Ангел-Хра­ни­тель

***

А́нгел-ХранительАнгел, при­став­ля­е­мый Богом к чело­веку при кре­ще­нии для охраны от зла и помощи в добрых делах.

Об этом сви­де­тель­ствуют слова Иисуса Христа в Новом Завете: «Смот­рите, не пре­зи­райте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небе­сах всегда видят лице Отца Моего Небес­ного» (Мф. 18:10).

***

Кому и когда даёт Бог Ангела-Хра­ни­теля?

Ангел-Хра­ни­тель даётся Богом чело­веку в Таин­стве Кре­ще­ния: «Тем, кото­рые спо­до­би­лись кре­ще­ния и воз­но­сятся на высоту доб­ро­де­те­лей, даны от Бога Ангелы, забо­тя­щи­еся о них и содей­ству­ю­щие им. В этом уве­ряет нас Гос­подь, когда гово­рит, что есть Ангелы-Хра­ни­тели у вся­кого, кто верует в Него» (преп. Ана­ста­сий Синаит).

Некре­ще­ный чело­век нахо­дится под вла­стью падших духов – демо­нов. Ангел-Хра­ни­тель пре­бы­вает рядом с веру­ю­щим хри­сти­а­ни­ном, если только мы не про­го­ним его гре­хов­ными делами, поскольку «как дым раз­го­няет пчел, так и грех про­го­няет от нас Ангела-Хра­ни­теля» (свт. Васи­лий Вели­кий).

«Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, – тре­бу­ется выяс­нить: когда, по учению Церкви, к чело­веку при­став­ля­ется Ангел-Хра­ни­тель? Заклю­чи­тель­ная молитва канона Ангелу-Хра­ни­телю гово­рит совер­шенно одно­значно: «от свя­того кре­ще­ния» – нового рож­де­ния водой и Духом… Причем песнь 7 этого канона ука­зы­вает и на какой срок: «от Бога даро­ван­ного ми во веки», то есть Ангел-Хра­ни­тель сопро­вож­дает каж­дого хри­сти­а­нина от св. кре­ще­ния и до окон­ча­ния зем­ного пути, но и после, «в страш­ный же час смерти неот­сту­пен буди ми, благий хра­ни­телю мой,‹…› егда имам пре­хо­дити воз­душ­ная мытар­ства» (молитва ака­фи­ста Ангелу-Хра­ни­телю), так как усоп­шего «обычно сопро­вож­дают два ангела ‹…›. Обя­зан­ность этих анге­лов (Ангела-Хра­ни­теля и встреч­ного ангела) – сопро­вож­дать душу умер­шего на его пути в загроб­ную жизнь». И на Страш­ном Суде Ангел-Хра­ни­тель будет пред­ста­тель­ство­вать пред Хри­стом, моля о про­ще­нии хра­ни­мого им чело­века, и в случае про­ще­ния – ста­но­вится послед­нему нераз­луч­ным другом в веч­но­сти.

Что значит День Ангела?

Бытует мнение, что Ангел Хра­ни­тель есть святой, имя кото­рого мы носим. Отсюда, мол, име­нины и назы­ва­ются днем Ангела. Это явное заблуж­де­ние. Оно легко опро­вер­га­ется утрен­ним пра­ви­лом: одна молитва обра­щена к Ангелу-Хра­ни­телю – совер­шенно другая – свя­тому, во имя кото­рого крещен хри­сти­а­нин».

Уча­стие Ангела Хра­ни­теля в жизни хри­сти­а­нина

Если бы не было Анге­лов-Хра­ни­те­лей и настав­ни­ков у людей добрых, бла­го­че­сти­вых, тогда демоны истре­били бы весь род чело­ве­че­ский, – если бы, то есть, Гос­подь попу­стил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям без­мерна и зависть их к чело­веку не имеет пре­де­лов, ибо чело­век сотво­рен по образу Божию и пред­на­зна­чен к насле­дию вечной жизни на место падших анге­лов» (святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский).

Близ­кие и род­ствен­ные людям по духов­ной своей при­роде и по мило­стиво пре­муд­рому назна­че­нию Божию, Ангелы вообще и Ангелы-Xра­ни­тели в осо­бен­но­сти при­ни­мают живое и дея­тель­ное уча­стие в нашей судьбе. Ангелы-Xра­ни­тели делают для нас все, что служит к истин­ному нашему благу и спа­се­нию. Неви­димо пре­бы­вая при нас посто­янно, они, руко­вод­ствуя нас ко спа­се­нию, не только по нашему жела­нию таин­ственно настав­ляют нас на все доброе и полез­ное, не только воз­но­сят наши молитвы к Богу, но еще и сами от себя охра­няют и защи­щают нас от врагов види­мых и неви­ди­мых и хода­тай­ствуют за нас пред Богом. Поэтому-то Пра­во­слав­ная Цер­ковь и учит нас почи­тать и при­зы­вать в молит­вах наших Анге­лов-Xра­ни­те­лей, как бли­жай­ших духов­ных наших настав­ни­ков и покро­ви­те­лей. Но, как назна­ча­е­мого к чело­веку в неви­ди­мые настав­ники, охра­ни­тели и защит­ники Самим Богом, част­ного имени каж­дого Ангела-Xра­ни­теля в отдель­но­сти мы не знаем, и так как Ангел-Xра­ни­тель есть добрый дух, не живший чело­ве­че­ской земной жизнью, то Пра­во­слав­ная Цер­ковь не может назна­чать каж­дому Ангелу-Xра­ни­телю отдель­ного дня обще­ствен­ного вос­по­ми­на­ния его святой бла­го­тво­ри­тель­ной, духов­ной жизни, а обя­зы­вает нас обра­щаться к его покро­ви­тель­ству и защите частно, в домаш­них еже­днев­ных наших молит­вах.

Молитвы Ангелу-Хра­ни­телю

Тро­парь, глас 6:
Ангеле Божий, / хра­ни­телю мой святый, / живот мой соблюди во страсе Христа Бога, / ум мой утверди во истин­нем пути, / и к любви горней уязви душу мою / да тобою направ­ля­ема / получу от Христа Бога велию милость.

Кондак, глас 4:
Явися мне мило­серд, / святый Ангеле Гос­по­день, хра­ни­телю мой, / и не отлу­чайся мене сквер­наго, / но про­свети мя светом непри­кос­но­вен­ным / и сотвори мя достойна Цар­ствия Небес­наго.

Из утрен­него молит­вен­ного пра­вила:
«Святый Ангеле, пред­стояй ока­ян­ной моей души и страст­ной моей жизни, не остави мене, греш­наго, ниже отступи от мене за невоз­дер­жа­ние мое. Не даждь места лука­вому демону обла­дати мною насиль­ством смерт­наго сего телесе; укрепи бед­ству­ю­щую и худую мою руку и настави мя на путь спа­се­ния. Ей, святый Ангеле Божий, хра­ни­телю и покро­ви­телю ока­ян­ныя моея души и тела, вся мне прости, ели­кими тя оскор­бих во вся дни живота моего, и аще что согре­ших в пре­шед­шую нощь сию, покрый мя в насто­я­щий день, и сохрани мя от вся­кого иску­ше­ния про­тив­наго, да ни в коем гресе про­гне­ваю Бога, и молися за мя ко Гос­поду, да утвер­дит мя в страсе Своем, и достойна пока­жет мя раба Своея бла­го­сти. Аминь».

Из вечер­него молит­вен­ного пра­вила:
«Ангеле Хри­стов, хра­ни­телю мой святый и покро­ви­телю души и тела моего, вся ми прости, елика согре­ших во днеш­ний день: и от вся­каго лукав­ствия про­тив­наго ми врага избави мя. да ни в коемже гресе про­гне­ваю Бога моего: но моли за мя греш­наго и недо­стой­наго раба, яко да достойна мя пока­жеши бла­го­сти и мило­сти Все­свя­тыя Троицы и Матере Гос­пода моего Иисуса Христа, и всех святых, аминь».

Канон Ангелу-Хра­ни­телю
Канон Ангелу-Хра­ни­телю обычно про­чи­ты­ва­ется нака­нуне При­ча­ще­ния.

***

АНГЕЛ-ХРА­НИ­ТЕЛЬ

архи­манд­рит Иоанн (Кре­стьян­кин)

Ангелы-Хра­ни­тели – это слу­жи­тели нашего спа­се­ния, так что мы не оди­ноки в нашей земной жизни, в наших трудах ради спа­се­ния своей бес­смерт­ной души. Мы твёрдо знаем, что с нами наши помощ­ники, охра­ня­ю­щие нас от все­воз­мож­ных бед, встре­ча­ю­щихся на жиз­нен­ном пути, и от заслу­жен­ного каждым из нас гнева Божия. Наш Ангел-Хра­ни­тель – это бес­ко­нечно любя­щее нас суще­ство. Он любит нас всей пол­но­той своей любви. А любовь его велика, и дей­ствие её сильно, так как, созер­цая Бога, он видит вечную Любовь, кото­рая желает нашего спа­се­ния.

Наш Ангел-Хра­ни­тель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попе­че­ние, и даже боль­шее. Мать про­яв­ляет о нас особую заботу, пока мы в мла­ден­че­ском и дет­ском воз­расте. Ангел же наш Хра­ни­тель с момента нашего кре­ще­ния и до послед­них дней жизни явля­ется забот­ли­вым нашим дето­во­ди­те­лем. И, если мы сами не оттолк­нём его от себя во время нашей земной жизни, он пове­дёт нашу душу и на покло­не­ние Богу, когда насту­пит время раз­лу­читься душе с телом.

Наши Ангелы-Хра­ни­тели могу­ще­ственны и своими лич­ными доб­ле­стями, могу­ще­ственны и силою, полу­чен­ною ими от Бога, могу­ще­ственны и молит­вами, кото­рые они вос­сы­лают за нас к Все­выш­нему Богу.

Всё, что есть в нас доб­рого, чистого, свет­лого: всякая хоро­шая мысль, всякое доброе дви­же­ние сердца, наша молитва, пока­я­ние, добрые дела – всё это в нас рож­да­ется и совер­ша­ется по вну­ше­нию незри­мого нашего Ангела-Хра­ни­теля. Дей­ствуя через нашу совесть и наше сердце, это он, наш Ангел, удер­жи­вает нас от греха и соблазна, это он помо­гает нам бороться с иску­ше­ни­ями, это он вну­шает нам страх пред тяжким гре­хо­па­де­нием.

Данный нам Ангел-Хра­ни­тель – это как бы рас­ши­рен­ная и рас­кры­тая наша совесть. Он всеми силами стре­мится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом. Мы должны помо­гать ему в его уси­лиях спасти нас. Мы должны про­сить его, чтобы он обо­га­тил наш ум оби­лием святых мыслей, укре­пил в нас навык к бла­го­че­сти­вым раз­мыш­ле­ниям. Мы обя­заны любить его как стар­шего и силь­ного нашего брата. А на самом деле мы так часто забы­ваем о нём, не молимся ему, гре­хами своими оскорб­ляем его свя­тыню, а он вновь и вновь про­яв­ляет свою заботу о нас. Он хода­тай­ствует за нас пред мило­сер­дием Божиим, он умо­ляет Бога о наших нуждах, и Отец Небес­ный нико­гда не отка­жет ему в его прось­бах.

Но почему Ангелы Божии про­яв­ляют такое попе­че­ние о людях?

Во-первых, потому что они слу­жи­тели Божии и полу­чили от Бога пове­ле­ние охра­нять и спа­сать людей. Во-вторых, они сами явля­ются тво­ре­ни­ями Божи­ими, и к ним так же, как и к людям, отно­сятся слова: Будьте мило­серды, как и Отец ваш мило­серд (Лк.6:36). Они пони­мают это и ста­ра­ются, под­ра­жая своему Творцу и Богу, про­яв­лять и своё мило­сер­дие, и своё дол­го­тер­пе­ние к людям..

Какую радость достав­ляет им спа­сать души, кото­рые Хри­стос иску­пил Своею Кровию и кото­рые (с их помо­щью) будут вместе с ними раз­де­лять их славу и их бла­жен­ство!

Если бы мы были хоть немного более чут­кими, мы заме­тили бы, как забот­ливо наш Ангел-Хра­ни­тель помо­гает нам вер­нуться через пока­я­ние на путь спа­се­ния. Он не только побуж­дает нас к рас­ка­я­нию, но он и обе­щает напом­нить нам все наши грехи, все жиз­нен­ные ошибки и оплош­но­сти.

Наши Ангелы-Хра­ни­тели, послан­ники к нам от Бога, бес­пре­пят­ственно и быстро совер­шают путь от Бога к нам и от нас к Богу (лишь бы дела наши не мешали этому). Они исхо­дят от Бога к нам, чтобы при­не­сти нам Его бла­го­дать; они же и вос­хо­дят от нас к Богу, чтобы пере­дать Ему наши молитвы и бла­го­да­ре­ния.

Как же близок должен быть каж­дому из нас наш Ангел-Хра­ни­тель! Какое дове­рие мы должны питать к нему! Ему мы при жизни можем пове­дать самые сокро­вен­ные тайны своей души. Те тайны, кото­рые мы не дове­рили бы самым близ­ким людям. И это потому, что в Ангеле-Хра­ни­теле мы видим самого муд­рого в сове­тах, самого бес­ко­рыст­ного в любви и помощи, неж­ного в при­вя­зан­но­сти к нам, попе­чи­тель­ного в наших нуждах.

Из книги «Ангел молитвы»

Ангела-Хра­ни­теля у Гос­пода просим

aрхи­епи­скоп Воло­ко­лам­ский Пити­рим

Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа!

Сего­дня, братия и сестры, мы совер­шаем празд­но­ва­ние в честь Архи­стра­тига Божия Миха­ила и прочих Небес­ных Сил бес­плот­ных. В вели­ча­нии празд­ника, именуя Архан­ге­лов и Анге­лов, Херу­ви­мов и Сера­фи­мов, сла­вя­щих Гос­пода, мы вспо­ми­наем среди прочих Небес­ных Сил бес­плот­ных и нашего Ангела-Хра­ни­теля. Заду­ма­емся о том, как легко нам раз­мыш­лять над при­ме­рами святых, при­ме­рами из Свя­того Еван­ге­лия и полу­чать нази­да­ние и как трудно посто­янно обра­щаться с молит­вой к тому, кто ближе всех к нам, кто посто­янно бдит о нашем спа­се­нии, раз­мыш­лять и бесе­до­вать о святых Анге­лах.

Много лет я совер­шаю службу Божию в храме. Сколько за эти годы совер­шено молеб­нов святым угод­ни­кам Божиим, к кото­рым наши при­хо­жане обра­ща­ются и с молит­вен­ной бла­го­дар­но­стью, и с прось­бой о бла­го­дат­ной помощи, сколько про­чи­тано запи­сок о здра­вии, о спа­се­нии, о боля­щих… И бук­вально еди­ничны просьбы совер­шить моле­бен Ангелу-Хра­ни­телю. А ведь святой Ангел-Хра­ни­тель неот­ступно пре­бы­вает с нами. Как и все Ангелы, слуги Божии, он постав­лен слу­жи­те­лем нашего спа­се­ния. Заду­ма­емся над этим, братия и сестры, вспом­ним пример из Свя­того Еван­ге­лия.

Одна­жды уче­ники про­сили Гос­пода: Научи нас молиться (Лк. 11:1), и Гос­подь в Своей про­по­веди оста­вил всем нам свя­щен­ную молитву, кото­рую каждый из нас знает на память. В ней есть слова: Отче наш, Сущий на Небе­сах… да будет воля Твоя и на земле, как на Небе (Лк. 11:2). Мы просим Бога, чтобы Его святая воля, испол­ня­е­мая бес­пре­ко­словно и в пол­ноте свя­тыми Анге­лами на Небе­сах, так же испол­ня­лась нами здесь, на земле.

Гос­подь также сказал окру­жав­шим Его людям: Смот­рите, не пре­зи­райте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небе­сах всегда видят Лице Отца Моего Небес­ного (Мф. 18:10). Значит, мень­шие, сми­рен­ные имеют наи­боль­шее дерз­но­ве­ние пред Богом, потому что их Ангелы-Хра­ни­тели непре­станно хода­тай­ствуют пред Лицом Божиим о них. Если не будете как дети, то есть не будете «мень­шими», не вой­дете в Цар­ствие Небес­ное. Еще Нико­дим, мудрый старец, учи­тель народа иудей­ского, спро­сил Гос­пода Иисуса Христа: неужели второй раз родиться нужно для того, чтобы войти в Цар­ство Небес­ное? Хри­стос отве­тил ему с упре­ком: ты – учи­тель Изра­и­лев и не можешь понять, что нужно воз­ро­диться духом, чтобы войти в Цар­ство Небес­ное (Ин. 3:3–11). И вот теперь, братия и сестры, соеди­ним в одно эти три при­мера. Итак, мы молимся, мы хотим, чтобы здесь, на земле, было так, как в Цар­ствии Небес­ном. Но Гос­подь гово­рит, что в Цар­ство Небес­ное войдут только те, кто упо­до­бятся «мень­шим», а это значит, нужно воз­ро­диться, как бы родиться вновь, стать столь же чистыми, столь же искрен­ними, как дети. Тот, кто придет в это состо­я­ние, полу­чит вели­кое дерз­но­ве­ние пред Богом хода­тай­ствами своего Ангела-Хра­ни­теля.

Наши цер­ков­ные обычаи предо­став­ляют одно очень нази­да­тель­ное сви­де­тель­ство. В древ­но­сти, когда постри­гали в мона­ше­ство, давали скруг­лен­ную, обле­га­ю­щую голову инока шапочку, напо­до­бие такой, какую носят дети. Ныне только в оде­я­нии Пат­ри­арха Мос­ков­ского, так назы­ва­е­мом куколе, сохра­нена эта древ­няя тра­ди­ция. Именно мона­ше­ское пока­я­ние ста­но­вится сви­де­тель­ством вто­рого рож­де­ния, именно такое оде­я­ние, кото­рое при­выч­нее видеть на детях, явля­ется внеш­ним выра­же­нием того, что прежде всего необ­хо­димо стя­жать чистый и мирный дух. И пусть никто из нас не может ска­зать, что достиг такого состо­я­ния, но каждый должен пом­нить, что мы при­званы обре­сти его. И потому мы молимся: Ангела мирна, верна, настав­ника, хра­ни­теля душ и телес наших, у Гос­пода просим.

Дважды во время Литур­гии, когда совер­ша­ется вели­кое свя­щен­ное Таин­ство Евха­ри­стии, мы просим об этом. За вечер­ней и утре­ней, во время домаш­ней утрен­ней и вечер­ней молитвы мы просим, чтобы Гос­подь дал нам Ангела-Хра­ни­теля. Для чего? Для того, чтобы нам вто­рично родиться, чтобы в душе нашей были мир и незло­бие, чистота и радость и чтобы эти чув­ства про­яв­ля­лись искренно, непо­сред­ственно от сердца. И вот тогда, братия и сестры, молитва наша: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли, – будет сильна, Гос­подь услы­шит ее. Помо­лимся же сейчас рев­ни­телю и гроз­ному хра­ни­телю Пре­стола Божия Архи­стра­тигу Миха­илу, всем незри­мым Силам бес­плот­ным и прежде всего нашему Ангелу-Хра­ни­телю, чтобы даны были нам чистое сердце, мирный дух, пла­мен­ная креп­кая вера. Аминь.

Журнал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. 1986. № 1. С. 41–42.

***

Если про­бу­дишься раньше поло­жен­ного часа, то, не обле­няся, востани и немного помо­лись Богу твоему и свя­тому, воз­бу­див­шему тя, Хра­ни­телю. Веруй же точно, что Хра­ни­тель твой воз­буж­дает тебя на это, посему ты и не должен лениться. Помо­лись, дабы ты не ото­гнал его от себя, а, помо­лясь, снова воз­ляжи, творя молитву до при­кос­но­ве­ния сна.
прп. Вар­со­но­фий Оптин­ский

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки