Покор­ность

***

Поко́рность — 1) пови­но­ве­ние; 2) подат­ли­вость внеш­нему вли­я­нию, воз­дей­ствию со сто­роны кого-либо, чего-либо; 3) послу­ша­ние; 4) форма веж­ли­во­сти, любез­но­сти, ува­жи­тель­но­сти по отно­ше­нию к кому-либо (пример: ваш покор­ный слуга); 5) черта харак­тера, сбли­жа­ю­ща­яся в неко­то­ром отно­ше­нии со сми­рен­но­стью (покор­ность Божьему Про­мыслу; покор­ность «судьбе»); 6) уступ­чи­вость.

***

Под­ра­зу­ме­вает ли выска­зы­ва­ние «нет власти не от Бога» (Рим.13:1), что веру­ю­щие должны без­ого­во­рочно поко­ряться любым рас­по­ря­же­ниям вла­стей как ору­диям Боже­ствен­ного Про­ви­де­ния?

Биб­лей­ское ука­за­ние на то, что все суще­ству­ю­щие власти уста­нов­лены от Бога, и что нет власти, кото­рая была бы не от Бога (Рим.13:1), вызы­вала раньше и вызы­вает теперь много соблаз­нов.

Фабула наи­бо­лее гру­бого заблуж­де­ния, свя­зан­ного с этим биб­лей­ским сви­де­тель­ством, сво­дится к сле­ду­ю­щему. Коль скоро Бог уста­нав­ли­вает ту или иную граж­дан­скую власть, то, по-види­мому, и желает, чтобы именно эта власть управ­ляла людьми, а те, в свою оче­редь, поко­ря­лись любым рас­по­ря­же­ниям власти так, как если бы ими рас­по­ря­жался Сам Гос­подь.

Что здесь не так? Выра­же­ние «нет власти не от Бога» (Рим.13:1) все­цело соот­вет­ствует дог­ма­ти­че­скому поло­же­нию о том, что всё, про­ис­хо­дя­щее в цар­стве тво­ре­ния, про­ис­хо­дит по Про­мыслу Божию, всё вообще зави­сит от воли Божьей.

В про­из­во­ле­нии Божьем, направ­лен­ном в мир, раз­ли­ча­ются два аспекта: бла­го­во­ле­ние и попу­ще­ние. Бог бла­го­во­лит ко всему доб­рому, а ко злому — не бла­го­во­лит. Тем не менее зло совер­ша­ется в мире. Стало быть, оно совер­ша­ется не потому, что Бог этого хочет, что якобы Он явля­ется Ини­ци­а­то­ром зла, а потому, что всего лишь доз­во­ляет ему совер­шаться (в той мере, в какой счи­тает нужным).

Нечто подоб­ное можно ска­зать и об отно­ше­нии Бога к вла­стям. Всякая власть — от Бога (Рим.13:1), но к дей­ствиям далеко не всяких вла­сти­те­лей Бог бла­го­во­лит.

Образ­цом того, как нужно реа­ги­ро­вать в слу­чаях, если рас­по­ря­же­ния свет­ского началь­ства прямо про­ти­во­ре­чат Божьему закону, Божьим уста­вам и запо­ве­дям, служат слова апо­стола Петра, озву­чен­ные им в адрес вла­стей, запре­щав­ших Бла­го­ве­стие. Вот эти слова: «спра­вед­ливо ли пред Богом слу­шать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19)

Заме­тим, что если бы Цер­ковь всегда и во всём поко­ря­лась свет­ским вла­стям, тогда все ран­не­хри­сти­ан­ские про­по­вед­ники должны были бы пре­кра­тить бла­го­ве­стие, отречься от Христа и попол­нить ряды армии языч­ни­ков, ведь вплоть до начала IV века хри­сти­ан­ство, с точки зрения госу­дар­ствен­ных санов­ни­ков, было вне закона (отсюда — тяг­чай­шие пре­сле­до­ва­ния, гоне­ния на хри­стиан трёх первых веков).

В своё время князь Алек­сандр Нев­ский вместо того, чтобы поко­риться захват­чи­кам с Запада, пред­став­ляв­шим пап­скую власть, вместо того, чтобы им под­чи­ниться, окунул их со всеми их при­тя­за­ни­ями в ледя­ные воды Чуд­ского озера. Другой Рус­ский князь, Дмит­рий Дон­ской, высту­пил против ордын­ской власти и раз­гро­мил её воин­ство. Оба этих пол­ко­водца впо­след­ствии были при­чис­лены Цер­ко­вью к лику святых.

Наи­бо­лее ярким и ужа­са­ю­щим про­яв­ле­нием бого­бор­че­ской власти озна­ме­ну­ется цар­ство анти­хри­ста. Эта власть будет попу­щена Богом, и только в этом отно­ше­нии она может быть названа вла­стью от Бога (Рим.13:1).

Воля Божья в отно­ше­нии хри­стиан времен гос­под­ства анти­хри­ста будет состо­ять не в том, чтобы они под­чи­ня­лись ему, приняв печать зверя, а в обрат­ном: в том (в част­но­сти) чтобы не при­ни­мали его печати, не покло­ня­лись ему как богу (а он выдви­нет это тре­бо­ва­ние), но спа­са­лись бег­ством в пустыню (Откр.12:14).

Покор­ность в хри­сти­ан­ском смысле обо­зна­чает согла­сие с все­бла­гой Боже­ствен­ной волей, веду­щей чело­века ко спа­се­нию и доб­ро­воль­ное под­чи­не­ние ей. Эта покор­ность крот­кая, сми­рен­ная, без­ро­пот­ная, тре­пет­ная, иногда даже дерз­но­вен­ная.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки