Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Собор Владимирской иконы Божией Матери построен в 1761-1769 годах, расположен в самом центре Петербурга. От Владимирской церкви происходят наименования Владимирского проспекта и Владимирской площади. Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, входит в Центральный благочиннический округ.

История[править | править код]

Гуляя по Владимирскому, Загородному проспекту или Колокольной улице Санкт-Петербурга, невозможно не обратить внимание на высокую, стройную колокольню Собора Владимирской иконы Божией матери. Позолоченные купола самого храма величественно возвышаются над окружающей застройкой. Их праздничное сияние на фоне небесной синевы – завораживающее зрелище. Мало кто из местных жителей и туристов отказывает себе в удовольствии сделать фотографию Собора, которая будет напоминать о незабываемом дне посещения этого удивительного храма.

Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Архивная фотография

Построенный в XVIII веке, он является одним из старейших в городе. Строение имеет два этажа. На первом находится предел, посвященный преподобному Иоанну Дамаскину, а на втором – Владимирской иконе Божией Матери. Иногда Собор именуют просто Владимирским. Однако, не следует путать его с Князь-Владимирским.

Архитектурный стиль храма сочетает в себе как элементы барокко, так и классицизма. Барокко возникло в Италии в конце 16 века, а затем стало одним из самых распространённых в Америке, Европе и России. Но несколько позже – в XVII-XVIII веках. Португальские моряки издавна называли жемчужины неправильной формы именно барокко. Со временем, в итальянском языке это слово дало жизнь новому термину. Уже несколько столетий его используют, когда имеют в виду что-либо стилистически экстравагантное, витиеватое, с изобилием деталей, орнаментов, символики и аллегорий. Наиболее типичные признаки барокко представлены ниже.

  • Резкое отклонение от классического архитектурного порядка. В архитектуре барокко части порядка (основание, антаблемент, капитель) непропорциональны и накладываются друг на друга, сопоставляя гармонию с асимметрией и единство с прерывистостью.
  • Иллюзия искаженного пространства. Одним из распространенных приемов оформления фасадов является выдвижение вперед одних элементов передней стены и заглубление других. Чередование выступов и углублений заставляло здание казаться ещё грандиознее. Такие элементы, как эркеры, башни, полуколонны и балконы, дополнительно подчеркивали идею объема и движения.
  • Вкус к грандиозности, что проявляется в таких деталях, как огромные парадные лестницы, высокие арки, массивные колонны или скульптуры.

Классицизм – это стиль разумной необходимости и гармонии. Своими корнями он уходит в древнюю философскую традицию рационализма. Во многом он противоположен барокко. Ему также свойственны некоторые характерные черты.

  • Симметрия и строгость.
  • Соблюдение классических строительных порядков (древнегреческих или римских) и установленных пропорций между частями здания.
  • Умеренность в декорациях.

Владимирский собор сочетает в себе, казалось бы, несовместимые черты двух стилей, не создавая при этом впечатления хаоса или эклектики. Именно поэтому он признан выдающимся архитектурным шедевром.

Храм расположен в центре города, рядом с Владимирской площадью и Невским проспектом. Столетия назад этот район – Московское предместье, находился за чертой города. Чтобы попасть в Санкт-Петербург, путешественник должен был перейти мост через реку Фонтанку на Аничковой заставе. Первые постоянные жители поселились в пригороде в 1737 году, после серии разрушительных пожаров 1736 и 1737 годов, уничтоживших множество домов. Позже императрица Анна Иоанновна подписала указ о выделении территории за форпостом под жилую застройку для придворных служащих. Район получил название Придворных слобод. Генеральный план застройки включал рынок и храм рядом с ним. Однако на практике строительство началось только через восемнадцать лет, в 1745 году, по инициативе главы кабинета Ее Императорского Величества, барона Ивана Черкасова.

Первая церковь была отстроена из дерева, имела один купол и примыкавшую к ней с запада трехъярусную колокольню. Эти постройки быстро обветшали. В 1756 году прихожане подали прошение на строительство нового кирпичного храма и получили разрешение. Они собрали необходимую сумму к 1760 году и положили первый камень в основание в 1761 году. Историки все еще расходятся во мнении, кто же был архитектором церкви. Одни приписывают дизайн Пьетро Антонио Трезини, известному мастеру из Швейцарии, другие – столь же знаменитому немецкому архитектору Христиану Людвигу Кнобелю. Оба они прожили в городе на Неве долгие годы и спроектировали множество красивых зданий Санкт-Петербурга, хотя ни один из них так и не затмил славы их современника Франческо Бартоломео Растрелли.

По окончании сбора средств, произошло трагическое событие. В октябре 1770 года приходской священник Иван Кириков был ограблен и убит в своем доме. Грабители жаждали денег собранных на церковь. Но их ждало разочарование – добыча составила лишь 40 копеек, найденных при нем. Бессребреник, он никогда не хранил общественные деньги у себя дома. Прихожане похоронили своего любимого священника на церковном дворе и поставили над его могилой белый мраморный крест. Панихида по отцу Ивану Кирикову совершается каждый год после Крестного хода в день празднования Владимирской иконы.

В 1783 году, рядом с церковью была построена трёхъярусная колокольня. Её архитектором стал итальянец Джакомо Кваренги. В 1848 году был пристроен четвертый ярус по дизайну Франца Руска (предположительно, брата знаменитого швейцарского архитектора Луиджи Руска). Франц Руска также спроектировал две часовни и ограду вокруг церкви, построенные между 1850 и 1853 годами. В целом, строительство церкви заняло 15 лет, и продолжилось в правлении Екатерины II.

Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
К. Беггров. Владимирская церковь, XIX век. Литография.

В своих письменных воспоминаниях очевидцы описывают внутреннее убранство церкви как поражающее своим великолепием. К сожалению, мало что сохранилось до наших дней. В 1808-1810 годах. Иконостас из церкви Воскресения Аничкова дворца был установлен взамен первоначального. Дизайн нового иконостаса был основан на чертежах 1748 года знаменитого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Этот иконостас является единственным сохранившимся образцом его произведений. Иконописцы И. Вишняков, И. Бельский, А. Антропов написали тридцать икон для иконостаса, из которых 24 сохранились. Входящий в десятку лучших произведений русского церковного искусства, этот иконостас является одной из главных достопримечательностей церкви.

Четыре массивных восьмиугольных пилона разделяют высокий зал верхней церкви на три придела. Иконостасы в боковых приделах новее центрального иконостаса. Они были завершены в первой половине XIX века, также в стиле барокко ради единообразия.

Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Иконостас верхней церкви, Владимирская церковь.

Боковые приделы были освящены годы спустя. Освящение северного придела состоялось в 1886 году в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а южный, в 1872 году – в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и их Матери Софии. Восточный придел, в центре, освятили намного раньше, по окончании строительства церкви.

Среди прихожан Владимирской церкви было много звезд русской культуры. Писатели Федор Михайлович Достоевский, Александр Иванович Куприн и Лев Николаевич Гумилев, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков и многие другие отстаивали здесь службы. Родители А.С. Пушкина снимали квартиру неподалеку отсюда – в Свечном переулке, доме 5. Александр Сергеевич ненадолго останавливался по этому адресу в 1826 году по возвращении из ссылки в родовом имении в селе Михайловском. Он посетил в этой церкви отпевание своей няни Арины Родионовны и друга детства Антона Дельвига.

Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Владимирская церковь, 1904-1909 гг.

Из всех великих имен, связанных с этой церковью, Достоевский, пожалуй, является самым выдающимся. Многие знают его по роману "Игрок", навеянному далеко не только лишь одним его пристрастием к рулетке. Казино в Висбадене, где он играл во время пребывания на курорте в 1865 году, до сих пор хранит рулетку, за которой он делал ставки и проиграл целое состояние. И все же главным источником его вдохновения для писательства была не игра, а его вера и любовь к Богу. Достоевский вырос в религиозной семье, которая относилась к своему вероисповеданию очень серьезно. Каждый год мать возила его и других детей в Загорск, чтобы посетить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

В жизни Федора Михайловича было много храмов. Со своей женой, Анной Григорьевной, он обвенчался в церкви Измайловского полка Русской императорской армии в Санкт-Петербурге. А 12 апреля 1877 года, направляясь с женой в банк, он услышал от продавцов газет о войне с Турцией. Сразу же отправились молиться в Казанский собор. Скорбя о потере своего трехлетнего сына Алексея, в июне 1878 года, он поехал в мужской монастырь Оптина Пустынь. Незадолго до его возвращения в Санкт-Петербург из ссылки, у Исаакиевского собора был установлен памятник Николаю I. Во время правления этого российского монарха Достоевский был приговорен к каторжным работам по политическому обвинению. Троицкая церковь Александро-Невской Лавры стала последней в жизни Достоевского. Здесь была отслужена по нему панихида перед его погребением на Тихвинском кладбище 1 февраля 1881 года.

И все же Собор Владимирской иконы Божией Матери занимает особое место среди других церквей в жизни писателя. Он посещал его чаще других, особенно в зрелом возрасте. Федор Михайлович видел его из окон своего кабинета в Кузнечном переулке. По воскресным дням и праздникам он ходил сюда вместе со своей семьей и стал его постоянным прихожанином в последние годы своей жизни.

Верующие и нищие на паперти узнавали его по задумчивому взгляду и шаткой походке. Он всегда подавал милостыню просящим. С одной стороны, он рассматривал сострадание как высшую форму человеческого существования; с другой – настаивал на том, что попрошайничество развращает и дающего, и берущего, подрывая саму цель подаяния. Писатель ходил к тому же духовнику, который служил в этой церкви, и принял здесь свое последнее причастие. По благословению митрополита Санкт-Петербургского в храме ежегодно совершаются панихиды по Достоевскому в день его отшествия, начиная с 9 февраля 2020 года, 139-й годовщины со дня его смерти.

В 1930 году церковь закрыли. Власти сняли золото с её куполов и приказали покрасить их в черный цвет. С 1932 года в здании размещалось хранилище Библиотеки атеистической литературы – филиала Государственной публичной библиотеки. Некоторые из окружающих церковь построек были переданы строительному тресту. После Второй мировой войны, устоявшая церковь снова использовалась как библиотечное книгохранилище: на этот раз – Академией наук. Наконец, она была передана швейной фабрике Министерства лёгкой промышленности, по производству трикотажа.

Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Владимирская церковь, 1988-1989 гг.

В 1989 году церковь была возвращена Ленинградской епархии, спустя шесть десятилетий после ее конфискации. Российский ученый, историк и писатель Лев Гумилев и академик Дмитрий Лихачев, почетный гражданин Ленинграда, поспособствовали ее возвращению Русской православной церкви.

В праздник Благовещения в 1990 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексей освятил храм и стал первым настоятелем его прихода. Началась масштабная реставрация.

Церковь Владимирской Иконы получила статус собора 7 мая 2000 года. Она внесена в Список объектов культурного наследия федерального значения, охраняемых государством. Храм украшают пять куполов с крестами, три притвора и апсида. В своем основании он имеет форму квадрата с усеченными углами. Собор органично вписан в исторический ландшафт и является образцом церковного дизайна в Санкт-Петербурге. Было предложено проектировать все новые здания вблизи храма таким образом, чтобы максимально подчеркнуть его визуальную привлекательность и сохранить преемственность архитектурных стилей.

В 2019 году реставрация позолоченных куполов и крестов (начатая в 2014 году) была завершена. Черная краска, покрывавшая купола в советское время, исчезла. Реставрация фасада и интерьера также подошла к концу. Но иконостасы нижнего предела пока в процессе реставрации. Планируется перестроить их в стиле "елизаветинского" барокко, учитывая мотивы иконостаса верхней церкви. Как вы помните, его дизайн был основан на рисунках знаменитого Франческо Бартоломмео Растрелли.

Долгое время дата последней реставрации позолоты на куполах оставалась неизвестной. Случай помог разрешить эту загадку. Несколько лет назад работники церкви пылесосили пол, когда обнаружили в одном из иконостасов истрепанную записку. В ней карандашом было написано, что в 1900 году Алексей Пелевин при содействии Федора Богданова и Ивана Кулакова завершил золочение иконостаса. В своей записке Пелевин также просил помянуть их в церкви вместе с его помощниками. Просьба была выполнена.

Главными святынями Собора являются: Владимирская икона Божией Матери, Эдесский образ ("Спас Нерукотворный") и икона Серафима Саровского с частицей святых мощей.

Владимирская икона Божией Матери прибыла из Византии в начале XII века. В 1131 году Константинопольский Патриарх Лука Хризоверг прислал ее в дар Юрию Долгорукому. По преданию, икона прибыла в Константинополь из Иерусалима в V веке во время правления императора Феодосия II. Ее авторство приписывается евангелисту Луке, который изложил на холсте свое видение Марии, Иосифа и младенца Иисуса. Мария обнимала ребенка, который смотрел на нее и тянулся к ней. Однако на ее лице была печаль от тяжелых предчувствий.

Согласно Евангелию, Лука был одним из семидесяти учеников, которых Спаситель благословил проповедовать Слово Божие. Через тридцать лет после своего обращения он стал ближайшим соратником апостола Павла и сопровождал его в путешествии в Рим. Сохранившиеся свидетельства христиан Рима, датируемые примерно 170 годом, пополняют наши знания о евангелисте Луке. Они изображают его как врача, прекрасно знающего закон и хорошего художника. Его многочисленные таланты не должны нас удивлять – образование в древности было целостным и разносторонним (а также дорогим). Предположительно, он учился в Антиохии, крупном центре искусств и наук своего времени.

Владимирская икона – не единственное изображение Божией Матери, приписываемое кисти Луки. Среди других икон: Тихвинская, Иерусалимская, Ченстоховская, Корсунская, Виленская, Кармельская и другие. Однако историки относят большинство известных изображений Богоматери, включая Владимирскую икону, к XI-XII векам. Подавляющее большинство специалистов согласны с их оценкой. Среди них – Жанна Белик, заведующая отделом экспертизы и искусствоведения российского Музея имени Андрея Рублева. Она считает, что Владимирская икона была написана примерно в XII веке. Эксперты также сходятся во мнении, что Владимирская икона, скорее всего, является копией с более раннего изображения. Согласно средневековой легенде, апостол Лука при жизни сделал три изображения Богоматери под руководством Архангела Гавриила. Ученые считают, что эти три образа могут быть иконами Божией Матери Киккской, Кармельской и Филермской. Первый образ находится в монастыре Киккос на Кипре. Эта икона прибыла туда в XI веке из Византии. Родом из Египта, она попала в Константинополь где-то в IX или X веке. Кармельская икона также родом из Египта и попала в Грецию примерно в IV веке. Филермская икона побывала в Антиохии, Иерусалиме, Святой Земле, на островах Крит, Родос и Кандия, в городах Мессина, Неаполь, Ницца и Рим, прежде чем попала в Ла Валетту на острове Мальта. Там она была помещена в часовню Мадонны Филерма, откуда и произошло ее имя. Когда в 1798 году французы захватили Мальту, мальтийские рыцари обратились за защитой и покровительством к России. Они доставили Филермскую икону в подарок российскому императору Павлу I. В 1919 году белогвардейский генерал Юденич захватил икону в качестве трофея. При отступлении из Гатчины он переправил ее в Европу через эстонский город Ревель (Тарту). Много лет спустя икона вновь появилась, теперь уже в Югославии, в городе Цетин (Черногория), где стала экспонатом Национального музея, хранящимся в так называемой "Голубой часовне". Филермская икона – редкое изображение Богоматери. На ней мы видим Её без младенца Христа.

Однако даже эти древнейшие иконы, по научным оценкам и мнению экспертов, датируются VIII веком. Все они были написаны в технике темперы (соединение натуральных пигментов с яичным желтком). Краски же для раннехристианских икон изготавливались иначе – путем смешивания пигментов с горячим воском. Пытаясь выяснить происхождение изображений, ученые обратились к так называемым фаюмским портретам, обнаруженным британскими археологами в 1887 году в Фаюмском оазисе в Египте. Портреты необыкновенно тонкого письма, мужчины и женщины на них как живые. Поразительно то, что они были датированы III веком. Вскоре было обнаружено еще девяносто портретов, самый древний из которых относится к I веку!

По словам Николая Соколова, протоиерея храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, в первые годы существования христианской церкви икон не существовало, и верующие пользовались портретами. Лука писал портреты, но это не обязательно означает, что Владимирская икона или любые другие иконы, приписываемые евангелисту, были какими-то неподлинными. Леонид Успенский, выдающийся ученый-иконописец, добавляет:

"Иконы, которые традиция приписывает Луке, являются копиями с оригиналов, созданных евангелистом. Это лишь вопрос терминологии: мы так называем апостольские правила или апостольский порядок Божественной литургии не потому, что их написали апостолы. Мы называем их апостольскими, потому что они сохраняют дух и авторитет апостолов. Приписываемые Луке образы Богоматери являются подлинными в этом смысле".

Для православных верующих иконы от Луки являются подлинными, потому что копировщики не просто воспроизвели графические изображения, но передали и сохранили божественную искру оригинала. В результате копии обладают той же чудотворной силой.

По одной из легенд, свое название Владимирская икона получила во время правления Юрия Долгорукого. К нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. По другим сведениям, князь Андрей Боголюбский, святой Русской Православной Церкви, привез икону во Владимир в 1155 году. Как бы там ни было, икону стали именовать Владимирской ввиду ее пребывания там.

В Соборе хранится копия иконы Владимирской Божией Матери. Оригинал находится в музейной церкви Святителя Николая в Толмачах Третьяковской галереи.

За свою историю икона пережила множество бедствий. Один из самых разрушительных пожаров в средневековой истории России уничтожил внутреннее убранство Успенской церкви Владимира, но не затронул хранившийся там образ. Она также пережила в целости и сохранности нашествие на Русь татаро-монголов под предводительством Хана Батыя.

Собор Владимирской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Владимирская икона Божьей Матери

В России люди традиционно молятся перед Владимирской иконой Божией Матери о Ее заступничестве в борьбе с нашествием иноземных захватчиков. По преданию, монгольский хан Тамерлан спешно покинул Русь после того, как ему во сне было видение, в котором перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена – это Матерь Божия, великая защитница христиан.

Православные христиане 6 июля отмечают память чудесного спасения Москвы от разорения ханом Ахматом в 1480 году. Русь, хотя и являлась вассалом Монгольской империи, отказалась платить ему налоги. В ответ хан Ахмат привел свои войска, чтобы наказать русских. Он остановился на реке Угре. Напротив него на другом берегу встала армия Иоанна III, отца Ивана Грозного. Ни одна из сторон не решилась перейти реку и вступить в сражение. В конце концов, монголы ушли. После этого случая, известного как "Великое стояние на Угре", река получила альтернативное название "пояс Марии" – в память о Ее чудесной защите русского народа.

В декабре 1941 года нацисты продвигались к Москве и почти достигли ее окраин. В этот критический момент советский лидер Иосиф Сталин приказал поместить икону Богородицы в американский самолет Дуглас и облететь с ней вокруг Москвы. До сих пор неизвестно, что это была за икона и пролетела ли она вообще. Однако православный писатель-фантаст Николай Блохин настаивает на достоверности этих сообщений. Официально Тихвинская икона Божией Матери была захвачена нацистами, а Владимирская икона была эвакуирована в Новосибирск вместе с другими экспонатами Третьяковской галереи. Однако некоторые настаивают на том, что Владимирская икона была тайно оставлена в Москве для поддержания боевого духа защитников столицы. Будучи в прошлом студентом православной семинарии, Сталин относился к религии гораздо снисходительнее, чем многие его товарищи по партии. Он даже запретил постановку атеистической пьесы советского писателя Демьяна Бедного за уничижительное изображение Крещения Руси. Может ли быть, чтобы лидер, чье имя ассоциируется с насилием и репрессиями, согласился призвать на помощь Богородицу ради своей страны и народа? Мы оставляем этот вопрос на усмотрение читателя.

Так или иначе, русские православные верующие уповают на то что сила Божией Матери защитит их от иноземных нашествий, бед и других скорбей. Они молятся перед Владимирской иконой Божией Матери и Эдесским образом, чтобы иметь силы преодолеть трудности, болезни и невзгоды.

Русский святой Серафим Саровский жил в XVIII веке и был известен своей праведностью, благочестием и даром чудотворения. Его отец был успешным и состоятельным выходцем из купеческого рода, но Серафим не пошел по его стопам. Он с юных лет встал на тернистый путь служения и молитвы. Его судьбой стало православие. Христиане обращаются к святому Серафиму Саровскому за помощью в исцелении недугов, обуздании страстей, правильном выборе жизненного пути, создании крепких семей и достижении успеха в бизнесе.

Из шести алтарей Владимирского храма в настоящее время в Богослужении используются два. Главный алтарь посвящен Владимирской иконе Божией Матери (почитаемой 8 сентября, 3 июня и 6 июля). Другой алтарь носит имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (почитаемы 30 сентября). Ознакомиться с расписанием богослужений можно на официальном сайте Владимирской церкви.

Настоятель Собора митрополит Владимир (Котляров) служит в этом качестве с 1996 года. Ему помогают девять священнослужителей. При храме действуют воскресная школа, школа звонарей и библиотека, а также предоставляются бесплатные юридические консультации нуждающимся.

Каковы бы не были ваши взгляды в вопросах веры, отношение к религии и духовным поискам, в Соборе Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге побывать вы должны обязательно. Если во время вашей поездки в Северную столицу вы включите посещение храма в свою экскурсионную программу, то сможете лучше понять душу города и его жителей. Приглашаем всех!

The Church of the Vladimir Icon of the Mother of God in St. Petersburg[править | править код]

Walking along St. Petersburg's Vladimirsky Prospect or Kolokolnaya Street, one notices a tall and slender bell tower. It is the Church of the Vladimir Icon of the Mother of God. Its golden domes rise majestically above the surrounding landscape. Their warm glow in the blue sky is a beautiful sight. Few locals and tourists could resist the urge to take a picture as a highlight of their visit.

Completed in the 18th century, this church is one of the oldest in the city. It has two stories, with the lower church dedicated to St. John Damascene and the upper to the Vladimir Icon. Its alternative name is the Vladimirskaya Church, not to be confused with Prince Vladimir Cathedral.

The design of this five-domed sanctuary straddles the line between Baroque and Classicism, with some predominance of the former. Baroque architecture is a style that emerged in Italy in the late 16th century. It spread widely across America, Europe and Russia in the 17th and 18th centuries. Portuguese sailors first used the word "Baroque" to refer to pearls of irregular shape. In Italian, the term came to describe an extravagant style with excessive decor and complication. Erratic forms, extravagance, abundant ornamentation and complexity are some of the keywords for Baroque. Its most typical features include:

  • Stark deviation from the classical architectural order: in Baroque architecture, the parts of the order (base, entablature, capital) are disproportionate and superimposed, juxtaposing harmony with asymmetry and unity with discontinuity;
  • An illusion of distorted space: one common technique in the design of facades was to bring forward some elements of the front wall and move back the others. The alternation of protrusions and recesses made the building seem even grander. Elements such as bay windows, towers, semi-columns and balconies emphasised the idea of volume and movement.
  • A taste for the grandiose, as seen in the details such as grand staircases, raised arcs, massive columns or sculptures.

In a nutshell, baroque is a byword for exuberance and extravagance.

Classicism has its roots in the ancient philosophical tradition of rationalism. In many ways, it is the opposite of Baroque. Some of its characteristics are:

  • Symmetry and strictness;
  • Adherence to classical building orders (Ancient Greek or Roman) and the established proportions among its parts;
  • Moderation in decor.

In summary, classicism is the style of reason and harmony.

The building of the Vladimirskaya Church combines the seemingly incompatible features of Baroque and Classicism without creating an impression of chaos or eclecticism - an outstanding architectural feat.

The church stands in the city centre, near Vladimirskaya Square and Nevsky Prospect. Centuries ago, this area - called the Moscow Suburb - was outside the city limits. To enter the city, a traveller would have to cross the bridge over the Fontanka river at the Anichkov outpost. The first permanent residents settled the suburb in 1737 after a spate of devastating fires of 1736 and 1737 that destroyed many homes. Later, Empress Anna Ioannovna signed a high order that allocated an area beyond the outpost to a housing development for the employees of the Royal Court. The area received the name Pridvornye Slovody (or Royal Court Quarters). The master plan for the development included a marketplace and a church near it. However, in practice, construction did not start until eighteen years later, in 1745, at the initiative of the head of the cabinet of Her Imperial Majesty, Baron Ivan Cherkasov.

The first church was built from wood and had one dome and a three-tiered bell tower adjacent to it from the west. Its structures soon fell into disrepair. In 1756, the parishioners filed a motion to build a new church of brick and mortar and received permission to proceed. They completed the fundraising by 1760 and laid the first stone in 1761. Historians still disagree about the identity of the church's architect. Some ascribe the design to Pietro Antonio Trezzini, a renowned master from Switzerland, and others to the equally famous German architect Christian Ludwig Knobel. Both had been living in Saint-Petersburg for many years. They had designed many of the city's beautiful buildings, although neither surpassed the fame of their contemporary Francesco Bartolommeo Rastrelli.

At the end of the fundraising effort, a tragic event happened. In October 1770, the parish priest Ivan Kirikov was robbed and killed in his house. The robbers wanted the money collected for the church. They were disappointed – their bounty was only 40 kopecks found on his person. An unmercenary, he never kept public funds at his home. The parishioners laid their beloved priest in the churchyard and put a white marble cross above his grave. A funeral service for Father Ivan Kirikov is celebrated each year after the Holy Cross Procession on the feast day of the Vladimir Icon.

In 1783, a three-tiered bell tower was built outside the church. The architect was the Italian Giacomo Quarenghi. In 1848, a fourth tier was added to it, designed by Franz Ruska (presumably, the brother of the famous Swiss architect Luigi Ruska). Franz Ruska also designed two chapels and the fence around the church, built between 1850 and 1853. Overall, the church took 15 years to complete, and its construction lasted well into the reign of Catherine II.

In their written memoirs, eyewitnesses describe the interior of the church as striking in its splendour. Sadly, little has survived to this day. In 1808 - 1810 an iconostasis from the Church of the Resurrection of Anichkov Palace was installed, replacing the original one. The design of the new iconostasis was based on the 1748 drawings of the famous architect Francesco Bartolomeo Rastrelli and is the only surviving example of an iconostasis of his design. Iconographers I.Vishnyakov, I.Belsky, A.Antropov painted its thirty icons, of which 24 have survived. Ranked among the top ten works of Russian church art, this iconostasis is one of the church's main attractions.

Four massive octagonal pylons divide the high hall of the upper church into three niches. The iconostases in the side niches are newer than the central iconostasis. They were completed in the mid-19th century in the Baroque style for the sake of uniformity.

The side niches were consecrated years later. The northern niche, in 1886, was dedicated to the Icon of the Mother of God "Joy of All Who Sorrow", and the Southern niche, in 1872, to the Holy Martyrs Faith, Hope, Love and their Mother Sophia. The eastern niche, at the centre, had been consecrated much earlier, at the completion of the church.

Among the parishioners of the Vladimirskaya Church, there were many celebrities of Russian culture. Writers Fyodor Dostoevsky, Alexander Kuprin, and Lev Gumilev, composer Nikolai Rimsky-Korsakov and many other great names of different times used to worship here. Pushkin's parents rented an apartment nearby, at Svechnoy Pereulok, House 5. Alexander Pushkin stayed at this address briefly in 1826 after returning from exile at his estate in Mikhaylovskoye Village. He attended the funeral services at this church for his nanny, Arina Rodionovna, and his childhood friend Anton Delvig.

Of all the great names with connections to this church, Dostoyevsky perhaps is the most prominent. Many know him by his novel "The Gambler", inspired in more ways than one by his addiction to roulette. The casino at Wiesbaden - where he played while staying at a spa resort in 1865 - still keeps the roulette table at which he made his bets and lost an entire fortune. Yet the main inspiration for his writing was not the roulette, but his faith and love of God. Dostoevsky grew up in a religious family which took the practice of their faith very seriously. Every year, his mother took him and her other children to Zagorsk to visit the Holy Trinity Sergius Lavra.

In his life, there were many churches. He married his wife, Anna Grigoryevna, at the Russian Imperial Army Izmaylovskiy Regiment Church in St. Petersburg. On 12 April 1877, he was on his way to a bank with his wife he heard from the newspaper sellers about the war with Turkey. Immediately, went to pray at the Kazan Cathedral. Grieving the loss of his three-year-old son Alex in June 1878, he travelled to the male monastery Optina Pustyn. Shortly before his return to St. Petersburg from exile, a monument to Nicholas I was erected near St. Isaac's Cathedral. During the reign of this Russian monarch, Dostoyevsky was sentenced to hard labour on a political charge. The Holy Trinity Church of the Alexander Nevsky Lavra was the last in Dostoyevsky's life. Here, the funeral service was held for him before he was buried at the Tikhvin Cemetery on February 1, 1881.

Yet the Church of the Vladimir Icon of the Mother of God stands out among all these other churches. He visited it more than others, especially in his last years. He saw it from the windows of his office in Kuznechny Lane. On Sundays and holidays, he came here with his family. He became a member of its parish towards the end of his life.

The people at the church and beggars on its porch recognised him by his pensive look and staggering gait. He always gave alms to those who asked. On the one hand, he viewed compassion as the highest form of human existence; on the other, he insisted that begging corrupts both the giver and the taker, undermining the purpose of the giving. He went to the same confessor who served at this church and received his last communion here. With the blessing of the Metropolitan of Saint Petersburg, the church has held annual memorial services for Dostoyevsky on the day of his departure, starting from 9 February 2020, the 139th anniversary of his death.

In 1930, the church was closed. The authorities had the gold removed from its domes and ordered them to be painted black. From 1932, the church building housed the storage facility of the Library of Atheistic Literature, a branch of the State Public Library. Some of its surrounding buildings were handed over to a construction company. After World War 2 - which the church had survived - it was again used as a library facility - this time, by the Academy of Sciences. Finally, it was given over to a clothing factory of the ministry for knitwear production.

In 1989, the church was returned to the Leningrad Diocese, six decades after its confiscation. The Russian scientist, historian and writer Lev Gumilev and academician Dmitry Likhachev, an honorary citizen of Leningrad, facilitated its return to the Russian Orthodox Church.

On the feast of the Annunciation in 1990, Metropolitan Alexey of Leningrad and Novgorod consecrated the church and became the first prior of its parish. A major renovation effort began.

On 7 May 2000, the Church of the Vladimir Icon received cathedral status. It has been added to the list of cultural heritage sites of federal significance protected by the state. The church has five domes with crosses, three narthexes and an apse. At its base, it has the shape of a square with truncated corners. It is an architectural landmark of Zagorodny prospect and Vladimirskaya square. With its yellow walls, domes and a bell tower, it fits naturally in the surrounding historical landscape and represents a model for church design in Saint Petersburg. It has also been proposed to design all new buildings in its vicinity in a way that maximises the Church's visual attractiveness and maintain continuity of the architectural styles.

In 2019, the restoration of the gilded domes and crosses - started in 2014 - was complete. The black paint that covered the domes in Soviet times was gone.

Renovation of the facade and the interior has also been finalised. At the time of this writing, the lower church iconostases were still being renovated. The plan is to rebuild them in the style of "Elizabethan" Baroque, with consideration for the motifs of the upper church iconostasis. As you may remember, its design was based on the drawings of the famous Francesco Bartolommeo Rastrelli.

For a long time, the date of the last restoration of the gilding on the domes remained unknown. An accident helped resolve the mystery. Several years ago, the church's staff were vacuum cleaning the floor when they discovered a shredded note in one of the iconostases. Written in pencil, it stated that in 1900 Alexey Pelevin - assisted by Fyodor Bogdanov and Ivan Kulakov - completed the gilding of the iconostasis. In his note, Pelevin also asked to be remembered at the church together with his helpers. His request has been fulfilled.

The main relics of the cathedral are the Vladimir Icon of the Mother of God, the Image of Edessa ("Savior Not Made by Hands"), and the icon of Seraphim of Sarov with a particle of his holy remains.

The Vladimir Icon of the Mother of God came from Byzantine at the beginning of the 12th century. In 1131, the Patriarch of Constantinople Luke Chrysoberges sent it as a gift to Yuri Dolgorukiy. According to tradition, the icon arrived in Constantinople from Jerusalem in the 5th century during the reign of Emperor Theodosius II. It is attributed to Luke the Evangelist, who put to canvas his vision of Mary, Joseph and Jesus as a child eating dinner. Mary was embracing the child as was looking towards her and reaching out for her. Yet there was sorrow on her face.

According to the Gospel, Luke was one of the seventy disciples whom the Savior had blessed to preach the word of God. Thirty years after his conversion, he became the closest associate of Apostle Paul and accompanied him on his journey to Rome. The surviving testimonies of the Christians of Rome, dating back to about 170, add to our knowledge about Luke the Evangelist. They portray him as a doctor with perfect knowledge of the law and a good painter. His multiple talents should not surprise us – education in ancient times was holistic and versatile (and also expensive). Presumably, he studied in Antioch, a major centre of arts and sciences of his days. Some scholars believe that Mary might have sat for her portraits herself.

The Vladimir Icon is not the only depiction of the Mother of God attributed to Luke's brush. Others include the icons of the Mother of God of Tikhvin, Jerusalem, Czestochowa, Korsun, Wilna, and Carmel, among others. Yet historians have dated most known images of the Mother of God, including the Vladimir Icon, to the 11th and 12th centuries. An overwhelming majority of professionals have accepted their estimate. Zhanna Belik, head of the department of expertise and art criticism of Russia's Andrey Rublev Museum, is one of them. She believes that the Vladimir Icon was painted sometime around the 12th century. Experts also agree that the Vladimir icon was most likely a copy from an earlier image. According to a medieval legend, Apostle Luke had made three depictions of the Mother of God during her lifetime under the guidance of archangel Gabriel. Scholars believe that these three images could be the icons of the Mother of God of Kikkos, Carmel, and Filerma. The first is found in the Kykkos Monastery in Cyprus. It arrived in the 11th century from Constantinople. Originating from Egypt, it came to Constantinople sometime in the 9th or 10th centuries. The Carmel icon also came from Egypt and travelled to Greece in c.a. the 4th century. The Filerma icon had been to Antioch, Jerusalem, the Holy Land, the islands of Crete, Rhodes and Candia, the cities of Messina, Naples, Nice and Rome before it finally reached La Valenta on the island of Malta. There, it was placed in the chapel of the Madonna of Filerma, its presumed place of origin. When the French captured Malta in 1798, the Maltese knights turned to Russia for protection and patronage. They brought the Filerma icon to Russia as a gift to the Russian Emperor Paul I. In 1919, General Yudenich of the White Guard claimed the icon as his spoils. On his retreat from Gatchina, he dispatched it to Europe via the Estonian city of Revel (Tartu). Many years later, the icon resurfaced in Yugoslavia, ending up in Cetin, Montenegro, where it became an exhibit of the National Museum, kept in its "Blue Chapel" section. The Filerma icon is a rare depiction of the Mother of God. In it, she is depicted without the baby Christ.

However, even these oldest icons date back to the 8th century, according to scientific estimates and expert opinion. They were all painted in the tempera technique (bonding natural pigments with egg yolk). The paints for the Early Christian icons were produced by mixing the pigments with hot wax. On their quest to trace the origins of the images, scientists turned to the so-called Fayum portraits, discovered by British archaeologists in 1887 in the Fayum oasis in Egypt. They were depictions of men and women in the finest detail as if they were alive. Strikingly, they were dated to the third century. Soon, ninety more portraits were discovered, with the oldest among them dated to the first century.

According to Archpriest Nikolay Sokolov of the Church of St. Nicholas in Tolmachi at the Tretyakov Gallery, icons did not exist in the early years of the Christian Church, and the faithful used portraits instead. Luke painted portraits, but that does not necessarily mean that the Vladimir Icon - or any of the other icons attributed to the evangelist - were somehow not genuine. Leonid Uspensky, a prominent scholar of iconography adds:

"The icons that tradition attributes to Luke are copies from the original images created by the evangelist. It is only a question of terminology: we do not refer to the apostolic rules or the apostolic order of the divine liturgy because the apostles wrote them. We call them apostolic because they keep the spirit and the authority of the apostles. Luke's images of the Mother of God attributed are genuine in this sense".

To the Orthodox faithful, Luke's depictions are authentic because their copiers had not simply replicated the graphics but also preserved the divine spark of the original. As a result, the copies have kept their miracle-working power.

As the legend holds it, the Vladimir icon acquired its name during the reign of Yuri Dolgoruky. The Mother of God appeared to him in his dream and commanded him to take the icon to the city of Vladimir and build a church for it. Some historical sources suggest that Prince Andrey Bogolubsky, a saint of the Russian Orthodox Church, brought it to Vladimir City in 1155. One way or another, the icon came to be called Vladimirskaya because of its location in Vladimir.

The church keeps a copy of the Vladimirskaya Icon. The original is found in the museum church of St. Nicholas in Tolmachi of the Tretyakov Gallery.

In its history, the icon has survived many disasters. One of the most devastating fires in Russia's medieval history destroyed the inner decor of the Assumption Church of Vladimir but did not affect the Vladimirskaya icon that was kept there. It survived intact the deadly invasion of Mongol-Tartar ruler Batu Khan.

In Russia, people have traditionally prayed before the Vladimir Icon of the Mother of God for Her intercession in resisting foreign invasion. According to legend, the Mongol Khan Tamerlane withdrew his armies from Russia after seeing a vision of the Mother of God.

On 6 July, Orthodox Christians commemorate Moscow's wonderous escape from devastation at the hands of Khan Akhmat in 1480. Russia, a vassal to the Mongol Khanate, had refused to pay tax to it. In response, Khan Akhmad brought his armies to punish the Russians. He stopped at the River Ugra. Opposite him on the other bank was the army of John III, the father of Ivan the Terrible. Neither party dared to cross the river to engage in a battle. Finally, the Mongols left. After this incident - known as the Great Standing on the Ugra - the river received the alternative name "Mary's belt" in memory of Her miraculous protection of Her people.

In December 1941, the Nazis were pushing towards Moscow and had almost reached its outskirts. At that critical moment, the Soviet leader Joseph Stalin was reported to have ordered to fly an icon of the Virgin Mary over Moscow in a Douglas place. It is still uncertain which icon it was, or whether it was flown at all. However, the Orthodox fiction writer Nikolay Blokhin insists that the reports are credible. Officially, the Tikhvin Icon of the Mother of God had been captured by the Nazis, while the Vladimir Icon had been evacuated to Novosibirsk along with the other exhibits of the Tretyakov Gallery. However, some insist that the Vladimir Icon was secretly left in Moscow to keep up the fighting spirit of Moscow's defenders. As a former student of an Orthodox seminary, Stalin appeared far more lenient to religion than many of his Communist Party comrades. He even went as far as to ban the production of an atheistic play by the Soviet author Demyan Bedny for its derogatory depiction of the baptism of Russia. Could it be that a leader whose name is associated with violence and repression agreed to call for the help of the Mother of God for the sake of his country and people? We leave this question to the judgment of the reader.

One way or another, Russian Orthodox believers trust in the power of the Mother of God to protect them from foreign invasions, times of trouble and other sorrows. They pray before the Vladimir Icon of the Mother of God and the Image of Edessa to have the strength to overcome their difficulties, diseases and predicaments.

The Russian Saint Seraphim of Sarov lived in the 18th century and was known for his righteousness, piety and miracle-working powers. His father was a successful businessman and a philanthropist, but Seraphim did follow in his footsteps. Instead, he dedicated himself to Orthodoxy from a young age. Christians appeal to Saint Seraphim of Sarov for his help in healing their ailments, restraining their passions, making good life choices, building strong families and finding success in their business endeavours.

Out of a total of six altars, the Vladimirskaya Church is now using two in its worship. The main altar is dedicated to the Vladimir Icon of the Mother of God (commemorated on 8 September, 3 June, and 6 July). The other altar bears the name of the Holy Martyrs Faith, Hope, Love and their mother Sophia (commemorated on 30 September). To view the schedule of its worship, please refer to the official website of the Vladimirskaya Church.

The prior of the church, Metropolitan Vladimir (Kotlyarov) has served in this capacity since 1996. Nine members of the clergy are assisting him. The church runs a Sunday school, a school for bell ringers and a library, and offers free legal advice to the needy.

Whatever are your views on religion, the Church of the Vladimir Icon of the Mother of God is an exciting place to visit in Saint Petersburg. Be sure to add it to your sightseeing programme. Everyone is welcome!

Деятельность прихода[править | править код]

  • Воскресная Школа
  • Молодежный Православный клуб
  • Школа звонарей
  • Социальная работа

Святые[править | править код]

Священномученик Николай Кулаков

Святыни[править | править код]

  • Владимирская икона Божией Матери
  • Икона «Нерукотворный Спас», освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским
  • Икона святого преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Владимирский проспект, 20

Проезд: до станций метро «Владимирская», «Достоевская».

Телефон: +7 (812) 312-19-38

Электронная почта: vl_sobor_spb@mail.ru

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений см. на официальном сайте храма.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]