Амвон

***

Амво́н (от греч. ἄμβων — выпук­лость, воз­вы­ше­ние, край горы) – воз­вы­шен­ный, полу­круг­лый и выдви­ну­тый вглубь храма выступ в сере­дине солеи, напро­тив Цар­ских врат.

Архи­ерей­ским амво­ном назы­ва­ется четы­рех­уголь­ное воз­вы­ше­ние в центре храма, на кото­рое во время бого­слу­же­ния ста­вится архи­ерей­ская кафедра.

Амвон в центре солеи озна­чает вос­хож­де­ние (греч. – «амвон»). Он зна­ме­нует собою те места, с кото­рых про­по­ве­до­вал Гос­подь Иисус Хри­стос (гору, корабль), так как на амвоне во время литур­гии чита­ется Еван­ге­лие, про­из­но­сятся диа­ко­ном екте­нии, свя­щен­ни­камипро­по­веди, поуче­ния, с амвона епи­скопы обра­ща­ются к народу.

Амвон воз­ве­щает также о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, озна­чая камень, отва­лен­ный анге­лом от дверей Гроба Гос­подня, что соде­лало и всех, веру­ю­щих во Христа, при­част­ни­ками Его бес­смер­тия, ради чего им и пре­по­да­ются с амвона Тело и Кровь Хри­стовы во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную.

Амвон

***

Амво́н

Ю.И. Рубан

Амво́н – (греч. ’mbwn, а́мбон, а́мвон – «выступ», «воз­вы­ше­ние»; от гл. InabaInw – «вос­хо­дить», «под­ни­маться») – особое воз­вы­шен­ное место хри­сти­ан­ского храма, пред­на­зна­чен­ное для чтения Свя­щен­ного Писа­ния, про­по­веди и других бого­слу­жеб­ных действ.

Судя по немно­гим сохра­нив­шимся памят­ни­кам и опи­са­ниям, древ­ний амвон пред­став­лял собой высе­чен­ную из мра­мора полу­круг­лую башенку, к верх­ней пло­щадке кото­рой вели две лест­ницы («всходы»). С лице­вой сто­роны амвон укра­шался скульп­тур­ными изоб­ра­же­ни­ями. В древ­них храмах бази­ли­каль­ной формы амвон ста­вился посреди храма (если он был один) или по правой и левой сто­ро­нам нефа, если их было два (в неко­то­рых храмах один амвон пред­на­зна­чался для чтения Апо­стола, другой – для чтения Еван­ге­лия). На верх­ней пло­щадке амвона поме­ща­лись пюпитр для книг, под­свеч­ник и седа­лище для епи­скопа. Нов­го­род­ский палом­ник Анто­ний, посе­тив­ший Кон­стан­ти­но­поль в 1200 г. и оста­вив­ший опи­са­ние сто­лич­ных свя­тынь, выде­ляет амвон «Вели­кой Церкви» (Святой Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской), глав­ного соборно-при­ход­ского храма визан­тий­ского хри­сти­ан­ства («амвон хру­ста­лен, Усти­ниян царь пре­муд­ро­стию многою сотвори, вся­че­ски укра­шен»).

Амвон Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской мог стать про­то­ти­пом для древ­не­рус­ских амво­нов, в част­но­сти, для дере­вян­ного амвона Софий­ского Собора в Нов­го­роде, постро­ен­ного в 1533 г. при архи­епи­скопе Мака­рии и вызы­вав­шего вос­хи­ще­ние совре­мен­ни­ков («амбон велми чуден»). Это един­ствен­ный сохра­нив­шийся древ­не­рус­ский амвон подоб­ного типа (в насто­я­щее время нахо­дится в Рус­ском музее). С этого амвона читали Апо­стол, Еван­ге­лие, испол­няли важ­ней­шие пес­но­пе­ния, воз­гла­шали сино­дик («кли­кали сено­дик»). На нем также совер­шался обряд «Воз­дви­же­ния креста» во время одно­имен­ного празд­ника, причем, особая роль отво­ди­лась нов­го­род­скому амвону во время дей­ства «Хож­де­ния на осляти» (см. Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим). Оче­видно, амвон в древ­не­рус­ском бого­слу­же­нии служил обра­зом Небес­ного Иеру­са­лима, иде­аль­ного Града и Храма, в кото­ром про­ис­хо­дит «воз­вы­шен­ное» (в духов­ном и даже бук­валь­ном смысле!) слу­же­ние. После XVII в. подоб­ные амвоны исче­зают.

В насто­я­щее время суще­ствуют два вида амво­нов – 1. «Пре­дал­тар­ный амвон» – полу­круг­лая пло­щадка, явля­ю­ща­яся как бы про­дол­же­нием цен­траль­ной части солеи (против Цар­ских врат), высту­пом своим обра­щен­ная в сто­рону моля­щихся. Здесь дьякон про­из­но­сит екте­ньи и читает Еван­ге­лие, свя­щен­ник про­по­ве­дует, пре­по­дает моля­щимся при­ча­стие и крест по окон­ча­нии бого­слу­же­ния. – 2. «Архи­ерей­ский амвон» – квад­рат­ное воз­вы­ше­ние в сред­ней части храма (как пра­вило, пере­нос­ное), на кото­ром архи­ерей обла­ча­ется и стоит в окру­же­нии кли­ри­ков и веру­ю­щих до Малого входа при совер­ше­нии им Литур­гии. Отсюда другое назва­ние в бого­слу­жеб­ных книгах – «обла­чаль­ное место». Как пра­вило, он имеет две сту­пени.

Согласно авто­ри­тет­ному визан­тий­скому литур­ги­че­скому тол­ко­ва­нию (XIIXIII в.), «амвон пред­став­ляет собою тот камень, на кото­ром ангел, отва­лив его, сидел близ двери гроба, когда воз­ве­щал миро­но­си­цам вос­кре­се­ние. Сту­пени амвона зна­ме­нуют лест­ницу Иакова» (Софро­ния пат­ри­арха Иеру­са­лим­ского Слово, содер­жа­щее всю цер­ков­ную исто­рию, 4). Тот же сим­во­ли­че­ский ряд более подробно раз­ви­вает послед­ний визан­тий­ский литур­гист Симеон Солун­ский († 1429 г.): пре­стол – гроб, алтарь – гро­бо­вая пещера, «посему и амвон ста­но­вится пред две­рями гроб­ницы, озна­чая камень, отва­лен­ный от дверей гроб­ницы, и воз­вы­ша­ется в зна­ме­ние высоты хри­сти­ан­ской про­по­веди, или того, что ангел сидел поверх его и про­по­ве­дал вос­кре­се­ние Спа­си­теля», – и делает вывод: «Потому и иереи с дья­ко­нами, изоб­ра­жая анге­лов, на амвоне воз­ве­щают Еван­ге­лие» (Раз­го­вор о святых свя­щен­но­дей­ствиях, гл. 104).

Лит.: Крас­но­сель­цев Н. Ф. О древ­них литур­ги­че­ских тол­ко­ва­ниях. Одесса, 1894; Сочи­не­ния бла­жен­ного Симеона, архи­епи­скопа Фес­са­ло­ни­кий­ского. М., 1994; Куп­ри­я­нов И. К. Крест­ные ходы, мест­ные празд­ники и цер­ков­ные обряды древ­него Нов­го­рода. Нов­го­род, 1859; Клю­ка­нова О. В. Нов­го­род­ский амвон 1533 года // София. Нов­го­род, 1998. № 4. C. 18–20.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки