Рай и скорбь

игумен Нек­та­рий (Моро­зов)

На днях в храме вновь услы­шал не дающий порой людям покоя вопрос:

– Вот попаду я в рай, и как же я смогу там радо­ваться, если кто-то из близ­ких мне людей не спа­сется?

Об этом, и правда, многие спра­ши­вают, и дальше даже того идут:

– Как же Бог, если Он, и вправду, любовь, сможет допу­стить, чтобы кто-то мучился в то время, когда другие будут радо­ваться?

И выводы, соот­вет­ственно, дела­ются, что либо Бог не благ, либо муче­ния адские не вечны, либо и вовсе их нет… Или даже вообще ничего нет…

Но ничего такого в данном случае чело­век не гово­рил, а спро­сил именно то, что спро­сил.

И грех за такое вопро­ша­ние чело­века осу­дить или посме­яться над ним, потому как бес­по­кой­ство, им выска­зан­ное, так или иначе, но на любви осно­вы­ва­ется и потому пони­ма­ния и ува­же­ния достойно. И ответа достойно – тем более. Потому отве­чаю. Правда, ответы мои тоже всё больше на вопросы похожи.

– Спрошу и я вас, – говорю. – Вы, конечно, не сердитесь на меня, но почему вы решили, что попа­дете по смерти именно в рай?

– Я не знаю… – заду­ма­лась собе­сед­ница, – я на милость Божию наде­юсь. Могу и не попасть, разу­ме­ется.

– Значит, точно не знаете, и это тоже боль­шой вопрос – участь ваша загроб­ная, как и моя, как и любого дру­гого чело­века?

– Да, без­условно.

– И тем не менее в этом плане вы Богу готовы дове­риться – делая при этом, конечно, всё, чего тре­бует ваша хри­сти­ан­ская совесть?

– А что же мне еще оста­ется?..

– А раз так, и во всем осталь­ном тоже доверь­тесь.

Я мог бы, навер­ное, многое еще поста­раться «от себя» ска­зать. Напри­мер, что «греш­ники сами вино­ваты в своих муче­ниях, и потому их не жалко». Или что спа­сен­ные и достиг­шие оби­те­лей рай­ских будут все­цело погло­щены созер­ца­нием Боже­ствен­ной кра­соты, будут уте­шаться любо­вью Божией и забу­дут обо всем прочем. Я подоб­ные объ­яс­не­ния встре­чал – в разных книгах и у разных авто­ров. Но, тем не менее, ничего такого гово­рить не стал. По одной, но очень важной при­чине: я не знаю, как всё будет в той, другой жизни, поскольку сам нахо­жусь еще в этой. И я не хочу ничего наме­ренно или не наме­ренно упро­щать или, наобо­рот, услож­нять, пыта­ясь своим огра­ни­чен­ным умом постиг­нуть и – более того – объ­яс­нить то, что может быть постиг­нуто лишь в веч­но­сти.

Я знаю другое. Знаю, что есть мно­же­ство иных вещей, иных вопро­сов, на кото­рые ответа в этом, доль­нем мире не найти. Почему рож­да­ется ребе­нок в семье, в кото­рой никто ему не рад, и почему супруги, день и ночь моля­щие Бога послать им чадо, оста­ются без­дет­ными? Почему смерть похи­щает того, кто так нужен, так дорог нам, а всеми забы­тый и словно поте­ряв­шийся в этой жизни старик живет, под­би­ра­ясь поти­хоньку к сто­лет­нему рубежу, сверх меры «насы­щен­ный днями» и «злобой их», ожи­да­ю­щий смерти как избав­ле­ния от стра­да­ний? Почему люди зача­стую любят тех, кто пре­не­бре­гает ими, и сами пре­не­бре­гают теми, кто любит их? Почему такой хоро­ший, такой заме­ча­тель­ный чело­век ушел отсюда, так и не обретя веры, ушел, остав­шись чуждым Церкви и Бога? Бес­ко­неч­ный ряд «почему», вопро­сов, не име­ю­щих удо­вле­тво­ри­тель­ного ответа.

Но Бог не остав­ляет нас без того, что нам дей­стви­тельно необ­хо­димо, а раз так, то значит эти ответы нам здесь и сейчас не нужны. Гос­подь всё ведает, ничто не сокрыто от Него, в том числе и тяжкие раз­ду­мья, и сомне­ния, и все наши мыс­лен­ные тупики. Потому-то и гово­рит Он Своим уче­ни­кам и нам гово­рит о том мгно­ве­нии, когда мы встре­тим Его: «В тот день вы не спро­сите Меня ни о чем» (Ин. 16:23). Все вопросы наши поте­ряют свое зна­че­ние, раз­ре­шатся окон­ча­тельно и бес­по­во­ротно в Нем. Мы пере­жи­ваем это иногда в какой-то очень малень­кой, кро­хот­ной мере еще здесь, когда в скорби и стес­не­нии сердца молимся и в молитве испол­ня­емся чув­ства при­сут­ствия Божия. Не меня­ются, быть может, еще внеш­ние обсто­я­тель­ства, не исче­зают труд­но­сти, но скорбь уходит, она словно рас­тво­ря­ется в свете и любви Отца к Его нера­зум­ным, немощ­ным детям…

Так или при­мерно так я и поста­рался отве­тить моей собе­сед­нице. И она этим отве­том удо­вле­тво­ри­лась.

1 июля 2014 г.

Православие.ру

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки