Панихида: за здравие или за упокой?

Ю.И. Рубан

Если бы кто-то при­гла­сил вас на Пани­хиду, заме­тив при этом, что Три­свя­тое в начале Пани­хиды будет читать «тот, по ком Пани­хида слу­жится», – вы сочли бы это шуткой, притом не слиш­ком ост­ро­ум­ной. Но это не шутка, а серьез­ная устав­ная ремарка из древ­него бого­слу­же­ния «Пани­хида за живого чело­века», сохра­няв­ше­гося, напри­мер, в гру­зин­ских Евхо­ло­гиях до XVIII сто­ле­тия! Эта непри­выч­ная для нас Пани­хида вос­хо­дит к одному из бого­слу­же­ний суточ­ного цикла по уставу Святой Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской, пред­на­зна­чен­ному для собор­ных и при­ход­ских церк­вей.

Как видим, само назва­ние этого собор­ного Часа – «Пан­ни­хис» (греч., бук­вально «Все­нощ­ное [бдение]»!) – ука­зы­вает на полную непри­част­ность к заупо­кой­ной тема­тике. Это было тор­же­ствен­ное бдение нака­нуне вели­ких празд­ни­ков (после празд­нич­ной Вечерни) и во время Вели­кого Поста. При этом Пан­ни­хис, вопреки эти­мо­ло­гии назва­ния (сино­ним гре­че­ской Агрип­нии или рус­ского Все­нощ­ного бдения), отнюдь не про­дол­жа­лась всю ночь, но была срав­ни­тельно непро­дол­жи­тель­ной служ­бой, состо­я­щей из трех анти­фо­нов, пяти пре­сви­тер­ских молитв и соот­вет­ству­ю­щих им екте­ний. Пре­сви­тер­ские молитвы Пан­ни­хис, при­пи­сы­ва­е­мые тра­ди­цией св. Гер­ману, пат­ри­арху Кон­стан­ти­но­поль­скому +733), «кон­цен­три­ру­ются на теме ноч­ного бдения, на ночном покло­не­нии в под­ра­жа­ние бес­плот­ным суще­ствам».

Заме­ча­тельна судьба пес­нен­ной Пан­ни­хис в рус­ском бого­слу­жеб­ном оби­ходе. Здесь эта тор­же­ствен­ная визан­тий­ская служба была очень попу­ляр­ной и, бла­го­даря уни­вер­са­лизму струк­туры и содер­жа­ния, «слу­жила рамкой к молитве по важным слу­чаям», посте­пенно адап­ти­ру­ясь к доми­ни­ру­ю­щему мона­стыр­скому бого­слу­же­нию по пале­стин­скому Часо­слову. В древ­не­рус­ских Слу­жеб­ни­ках она име­но­ва­лась по-раз­ному: «Пана­хида» или «Пан­ни­хида», «Пана­фида», «Пона­фида», «Пона­хида», «Пона­хыда», а также «Канон» или «Канун», «Моле­бен», «Вечерня»; иногда ее молитвы не имели назва­ния.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки