он учил иноков быть внимательными к церковному пению, к преданьям отеческим и книжному почитанью, ходить с согбенными на персях руками, при встрече кланяться друг другу, не иметь в кельях никакой собственности, читать жития святых, спешить к началу богослужения, входя в церковь петь Святый Боже и затем делать три земных поклона, стоять в церкви не прислоняясь к стене, наблюдать благочиние и порядок при пении псалтыри и т. п. Но так как подобные отступления от требований монастырской дисциплины прежде всего могли происходить от того или иного понимания иноческого идеала, то еще чаще преп. Феодосий обращался к раскрытию нравственного учения применительно к монашескому быту. Это и было излюбленным содержанием его поучений, в котором отразились отчетливо черты нравственного облика самого автора – с его стремлением к суровому подвижничеству, настойчивостью, смирением, задушевной любовью к своей пастве и отсутствием какой-либо раздвоенности между словом и делом. В своих поучениях (как и в жизни) преп. Феодосий прежде всего – смиренный аскет; задача его внушить братии истинный идеал подвижничества и применить его к частной жизни иноков своей обители. На иночество он смотрит как на поприще труда и печалей. Он требует от братии всецелого отречения от мира, нестяжательности, воздержания, постничества, смирения, терпения, покаяния, постоянного пребывания в молитве, безленостном бдении, пении псалтыри и почитании книжном, постоянного наблюдения за помыслами и т. п. В отношении к игумену – он требует от братии повиновения и откровенности, обличает ее за ропот, возникший по поводу строгого искуса при принятии членов в братство. В отношениях к другим – он желает видеть у иноков любовь и уважение к ближнему. «Отец Феодосий, говорит его биограф преп. Нестор, поучал братию не превозноситься ничем, но быть смиренным и не гордиться, а быть покорным всякому... Проходя один мимо другого, говорил он, со смиреньем кланяйтесь друг другу, как прилично монаху». «Черноризцам необходимо, учил он, иметь любовь ко всем «меньшим», а к старшим покоренье и послушание». Не отрицая общественного служения иноков и не терпя праздности, он побуждал их своими трудами кормить странных и убогих.

Такие черты в содержании поучений заставляли даже предполагать, что в них св. Феодосий был подражателем пр. Феодора Студита, устав которого он применил к своему монастырю и имя которого он упоминает в своих поучениях. Но горячность чувства и задушевность тона этих поучений заставляют думать, что эти свойства явились здесь лишь как отражение душевных качеств и убеждений самого проповедника, который, по словам его жизнеописателя, наставляя братию, нередко умолял ее со слезами на глазах. – Применяясь к потребностям своей паствы, он излагал ей свои наставления в форме поучений – языком ясным, простым, в которых при множестве текстов из Св. Писания лишь изредка встречаются метафорические выражения, заимствованные из богослужебных книг. Проповеди св. Феодосия всецело примыкают к немногочисленной группе безыскусственных, чуждых витийства, но проникнутых неподдельным убеждением проповедей домонгольского времени.

Говоря о наставлениях преп. Феодосия, его жизнеописатель преп. Нестор не оставляет никакого сомнения в том, что поучений этих в свое время было сказано весьма много. Неусыпно следя за нравственным состоянием печерской паствы, преп. Феодосий не упускал случая предлагать ей наставления как вне храма, так и в храме47. Так, по словам преп. Нестора, св. Феодосий имел обыкновение каждую ночь посещать все кельи монахов, желая увидеть жизнь каждого из них; и когда слышал кого молящимся, то став прославлял о том Бога, когда же слышал сошедшихся двух или трех вместе и беседующих, то ударял рукой в дверь, давая тем знать о своем приходе. На другой день утром призывал их и не вдруг обличал, но начинал речь издалека, и вразумлял их, таким образом желая видеть, какое они имеют усердие к Богу48. Не менее часто, по свидетельству биографа, преп. Феодосий обращался к братии и с церковными поучениями: «Иногда сам он поучал братию в церкви духовными словами, говорит преп. Нестор, а иногда приказывал великому Никону, который, читая книги, поучал братию; а иногда преподобному отцу нашему Стефану, бывшему в то время экклезиархом, и после игуменом сего монастыря, по смерти блаженного Феодосия и, наконец, епископом во Владимирской области»49. Преп. Нестор излагает и самое содержание некоторых из поучений преп. Феодосия.

Кроме иноков св. Феодосий нередко поучал и бесстрашно обличал и мирян, за что и пользовался большой славой у современников. «Он часто поучал от святых книг князей, бояр и народ, свидетельствует преп. Нестор, и за это пользовался от всех величайшею любовью и почетом. Его уважали не за нарядное платье, или светлые одежды, или за большое его имение, но за чистое житие и светлую душу я за многие поучения, проникнутые силою Духа Святого»50. Преп. Нестор упоминает также и об обличительном послании преп. Феодосия к князю Святославу, которое начиналось словами: «глас крови брата твоего вопиет на тебя к Богу подобно Авелевой»51. Но как это послание, так и большинство его наставлений, быть может незаписанных своевременно, до нашего времени не сохранились.

В настоящее время преп. Феодосию приписывают следующие произведения52: А) два общенародных поучения: 1) «поучение блаженного Феодосия, игумена Печерского, о казнях Божиих» (нач. «Наводит Бог, по гневу своему»), 2) «слово писано святым Феодосием мнихом – о тропарных чашах» (нач.: «И се ведуще, братия, обедне и трапезе», по другим спискам: «И се буди ведомо: на обедне и трапезе»); Б) пять поучений к братии: 3) «слово святого Феодосия о терпении и о любви» (нач.: «Что внесем, любимици мои, в мире сем...»), 4) «слово святого Феодосия о терпении и о любви» (нач.: «Многажды друзии отгоними много»), 5) «поучение святого Феодосия о терпении и милостыни» (нач.: «Возлюблении! Притчю приимите злострадания и терпения»); 6) «поучение святого Феодосия о терпении и о смирении» (нач.: «Подвизайтеся, трудници, да приимете венец терпения вашего»); 7) «поучение святого Феодосия о хожении к церкви и о молитве» (нач.: «Слышим убо Господа, пророком глаголюща»); В) 8) поучение к келарю; Г) два поучения, надписанные именем св. Феодора Студита; 9) «в вторник 3 недели поста на часех святого Феодора игумена студийского·слово утешно к братьи о душевней пользе» (нач.: «Аз грешный и ленивый, погребыи талант свои в земли») и 10) «в среду 3 недели поста святого Феодора игумена студийского поучение о пользе душевней» (нач.: «Тем убо аз ныне дерзнух се писати вам»); Д) 11) несколько «отрывков» (обыкновенно их насчитывают четыре) из поучений преп. Феодосия, находящиеся в житии его, составленном преп. Нестором; Е) 12–13) два. ответных послания к князю Изяславу (Ярославичу): одно богослужебно-канонического характера («Впрошенье Изяслава князя, сына Ярославля, внука Володимира, игумена Феодосия Печерского монастыря», нач.: «Что возмыслил еси, боголюбивый княже, вопрошати мене» – о заклании животных в воскресный день и о посте в среду н пяток), и другое – о латинах («того же Феодосия к тому же Изяславу» – о латинах, нач.: «Аз, Федос, худый мних раб есмь»; в других списках начало иное); Ж) две молитвы: 14) «молитва святого Феодосия Печерского за вся крестьяны» (нач.: «Владыко Господи Человеколюбче! Иже суть вернии») и 15) «молитва св. Феодосия, написанная по просьбе Симона Варяга» (нач.: «Помяни мя, Господи, егда приидеши в царствии си, и вздати хотя»).

Из числа этих сочинений далеко не все относятся к разряду учительных произведений. Из числа же последних несомненными53 произведениями св. Феодосия признаются пять наставлений к братии54, а четыре так называемых отрывка, из его поучений, находящиеся в житии (принадлежащие по изложению перу преп. Нестора), только со стороны содержания служат для характеристики преп. Феодосия, как автора55. Наконец, два поучения, надписанные именем св. Феодора Студита, считаются за произведения св. Феодосия, только гадательно56.      Н. К. Н.

I. Слово святого Феодосия о терпении и о любви

Что внесем любимици мои, в мир сей, или что имамы изнести? (1Тим. 6:7). Не оставихом ли мира, и яже в мире, (по) заповеди Христовы, глаголавшаго: иже57 възненавидить всего и последуеть ми, несть ми ученик (ср. Лк. 14:26, 33), и пакы: иже мя аще любить и слово мое схранить, и иже душу свою погубить мене ради, обрящеть ю (Ин. 14:23). И любы Божия не в словесех съвръшается, но в делех детельных (ср. Mк. 8:35; Μф. 10:39; Лк. 9:24). Рече бо: иже пребудеть в заповедех моих аз възлюблю и явлюся ему сам (Ин. 14:21). Заповедь бо нову даю вам да любите друг друга, якоже и аз възлюбих вы, и по сем разумеют вcu, яко мои ученици есте, аще любовь имаете междю събою (Ин. 13:34–35). Да аще храним заповеди Его, и Он възлюбить насъ. Рече бо Иисус в оном долзем и нощнем наказании к Июде Скариоту, глаголавшему, како есть, яко нам хощеши явитися, а не всему миру, и отвещав Иисус и рече ему. аще кто слово мое възглаголеть, и Отець мой възлюбить и, и к нему приидеве, и обитель в него створив а не любяй мене, иже словес моих не сохранить (Ин. 14:22–25). Аз бо есмь виноград истинный, и Отець мой делатель есть, и всяка лоза, не творящии плода о мне, посекается, а творрщиа плод отребится, да болий плод сотворить (Ин. 15:1–2). Аще бо кто во мне не пребудеть, и извержется вонъ. Яко же и лоза, съсхнет и сбирають ю, и в огнь влагають, и сгораеть (Ин.: 15:6), такожде и мы, отци моп и братиа, аще потщимыся заповеди Его творити, да словеса Его в нас будуть, и плод створимъ. О сем бо, рече, прославися Отець мой, да плод мног створите, и будете мои ученицы (Ин. 15:8). И кто не удивится, възлюблении, яко Богу прославитися нашими делесы? И колика на нас худых любы Его излияся! Яко же бо, рече, възлюби мя Отец и аз възлюбих вы (Ин. 15:9). Болше сея любве никто же не имать, да кто душу свою положить за другы своя; вы бо, рече, есте друзи мои (Ин. 15:13–14).

И та слышасте, нам убогым кацемь (какими) достоит длъжным быти? Не сердце ли в нас горитъ? И та вся слышаще, нам нимало от съвести своеа въсклоняющимся? Что бо добро створихом Ему, да нас изъбра, изведе ны от маловременнаго житиа сего? Не вси (ли) уклонимся (уклонихомся) и неключими быхом работати Ему? не в след ли похотей идохомъ? И Он не презре нас в толице зле сущим ни възгнушася естьства нашего, и въсприим рабий образ уподобися нам (Флп. 2:7) и вся та отвори, да мы спасены будемъ. Глаголаше бо: вся, елико створять вам человеци, и вы творите им такожде, и всякому просящему в вас дайте, и взяти хотящим у тебе не отвратите, (Мф. 5:42) и будете съвръшени, якоже Отець мой свершен есть (Мф. 5:48). Якоже сиаеть солнце на злыа и на добрыя, такожде и дождить, не токмо на рабы своя, но и на съпостаты своя (Μф. 5:45). И не себе бо ради сниде Слово Божие на землю, но всех ради (Срв. Евр. 2:9), и за вся пострадати смерть восприятъ. И Петрови бо некъгда в обрезаннцех пребывающу и с теми ядущу, а иноязычник гнушающуся, не свесил (ли) ему Господь съсуда некакого, полна суща нечистых годъ? И глаголаше ему: заколи и яжъ. И что же рече Петръ? Господи николиже нечисто не вниде в уста моя. И что противу тому услыша? Рече бо: еже Бог очисти, человек да не осквернавить. (Деян. 10:11–14). И Богу тако сътворшу, и тако повелеющу рабом своим в годы своя. И како аз могу, грешный и недостойный раб ваш противник Богу быти, оному о мне тако творящу? Трость бо не пишеть сама, аще не будет пишущаго ею, ниже прославиться секира без секущаго ею. Сами бо весте, братие моя и отци, яко не аз послах проповедник своих дая всем покаание, но Отець, живый в вышних пославый единородного Сына своего за избавление всего мира (Сравн. 1Ин. 4:9). Темже, братие моя, дръжаще междю собою любовь истинну, и въсприимемь благаго Бога нашего закон чисть, и заповеди Его непорочны съблюдем тружающеся в бдении и в молитвах молящеся за весь мир без престани (=непрестанно), да тем получим царство небесное о Христе Иисусе, Господе нашем ему же58.

II. Слово святого Феодосия о терпении и о любви

Многажды друзии отгоними мною искушениа ради, а не не останутся, дóндеже получать святый тот даръ: то, что створю, невем убогый. Аще бо умолчю, вашего ради роптаниа, угождаа вам вашеа ради слабости: то камение възъпиеть (Сравн. Лк. 19:40). Не аз бо то глаголю, но они, светила вселенныа всея, истиннии стлъпи правыя веры, всадители, наставници всему доброму благонравию, вожди истиннии и светила негасущая. Ныне бо печалуемь и скорбим о инех Богоувидении, о немже бы нам радоватися и хвалу въздати благому Владыце, иже в первый на десять час пришедшим не похули их опождения (опоздания), но тужде мзду дарова им юже из утра делавшимъ; ропщющи бо на винограднаго владыку (Mф. 20:1–16: друже, не обижю тебе, – не тако ли съвещах с тобою, и не леть ли ми в своих яко же хощю? (Мф. 20:13–15). Ныне же аз худый, в уме прием заповедь благаго Владыкы, се вещаю вамъ: Лепо бо бяше нам от трудов своих кръмити убогыа и странныя, а не праздным пребывати, преходити от келии в келию. Слышасте бо Павла, глаголюща: яко нигде же ту ни (туне) хлеба не ядох но нощь делах (2Фес. 3:8), а в дне проповедах и руце мои послужистаси, мне и инемъ: и паки: праздный да не ясть (2Фес. 3:10). Мы ничсоже того не сотворихомь. Аще бы не блогодать Божиа приспела нас и кръмила боголюбивыми человеки: что быхом сътвориси, на своя труды зряще? Да аще речемъ: пениа ради нашего, или поста ради, или бдениа, та нам вся приносять, и за всех бо за приносящих ни единою поклонимся. Слышасте бо притчю о десяти дев мудрых а е҇ несмысленныхъ. Вещеваеть бо святое Евангелие: мудрыя же девьство съблюдоша, и светильникы своя украсиша (Мф. 25:1–13) милостынями и верами, и внидоша в чрътог радостный, и никому же не възбраняющю имъ. Оныже буяя како нарекошася? Понеже девьственую печать съблюдоша неразориму, и в пощении и в бдении, в молитвах стончиша (=утончили) плоть свою, масла же и милостыни не принесоша в светильницех своих душ и того ради изъгнани Быша из чрътога, и тогда възыскаша продающих милостыня нищих но не обретоша; уже бо затворишася двери человеколюбиа Божиа.

Да нелепо нам есть, възлюблении, посылаемых от Бога на пользу душам и телесем нашим от Боголюбивых человек удержати себе, но и инем подати требующимъ. Луче бо, рече апостол даяти, нежели взимати (Деян. 20:35). Блажен рече, разумеваяй на нища и убога: в день лют избавит и Господь (Пс. 40:2 ). И пакы: блажени милостивии, яко ти помиловани будуть (Mф. 5:7). Да не уподобимся онем роптивым иже чрева ради падоша в пустыни, ни помышляем бесовских помышлений, иже всевають в сердца наша неподобнаа, недающе нам хвалы въздати Богу о всех благодатех Его, еже к намъ. Слышите бо, в что изыде роптание онехъ: не первее ли, егда ведяше я Моисей к морю Чрьмному и столпом огньным облачномъ? И они, забывше онех казни, и елико сътвори им Бог в Египте Моисеом и Аароном не възъпиша ли на Моисея, что извел ны еси зде, да умрем ныне в пустыне сей? Не луче ли, да Быша гроби наши в Египте были? Да егда проведе их Бог скозе Чрьмное море рукою Моисеовою, и врагы их потопи, и приидоша в Мерры, и обретоша ту горкыа воды, и пакы ускориша и забыша дел Божиих възропташа на Моисея, глаголюще: чьто пиемь? се бо въвел ны еси в пустыню сию безводную, неимущи никакояже утехи. И не ослади ли им Бог горкых водъ? То не осташа в разуме. Но по тех всех чудотворных (= после чудес) поклонишася телцю: то потребил бы я Бог от лица земли? И пакы воду им ис камени источи, и хлебы им с небесе дарова; то или похвалиша Бога безъблагодатнии (=неблагодарные)? Но начаша глаголати: егда подаваем от хлеба иноязычникомъ? И не от всех ны слово сии есть, тайне ропщющихъ; но того деля глаголю то всем да не вси приимуть, яко квас (как закваску) зло сребролюбна. Глаголаше: почто гыбель сиа бысть; можаше бо сему распродатися на мнозе и дати убогым (Mф. 26:9. Сравн. Мк. 14:5). И последиже не продасть ли Июда Учителя своего на тридесятех сребреницехъ? А сам удавися (Мф. 27:5).

И како ми не стенати и не тужити, любимици мои, и та вся слышаще в васъ? И аще быхом глагол възглаголали ино пророческое слово: кто дасть главе моей камение и очима моима источники слез да плачюся день и нощь дщере людий моихъ? (Иер. 9:1). Удалихомбося в пустыню, по писанию, и чаем Бога, спасающаго нас и не изведе ли нас пакы из Египта, от мира в пустыню сию безводную, не рукою Моисеовою, но благодатию Божиею? И что облиховани (поруганы) быхом братиа моя и отци. что бо принесосте от имений своих на место се, или что аз требовах от вас приимая вы в обитель сию и в человеколюбие Божие, что нас лишеных вся ли подаст нам молитвами святыа Богородица? Да тем молюся вам от всея душа моея, любимици мои, не пребываим в дводушии, да не прогневаем благаго Владыкы, якоже и они непокоривии, но въздадим хвалу благому Владыце, он же тако о нас смотрить, и вся нам изобилия иодаваеть, не помня немощей нашихъ. И длъжны есмы к Нему глаголати оно Давидово слово: что есмы грешнии, Господи мой, Господи, о иже ты и нас изъбра, и та вся нам дарова? Смирихъбося, рече, спаси мя (Пс. 93). К в смирении нашем помянул ны Господь, о Христе Иисусе, Господе нашемъ.

III. Поучение святого Феодосия о терпении и милостыни

Възлюблении! Притчю (пример) приимите злостраданиа и тръпениа – Пророки, иже глаголаша нам именем Господнимъ. Ныне бо блажим тръпящая. Терпение Иовле слышасте и кончину Господню видяще, яко премилостив есть и щедр (Иак. 5:10–11) п длъготерпелив и не помня злоб нашихъ. Како бо есть не премилостив иже туне нас спасе, от небытиа в бытие привед всяческая, небесная и земнаа, и нам обнови путь нов собою? Мертвы бо ны суща, въринувшимся самоволне и у (в) дебрь греховную, не презре нас ни отвержеся насъ; но възыска и обрет и на раме понесе, и одесную Отца посади: то како несть милостив и человеколюбивъ? Не мы възыскахом Его, но Он насъ. Не пророкы ли прежде предасть в толикы беды и напасти? Овии бо камением побиваеми, и друзии же претираеми. инии же в пещь вметаеми, инии к лвом (Сравн. Евр 11:37). И та вся створи нас деля. Святии бо в толице суще беде и печали, не стужи си, но на помощь Его призывающе глаголаху: ускори, потщися на помощь нашу, яко вся мощна от Тебе. В толице бо тузе суще, не отрекоша Божиа помощи, но мужьскы тръпяху. И Апостоли гоними, и в темницю всажаеми, и укоряеми, и не стужиша (стужити – унывать) си в толиках бедах не отврьгоша от упованиа своего. Помянем же святыя мученицы, и тръпению их кто почудится, видя их толицеми страстьми облежаща, яко и самую плоть ту презрети Христа ради? И преподобныа отця оны видим в колице терпении житие свое скончаша, ихже памяти творяще и житиа их иочитающе, хвалим Творца, укрепившаго я ярем благый Его понести. Акы звезды сиающе в памятех своих просвещають душа наша, прибегающих к нимъ.

Тем же молю вас братиа моя любимая, не отврьзем упованиа своего, еже имать мзды и въздаание велико. Тръпениа бо имате тръвание (терпением вооружимся), да волю Божию сътворше, приимете обещание. Не призва бо нас то благоволение Его зде, да всех земных насытимся; не бо и того ради нас сътвори, да обещници будем временному сему житию лености деля нашея. Но отрясем молю вас любимици мои, уныние наше. Помянем прьвый свой вход како быхом но егда к дверем монастырским приидохом не все ли обещахомся тръпети, и поношениа, и укорениа, и уничижениа, и изгнаниа? Не тогда бо токмо, егда пред святыми дверцами стоаще ответ деяхом о своем обещании, акы и на страшнем дни пред видимыми послухы (свидетелями) и пред невидимыми, и самого Владыку и Бога нашего иризвахом на послушство глаголюще: се Христос сде стоить невидимо. Блюди кому ся обещаеши: никто же бо тебе на се не нудить. И ныне же та вся обещаниа наша ни в чтоже вменихомъ. Покорение бо належить нам и тръпение, но и того не имамъ. Истаеваеть бо душа наша по вся дни, иже не вижду вас тщащеся о своем обещании. Житиа бо святых почитающе, и от тех затыкающе ушы своя, яко не слышати мужства (мужество) ихъ. Не ны бо что предословие речеть, то и того амина не можеть изъглаголати, но тогда боле уста своя стиснемъ; а о ином ничсоже глаголати. Но на неподобныа речи, и на укорение, и на гневание несмы лениви. На то бо уста своя отврьзем и очи не дремливи, ухо вне. Ибо трубе (кампан – било), убуждающи нас на святое славословие и на вся годины, и образ свой в том подавающи нам не малы благостыня. Рати бо належащи и трубе воиньстей трубящи, никтоже можеть спати: и воину Христову лепо ли есть ленитися? Да или то они за тщую славу и изгыбающую не помнять ни жены, ни детей, ни имениа. Да что мню имение, еже есть хуже всего, но и главы своея ни в что же помнять, дабы им не посрамленым быти. Да якоже суть сами временнии: тако и слава их с животом скончевается. Нам же не тако. Но аще стерпим борющеся с супостаты нашими, и, одолевше, приимем славу безконечную и чьсти неизреченныа сподобимся. Билу бо ударяющу и образы сим гласы нам тако испущающе, аще не речию възвещающе нам но образом глаголет нам призываа к святой церкви на Божественное пение. Приходяще же с страхом стоим до отпущениа иереева, главу долу покланяюще, а ум имуще к Вышнему, и тако улучим царство небесное о Христе Иисусе, Господе нашемъ.

IV. Поучение святого Феодосия о терпении и о смирении

Подвизайтеся, трудници, да приимете венец тръпениа вашего: Христос бо ждеть входа нашего. И въждезем (засветим) светильникы наша любовию и послушанием кротостию и смирением и срящем Христа непостыдным лицем глаголюще к намъ: приидете, иже мене ради потружавшесь в молитвах и в бдениих и в всякых службах и приобщитеся благых всяк – иже речеть ленивым и нерадивымъ: идете от мене проклятии (Μф. 25:41), не знаю васъ; яко же вы не слышасте гласа раб моих пророк и апостол и святыми Евангелии позывающа в царство небесное: тако и Аз вас не слышу, но ему же последовасте, тому же и обещници будете мукам безконечнымъ.

Билу бо ударяющу нелепо ны есть лежати, но въстати на молитву, якоже ны богоносивый Феодор учит и Давидьское оно слово в уме имеюще и глаголати, готово сердце мое, Боже, готово (Пс. 107:2). Да егда второму клепанию скончевающеся (после вторичного звона в клепало), тогда и своя ногы вготовим на сшествие церковное, помысла своего недряхла имуща, но весела, и въздающе хвалу жизнодавцю Богу препроводившу нам връсту нощную, и в устех имеюще пророка Давида и царепсалмоса, в немже глоголеть: възвеселихся о рекших мне, в дом Господень внидем и прочье (Пс. 121:1). Такожде входяще в церковь и Святый Боже поюще, таже с лепотою поклонившеся Христу трижды до земля, и с великою боязнию и с страхом стати безмолвно при стене, гласы немлъчными въспевающе к Вышнему, иже нас грешных сподобил входа церковнаго, неимеюще собе подъпоры стены, ни стлъпа, еже нам суть на честь створена. Егда бо и к другом приходимъ: то достоить нам поклонение створше до земля и связавше руце, аки рабу Божию, стати пред ним и Христа о сем подражающе издражати (с семит. = греч.). Видим бо Его предстояща пред Пилатом и поругаема, и не глаголюща ни чсоже. И повелено ны есть другом толикы чьсти даяти смирениа ради, имже добродетельныа венца украшаемъ. Еже бо не поклонитися другу своему и руце долу повесити, то неродивых муж и ленивых и в уме ярящихся. И в церкви боле того есть: на честь бо нам стлъпи суть и стены церковныа, а не на безчестие. Кадящу прозвитеру святый олтарь, и нам чающим присещениа кадилнаго, нелепо с леностию стояти, но страх великый имети, святое бо кадило образ Святаго Духа есть, да не лишимся того любимици! Да егда приобрящемся благодати Святаго Духа кадилным присещением и на место свое шедше, и стати ны лепо есть с всякою кротостию, якоже в уставе пишеть, сон отложивше и мертва себе сътворити к копасанием и к кашлю, акы нечувствьна, с умилением молитися Богу, да послеть нам помощь скончати нам в блазем тръпении заутреню и канон да егда присещением Божиим въсиаеть в душах нашихъ. И по пении: Бог Господь, егда начнем псалтырное пение, не леть ны есть друг друга прихватити стихов и пению мятеж творити не мал но на старейшаго сторону взирающе, и без того початиа нелепо есть починати никомуже: тако бо доброчиньство бываетъ. И егда починающе песнь или аллилуа, покланяние междю собою творити, подражающе о сем ангелы, длъжны есмы; взирати в том на старейшину стороне, да егда он поклонится последующимь его, должни есмы. Добролепнии ангелы безплотныа видеша пророкы поюща, и поклоняющася, и Богу хвалу въздающе с престояниемъ: нам же кацем быти достоить, сподобившимся с ангелы Богу невидимому служити и престояти, от Него мъзды длъжныа чаемъ? Тот бо съвесть сердца наша, кого деля пристоим в святой церкви. Да не ленимся, любимици мои, о годинах и о службе своей испытающему вся дела наша и помышлениа наша; открыем съгрешениа наша сде пред худым человеком да тамо не обличена будуть предо вселенною. И блюдем годин заутрьних и обеденных и павечернихъ: иже бо погубляеть годины лености ради, татбе подобно есть, украдаа святаа; проклято бо есть, еже дело Божие с неродством (Сравн. Гал. 3:10).

Да не ленимся, любимици мои, братиа и отци и чада духовнаа избраннаа! С слезами бо глаголю горкаа словеса к вашей любви: понеже вам глаголю, сам не створю. И на мне дньсь сбысться реченное от пророка: грешнику же рече Богъ: вскую ты поведаеши завет мой усты твоими (Пс. 49:16); ты же наказание възненавиде и низъврьже словеса моа вспять; аще видяше тате, течаше с ним и с блудникы участие свое полагаше и на брат свой клеветаша, и на сына матере своея полагаше съблазн – сие створил ecu и умолчахъ: да не буду подобен тебе, обличю тя и поставлю пред лицем твоим грехы твоя, да разумеють вcu, забывающеи Бога, егда къгда похитить, и не будет избавляющаго (Пс. 49:16–22). И пакы: усты твоими сужю ти, рабе лукавый, добрее бы ти было, да бы възвратил сребро мое, дал бых тщивым делателем вдал иже Быша ми въздали с прибытком (Лк. 19:22–23. Сравн. Мф. 25:26–27). Да нужда ми есть глаголати к вашей любви вся та, да не кьто умреть в моем молчании лютым грехом – о Христе, Иисусе, Господе нашемъ.

V. Поучение святого Феодосия о хождении к церкви и о молитве

Слышим убо Господа, пророком глаголюща к нашему учительству: сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву, да иже видя рать приходящу, а не възвещаеши, кровь их изыщю от руку твоею (Иез. 3:17–18); аще ли возвестиши, а они не слушають, сами в своеи крови умруть. Господь глаголет в Евангелии: Аще съгрешить брат твой, иди, обличи его пред тобою и тем единемъ. Да аще покается, приобрящеши брата твоего·, аще ли неродити начнеть, пойми с собою два·, аще ли о двою небрежеть, то пред церковию, аще ли и о церкви неродити начнеть, да ти будеть, яко иноязычник и мытарь (Μф. 18:15–17). Ныне же несть како ми глаголати, и како не обличати по части когождо васъ? Съзва бо ны благодать Святаго Духа и молитва Святыя Богородица в сю обитель – в единодушие и в единоумие и в едину волю, – да будеть бо воля твоя, яко на небеси, и на земли (Мф. 6:10; Лк. 11:2). Мы же многы воля хощем имети. Егда бо година церковнаа позоветь нас на святый събор и тогда сердца наша сотона омрачить леностию, яко не ити с тщанием в церковь на святое събрание, – не реку в церковь, но и на тот обедъ. А о павечерници несть ми зле глаголати: колико възвещал есмь о том и несть послушающаго ни единагоже! И како ми молчати о том или не стонати? И аще бы возможно по вся дни глаголал бых и с слезами моляся, и к коленом вашим припадая, дабы ни един же нас оставил годины молитвеныа. Аще бо кто ниву делает или виноград да еже видить плоды проростающа: и труда не помнить за радость, и к Богу на молитву подвизается, дабы ему събрати плодъ. Аще ли видить свою ниву наростшю тернии многа: то что створить? Не охабитьлися (не удалится ли от) таковаго деаниа. Колико бо лет минуло, ни единаго виждю, пришедша к мне, и глаголюща: како ми спастись! Но несть того в нас никогда же обрести. И егда портища съпроста не дадять, или свиты, или иного, еже есть се на потребу: то велику печаль собе створим в томъ. А иже годины погублеемъ: то и того не помним ни о том печалуем ни на сердце си възносим но таим в собе, якобы того не ведати никому же. И се ныне не на укорение вам написах но убуждаю вас да бысте ся остали таковаго неродства (нерадения). Еже бо вам глаголю, собе, да молю вы ся, чада моя любимая и братиа и отци, въспрянем от съна леностнаго и не опечалеем Св. Духа. Приидете, поклонимся и припадем Ему, и въсплачемся пред Господем сътворшем нас и варим лице Его покаанием и в псалмех въскликнемь Ему (Пс. 94:1–6), и просим зде, да приимет и толцем да отврьзеть нам (Сравн. Мф. 7:7; Лк. 11:9). И сеим слезами, да радостию пожнем рукояти (рукоять – сноп, – ср. Пс. 125:6); и плачемся зде, да царство небесное получим и тамо утешение постигнеть ны. Скорби бо сеа нашеи, вздыхание, и труди, ничтоже суть противу будущей славе (Ср. Евр. 12:11; 2Пет. 2:19; Рим. 8:35), рече Апостол яже уготовал есть нам благый наш Богъ. Да отселе потщимся всею силою въздати Ему труды своя, акы жрътву чисту (Евр. 12:2), взирающе на Начальника вере и Съвршителя Иисуса емуже слава, честь и дръжава.

* * *

40

Сведения о жизни преп. Феодосия Печерского сохранились в житии его, принадлежащем перу преп. Нестора. По харатейному списку ХII века Московского Успенского собора № 175 (18) и другим спискам житие это было дважды издано О. М. Бодянским: а) в Чтениях И. Общества Истории и Древностей Российских за 1858 год (кн. III) и б) кроме того в другой раз было напечатано по тому же харатейному списку строка в строку. Последнее издание, проверенное с рукописью А. Поповым, было выпущено в свет в Чт. И. О. И. и Др. Рос. за 1879 г. (кн. I). То же житие см. у Яковлева, в Памятниках русской литературы ХII и XIII веков, СПБ. 1872, стр. I–LXIV.

Русский перевод жития, сделанный Преосв. Филаретом, еп. Харьковским, см. в Ученых Записках 2-го отд. И. А. Н., кн. II, вып. 2, СПБ. 1856, стр. 129–192. Критическую оценку показаний жития, сравнительно с летописными известиями о преп. Феодосии (П. С. Р. Л. т. I, стр. 68–69, 79–85 и друг.), отчасти совпадающими, отчасти не совпадающими с данными жития, см. в статьях: А. М. Кубарева о патерике печерском (Чт. О. И. и Др. Росс. 1847, г. 2, ч. IX и 1858, кн. III), П. Казанского (Временник, ч. I, М. 1849, стр. 23–30) и в сочинении Е. Голубинского (История русской церкви, т. I, первая половина тома, М. 1880, стр. 643–645). – Характеристику св. Феодосия в похвальном слове ему, см. у Яковлева, о. с., стр., LXIV–LXXIII и в Чт. О. И. и Др. Росс. 1880, кн. 2. – Краткое житие преп. Феодосия сохранилось в прологах.

41

«И вскоре извыче вся граматикия» (Чт. Об. И. и Др. Р. 1879, кн. I, л. 3). – Сравн. 3-ье поучение к инокам (см. выше, стр. 38–39).

42

«Бе бо и телмь крепка и сильна якоже и моужь, аще бо кто не видев ея ти слышавше ю беседоующю, то начьняше мьнети моужа ю соущю». (Чт. Об. и Др. Рос. 1879, кн. I, л. 3). «Многажды ей от великыя ярости разгневатися нань (т. е. пр. Феодосия) и бити и» (там же, л. 3); см. также л. 3 об.

43

«Оттоле (т. е. по смерти отца) же начат на троуды, паче подвижнеи бывати» (Чт. О. И. и Др. Рос. 1879, кн. I, л. 3).

44

В харатейном ХII в. списке жития сказано, что после первого удаления из дому преп. Феодосий прожил в Курске «двенадесяте лет или боле» (Чт. О. И. и Др. Р. 1879, кн. I, л. 4), но в других списках этот срок обозначен в 2 года, что правдоподобнее (Зап. 2-го отд. И. А. Н., кн. II, в. 2, стр. 134).

45

По второй Новгородской летописи (П. С. Р. Л. III, 122) и по Супральской (стр. 14, 128) Феодосий был игуменом с 1057 г. Лаврентьевская летопись о построении Печерского монастыря говорит под 6559 – 1051 годом (П. С. Р. Л. т. I, стр. 67–69).

46

Чт. О. И. и Др. Рос. 1879, кн. I, л. 13 об.; стб. 2; л. 14, стб. 1 и друг.

47

Вот для примера некоторые относящиеся к учительству Св. Феодосия показания преп. Нестора: «Братии множащися церкви же мале соущи на свкопление им и николи же впаде о том в печаль ни поскрбе о томь. но по вся дни братию всю оутешая оучаше никакоже попечися о плтьнемь» и пр. (Чт. Об. И. и Др. Рос. 1879, кн.. I, л. 12, стб. 1). См. также Зап. 2-го отд. И. А. Н. вып. II, кн. 2, стр. 155. Чт. О. И. и Др. Р. 1879, кн. I, л. 17, стб. I. – В другом месте Феодосиева жития преп. Нестор также упоминает о церковных поучениях преп. Феодосия: «Отхожаше в святоую свою пещероу идеже и чьстное тело его положено бысть. тоуже затворяшеся , един до врбьныя неделя и в пятк тоя неделя в год вечерьняя прихожаше к братыи и став в дверях церковных оучаше вся и оутешая подвига ради и пощения их. себе же недостойна творя. яко же ни еднноя неделе ноне достигноути противоу троудом их» (Чт. О. И. и Др. Р. 1879, кн. I, л. 12 об., стб. 2).

48

Чт. О. И. Др. Рос. 1879, кн. I, л. 13 об., стб. 2–л. 14, стб.1.

49

Чт. О. И. Др. Рос. 1879, кн. I, л. 16 об., стб. 2–л. 17, стб.1.

50

Записки 2-го отд. Имп. Ак. Н., кн. II, вып. 2, стр. 176.

51

В славяно-русской письменности встречается с подобным началом послание папы Иннокентия к царю Аркадию.

52

Большинство поучений, связываемых с именем св. Феодосия Печерского, было найдено А. X. Востоковым в рукописи Румянцевского музеума № 406 (См. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума, СПБ. 1842, стр. 615–616) и издано в 1856 году Преосв. Макарием в Ученых Записках II-го отделения Имп. Академии Наук (книга II, вып. 2). Впоследствии митроп. Макарий в своей Истории русской церкви (т. II, СПБ. изд. 2-ое, стр. 334–335) издал еще одно поучение св. Феодосия (именно «к келарю»). Два поучения, надписанные именем Св. Феодора Студита и приписываемые преп. Феодосию, изданы Гр. П. Георгиевским, в соч.: «Христианство в понимании русских людей в домонгольский период», М. 1893, стр. I–III. Другие издания сочинений святого Феодосия: Буслаев, Материалы для истор. письм. М. 1855; Срезневский, Сведения и заметки..., LVII, стр. 318–321 и друг.

53

См. относящиеся до этого вопроса данные в сочинениях: А. X. Востокова, Опис. русск. и слав. рукоп. Румянц. Музеума, СПБ. 1842, стр. 686; И. И. Срезневского, Сведения и заметки о малоизв. и неизв. памятниках, СПБ. 1867, XXIV, стр. 34–43; Ученые Записки второго отд. Имп. Ак. Наук, 1856, вып. II, кн. 2, стр. 193–200; преосв. Антония (Вадковского): «Из истории христ. проповеди», СПБ. 1892; Известия Имп. Акад. Н. т. IV, вып. III, стб. 115; Описание рукописей солов. монастыря, наход. в библ. казанск. духовн. Академии, ч. I, Казань 1881, № 359, стр. 578–579; Е. Голубинского, История русск. церкви, т. I, первая половина тома, М. 1880, стр. 676–677 и 778: И. И. Срезневского, Сведения и заметки LVII, стр. 318–321; Летопись занятий археогр. комм., 1865–1866, вып. IV, Спб. 1868, материалы, стр. 75.

54

Кроме перечисленных поучений А. X. Востоков (Опис. русск. и слав. рукописей Румянцевского Музеума, стр. 612 и 615), а с его слов проф. Голубинский (Истор. русс. церкви, т. I, пер. I, первая половина тома, М. 1880, стр. 675) склонны приписать преп. Феодосию Печерскому еще несколько неизданных слов, находящихся в рукописи Румянцевского музея № 406 и надписанных именем св. Феодора Студита. Так А. X. Востоков высказывал догадку, что поучение «во вторник святого Феодора» на 40 листе указанной рукописи, не принадлежащее св. Феодору Студиту, могло принадлежать св. Феодосию, в виду того, что здесь развивается учение о посте, как о десятине года, которое, по словам преп. Нестора, предлагал в поучениях и преп. Феодосий Печерский. – Но слово это составлено аввой Дорофеем (см. Migne, Patr. с. с. ser. gr., t. 88, cd. 1787).

55

Любопытно, что одно из этих наставлений (о посте), приписываемых преп. Феодосию св. Нестором, сходно по своим мыслям с древними поучениями на воскресные дни св. четыредесятницы, изданными Е. Петуховым в Сборн. II отд. И. .A. Н. т. XL.

57

Вероятно здесь опущена частица „не“ (ср. Лк. 14:26).

58

Вероятно в списке конец не дописан: «Ему же слава, честь и держава». Ср. ниже, поучение 5-е.


Источник: С.-Петербург. Типография С. ДОБРОДЕЕВА. Ковенский пер., № 14. 1894

Комментарии для сайта Cackle