Почерпните воду с веселием от источника спасения

свящ. Алек­сий Хотеев

На вели­кий празд­ник Кре­ще­ния Гос­подня суще­ствует тра­ди­ция освя­ще­ния воды. Причем такое же освя­ще­ние совер­ша­ется нака­нуне, в кре­щен­ский сочель­ник (по граж­дан­скому кален­дарю соот­вет­ственно 18 и 19 января). Эта тра­ди­ция уста­нов­лена как вос­по­ми­на­ние кре­ще­ния Гос­подня на Иор­дане и как под­го­товка для кре­ще­ния тех, кто гото­вился в этот день при­нять хри­сти­ан­скую веру (т.н. «огла­шен­ных»). По этой при­чине и сам празд­ник полу­чил трой­ное наиме­но­ва­ние: Бого­яв­ле­ние – в честь откры­того явле­ния Сына Божия народу и соглас­ного сви­де­тель­ства о Нем Отца («Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный») и Свя­того Духа (в виде­нии голубя), Кре­ще­ние – в честь кре­ще­ния Гос­пода Христа от Пред­течи Иоанна в водах Иор­дан­ских и Про­све­ще­ние – от обычая при­ни­мать в этот день хри­сти­ан­ское кре­ще­ние.

Поскольку для совер­ше­ния кре­ще­ния необ­хо­димо погру­же­ние в воду, про­изо­шла тра­ди­ция прежде эту воду освя­щать. И это освя­ще­ние вместе с кре­ще­нием совер­шали пер­во­на­чально только нака­нуне самого празд­ника Бого­яв­ле­ния в сочель­ник. Когда Хри­сти­ан­ская Цер­ковь заняла в тогдаш­нем циви­ли­зо­ван­ном обще­стве доми­ни­ру­ю­щее поло­же­ние (окон­ча­тельно при имп. Юсти­ни­ане в сер. VI в.), и утвер­ди­лась тра­ди­ция пре­иму­ще­ственно дет­ского кре­ще­ния, тогда от тор­же­ствен­ного неко­гда обряда кре­ще­ния взрос­лых (огла­шен­ных) остался только обычай освя­ще­ния воды в сочель­ник Бого­яв­ле­ния. Позд­нее стали совер­шать освя­ще­ние воды также и в самый день празд­ника. Стали ходить для освя­ще­ния на реки и источ­ники, т.с. «ходить на Иордан».

Кре­щен­ская вода издревле почи­та­лась вели­кой свя­ты­ней (вели­кой аги­асмой). Ее при­ни­мали каю­щи­еся, нахо­дя­щи­еся под епи­ти­мьей отлу­че­ния от При­ча­ще­ния за тяжкие грехи. Уже свт. Иоанн Зла­то­уст заме­чает, что почерп­ну­тая на празд­ник Кре­ще­ния вода весь год, а то и два, три года не пор­тится, оста­ва­ясь при этом свежей, как будто недавно нали­той.

Начало мира – вода, начало Еван­ге­лия – Иордан», – вос­кли­цает свт. Кирилл Иеру­са­лим­ский. О первом ска­зано: «И Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2), а о втором: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин. 3:5). Вода, покры­ва­ю­щая собою земную поверх­ность и нахо­дя­ща­яся во всех живых орга­низ­мах, вода – лед, дождь и пар – на биб­лей­ском языке озна­чает основу види­мого мира. «Славьте Гос­пода, – вос­кли­цает псал­мо­пе­вец, – Кото­рый сотво­рил небеса премудро…утвердил землю на водах» (Пс. 135:5–6). Вода – знак мило­сти Божией во время засухи и жажды (Ис. 43:20), вода – символ пере­мен­чи­во­сти, непо­сто­ян­ства (Пс. 57:8), вода (слезы) – при­знак рас­ка­я­ния (Пс. 68:2), вода (потоп) – губи­тель греха (2Петр. 3:6), вода – знак очи­ще­ния и бла­го­сло­ве­ния (Чис. 19:20). Осо­бенно важен для нас образ «воды живой», кото­рый упо­тре­бил в Своей про­по­веди Гос­подь на празд­нике Кущей, когда совер­ша­лось сим­во­ли­че­ское воз­ли­я­ние воды из источ­ника Сило­ам­ского в Иеру­са­лиме: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как ска­зано в Писа­нии, из чрева поте­кут реки воды живой» (Ин. 7:37–38). Еван­ге­лист тут же делает пояс­не­ние: «Сие сказал Он о Духе, Кото­рого имели при­нять веру­ю­щие в Него» (Ин. 7:39). Такой же образ упо­тре­бил Хри­стос и в беседе с сама­рян­кой у колодца Иаковля (Ин. 4:10–14).

В цер­ков­ном дей­ствии вели­кого освя­ще­ния воды нашли свое выра­же­ние многие из этих биб­лей­ских обра­зов, осо­бенно еван­гель­ский образ «воды живой» – знак бла­го­дати Духа Свя­того. С молит­вою в воду погру­жа­ется крест, и вода, омыв­шая изоб­ра­же­ние рас­пя­того Христа, ста­но­вится святою. С веще­ством воды пре­по­да­ется теперь незри­мая бла­го­дать Божия. Ей окроп­ля­ются в знак очи­ще­ния дома, и она при­ни­ма­ется с бла­го­го­ве­нием нато­щак в тече­ние всего года. Как необ­хо­дима для тела чело­века вода, так же необ­хо­дима для его души и бла­го­дать Божия. Насколько уместно звучат во время бого­слу­же­ния слова про­рока Исаии: «Укре­пите осла­бев­шие руки, и утвер­дите колена дро­жа­щие; ска­жите робким душею: будьте тверды, не бой­тесь; вот Бог ваш…Он придет и спасет вас…и пре­вра­тится при­зрак вод в озеро, и жаж­ду­щая земля – в источ­ники вод» (Ис. 35:3–7), «и в радо­сти будете почер­пать воду из источ­ни­ков спа­се­ния» (Ис. 12:3).

www.hramvsr.by

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки