Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Фёдор МихайловичФёдор Михай­ло­вич Досто­ев­ский (1821–1881) родился в Москве в семье дво­рян. В 1837 г. умерла его мать, и он был отправ­лен отцом в Петер­бург, где посту­пил в Глав­ное инже­нер­ное учи­лище. В 1842 г. Досто­ев­ский окон­чил учи­лище и был зачис­лен инже­не­ром-под­по­ру­чи­ком в Петер­бург­скую инже­нер­ную команду, но уже в начале лета 1844, решив посвя­тить себя лите­ра­туре, подал в отставку.
В 1845 г. Досто­ев­ского, как рав­ного, при­ни­мают в кру­жок Белин­ского. В 1846 г. выхо­дит в свет его пер­вое про­из­ве­де­ние «Бед­ные люди», высоко оце­нен­ное дру­гими чле­нами кружка. Однако уже зимой 1847 г. писа­тель окон­ча­тельно разо­шёлся с Белин­ским и начал посе­щать «пят­ницы» Пет­ра­шев­ского. На этих собра­ниях, носив­ших поли­ти­че­ский харак­тер, затра­ги­ва­лись про­блемы осво­бож­де­ния кре­стьян, реформы суда и цен­зуры, чита­лись трак­таты фран­цуз­ских соци­а­ли­стов. Вскоре после пуб­ли­ка­ции «Белых ночей» в 1849 г. Досто­ев­ский был аре­сто­ван в связи с «делом Пет­ра­шев­ского». Суд при­знал его винов­ным. 22 декабря на Семё­нов­ском плацу пет­ра­шев­цам объ­явили при­го­вор о смерт­ной казни, но в послед­ний момент осуж­дён­ным объ­явили о поми­ло­ва­нии, назна­чив нака­за­ние в виде каторж­ных работ. По пути на каторгу в Тоболь­ске состо­я­лось тай­ное сви­да­ние Досто­ев­ского и дру­гих заклю­чен­ных с женами декаб­ри­стов, кото­рые бла­го­сло­вили всех в новый путь и каж­дому пода­рили Еван­ге­лие. Это Еван­ге­лие, сопро­вож­дав­шее писа­теля всюду, сыг­рало реша­ю­щую роль в духов­ном пере­во­роте, кото­рый про­изо­шёл с ним на каторге.
Период заклю­че­ния и воен­ной службы был пово­рот­ным в жизни Досто­ев­ского: из ещё не опре­де­лив­ше­гося в жизни «иска­теля правды в чело­веке» он пре­вра­тился в глу­боко рели­ги­оз­ного чело­века, един­ствен­ным иде­а­лом кото­рого на всю после­ду­ю­щую жизнь стал Хри­стос. Целью твор­че­ства писа­теля стало в первую оче­редь мис­си­о­нер­ство – про­по­ведь хри­сти­ан­ства среди своих неве­ру­ю­щих совре­мен­ни­ков. Во время ссылки в 1857 г. Досто­ев­ский обвен­чался с Марией Иса­е­вой, вдо­вой чинов­ника А.И. Иса­ева. В декабре 1859 г. он вме­сте с семьёй при­е­хал в Петер­бург и сов­местно с бра­том Миха­и­лом стал изда­вать жур­налы «Время», затем «Эпоха», соче­тая редак­тор­скую работу с автор­ской. В сен­тябре 1860 года нача­лось печа­та­ние «Запи­сок из Мёрт­вого дома», в начале 1861 г. печа­та­ется роман «Уни­жен­ные и оскорб­лён­ные». 15 апреля 1864 г. умерла от чахотки жена Досто­ев­ского, и, хотя они не были счаст­ливы в браке, он тяжело пере­жил потерю.
Из-за тяжё­лого финан­со­вого поло­же­ния писа­тель вынуж­ден был пре­кра­тить изда­ние жур­нала «Эпоха». В 1866 г. он напи­сал сразу два романа – «Игрок» и «Пре­ступ­ле­ние и нака­за­ние». В тот же год он женился на Анне Снит­ки­ной, кото­рая взяла в свои руки изда­ние тру­дов мужа. У них роди­лось чет­веро детей, двое из кото­рых умерли в ран­нем дет­стве. В 1867–1868 гг. Досто­ев­ский рабо­тал над рома­ном «Идиот».
Послед­ние 8 лет писа­тель про­жил в городе Ста­рая Русса Нов­го­род­ской губер­нии. Эти годы жизни были очень пло­до­твор­ными: 1872 – «Бесы», 1873 – начало «Днев­ника писа­теля» (серия фелье­то­нов, очер­ков, поле­ми­че­ских заме­ток и страст­ных пуб­ли­ци­сти­че­ских заме­ток на злобу дня), 1875 – «Под­ро­сток», 1876 – «Крот­кая», 1879–1880 – «Бра­тья Кара­ма­зовы», ито­го­вый роман писа­теля, в кото­ром худо­же­ствен­ное вопло­ще­ние полу­чили мно­гие идеи его творчества.
28 января 1881 г. Ф.М. Досто­ев­ский скон­чался. Похо­ро­нен писа­тель в Алек­сан­дро-Нев­ской лавре в Санкт-Петербурге.

Бедные люди — Достоевский Ф.М.

Бедные люди — Достоевский Ф.М.

Про­чи­тав руко­пись романа «Бед­ные люди», Некра­сов пере­дал ее Белин­скому со сло­вами: «Новый Гоголь явился!». По форме это сен­ти­мен­таль­ная пере­писка между мел­ким чинов­ни­ком Мака­ром Девуш­ки­ным и Варень­кой Доб­ро­се­ло­вой, груст­ная исто­рия их несчаст­ной любви; по сути – глу­бо­кое соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние совре­мен­ной писа­телю действительности.

Белые ночи — Достоевский Ф.М.

Белые ночи — Достоевский Ф.М.

Была чуд­ная ночь, такая ночь, кото­рая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любез­ный чита­тель. Небо было такое звезд­ное, такое свет­лое небо, что, взгля­нув на него, невольно нужно было спро­сить себя: неужели же могут жить под таким небом раз­ные сер­ди­тые и каприз­ные люди?

Бесы — Достоевский Ф.М.

Бесы — Достоевский Ф.М.

«Бесы» — один из самых спор­ных рома­нов Досто­ев­ского. В основе сюжета лежит реаль­ное собы­тие — вско­лых­нув­шее всю интел­лек­ту­аль­ную Рос­сию 70‑х годов «дело Неча­ева». Рево­лю­ци­о­неры, члены неболь­шого закон­спи­ри­ро­ван­ного кружка, убили сво­его това­рища, решив­шего «отойти от дел».

Братья Карамазовы — Достоевский Ф.М.

Братья Карамазовы — Достоевский Ф.М.

Послед­ний, самый объ­ем­ный и один из наи­бо­лее извест­ных рома­нов Ф.М. Досто­ев­ского обра­щает чита­теля к вне­вре­мен­ным нрав­ственно-фило­соф­ским вопро­сам о грехе, воз­да­я­нии, состра­да­нии и мило­сер­дии. Книга, кото­рую сам писа­тель опре­де­лил как «роман о бого­хуль­стве и опро­вер­же­нии его», яви­лась попыт­кой «решить вопрос о чело­веке», «раз­га­дать тайну» чело­века, что, по Досто­ев­скому, озна­чало «решить вопрос о Боге».

Двойник — Достоевский Ф.М.

Двойник — Достоевский Ф.М.

В пове­сти «Двой­ник» (1846) Досто­ев­ским дан глу­бо­кий пси­хо­ло­ги­че­ский ана­лиз рас­ко­ло­того созна­ния, ана­лиз, пред­ве­ща­ю­щий вели­кие романы писа­теля. Повесть «Двой­ник» во мно­гом свя­зана с худо­же­ствен­ным миром и поэ­ти­кой гого­лев­ских петер­бург­ских пове­стей. Можно ска­зать, что фан­та­сти­че­ский и непо­сти­жи­мый Петер­бург рома­нов Досто­ев­ского берет начало в этой повести.

Дневник писателя (1873) — Достоевский Ф.М.

Дневник писателя (1873) — Достоевский Ф.М.

Два­дца­того декабря я узнал, что уже всё решено и что я редак­тор «Граж­да­нина». Это чрез­вы­чай­ное собы­тие, то есть чрез­вы­чай­ное для меня (я никого не хочу оби­жать), про­изо­шло, однако, довольно просто.

Дневник писателя (1876) — Достоевский Ф.М.

Дневник писателя (1876) — Достоевский Ф.М.

…Хле­ста­ков, по край­ней мере, врал-врал у город­ни­чего, но всё же капельку боялся, что вот его возь­мут, да и вытол­кают из гости­ной. Совре­мен­ные Хле­ста­ковы ничего не боятся и врут с пол­ным спокойствием.

Дневник писателя (1877, 1880, 1881) — Достоевский Ф.М.

Дневник писателя (1877, 1880, 1881) — Достоевский Ф.М.

Я начну мой новый год с того самого, на чем оста­но­вился в про­шлом году. Послед­няя фраза в декабрь­ском «Днев­нике» моем была о том, «что почти все наши рус­ские разъ­еди­не­ния и обособ­ле­ния осно­ва­лись на одних лишь недоумениях„ 

Игрок — Достоевский Ф.М.

Игрок — Достоевский Ф.М.

Про­из­ве­де­ние жёст­кое до жесто­ко­сти, нерв­ное до неров­но­сти и искрен­нее. Исто­рия азарта, став­шего для чело­века уже не смыс­лом игры и даже не смыс­лом жизни, но — един­ствен­ной, экзи­стен­ци­аль­ной сутью бытия.

Идиот — Достоевский Ф.М.

Идиот — Достоевский Ф.М.

Роман, в кото­ром твор­че­ские прин­ципы Досто­ев­ского вопло­ща­ются в пол­ной мере, а уди­ви­тель­ное вла­де­ние сюже­том дости­гает под­лин­ного рас­цвета. Яркая и почти болез­ненно талант­ли­вая исто­рия несчаст­ного князя Мыш­кина, неисто­вого Пар­фена Рого­жина и отча­яв­шейся Наста­сьи Филипповны…

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки