Лицеприятие

***

Лицеприя́тие – (Иак 2:9) — пред­по­чте­ние одного чело­века дру­гому (одних людей другим) по при­чине при­страст­ного к нему (к ним) отно­ше­ния»

У Бога нет лице­при­я­тия

Апо­стол прямо ука­зы­вает на то, что у Бога нет лице­при­я­тия (Рим 2:11). Об этом же в своей льсти­вой речи сви­де­тель­ствуют и враги Гос­пода Иисуса Христа: «Учи­тель! мы знаем, что Ты спра­вед­лив, и истинно пути Божию учишь, и не забо­тишься об уго­жде­нии кому-либо, ибо не смот­ришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? поз­во­ли­тельно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф 22:16-17).

Лице­при­я­тие – грех

Тем, кто допус­кает в своих поступ­ках лице­при­я­тие (напри­мер, заис­ки­вает перед бога­тым и вли­я­тель­ным чело­ве­ком, игно­ри­руя бед­ного и незна­ча­щего), адре­со­вано стро­гое апо­столь­ское пре­ду­пре­жде­ние: «Если посту­па­ете с лице­при­я­тием, то грех дела­ете, и перед зако­ном ока­зы­ва­е­тесь пре­ступ­ни­ками» (Иак 2:9). Апо­стол прямо гово­рит о недо­пу­сти­мо­сти лице­при­я­тия в жизни по вере: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Гос­пода славы, не взирая на лица» (Иак 2:1).

Опас­ность лице­при­я­тия

  1. Тот, кто взи­рает на лица, рис­кует согре­шить осуж­де­нием, стать «судьей с худыми мыс­лями» и пред­вос­хи­тить Божий суд, забыв о том, что Бог «бедным мира» дал богат­ство веры и воз­мож­ность быть наслед­ни­ками Цар­ствия (Иак 2:4-5) и что «какою мерою мерите, такой и вам будут мерить» (Мф 7:2).
  2. Того, кто будет (по лице­при­я­тию) гово­рить нече­сти­вому (напри­мер, в суде), что он прав, — ожи­дает про­кля­тие со сто­роны людей (Притч. 24:23-25).
  3. Того, кто по лице­при­я­тию и чело­ве­ко­уго­дию (в том числе свя­зан­ному с мало­ду­шием) не защи­тил нищего и убо­гого чело­века от вли­я­тель­ного греш­ника, угне­та­ю­щего ближ­них, ожи­дает уни­чи­же­ние от Бога, а прежде того – суро­вое нака­за­ние и стыд: «Измите нища и убога, из руки греш­ничи изба­вите его» (Пс.81:4), «яко Бог раз­сыпа кости чело­ве­ко­угод­ни­ков: посты­де­шася, яко Бог уни­чижи их» (Пс. 52:6).
  4. Нако­нец, лице­при­я­тие крайне нега­тивно отра­жа­ется на тех, кого пред­по­чи­тают другим. Одни только льсти­вые слова и лживые вос­хва­ле­ния, воз­буж­дая в чело­веке тще­сла­вие, а через него и другие стра­сти, при­во­дят душу на край гибели. Пре­по­доб­ный Антиох Пале­стин­ский в своем слове «О том чтобы не отно­ситься с лице­при­я­тием» пре­ду­пре­ждает об этом через образ легко вос­пла­ме­ня­ю­щихся веществ – дре­ве­сины и травы. Подобно тому, как огонь легко зажи­гает траву, так и лживые похвалы и уго­жде­ния раз­жи­гают в душе похва­ля­е­мого пламя греха, пере­хо­дя­щее в огонь геенны1. Таким обра­зом, всякое лице­при­я­тие про­ти­во­по­ложно любви.
    Об этой опас­но­сти лице­при­я­тия пре­ду­пре­ждает «силь­ных» и про­ро­че­ское слово: «бла­жа­щии вас льстят вы» (Ис.3:12).
  5. Лице­при­я­тие опасно и тем, что вносит допол­ни­тель­ное раз­де­ле­ние между людьми, тем самым еще больше отда­ляя души не только друг от друга, но и от Бога.

Духов­ные при­чины лице­при­я­тия

Суще­ствуют не только внеш­ние и доста­точно оче­вид­ные при­чины лице­при­я­тия (такие как корысть, мало­ду­шие, тще­сла­вие и проч.), но и более глу­бо­кие (напри­мер, недо­ста­ток любви, ослаб­ле­ние в вере). Среди послед­них выде­ля­ется потеря остроты духов­ного зрения. Сщмч. Игна­тий Бого­но­сец под­чер­ки­вает, что мы при­званы «не по плоти взи­рать на ближ­него, но во Христе любить друг друга» (Сщмч. Игна­тий Бого­но­сец. Посла­ние к маг­не­зий­цам. 62). «Взи­рать по плоти» про­ти­во­по­ложно под­лин­ному духов­ному зрению, кото­рое всегда во Христе.

В отли­чие от чело­века, кото­рому не так часто открыт внут­рен­ний мир ближ­него и кото­рый нико­гда не может пол­но­стью поло­житься на свое духов­ное зрение, Бог – един­ствен­ный Серд­це­ве­дец, зна­ю­щий о каждом всю пол­ноту правды. Яркое сви­де­тель­ство об этом есть еще в Ветхом Завете: «не смотри на вид его и на высоту роста его… ибо чело­век смот­рит на лице, а Гос­подь смот­рит на сердце (1Цар. 16:7)».

Как избе­жать лице­при­я­тия

  1. Укреп­ляться в надежде и упо­ва­нии на Бога (Пс.145:3).
  2. Не слиш­ком пола­гаться на вли­я­тель­ных людей, учи­ты­вая, что, в конце концов, каждый будет судим Непод­куп­ным и нели­це­при­ят­ным Судом.
  3. Под­дер­жи­вать в себе страх Божий. Сам Гос­подь устами св. апо­стола и еван­ге­ли­ста Матфея при­зы­вает не бояться не только началь­ству­ю­щих или иных вли­я­тель­ных лиц, но даже и «уби­ва­ю­щих тело, души́ же не могу­щих убить». Дей­стви­тельно бояться сле­дует Бога – «Того, Кто может и душу и тело [нерас­ка­ян­ного греш­ника, винов­ного, напри­мер, в лице­при­я­тии – ред.] погу­бить в геенне» (Мф.10:28).
  4. Глав­ное – стре­миться воз­лю­бить Бога всей душой до конца и ближ­него как самого себя (Мк.12:30-31), поскольку лице­при­я­тие – это про­яв­ле­ние нелюбви к Богу (грех), к оби­жа­е­мому ближ­нему (кото­рому пред­по­чли более «важную» пер­сону) и к ближ­нему пред­по­чи­та­е­мому, в душе кото­рого от этого пред­по­чте­ния раз­жи­га­ется гре­хов­ное пламя. Путь к воз­рас­та­нию в любви описал прп. Амвро­сий Оптин­ский: «Любовь, конечно, выше всего. Если ты нахо­дишь, что в тебе нет любви, а жела­ешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сна­чала без любви. Гос­подь увидит твое жела­ние и ста­ра­ние и вложит в сердце твое любовь»3.

При­ме­ча­ния:

1 Слово 93. О том, чтобы не отно­ситься с лице­при­я­тием // пре­по­доб­ный Антиох Пале­стин­ский. Все­объ­ем­лю­щее собра­ние (Пан­декты) Бого­дух­но­вен­ных Святых Писа­ний. 

2 Глава 6. Хра­ните согла­сие // свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Бого­но­сец, епи­скоп Антио­хий­ский. Посла­ние к маг­не­зий­цам. 

3 Любовь // пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский (Грен­ков). Сим­фо­ния по тво­ре­ниям пре­по­доб­ного Амвро­сия, старца Оптин­ского.

 

См. ЧЕЛО­ВЕ­КО­УГО­ДИЕ

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки