Праздник воды и света

епи­скоп Ила­рион (Алфеев)

Гос­подь создал воду как стихию жизни, но грех чело­ве­че­ский сделал ее источ­ни­ком смерти. Когда Гос­подь созда­вал воду, Дух Божий «носился над водою», напол­няя воду Своей живо­твор­ной энер­гией. Но когда грех чело­ве­че­ский умно­жился на земле, вода жизни стала водой смерти. В водах Вели­кого потопа погибло ветхое чело­ве­че­ство, чтобы дать жизнь чело­ве­че­ству новому, обнов­лен­ному этими страш­ными водами.

Перед при­ше­ствием Христа на землю, Иоанн Пред­теча кре­стил людей в водах Иор­дан­ских. Люди схо­дили в эти воды вет­хими, а выхо­дили новыми, обнов­лен­ными пока­я­нием, потому что грех чело­ве­че­ский омы­вался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, чтобы погру­зиться в воды Иор­дана – не для очи­ще­ния от греха, но для того, чтобы освя­тить их, пре­об­ра­зить, напол­нить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис. 53:4). И в воды Иор­дан­ские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сде­лать сти­хией жизни.

С тех пор еже­годно мы освя­щаем воду, и вода эта ста­но­вится вели­кой свя­ты­ней. Эта вода, в кото­рой при­сут­ствует Сам Бог, освя­щает все, что ею окроп­ляют, она исце­ляет людей от болез­ней.

В Еван­ге­лии опи­саны случаи исце­ле­ния при помощи воды. В купальню, назы­ва­е­мую Вифезда, время от вре­мени сходил ангел и «воз­му­щал» воду; тот, кто первым входил в воду после «воз­му­ще­ния», выздо­рав­ли­вал (Ин. 5:2–9). Сам Гос­подь исполь­зо­вал воду для исце­ле­ния. Когда Иисус увидел сле­пого от рож­де­ния, Он сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:7); тот пошел, умылся и про­зрел. Гос­подь делает воду источ­ни­ком жизни, она дей­стви­тельно ста­но­вится для нас живо­нос­ной, потому что Дух Божий при­сут­ствует в ней и потому что Сам Хри­стос Своей чело­ве­че­ской плотью сходил в нее и напол­нил ее Своим Боже­ством. При­ча­ща­ясь этой воды, мы при­об­ща­емся Духа Свя­того и Гос­пода Иисуса Христа, соеди­ня­емся с Самим Богом.

Празд­ник Кре­ще­ния Гос­подня назы­ва­ется Бого­яв­ле­нием, потому что в момент Кре­ще­ния Иисуса впер­вые в исто­рии чело­ве­че­ства все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Гос­подь Иисус Своею плотию погру­зился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца гово­рил: «Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние» (Мф. 3:13–17). В цер­ков­ном уставе празд­ник Кре­ще­ния Гос­подня назы­ва­ется также Днем Светов, потому что это не только празд­ник воды и Духа, но это и празд­ник боже­ствен­ного света, кото­рый оза­ряет внут­рен­ние очи чело­века, про­све­щает его сердце и пре­об­ра­жает все его есте­ство. Это тот свет, кото­рый дает нам Гос­подь в таин­стве Свя­того При­ча­ще­ния, в других таин­ствах Церкви, а также и в освя­ще­нии воды.

Ведь освя­ще­ние воды – не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таин­стве, в нем про­ис­хо­дит пре­об­ра­же­ние мате­рии, ибо обык­но­вен­ная вода, кото­рую мы нали­ваем из крана, пре­об­ра­жа­ется и ста­но­вится святой. Как и в каждом таин­стве, здесь про­ис­хо­дит встреча чело­века с Богом, а значит, его освя­ще­ние и обнов­ле­ние. Про­ис­хо­дит нечто гораздо боль­шее, чем то, что слу­ча­лось с людьми, при­хо­див­шими к Иоанну Кре­сти­телю. При­ходя к Иоанну, люди при­ни­мали кре­ще­ние пока­я­ния и полу­чали остав­ле­ние грехов. А через при­об­ще­ние к святой воде мы не только полу­чаем про­ще­ние грехов, но и сопри­ка­са­емся с Богом Живым.

Будем молиться о том, чтобы в День Светов и мы, участ­ву­ю­щие в вели­ком водо­освя­ще­нии, при­об­щи­лись боже­ствен­ного света, чтобы изме­ни­лись и пре­об­ра­зи­лись. Ибо именно в этом, в конеч­ном итоге, состоит цель всех таинств, всех обря­дов цер­ков­ных, цель всей нашей хри­сти­ан­ской жизни.

Про­по­ведь на Кре­ще­ние Гос­подне. 2000. Епи­скоп Ила­рион (Алфеев). Чело­ве­че­ский лик Бога. Про­по­веди. М., 2003.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки