Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Солея

Аудио-версия статьи

Соле́я (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, осно­ва­ние; пол) – пред­став­ляет собой внут­рен­ний эле­мент про­стран­ства храма, воз­вы­шен­ное место, рас­по­ло­жен­ное перед ико­но­ста­сом, про­сти­ра­ю­ще­еся от север­ной части храма до южной, сов­па­да­ю­щее по уровню с полом алтаря, что в неко­то­ром смысле слова делает солею частью алтаря, выхо­дя­щую за ико­но­стас. Суще­ствует мно­же­ство вари­ан­тов испол­не­ния солеи во внут­рен­ней архи­тек­туре храма: высо­кая и низкая, с тем или иным коли­че­ством сту­пе­ней (обычно две или три). В ново­по­стро­ен­ных храмах в России солея иногда не устра­и­ва­ется вовсе. Афон­ская тра­ди­ция хра­мо­стро­и­тель­ства знает также очень узкие солеи в неболь­ших храмах.

soleja - Солея

Солея в совре­мен­ном хри­сти­ан­стве

Иногда утвер­жда­ется, что в хри­сти­ан­стве солея выпол­няет роль своего рода просце­ни­ума (просце­ний, проске­ний (лат. proscaenium, от др.-греч. προσκήνιον), то есть перед­ней по отно­ше­нию к зри­телю части «сцены» (др.-греч. σκηνή). Такая орга­ни­за­ция хра­мо­вого про­стран­ства явля­ется тра­ди­ци­он­ной как для антич­ной греко-рим­ской архи­тек­туры (и не только рели­ги­оз­ной, но и свет­ской), так и для рели­ги­оз­ных куль­тов древ­него Ближ­него Востока. Вет­хо­за­вет­ная Скиния в древ­не­гре­че­ском языке обо­зна­ча­лась тем же словом, что и «сцена» (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр; палатка»). Несмотря на то, что Скиния не имела солеи в нашем при­выч­ном для нас архи­тек­тур­ном смысле, можно утвер­ждать, что свя­ти­лище (то есть внут­рен­ний двор) скинии выпол­нял роль «солеи», как просце­ни­ума.

Орга­ни­за­ция про­стран­ства хри­сти­ан­ского храма пред­по­ла­гает нали­чие трех ком­по­нен­тов: алтаря с пре­сто­лом и жерт­вен­ни­ком, средней/центральной части и при­твора. Солея в хри­сти­ан­ском храме высту­пает свя­зу­ю­щим звеном (как архи­тек­тур­ным, так и литур­ги­че­ским) алтаря и сред­ней части.

Цен­траль­ная часть солеи высту­пает в сере­дину храма по направ­ле­нию от Цар­ских врат и назы­ва­ется «амвон» (от др.-греч. ἄμβων — «выпук­лость, выступ, воз­вы­ше­ние»).

Функ­ци­о­нально солея делится на две части – боко­вые сто­роны солеи, как пра­вило, пред­на­зна­чены для певчих и чтецов, цен­траль­ная и амвон­ная часть солеи для свя­щен­но­дей­ствий во время бого­слу­же­ния (малый и вели­кий вход, выход свя­щен­ника и/или диа­кона для воз­гла­ше­ния, при­ча­ще­ние веру­ю­щих и пр.).

Во время бого­слу­же­ния в боко­вых углах солеи, там, где рас­по­ла­га­ются чтецы и певцы, также хра­нятся бого­слу­жеб­ные книги. В таких слу­чаях солея нередко отде­ля­ется от цен­траль­ной части храма круп­ной иконой в дере­вян­ном киоте.

Суще­ствует довольно много вари­ан­тов устрой­ства солеи в пра­во­слав­ных храмах. В част­но­сти, солея и амвон могут отде­ляться от цен­траль­ной части храма деко­ра­тив­ной огра­дой, кото­рая может быть метал­ли­че­ской, иногда мра­мор­ной, гра­нит­ной или дере­вян­ной), а могут и не отде­ляться. При отде­ле­нии солеи от основ­ной части храма огра­дой, в ограде дела­ется три калитки – одна на выходе с амвона и две по бокам напро­тив диа­кон­ских врат. Иногда помимо двух боко­вых кали­ток по бокам солеи можно наблю­дать двери, кото­рые ведут в тран­септ (от позд­не­лат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда»), то есть к боко­вым выхо­дам из храма или в боко­вые нефы, на коло­кольню – также рас­по­ло­же­ние дверей воз­можно лишь при опре­де­лен­ных архи­тек­тур­ных реше­ниях при стро­и­тель­стве храма и редко встре­ча­ется. Солея может усти­латься ков­рами или нет.

Как уже было отме­чено выше, сооб­разно одному из тол­ко­ва­ний, солея явля­ется как бы просце­ни­у­мом храма, а так как алтар­ная часть раз­ме­ща­ется выше основ­ной части, то солея сов­па­дает с уров­нем алтаря. В неко­то­рых слу­чаях алтарь раз­ме­ща­ется высоко, и солея имеет сту­пеньки (по всей про­тя­жен­но­сти, в том числе и у амвона, или только с цен­траль­ной и боко­вой части). Ширина сту­пе­нек подчас создает эффект мно­го­уровнев­ной солеи (напр. в кафед­раль­ном пат­ри­ар­шем храме Гру­зин­ской пра­во­слав­ной церкви Све­ти­ц­хо­вели, или в Вос­кре­сен­ском соборе Нико­ла­ев­ского бла­го­чи­ния г. Пуга­чева Сара­тов­ской обла­сти). Наи­бо­лее рас­про­стра­нены одно­сту­пен­ча­тые солеи. В редких слу­чаях солея или отсут­ствует или настолько мала, что пред­став­ляет собой, по сути, порог ико­но­стаса, теряя свое функ­ци­о­наль­ное зна­че­ние.

Также, суще­ствуют локаль­ные аль­тер­на­тив­ные кон­струк­ции солеи (напр. серб­ская или нов­го­род­ская) пред­на­зна­чен­ные для кафед­раль­ных собо­ров. Амвон на такой солее может пред­став­лять собой круг­лую пло­щадку в центре широ­кой солеи, зани­ма­ю­щей до трети хра­мо­вого про­стран­ства. В каче­стве при­мера можно при­ве­сти Ивер­ский собор Вал­дай­ского мона­стыря или храм свя­того Марка в Бел­граде.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки