Разговор православного с именующимся старообрядцем
Среди многих прискорбных явлений, коими затрудняется борьба церкви с расколом и каково в особенности потворство расколу со стороны «интеллигентных» и властных людей судебного и иных ведомств, также разных «ученых исследователей», вообще людей враждебных, или же просто холодных к религии, a особенно к православию, ― среди этих прискорбных современных явлений не малым утешением для нас, ведущих борьбу с расколом, может служить то обстоятельство, что благодаря существующим во многих местах миссионерским беседам с раскольниками, особенно же изданию и распространению обстоятельных, и общедоступных сочинений и книжек о расколе, из среды простого народа ныне является не мало людей, выступающих обличителями раскольнических лжеучений, защитниками православного учения, оберегателями несведущих собратий от увлечения в раскол, от обольщения проповедью раскольнических лжеучителей. Благодарение Богу! Такие добрые деятели из простого народа, особенно же из бывших прежде старообрядцами, теперь встречаются нередко, и их деятельность в борьбе с расколом имеет весьма важное миссионерское значение. Заметим также, что здесь особенно ясно обнаруживается, как необходимо и благотворно дело, совершенное и совершаемое Братством св. Петра митрополита, ― издание и повсеместное распространение, частию таких обширных и капитальных сочинений о расколе, как Выписки Озерского, книга митрополита Григория, сочинения архимандрита Павла, и проч., частию же маленьких книг и книжек, содержание которых так легко усвояют себе простолюдины–начетчики, при их помощи выступающие потом на состязание с раскольническими учителями. В «Братском Слове» мы уже не раз печатали образчики таких собеседований с раскольниками добровольных миссионеров-простолюдинов: к числу таких принадлежит и предлагаемый теперь разговор И.С. Храмова с раскольническим ревнителем Щукаревым, имеющим большое доверие y местных раскольников и очень самоуверенным, выдающим себя за непобедимого собеседника (из разговора видно, что он почерпнул свою мудрость в тетрадках новейшего лже-апостола раскольников ― Швецова). Печатаем, разговор во всей первоначальной простоте его. Обращаем особое внимание читателей на приведенную в конце беседу самих раскольников между собою о том, какие бы принять им меры, чтобы остановить вредное для раскола, и следственно благотворное для церкви, влияние на старообрядцев повсюду распространяемых книжек о расколе. Ред.
Генваря 31-го дня сего 1892 г., в селе Бекове, в доме именуемого старообрядца Андрея Григорьевича Ермаченкова беседовали крестьяне: из православных – Иван Сидоров Храмов и из именуемых старообрядцев по австрийскому священству – Иван Онисимов Щукарев.
* * *
Храмов. Может ли во вселенской Христовой церкви произойти когда-нибудь то, что утверждают старообрядцы, то есть, чтобы все истинно православные епископы уклонились в неправославие?
Щукарев. Христос за людей не ручался!
Храмов. За единичные лица Христос не ручался; но за церковь, за истинно верующих людей, находящихся под правлением от Него поставленных пастырей, ручался. Благовестник от Матфея гл. 16-я, зачало 67-е, лист 138-й на обороте: «Созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей. Из толкования: Еретицы же суть врата, во ад низводяща; многим гонителем и еретиком одоле церковь». Там же от Луки гл, 21-я, зачало 107-е, лист 124-й «Аминь глаголю вам, яко не прейдет род сей, дóндеже вся сия будут. Род рече не тогда сущий, но род весь христианский верный». Ниже: «не прейдет бо род сей христианский: небо и земля изменится, словеса же моя и евангелие мое не разорятся, но пребывают. Аще и все двигнутся, но о мне вера не оскудеет». Ниже: «аще и тварь изменится: верных церкви, и словеса ея, и Евангелие никогда же». Книга Кириллова (гл. 1-я, л. 93 на об.): «Вера, вкупе и существо Пресвятыя Троицы, иже есть един Бог истинный, всегда пребывает воистину и славится во всем мире, в православней церкви Христове, от начала дней апостольских, даже и доныне, и до скончания века». Книга о вере, (гл. 2, л. 19): «Церкви ничтоже равно есть, никогда же стареет, выше небес взыде; ни варвары, ни беси преодолеют ей. Колицы ратоваша на церковь? – и ратовавшии погибоша. Борима и не побеждается. И чего ради попусти брань? Яко да покажет светлейшу победу». Ниже: «Камения твердейши есть; никогда не стареет, но присно юнеется; не подлежит времени тления, зане благодать Святого Духа сия действует». Вот что говорит писание о церкви, состоящей под пасением от Бога поставленных епископов: об ней я и спрашиваю, а не об одном каком-нибудь епископе. Вам никто не говорит и говорить не будет, чтобы единолично какой-нибудь человек не мог изменить православной вере; вас спрашивают: могут ли уклониться в неправославие все по всей вселенной епископы церкви Христовой?
Щукарев. Я не пророк; не знаю, могут или не могут.
Храмов. Верно, что не пророк; да я не прошу вас пророчествовать, а прошу сказать, что́ открыто в писании, в старопечатных книгах. Отвечайте мне на основании этих книг, которые вы сами почитаете.
Щукарев. Я сказал, что Христос за людей не ручался, вот и ответ мой!
Храмов. И я вам ответил, что за отдельных людей Христос не ручался, а за церковь, которая состоит из истинно верующих и должна находиться под управлением от Него поставленных пастырей, поручился, ибо сказал: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей; и еще пастырям церкви, в лице Апостолов, сказал: ce Аз с вами есм до скончания века. Согласно слову Спасителя свидетельствуют и старопечатные книги, как вы слышали из прочитанного мною. A по-вашему, церковь может быть и без пастырей; все епископы могут уклониться в ересь; а если все епископы, то и все священники, и все миряне...
Щукарев. Я вам не говорил, что все христиане могут уклониться в ересь; я только говорю: за людей Христос не ручался.
Храмов. Христос поручился за церковь; а церковь состоит из истинно Верующих христиан, которые должны быть в подчинении епископам.
Щукарев. Не знаю, где вы в писании нашли, чтобы еретическим епископам следовало подчиняться. Писание велит бегать их.
Храмов. Я говорю не об еретических епископах; а говорю, что христиане, составляющие церковь, должны подчиняться православным епископам, которым Господь обещал пребывание в церкви до скончания мира Книга о вере (гл. 7, л. 59): «Положивый душу свою за люди своя, ихже честною кровию искупи, не восхоте достояние свое оставити на земле неустроено, отходя, на неоеса, но изъем два сребренника, даде гостинником, еже есть старый и новый завет. Кому же дал? кто гостинницы? Апостоли и по них восцриемницы их, пастырие и учителие, архиепископы и епископы, иже служителие суть величеству смотрения Его, имже и спребывати даже до скончания века обетование сотвори. И по своему неложному обетованию благодать избирает себе людей достойных и поставляет и освящает рукоположением чина духовного чрез патриархи, архиепископы и епископы», и проч. Вот, Книга о вере ясно свидетельствует, что церковь свою Христос устроил с епископами и обещал пребывать с ними до скончания мира. Вы должны верить старопечатной книге. Так вот и окажите ясно, может ли вселенская Христова церковь по времени лишиться своего первого устроения, т.е. остаться без православных епископов. Отвечайте добросовестно
Щукарев. громким голосом: не может!
Храмов. Слава тебе, Господи! Заговорили по-настоящему, – сознались, что без православных епископов церковь быть не может.
Щукарев. Нет! – и без православных епископов может быть церковь!
Храмов. Если так, то может быть церковь и без православных священников.
Щукарев. Я вам этого не говорю, чтобы церковь могла быть без православных священников.
Храмов. Вы этого не говорите, но это само собою следует, если по-вашему все епископы могут уклониться в неправомыслие, a церковь останется церковью. Без епископов не может быть и священников.
Щукарев. Епископов мы не лишались. Мы не имели только православных епископов; а хиротония нами была приемлема: значит были у нас и епископы.
Храмов. Это были не ваши, а великороссийской церкви епископы, которых вы не считаете истинными епископами церкви Христовой, которым оказываете полное противление. Теперь вы называете их своими епископами; а в подчинении им не были, все делали без них. Так вот послушайте, что говорит об вас св. Игнатий Богоносец: «Аще нецыи епископа убо нарицают, a без него вся творят (точь-в-точь как вы), таковым речет Той, Иже есть истинный и первый епископ и един по естеству архиерей: что вы зовете Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? Таковии бо не добросовестнии, но лицемеры и прелестницы быти мне видятся» (посл. к магнез.). Видите, св. Игнатий Богоносец называет лицемерами и недобросовестными тех, которые говорят, что имеют епископов, а все делают без епископов. Вы сознались, что православных епископов y вас не было; а по учению святых отец, без епископа не может быть ни церкви, ни таинств, ни христианства. Блаженный Симеон Солунский пишет: «Ни един же священнодействовати иерей может в Дусе, или ино что действовати, аще не хиротонию имать; сия же от архиерея есть: убо архиерейство чрез того действует. Паки иерей тайноводств не действует без жертвенника; сей же чрез миро освящается; миро же чрез архиерея самого совершается: темже кроме архиерея ниже жертва, ниже иерей, ниже жертвенник весма: убо вся чрез архиерея суть. Паки: никтоже крещает, аще не хиротонию имать: сия же от архиерея. И паки: не может крестити без мира; сие же архиерейства есть: темже вся божественныя тайны и во всех священных архиерейство действующе есть, и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротония, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо и христиане. Чрез тое убо истинное христианство и Христовы чрез тое все тайны» (кн. 1 гл. 77).
Щукарев. Это не от нас зависело, что мы остались без епископов, а от врагов наших ― никониан.
Храмов. Вот этим вы и показали, что не составляете истинной церкви Христовой. Церковь свою Сам Христос спасает: Он есть глава церкви и Спаситель тела своего; никакие гонения поэтому не могут одолеть Христову церковь, лишить ее епископства и таинств. A вашу одолели, как вы сами сознаетесь.
Щукарев. У нас были епископы, и было совершение всех семи таинств.
Храмов. Кто же был у вас епископом во время перехода к вам митрополита Амвросия? – от кого хиротонисая и на какую кафедру?
Щукарев. Хотя православных епископов до Амвросия у нас не было, но все же мы составляли святую соборную и апостольскую церковь и могли принимать приходящих к ней от ереси.
Храмов. Где нет православных епископов, то есть совершителей тайн Божиих, там нет и святой соборной апостольской церкви: это общество безблагодатное, и не имея благодати, другим преподать ее не может. Как же вы могли преподать благодать Амвросию, по-вашему, еретику?
Щукарев. И не было нужды преподавать благодать есть и y еретиков.
Храмов. Если благодать имеют и еретики, значит они спасаются?
Щукарев. Нет, благодать не спасает еретиков.
Храмов. Так по вашему мнению благодать у еретиков существует не на спасение, а на погубление их? – Но ведь это злочестивое мнение! Где благодать, там и спасение; и пребывает благодать только в истинной церкви Христовой, имущей законное священство и совершение всех богоустановленных таинств, все же, не пребывающие в сей церкви, лишены благодати Святого Духа. Вот что говорит об этом великий Катихизис: «Се убо иже не пребывают в сей соборной церкви, тех Христос не спасает и Духа Святого сицевии не имут, о нихже есть писано тако, яко сами отделяются от единости веры и суть телесни, Духа не имуще. Бог же сам пребываяй в церкви своей, спасает ю». (гл. 25, л. 121). Таких свидетельств не мало мог бы я привести из старопечатных книг. A вы противоборствуете этим книгам, – говорите, что благодать имеют и еретики, только на свою погибель!
Щукарев. Ну, я согласен, что еретики не имеют благодати.
Храмов. Теперь вы сказали правду. Нет благодати и у вас, старообрядцев, так как и вы не принадлежите к соборной церкви, о которой писано в Катихизисе; a не имея благодати, вы не могли преподать ее и Амвросию. Никон Черногорец свидетельствует: «егда несть архиерея, таковым не дается Дух Святый, якоже веруем, и егда то не имут, егоже не прияша таковым образом, како инем подадут знамение на духовныя службы» (Тактикон, сл. 23, л. 41 об.).
Щукарев. Так где же Дух-то Святый пребывает? – Уж не y вас ли в великороссийской церкви?
Храмов. Истинно так. Ибо она только, греко-российская церковь, есть церковь православная, ни в чем не погрешившая ни против Евангелия и апостольского учения, ни против вселенских соборов и девяти поместных: в ней, имущей полноту преемственного от Апостолов священства и полноту таинств, по обетованию Христа Спасителя, и пребывает неотступно ниспосланная Им благодать Святого Духа, спасающая чад ея. Сколько вы, старообрядцы, ни измышляете обвинений на церковь, но уличить ее в ереси, в погрешении против Евангелия и соборов вселенских, никак не можете. Сочинения ваших учителей ― Челобитные, Поморские Ответы, Меч Перетрухина и другие,– не церковь обвиняют в ереси, а сами богоборствуют, проповедуют неверие обетованиям Христа Спасителя, реченным во Евангелии. Христос Спаситель говорит: все изменится, а словеса Моя, Евангелие Мое никогда не изменятся. И верен Господь во всех словесах своих, правдив во всех делах своих. A ваши учителя проповедают, что обетования Христа Спасителя о церкви Его могут и не исполниться! Вот, они веруют Христу и Евангелию менее, чем простому смертному человеку! Да еще твердят при этом: мы по старой вере! Где же была y христиан такая вера? Воистину, нигде. Это я говорю вам, друг, не ложь, а правду, которая впрочем и вам самим известна. Когда приезжал к нам в Беково Перетрухин на беседы, он только и говорил, что обетования Христа Спасителя о церкви могут и не исполниться, говорил еще, что церковь есть правое исповедание веры. По его учению выходило, что церковь может состоять из одних мирян, содержащих правое исповедание, то есть он проповедовал прямо безпоповство. Тогда и вы сами заподозрили Перетрухина в неверии словесем Христовым о церкви, реченным во святом Евангелии.
Щукарев. Это правда. Перетрухин не так защищает старообрядчество, как должно. Своей защитой он внушает неверие Христовым обещаниям о церкви.
Храмов. A вот и другой защитник старообрядчества, не менее Перетрухина известный y вас, – П. Я. Комаров: вы согласны ли с его защитой?
Щукарев. Нет, не согласен. Его планы в защите какие-то чудные, прямо безпоповские!
Храмов. Как же это? – ведь он у вас поп, а учит безпоповству.
Щукарев. Что же поделаешь с олухами ! Плетут, сами не знают что!
Храмов. Вы, Иван Онисимович, тоже не менее Перетрухина пользуетесь славой начетчика, и сами о себе иногда говорите: «я, по милости Божией, кое-что знаю, меня не собьют»! A начнешь говорить с вами, так и вы, точно Перетрухин, тоже проповедуете неисполнение Господня обетования о церкви, изреченного в Евангелии. И сколько ваших учителей ни видел я, с кем из них ни беседовал, все-то они идут и учат идти погибельным путем, учат неверию обетованиям Христовым о церкви. Да и не любят же они беседовать о церкви, о трех чинах иерархии, о таинствах! Когда еще был я старообрядцем и, усомнившись в правоте старообрядчества, начал говорить с своими о церкви, спрашивать их: какое устройство дал ей Христос, и вечно ли пребудет она в этом устройстве? – что я получал в ответ? – «Ты, брат, о церкви да об епископах начал говорить, так нам уже теперь не излечить тебя»! – вот что мне отвечали. Я говорю: Почему же не излечить? я желаю спасения, а не погибели: врачуйте! Я верю писанию, и если от писания докажете, что церковь может существовать и не имея православных епископов, я успокоюсь, не буду иметь сомнения. – A они: «нет уж, – болезнь твоя неизлечимая»! И сколько я ни просил их привести от писания доказательства о том, как церковь создана Христом, в каком виде и устройстве, только один получал ответ: «нам тебя не успокоить теперь! мы уже стали нехороши для тебя»! – Я не говорю, что вы нехороши; я вас считаю, напротив, хорошими людьми; да вера наша оказалась недоброю, в ней имею сомнение: так вот вы и уясните мне то, о чем спрашиваю. – A вместо объяснения они вот что мне ответили: «ступай от нас и больше к нам не ходи молиться! ступай к своим табачникам, бритоусцам и щепотникам, – принимай никоновскую веру»! – Я кое-что хотел возразить, но они все закричали на меня в один голос: «Не говори больше ничего, не наводи на грех! Ступай, и чтобы духу твоего не пахло!» Вот что было. И вам, я думаю, это известно, – вы чуть ли не были при этом.
Щукарев. Не знаю... что-то не припомню...
Храмов. Ваши вожди прямо доказали свое бессилие тем, что не позволили и говорить о церкви. Того человека, который верует обетованиям Христовым о церкви, реченным во святом Евангелии, у вас считают уже не православным и гонят вон; а кто говорит: обетования Христовы о церкви могут и не сбыться, того называют ревнителем древнего благочестия. Справедливо ли это? ― скажите. И христианское ли дело – гнать от себя сомнящихся в вере? Церковь Христова сомнящихся не изгоняет, а разъясняет их сомнение: ибо и тех ей подобает привести, яже не суть от двора ея.
Щукарев. Довольно, надо кончить беседу, уж поздно...
Тут один из слушателей-старообрядцев, Букин, стал говорить Щукареву:
– Какое время пришло! Стали от нас переходить в великороссийскую церковь! Шутка ли, ― y нас только в Бекове в какие-нибудь лет семь 200 душ перешли в церковь! A в Пяше теперь что́ творится? – половина Пяши взбунтовалась! «Священство наше незаконное»! – твердят да и на! Требовали уж Павла Яковлича из Саратова. Около недели, говорят, с ними беседовал; и что же? – после его беседы, слышно, сделалось еще больше противников нашей древлеправославной веры: «Комаров, говорят, не оправдал нашего священства; да и оправдать нельзя: промежуток больно большой, – 180 лет не было епископов!» Беда, что у них теперь идет. Того и гляди – половина уйдет в церковь!
Щукарев. Да разве можно к таким сумнящимся людям допускать Комарова, который и сам содержит учения безпоповския? Надо написать ко владыке Паисию, чтобы запретил ему вести беседы; a то он своими беседами всех заставит идти в церковь, или иной с его слов уйдет в безпоповцы. Да и вообще, эти беседы приносят один вред. Вы вот посмотрите: где нет бесед, там наши живут спокойно, а где беседы, там сейчас у наших являются сомнения.
Букин. Удивляюсь, – возьмут в руки наши старые книги, да нас же из них и обличают! Еще вот нашу братию они больно книжками своими портят. Как начнет кто читать эти книжки, так, гляди, и не наш, смотрит уж в церковь!
Щукарев. Это правда, правда...
Букин. Надо бы запретить нашим читать эти книжки.
Щукарев. Немыслимая вещь, – по рукам бить не будешь, – не смей-де читать!
Букин. Надо бы прямо за моленьем сказать: кто будет иметь и читать никонианские книжки, тех отлучим от церкви! Будут бояться и не станут читать.
Щукарев. Ну, это народ не робкий, не испугаются! Когда в Пяшу приехал Комаров и, явившись на беседу, объявил прямо: я буду вам говорить, а вы слушайте, – так они сейчас же возразили ему: нет, – мы будем спрашивать, а вы нам отвечайте. Комаров сначала не соглашался на это, а потом согласился. Так они что же? – сейчас поставили ему вопросы, для него непосильные. В ответ он начал читать из своих выписок безпоповские учения, чем и приблизил их к церкви. На другой день еще была беседа. Комаров предложил опять свои условия. Они не послушали его, – стали по-прежнему ставить ему вопросы. Он, не отвечая, велел им молчать; а они не слушают. Тогда Комаров велел их вывести. Да разве так-то добросовестно поступил он? и разве поправил дело? Они вышли победителями и стали говорить: «Комаров может только выгонять, а доказать правильность нашего священства и законность нашей церкви не может»! И чем теперь кончится y них, не знаю. Каждый день по домам идут беседы.
Букин. Надо просить Перетрухина, или Швецова, чтобы приехали в Пяшу: те могут им ответить на вопросы и успокоить их.
Щукарев. Нет, – не успокоют и те. Они требуют доказать то, чего нам нельзя доказать. Им уж давали сочинения и Перетрухина и Швецова: не действуют! Точно так же не подействуют и беседы.
Букин. Что же теперь делать?
Щукарев. Ничего не остается, как только оставить все на волю Божию. Ведь был же у нас, в Бекове, Перетрухии: что же? – разве успокоил наших-то сомневавшихся? Нимало. To же будет и в Пяше. Их теперь ничем не успокоишь! Однако пора и домой.
Храмов. Остановитесь на минутку, – я вам слов пяток скажу. Ночи еще много, выспимся. Сколько вы, други, ни говорили, сколько ни советовали, как бы вам уверить своих собратий в правоте вашей мнимой церкви и мнимого священства, – все ваши старания тщетны, как и сами сознаетесь: не помогут тут ни ваши запрещения, ни отлучения, ни беседы Перетрухина и Швецова, ни сочинения Швецовские и Перетрухинские. A мой совет вам – читать слово Божие и верить обетованиям Христовым о церкви, что врата адова не одолеют ей, да читать повнимательнее ваши старопечатные книги, которые тоже проповедуют неизменность Божиих обетований, вечность священства и таинств. Когда будете веровать так, как учат старопечатные книги, то есть – что верен Христос в словесех своих и правдив во всех делах своих, что небо и земля изменятся, a словеса Господни не изменятся, что, по силе словес Господних, епископы с поставляемым от них священством и полнотою таинств пребывали и пребудут в церкви Христовой непрерывно до скончания века: тогда только и будете иметь правую веру, тогда и все сомнения у вас прекратятся. A пока читаете тетрадки Перетрухина, Швецова и других подобных, которые проповедуют неверие Божиим обетованиям о церкви, все будете блуждать далеко от правой веры и не избудете сомнений и колебаний. И доколе будете скитаться вне ограды православной церкви, не получите спасения, не принесут вам пользы ни ваши обряды, ни службы, а принесут только осуждение. Ибо всем отлучившимся от единения церковного Бог пророком рече: послю на вы клятву, и прокляну благословение ваше. Да, с отлучением от церкви и обряды ваши, хоть бы и православные, приносят не благословение, а клятву.
Искренний желатель спасения всем
ищущим оного, Иван Храмов