Размышления христианина об Ангеле-Хранителе

15‑й день месяца

Неко­то­рый чело­век наса­дил вино­град на земле пло­до­нос­ной. Когда от теп­лоты осен­него солнца кисти вино­града должны были созреть, он пришел соби­рать плоды, но вместо плодов нашел на нем лишь несколько листьев; вино­град его пустил длин­ные отрасли, тянув­ши­еся по земле между тер­ни­ями. Домо­хо­зяин был огор­чен и хотел уже выру­бить бес­плод­ный вино­град­ник, но, увидав вблизи высо­кий вяз, широко рас­сти­ла­ю­щий свои ветви в воз­душ­ном про­стран­стве, пере­ду­мал. Он взял ветви вино­града и при­вя­зал их к вязу, пере­вив их с вет­вями вяза так, что два дерева состав­ляли, каза­лось, одно. На сле­ду­ю­щее лето опять пришел он и был весьма обра­до­ван, ибо вино­град­ные лозы не только выросли и срав­ня­лись с высо­тою вяза, но, пита­е­мые небес­ной росой и согре­ва­е­мые лучами солнца, при­несли еще обиль­ные плоды.

Подоб­ным обра­зом может при­но­сить плоды и твоя душа. Она есть насаж­ден­ный Гос­по­дом вино­град, и Гос­подь хочет, чтобы твой Ангел Хра­ни­тель при­го­то­вил от него плоды и принес их в жертву Ему. Но если твоя душа будет пре­смы­каться на земле между вол­ч­цами и тер­ни­ями сует­ных и безум­ных помыс­лов, то она оста­нется бес­плод­ной. Она только тогда будет пло­до­носна, когда окро­пится росою бла­го­дати и согре­ется теп­ло­тою любви боже­ствен­ной. Итак, воз­неси свои мысли и свои чув­ство­ва­ния выше темной земной обла­сти к свет­лому небу; с помо­щью твоего Ангела поставь себя на такой высоте, с кото­рой ты мог бы созер­цать Бога. Твой Ангел блажен, свят, потому что видит Гос­пода. Ты не можешь видеть Его так, но можешь созер­цать Его очами веры и верою поста­вить себя пред лицом Его. Гос­подь вез­де­сущ; Он равно присущ и Ангелу твоему, и тебе. В Нем мы все живем и дви­жемся. Очи Гос­подни всегда обра­щены на тебя; Он всегда пре­кло­ня­ется к молитве твоей; дес­ница Его всегда испол­нена даров любви Его, Он всегда готов при­нять тебя, если ты жела­ешь при­бег­нуть к Нему. Для чего не под­ра­жа­ешь ты своему Ангелу? Он нико­гда не отвра­щает очей своих от лица Гос­пода. Бог есть вер­хов­ная кра­сота, бес­пре­дель­ное совер­шен­ство; Он один достоин веч­ного покло­не­ния Духов небес­ных.

Чело­век, живу­щий пред лицом Бога, мыс­ля­щий и дей­ству­ю­щий пред очами Его, не ста­но­вится рабом греха, но с тече­нием жизни будет более и более совер­шен­ным. В самом деле, кто станет поко­ряться греху, оскорб­ля­ю­щему Бога, когда помыс­лит о бес­ко­неч­ной любви Его, о страш­ном вели­чии Его, о вечной свя­то­сти Его? Мы согре­шаем, как бы забы­вая, что око Гос­подне обра­щено на нас. Пред­ста­вим себе, что мы, подобно нашему Ангелу, всегда нахо­димся пред Богом – тогда сердце наше не охла­деет в любви к Нему. Какими чув­ствами не вос­пла­ме­нится та душа, кото­рая гово­рит в себе: «Бог видит меня». Святые муче­ники, непо­бе­ди­мые воины Хри­стовы, под­вер­га­емы были всем муче­ниям, всем тер­за­ниям, какие только могла выду­мать злоба чело­ве­че­ская, но пере­но­сили муки с радо­стью и спо­кой­ствием, потому что в таин­ствен­ной глу­бине своего сердца бесе­до­вали со Спа­си­те­лем. В этом-то свя­ти­лище и ты должен покло­няться Ему. Но увы! Бог удо­ста­и­вает тебя Своим посе­ще­нием и в тебе изби­рает оби­тель Себе, дабы ты всегда был с Ним и Он с тобой, а ты про­во­дишь целые дни, не думая о Нем, не бла­го­слов­ляя Его и не при­нося Ему молитвы.

Когда сове­туют тебе искать Бога в соб­ствен­ном твоем сердце, тогда сове­туют искать Его как бы за пре­де­лами стран самых отда­лен­ных и неиз­вест­ных: ибо может ли быть что-либо отда­лен­нее и без­вест­нее для боль­шей части осу­е­тив­шихся и рас­се­ян­ных людей, как глу­бина их соб­ствен­ного сердца? Знают ли они, что такое – войти и углу­биться в самих себя? Реша­лись ли они когда-нибудь всту­пить на сей путь? Могут ли они даже пред­ста­вить в своем уме, что это за внут­рен­нее свя­ти­лище, что это за непро­ни­ца­е­мая глу­бина души, где Бог тре­бует покло­няться Ему духом и исти­ной? Сии люди всегда живут вне самих себя, в пред­ме­тах своего често­лю­бия или своих забав. Не видишь ли, что это пока­зы­вает небла­го­дар­ность к вели­чию Божию и совер­шен­ное безу­мие? Что же должно делать тебе? Под­ра­жать твоему Ангелу, углуб­ляться в бла­го­го­вей­ные раз­мыш­ле­ния, воз­буж­даться мыслью о вез­де­су­щии Божием и жить свято пред очами Гос­пода: такова жизнь духов­ная, жизнь небес­ная, жизнь чело­века муд­рого и бла­го­че­сти­вого. Ревнуй об этой жизни и, стре­мясь к ней, моли о помощи твоего Ангела Хра­ни­теля:

«Святой Ангел! Прими и при­неси Гос­поду мою сми­рен­ную молитву; умоли Его про­стить мне грехи безум­ного жития моего, про­буди меня от глу­бо­кого усып­ле­ния, в кото­ром я том­люсь, озари очи мои небес­ным светом, да спо­доб­люсь зреть бла­го­де­ю­щего мне Гос­пода и на небе, где пре­стол славы Его, и на земле, кото­рая есть под­но­жие ног Его. Спо­доби меня зреть Его во всех явле­ниях жизни и осо­бенно в бие­ниях моего сердца, живу­щего силой Его бла­го­дати».

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки