Присяга священника (ставленическая грамота, присяжный лист)

иеро­ди­а­кон Кон­стан­тин (Ост­ров­ский)

Оглав­ле­ние


Ука­за­ния для став­лен­ни­ков во иерея и диа­кона

Прак­тика Мос­ков­ской епар­хии (из ее жур­нала, 2002 год).

Хри­сти­а­нин, жела­ю­щий послу­жить Богу и Церкви в свя­щен­ном сане, подает на имя пра­вя­щего архи­ерея соот­вет­ству­ю­щее про­ше­ние.

К про­ше­нию на руко­по­ло­же­ние кан­ди­дат при­ла­гает сле­ду­ю­щие доку­менты: реко­мен­да­ции духов­ника и бла­го­чин­ного, авто­био­гра­фию, две фото­гра­фии 6х9, справку о кре­ще­нии, справку о вен­ча­нии (если он женат), справки об обра­зо­ва­нии и с места житель­ства, меди­цин­скую справку по форме №286, справку из пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ского дис­пан­сера, справку из кожно-вене­ро­ло­ги­че­ского дис­пан­сера, справку из тубер­ку­лез­ного дис­пан­сера, копию пас­порта (все листы), копию пас­порта супруги (если он женат, все листы), копию сви­де­тель­ства о браке (монаху – удо­сто­ве­ре­ние о постриге), запол­нен­ную анкету (текст дан в при­ло­же­нии №1).

На оче­ред­ном засе­да­нии Епар­хи­аль­ного Совета рас­смат­ри­ва­ется про­ше­ние кан­ди­дата на руко­по­ло­же­ние в свя­щен­ный сан в его при­сут­ствии. С кан­ди­да­том про­во­дится собе­се­до­ва­ние, на кото­ром выяс­ня­ется сте­пень его готов­но­сти к при­ня­тию свя­щен­ного сана.

Если реше­ние Епар­хи­аль­ного Совета поло­жи­тель­ное, то по обычаю цер­ков­ному став­лен­ник направ­ля­ется к епар­хи­аль­ному духов­нику на испо­ведь.

После доклада епар­хи­аль­ного духов­ника архи­ерей при­ни­мает окон­ча­тель­ное реше­ние о руко­по­ло­же­нии кан­ди­дата. Став­лен­нику учи­ня­ется пись­мен­ный допрос (текст нахо­дится в при­ло­же­ниях №2 и №3), кото­рый под­пи­сы­вают став­лен­ник и Архи­ерей (или свя­щен­ник, про­во­див­ший допрос по бла­го­сло­ве­нию Архи­ерея). Став­лен­ник в при­сут­ствии Архи­ерея (или, по бла­го­сло­ве­нию Архи­ерея, – свя­щен­ника) при­но­сит став­лен­ни­че­скую при­сягу (текст став­лен­ни­че­ской при­сяги дан в при­ло­же­нии №4).

После при­не­се­ния при­сяги став­лен­ник целует Святой Крест и Святое Еван­ге­лие и под­пи­сы­ва­ется под тек­стом при­сяги. При­сягу заве­ряет своей под­пи­сью Архи­ерей (или свя­щен­ник, кото­рый по бла­го­сло­ве­нию Архи­ерея при­ни­мал при­сягу).

На этом пред­ва­ри­тель­ные дей­ствия, не свя­зан­ные непо­сред­ственно с хиро­то­нией, закан­чи­ва­ются.

Хиро­то­ния есть один из самых важных момен­тов в жизни веру­ю­щего чело­века, и тре­бует от него сугу­бого молит­вен­ного вни­ма­ния. Редко кто из руко­по­ла­га­е­мых хорошо знает чин архи­ерей­ского бого­слу­же­ния, поэтому жела­тельно, чтобы став­лен­ник осно­ва­тельно озна­ко­мился с чином хиро­то­нии, дабы, не сму­ща­ясь и не отвле­ка­ясь, испол­нять те или иные дей­ствия во время службы.

Хиро­то­ния во свя­щен­ника может совер­шаться только во время Боже­ствен­ной литур­гии свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста или свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого. Хиро­то­ния во свя­щен­ника не может совер­шаться во время литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, так как на этой службе не бывает Евха­ри­сти­че­ского Канона, в кото­ром должен участ­во­вать ново­по­став­лен­ный иерей.

Хиро­то­ния во диа­коны может совер­шаться как на литур­гиях свя­ти­те­лей Иоанна Зла­то­уста и Васи­лия Вели­кого, так и на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.

Став­лен­ник во свя­щен­ники должен иметь диа­кон­скую хиро­то­нию.

Став­лен­ник во диа­коны должен иметь пред­ва­ри­тель­ное постав­ле­ние в чин чтеца и ипо­ди­а­кона.

Цвет обла­че­ния став­лен­ника на хиро­то­нии, по тра­ди­ции, всегда белый.

Чин хиро­те­сии во чтеца и ипо­ди­а­кона может совер­шаться:

  1. Перед нача­лом Боже­ствен­ной литур­гии, после чтения часов или после обла­че­ния Архи­ерея, на сере­дине храма.
  2. На Боже­ствен­ной литур­гии во время мирной екте­нии, на сере­дине храма.
  3. При совер­ше­нии Боже­ствен­ной литур­гии несколь­кими архи­ере­ями одним из млад­ших архи­ереев во время обла­че­ния пер­вого архи­ерея, в алтаре.
  4. Во время Все­нощ­ного бдения, в алтаре.
  5. Во вне­бо­го­слу­жеб­ное время. В этом случае место совер­ше­ния чина опре­де­ля­ется Архи­ереем.

В любом случае струк­тура чина оди­на­кова.

Став­лен­ник и два ипо­ди­а­кона исхо­дят из алтаря через север­ные и южные двери (став­лен­ник через север­ные) и ста­но­вятся на солее в ряд лицом к Цар­ским вратам. Став­лен­ник стоит посе­ре­дине между двумя ипо­ди­а­ко­нами. Все они делают одно­вре­менно три пояс­ных поклона, пово­ра­чи­ва­ются и кла­ня­ются Архи­ерею пояс­ным покло­ном. Далее став­лен­ник и ипо­ди­а­коны под­хо­дят к краю амвона и оттуда второй раз кла­ня­ются Архи­ерею, также пояс­ным покло­ном. Далее став­лен­ник и ипо­ди­а­коны идут к кафедре, и став­лен­ник (один) делает Архи­ерею земной поклон. Затем став­лен­ник при­к­ло­няет главу. Архи­ерей трижды бла­го­слов­ляет главу став­лен­ника, воз­ла­гает на нее руку и читает поло­жен­ные по чину молитву и тро­пари.

Если чин хиро­те­сии совер­ша­ется в алтаре, то ипо­ди­а­коны и став­лен­ник ста­но­вятся на Горнем месте, став­лен­ник между ипо­ди­а­ко­нами. Все они три раза кре­стятся, кла­ня­ются пояс­ным покло­ном Архи­ерею, под­хо­дят к нему, и став­лен­ник (один) делает земной поклон Архи­ерею. Затем все совер­ша­ется по опи­сан­ному выше чину.

После про­чте­ния тро­паря на “И ныне…” ипо­ди­а­кон подает Архи­ерею нож­ницы. Архи­ерей постри­гает главу став­лен­ника кре­сто­об­разно во имя Отца и Сына, и Свя­таго Духа. Про­то­ди­а­кон на каждое постри­же­ние гово­рит “Аминь”. Ипо­ди­а­кон подает Архи­ерею малую фелонь. Архи­ерей бла­го­слов­ляет фелонь, став­лен­ник кре­стится, целует крест на фелони и руку Архи­ерея. Ипо­ди­а­коны обла­чают став­лен­ника в фелонь. Архи­ерей снова трижды бла­го­слов­ляет главу руко­по­ла­га­е­мого.

Далее Свя­ти­тель читает поло­жен­ную по чину молитву. После про­чте­ния молитвы Архи­ерей при­ни­мает у ипо­ди­а­кона книгу Апо­стол, откры­вает ее и вру­чает став­лен­нику. Став­лен­ник при­ни­мает книгу, пово­ра­чи­ва­ется лицом к алтарю и читает Апо­стол по сле­ду­ю­щей схеме:

Вна­чале став­лен­ник смот­рит на верх стра­ницы и читает загла­вие (как на Литур­гии): “Собор­ного посла­ния… чтение” или “К Гала­том посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение” и т.д. Затем став­лен­ник читает зачало, начи­ная с вступ­ле­ния, ука­зан­ного внизу стра­ницы. Архи­ерей оста­нав­ли­вает чтение став­лен­ника своим жестом. Став­лен­ник кре­стится, при­кла­ды­ва­ется к пись­ме­нам Апо­стола, к руке Архи­ерея, закры­вает книгу и отдает ее ипо­ди­а­кону.

Ипо­ди­а­коны сни­мают со став­лен­ника фелонь. Архи­ерей трижды бла­го­слов­ляет главу руко­по­ла­га­е­мого и бла­го­слов­ляет сти­харь. Став­лен­ник кре­стится, целует крест на сти­харе и руку Архи­ерея. Ипо­ди­а­коны обла­чают став­лен­ника в сти­харь. Став­лен­ник при­к­ло­няет главу, и Архи­ерей, воз­ло­жив руку на главу став­лен­ника, читает молитву и тай­но­со­вер­ши­тель­ную фор­мулу чина. На этом чин хиро­те­сии во чтеца закон­чен, но так как став­лен­ник должен быть еще посвя­щен и в чин ипо­ди­а­кона, то этот чин совер­ша­ется сразу после хиро­те­сии во чтеца.

Ипо­ди­а­коны подают Архи­ерею орарь. Архи­ерей бла­го­слов­ляет орарь. Став­лен­ник кре­стится, целует крест на ораре и руку Архи­ерея. Ипо­ди­а­коны опо­я­сы­вают став­лен­ника орарем.

Про­то­ди­а­кон сни­мает с Архи­ерея митру и воз­гла­шает: “Гос­поду помо­лимся”. Хор поет: “Гос­поди, поми­луй”.

Став­лен­ник при­к­ло­няет главу, и Архи­ерей, трижды бла­го­сло­вив главу став­лен­ника, воз­ла­гает на нее руку и читает поло­жен­ную молитву.

Если чин постав­ле­ния в ипо­ди­а­кона совер­ша­ется перед нача­лом Литур­гии или во время мирной екте­нии и анти­фо­нов, то совер­ша­ется чин умо­ве­ния рук Архи­ерея. Ипо­ди­а­кон изно­сит омо­ве­ние, и после окон­ча­ния молитвы ипо­ди­а­коны воз­ла­гают на плечи став­лен­ника поло­тенце, и дают ему в руки лохань, в кото­рой стоит кувшин с водой. Став­лен­ник держит лохань четырьмя паль­цами (кроме боль­шого), а боль­шими паль­цами при­жи­мает края поло­тенца к ручкам лохани. Про­то­ди­а­кон читает: “Умыю в непо­вин­ных…”, а Архи­ерей омы­вает руки. Ипо­ди­а­коны подают Архи­ерею поло­тенце, тот выти­рает руки, и ипо­ди­а­коны воз­ла­гают поло­тенце на плечи став­лен­ника. Архи­ерей бла­го­слов­ляет двумя руками. Про­то­ди­а­кон и 2‑й ипо­ди­а­кон целуют руки Архи­ерея. Архи­ерей второй раз бла­го­слов­ляет двумя руками. 1‑й ипо­ди­а­кон и став­лен­ник целуют руки Архи­ерея. Став­лен­ник и два ипо­ди­а­кона пово­ра­чи­ва­ются и идут на солею. На солее ипо­ди­а­коны еди­но­жды кре­стятся, вместе со став­лен­ни­ком пово­ра­чи­ва­ются и кла­ня­ются Архи­ерею. Ипо­ди­а­коны и став­лен­ник уходят в алтарь (став­лен­ник север­ными дверьми).

Если хиро­те­сия совер­ша­ется во время Все­нощ­ного бдения или во вне­бо­го­слу­жеб­ное время, то омо­ве­ние рук Архи­ерея не совер­ша­ется.

Став­лен­ник во диа­коны, по тра­ди­ции, нака­нуне своей хиро­то­нии читает на утрени шесто­псал­мие.

В самый день хиро­то­нии став­лен­ник, полу­чив инфор­ма­цию из Епар­хи­аль­ного управ­ле­ния, в поло­жен­ное время при­хо­дит в ука­зан­ный ему храм. При себе он должен иметь рясу, под­ряс­ник и пояс.

Ипо­ди­а­коны и став­лен­ник должны еще до начала службы про­кон­тро­ли­ро­вать нали­чие став­лен­ни­че­ского обла­че­ния.

Если пред­по­ла­га­ется иерей­ская хиро­то­ния, то до выхода на встречу 1‑й свя­щен­ник берет второй дискос (если же в храме нет вто­рого дис­коса, то таре­лочку с жерт­вен­ника), воз­ла­гает на него иерей­ский крест постав­ля­е­мого и поме­щает дискос с кре­стом на святой пре­стол справа от даро­хра­ни­тель­ницы.

На встречу Архи­ерея став­лен­ники исхо­дят вместе с диа­ко­нами.

Став­лен­ники ста­но­вятся в один ряд с диа­ко­нами, лицом ко входу в храм, справа от послед­него в ряду диа­кона. Рядом с послед­ним диа­ко­ном стоит став­лен­ник в иереи, рядом с ним став­лен­ник в диа­коны.

Когда Архи­ерей войдет в храм и начнет давать крест духо­вен­ству для цело­ва­ния, то после послед­него свя­щен­ника к Архи­ерею под­хо­дят по стар­шин­ству став­лен­ники. Каждый став­лен­ник кла­ня­ется Архи­ерею земным покло­ном, кре­стится, целует крест и руку Архи­ерея и сразу, не спеша, уходит в алтарь север­ными дверьми.

С этого момента и до вели­кого входа для став­лен­ника в иереи нет особых ука­за­ний, он при­ни­мает уча­стие в Литур­гии наравне с про­чими диа­ко­нами. Обычно, по тра­ди­ции, став­лен­ник во иереи воз­гла­шает екте­нию об огла­шен­ных. Также он носит боль­шой архи­ерей­ский омофор во время чтения Апо­стола.

Во время пения “Иже херу­вимы”, когда Архи­ерей отхо­дит к жерт­вен­нику, туда же под­хо­дит став­лен­ник во иереи. Архи­ерей воз­ла­гает на главу став­лен­ника воздух. Став­лен­ник двумя руками при­дер­жи­вает воздух за перед­ние углы и отхо­дит к север­ной двери. На вели­кий вход став­лен­ник идет первым. Он выхо­дит из алтаря, идет по солее до амвона, спус­ка­ется с него и пово­ра­чи­ва­ется лицом к алтарю.

После устав­ных поми­но­ве­ний про­то­ди­а­кон сни­мает с головы став­лен­ника воздух. Став­лен­ник оста­ется стоять на своем месте.

После окон­ча­ния пения “Яко да Царя…” начи­на­ется чин свя­щен­ни­че­ской хиро­то­нии.

Из алтаря через боко­вые двери исхо­дят про­то­ди­а­кон и 1‑й диакон. Они ста­но­вятся рядом со став­лен­ни­ком, по бокам от него, лицом к алтарю.

Про­то­ди­а­кон воз­гла­шает: “Повели”, и диа­коны со став­лен­ни­ком кла­ня­ются пояс­ным покло­ном Архи­ерею.

Затем диа­коны и став­лен­ник под­ни­ма­ются на амвон, пово­ра­чи­ва­ются лицом к народу, 1‑й диакон воз­гла­шает: “Пове­лите”, и диа­коны со став­лен­ни­ком кла­ня­ются пояс­ным покло­ном народу.

Затем диа­коны и став­лен­ник пово­ра­чи­ва­ются лицом к алтарю. 1‑й свя­щен­ник в Цар­ских вратах встре­чает став­лен­ника и воз­гла­шает: “Повели, (Высоко) Прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко”. Став­лен­ник захо­дит в алтарь и сразу совер­шает земной поклон Архи­ерею (без крест­ного зна­ме­ния). Диа­коны в это время уходят в алтарь боко­выми две­рями. Став­лен­ник встает с колен и, ведо­мый свя­щен­ни­ком, обхо­дит вокруг пре­стола. У каж­дого угла пре­стола став­лен­ник кре­стится и при­кла­ды­ва­ется к пре­столу. Духо­вен­ство, а затем хор поет тро­парь: “Святии муче­ницы…”. Став­лен­ник ста­но­вится перед Архи­ереем, делает перед ним земной поклон (без крест­ного зна­ме­ния) и, стоя на коле­нях, целует правое колено и руку Архи­ерея. Затем став­лен­ник под­ни­ма­ется с колен. Духо­вен­ство, а затем хор поют тро­парь: “Слава Тебе, Христе Боже…”. Став­лен­ник, ведо­мый свя­щен­ни­ком, второй раз обхо­дит пре­стол, при­кла­ды­ва­ясь к его четы­рем углам. Далее став­лен­ник ста­но­вится перед Архи­ереем, делает перед ним земной поклон и, стоя на коле­нях, целует край омо­фора и руку Архи­ерея. Затем став­лен­ник под­ни­ма­ется с колен. Духо­вен­ство, а затем хор поют ирмос: “Исаие ликуй…”. Став­лен­ник, ведо­мый свя­щен­ни­ком, в третий раз обхо­дит пре­стол, при­кла­ды­ва­ясь к его четы­рем углам. Далее став­лен­ник вместе со свя­щен­ни­ком ста­но­вятся перед пре­сто­лом. Став­лен­ник и свя­щен­ник два раза кре­стятся и кла­ня­ются пояс­ным покло­ном. Затем свя­щен­ник и став­лен­ник третий раз кре­стятся, и став­лен­ник делает перед пре­сто­лом земной поклон. Свя­щен­ник отво­дит став­лен­ника к пра­вому перед­нему углу пре­стола. Став­лен­ник в иерея ста­но­вится на оба колена, руки воз­ла­гает кре­сто­видно на край пре­стола и при­к­ло­няет на руки главу. Архи­ерей под­ни­ма­ется с седа­лища, под­хо­дит к став­лен­нику, отла­гает митру, ставит ее на пре­стол, воз­ла­гает на главу став­лен­ника омофор, бла­го­слов­ляет его по главе трижды и воз­ла­гает на главу став­лен­ника руки. 1‑й свя­щен­ник воз­гла­шает: “Вонмем”, и Архи­ерей читает: “Боже­ствен­ная Бла­го­дать…”. Духо­вен­ство тихо и неспеша поет: “Гос­поди, поми­луй” трижды. После них хор поет: “Кирие элей­сон” трижды. Архи­ерей тайно читает поло­жен­ные молитвы. 1‑й свя­щен­ник тихо читает екте­нию (текст ее дан ниже), а 2‑й свя­щен­ник тихо отве­чает на про­ше­ния екте­нии: “Гос­поди, поми­луй”. Архи­ерей закан­чи­вает чтение молитв, сни­мает с головы став­лен­ника омофор. Архи­ерей при­ка­са­ется к руке став­лен­ника, и став­лен­ник под­ни­ма­ется с колен. Ипо­ди­а­коны под­во­дят став­лен­ника к Архи­ерею. Архи­ерей сни­мает с плеча став­лен­ника орарь. Ипо­ди­а­кон подает Архи­ерею свя­щен­ни­че­ские одежды (епи­тра­хиль, пояс и фелонь), кото­рые Архи­ерей после­до­ва­тельно пока­зы­вает народу и воз­гла­шает: “Аксиос” (“достоин”). Став­лен­ник кре­стится, целует крест на обла­че­нии и руку Архи­ерея. Архи­ерей воз­ла­гает обла­че­ние на став­лен­ника. После того, как Архи­ерей обла­чил став­лен­ника в фелонь, 1‑й свя­щен­ник берет с пре­стола дискос с иерей­ским кре­стом и подает его Архи­ерею. Архи­ерей, воз­гла­сив “Аксиос”, воз­ла­гает крест на став­лен­ника. Послед­ним, также с воз­гла­ше­нием “Аксиос”, вру­ча­ется слу­жеб­ник. После этого архи­ерей хри­сто­су­ется со став­лен­ни­ком, говоря: “Хри­стос посреде нас”, а став­лен­ник целует правое и левое плечи Архи­ерея и его руку со сло­вами: “и есть и будет”. Став­лен­ник отхо­дит вправо и ста­но­вится справа от пер­вого свя­щен­ника.

Есть тра­ди­ция, когда став­лен­ника встре­чают в Цар­ских вратах, а также водят вокруг пре­стола первая пара свя­щен­ни­ков (на диа­кон­ской хиро­то­нии — диа­ко­нов).

Далее ново­по­став­лен­ный иерей при­ни­мает уча­стие в службе наравне с про­чими иере­ями. Он также после воз­гласа “Воз­лю­бим друг друга” при­кла­ды­ва­ется к свя­щен­ным сосу­дам и хри­сто­су­ется со всем духо­вен­ством.

На евха­ри­сти­че­ском каноне со вни­ма­нием молится по слу­жеб­нику на своей первой иерей­ской литур­гии.

После слов “пре­ло­жив Духом Твоим Святым” и зем­ного поклона 1‑й свя­щен­ник постав­ляет перед Свя­тыми Дарами дискос (тот, на кото­ром лежал став­лен­ни­че­ский иерей­ский крест) и пола­гает копие и анти­минс­ную губу. Архи­ерей отде­ляет копием частицу Свя­того Агнца “ХС” и пола­гает ее на второй дискос. 1‑й свя­щен­ник под­во­дит став­лен­ника к Архи­ерею, и Архи­ерей про­из­но­сит: “Прими залог сей и сохрани его цел и невре­дим до послед­него твоего изды­ха­ния, о немже имаши истя­зан быти во второе и страш­ное при­ше­ствие Вели­кого Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа” и вру­чает дискос со Святым Телом ново­по­став­лен­ному. Став­лен­ник при­ни­мает дискос и целует руку Архи­ерея. 1‑й иерей отво­дит став­лен­ника к правой сто­роне пре­стола. Став­лен­ник стоит у пре­стола, пре­кло­нив главу, держит дискос над пре­сто­лом и читает 50‑й псалом. Во время пения: “Отче наш…” Архи­ерей при­ни­мает из рук став­лен­ника дискос, а став­лен­ник целует руку Архи­ерея и отхо­дит на свое место.

Став­лен­ник при­ча­ща­ется вторым, после 1‑го свя­щен­ника.

По чину цер­ков­ному ново­по­став­лен­ный иерей про­из­но­сит заам­вон­ную молитву. Во время екте­нии: “Прости при­имше…” он стоит у пре­стола, имея с собой слу­жеб­ник, зало­жен­ный на стра­нице с заам­вон­ной молит­вой. Архи­ерей делает воз­глас после екте­нии, осеняя Еван­ге­лием пре­стол, а затем кре­стится и целует пре­стол. Став­лен­ник также вместе с Архи­ереем кре­стится и целует пре­стол. Архи­ерей воз­гла­шает: “с миром изыдем” и бла­го­слов­ляет рукой став­лен­ника. Став­лен­ник кла­ня­ется Архи­ерею, исхо­дит из алтаря через Цар­ские врата, спус­ка­ется с амвона, пово­ра­чи­ва­ется лицом к алтарю и читает заам­вон­ную молитву. Затем став­лен­ник захо­дит в алтарь через Цар­ские врата, кре­стится, кла­ня­ется Архи­ерею и встает на послед­нее место в ряду иереев.

После окон­ча­ния Литур­гии ново­по­став­лен­ный иерей дает крест для цело­ва­ния народу.

Хиро­то­ния в диа­коны совер­ша­ется после Евха­ри­сти­че­ского канона. До этого момента став­лен­ник во диа­коны участ­вует в сле­ду­ю­щих момен­тах службы:

Омо­ве­ние рук Архи­ерея на 1‑м анти­фоне. В конце мирной екте­нии ипо­ди­а­кон воз­ла­гает на плечи став­лен­ника поло­тенце, а в руки дает ему лохань, в кото­рой стоит кувшин с водой. Ипо­ди­а­коны и став­лен­ник исхо­дят на солею, (став­лен­ник выхо­дит из север­ных дверей) и ста­но­вятся лицом к алтарю. На воз­гласе мирной екте­нии ипо­ди­а­коны кре­стятся, вместе со став­лен­ни­ком кла­ня­ются Архи­ерею и идут к кафедре. Про­то­ди­а­кон читает: “Умыю в непо­вин­ных…”, а Архи­ерей омы­вает руки. Ипо­ди­а­коны подают Архи­ерею поло­тенце, а тот выти­рает руки. Ипо­ди­а­коны воз­ла­гают поло­тенце на плечи став­лен­ника. Архи­ерей бла­го­слов­ляет двумя руками. Про­то­ди­а­кон и 2‑й ипо­ди­а­кон целуют руки Архи­ерея. Архи­ерей второй раз бла­го­слов­ляет двумя руками. 1‑й ипо­ди­а­кон и став­лен­ник целуют руки Архи­ерея. Став­лен­ник и два ипо­ди­а­кона пово­ра­чи­ва­ются и идут на солею. На солее ипо­ди­а­коны кре­стятся, вместе со став­лен­ни­ком пово­ра­чи­ва­ются и кла­ня­ются Архи­ерею. Ипо­ди­а­коны и став­лен­ник уходят в алтарь (став­лен­ник север­ными две­рями).

На екте­нии об огла­шен­ных ипо­ди­а­коны выво­дят став­лен­ника с омо­ве­нием к Цар­ским вратам. После того, как Архи­ерей омоет руки, они воз­вра­ща­ются назад в алтарь. Особых ука­за­ний для став­лен­ника нет.

Есть тра­ди­ция, по кото­рой став­лен­ник в диа­коны стоит на Литур­гии с омо­ве­нием на солее, справа, у второй иконы в ряду ико­но­стаса. После омо­ве­ния рук Архи­ерея на Херу­вим­ской песни став­лен­ник уходит с омо­ве­нием в алтарь.

Если на Литур­гии Архи­ерей совер­шает две хиро­то­нии, то став­лен­ник в диа­коны должен наблю­дать за иерей­ской хиро­то­нией, ибо диа­кон­ская хиро­то­ния совер­ша­ется по тому же порядку.

После слов диа­кона: “…при­но­ся­щих Святыя Дары Сия Гос­по­деви Богу Нашему” два ипо­ди­а­кона и став­лен­ник (посе­ре­дине) ста­но­вятся на горнем месте, лицом к востоку. Все они три раза кре­стятся и кла­ня­ются пояс­ными покло­нами, затем кла­ня­ются Архи­ерею, исхо­дят боко­выми дверьми (став­лен­ник север­ными) на солею, спус­ка­ются с нее и ста­но­вятся перед амво­ном, лицом к алтарю.

После воз­гласа Архи­ерея: “И да будут мило­сти…” начи­на­ется чин хиро­то­нии во диа­кона. По своей струк­туре оно ана­ло­гично хиро­то­нии во иерея. Отли­чия лишь в том, что став­лен­ника в диа­коны вокруг пре­стола водит про­то­ди­а­кон, он же воз­гла­шает: “Вонмем”, и он же вместе с 1‑м диа­ко­ном читает екте­нию во время чтения молитв Архи­ереем. Став­лен­ник в диа­коны ста­но­вится на правое колено у пре­стола (в отли­чие от став­лен­ника в иереи, кото­рый встает на оба колена). Архи­ерей с воз­гла­ше­нием: “Аксиос” воз­ла­гает на став­лен­ника во диа­коны орарь и поручи, а в руки ему вру­чает рипиду. После окон­ча­ния руко­по­ло­же­ния про­то­ди­а­кон отво­дит ново­по­став­лен­ного к север­ной сто­роне пре­стола, и там став­лен­ник веет рипи­дой кре­сто­об­разно над Свя­тыми Дарами. Во время пения: “Отче наш…” Архи­ерей под­хо­дит к став­лен­нику и при­ни­мает у него рипиду. Став­лен­ник берет в правую руку орарь, (лента про­хо­дит над ука­за­тель­ным и сред­ним паль­цами и под безы­мян­ным паль­цем и мизин­цем), кре­стится, целует рипиду и руку Архи­ерея, кре­стится, целует пре­стол, кре­стится и кла­ня­ется Архи­ерею, кото­рый его бла­го­слов­ляет. Затем став­лен­ник отхо­дит вглубь алтаря и пере­вя­зы­ва­ется орарем по ипо­ди­а­кон­ской схеме.

При­ча­ща­ется став­лен­ник вторым после про­то­ди­а­кона.

Ново­по­став­лен­ный диакон, как и прочие диа­коны, не запи­вает после при­ча­стия, так как после окон­ча­ния Литур­гии он участ­вует в потреб­ле­нии Святых Даров.

По цер­ков­ному чину став­лен­ник про­из­но­сит екте­нию: “Прости при­имше…”. Обычно став­лен­ника при выходе на эту екте­нию сопро­вож­дает про­то­ди­а­кон.

Екте­ния на хиро­то­нии

– Миром Гос­поду помо­лимся.

– О свыш­нем мире…

– О мире всего мира…

– О архи­ерее нашем, (Высоко) Прео­свя­щен­ней­шем (поми­на­ется Архи­ерей, совер­ша­ю­щий хиро­то­нию), свя­щен­стве, защи­ще­нии, пре­бы­ва­нии, мире, здра­вии, спа­се­нии его и деле рук его Гос­поду помо­лимся.

– О рабе Божием (имя рек), ныне про­ро­че­ству­е­мом пре­сви­тере (диа­коне), и спа­се­нии его Гос­поду помо­лимся.

– Яко да Чело­ве­ко­лю­бец Бог нескверно и непо­рочно ему свя­щен­ство (диа­кон­ство) дарует, Гос­поду помо­лимся.

– О Вели­ком Гос­по­дине…

– О Бого­хра­ни­мей стране…

– О Граде сем…

– О изба­ви­тися…

– Заступи…

– Пре­свя­тую…

Воз­гласа на екте­нии нет.

При­ло­же­ния

1. Анкета для руко­по­ла­га­е­мого в свя­щен­ный сан

  1. Фами­лия, имя, отче­ство (если изме­ня­лись – ука­зать).
  2. Дата и место рож­де­ния.
  3. Дата и место кре­ще­ния, в честь какого свя­того назван (день памяти).
  4. Наци­о­наль­ность, граж­дан­ство.
  5. Свет­ское обра­зо­ва­ние – когда и что окон­чил: школу, инсти­тут, уни­вер­си­тет, аспи­ран­туру. Ученая сте­пень.
  6. Бого­слов­ское обра­зо­ва­ние – когда и что окон­чил: духов­ное учи­лище, духов­ную семи­на­рию, духов­ную ака­де­мию, аспи­ран­туру. Ученая сте­пень.
  7. Семей­ное поло­же­ние: женат, холост, раз­ве­ден (ука­зать Ф.И.О. бывшей супруги и при­ло­жить копию сви­де­тель­ства о раз­воде), вдовец (Ука­зать Ф.И.О. усоп­шей супруги и при­ло­жить копию сви­де­тель­ства о смерти), монах.
  8. Первый ли это брак. Не был ли ранее в ином граж­дан­ском браке.
  9. Дата и место вен­ча­ния. Если монах – дата и место пострига, мона­ше­ское имя, в честь какого свя­того (день памяти), кем постри­жен.
  10. Имя, отче­ство и деви­чья фами­лия супруги.
  11. Дата и место ее рож­де­ния.
  12. Дата и место ее кре­ще­ния.
  13. Первый ли это ее брак. Не состо­яла ли она ранее в ином граж­дан­ском браке.
  14. Име­ется ли согла­сие супруги на при­ня­тие сана (под­пись супруги).
  15. Имена и воз­раст детей (ука­зать номер пас­порта или сви­де­тель­ства о рож­де­нии).
  16. Фами­лия, имя, отче­ство роди­те­лей и их про­фес­сия. Если скон­ча­лись – год смерти.
  17. Граж­дан­ская про­фес­сия и род заня­тий в насто­я­щее время. Если есть тру­до­вая книжка – при­ло­жить копию.
  18. Был ли судим, по какому обви­не­нию.
  19. Отно­ше­ние к воин­ской службе: служил ли в Воору­жен­ных Силах, в каком каче­стве. Если не служил, то какова при­чина осво­бож­де­ния (ука­зать номер воен­ного билета, кем и когда выдан).
  20. Имеет ли какой-либо физи­че­ский недо­ста­ток, пре­пят­ству­ю­щий свя­щен­но­слу­же­нию.
  21. Состоял ли в рас­коле или в других кон­фес­сиях или сектах, и в каком каче­стве.
  22. Участ­во­вал ли в поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти. Состоял ли в партии или обще­ствен­ной орга­ни­за­ции.
  23. Домаш­ний адрес (с поч­то­вым индек­сом) и номера теле­фо­нов – домаш­него и слу­жеб­ного.

При запол­не­нии анкеты и при­ла­га­е­мых доку­мен­тов рас­шиф­ровка аббре­ви­а­тур и сокра­ще­ний обя­за­тельна.

2. Допрос став­лен­нику перед руко­по­ло­же­нием во диа­кона

(Фами­лия, имя, отче­ство став­лен­ника), опре­де­лен­ный, согласно его жела­нию, на диа­кон­ское место к храму (ука­зы­ва­ется полное наиме­но­ва­ние храма) Мос­ков­ской епар­хии, при опросе в при­сут­ствии (ука­зы­ва­ется имя свя­щен­но­слу­жи­теля, про­во­дя­щего допрос) пока­зал:

  1. Родился в (ука­зы­ва­ется дата рож­де­ния).
  2. Крещен (ука­зы­ва­ется дата и место кре­ще­ния).
  3. От Пра­во­сла­вия в другие кон­фес­сии, секты и рас­колы не укло­нялся.
  4. Дел на него по суду и след­ствию ника­ких не име­лось.
  5. Увечий и болез­ней, пре­пят­ству­ю­щих свя­щен­но­слу­же­нию, не имеет.
  6. Женат первым браком на девице (ука­зы­ва­ется фами­лия, имя, отче­ство и год рож­де­ния супруги) пра­во­слав­ного веро­ис­по­ве­да­ния. До этого в граж­дан­ском браке ни с кем не состоял.
  7. Сан диа­кона изби­рает для славы Божией и спа­се­ния душ. Про­хо­дить свое слу­же­ние будет по пра­ви­лам Святых и Бого­нос­ных Отец и согласно уста­нов­ле­ниям и тра­ди­циям Святыя Пра­во­слав­ныя Церкви, ничего про­из­вольно не изме­нять и забо­титься о бла­го­ле­пии и чистоте свя­тынь Алтаря Гос­подня.
  8. С усер­дием будет помо­гать свя­щен­нику в совер­ше­нии бого­слу­же­ний, таинств и треб, доволь­ству­ясь уста­нов­лен­ным воз­на­граж­де­нием от при­хода.
  9. В молит­вен­ное и кано­ни­че­ское обще­ние с лицами, не при­над­ле­жа­щими Пра­во­слав­ной Церкви и состо­я­щими в рас­коле, вхо­дить не будет.
  10. Всегда будет слу­жить добрым при­ме­ром как при слу­же­нии у Алтаря Гос­подня, так и вне его.
  11. Одежду будет иметь скром­ную, при­ли­че­ству­ю­щую его званию.
  12. Обя­зу­ется хра­нить вер­ность Свя­тей­шему Пат­ри­арху Мос­ков­скому и всея Руси и цер­ков­ному свя­щен­но­на­ча­лию.
  13. Без воли Архи­пас­тыря само­вольно поки­дать место слу­же­ния или пере­хо­дить на другие места не будет.
  14. Всегда будет при­дер­жи­ваться ука­за­ний епар­хи­аль­ного архи­ерея и без его воли ничего делать не будет.
  15. Ни в каких поли­ти­че­ских пар­тиях, дви­же­ниях и акциях участ­во­вать не будет.
  16. Став­лен­ную Гра­моту всегда будет содер­жать в памяти и неве­де­нием своего долга изви­няться не будет.

Вер­ность выше­из­ло­жен­ного сви­де­тель­ствую, в чем и под­пи­сы­ва­юсь: (сле­дует под­пись став­лен­ника).

Допрос про­во­дил: (сле­дует под­пись свя­щен­но­слу­жи­теля, про­во­див­шего допрос).

3. Допрос став­лен­нику перед руко­по­ло­же­нием во свя­щен­ника

Диакон (фами­лия, имя и отче­ство став­лен­ника), опре­де­лен­ный, согласно его жела­нию, на свя­щен­ни­че­ское место к храму (ука­зы­ва­ется полное наиме­но­ва­ние храма) Мос­ков­ской епар­хии, при опросе в при­сут­ствии (ука­зы­ва­ется имя свя­щен­но­слу­жи­теля, про­во­дя­щего допрос) пока­зал:

  1. Родился в (ука­зы­ва­ется дата рож­де­ния).
  2. Крещен (ука­зы­ва­ется дата и место кре­ще­ния).
  3. В сан диа­кона руко­по­ло­жен (ука­зы­ва­ется дата хиро­то­нии и архи­ерей – совер­ши­тель хиро­то­нии)
  4. Запре­ще­ний в свя­щен­но­слу­же­нии не имеет.
  5. От Пра­во­сла­вия в другие кон­фес­сии, секты и рас­колы не укло­нялся.
  6. Дел на него по суду и след­ствию ника­ких не име­лось.
  7. Увечий и болез­ней, пре­пят­ству­ю­щих свя­щен­но­слу­же­нию, не имеет.
  8. Женат первым браком на девице (ука­зы­ва­ется фами­лия, имя, отче­ство и год рож­де­ния супруги) пра­во­слав­ного веро­ис­по­ве­да­ния. До этого в граж­дан­ском браке ни с кем не состоял.
  9. Сан свя­щен­ника изби­рает для славы Божией и спа­се­ния душ, кото­рые будут ему вве­рены, а не для обо­га­ще­ния и не ради предо­став­лен­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лям прав; про­хо­дить оное будет по пра­ви­лам Святых и Бого­нос­ных Отцев и согласно уста­нов­ле­ниям и тра­ди­циям Святыя Пра­во­слав­ныя Церкви.
  10. В Бого­слу­жеб­ных чино­по­сле­до­ва­ниях и при совер­ше­нии Таинств ничего про­из­вольно не изме­нять и забо­титься о бла­го­ле­пии храма Божия.
  11. С усер­дием будет испол­нять свои пас­тыр­ские обя­зан­но­сти, доволь­ству­ясь уста­нов­лен­ным воз­на­граж­де­нием от при­хода.
  12. В молит­вен­ное и кано­ни­че­ское обще­ние с лицами, не при­над­ле­жа­щими Пра­во­слав­ной Церкви и состо­я­щими в рас­коле, вхо­дить не будет.
  13. Всегда будет слу­жить добрым при­ме­ром как при слу­же­нии у Алтаря Гос­подня, так и вне его.
  14. Одежду будет иметь скром­ную, при­ли­че­ству­ю­щую его званию.
  15. Будет хра­нить вер­ность Свя­тей­шему Пат­ри­арху Мос­ков­скому и всея Руси и цер­ков­ному свя­щен­но­на­ча­лию.
  16. Без воли Архи­пас­тыря само­вольно поки­дать место слу­же­ния или пере­хо­дить на другие места не будет. Всегда будет при­дер­жи­ваться ука­за­ний епар­хи­аль­ного архи­ерея и без его воли ничего делать не будет.
  17. Ни в каких поли­ти­че­ских пар­тиях, дви­же­ниях и акциях участ­во­вать не будет.
  18. Став­лен­ную Гра­моту всегда будет содер­жать в памяти и незна­нием своего долга изви­няться не будет.

Вер­ность выше­из­ло­жен­ного сви­де­тель­ствую, в чем и под­пи­сы­ва­юсь: (сле­дует под­пись став­лен­ника).

Допрос про­во­дил: (сле­дует под­пись свя­щен­но­слу­жи­теля, про­во­див­шего допрос).

4. Став­лен­ни­че­ская при­сяга

“Я, ниже­по­име­но­ван­ный, при­зы­ва­е­мый ныне к слу­же­нию пре­сви­тер­скому (диа­кон­скому) обе­ща­юсь и кля­нусь Все­мо­гу­щим Богом пред Святым Его Кре­стом и Еван­ге­лием в том, что желаю и при помощи Божией все­мерно буду ста­раться про­хо­дить слу­же­ние во всем соглас­ное со словом Божиим, с пра­ви­лами цер­ков­ными и ука­за­ни­ями свя­щен­но­на­ча­лия.

Бого­слу­же­ния и Таин­ства совер­шать со тща­нием и бла­го­го­ве­нием по чино­по­ло­же­нию цер­ков­ному, ничтоже про­из­вольно изме­няя.

Учение веры содер­жать и другим пре­по­да­вать по руко­вод­ству Святыя Пра­во­слав­ныя Церкви и Святых Отец; вве­ря­е­мые попе­че­нию моему души охра­нять от всех ересей и рас­ко­лов, а заблуд­ших вра­зум­лять и обра­щать на путь истины и спа­се­ния.

Про­во­дить жизнь бла­го­че­сти­вую, трез­вен­ную, от сует­ных мир­ских обы­чаев устра­нен­ную, в духе сми­рен­но­муд­рия и кро­то­сти, и своим добрым при­ме­ром руко­вод­ство­вать других ко бла­го­че­стию.

В молит­вен­ное и кано­ни­че­ское обще­ние с лицами, не при­над­ле­жа­щими к Пра­во­слав­ной Церкви, нахо­дя­щи­мися в рас­коле, не вхо­дить.

Ни в каких поли­ти­че­ских пар­тиях, дви­же­ниях и акциях не при­ни­мать уча­стия.

Без воли своего Архи­пас­тыря не поки­дать место слу­же­ния, куда опре­де­лен, и само­вольно никуда не пере­хо­дить.

Во всяком деле слу­же­ния моего иметь в мыслях моих не свою честь, инте­ресы или выгоду, но славу Божию; благо Святой Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата) и спа­се­ние ближ­них, в чем да помо­жет мне Гос­подь Бог бла­го­да­тию Своею, молитв ради Пре­свя­той Вла­ды­чицы нашей Бого­ро­дицы и всех Святых. В заклю­че­ние сего клят­вен­ного обе­ща­ния моего целую Святое Еван­ге­лие и Крест Спа­си­теля моего. Аминь.”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки