священник Даниил Сысоев
Почему ты еще не крестился?

Оглав­ле­ние

Воля не знает, на чем ей оста­но­виться: хочет чело­век одного, думает о втором, а делает третье. Чув­ства иска­жены, и как пьяный, ты любишь то, что должно нена­ви­деть, а нена­ви­дишь то, что надо любить. И ты кри­чишь: «Я погряз в глу­бо­ком болоте, и не на чем стать; вошел во глу­бину вод, и быст­рое тече­ние их увле­кает меня». Но ника­кой чело­век не может помочь тебе…

Засуха. Иссох­шая земля покрыта тре­щи­нами. Послед­ние уце­лев­шие веточки травы пожел­тели, иссохли и вот-вот погиб­нут. Но ярост­ное жжение солнца ути­хает. Небо заво­ла­ки­вают тучи и потоки воды зали­вают землю. Там, где минуту назад были лишь урод­ли­вые тре­щины, сейчас набу­хают ростки трав, и вот уже наутро пустыня покрыта пест­рым ковром цветов. Как пре­красно пел древ­ний поэт: «Ты посе­ща­ешь землю и уто­ля­ешь жажду ее, обильно обо­га­ща­ешь ее: поток Божий полон воды; Ты при­го­тов­ля­ешь хлеб, ибо так устроил ее; напо­я­ешь борозды ее, урав­ни­ва­ешь глыбы ее, раз­мяг­ча­ешь ее кап­лями дождя, бла­го­слов­ля­ешь про­из­рас­та­ния ее; вен­ча­ешь лето бла­го­сти Твоей, и стези Твои исто­чают тук, исто­чают на пустын­ные пажити, и холмы пре­по­я­сы­ва­ются радо­стью; луга оде­ва­ются ста­дами, и долины покры­ва­ются хлебом, вос­кли­цают и поют» (Пс.64:10-14).

Так про­ис­хо­дит в при­роде. Но то же слу­ча­ется и с серд­цем чело­века, при­ни­ма­ю­щего бого­тво­ря­щее Кре­ще­ние. Без Бога душа похожа на пустыню. Суета заедает чело­века и сме­ня­ется она лишь тоской. Насла­жде­ния, казав­ши­еся веч­ными, чрез минуту пре­вра­ща­ются в муки похме­лья. Люди, на кото­рых ты пола­гался, пре­дают, и пре­дают именно в тот момент, когда они больше всего нужны. Деньги, на кото­рых воз­ла­га­лось все упо­ва­ние, обес­це­ни­ва­ются в оче­ред­ном дефолте. Да если они и есть, то насту­пают ситу­а­ции, когда не могут при­не­сти они ника­кой пользы. Те идеи, кото­рые ты считал целью своей жизни, не могут помочь тебе ни в день бед­ствия, ни тем более в день смерти твоей. И ока­зы­ва­ется бес­смерт­ная душа у раз­би­того корыта. Как в кош­мар­ном сне, ты бежишь, а все двери закры­ва­ются перед тобой, все нити рвутся у тебя в руках, все то, что ты считал важным, – оно-то и губит тебя. Покоя ищет чело­век, а нахо­дит лишь суету, заботу и морок, обо­льща­ю­щий его ложной надеж­дой, а рас­пла­чи­ва­ю­щийся истин­ной скор­бью. Грехи моло­до­сти вдруг уда­ряют в ста­ро­сти. Про­шлое ста­но­вится бес­по­щад­ным про­ку­ро­ром.

Но и все силы чело­ве­че­ского духа раз­бол­таны. Ум бес­по­койно ищет непо­ко­ле­би­мой основы, но видит, что оста­ется ему лишь туман, знания, ока­зы­ва­ю­щи­еся ложью на сле­ду­ю­щий день. Воля не знает на чем ей оста­но­виться хочет чело­век одного, думает о втором, а делает третье. Чув­ства иска­жены, и как пьяный, ты любишь то, что должно нена­ви­деть, а нена­ви­дишь то, что надо любить. И ты кри­чишь: «Я погряз в глу­бо­ком болоте, и не на чем стать; вошел во глу­бину вод, и быст­рое тече­ние их увле­кает меня». Но ника­кой чело­век не может помочь тебе.

И тогда мудрый чело­век, пони­мая, что только из-за пре­де­лов мира может прийти его спа­се­ние, вос­кли­цает: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссох­шей и без­вод­ной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во свя­ти­лище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь» (Пс.62:2-4).

Как заме­ча­тельно бывает, когда чело­век пони­мает, что только в Боге может найти себе покой, еще не дойдя до дна и не испы­тав всех бед без­бож­ного жития. Но лучше прийти к Богу хотя бы поте­ряв все, кроме жизни, чем уйти из нее без уча­стия в вечном Бытии.

И вот, чело­век осо­знав свое бес­си­лие перед лицом разъ­еда­ю­щей его смерти, вдруг узнает, что есть выход в его мета­ниях. Живо­тво­ря­щий поток бес­смер­тия готов омыть его душу и дать ей вкус Веч­ного Бытия. Бог готов снять с глаз чело­века покры­вало мрака и дать уви­деть мир в его насто­я­щем виде без оду­ря­ю­щей атмо­сферы субъ­ек­тив­но­сти. И многие дей­стви­тельно при­бе­гают к водам свя­того Кре­ще­ния, спра­вед­ливо назы­ва­е­мого бого­тво­ря­щим, потому что в нем, как в таин­ствен­ной мастер­ской из чело­века полу­ча­ется сын Бога.

Оно, по словам свят. Гри­го­рия Бого­слова «есть посо­бие в нашей немощи, отло­же­ние плоти, после­до­ва­ние Духу, обще­ние с Словом, исправ­ле­ние созда­ния, потоп­ле­ние греха, при­ча­стие света, рас­се­я­ние тьмы. Про­све­ще­ние есть колес­ница, воз­но­ся­щая к Богу, сопут­ство­ва­ние Христу, под­креп­ле­ние веры, совер­ше­ние ума, ключ цар­ства небес­ного, пере­мена жизни, снятие раб­ства, раз­ре­ше­ние от уз, пре­тво­ре­ние состава. Про­све­ще­ние есть лучший и вели­че­ствен­ней­ший из даров Божиих». При­няв­ший его чело­век полу­чает новые органы чувств души и у него все ста­но­вится на свои места. Ум полу­чает силу к целост­ному мыш­ле­нию. Сердце очи­ща­ется от груза про­шлого. Душа полу­чает силу к незем­ному покою и вечной радо­сти. Чело­век впер­вые слышит не осуж­де­ние, а одоб­ре­ние сове­сти.

Сбы­ва­ются те мечты, о кото­рых ты и не мог меч­тать. Все, что каса­лось про­ти­во­ре­чи­вым, ста­но­вится понят­ным. Тьма неве­же­ства начи­нает рас­се­и­ватся и как при наступ­ле­нии зари посте­пенно начи­нают про­яв­ляться очер­та­ния неви­ди­мых вещей. Дух чув­ствует пере­пол­ня­ю­щие его запре­дель­ные силы и все иску­ше­ния, кото­рые, конечно, уси­ли­ва­ются после Кре­ще­ния он встре­чает также как опыт­ный шах­ма­тист кра­си­вую, хотя и слож­ную задачу. Дело труд­ное, но выпол­ни­мое. Битва опасна, но победа за нами. Трубы про­зву­чали и войска выхо­дят в бой, а впе­реди уже взме­та­ется салют три­умфа. И это не уди­ви­тельно! Ведь Хри­стос вос­крес и смерть уже погибла. Нам нужно только рас­топ­тать уже каз­нен­ного врага.

И из сердца спа­сен­ного истор­га­ется песнь:

«Славьте Гос­пода, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!

Так да скажут избав­лен­ные Гос­по­дом, кото­рых изба­вил Он от руки врага, и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря. Они блуж­дали в пустыне по без­люд­ному пути и не нахо­дили насе­лен­ного города; тер­пели голод и жажду, душа их иста­и­вала в них. Но воз­звали к Гос­поду в скорби своей, и Он изба­вил их от бед­ствий их, и повел их прямым путем, чтобы они шли к насе­лен­ному городу.

Да славят Гос­пода за милость Его и за чудные дела Его для сынов чело­ве­че­ских: ибо Он насы­тил душу жаж­ду­щую и душу алчу­щую испол­нил бла­гами.

Они сидели во тьме и тени смерт­ной, око­ван­ные скор­бью и желе­зом; ибо не поко­ря­лись словам Божиим и небрегли о воле Все­выш­него. Он смирил сердце их рабо­тами; они пре­ткну­лись, и не было помо­га­ю­щего. Но воз­звали к Гос­поду в скорби своей, и Он спас их от бед­ствий их; вывел их из тьмы и тени смерт­ной, и рас­торг­нул узы их.

Да славят Гос­пода за милость Его и за чудные дела Его для сынов чело­ве­че­ских: ибо Он сокру­шил врата медные и вереи желез­ные сломил.

Без­рас­суд­ные стра­дали за без­за­кон­ные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвра­ща­лась душа их, и они при­бли­жа­лись ко вратам смерти. Но воз­звали к Гос­поду в скорби своей, и Он спас их от бед­ствий их; послал Слово Свое и исце­лил их, и изба­вил их от могил их.

Да славят Гос­пода за милость Его и за чудные дела Его для сынов чело­ве­че­ских!» (Пс.106:1-21).

Даже страш­ная ста­руха с косой теряет свой ужас­ный вид пред гла­зами хри­сти­а­нина. Ведь он видит, что за черной заве­сой смерт­ной тени раз­го­ра­ется без­мер­ное сияние веч­но­сти. Он, по словам апо­стола Павла, знает, какие блага уго­то­вал Бог тем, кто любит Его, хотя и не видел того глаз, не слы­шало того ухо и на сердце чело­веку не при­хо­дило это, но нам Сам Отец откры­вает сие Духом Своим. И потому мы гово­рим, что «для меня жизнь – Хри­стос, и смерть – при­об­ре­те­ние… имею жела­ние раз­ре­шится и быть со Хри­стом» (Флп.1:21,23). И это не уди­ви­тельно. Ведь в Кре­ще­нии мы умерли и вос­кресли со Хри­стом, и с тех пор наша жизнь скрыта со Хри­стом в Боге. «Когда же явится Хри­стос, жизнь наша, и мы явимся с Ним во славе» (Кол.3:1-4), но только если будем искать не поги­ба­ю­щего мира, а небес­ного цар­ства.

Кажется, что может быть есте­ствен­ней, чем зная о таких вели­ких дарах и награ­дах, полу­ча­е­мых в Кре­ще­нии, как не при­бе­жать к его спа­си­тель­ным водам? Тем более, что от тебя не тре­бу­ется ничего, кроме пра­во­слав­ной веры и рас­ка­я­ния в злых делах про­шлой жизни. Ведь даже твои добрые дела (на самом деле чаще всего довольно скром­ные), кото­рыми ты гор­дился, вовсе не исче­зают, и не вме­ня­ются в ничто, а очи­ща­ются от шлаков тще­сла­вия и коры­сти и входят пре­крас­ную сим­фо­нию вечной жизни.

Но, уди­ви­тельно (а с другой сто­роны и не очень), но многие отка­зы­ва­ются от столь вели­кого дара по совер­шенно абсурд­ным при­чи­нам. Не дивно это потому, что за всеми этими воз­ра­же­ни­ями стоит на самом деле искон­ный враг, древ­ний дракон, не жела­ю­щий лишиться своей добычи. А ему по автор­скому праву при­над­ле­жат все некре­ще­ные. Он изоб­рел грех и тре­бует за него в каче­стве гоно­рара чело­ве­че­скую душу. Как же он будет допус­кать, чтобы грехи сго­рали, люди осво­бож­да­лись из его ковар­ных лову­шек и пере­хо­дили под могу­чую Руку Гос­пода? Есте­ственно он пыта­ется запу­тать чело­века в своих ковар­ных сетях.

Однако мы все же попро­буем разо­брать все воз­ра­же­ния, кото­рые выдви­гают те люди, кото­рые не желают при­ни­мать Кре­ще­ние. Ведь пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство есть рели­гия разума и обла­го­дат­ство­ван­ный Духом Божиим ум легко разо­рвет как пау­тину все ухищ­ре­ния врага.

Но давайте перей­дем к самим аргу­мен­там, кото­рыми испор­чен­ная воля, окол­до­ван­ная бесами, выдви­гают против бого­тво­ря­щего Кре­ще­ния.

Воз­ра­же­ние 1: Я не верю ни в какого Бога и поэтому зачем мне ваше купа­ние? Тем более, что наука дока­зала, что Бога нет!

Конечно, если ты не веришь в суще­ство­ва­ние Бога, то не может быть и речи о Кре­ще­нии. Любой чест­ный свя­щен­ник обязан предот­вра­тить это кощун­ство, если узнает, что кре­ща­е­мый не веря в суще­ство­ва­ние Творца, при­хо­дит к купели. А такое иногда встре­ча­ется, когда неве­же­ствен­ные род­ствен­ники пыта­ются насильно заста­вить чело­века при­нять Кре­ще­ние. Но само это дей­ствие и кощун­ственно, и бес­по­лезно. По словам свт. Кирилла Иеру­са­лим­ского «вода примет тебя, а Дух отверг­нет».

Но почему ты убеж­ден в том, что Бога нет? Ведь эта мысль совер­шенно глупа. Если нет Творца, то как мог появиться слу­чайно столь слож­ный мир? Если тебе скажут, что тот ком­пью­тер, на кото­ром я наби­раю этот текст, возник в резуль­тате мос­ков­ского ура­гана, когда молния попала в склад зап­ча­стей, то конечно ты ска­жешь, что это маразм. А если тебя будут уве­рять в этом со всей серьез­но­стью, то веро­ятно ты решишь, что или над тобой изде­ва­ются, или перед тобой паци­ент псих­боль­ницы. Но тогда как можно искренне думать, будто Сол­неч­ная Система, а тем более чело­ве­че­ское тело воз­никло слу­чайно, и это при том, что даже для про­стой рас­шиф­ровки гене­ти­че­ского кода чело­века потре­бо­ва­лись несколько деся­ти­ле­тий работы сотен круп­ней­ших ученых? А какая муд­рость тре­бу­ется для того, чтобы этот код запи­сать, а ты гово­ришь, что это сделал случай! Как могли появиться законы при­роды без Зако­но­да­теля? Ведь если бы верен был атеизм, тогда вообще не воз­можна была бы ника­кая наука. Ведь, если чело­век – есть про­дукт бес­смыс­лен­ной мате­рии, под­чи­нен­ной сле­пому случаю, тогда каждая его мысль (в том числе и сама теория эво­лю­ции, да и все виды ате­изма) – только порож­де­ние слу­чай­ного соеди­не­ния эле­мен­тар­ных частиц, име­ю­щая нуле­вую цен­ность. Для нас тогда должно быть все равно что утвер­ждать, ибо все слова и мысли оди­на­ково ложны. Можно также спо­койно гово­рить (с той же сте­пе­нью дока­за­тель­но­сти), что мы порож­де­ние глу­бо­ких мыслей холо­диль­ника.

Атеизм не дает объ­яс­не­ния наблю­да­е­мому факту един­ства зако­нов мира, и даже не пояс­няет, почему он вообще позна­ваем. Эво­лю­ци­о­низм, необ­хо­ди­мый для ате­и­ста, прямо про­ти­во­ре­чит вто­рому началу тер­мо­ди­на­мики. (Айзек Азимов так опре­де­ляет его без помощи мате­ма­ти­че­ских формул: «По-дру­гому второй закон можно сфор­му­ли­ро­вать так: «Все­лен­ная посто­янно ста­но­вится все более бес­по­ря­доч­ной!» Рас­смат­ри­вая второй закон с такой точки зрения, мы видим, что это ска­зано о нас. Нам при­хо­дится усердно тру­диться, чтобы наве­сти в ком­нате поря­док, но в бес­по­ря­док она при­хо­дит сама, и куда быст­рее и проще. Даже если мы не будем захо­дить туда, она станет гряз­ной и пыль­ной. Как трудно содер­жать в порядке дом, даже наши соб­ствен­ные тела; как быстро все при­хо­дит в упадок. Даже если вообще ничего не делать, все будет при­хо­дить в упадок, ломаться, изна­ши­ваться само собой – вот что озна­чает второй закон»). Если же теория эво­лю­ции верна, тогда не верны и наши повсе­днев­ные наблю­де­ния, и рас­четы инже­не­ров. Более того, эво­лю­ци­о­ни­стам надо обра­титься в суд на РАН, за то, что она не рас­смат­ри­вает про­екты вечных дви­га­те­лей со 100% КПД.

Атеизм совер­шенно неве­ро­я­тен с мате­ма­ти­че­ской точки зрения. Так слу­чай­ное появ­ле­ние нашего набора миро­вых посто­ян­ных равно 1 из 10^3000; слу­чай­ное появ­ле­ние про­стей­шей бак­те­рии – 1 шанс из 10^40000; слу­чай­ное изме­не­ние в нужном направ­ле­нии 5 белков – 1 шанс из 10.275 и т.д.

Атеизм не имеет пред­ска­за­тель­ной спо­соб­но­сти, не дает воз­мож­но­сти себя опро­верг­нуть экс­пе­ри­мен­таль­ным мето­дом и поэтому даже с натяж­кой не может быть отне­сен к сфере науки.

Атеизм не может объ­яс­нить ряд фактов, (жук – бом­бар­дир, эхо­ло­ка­ция у лету­чих мышей, рож­де­ние китенка под водой, росянка), и поэтому не может быть науч­ным. Так что твои слова, что «наука дока­зала, что Бога нет» глупы.

С другой сто­роны ты утвер­жда­ешь, что есть некий смысл жизни, есть раз­ница между добром и злом. Но если ты прав, то все это совер­шено не так. У смерт­ного куска бес­смыс­лен­ной мате­рии нет ни смысла жизни, ни морали, ничего кроме одной могу­чей Смерти, твоей един­ствен­ной богини.

Если ты согла­сен слу­жить Ей, то это твое право. Ты сам выбрал вечную гибель. Но я должен пре­ду­пре­дить тебя. Чтобы ты не считал, на самом деле есть и неуни­что­жи­мость души, и Бог, и вос­кре­се­ние плоти, и Суд, на кото­ром каждый, в том числе и ты, даст ответ за дела свои. И тебе не помо­гут раз­гла­голь­ство­ва­ния: «мол, я не верил, и потому Ты, Боже судить меня не можешь». Бог скажет тебе: «если бы ты не заткнул сам своих ушей и не зама­зал грязью своих глаз, то знал бы Меня. А так ты сам доб­ро­вольно отверг Меня. И про­изо­шло это потому, что дела твои были злы, и свет Откро­ве­ния стал для твоих боль­ных глаз невы­но­сим. Ты хотел жить так, как будто Меня нет, так живи и дальше. Иди от Меня прочь! Только помни, что Я Свет, а вне Меня тьма кро­меш­ная, Я Жизнь, а вне Меня вечная смерть, Я Любовь, а вне меня нена­висть, Я Радость, а вне меня плачь и скре­жет зубов. Ты сам выбрал это, так получи, что захо­тел».

Но если ты все же жела­ешь полу­чить Жизнь вечную, то кре­стись и живи по Божьи.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки