Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Размышления христианина об Ангеле-Хранителе

27‑й день месяца

Если бла­го­тво­ре­ния твоего Ангела не тро­гают тебя, если ты нечув­стви­те­лен к его готов­но­сти слу­жить тебе, то, по край­ней мере, ты должен стра­шиться его него­до­ва­ния и спра­вед­ли­вого гнева, кото­рым он может нака­зать тебя за небла­го­дар­ность. Горе чело­веку, кото­рый пре­не­бре­гает Анге­лом Божиим! Если он сви­де­тель­ствует на небе о добрых делах пра­вед­ника, то сви­де­тель­ствует также и о без­за­ко­ниях греш­ника: так гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние и учение Святых Отцов. Ангел явится неко­гда на Суде, как сви­де­тель досто­вер­ный, и пред­ста­вит нас для нака­за­ния за наши пре­ступ­ле­ния. Тогда рас­кро­ется книга жизни, и в ней, как в живом зер­цале, явятся наши добрые дела и наши пороки. «Наши пре­ступ­ле­ния, – гово­рит святой Авгу­стин, – впи­саны, как бы в некоей книге, в веде­нии небес­ных Духов, кото­рым назна­чено будет нака­зы­вать за них греш­ни­ков». Тер­тул­лиан, рас­суж­дая о сочи­ни­те­лях, пишет: «Бере­гись, чтобы те строки, кото­рые ты напи­сал, не были предъ­яв­лены на Суде к обви­не­нию твоему, под­пи­сан­ные рукою Анге­лов». Бере­гись, иначе Спа­си­тель твой станет неумо­ли­мым твоим Судьей; боже­ствен­ная Кровь Иисуса, про­ли­тая для спа­се­ния тебя, возо­пиет о мщении за пре­ступ­ле­ния. Святые Таин­ства, сии источ­ники бла­го­дати, пре­вра­тятся в источ­ники осуж­де­ний. Ангел твой, верный твой хра­ни­тель, явится стро­гим твоим обви­ни­те­лем.

Мы ска­зали — и это неоспо­ри­мая истина, — что бла­жен­ные Ангелы имеют состра­да­ние к греш­нику, но состра­да­ние их огра­ни­чено пре­де­лами, за кото­рыми мило­сер­дие их пре­вра­ща­ется в него­до­ва­ние. «Как пчел отго­няет дым, а голу­бей – смрад, – гово­рит Васи­лий Вели­кий, – так и Ангела Хра­ни­теля нашей жизни отде­ляет мно­го­пла­чев­ный и смер­дя­щий грех». Когда храм Иеру­са­лим­ский был осквер­нен, тогда слышен был голос Анге­лов, остав­ляв­ших его с сим воплем: прейдем отсюда. Подобно сему, когда испол­нится душа нече­стием, дол­го­тер­пе­ние Ангела Хра­ни­теля исто­ща­ется, и он остав­ляет её в добычу врагам. Он не только остав­ляет её, но ещё тре­бует мщения за её без­за­ко­ния.

Но когда окан­чи­ва­ется мило­сер­дие и назна­ча­ется мщение? Это тайна Про­ви­де­ния. Дай Бог, чтобы это время нико­гда не настало для нас. Поста­ра­емся нико­гда не оскорб­лять неж­ного сердца наших Анге­лов и не делать их вместо покро­ви­те­лей и охра­ни­те­лей своими обви­ни­те­лями. Не пога­сим в сердце их нежной любви к нам; и если мы оскор­били их про­дол­жи­тель­ным нашим жесто­ко­сер­дием, поста­ра­емся уми­ло­сти­вить их нашим рас­ка­я­нием. С Анге­лом Хра­ни­те­лем рас­ка­я­ние уте­ши­тельно, легко и пло­до­творно. Напро­тив, в обла­сти сатаны рас­ка­я­ние одно­зна­чи­тельно с отча­я­нием. Демон, упитав греш­ника раз­ными родами нече­стия и про­ник­нув с без­за­ко­ни­ями до костей его, начи­нает мучить свою жертву. Мно­же­ство похо­тей тре­во­жат сердце греш­ника; страш­ные вол­не­ния души и жесто­кие угры­зе­ния сове­сти не дают ему покоя. Тяже­лые вериги пороч­ных при­вы­чек и бремя грехов подав­ляют его. Нако­нец, насту­пает час смерти, настает минута, в кото­рую древо бес­плод­ное посе­ка­ется и в огонь вме­та­ется. Ангелы неба оста­вили отвер­жен­ного. Он один оста­ется с демо­нами, кото­рые гото­вятся повлечь душу его в пре­ис­под­нюю. Они верно запи­сы­вали пре­ступ­ле­ния его, и душа пре­ступ­ника, выйдя из своей тем­ницы, впа­дает в руки своих мучи­те­лей.

Как печальны пути, по кото­рым идет греш­ник! Как мрачен, как стра­шен конец их! Его, как узника зако­но­пре­ступ­ного, влекут пред Суди­лище Божие, все избран­ные отвер­гают его. Ангел Хра­ни­тель, сви­де­тель о его пре­ступ­ле­ниях, обви­няет его; Суд Божий как громом пора­жает его; демоны берут его во власть свою, ввер­гают его в пла­мень огнен­ный, свя­зан­ного адскими узами; сии мучи­тели тер­зают, раз­ди­рают его, вымыш­ляя вдруг тысячи смер­тей в про­дол­же­ние всей веч­но­сти. Но если бы сей несчаст­ный послу­шал сове­тов своего Ангела, то насла­ждался бы вечным бла­жен­ством и вкушал бы небес­ные радо­сти из Источ­ника, прис­но­те­ку­щего в души избран­ных в дому Божием.

Безум­ные люди! Как мы можем забы­вать о веч­но­сти, от кото­рой отстоим только на один шаг, только на одну минуту?

Гос­поди Боже мой! Ты состав­ля­ешь всё мое бла­жен­ство: говоря сие, я не могу не про­ли­вать слез радо­сти; не могу без сер­деч­ного уми­ле­ния помыс­лить, что Ты бла­го­из­во­лишь оби­тать в нас и посы­ла­ешь Анге­лов Своих пре­бы­вать с нами. Кто может помыс­лить о такой без­мер­ной любви Твоей к нам и не почув­ство­вать в сердце отрад­ного уте­ше­ния? Воз­можно ли, о Боже мой, чтобы после всех Твоих мило­стей, ока­зан­ных чело­веку, после всех явных дока­за­тельств любви Твоей к нему, он мог оскорб­лять Тебя? Дей­стви­тельно, это так бывает; это слу­ча­лось мно­го­кратно и со мною; и о, если бы только я один был вино­вен в такой постыд­ной небла­го­дар­но­сти! Вину мою каждый раз я ста­рался загла­дить рас­ка­я­нием – и Ты прощал меня, Ты являл вели­кое ко мне мило­сер­дие и Свою любовь бес­пре­дель­ную. Да будет вся жизнь моя посвя­щена при­но­ше­нию бла­го­да­ре­ний за Твои неиз­ре­чен­ные мило­сти! Продли мне, Гос­поди Боже, помощь Твою. Если я буду остав­лен Тобой, то в вер­то­граде души моей насаж­ден­ные Тобой цветы доб­ро­де­те­лей увянут и в нём все­лится преж­нее запу­сте­ние.

Не попу­сти, Спа­си­тель мой, не потерпи, чтобы душа, кото­рую Ты иску­пил Своими стра­да­ни­ями, кото­рую Ты мно­го­кратно избав­лял из челю­стей змея пре­ис­под­него, погибла навеки.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки