Послушание

Аудио-версия статьи

Для озна­ком­ле­ния с темой:

Для воцер­ко­в­лён­ных хри­стиан:

Для углуб­лён­ного изу­че­ния:

***

Послуша́ние – 1) хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель, заклю­ча­ю­ща­яся в согла­со­ва­нии своей воли с волей Божьей; 2) пред­мет обета, дава­е­мого чело­ве­ком перед лицом Божьим при вступ­ле­нии в мона­ше­ство; 3) испол­не­ние насель­ни­ком мона­стыря того или иного рода слу­же­ния, осу­ществ­ля­е­мого по тре­бо­ва­нию (с бла­го­сло­ве­ния) мона­стыр­ского руко­вод­ства; 4) форма отно­ше­ния веру­ю­щего к своему духов­ному настав­нику (руко­во­ди­телю, отцу), осно­ван­ная на дове­рии, выра­жа­ю­ща­яся в готов­но­сти сле­до­вать его реко­мен­да­циям, настав­ле­ниям, пору­че­ниям.

Обра­зец послу­ша­ния – Гос­подь Иисус Хри­стос, Кото­рый всю Свою земную жизнь творил не Свою волю, но волю послав­шего Его Отца и смирил Себя, быв послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной (Флп. 2:8).

Послу­ша­ние – осно­ва­ние хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства, кото­рое состоит в непре­стан­ном сотруд­ни­че­стве Бога и чело­века, поз­во­ля­ю­щем Богу духовно пре­об­ра­зить чело­века и пре­бы­вать в нем. Виды послу­ша­ния мно­го­раз­личны, поскольку все они зави­сят от Боже­ствен­ного Про­мысла о чело­веке. Послу­ша­нием может быть и тер­пе­ние попу­щен­ных Богом скор­бей, и про­хож­де­ние осо­бого рода подвига, и испол­не­ние совета духовно опыт­ного настав­ника или стя­жав­шего дар про­зор­ли­во­сти рас­суж­де­ния старца. Все виды послу­ша­ния объ­еди­нены взыс­ка­нием и испол­не­нием Боже­ствен­ной воли.

***

Чем бого­угод­ное послу­ша­ние в миру отли­ча­ется от послу­ша­ния вообще?

Бого­угод­ное послу­ша­ние под­ра­зу­ме­вает такие вза­и­мо­от­но­ше­ния между духов­ным руко­во­ди­те­лем и «послуш­ни­ком» (духов­ным чадом, после­до­ва­те­лем, уче­ни­ком), кото­рые спо­соб­ствуют духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию послед­него, направ­лены на его еди­не­ние с Богом.

К сожа­ле­нию, не всякое послу­ша­ние, при­ни­ма­е­мое за бого­угод­ное, отве­чает назван­ному тре­бо­ва­нию. Это свя­зано с тем, что далеко не всякий духов­ный настав­ник обла­дает такой сте­пе­нью муд­ро­сти и доб­ро­де­тели, чтобы тре­бо­вать от «послуш­ника» все­сто­рон­него, глу­бо­кого послу­ша­ния (см.: Духовни́к). А между тем, в цер­ков­ной прак­тике такие случаи встре­ча­ются.

Доста­точно рас­про­стра­нен­ной ошиб­кой в этой связи явля­ется та, согласно кото­рой послу­ша­ние духов­нику вос­при­ни­ма­ется как апри­ори спа­си­тель­ное, вне зави­си­мо­сти от духов­ной зре­ло­сти самого духов­ника, лишь бы он обла­дал саном свя­щен­ника или почи­тался наро­дом за старца (см. подроб­нее: Что такое лже­стар­че­ство?). «Дока­за­тель­ства» пра­виль­но­сти этого мнения нахо­дят в древ­ней подвиж­ни­че­ской прак­тике отсе­че­ния соб­ствен­ной воли; дескать именно отсе­че­ние соб­ствен­ной воли спо­соб­ство­вало ста­нов­ле­нию древ­них подвиж­ни­ков как святых.

Что можно на это ска­зать? Конечно, в раннем мона­ше­стве встре­ча­лось немало образ­чи­ков свя­то­сти. Но разве свя­тость их жизни обу­слов­ли­ва­лась послу­ша­нием как тако­вым?

Исто­рии Церкви известно немало при­ме­ров, когда отсе­че­ние ино­ками соб­ствен­ной воли и сле­до­ва­ние их за своими настав­ни­ками при­во­дило их не в Небес­ное Оте­че­ство, а в общины рас­коль­ни­ков и ере­ти­ков. Дело в том, что спа­се­ние чело­века свя­зано не с отсе­че­нием воли как тако­вой, а с отсе­че­нием воли гре­хов­ной.

Мудрый, бла­го­че­сти­вый, обла­го­дат­ство­ван­ный настав­ник спо­со­бен руко­во­дить своим духов­ным чадом так, чтобы вести его к Богу. Послу­ша­ние такому духов­нику бла­го­творно отоб­ра­жа­ется на послуш­нике. Без­ого­во­роч­ное же послу­ша­ние воле неопыт­ного духов­ника может при­ве­сти к обрат­ному резуль­тату: «если слепой ведет сле­пого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). 

Соб­ственно говоря, пра­вила цер­ков­ной дис­ци­плины не тре­буют от миря­нина обя­за­тель­ного, без­услов­ного пови­но­ве­ния духов­нику, не запре­щают трез­вого и рас­су­ди­тель­ного отно­ше­ния к его реко­мен­да­циям и тре­бо­ва­ниям (разу­ме­ется, речь не идёт о том, что миря­нин должен рас­смат­ри­вать дея­тель­ность своего руко­во­ди­теля под мик­ро­ско­пом). 

Если дей­ствия духов­ника вызы­вают у миря­нина серьёз­ные сомне­ния, он вправе обра­титься с соот­вет­ству­ю­щим вопро­сом как к самому духов­нику, так и к иным пред­ста­ви­те­лям духо­вен­ства; и если выяс­нится, что дей­ствия духов­ника про­ти­во­ре­чат Еван­гель­скому учению, послуш­ник должен сле­до­вать Еван­ге­лию, ибо в первую оче­редь он обязан вни­мать не чело­веку, но Богу.

Что значит послу­ша­ние, как отказ от своей воли?

Обычно под без­услов­ным послу­ша­нием под­ра­зу­ме­ва­ется мона­ше­ская прак­тика духов­ного окорм­ле­ния (руко­вод­ства) иноков духо­нос­ным стар­цем. Под волей в данном случае под­ра­зу­ме­ва­ется не жела­тель­ная спо­соб­ность души, а воля вет­хого чело­века. Причём не просто пас­сив­ный отказ от гре­хов­ной воли, а одно­вре­мен­ное взра­щи­ва­ние и укреп­ле­ние в себе воли нового чело­века.

***

И в послу­ша­нии нужна рас­су­ди­тель­ность, в конце концов, были послуш­ными и те, кото­рые, как их научили, кри­чали: «Распни, распни Его!» (Мк.15:9–13), послушна матери была и дочь Иро­ди­ады (Мк.6:21–28).

***

Цель старца совсем не в том, чтобы осво­бо­дить уче­ника от ответ­ствен­но­сти, но в том, чтобы научить послуш­ника под­лин­ной хри­сти­ан­ской жизни и под­лин­ной хри­сти­ан­ской сво­боде, для чего необ­хо­димо через подвиг послу­ша­ния пре­одо­леть в себе страсть любо­на­ча­лия и вла­сто­лю­бия.
архи­манд­рит Софро­ний (Саха­ров)

***

Послу­ша­ние, отсе­че­ние своей воли в опре­де­лён­ной сте­пени есть и в браке, как для жен­щины, так и для муж­чины.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки