Послушание

(16 голосов: 4.38 из 5)

 

Послуша́ние – 1) христианская добродетель, заключающаяся в согласовании своей воли с волей Божьей; 2) предмет обета, даваемого человеком перед лицом Божьим при вступлении в монашество; 3) исполнение насельником монастыря того или иного рода служения, осуществляемого по требованию (с благословения) монастырского руководства; 4) форма отношения верующего к своему духовному наставнику (руководителю, отцу), основанная на доверии, выражающаяся в готовности следовать его рекомендациям, наставлениям, поручениям.

Образец послушания – Господь Иисус Христос, Который всю Свою земную жизнь творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца и смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8).

Послушание – основание христианского подвижничества, которое состоит в непрестанном сотрудничестве Бога и человека, позволяющем Богу духовно преобразить человека и пребывать в нем. Виды послушания многоразличны, поскольку все они зависят от Божественного Промысла о человеке. Послушанием может быть и терпение попущенных Богом скорбей, и прохождение особого рода подвига, и исполнение совета духовно опытного наставника или стяжавшего дар прозорливости рассуждения старца. Все виды послушания объединены взысканием и исполнением Божественной воли.

Чем богоугодное послушание в миру отличается от послушания вообще?

Богоугодное послушание подразумевает такие взаимоотношения между духовным руководителем и «послушником» (духовным чадом, последователем, учеником), которые способствуют духовно-нравственному совершенствованию последнего, направлены на его единение с Богом.

К сожалению, не всякое послушание, принимаемое за богоугодное, отвечает названному требованию. Это связано с тем, что далеко не всякий духовный наставник обладает такой степенью мудрости и добродетели, чтобы требовать от «послушника» всестороннего, глубокого послушания (см.: Духовни́к). А между тем, в церковной практике такие случаи встречаются.

Достаточно распространенной ошибкой в этой связи является та, согласно которой послушание духовнику воспринимается как априори спасительное, вне зависимости от духовной зрелости самого духовника, лишь бы он обладал саном священника или почитался народом за старца (см. подробнее: Что такое лжестарчество?). «Доказательства» правильности этого мнения находят в древней подвижнической практике отсечения собственной воли; дескать именно отсечение собственной воли способствовало становлению древних подвижников как святых.

Что можно на это сказать? Конечно, в раннем монашестве встречалось немало образчиков святости. Но разве святость их жизни обусловливалась послушанием как таковым?

Истории Церкви известно немало примеров, когда отсечение иноками собственной воли и следование их за своими наставниками приводило их не в Небесное Отечество, а в общины раскольников и еретиков. Дело в том, что спасение человека связано не с отсечением воли как таковой, а с отсечением воли греховной.

Мудрый, благочестивый, облагодатствованный наставник способен руководить своим духовным чадом так, чтобы вести его к Богу. Послушание такому духовнику благотворно отображается на послушнике. Безоговорочное же послушание воле неопытного духовника может привести к обратному результату: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). 

Собственно говоря, правила церковной дисциплины не требуют от мирянина обязательного, безусловного повиновения духовнику, не запрещают трезвого и рассудительного отношения к его рекомендациям и требованиям (разумеется, речь не идёт о том, что мирянин должен рассматривать деятельность своего руководителя под микроскопом). 

Если действия духовника вызывают у мирянина серьёзные сомнения, он вправе обратиться с соответствующим вопросом как к самому духовнику, так и к иным представителям духовенства; и если выяснится, что действия духовника противоречат Евангельскому учению, послушник должен следовать Евангелию, ибо в первую очередь он обязан внимать не человеку, но Богу.

Что значит послушание, как отказ от своей воли?

Обычно под безусловным послушанием подразумевается монашеская практика духовного окормления (руководства) иноков духоносным старцем. Под волей в данном случае подразумевается не желательная способность души, а воля ветхого человека. Причём не просто пассивный отказ от греховной воли, а одновременное взращивание и укрепление в себе воли нового человека.

***

И в послушании нужна рассудительность, в конце концов, были послушными и те, которые, как их научили, кричали: «Распни, распни Его!».

***

Цель старца совсем не в том, чтобы освободить ученика от ответственности, но в том, чтобы научить послушника подлинной христианской жизни и подлинной христианской свободе, для чего необходимо через подвиг послушания преодолеть в себе страсть любоначалия и властолюбия. 
архимандрит Софроний (Сахаров)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru