Покорность

(2 голоса: 5 из 5)

 

Поко́рность — 1) повиновение; 2) податливость внешнему влиянию, воздействию со стороны кого-либо, чего-либо; 3) послушание; 4) форма вежливости, любезности, уважительности по отношению к кому-либо (пример: ваш покорный слуга); 5) черта характера, сближающаяся в некотором отношении со смиренностью (покорность Божьему Промыслу; покорность «судьбе»); 6) уступчивость.

Подразумевает ли высказывание «нет власти не от Бога» (Рим.13:1), что верующие должны безоговорочно покоряться любым распоряжениям властей как орудиям Божественного Провидения?

Библейское указание на то, что все существующие власти установлены от Бога, и что нет власти, которая была бы не от Бога (Рим.13:1), вызывала раньше и вызывает теперь много соблазнов.

Фабула наиболее грубого заблуждения, связанного с этим библейским свидетельством, сводится к следующему. Коль скоро Бог устанавливает ту или иную гражданскую власть, то, по-видимому, и желает, чтобы именно эта власть управляла людьми, а те, в свою очередь, покорялись любым распоряжениям власти так, как если бы ими распоряжался Сам Господь.

Что здесь не так? Выражение «нет власти не от Бога» (Рим.13:1) всецело соответствует догматическому положению о том, что всё, происходящее в царстве творения, происходит по Промыслу Божию, всё вообще зависит от воли Божьей.

В произволении Божьем, направленном в мир, различаются два аспекта: благоволение и попущение. Бог благоволит ко всему доброму, а ко злому — не благоволит. Тем не менее зло совершается в мире. Стало быть, оно совершается не потому, что Бог этого хочет, что якобы Он является Инициатором зла, а потому, что всего лишь дозволяет ему совершаться (в той мере, в какой считает нужным).

Нечто подобное можно сказать и об отношении Бога к властям. Всякая власть — от Бога (Рим.13:1), но к действиям далеко не всяких властителей Бог благоволит.

Образцом того, как нужно реагировать в случаях, если распоряжения светского начальства прямо противоречат Божьему закону, Божьим уставам и заповедям, служат слова апостола Петра, озвученные им в адрес властей, запрещавших Благовестие. Вот эти слова: «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19)

Заметим, что если бы Церковь всегда и во всём покорялась светским властям, тогда все раннехристианские проповедники должны были бы прекратить благовестие, отречься от Христа и пополнить ряды армии язычников, ведь вплоть до начала IV века христианство, с точки зрения государственных сановников, было вне закона (отсюда — тягчайшие преследования, гонения на христиан трёх первых веков).

В своё время князь Александр Невский вместо того, чтобы покориться захватчикам с Запада, представлявшим папскую власть, вместо того, чтобы им подчиниться, окунул их со всеми их притязаниями в ледяные воды Чудского озера. Другой Русский князь, Дмитрий Донской, выступил против ордынской власти и разгромил её воинство. Оба этих полководца впоследствии были причислены Церковью к лику святых.

Наиболее ярким и ужасающим проявлением богоборческой власти ознаменуется царство антихриста. Эта власть будет попущена Богом, и только в этом отношении она может быть названа властью от Бога (Рим.13:1).

Воля Божья в отношении христиан времен господства антихриста будет состоять не в том, чтобы они подчинялись ему, приняв печать зверя, а в обратном: в том (в частности) чтобы не принимали его печати, не поклонялись ему как богу (а он выдвинет это требование), но спасались бегством в пустыню (Откр.12:14).

Покорность в христианском смысле обозначает согласие с всеблагой Божественной волей, ведущей человека ко спасению и добровольное подчинение ей. Эта покорность кроткая, смиренная, безропотная, трепетная, иногда даже дерзновенная.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru