Новоначальный

См. также раздел: КАТЕ­ХИ­ЗА­ЦИЯ

***

Новонача́льный:

  1. То же, что неофит.
  2. Ново­по­сту­пив­ший в мона­стырь.

Следуя 43 пра­вилу VI Все­лен­ского Собора, посту­пить в мона­стырь может любой хри­сти­а­нин для спа­се­ния своей души и уго­жде­ния Богу вне зави­си­мо­сти от своего преж­него мораль­ного образа жизни. Как пра­вило, ново­на­чаль­ными не могут быть несо­вер­шен­но­лет­ние, а также роди­тели, име­ю­щие мало­лет­них детей, тре­бу­ю­щие их опеки, муж при живой жене и жена при живом муже (супруги, скреп­лен­ные цер­ков­ным браком, могут посту­пить в мона­стырь при усло­вии, что на новый образ жизни возь­мут бла­го­сло­ве­ние у архи­ерея и одно­вре­менно посту­пят каждый в свой мона­стырь, разу­ме­ется, в разных оби­те­лях: муж­ской и жен­ской, согласно 18 пра­вилу Васи­лия Вели­кого).

Ново­по­сту­пив­ший в мона­стырь про­хо­дит испы­та­ние в тече­ние опре­де­лен­ного срока и, если ока­жется достой­ным, постри­га­ется в мона­ше­ский чин. В период испы­та­ния ему опре­де­ля­ется опыт­ный настав­ник в духов­ной жизни, обычно име­ну­е­мый стар­цем. Духов­ному настав­нику ново­на­чаль­ный должен откры­вать свое духов­ное состо­я­ние и полу­чать от него настав­ле­ния и духов­ную под­держку. После постри­же­ния он ста­но­вится мона­хом (см. ПОСТРИГ МОНА­ШЕ­СКИЙ, РЯСО­ФОР), пред кото­рым откры­ва­ется воз­мож­ность стать схим­ни­ком. Пове­де­ние ново­на­чаль­ных часто ого­ва­ри­ва­ется уста­вом мона­стыря.

***

«ПОВЕ­ДЕ­НИЕ НОВО­НА­ЧАЛЬ­НЫХ

  1. Ново­на­чаль­ный, прежде всего, должен вни­ма­тельно про­чи­тать и усво­ить мона­стыр­ский Устав, чтобы при первых же шагах своего пре­бы­ва­ния в оби­тели не нару­шить заве­ден­ного в ней порядка и дис­ци­плины.
  2. Ново­на­чаль­ный дает под­писку в том, что он обя­зу­ется свято выпол­нять все, изло­жен­ное в Уставе; в случае же нару­ше­ния упо­мя­ну­того Устава, он под­ле­жит соот­вет­ству­ю­щему взыс­ка­нию со сто­роны адми­ни­стра­ции мона­стыря в целях вра­зум­ле­ния и пока­я­ния, а при упор­ном непо­слу­ша­нии может быть удален из оби­тели.
  3. Ново­на­чаль­ный должен все­мерно стре­миться к духов­ной жизни как первой цели своего звания, остав­ляя свет­ские при­вычки, помня настав­ле­ние свя­того Васи­лия Вели­кого к начи­на­ю­щим инокам: «Походку иметь скром­ную, не гово­рить гро­мо­гласно, соблю­дать в беседе бла­го­чи­ние, упо­треб­лять пищу и питие бла­го­вре­менно, хра­нить мол­ча­ние при стар­ших, быть вни­ма­тель­ным к мудрым, послуш­ным к началь­ству­ю­щим, иметь к равным и мень­шим нели­це­мер­ную любовь, уда­ляться от злых, мало гово­рить, тща­тельно соби­рать позна­ния, не мно­го­сло­вить, не быть скорым на смех, укра­шаться скром­но­стью».
  4. По отно­ше­нию к насто­я­телю и насель­нику мона­стыря ново­на­чаль­ный должен ока­зы­вать сми­рен­ную почти­тель­ность, при встрече с насто­я­те­лем ему сле­дует брать бла­го­сло­ве­ние, а насель­ни­ков при встрече при­вет­ство­вать почти­тель­ным покло­ном.
  5. Вхо­дить в чужую келью сле­дует с молит­вой и только когда будет полу­чен ответ «Аминь».
  6. После вечер­него пра­вила всякие празд­ные раз­го­воры и про­гулки вос­пре­ща­ются.
  7. Подо­бает бес­пре­ко­словно пови­но­ваться намест­нику, началь­ству­ю­щим мона­стыря, помня, что и Сам Хри­стос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы тво­рить волю Мою, но волю послав­шего Меня Отца» (Ин. 6:38). Рас­по­ря­же­ния намест­ника по мона­стырю не при­нято мона­ше­ству­ю­щими обсуж­дать, кри­ти­ко­вать, но с молит­вою и сми­ре­нием выпол­нять. Если какой-то брат не согла­сен с рас­по­ря­же­ни­ями началь­ству­ю­щих, он с кро­то­стию и наедине вполне может выска­зать свое мнение дав­шему это рас­по­ря­же­ние на его даль­ней­шее усмот­ре­ние.
  8. Усерд­ное и при­леж­ное послу­ша­ние для ново­на­чаль­ных – залог их буду­щего духов­ного воз­рас­та­ния и спа­се­ния. Сле­дует избе­гать свое­во­лия, ничего не делать без бла­го­сло­ве­ния выше­сто­я­щих, даже похваль­ного, чтобы не впасть в соблазн, гор­дость и пре­лесть.
  9. Ново­на­чаль­ный должен нахо­диться в посто­ян­ном мире и любви со всеми бра­тьями оби­тели, ста­ра­ясь быть со всеми при­вет­ли­вым и услуж­ли­вым.
  10. Никто не должен без бла­го­сло­ве­ния стар­ших брать себе в келью какую-либо вещь, даже самую необ­хо­ди­мую, помня, что всякое такое при­об­ре­те­ние без бла­го­сло­ве­ния – есть кража.
  11. Мона­ше­ству­ю­щим не должно заво­дить в келье лишних вещей, впа­дать в грех мше­ло­им­ства. Лучшим укра­ше­нием ино­че­ской кельи служат святые иконы и книги Свя­щен­ного Писа­ния, а также тво­ре­ния Святых Отцов. Келья монаха содер­жит край­ний мини­мум всего, без чего нельзя обой­тись в нем. Келья должна быть крас­ной не вещами, а духом веры и молитвы живу­щего в ней инока. Свет­ские и чисто мир­ские вещи и при­над­леж­но­сти не должны иметь места в келье.
  12. Одежда должна быть чистой и про­стой. Цвет мона­ше­ской одежды всегда только черный и ника­кой другой. Для послуш­ни­ков он может быть серый, корич­не­вый или какой-нибудь еще, но не яркий.
  13. Куре­ние, упо­треб­ле­ние спирт­ных напит­ков и сквер­но­сло­вие кате­го­ри­че­ски вос­пре­ща­ются, нару­ше­ние сего древ­него пра­вила влечет за собой серьез­ное нака­за­ние, вплоть до исклю­че­ния из оби­тели.
  14. Цело­муд­рие или чистота души состоит не только в хра­не­нии себя от пороч­ных дел и поступ­ков, но и от нечи­стых помыс­лов, как первых пово­дов к греху.
  15. Везде и всегда при­лично монаху воз­дер­жи­ваться от празд­но­сло­вия, помня слова Гос­пода: «Говорю же вам, что за всякое празд­ное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправ­да­ешься, и от слов своих осу­дишься» (Мф. 12:36). 16. Если кто-либо из ново­на­чаль­ных посто­янно нару­шает пра­вила ино­че­ской жизни, то тако­вой берется под особое наблю­де­ние стар­ших бра­тьев, его уве­ще­вают и настав­ляют с целью исправ­ле­ния, а в случае упор­ства его в своих грехах, сле­дует такого нару­ши­теля отсечь от обще­ства ино­че­ству­ю­щих, как повре­жден­ный член тела».

из Устава Свято-Тро­иц­кого Тюмен­ского муж­ского мона­стыря

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки