Библиотеке требуются волонтёры

Удовольствие

Аудио-версия статьи

***

Удово́льствие – 1) чув­ство доволь­ства, про­яв­ля­е­мое в резуль­тате при­ят­ных ощу­ще­ний; 2) термин пра­во­слав­ной антро­по­ло­гии, отра­жа­ю­щий ощу­ще­ние телес­ной и душев­ной удо­вле­тво­рен­но­сти.

Чело­век, будучи суще­ством душевно-телес­ным, имеет наклон­ность к насла­жде­нию удо­воль­стви­ями и радо­стями жизни. Бог создал для этого усло­вия и воз­мож­но­сти, однако их исполь­зо­ва­ние не должно при­но­сить ущерб нашей душе и телу. Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­ченко пишет: «Не только тело чело­века имеет нужду в отдох­но­ве­нии и обнов­ле­нии сил, а и душа его, утом­ля­е­мая суетою дел своих, также нуж­да­ется в отдох­но­ве­нии, осве­же­нии и обнов­ле­нии. Тело укреп­ля­ется пищею и сном, а душа ищет забве­ния своих печа­лей, осве­же­ния к обод­ре­нию сил своих – в других, более свой­ствен­ных ей, насла­жде­ниях; при­зы­вает на помощь искус­ство, раз­но­об­ра­зит уве­се­ле­ния и хочет создать себе нечто похо­жее на поте­рян­ный рай. Все это есте­ственно, даже необ­хо­димо, а потому и не может быть осуж­да­емо». Апо­стол Павел гово­рит о Боге, как о дающем «нам все обильно для насла­жде­ния (ἀπόλαυσιν)» (1Тим.6:17).

Клас­си­фи­ка­ция удо­воль­ствий

Удо­воль­ствия бывают, согласно их духовно-нрав­ствен­ной оценке, истин­ными и лож­ными (про­ти­во­есте­ствен­ными). Напри­мер, радость дружбы и сла­до­стра­стие.

Истин­ные удо­воль­ствия бывают душев­ными и душевно-телес­ными. Напри­мер, позна­ние мира и теплая одежда зимой.

Душевно-телес­ные (есте­ствен­ные) удо­воль­ствия бывают необ­хо­ди­мыми для под­дер­жа­ния жизни и не явля­ю­щи­мися необ­хо­ди­мыми. Напри­мер, пища и сек­су­аль­ные отно­ше­ния.

Что нужно знать, перед тем как поз­во­лить себе испы­тать то или иное удо­воль­ствие?

Про­то­пре­сви­тер Васи­лий Бажа­нов, в вопросе о допу­сти­мых удо­воль­ствиях, пред­ла­гает такие предо­сто­рож­но­сти:

1) Поз­во­лять себе только такие удо­воль­ствия, кото­рые ни в каком отно­ше­нии не про­ти­во­ре­чат пред­пи­са­ниям Еван­ге­лия, без­вред­ные для его здо­ро­вья, иму­ще­ства, чести, нрав­ствен­но­сти и для его ближ­них;

2) Смот­реть на них не как на цель (Лк. 16:19), но как на сред­ство для отдох­но­ве­ния и для под­креп­ле­ния сил, и потому никак не поз­во­лять себе таких удо­воль­ствий и забав, кото­рые тре­буют столько же напря­же­ния сил телес­ных или душев­ных, как и обык­но­вен­ные заня­тия и долж­но­сти, и след­ственно никак не могут слу­жить отдох­но­ве­нием;

3) Уда­ляться таких удо­воль­ствий и уве­се­ле­ний, кото­рые хотя сами по себе не суть виновны, но при кото­рых он (хри­сти­а­нин – прим. ред.) может опа­саться про­буж­де­ния нечи­стых мыслей и плот­ских вожде­ле­ний;

4) Наблю­дать уме­рен­ность в насла­жде­нии самыми невин­ными удо­воль­стви­ями и часто воз­бра­нять себе их, опа­са­ясь при­стра­стия к ним и ста­ра­ясь при­об­ре­тать власть над самим собой, так чтобы они не сде­ла­лись необ­хо­ди­мой для него потреб­но­стью, и чтобы недо­ста­ток их не мог огор­чать и воз­му­щать его;

И, нако­нец, 5) насла­ждаться сими удо­воль­стви­ями в при­сут­ствии Божием – освя­щать их мыслью о Боге, а) как о все­выш­нем Винов­нике и Пода­теле их, так чтобы каждая радость его была выра­же­нием его сер­деч­ной бла­го­дар­но­сти к Нему, как это вну­шает Апо­стол: «Аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что тво­рите, вся во славу Божию тво­рите» (1Кор. 10:31); и вместе б) как о буду­щем Судии и Мздо­воз­да­я­теле: «Весе­лися, юноше, в юности твоей, гово­рит Пре­муд­рый, и да убла­жит тя сердце твое во днех юности твоея, и ходи в путех сердца твоего непо­ро­чен, и в виде­нии очию твоею: и разу­мей, (помни) яко о всех сих при­ве­дет тя Бог на суд» (Еккл. 11:9).

Кри­те­рии закон­ных и добрых удо­воль­ствий

Прп. Иоанн Дамас­кин дает такие кри­те­рии закон­ным и добрым удо­воль­ствиям:

  • они не свя­заны с неудо­воль­ствием;
  • после них не должно быть стыдно, они не остав­ляют по себе повода к рас­ка­я­нию;
  • не про­из­во­дят вреда;
  • не выхо­дят из границ уме­рен­но­сти;
  • не слиш­ком отвле­кают от важных дел и не пора­бо­щают себе.

Допу­сти­мые удо­воль­ствия уместны «в при­лич­ное время, и при­лич­ным обра­зом, и в при­лич­ной мере».

Явля­ется ли удо­вле­тво­ре­ние сек­су­аль­ной потреб­но­сти истин­ным и закон­ным удо­воль­ствием?

Библия гово­рит о том, что удо­вле­тво­ре­ние сек­су­аль­ной потреб­но­сти воз­можно в закон­ном браке (1Кор.7:2). Насла­жде­ние любо­вью с женой при­чис­ля­ется в Свя­щен­ном Писа­нии к истин­ным удо­воль­ствиям (Притч.5:18-19). При этом нужно заме­тить, как пишет прп. Иоанн Дамас­кин, что данный вид удо­воль­ствия явля­ется истин­ным при усло­вии, что потреб­ность удо­вле­тво­ря­ется закон­ным обра­зом, «в при­лич­ное время, и при­лич­ным обра­зом, и в при­лич­ной мере». То, что не соот­вет­ствует этим усло­виям, не может счи­таться истин­ным и закон­ным удо­воль­ствием и ста­но­вится грехом. См. сла­до­стра­стие.

архи­манд­рит Иоанн Кре­стьян­кин:
«Ни здра­вый смысл, ни вера Хри­стова не запре­щают нам невин­ных забав и уве­се­ле­ний, они даже необ­хо­димы, как при­ят­ный отдых от трудов.
Вели­кий учи­тель веры и бла­го­че­стия свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так пишет о радо­стях и насла­жде­ниях земных: “Если ты хочешь полу­чить удо­воль­ствие, иди в сады, к теку­щей реке и озерам, рас­смат­ри­вай цветы, слушай пение куз­не­чи­ков, посе­щай святые места; здесь ты най­дешь и здра­вие для тела, и пользу для души, а вреда ника­кого, и не будешь рас­ка­и­ваться после этого удо­воль­ствия, как то бывает после зрелищ. Ты имеешь жену, имеешь детей, что может срав­ниться с этим удо­воль­ствием? У тебя есть дом, друзья: эти удо­воль­ствия вместе с цело­муд­рием достав­ляют вели­кую пользу. Ибо скажи мне, что может быть при­ят­нее жены и детей для того, кто хочет жить цело­муд­ренно?”» (Опыт постро­е­ния испо­веди).

прп. Максим Испо­вед­ник:
«Есте­ствен­ные поже­ла­ния и удо­воль­ствия не под­вер­гают укору тех, кои испы­ты­вают их, так как они суть необ­хо­ди­мые след­ствия устро­е­ния нашею есте­ства. Ибо есте­ствен­ное достав­ляет нам, и, помимо воли нашей, удо­воль­ствие – и при­лу­чив­ша­яся пища, удо­вле­тво­ря­ю­щая пред­ше­ство­вав­ший голод, – и питие, уто­ля­ю­щее том­ле­ние жажды, – и сон, обнов­ля­ю­щий силы, исто­щен­ные бодр­ство­ва­нием, – и все другое, что бывает у нас по есте­ствен­ным потреб­но­стям, необ­хо­димо для бла­го­со­сто­я­ния нашего есте­ства, и бла­го­по­треб­ное к стя­жа­нию доб­ро­де­тели для рев­ни­те­лей о том. Все такое уместно и во всяком избе­га­ю­щем гре­хов­ного пополз­но­ве­ния в разум­ных, однако же, пре­де­лах, не допус­ка­ю­щих, чтобы он под­вергся через то раб­ству про­из­вольно обра­зу­ю­щихся в нас уко­риз­нен­ных и про­ти­во­есте­ствен­ных стра­стей, не име­ю­щих дру­гого в нас начала, кроме неуправ­ля­е­мого разу­мом дви­же­ния есте­ствен­ных потреб­но­стей и поже­ла­ний, кото­рые и при­рож­дены не с тем, чтобы сше­ство­вать нам в бес­смерт­ную и дол­го­ве­ко­вую жизнь» (Доб­ро­то­лю­бие. Т. 3).

прп. Паисий Свя­то­го­рец:
«Удо­воль­ствие, кото­рое чув­ствует чело­век, любо­честно выпол­ня­ю­щий свою работу, – это доброе удо­воль­ствие. Это удо­воль­ствие дал Бог, для того чтобы не уста­вало Его созда­ние. Это – вос­ста­нов­ле­ние сил через уста­лость» (Слова. Том IV: Семей­ная жизнь).

свт. Феофан Затвор­ник:
«Явля­ясь в мир на житье вре­мен­ное, мы похо­дим на стран­ника, кото­рый захо­дит в дом бога­того вла­дельца, где нахо­дит кров, пищу, покой, услугу и все потреб­ное и где, на случай особой какой нужды, его изве­щают: если еще что нужно, обра­щайся к вла­дельцу; он все доста­вит. Видя такое о себе попе­че­ние, какой стран­ник, в здра­вом уме нахо­дясь, не рас­по­ло­жится полное возы­меть упо­ва­ние на такого вла­дельца? Так и мы, входя в мир, нахо­дим уже напе­ред при­го­тов­лен­ным для нас все потреб­ное для жизни и обе­то­ва­ние имеем от Самого Вла­дыки мира, что Он все готов испол­нить, чего ни попро­сим» (Первое посла­ние свя­того апо­стола Павла к свя­тому Тимо­фею, истол­ко­ван­ное свя­ти­те­лем Фео­фа­ном).

***

См. РАДОСТЬ, БЛА­ЖЕН­СТВО, СЧА­СТЬЕ

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки