В.Ю. Питанов

Азбука сектоведения

Содержание

Что такое секта? Популярный подход Психологический подход Протестантский подход Католический подход Подход Александра Леонидовича Дворкина Моё определение Терминологические игры сектантов Кто попадает в секты? Мифы Общие причины вовлечения в секты Возрастное становление Личностные проблемы Семья Мистицизм Психические заболевания Вывод Невежество как путь к сектантству Духовные причины вовлечения людей в секты Естественное состояние Нижеестественное состояние Зомбируют ли в сектах? Контроль сознания Признаки психических заболеваний у сектантов Общие правила общения с психически неадекватными людьми Что вам нельзя ни в коем случае делать? Что делать если близкий вам человек попал в секту? Что не надо делать! Что же вам делать? Кто вам может помочь? Можно ли РПЦ назвать сектой?  

 

В течении ряда лет мною был записан цикл видео-бесед посвящённых современному сектантству. Этот цикл предназначался в первую очередь для тех, у кого близкие попали в секты. Выложенные здесь тексты являются конспектами данных бесед.

Что такое секта?

Мне часто задают вопрос: как вы смеете ту или иную организацию называть «сектой»? В нашей стране слово «секта» не является ненормативным, законодательство никак не ограничивает его применение. Соответственно любой желающий может его использовать. Потому, правильнее было переформулировать вопрос: не как я смею ту или иную организацию называть сектой, а какие у меня есть основания – это делать?

Чтобы ответить на данный вопрос, нужно разобраться, какой смысл может вкладываться в понятие «секта».

Но прежде, чем мы углубимся в изучение данной проблематики, я хочу отметить, что в Европе, как и в России используют термин «секта», в США же применяют иное понятие «культ». Так как по смыслу это синонимы, а цикл данных моих бесед предназначен для не профессионалов, в религиозной сфере, я для простоты всегда буду использовать термин «секта». Хотя в первоисточниках, на которые я опираюсь, могут использоваться оба данных термина. Я делаю это для простоты восприятия информации.

И в целом, мне придётся из-за ограниченности времени, многие вопросы, осветить достаточно поверхностно, выделяя в них главные идеи и пропуская второстепенное. Меня оправдывает лишь то, что по данной теме имеется литература и в частности на нашем сайте, Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос», в подразделе Сектоведение, вы её сможете найти.

Не существует единого определения понятия «секта»!

Подходы к его толкованию могут сильно отличаться и разные люди могут понимать его совершенно по-разному.

Попробую разобрать наиболее часто встречающиеся подходы.

Популярный подход

Это подход журналистов и политиков. Не будучи специалистами в данном вопросе и преследуя популистские цели, приверженцы подобного подхода действуют по принципу: «Сектанты – это все, с кем я не согласен».

Ни один серьёзный эксперт по сектам, такой подход не применяет.

Психологический подход

Маргарет Сингер: «Культовые отношения – это отношения между людьми, в процессе которых один человек намеренно склоняет другого к полной или почти полной зависимости от него практически во всех главных жизненных решениях и порождает в этом человеке веру в свой особый талант, дар или способности». Т.е. секта – это сообщество, в котором стремятся в рядовых членах организации, вырабатывать психологическую зависимость от её лидеров, лидерам же создаётся образ особых людей, наделённых сверхъестественными дарами. При этом зависимость может носить тотальный характер, когда рядовой член организации должен согласовывать и получать разрешение буквально чуть ли не на любое своё действие. Вплоть до разрешения сходить в туалет.

Стивен Хассен: «Секта – это любая авторитарная иерархическая организация, которая практикует: 1) обманную вербовку; 2) прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине». Обман при вербовке, это так называемая конфессиональная анонимность, когда вас приглашают в некую организацию, не сообщая её название, например говорят: мы просто христиане. В нашей стране были зафиксированы случаи, когда представители псевдохристианских харизматических сект, одевались в облачения православных священников и так приходили к людям.

С теорией контроля сознания я вас познакомлю отдельно. Пока литтть скажу, что теория контроля сознания, описывает условия, при которых повышается возможность трансформации мировоззрения человека, происходит изменение его системы ценностей. Человека как бы вводят в некую новую сформированную сектой виртуальную реальность, т.е. реальность, существующую только в его сознании, которую он начинает воспринимать как реальность объективную.

Протестантский подход

С протестантизмом в этой сфере всё очень сложно. Мартин Лютер, один из главных основателей протестантизма, использовал термин «секта». Например, он называл сектантами членов тех религиозных сообществ, где отказывались крестить детей, отвергали крестное знамение и считали Евхаристию символом. Например, баптисты отвергают крещение детей и с точки зрения Мартина Лютера их вполне можно назвать сектантами. При этом сами баптисты, по крайней мере многие из них, считают сектантами адвентистов седьмого дня. А адвентисты седьмого дня считают сектантами Свидетелей Иеговы. Впрочем, Свидетелей Иеговы сектой считают фактически все.

Но вернёмся к баптистам. Баптист Уолтер Мартин дал своё определение понятию «секта»: «Секта – 1) это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающихся общепринятыми в нашей культуре, по одному или более аспектов исповедания или обрядов; 2) это сообщество людей, объединившихся вокруг определенного человека или истолкования Библии». Т.е. сектанты – это все, у кого иное учение, иные обряды, своё понимание Библии.

Католический подход

В католической литературе можно встретить два понятия: «секта» (может быть христианского и нехристианского происхождения) и НДР – «независимое религиозное движение». К сектам относят как баптистов, так и Свидетелей Иеговы. Под «независимыми религиозными движениями» понимаются группы с синкретическим учением, т.е. эзотериков и восточные секты.

Подход Александра Леонидовича Дворкина

Александр Дворкин: «Тоталитарная секта – это авторитарная

организация, главным смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам».

Данное определение, на мой взгляд, не охватывает всю сферу сектантства. Несомненно, существуют секты, которые изначально создали с целью наживы. Но мир сектантства ими не ограничивается. Также есть секты, в которых действия лидеров обусловлены не жаждой наживы и власти, а искренней религиозной верой.

Моё определение

Моё определение: «Секта – это группа единомышленников, не принадлежащих к традиционным религиям, провозглашающая духовные ценности, идущие вразрез со Священным Преданием и Писанием Вселенской Православной Церкви».

В используемом мною определении, акцент делается на духовные ценности. Духовные ценности – это представление о духовности и совокупности средств её практической реализации. В Православии средства достижения духовности это: вероучение, аскетика, молитва, Церковные Таинства.

Для меня главное, не какие психологические методы манипулирования используют в сектах. И не то, какие цели ставят перед собою лидеры сект, это всё полезно знать, но для меня это второстепенно.

Главное, это то, что люди встали на путь губительный для своей души духовный путь. И моя основная задача, это помочь им это осознать.

Определение, которое я озвучил, просто выделяет группу неких сообществ прежде всего в России, которыми я, как специалист по сектоведению, занимаюсь. При этом вызовы против христианства не ограничиваются миром сект, просто это уже не вопрос сектоведения как дисциплины.

Несомненно, это определение вызовет ряд критических отзывов, как со стороны религиоведов, так и сектоведов. Я прекрасно понимаю его слабые места. Не претендую чтобы оно было главным и единственным в рамках православного сектоведения. Однако, для реалий России я считаю его вполне приемлемым.

Терминологические игры сектантов

Я привёл малое количество существующих определений термина «секта». Ни одно из них не может претендовать на монополию, так как рассматривает проблему сект в определённом ракурсе. И каждый из этих ракурсов имеет право на жизнь!

Однако, представители некоторых сект пытаются в апологетических целях манипулировать терминами. Например, они берут Толковый словарь Сергея Ожегова и читают: «Секта – это религиозное течение (община), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее». Далее, делают вывод, раз защищаемая ими организация ни от кого не откалывалась, значит это не секта.

Такой подход не корректен, Ожегов предложил лишь один из возможных вариантов понимания понятия «секта». Но ни он сам, и ни один серьёзный религиовед не может наставать на его абсолютности и единственности. Это как минимум научно не корректно. Так как любые социальные явления могут рассматриваться в совершенно разных ракурсах.

И как филологи, так и психологи, теологи, социологи т.д. имеют полное право оценивать понятие «секта» в рамках своей системы координат, в рамках собственных аналитических стандартов.

Кто хочет углубить свои знания по этой теме, могу рекомендовать свою книгу «Введение в сектоведение».

Кто попадает в секты?

Вокруг вовлечения людей в секты существует немало мифов.

Мифы

Первый из них гласит, в секты попадают только психически больные люди. Это не так, да, среди сектантов есть психически ненормальные, но они находятся в меньшинстве. Большинство психически здоровые люди.

Второй миф, что в сектах применяются какие-то особые методы психологического манипулирования, которым люди не могут противостоять. Это не совсем так. Да, психологическое и не только психологическое манипулирование в сектах происходит, но оно не является главной причиной вовлечения людей в секты.

Общие причины вовлечения в секты

Люди становятся сектантами по целому ряду причин, среди них низкий духовный уровень, неумение аналитически мыслить и отличать ложь от истины при общении с вербовщиком, а также психологические проблемы самого человека.

О духовности и умении аналитически мыслить я расскажу в следующих своих беседах, а сегодня попробую кратко ответить какие психологические проблемы способствуют вовлечению людей в секты.

Возрастное становление

Чем младше человек, тем более он подвержен сектантскому влиянию, ибо воспринимает окружение как обучающую среду. В период раннего полового созревания подростки учатся общению в малых группах, через это происходит их постепенная социализация в обществе. В этот период подростки очень уязвимы в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым им схемам поведения в группе.

Второй возраст повышенной чувствительности – юношество 17–19 лет, когда возникает реальная жажда самоутверждения в социуме. Однако сил для этого явно не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее самого человека. В период юношеского возраста сектантам достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в кризисных ситуациях, для того чтобы стать кумиром молодых индивидуумов. В юношеском периоде происходит своеобразный бунт против общепринятых ценностей, и сектанты ловят молодёжь на альтернативе которую предлагают.

Личностные проблемы

1. Ощущение одиночества, беззащитности. Неуверенность в завтрашнем дне. Человеку нужен коллектив, современный образ жизни ведёт к разобщению людей. Секты создают иллюзию общинности, иллюзию защищённости.

2. Затруднение в самовыражении, «поиске себя». Каждый человек хочет найти себя в этом мире, своё место в нём. Не все с этой задачей справляются хорошо и тогда секта выступает как суррогат, подменяющий «поиск себя», потому что там человек находит готовые ответы и модели поведения для жизни. Это по сути убегание от сложностей становления личности. Страх перед ними.

3. Душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость после развода, потери близких, болезни и т.д. В жизни каждого человека бывают кризисы, люди в них ищут утешения, пытаясь собраться с жизненными силами. Секты дают иллюзию поддержки и утешения.

4. Серьезные проблемы в семейной жизни или профессиональной деятельности. При них людям требуется психологическая поддержка, а также ориентация в возможных путях решения возникших проблем. Естественно, секта всё это предлагает. Особенно в этой теме проявляют себя так называемы психологические лжетренинги.

5. Самостоятельные люди с лидерскими качествами, чересчур самоуверенные. Такие люди представляют собой «лакомый кусочек» для сект. Самомнение – лишает человека реалистической самооценки, человек идет в лапы тигра, считая себя охотником, хотя на самом деле он всего лишь жертва.

6. Люди самостоятельные, но с отсутствующей внутренней честью и порядочностью, амбициозные, властные, авантюристичные. Такие попадая в секту, скоро начинают замечать химеру сектантского религиозного учения, но при этом они видят и возможную выгоду. Чем выше они поднимаются по иерархической сектантской лестнице, чем ближе они подбираются к большим деньгам, тем больше игры на публику. Такие люди обычно много говорят о духовности и нравственности, но сами готовы на совершение любого преступления. Это типичные гуру-бизнесмены с выжженной совестью.

7. Появление смысла жизни – потребительско-материалистическое общество, в котором смыслом жизни становится гедонизм и безудержное потребление приводит к личностной деградации людей. Многие это чувствуют и ищут полноты в жизни, а она без духовной сферы не возможна.

8. Сильным стимулом при вербовке в секту является обещание немедленного исполнения всех желаний человека. Для достижения жизненного успеха нормальному человеку потребуется приложить немало сил и времени, а многим хочется всё получить быстро и с минимумом напряжения сил. Секты вам могут это пообещать.

Семья

1. Стремление вырваться из-под родительской опеки (характерна при излишней родительской опеке подростка). Подросткам необходима поддержка в их личностном становлении. Постоянное эмоциональное и психологическое давление на них родителями, приводит к их внутреннему психологическому слому подростка. Если подросток не может найти взаимопонимание дома, он часто его находит в секте.

2. Также повышаются шансы попасть в секту для людей из неполных и асоциальных семей. Также дети из семей сектантов сами часто становятся сектантами.

Мистицизм

1. Желание стать «посвященным», отделиться от «невежественных», т.е. от толпы. В обычном мире ты никто, а в секте – все тебя убеждают что ты продвинутая духовная личность. Это обыкновенная гордыня. Когда человек пленён самолюбованием. В сектах такую страсть удовлетворяют.

2. Поиск острых ощущений, склонность к мистическим переживаниям. Жизнь в системе материалистическо-потребительских координат, приводит к скуке. А в секте человек находит что-то остренькое, что хоть на время развеивает его скуку. Это проблема бессмысленности жизни.

3. Магическое мышление. Магизм в мышлении заключается в том, что человек связывает возникающие в своей жизни события, с какими-то внешними по отношению себя происшествиями. Т.е. такие люди полагают, что их жизнь может зависеть от чего угодно извне (погоды, соседей, колдунов, инопланетян, мистических влияний: сглаза, порчи и т.д....), но только не от них самих. Это люди, верящие в приметы.

Многие люди с магическим мышлением страдают от различных тревожных расстройств, и магия выступает у таких людей как способ защиты от этих расстройств. В сложных стрессовых ситуациях такие люди пытаются связать происходящее в их жизни с какими-то знаками. Это даёт иллюзию контроля. На бытовом уровне это выглядит так, вчера разбила тарелку, сегодня поругалась с мужем. Что делать чтобы никогда не испытывать расстройства из-за ругани с супругом – не бить тарелки, а если разобьешь, то ты уже типа «предупреждена» о надвигающейся ссоре. Уже не так страшно, тревога снижается.

Если же вернуться к вопросу магии, то неприятности в семье и пьянство мужа гораздо более для них безопасно в личностном плане, отнести на порчу «на разлуку», неудачи в личной жизни на «венец безбрачия».

Внутреннее содержание собственной психики для людей с магическим мышлением угрожающе и непонятно и в силу особенности их психики не познаваемо, а вот с порчей что делать, у нас знают очень хорошо.

Наговорить на соль и отнести к перекрестку 3-х дорог и все нормально будет. Даже не получая эффекта от «относа соли», они будут повторять и повторять этот опыт потому, что сам ритуал уже снижает их тревогу и их успокаивает.

Тревожные расстройства при магическом мышлении могут приводить к диссоциативным переживаниям. Что это такое? Очень просто. Это то, что у эзотериков называется «выходами в астрал», «внетелесным опытом», а так же ощущением измененности своего тела, сознания, необычности и сделанности окружающей реальности. При этом состоянии могут наблюдаться разные феномены, такие как разобщение реальности (когда кажется, что свет, цвет, звуки, ощущения существуют отдельно), изменение веса тела (необычная легкость или тяжесть), усиление отдельных сигналов (ослепительный свет, слишком громкие звуки или отдельный звук). Диссоциативное переживание можно вызвать намеренно при помощи различных техник, таких как медитация, форсированное дыхание, гипноз. Можно вызвать путем введения диссоциативных веществ таких, как кетамин.

Корни этого феномена в детстве. Диссоциативные реакции очень присущи детям. Это один из сильнейших механизмов преодоления стресса, который не может переварить мозг. Мозг просто «выносит» переживания из личности, выводит ее в воображаемый мир, где хорошо и никто не обижает ребенка.

Понятно, что имея такие две замечательных черты, как магическое мышление и диссоциативные переживания, личность не может не быть вовлеченной во всякую оккультную и паранормальную деятельность. Более того, принадлежность к группе лиц, которые как-то отличаются от остальной массы населения, по сути дела к «иным» сильно повышает заниженную самооценку, которая часто присутствует у таких людей. Так что стиль жизни закрепляется вокруг экстрасенсов, гороскопов, «бабок"-предсказательниц и последнее время вокруг фен-шуя, который полюбили страстно тревожные граждане. Где все проблемы можно уладить перестановкой мебели и развешиванием картин.

Психические заболевания

Отдельно необходимо сказать о людях с прямой психопатологической мотивацией вступления в секту, чаще всего это наблюдается у больных с начинающейся шизофренией. Они идут в секту, чтобы преодолеть нарастающее чувство отгороженности от реального мира, восстановить контроль над своими мыслями и чувствами, найти контакт с людьми, способными их понять.

Вывод

При работе с человеком, попавшим в секту нужна комплексная работа. Нужно учитывать, как его психологическую мотивацию. Так и пробелы в аналитическом мышлении и духовной составляющей личности. Иначе вы не сможете ничего сделать.

Невежество как путь к сектантству

Люди становятся сектантами при наличии совокупности факторов. Среди них психологические предпосылки, о них я уже рассказывал в одной из прошлых своих бесед.

Также, есть основания для попадания в секты духовной природы, об этом я поговорю в будущем.

Кроме этого, у таких людей присутствуют ошибки в аналитическом мышлении, когда они не могут адекватно оценить, те доказательства истинности сектантского учения, что им предлагаются, об этом я и попытаюсь поразмышлять сегодня.

Любая секта имеет идеологию, т.е. учение, формирующее сознание сектанта, его систему ценностей, его мировоззрение. Эта система ценностей определяет поведение сектанта и его приоритеты в жизни.

Но прежде чем человек примет эту идеологию и станет сектантом, секта своё учение ему должна продать, т.е. убедить его в том, что она истинна. Нельзя человеку продать что-либо, если он об этом не имеет ни малейшего представления. Секты не изобретают велосипед, они паразитируют на человеческой некомпетентности. Т.е. они берут авторитетные для общества понятия, культурно приемлемые авторитеты и наполняют их своим собственным смыслом.

Наука. Отсюда постоянные ссылки на авторитет науки, которая якобы доказала истинность учения секты. При этом рядовой сектант имеет смутное представление, что такое наука, где границы её компетенции, на какие вопросы она в принципе не может дать ответ. Такие вопросы как: кто, где, когда доказал учение секты? В каких научных журналах опубликованы эти доказательства? Как другие учёные отнеслись к ним? Такие вопросы в секте не задаются. Ведь гуру не может врать! Почему, спросите вы, потому что он гуру!

Присвоение внешних признаков учёного. В сектах популярны попытки присвоить себе внешние признаки учёного, например, объявить себя доктором или кандидатом каких-нибудь само выдуманных наук, или даже настоящих, но без подтверждения своих претензий дипломом Высшей аттестационной комиссии (ВАК), которая единственная уполномочена выдавать научные степени и звания в нашей стране. Или просто купить красивую бумажку, диплом, выданный организацией весь смысл существования которой торговать пустыми, но красивыми для неосведомлённого человека званиями и наградами. Магии громких званий, подвержены многие, а вот отличить лжеучёного, от настоящего может далеко не каждый!

Священный текст. Отсюда же отсылки к авторитету Вед, Библии или Корана со стороны групп, вкладывающих в священные тексты весьма сомнительное содержание. Ведь это представители традиционных религий должны знать язык первоисточника священного текста, изучать его историю, смотреть на разночтения сохранившихся рукописей, учитывать в своих толкованиях мнение о толкуемых текстах древних носителей традиции, свободно ориентироваться в культуре времени написания текста, чтобы не приписать ему смыслы, которых там нет. В секте всё проще, Веды учат.., Библия провозглашает.., в Коране сказано.., а далее можно говорить всё что угодно. Если древние тексты противоречат мнению гуру, тем хуже для древних текстов.

Новое откровение. А можно найти очередную «священную книгу», Велесову или очередные только что написанные Славяно-арийские Веды, о которых историкам религии ничего не известно, а язык которых сильно напоминает прописи первоклассника в школе.

Махатмы и инопланетяне. Можно заявить, что вы контактируете с инопланетянами или махатмами, некоторые особо отсталые гуру контактируют с ангелами, но махатмы ныне более в моде, потому вновь начинающим гуру я советую обратить именно на них внимание. Так вот, махатмы или инопланетяне дают вам «тайные знания». В наше время «тайные знания» валяются на каждом углу, но не обращайте на это внимание, это общеизвестные «тайные знания».

Чем удобны тайные знания, что неся любую ахинею можно всегда сослаться на то, что ваши оппоненты не достаточно духовные чтобы вас понять. А вы естественно, главный, а то и единственный посредник между махатмами и людьми, и кроме вас ну никто не знает истину.

К тому же, это такое хорошее занятие рассказывать людям не знающим ни одного древнего языка, никогда не изучавших сохранившиеся до нашего времени древние тексты о том, во что на самом деле верили древние египтяне, индусы или славяне.

Если профессиональный востоковед, религиовед или историк религий заявит, что ваши слова далеки от реальности, не забудьте, что только истинный «носитель традиции», которой пять тысяч лет, десять, сто тысяч лет, нужное подставить, знает истину, а учёные все лгут. А истинный носитель традиции, это конечно гуру.

Правда, читая некоторые тексты, полученные от инопланетян или махатм, так и хочется им посоветовать изучить язык, на котором они пишут. Впрочем, «великие посвящённые», говорящие через гуру очередной секты не обязаны быть грамотными людьми. И вам на их безграмотный язык не надо обращать внимание.

Традиционные религии. Отсюда отсылка к традиционным религиям, прежде всего востока которые якобы были искажены последователями традиционных религий, но истинный смысл которых восстановили в конкретной секте. Вы же не думаете, что сектант будет изучать первоисточники традиционных религий, на которые ссылаются в секте? Он вслепую воспримет о них то, что ему скажет гуру в секте!

Религиозные авторитеты. В секте могут спекулировать на авторитетных для конкретной традиционной религии людях, приписывая им учения и идеи, которым они не учили и которые не разделяли. Например, эзотерики утверждают что Ориген учил теории реинканации, правда в его книгах можно найти прямо противоположные заявления, ну так не читайте первоисточник, не читайте Оригена.

Логика. В сектах любят спекулировать на слабом развитии логического мышления многих людей. В них активно могут для доказательства истинности своих учений приводить аргументы, которые не доказывают выдвигаемые тезисы. Наше учение истинно, потому что истинен наш гуру, а наш гуру истинен, потому что он проповедует истинное учение! С такой логикой мышления трудно спорить.

Ложь. Сектантство основано на лжи, но эта ложь должна быть похожа на правду, иначе её никто не купит, за нею никто не последует. В секте главное не быть, а казаться. Сектантство – это фабрика химер, которые воспринимаются адептами сект за истину.

Полагаю, вряд ли кто из моих читателей сомневается, что он не обладает всеведением, что его даже самое замечательное образование оставляет не мало белых пятен в его интеллектуальном развитии. Это норма для всех людей, эпоха энциклопедистов, когда один человек мог быть экспертом во всех науках давно прошла. Объём знаний и их сложность настолько увеличились и усложнились, что мы с вами живём в век узких специалистов. А узкий специалист, это эксперт в одном и полный невежде в другом.

Например, ни один биолог не поверит в существование Лохнесского чудовища, потому что озеро Лох-Несс является закрытой биосистемой, и не способно физически прокормить популяцию плезиозавров в том количестве что необходима для выживания вида. Но, биолог вполне может поверить в существование инопланетян, чуть ли не живущих на земле. В то время как астроном вряд ли поверит в инопланетян, но вполне может поверить в Лохнесское чудовище.

Чем дальше мы находимся от зоны своей компетенции, тем большими профанами становимся и тем проще нас обмануть информацией, истинность которой нам сложно проверить.

В сектах даётся некая система ценностей, мировоззрение которое в своих основаниях имеет ложные предпосылки, т.е. в сектах за истину выдают ложь, но, если эта ложь льстит вашему самолюбию, обещает вам решить какую-либо имеющуюся у вас психологическую или иную проблему, и вы не обладаете необходимым интеллектуально-аналитическим аппаратом для её различения, то вы эту ложь принимаете за истину.

Потому, недостаток интеллектуального развития, неумение аналитически мыслить, это возможная предпосылка для вступления в секту.

Невозможно стать экспертом во всём, но что же тогда делать чтобы не попасть в секту? Прежде всего нужно трезво отдавать себя отчёт в собственной ограниченности. Далее, нужно понимать, что секты будут спекулировать на пробелах, имеющихся в вашем образовании. Сектанты любят людей с поверхностными знаниями. Отсюда выводы, учиться никогда не поздно, и не спешите вступить в какую-либо религиозную организацию, пока вы её глубоко не исследуете. Секты спекулируют на авторитетах, значит нужно научиться отделять истинные авторитеты от ложных.

Не стесняйтесь задавать в секте вопросы: Какое образование у гуру? Какими документами оно подтверждается? На что гуру претендует? Он общается с инопланетянами или махатмами, а вы их видели или вам об этом гуру сказал? А вы сами когда-нибудь изучали традиционный индуизм? Знаете, что там сказан о махатмах? Вы верите в инопланетян? А вы знакомы с исследованиями учёных на эту тему? Может вам будет интересно мнение об инопланетян православных христиан? Гуру принёс новую священную книгу, а можно посмотреть первоисточник? А имеются критики новой «священной книги», её за что критикуют? Гуру утверждает что древний святой учил.., можно ссылку? Хочу сам посмотреть, чему он учил. Древние религии учат не тому что говорят востоковеды и религиоведы, замечательно. Можно узнать какие древние языки знает ваш гуру? А его заявления подтверждаются археологическими находками? Ваш гуру толкует Библию, Коран, Веды, вот вам первоисточник на оригинальном языке, почитайте нам. Не можете? Вы, не зная языка первоисточника, толкуете древний текст? Мне одному это кажется странным? Наш гуру очень авторитетный, он принадлежит духовной традиции которой больше пяти тысяч лет. Это он вам сам сказал? А есть независимые источники, подтверждающие древность традиции? А гуру сам себя провозгласил гуру или можно познакомится со списком традиции охватывающей пять тысяч лет?

Вы можете мне сказать, что я слишком въедливый человек. Никому не доверяющий. Ну почему, я доверяю, но я никому не доверяю слепо. Я православный христиан, а в Православии не приветствуется слепая вера, всё надо испытывать и лишь хорошего держаться. И вам советую придерживаться такого же подхода.

Духовные причины вовлечения людей в секты

В предыдущих своих беседах я говорил о том, что предпосылки вовлечения людей в секты носят комплексный характер. Это и психологические проблемы, и пробелы и неразвитость в образовании и умении аналитически мыслить.

В сегодняшней беседе, я попытаюсь поразмышлять над не настолько очевидной, возможно для многих причине, а именно о духовных предпосылках вовлечения в секты. По причине краткости нашей беседы, я буду делать это схематично.

Учитывая, что мои беседы предназначены для людей не имеющих богословского образования, я вынужден опускать специализированную теологическую лексику и многие глубокие темы буду сильно упрощать. Для всех желающих глубже познакомиться с предметом сегодняшней беседы, я в конце её дам рекомендации, по литературе которая поможет вам это сделать.

Чтобы понимать какие духовные причины вовлекают людей в секты. Нужно дать ответы на следующие вопросы: Что такое духовная реальность? Какова духовная природа человека? Как духовная природа человека взаимодействует с духовной реальностью?

Попробуем разобраться с данными вопросами.

С православной точки зрения, существует Бог Творец, Он создаёт физический мир, ангелов и человечество. Часть ангелов восстаёт против Бога, и они становятся демонами. Потому то, что мы называем духовной реальностью, включает в себя как Бога, так и силы смертельно опасные для человека, демонов.

Человек состоит из тела и души, т.е. он включает в себя как материальное, так и духовное начала.

В человеке есть нечто, что выделяет его из тварного мира. Человек имеет в себе Образ Божий, это понятие необъяснимо, но из него проистекает личность человека.

Личность – это то «я», что осознаёт своё бытие в человеке. Бытие человека проистекает в его личности. Именно личность может как духовно возрастать, так и деградировать! Личность – это то, что владеет умом, волей и чувствами человека.

Естественное состояние

Первоначально человек жил в раю, там он находился в естественном своём состоянии. Т.е. его ум, воля и чувства находились в гармоничном сочетании, их действия были единым актом, и они были в единстве с Богом.

Нужно отметить что человек не имеет источника бытия в себе, потому его развитие и бытие без участия Бога не возможно. В раю, через Бога человек был причастен к бессмертию, т.е. бессмертие – это не естественное состояние человека, не свойство его природы, это дар, бессмертие человек получает лишь через Бога.

Человеку была дана заповедь не вкушать с древа познания добра и зла. Бог не мешал человеку познавать мир, но он знал, что это познание возможно лишь в единстве с Богом.

Мистическое единение с Богом просветляло ум людей, давало им возможность понимать Его замысел о Творении. Вкусив с древа познания добра и зла, Адам и Ева разорвали связь с Богом. Нет более внутреннего мистического единства с Ним. Произошло грехопадение.

Грех – это нарушение норм бытия тварного мира, установленного Богом. Грехопадение – это отвержение Бога. Отныне человек сам себе бог и законодатель правил жизни!

Нижеестественное состояние

После грехопадения, человек вошёл в нижеестественное (падшее) состояние, т.е. произошёл разрыв человека с Богом. Ум, воля и чувства человека были атомизированы, они более не действуют в гармоничном единстве. Они находятся под властью страстей.

Человек мнит о себе больше, чем он является. Живёт в мире фантазий и иллюзий о своём величии. Карлик мнит себя гигантом. Способность отличать ложь от истины утеряна.

Если в естественном состоянии человек контролировал своё тело, то сейчас, он его раб. Если раньше над человеком не властвовали инстинкты и он был полный хозяин самому себе, то сейчас наша воля поражена, наш ум не способен адекватно оценивать происходящее с нами, мы стали марионетками, как корабль у которого оторвало штурвал, и он почти полностью отдан во власть стихии.

Бог приходит на помощь падшему человеку. Рождается Иисус Христос.

Рождество Христово – это уникальное событие, которое было лишь однажды и единожды и более никогда не повторится! Бог стал человеком, чтобы человек вернулся к Богу.

Я не буду пересказывать Евангелия, полагаю хотя бы поверхностно с ними все знакомы, скажу лишь что Иисус Христос открыл людям путь к достижению нового состояния сверхъестественного.

Состояние, когда ум, воля и чувства опять находятся в гармоничном единстве. Это состояние возможно лишь через Церковь, потому как там через Таинства и духовную жизнь, происходит мистическое восстановление утраченной цельности человека, подчинение тела душе, а души духу, приобщение к Богу. Т.е. Христос оставил нам самого себя. Потому что Церковь есть мистическое Тело Христово. Христос – это лекарство лечащее падшую природу человека. Вне Церкви Христовой, достижение сверхъестественного состояния не возможно! Потому что нет полноты мистического единения с Богом, вне Церкви!

Возвращаемся к понятию «духовности». В Православии – это не образование, не этические свойства человека, не его уровень интеллекта или умения аналитически мыслить.

С понятием духовности связывается, во-первых, представление об уникальности человека как носителя разума. Во-вторых, словом «духовность» выражается неисчерпаемость, богатство и красота внутреннего мира человеческой личности. В-третьих, и это самое важное, духовность означает степень преображённости человека Божественной благодатью.

Духовность – это то что в человеке не от мира сего, то что имеет первоисточник в Боге и не существует без Него. Духовность – это не состояние, это процесс, процесс утверждения человеческой бытийности в Боге.

Духовность – это возрастание в богоподобии. Богоподобие – это святоотеческий идеал духовности, он включается в себя отрешённость от мира, бесстрастие по отношению ко всему чувственному и единение с миром сверхчувственным, а также высоту нравственного совершенства.

Духовность категория изменяющиеся. Человек может духовно возрастать, а может и пасть.

Как человек может определить степень своей духовности? Бог есть Любовь. В какой степени любовь присутствует в человеке, в такой степени он и возрос духовно!

Апостол Павел учил: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4–7). Приложите эти слова к себе. Воплотить их в жизнь, без помощи Божьей невозможно. Человеку в состоянии нижеествественного – это не доступно.

Потому-то христиане и отвергают идею: я верю в душе, потому что вера – это деятельная трансформация личности, это уподобление Иисусу Христу, это крест борьбы с грехом внутри себя, и этот крест нужно нести всю жизнь, эта борьба и трансформация личности не возможны без активной духовной жизни и помощи Божией.

Бог не хочет, чтобы мы были хорошими с точки зрения окружающих нас людей, т.е. чтобы мы были всем удобны, Бог хочет, чтобы мы были святы!

Большинство людей находятся в состоянии нижеестественном (падшем). Наш ум поражён, инстинкты властвуют над волею и чувствами. Тело властвует над душою. Личность не контролирует свою материальную природу. Но хуже всего то, что такие люди имеют открытые каналы доступа к ним демонических сил.

Если люди упорно отвергают Божий Промысел и хотят жить без Бога. Бог их оставляет, тогда возможно что угодно, вплоть до одержания их демоническими силами. А главная цель демонических сил, убить человека, в идеале довести его до самоубийства. Ну или как минимум сделать так, чтобы у него было минимум шансов найти Бога. Именно поэтому их главное орудие против Церкви Христовой, это ложь. Им надо пленить ум человеческой ложью.

По сути, ум человека – это арена борьбы, где человек решает, идти ли ему за голосом Бога (голос совести), или отдаться на милость демонических сил, которые его активно искушают.

Если человек имеет навык духовной жизни, естественно я говорю о духовной жизни в христианском её понимании (!), он начинает сознательно отделять в своём уме голос совести от искушений демонических сил. У человека появляется навык различения добра и зла.

Если этого нет, человек легко может стать марионеткой. Демонические силы просто подбрасывают ему идеи соблазнительные для инстинктивной части человека, они просто стараются свести человека до уровня животного в котором инстинкты властвуют над разумом и им очень часто это удаётся.

Вспомните основные восемь страстей: обжорство, сексуальная

невоздержанность, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Первые две страсти, обжорство и сексуальная невоздержанность, это откровенная физиология, злоупотребление ею. Остальное, это болезни ума и воли, когда человек делает себя центром мира, выбрасывая из него Бога.

Итак, мы все с вами больные люди, духовно больные, у нас разорвана связь с Богом. Христиане, от многих других отличаются тем, что мы это понимаем и Бог дал нам лекарство от болезни.

Как на лекарственном рынке существуют кроме настоящих лекарств подделки, которые в лучшем случае пустышки не приносящие ни вреда, ни пользы, так и на так называемом духовном рынке та же ситуация.

Секты не ведут к Богу, это либо пустышки для выкачивания денег для лидеров секты, либо творения демонических сил. В любом случае, через секты духовное выздоровление, преодоление падшего состояния не возможно.

Какой вывод могут сделать люди, у которых близкие попали в секты?

Бог обращается к вам и вашим близким. У вас есть цель жизни, и она не в том, чтобы сладко есть и мягко спать, вы предназначены для вечности. Но ваша жизнь выстроена так, как будто этой цели нет вообще. Бог через свой Промысел Божий, проявившийся в том числе и через попадание вашего близкого в секту, к вам и вашему близкому обращается.

Остановитесь, с вами что-то не в порядке. Посмотрите на свою жизнь, как и во имя чего вы живёте. Вы не растения, вы не животные, вы люди, ну так и живите не инстинктами, а высшими устремлениями. Не превращайте второстепенное, в главное. Т.е. измените свою жизнь, узнайте, что хочет от вас Бог. Но это уже тема, выходящая за пределы сегодняшней моей беседы.

Единственное что я здесь могу добавить, когда люди перестают слышать Бога, Бог даёт им свободу жить без Него. А плоды такой свободы всегда одни, деградация и смерть

Какую литературу я могу посоветовать по сегодняшней теме:

Архимандрит Иерофей (Влахос). Православная духовность

Святитель Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться

Иерей Вадим Коржевский. Пропедевтика аскетики

Сергей Зарин. Православная аскетика

Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести

Зомбируют ли в сектах?

Борьба с сектами за людей, попавших в них, требует реалистичной оценки данного феномена. Иначе, КПД такой деятельности будет невысок и большая часть сил, времени и средств, уйдёт в пустоту. Именно поэтому, в своих беседах я стараюсь не только рассказывать о сектантстве, но и пытаюсь развеивать мифы, существующие вокруг данной темы.

Сегодня я поразмышляю над вопросами: зомбируют ли в сектах? И собственно говоря, что там происходит с психологической точки зрения?

Если под зомбированием понимается существование неких психологических методов манипулирования сознанием, которые превращают людей в безвольных марионеток, которые выполнят любой приказ кукловода, то это иллюзия, таких методов нет.

Кому интересна данная тема, рекомендую книгу, написанную Джоном Марксом, на русском языке она называется «ЦРУ и контроль над Разумом. Тайная история науки управления поведением человека. В поисках «маньчжурского кандидата"». В интернете её можно найти в электронной форме. В этой книге рассказывается о научном проекте финансировавшимся ЦРУ MK-ULTRA.

Джон Маркс работал аналитиком Госдепа США, сотрудничал со спецслужбами и он получил доступ к документам данного проекта. В рамках проекта MK-ULTRA изучались возможности психологического подавления человека. Основные опыты по ней проводились в Сан-Франциско. Эти опыты изучали влияние на человека наркотиков, гипноза и ряда других психотехник с помощью которых подавлялась воля человека. К каким выводам пришли учёные? Да, есть методы влияния на человека, которые могут свести его с ума. Но не существует методов, которые заставили бы человека бессознательно делать то, что он внутренне полностью отвергает!

И более того, чем больше подавляется воля человека, тем менее работоспособным он становится. Т.е. любая деятельность требует хотя бы минимальной аналитической способности, без возможности размышлять, оценивать ситуацию и принимать самостоятельно решения, человек становится полностью не работоспособен, а значит для тех же сект он бесполезен.

А что же происходит в сектах? Действительно, в сектах способны очень сильно изменить систему ценностей человека, его мировоззрение. В сектах, спекулируя на интеллектуальной и аналитической ограниченности людей, активно прививают людям определённую идеологию, которая собственно и меняет систему ценностей. Эта идеология принимается прежде всего потому что в человеке есть предпосылки к её принятию.

Мы все очень не совершенны. И есть три главных проблемы, которые волнуют любого человека.

1. Кто я есть, в чём смысл моей жизни и как мне жить.

2. Какое место другие люди занимают в моей жизни, как общаться с ними, как решать возникающие с ними проблемы.

3. Я смертен, как мне жить с этой мыслью.

Или кратко: Кто Я, Я и другие, я смертен.

Например, когда психологи консультируют обратившихся к ним за помощью, они обычно обсуждают одну из этих проблем.

Человек ищет ответы, на эти вопросы. Эти ответы есть в традиционных религиях. Они прописаны в культуре общества. На них даются ответы и в сектах. Только ответы очень специфические, эти ответы транслируются сектантам через их идеологию.

Психологические методы манипулирования, используемые в сектах, повышают шансы на принятие сектантской идеологии. Но если в человеке нет психологических, духовных или интеллектально-аналитических предпосылок это сделать, они будут бессильны повлиять на него.

Если бы это было не так, то секты давно стали бы главной действующей силой в нашем обществе и все вокруг были бы сектантами. Но этого не происходит. Потому ещё раз отмечу, в сектах применяют методы психологического манипулирования, но не из-за них люди становятся сектантами, эти методы второстепенны! Но это не значит, что их не надо знать.

Что же делают с людьми в сектах с психологической точки зрения? Попробую кратко и схематично изложить психологическую теорию контроля сознания. А точнее, отдельные её элементы.

Контроль сознания

Известно, что каждый человек имеет собственное представление о добре и зле, собственную систему моральных ценностей, которая определяет его поступки и образ жизни. В психологии убеждения подобного рода называются установками, а их совокупность – установочной системой.

Можно сказать, что установка – это наша мировоззренческая позиция по тому или иному вопросу.

Установочная система включает в себя следующие элементы: а) наши эмоции, испытываемые по отношению к той или иной идее или предмету; б) наше поведение; в) наши намерения, ожидания, планы действий, предваряющие сами действия; г) наши познания, сложившиеся в результате познавательных процессов и включающие в себя как убеждения, так и элементы сведений о данном объекте и о том, как нам «следует» вести себя по отношению к нему.

Например, я православный христианин. У меня есть знания о Православии, которые я считаю истинными. Мои религиозные взгляды влияют на моё поведение, я хожу в Церковь на службу, читаю определённую литературу, молюсь. Мои религиозные взгляды формируют мои ожидания, прежде всего они касаются возможных личностных изменений в соответствии с теми духовными идеалами что существуют в Православии. Т.е. я ожидаю что в будущем стану лучше, чем я есть сейчас. Естественно мои религиозные взгляды влияют на мою эмоциональную сферу. Я испытываю определённые эмоции, когда нахожусь в храме. И в целом, моя духовная жизнь значительно уравновешивает меня в эмоциональной сфере.

Все элементы установочной системы связаны друг с другом, поэтому, изменяя один параметр, мы оказываем влияние и на другой. Когда человек сознательно воздействует на установочную систему другого человека, он превращается в манипулятора.

Что же такое манипуляция? «Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». Т.е. манипулятор подталкивает человека к принятию определённых идей, определённой модели поведения, определённой системы ценностей.

Манипуляторы из сект, спекулируя на имеющихся у людей потребностях, и имеющихся у них недостатках, как в психологической, так и в аналитической и духовных сферах и создают некую виртуальную реальность, которая обещает решить все имеющиеся у человека проблемы и которую человек считает реальностью объективной.

Итак, в установочной системе есть четыре элемента: Знания,

Ожидания, Эмоции и Поведение.

Все они находятся в связке, и влияя на один из них, можно изменить другой.

Например, я прихожу к Свидетелям Иеговы. Там дают Знания, как они говорят о Библии, на самом деле уже здесь начинается манипулирование!

Не существует Библия сама по себе, любое её чтение – это интерпретация текста. Потому есть Библия как её понимаю Свидетели Иеговы, есть Библия как её понимают православные христиане и т.д. Если вам это говорят прямо, всё нормально. Но если кто-то скажет, что он живёт по Библии и что в его организации всё устроено по Библии, он солжёт. Это пример ошибки в аналитическом мышлении.

Предположим, вы приняли за истину утверждение Свидетелей Иеговы что они живут по Библии. Если вы считаете, что Библия есть Божественное Откровение, то логичный вывод из утверждения что Свидетели Иеговы живут по Библии, я должен стать Свидетелем Иеговы! Т.е. Знание приводит к Поведению. Это пример, простой связки между элементами установочной системы.

Другой пример. Вы приходите к последователям Сан Мен Муна, вам начинают оказывать внимание, поят сладким чаем, активно льстят и делают всё возможное чтобы вам было комфортно, вы находились в приятном эмоциональном возбуждении. Обратите внимание, на фоне этого эмоционального возбуждения вас непрерывно идеологически обрабатывают!

Вы думаете: мне приятны эти люди. Я испытываю удовольствие от общения с ними. Я хочу чаще испытывать такие эмоции. Возможный вывод, для этого я должен стать одним из них, приняв их систему взглядов и их образ жизни. Т.е. Эмоции повлияли на Знания и Поведение.

А теперь представьте, вы пришли к кришнаитам. Вас угостили вкусной едой, пригласили на санкиртан, это публичное пение мантры Харе Кришна. И вы начали петь, вам стало приятно, вы возможно даже впали в экстаз. Ритмичная музыка и пение всегда воздействуют на психику. Отсюда, кстати и дискотеки.

Вы поёте вместе с кришнаитами Харе Кришна, т.е. вас подвели к определённой модели Поведения. Но согласно теории психолога Леона Фестингера, наше мировоззрение должно находится в связке с нашим поведением, иначе возникает когнитивный диссонанс. В результате, если вы стали вести себя как кришнаит, велика вероятность что вы примите и их идеологию, и их образ жизни. Т.е. Поведение повлияло на остальные элементы установочной системы.

Активно в сектах применяют групповое давление (социальное влияние). Например, в повседневной жизни мы часто сталкиваемся с социальным научением. Ребёнок, смотря на поведение родителей, начинает им подражать, он обучается таким способом.

Людям очень важно социальное одобрение, что о них подумают другие. Этим пользуются в сектах помещая людей в группы, где с одной стороны сектанты демонстрируют вновь пришедшему нормативные для секты нормы поведения и через это его обучают, а одновременно происходит влияние на его психику. Человека как бы подталкивают к мысли: неужели такое большое количество людей ошибается?

Приёмов манипулирования в сектах огромное множество. Я лишь обозначил в сегодняшней беседе тему. Кому она интересна. Могу рекомендовать сайт Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» http://stavroskrest.ru/ На котором вы сможете найти литературу и лекции по данной тематике.

Также могу порекомендовать мою книгу «Ведение в сектоведение» и аудиозапись лекции «Психология сектантства» из лекционного цикла «Введение в практическое сектоведение». Где я подробно разбираю данную тематику.

Вывод. Современная наука позволяет превратить человека в овощ, но нет средств при сохранении сознания сделать из человека зомби.

В сектах используют средства манипуляции, но они являются второстепенной частью к сектантской идеологии. А также нужно учитывать, что главная проблема вовлечения людей в секты, это те психологические и иные предпосылки, что уже есть в самом человеке. Секта – это суррогат для решения имеющихся у человека проблем. Любой православный миссионер и апологет, в обязательном порядке должны это учитывать. Иначе их деятельность при общении с сектантами будет мало эффективна.

Да, и средства психологического манипулирования используют не только в сектах, но и в СМИ, в политике, семье и т.д. Не стоит об этом забывать!

Признаки психических заболеваний у сектантов

Начиная сегодняшнюю свою беседу, я хочу отметить что она предназначена для православных священников и мирян, работающих с сектантами.

Православным миссионерам и апологетам, в том числе священникам, часто приходится встречаться с неадекватным поведением сектантов. Как различить, кто напротив вас? Психически больной человек или здоровый, но находящийся в стрессе или каком ином деструктивном психологическом состоянии.

Умение хотя бы поверхностно, по общим признаком отличать психическую норму от патологии будет вам очень полезно. Зачем это вам нужно знать?

Во-первых, чтобы не провоцировать сидящего напротив вас человека, на агрессивное поведение, направленное против вас, т.е. это вопрос вашей личной безопасности.

Во-вторых, чтобы ваше время и силы были используемы не напрасно. Ведь возможны случаи, когда вы ничем не можете помочь человеку. А если вы священник, то эти знания нужны вам для выстраивания с сектантом более результативной модели общения.

Если вы занимаетесь миссионерским и апологетическим служением на постоянной основе, и оно подразумевает постоянный контакт с сектантами. Среди которых могут встречаться очень разные люди, в том числе и психически неадекватные. Вам следует быть готовым к такого рода общению, т.е. у вас должен быть проработанный алгоритм ваших действий в таких случаях.

Обращаясь к священникам хочу отметить, что прежде чем вы решите работать с психически нездоровым человеком, попавшим в секту, вам стоит осознавать, что ваше теологическое образование и даже наличие сана, не делает вас врачом! Если вы подозреваете что человек болен, не считайте, что вы сможете его вылечить постом и молитвой. Психические, как и любые другие заболевания это такая область, в которой лучше недооценить свои возможности, чем переоценить. Потому очень желательно чтобы с психически нездоровыми людьми вы работали в связке с психиатром.

Если вы мирянин, работающий с сектантами, возможно вам стоит прекратить общение с психически ненормальным человеком. Или поставить одним из условий вашего общения, участие психиатра.

Также хочу заметить, что чтение специализированной психиатрической литературы, которую без труда можно найти в Интернете, не сделает из вас эксперта по психическим болезням! Знание общих признаков психического заболевания не гарантирует вас от ошибок в ваших диагнозах. И даже, если вы полностью уверены в своём диагнозе, это не значит что он верен! В любом случае, свой диагноз держите при себе и публично не говорите о нём.

Откуда вы можете узнать о возможных психических заболеваниях сектанта? Из общения с самим сектантом или его родителями.

Если вы занимаетесь консультированием людей, имеющих проблемы с сектами, можете завести анкетирование и вставьте интересующие вас вопросы в анкету. Естественно, кроме вас к анкетам никто не должен иметь доступ!

И помните главное правило. В случае, психического заболевания, человека лучше направить к врачу-психиатру.

Итак, каковы возможные признаки психического заболевания человека.

1. Возраст. Тяжёлые психические заболевания манифестируют, как правило, в юности.

2. Наследственность. Были ли у членов семьи психические расстройства?

3. Учеба. В школе, в вузе. Возможно он проходил в школе инклюзивное обучение. Часто люди с психическими заболеваниями не могут закончить ВУЗ.

4. Наличие близких друзей и отношений. Нарушенная способность устанавливать тесные и прочные связи. Если их нет у человека, это повод насторожиться.

5. Интересы. Странные хобби, увлечения. Которые выходят за грани социально приемлемого.

6. Профессиональный маршрут – т.е. перечень приобретённых человеком профессий в хронологическом порядке, он социально поднимает человека или наоборот опускает. Удерживается ли человек на одной работе или часто их меняет. Как подчиняется трудовому режиму, сложным обстоятельствам, складывающимся на работе и т.д.

7. Обращения к психиатрам с различными целями ранее.

Общие правила общения с психически неадекватными людьми

1. Уважайте собеседника. Даже если он болен, общайтесь с ним как со здоровым человеком.

2. В общении с душевнобольным очень важно быть спокойным, чётким, простым, открытым. Меньше сложных предложений. Ваши фразы не должны иметь двойственных смыслов. Эмоциональный фон не должен напрягать.

3. Ваше общение с душевнобольным должно быть последовательным и предсказуемым. Если вы о чём-либо договорились с душевнобольным, следуйте договорённостям.

4. Все коммуникации с душевнобольным должны проходить в дружелюбных интонациях.

Внутренний мир душевнобольного цикличен, переменчив и часто хаотичен. Очень важно иметь в виду, что душевнобольной человек не всегда может быть эмоционально стабильным. Он может вести себя странно, неадекватно, непонятно.

Психически больной человек часто вызывает негативные эмоции, может вас пугать, раздражать своей агрессией, тоской, унынием. Очень важно не поддаваться этим эмоциям. Важно дистанцироваться от этих эмоций, не присоединяться к ним.

5. Необходимо помнить, что душевнобольные люди часто уходят в свой внутренний мир, бывают моменты, когда им вообще не нужны внешние контакты.

Будьте внимательны к сектанту, с которым общаетесь. Улавливайте момент, когда общение следует прекратить. Если в эти периоды активно начать вмешиваться в мир больного человека, то скорее всего психически больной человек воспримет ваше желание помочь, ваше участие как атаку на него.

Если вы видите, что сектант занят какими-то своими внутренними мыслями, если он озлоблен, явно переживает острое психическое состояние, лучше однозначно оставить его в покое и не трогать.

Если какая-то обсуждаемая тема вызывает агрессивную реакцию со стороны сектанта, перемените тему.

6. С психически больными сектантами не стоит разговаривать на абстрактные темы, их мышление конкретно. Можно говорить об их поведении. Для них важно не то что будет, а то что есть сейчас.

7. Если вы будете работать с психически больным сектантом, разделяйте те долгосрочные цели, что ставите при работе с ним, на ряд краткосрочных.

8. Старайтесь с душевнобольным человеком не оставаться наедине. Но присутствие ещё одного человека не должно быть навязчивым. Если такого человека нет, размещайтесь так чтобы вас могли видеть, например, открытая дверь. Или садитесь так, чтобы вы в случае необходимости могли быстро покинуть помещение.

9. Желательно чтобы при вашем разговоре с сектантом не было лишних людей. Которые вместо помощи вам, могут лишь создать дополнительные проблемы своим неуместным встреванием в разговор.

10. В помещении где идёт беседа с сектантом не должно быть предметов, с помощью которых можно легко травмировать человека. Или они не должны быть в зоне лёгкой доступности душевнобольного сектанта.

Что вам нельзя ни в коем случае делать?

1. Не давайте свой личный телефон и не приглашайте душевнобольного сектанта к себе домой.

2. Не повышайте голос при общении с душевнобольным сектантом.

3. Не спорьте с ним.

4. Если он реагирует на вас агрессивно, вы не должны проявлять ответную агрессию!

5. Ни в коем случае не проявляйте формализм. Будьте очень внимательны к тому что и как вы говорите. Ведь ваши слова могу быть интерпретированы в совершенно неожиданном для вас смысле.

6. О недопустимости запугивания, угроз, нецензурных выражений грубости, злости, враждебности по отношению к сектанту я даже не говорю. Если вы их допускаете, то явно находитесь не на своём месте.

7. Не стоит шутить, подсмеиваться над больным сектантом, он ваш юмор может не оценить.

8. Не рассказывайте сектанту о своих личных духовных проблемах.

И отдельное предупреждение, научитесь опознавать психопатов. Литературы на эту тему немало. Потому не буду рекомендовать что-то конкретное. Психопатов немало в сектах, особенно в роли гуру.

Это крайне опасные люди. Они эгоисты не способные на сопереживание, у них нет внутренних тормозов и они способны на любое преступление.

Уделите этой теме повышенное внимание. При работе с сектантами, ваш контакт с психопатом, это лишь вопрос времени!

Тема, которая была поднята мною в сегодняшней беседе, очень сложна. Я рекомендую вам продолжить её изучение.

Что делать если близкий вам человек попал в секту?

Часто религиозный выбор человека приводит не к росту его личности, а скорее к её деградации. В основном такое воздействие происходит в религиозных сообществах, называемых сектами. Сегодня я попытаюсь ответить на вопрос: что делать людям, чьи близкие попали под влияние сект?

Что не надо делать!

Обычная ошибка, которую совершают многие при попадании их близких в секту. Это желание найти критическую информацию на секту и выдать её близкому.

При этом не учитываются следующие факторы:

1. Готов ли ваш близкий её воспринять? Сектантство – это следствие имеющихся у человека проблем, психологических, духовных и т.д. компенсация их.

Человек попал в секту не потому что к нему применили какую-то особую технику вербовки, а потому что секта отвечает на какую-то внутреннюю потребность которая у него имеется. Если вы не готовы помочь человеку разрешить его проблемы, но при этом нападаете на ту «панацею от проблем», которую, как ему кажется, он нашёл. Это вызовет отторжение, человек от вас психологически закроется.

2. В сектах стремятся человека изолировать от влияния близких ему людей. Чтобы это сделать, их надо в его глазах дискредитировать. Для этого все попытки повлиять с их стороны на него будут перетолкованы в выгодном для секты ракурсе. Близкий вам человек получит в секте идеологическую прививку против вас! Например, первые христиане были гонимы язычниками, ты стал истинным христианином, потому сатана через твоих близких будет тебя гнать. Логический вывод, близкие стали марионетками сатаны!

Другая стратегия, это списать все проблемы человека на его близких! Ты несчастен, потому что твои родители думали не о твоей пользе, ты был для них всего-лишь игрушкой, или они эксплуатировали тебя, они не давали тебе развиваться потому что боялись, что ты выйдешь из-под их влияния. Суть одна, родственники объявляются главной причиной проблем человека. А тут вы с критической информацией. Ваши действия будут оценены как попытка манипуляции, как проявление власти сатаны и т.д., а не как желание спасти своего сына или дочь родителями, братьями или сёстрами.

Следующая большая ошибка, которая совершают близкие сектанта, это попытка эмоционально на него давить. Крик, скандалы, угрозы – всё это контрпродуктивно. Не надо этого делать!

Что же вам делать?

1. Не допустите разрыва отношений с сектантом. Самые близкие контакты всегда у родственников. Стремитесь их сохранить. Есть контакт, возможны изменения в личности вашего близкого, которые вы возможно не сейчас, но в будущем вызовете. Если контакта нет, вам остаётся только молиться за близкого человека.

2. Сектанту должно быть рядом с вами психологически комфортно. Секта – разрушительна для личности человека. Рано или поздно сомнения появляются у большинства сектантов, случаи психических заболеваний, или профессионализации, когда человек начинает использовать секту для достижения своих личных целей (власть, богатство, сексуальная эксплуатация) такие случаи я не учитываю.

Любому нормальному человеку нужно подтверждение правильности своего выбора, правильности своего поведения. Источником альтернативы чаще всего являются родственники, значит, он будет их провоцировать на гнев, критику его поведения, вам не стоит на это вестись. Это попытка вас дискредитировать и через это дискредитировать альтернативу своему сектантскому выбору, подтвердить в собственных глазах что выбор совершён правильный.

3. О чём беседовать вам с сектантом? Прежде всего, о верованиях и практической жизни движения в свете тех принципов, которые по обоюдному признанию вы (и спрашивающий, и отвечающий) разделяете.

Такими принципами могут быть: любовь, доброта, истина, честность, уважение к личности и личная ответственность, все те ценности, которые секта не сможет с легкостью отвергнуть. Цель общения, подталкивать человека к размышлению.

4. В коррекции поведения человека ключевую роль играет форма взаимодействия с ним. Никаких оценок, только констатация. Не говорите: «секта плохая», говорите примерно следующее: «как ты изменился, раньше ты был спокойнее и добрее!» Подобный подход заставит сектанта задуматься о причинах произошедших изменений.

Кто вам может помочь?

Прежде всего, кто вам вряд ли поможет. В нашей стране нет государственных структур, которые решали бы возникшую у вас проблему. Ни полиция, ни ФСБ, ни прокуратура не будут вытаскивать из секты близкого вам родственника.

Через них, а также через СМИ можно создать проблемы для секты. Но это тоже не так легко, как может показаться. Если вы не юрист, у вас нет больших денег и связей, скорее всего вы ничего не добьётесь.

Негативные последствия такой стратегии, это возможный разрыв связей с близким вам человеком.

Это не значит, что правоохранительные органы и СМИ нужно вычеркнуть из возможных инструментов решения вашей проблемы. Если в секте совершаются преступления, идите в правоохранительные органы. Возможно гуру секты пришло время насладиться прелестями нашей пенитенциарной системы. Но если, в секте не совершают уголовных преступлений, наша правоохранительная система ничем не сможет вам помочь.

Где реально вы можете найти помощь. В Русской Православной Церкви. Теоретически в каждой Епархии есть миссионерские отделы и там должны быть специалисты способные вам помочь, или хотя бы там должны указать вам таковых специалистов. Не всегда там реально вам могут помочь, но попытаться пообщаться с представителями местного миссионерского отдела стоит.

Профессиональные психологи, могут помочь только при условии, если они профессионально владеют темой. Если вы ищите помощи у психолога, спросите его интересовался ли он когда-нибудь данной темой. Если да, то что читал сам и может ли он порекомендовать что-нибудь почитать вам.

В Интернете немало публикаций на эту тему. В частности, вы можете такие найти на сайте центра «Ставрос».

Поинтересуйтесь его религиозными взглядами, к сожалению, в настоящее время придя к психологу вы вполне можете нарваться на сектанта.

Следующим источником помощи могут быть сообщества бывших сектантов. Они официально-юридически не оформлены. Но в социальных сетях, на некоторых форумах, при активном поиске вы можете их найти. Бывшие сектанты могут дать вам немало дельных советов для разрешения возникшей у вас проблемы.

Можете попытаться связаться с создателями сайтов, посвящённых различным сектам. Возможно они смогут вам или помочь сами, или подсказать где вы можете найти помощь.

Наиболее профессиональную помощь, вы можете найти у людей специализирующихся на работе с сектантами. Таких центров в стране не много. Но они есть, и вы сможете их при желании найти.

В частности, я могу вам порекомендовать:

В Москве: Центр прп. Иосифа Волоцкого.

Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий имени А.С. Хомякова.

Душепопечительский Православный Центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В Санкт-Петербурге: Православный миссионерско-апологетический центр «Ставрос»

В Новосибирске: Информационно-консультационный по вопросам сектантства при соборе во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

В Пензе: Консультационно-реабилитационный центр во имя святителя Иннокентия Пензенского.

Это не все центры, что в принципе существуют в нашей стране, но в этих центрах точно есть специалисты, которые с большой степенью вероятности могут вам помочь. В любой поисковой системе, вам достаточно набрать названия указанных центров, чтобы найти информацию о них, или даже их сайты.

В заключение, хочу пожелать своим читателям не унывать. Как показывает статистика, подавляющее большинство людей, попавших в секты из них выходят. Проблема сект сложная, но не безнадёжная.

Изучайте проблему, обдумывайте свои действия, связывайтесь со специалистами, и шансы помочь вашему близкому выйти из секты сильны вырастут!

Можно ли РПЦ назвать сектой?

Периодически я получаю письма в которых утверждается примерно следующее: Русская Православная Церковь является сектой. А борьба РПЦ с сектами, это просто борьба с конкурентами. Попытаюсь немного поразмышлять над данными тезисами.

В одном из предыдущих видео я уже затрагивал проблему определения «сект». В частности, я сказал, что нет одного общепринятого понятия «секта». Что сектантство как социально-психологический феномен может быть рассматриваемо в разных ракурсах, разными научными дисциплинами. Т.е. психологи, теологи, социологи, юристы и т.д. будут данное понятие определять в рамках своего собственного аналитического аппарата.

Далее, я утверждал, что существует популярный подход, который обычно используют журналисты и политики. Звучит он просто: все, кто мне не нравятся – сектанты!

Если кто либо, считает, что Русская Православная Церковь – это секта, то у него есть два возможных сценария действия.

Первый, это использовать популярный подход, и заявить, что РПЦ секта, потому что православные христиане мне не нравятся. Это вполне себе позиция, понятная, простая и собственно обсуждать её бесполезно.

Второй подход. Если вы не столь примитивны, как те, кто бездумно навешивает на Церковь клеймо секты просто потому что Она ему не нравится, значит у вас есть или должны быть некие веские основания для такого заявления.

Если вы хотите полемизировать в рамках какого-либо научного подхода, значит ваша аргументация должна базироваться на методологии познания мира имеющейся в рамках этой системы. Т.е. вы должны владеть её аналитическим аппаратом.

Например, если вы обвиняете Церковь в наличие психологического манипулирования, то приведите факты такого манипулирования, объясните их в рамках существующих теорий контроля сознания.

Обращаю ваше внимание. Не сами выдумайте (!), или перескажите то, что вы прочитали у журналистов на эту тему, а изучите научные разработки психологов, овладейте их понятийным аппаратом, и продемонстрируйте свои познания анализируя православных христиан и в целом те мировоззренческие установки и духовные практики что существуют в Русской Православной Церкви.

Если вы этого не сделаете, значит, ваша позиция не поднялась выше популярного подхода в определении понятия «секта», т.е. православные христиане для вас сектанты, потому что они вам не нравятся.

Я владею как психологическим, так и теологическим подходом в исследовании современных сект. Однако, в данной беседе, я рассмотрю РПЦ лишь в психологическом ракурсе. И попытаюсь, применив свои познания, разобраться с вопросом, является ли РПЦ сектой или нет?

Если вы захотите получить более глубокую информацию о теме контроля сознания, то книги, статьи, записи аудио-лекций психологов по данной теме, вы можете найти на сайте Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос».

Также я разбирал эту тему в одной из глав своей книги «Введение в сектоведение».

Существуют разные модели психологического влияния в сектах. Я использую классическую модель Маргарет Сингер.

Итак, для трансформации мировоззрения человека, для изменения его системы ценностей, с точки зрения психологии, необходимо:

1. Завоевание контроля над временем человека, особенно, временем на размышления.

В сектах создают социальные условия, когда у человека остаётся минимум времени на размышления. Он должен быть постоянно занят, или изучением доктрины, или духовными практиками, или какими-либо работами на секту. Задача в том, чтобы он не мог рационально осмыслить происходящее с ним. Чтобы он не смог оценить ту систему ценностей что ему предлагают, как норму в его жизни и те последствия, которые его ждут при принятии этой системы.

Где это в РПЦ? Вы видели священников, которые озабочены тем, чтобы непрерывно заполнять вашу жизнь делами? Скорее обратная проблема, пообщаться со священником. Никакого тотального контроля над жизнью мирян, в РПЦ нет!

2. Создание у новичка ощущения беспомощности, при одновременной демонстрации модели поведения, выработать которую стремится руководство секты.

Т.е. задача показать человеку что его прошлое ущербно, что он неправильно жил, и он не умеет правильно жить, а секта предлагает ему путь в светлое будущее. Такая выработка беспомощности, возможна лишь при соблюдении первого пункта. Потому что любая серьёзная трансформация личности требует времени. А также необходимо наличие сообщества людей, готовых к активному социально-психологическому взаимодействию с человеком.

Где это в Церкви? Даже, то что должно быть в теории, православные общины, есть далеко не во всех храмах. А без общины и тотального контроля над временем человека, очень трудно поколебать его самоидентификацию. А привести к кардинальной трансформации личности, по примеру гуру, почти невозможно.

3. Манипулирование сознанием путем вознаграждений, наказаний, практических действий с целью подавления прежнего социального поведения новичка. Использование измененного состояния сознания для манипуляций жизненным опытом адепта.

Манипуляция наказаниями и вознаграждениями подразумевает большую активность социально-психологического характера. Т.е. нужно непрерывно находится в контакте с человеком. Ему предлагают поучаствовать в деятельности секты, при этом любые правильные с точки зрения секты модели поведения человека, вызывают улыбки, активные комплименты в его адрес. Если человек начинает задавать неудобные вопросы или отказывается принимать участие в каких-либо мероприятиях секты, тут же исчезают улыбки, начинают звучать слова сожаления что человек оказался не такой духовный как они ожидали. В общем, обычная техника «кнута и пряника».

Что касается техник ведущих к изменённому состоянию сознания. То их цель резко снизить возможности к критическому мышлению. Идёт резкое ограничение сна. Предлагаются трансовые практики, т.е. различные медитации, визуализации, дыхательные техники и т.д. в которых использование разума или ограничено, или сведено к полному нулю. Часто даётся установка что разум – это зло, что высшую реальность нужно созерцать и т.д.

Какой «кнут» и какой «пряник» массово используют в отношении православных мирян? Вы много видели священников, или хотя бы мирян, которые стремятся манипулировать вновь пришедшими в Церковь? Скорее, в Церкви есть проблема безразличия к впервые пришедшим в Неё.

Что касается трансовых практик, то молитва в Православии должна быть осознанна, над нею надо думать, а не чисто механически произносить. Идея дискредитации ума в Православии отсутствует. Никаких же особых ограничений сна, для мирян не предусмотрено. Ни один священник не скажет: благословляю вас спать три часа в сутки, молится каждый день по несколько часов, остальное время слушайте аудиозаписи моих проповедей и ходите ко мне на службу.

4. Создание плотно контролируемой системы, в рамках которой всех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать свою «врожденную неполноценность».

Гуру в секте знает, как правильно жить, во что верить, с кем дружить, кого вам выкинуть из вашей жизни, а кого наоборот оставить, гуру знает сколько вам надо денег ему отдавать, а сколько он позволит вам оставить себе, на какой работе вы можете работать, а на какой нет. С кем вы можете создать семью, а кого должны избегать. Если вы начали сомневать в полномочиях и компетенциях гуру, это признак вашей духовной, а то и психической неполноценности.

В Православии такой гуру – это младостарец. А младостарец – это патология духовной жизни.

5. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетентности и информированном согласии личности).

Имеется в виду, что человек вовлекается в некий процесс ставящий конечной целью его трансформацию. При этом тот, кто руководит этим процессом, осознаёт, что он делает, а человек попавший в секту, это просто слепой объект некоей манипуляции.

В Православии требуется сознательность. Человек сам отвечает за свою жизнь перед Богом, священник помощник, но не гуру, с абсолютными правами на его жизнь.

Итак, мы прошли по пяти пунктам сформулированными классиком американской психологии Маргарет Сингер.

Мне могут возразить, но ведь некоторые из этих пунктов присутствуют в монастырях. Возможно. Не буду спорить. Но монашество в современной России это мизерная часть православных христиан. И в монастырь обычно с улицы не идут. Потому, что, как и зачем делают в монастырях, это тема отдельного разговора. Я же оценивал жизнь обычных мирян.

Главный вопрос, поставленный в начале, звучал так: можно ли РПЦ считать сектой? Вы слышали всё что я сказал, выводы делайте сами.

В завершение хочу сказать пару слов о тезисе, что РПЦ борется с сектами как с конкурентами. Если борьбой считать критику сект, то тогда будет справедлива и иная формулировка.

Атеисты борются с Церковью как с конкурентами. Они же Её критикуют. А история показывает, что как только атеисты получают политическую власть, они начинают Церковь преследовать, ограничивая христиан как в юридических правах, так и сажая в тюрьмы, или убивая физически, только за то, что христиане верят во Христа!

Я прочитал огромное количество сектантской литературы и там находил, да и сейчас нахожу очень агрессивную критику как христианства в целом, так и Православия в частности. Это можно назвать конкурентной борьбой сект с РПЦ и если нет, то почему?

Мировоззренческая полемика, это нормальная часть жизни общества. Конечно если она ведётся корректными методами, без угроз и насилия. Такая полемика была, есть и будет в жизни любого общества.

Ссылки на борьбу РПЦ с сектами как с конкурентами, это не более как идеологический штамп, некорректный приём в борьбе против православных христиан.

Могу сказать на своём личном опыте, я борюсь с сектами. Но я никому никогда не угрожал физически, вы не найдёте в моих книгах и статьях, ни одного призыва к физическому уничтожению сектантов, или поражению их в юридических правах, в тоже время мне угрожали уже не раз, убить, избить, об угрозах мистического характера, я просто умолчу.

Может сектантам начать с себя? Признать в частности за православными христианами, и, кстати, не только за нами, право не восторгаться их системой ценностей и критично относиться к деятельности их духовных вождей? Может им стоит научиться полемизировать с православными без угроз и хамства в наш адрес?

В Православии утверждается что у христианина есть два врага, сатана и он сам. Может сектантам надо врагов не в Церкви поискать, а где-то поближе?

В любом случае, каждый человек будет отвечать за свои поступки, в том числе и за свой религиозный выбор перед Богом сам. Искать врагов народа вовне, много ума не надо, тяжело начинать искать «врага» в самом себе.

Комментарии для сайта Cackle