Сень

Сень (ст. ц.‑слав. сѣнь) –

1) мрак, тень;
2) покров, покровительство;
3) навес (в том числе над св. престолом);
4) палатка, шатер.

sen - Сень

Несмотря на существование точки зрения о взаимосвязи понятий «сень» и «скиния», и даже примеров перевода «сени» как «скинии»1, в реальности прямой взаимосвязи между двумя этими понятиями не существует. В частности, Ф.И. Буслаев указывал, что «сень» в древнерусском языке обозначала жилую комнату, но уже в середине XIX в. во времена самого Буслаева понятие «сень» / «сени» трактовалась как нежилая хозяйственная пристройка, как правило, для скота. Исследователь Виноградов В.В. утверждал, а также приводил мнение академика В.М. Истрина, что слово «сень» восточнославянского происхождения, которое уже в XII в. служило для перевода греческого понятия σκηνή: «Хощеши, да сътворимъ сьде трии сѣни» (τρεĩς σκηνάς). Однако в древнерусском языке понятие «сень» обозначало и другие сооружения, защищающие от солнечного света. В старославянском языке понятие «сень» имело множество значений, в том числе: 1. Сооружение, защищавшее от солнца; 2. Крыльцо дома; 3. Жилые помещения дома, палаты; 4. Портик. Также существовали абстрактные значения: 1. Мечта, нечто неясное и туманное; 2. Образ и символ; 3. Защита и покров от врагов2.

В современной христианской традиции понятие «сень» имеет несколько значений, например: «сень» как понятие, используемое в тексте Священного Писания; «сень», как обозначение определенных элементов храмовой архитектуры и храмового убранства; «сень», как понятие, употребляемое в литургической поэзии и богослужебных текстах.

«Сень» в Священном Писании

Понятие «сень» встречается как в Ветхом, так и в Новом Завете. На страницах Священного Писания оно имеет несколько значений, и среди них: «сень» в смысле сооружения, шалаша, или кущи (Мф.17:4), «сень» в переносном значении как защита, покров (Плач.4:20; Вар.1:12) «сень» в значении «тень» (Иона.4:6), а также «сень» в духовном значении мрачного, темного места загробного пребывания душ, «сень смерти» (Иов.3:5).

Опять же, как было замечено выше, по крайней мере с XII в. понятие «сень» использовалось для обозначения Скинии, то есть шатра иудейских религиозных собраний (Исх.29:42). Само греческое слово «σκηνή» – аналог русского слова «скиния» – в данном случае было синонимично славянскому «сень» – и то и другое слово обозначало навес, палатку от тени. Вместе с тем несмотря на то, что в иудейской и древнееврейской традиции действительно встречается обозначение Скинии как «шатра свидетельства» (охел моэд (אוהל מועד — «скиния свидетельства») и охел ха-эдут (אוהל העדות — «шатёр свидетельства»), тем не менее в отношении Скинии гораздо чаще можно встретить понятие «обиталище» или «местопребывание» Бога (ха-мишкан (המשכן — «обиталище; местопребывание [Бога]») и мишкан ха-шем (משכן השם — «местопребывание имени [Бога]»). Иногда эти понятия смешивались (Исх.39:32). Это было связано с тем, что у евреев как изначально кочевого народа, понятие «жилище», «место обитания» (мишкан) и понятие «шатер», «палатка» (охел) были синонимами (Чис.24:5). Переводчик же выбрал слово σκηνή, которое и передало дословное обозначение Скинии, что в конечном итоге повлияло на выбор понятия «сень» при переводе Священного Писания на древнерусский язык. Чтобы не смешивать понятия «сень» в качестве кущи, палатки, навеса от тени в широком смысле слова с «Сенью», то есть Скинией, то есть, по сути, с храмом Единому Богу, переводчики в дальнейшем отказались от русскоязычной адаптации понятия «Скиния» и превратили его в имя собственное.

«Сень» в архитектуре и внутреннем убранстве храма

Во внутреннем убранстве храма «сень» также называется «киворий». Киворий, также киборий (греч. κιβώριον, лат. ciborium — стручок египетского боба) – изначально – элемент древнеримской архитектуры, представлявший собой навес от солнца. Полагают, что в первые века христианства понятие «киборий» (ciborium) также использовалось для обозначения специальной подвесной дарохранительницы (т.н. «евхаристический голубь»)3 или переносной чашеобразной дарохранительницы, чуть позже в католической традиции внешний вид кибория-контейнера изменился, а вместе с ним поменялось и его название.  В современной католической традиции такой контейнер для переноса Св. Даров называется «пикс» (pyx, pix; лат. pyxis, греч. πυξίς, сосуд из самшита, от πύξος, самшит). Утверждается, что оформленная в виде голубя дарохранительница также носила название «перистерион» (др.-греч. περιστερεων — голубятня). Но уже с IV века киворием стала в основном называться завеса или специальное сооружение, закрывавшее алтарь. Кивории также было принято устанавливать над амвоном, над крещальной купелью, над особо почитаемыми святынями (мощами святых, иконами и пр. реликвиями).

В русской православной традиции понятие «киворий» уступило место понятию «алтарная сень». Например, можно выделить особую форму храмового убранства – надпрестольную сень. Помимо этого, «сень» также принято устанавливать над ковчегами с мощами святых, над особо почитаемыми иконами, над освященными источниками, над местами молитвы царей и тронами, а также над местами молитвы особых персон – архиереев, наместников монастырей, богатых вкладчиков и ктиторов храмов и пр. Одной из наиболее известных русских надкупельных сеней является «Иорданская сень» XVII в., расположенная в Суздальском кремле4.

Не стоит путать «сень» и «балдахин» (из фр. baldaquin, итал. baldacchino, от ср.-лат. baldacinus — «дорогая шёлковая ткань из Baldacco: Багдада»). Эти понятия хоть и синонимичны, но не тождественны. Балдахин представляет собой тканный навес, или даже саму ткань навеса, являясь, таким образом, конструктивным элементом сени.

Отмечают, что как элемент храмовой архитектуры «сень» представляет собой художественно оформленный навес или шатер как независимо стоящий, так и являющийся частью фасада храма. Отдельно стоящая «сень» может покоиться на колоннах или столбах, в этом случае «сень» чаще всего устанавливают над каким-либо освященном источником.

«Сень» в литургической поэзии

В литургической поэзии понятие «сень» довольно часто, помимо прочего, встречается в качестве одного из благочестивых наименований Пресвятой Богородицы (пример: «Светоносная Сене небесная, духовную благодать во мне направи» (Утренние молитвы, 7‑ая молитва). Такое наименование связано с тем, что Пресвятая Богородица, служа таинству Боговоплощения, носила в себе Самого Бога и родила Его. В представлении верующих Пресвятая Богородица представляется Заступницей и Ходатаицей перед Солнцем Правды, Господом Иисусом Христом. Не случайно одним из самых распространенных иконографических образов в нашей Церкви является образ Покрова Божьей Матери.


Примечания:

1Вопросы священнику Иеромонах Иов (Гумеров)

2 Сени. Сень. Осенить. В.В. Виноградов. История слов.

3 Голубь евхаристический (Энциклопедия «Всемирная история»)

4 «Иорданская сень XVII века» в Суздальском кремле (сайт Храма Преображения Господня, село Сивково, можайского района МО) 

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки