Смысл и значение Таинства Священства

Свя­щен­ство есть таин­ство, в кото­ром через свя­ти­тель­ское руко­по­ло­же­ние на пра­вильно избран­ного нис­хо­дит Святой Дух и постав­ляет его совер­шать таин­ства и пасти стадо Хри­стово
(Пра­во­слав­ный кате­хи­зис).

Все таин­ства зна­чи­тельны, конечно, тем не менее, всякое Таин­ство имеет всегда кон­крет­ное обра­ще­ние к какому-нибудь чело­веку для его спа­се­ния. В кре­ще­нии или вен­ча­нии, собо­ро­ва­нии или пока­я­нии, каждый раз име­ется в виду польза отдель­ного чело­века, бла­го­дат­ный дар, кото­рый необ­хо­дим для его спа­се­ния. Хиро­то­ния же имеет глав­ным обра­зом целью не освя­ще­ние дан­ного чело­века для его спа­се­ния, а посвя­ще­ние его для слу­же­ния Церкви, для слу­же­ния спа­се­ния других людей. Всякое таин­ство совер­ша­ется Цер­ко­вью, пол­но­той цер­ков­ной, но в отли­чие от других таинств (кроме Литур­гии, кото­рая есть таин­ство таинств, и есть таин­ство Церкви) таин­ство Хиро­то­нии всегда вос­при­ни­ма­лось как особое обще­цер­ков­ное дело.

Св. Симеон Солун­ский назы­вает пре­сви­тер­ский чин «совер­ши­тель­ным», т.к. иерей, совер­шая Таин­ства, не может не пре­по­дать Бла­го­дати свя­щен­ства другим: он «кре­щает и свя­щен­но­дей­ствует, но не хиро­то­ни­сует, т. е. не руко­по­ла­гает других к совер­ше­нию Таинств и не может других про­из­во­дить в сан иерея или иной сан, при­част­ный свя­щен­ни­че­скому чину». Пре­сви­теру под­чи­ня­ется диакон и цер­ков­но­слу­жи­тели, кото­рые выпол­няют обя­зан­но­сти в храме только по его бла­го­сло­ве­нию.

Хиро­то­ни­су­е­мый во пре­сви­тера изби­ра­ется из диа­кон­ского чина. Под­дер­жи­ва­е­мый диа­ко­нами, т.е. тем чином, к кото­рому когда-то при­над­ле­жал, – по тол­ко­ва­нию св. Симеона Солун­ского, – «он дово­дится ими до свя­щен­ных врат алтаря и таким обра­зом пока­зы­ва­ется, что он еще диакон, под­дер­жи­ва­е­мый рав­но­чин­ными ему. Когда же достиг­нут врат, то он остав­ля­ется диа­ко­нами, потому что ста­но­вится выше чина их и при­ни­мают его двое высшие из пре­сви­те­ров, потому что он всту­пает в их чин».

Архи­ерей объ­яв­ляет, все­на­родно имя хиро­то­ни­су­е­мого и сте­пень, на кото­рую он воз­во­дится, и при­гла­шает всех веру­ю­щих к сугу­бой молитве о руко­по­ла­га­е­мом. После чего епи­скоп читает 2 молитвы. Первая – о досто­ин­стве; вторая – о слу­же­нии – изоб­ра­жает образ пас­тыр­ского деяния: про­дол­же­ние бла­гого, бла­го­сло­вен­ного, Бого­че­ло­ве­че­ского домо­стро­и­тель­ства (ико­но­мии), спа­се­ния людей в Церкви, совер­ша­е­мого бла­го­да­тью Хри­сто­вой через пас­тыря, и ука­зы­вает 5 бла­го­дат­ных сил, 5 дей­ство­ва­ний в Свя­щен­стве:

  1. пред­сто­ять Жерт­вен­нику Иску­пи­теля, отдав свою соб­ствен­ную жизнь как жертву;
  2. про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие Цар­ствия Божия, утвер­ждая веру в Гос­пода нашего Иисуса Христа как истин­ного Судию и Спа­си­теля миру;
  3. бла­го­вест­во­вать Боже­ствен­ную истину и правду Хри­стову, соб­ствен­ным при­ме­ром являя ее во всех слу­чаях и обсто­я­тель­ствах жизни;
  4. при­но­сить дары и жертвы духов­ные, совер­шать Литур­гию – бес­кров­ную жертву сла­во­сло­вия и бла­го­да­ре­ния Божия;
  5. являть миру Божие отцов­ство, кре­стить водой, Духом Святым и пла­ме­нем Веры во имя Пре­свя­той Троицы, рож­дать людей в новую жизнь, слу­жить их духов­ному росту.

После про­чте­ния молитв Архи­ерей подает руко­по­ло­жен­ному свя­щен­нику одежду – епи­тра­хиль, пояс и фелонь и вру­чает ему слу­жеб­ник (руко­вод­ство для совер­ше­ния свя­щен­но­дей­ствия).

Епи­тра­хиль, по виде­нию Ин. Зла­то­уста, зна­ме­нует духов­ное пома­за­ние. Пояс, кото­рый стя­ги­вает под­риз­ник (дья­кон­ский сти­харь) озна­чает духов­ную готов­ность и спо­соб­ность к Бого­слу­же­нию. Фелонь (риза) – одежда правды и радо­сти (Пс. 131:9,16). Цело­ва­ние Архи­манд­рита и всех слу­жи­те­лей «в рамена» выра­жает при­вет­ствие ново­по­став­лен­ного при вступ­ле­нии в чин иерей­ский и союз апо­столь­ской любви.

В Таин­стве Свя­щен­ства через свя­ти­тель­ское руко­по­ло­же­ние на пра­вильно избран­ного нис­хо­дит Дух Святый и постав­ляет его совер­шать Таин­ства и пасти стадо Хри­стово.

Внеш­няя сто­рона – воз­ло­же­ние рук архи­ерея на главу посвя­ща­е­мого и молит­вен­ное при­зы­ва­ние Свя­таго Духа. Внут­рен­няя – особая бла­го­дать свя­щен­ства. Она наде­ляет избран­ного духов­ной силой и вла­стью учить, свя­щен­но­дей­ство­вать и управ­лять паст­вой.

Ин. Зла­то­уст: «Воз­ла­гает руку чело­век, а все делает Бог, и Его-то рука каса­ется главы руко­по­ла­га­е­мого, если руко­по­ла­га­ется как должно».

Гр. Нис­ский: «Постав­ля­е­мый в Свя­щен­ники, по внеш­нему виду оста­ется преж­ним чело­ве­ком, но по душе пре­об­ра­зу­ется он на лучшее неви­ди­мой некоей силою и бла­го­да­тью».

Хиро­то­ния совер­ша­ется по собор­ной молитве Церкви, поэтому про­ис­хо­дит в алтаре во время Литур­гии, кото­рая явля­ется высшим выра­же­нием собор­но­сти Церкви, объ­еди­не­нием веру­ю­щих в общем молит­вен­ном обра­ще­нии к Богу.

Если гово­рить о сим­во­лике, то можно про­ве­сти такие парал­лели: выбор паст­вой (древ­няя тра­ди­ция) есть некое сва­тов­ство, а хиро­то­ния – вен­ча­ние иерея с его паст­вой. Эта сим­во­лика под­креп­ля­ется чино­по­сле­до­ва­ни­ями, общими в одном и в другом Таин­стве. Отсюда сле­дуют неко­то­рые выводы: 1) брак свя­щен­ника с его паст­вою есть нерас­тор­жи­мый союз, значит в идеале невоз­можны пере­ме­ще­ния свя­щен­ника с одного места на другое, 2) и более суще­ствен­ное – неиз­гла­ди­мость (като­ли­че­ская фор­му­ли­ровка) Таин­ства.

Каждый момент этого свя­щен­но­дей­ствия зна­чи­те­лен и стра­шен: и посвя­ще­ние в первые сте­пени свя­щен­ства, – чтеца, ипо­ди­а­кона и диа­кона, и первое про­хож­де­ния через Цар­ские врата, как через некий огнен­ный рубеж, и обхож­де­ние вокруг Пре­стола, под чтение вен­чаль­ных стихир, первое при­кос­но­ве­ние к Пре­столу, пре­кло­не­ние колен и ощу­ще­ние тяже­лого пар­чо­вого омо­фора на главе и бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ницы архи­ерея, и, веро­ятно, самое страш­ное, – слова архи­ерея впол­го­лоса, ска­зы­ва­е­мые на ухо став­лен­нику: «воз­веди очи твои на небо и проси Бога о про­ще­нии твоих грехов и о даро­ва­нии тебе непо­роч­ного свя­щен­ства»… Обла­че­ние в белые одежды. Открыты не только цар­ские двери, но и диа­кон­ские, в знак того, что обще­ние с моля­щи­мися, с наро­дом – более тесное и уча­стие его – более непо­сред­ствен­ное, чем в иных Таин­ствах. Это осо­бенно чув­ству­ется в мно­го­крат­ных «аксиос» на каждую часть свя­щен­ного оде­я­ния, вос­пе­ва­е­мых и в алтаре со слу­жа­щими, и кли­ро­сом, т. е. теми, кто выра­жает своим пением чув­ство народа.

Послед­ний момент, нако­нец: вру­че­ние новому иерею дис­коса с части­цей св. Агнца и со сло­вами: «приими залог сей, о нем же истя­зан имаше быти в день Страш­ного При­ше­ствия Гос­пода нашего Иисуса Христа». Теперь это уже не просто миря­нин… он должен, по слову Гр. Бого­слова, «стоять с анге­лами, сла­во­сло­вить с архан­ге­лами, воз­но­сить жертвы на горний жерт­вен­ник, свя­щен­но­дей­ство­вать с Хри­стом, вос­со­зи­дать созда­ние, вос­ста­нов­лять образ Божий, тво­рить для гор­няго мира и, скажу больше, – быть Богом и тво­рить богами» («Слово защи­ти­тель­ное»).

От этого момента начи­на­ется не жизнь, а житие; не дея­тель­ность, а слу­же­ние; не раз­го­воры, а про­по­ведь; не немощь дол­го­лет­него рас­слаб­лен­ного, а дер­за­ние друга Хри­стова, «забве­ние зад­няго и про­сти­ра­ние вперед» (Флп. 3:13), цар­ство бла­го­дати, веч­но­сти и рас­пя­тия Христу. 

Завет.Ру

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки