Странноприимство

***

Странноприи́мство — 1) при­ни­ма­ние стран­ни­ков вообще; дея­тель­ность, свя­зан­ная с при­ни­ма­нием стран­ни­ков; 2) предо­став­ле­ние крова, пита­ния, содер­жа­ния стран­ству­ю­щим слу­жи­те­лям Гос­пода, во славу Божью (апо­сто­лам, про­по­вед­ни­кам, учи­те­лям, бого­моль­цам-палом­ни­кам и т. д.).

***

Почему Свя­щен­ное Писа­ние при­зы­вает рев­но­вать о стран­но­при­им­стве (Рим.12:13)?

В отли­чие от пред­при­ни­ма­тель­ства, свя­зан­ного с содер­жа­нием гости­ниц, плат­ных при­ютов, посто­я­лых дворов, бес­ко­рыст­ное, госте­при­им­ное услу­же­ние стран­ни­кам под­ра­зу­ме­вает и обна­ру­жи­вает любовь к людям, а если оно совер­ша­ется на основе веры — то и любовь к Богу.

Доб­ро­же­ла­тель­ное и услуж­ли­вое отно­ше­ние к стран­ни­кам (в широ­ком смысле стран­ни­ками могут име­но­ваться и люди, лишен­ные посто­ян­ного крова) было свой­ственно многим хри­сти­ан­ским подвиж­ни­кам, обра­зо­вы­вав­шим приюты и боль­ницы для без­дом­ных и сирот. И это не уди­ви­тельно. Ведь необ­хо­ди­мость заботы о незна­ко­мом чело­веке, ока­зав­шемся в нужде, согла­су­ется с мило­сер­дием, запо­ве­дью Христа о любви к ближ­ним.

В особых слу­чаях, когда Бог посы­лает слу­жи­те­лей в те места, где они не имеют ни род­ствен­ни­ков, ни друзей — при­ня­тие их, как рабов Божьих, со сто­роны стран­но­люб­цев спо­соб­ствует осу­ществ­ле­нию Про­мысла.

Именно в этом зна­че­нии сле­дует осмыс­ли­вать тре­бо­ва­ние апо­стола Павла: «в нуждах святых при­ни­майте уча­стие; рев­нуйте о стран­но­при­им­стве» (Рим.12:13). Исходя из слов Гос­пода Иисуса Христа о том, что даже и чаша воды, подан­ная во имя Его, не оста­нется без награды (Мк. 9:41), не трудно дога­даться, что без над­ле­жа­щей награды не оста­нется и бла­го­че­сти­вое стран­но­при­им­ство.

Пре­не­бре­жи­тель­ное же или, что хуже, жесто­кое отно­ше­ние к стран­нику, а тем более, если он послан Богом, может стать при­чи­ной низ­ве­де­ния Божьего гнева. Так, Лот принял Анге­лов к себе в дом, а жители Содома, не подо­зре­вав­шие об их под­лин­ном досто­ин­стве и могу­ще­стве, взду­мали над­ру­гаться над ними. Этим они пере­пол­нили чашу дол­го­тер­пе­ния Божия и, как резуль­тат, были истреб­лены огнен­ным дождём (см.: допол­ни­тельно: Содом­ский грех).

Всякое ли стран­но­при­им­ство угодно Богу?

По мнению ряда цер­ков­ных писа­те­лей стран­но­при­им­ство не должно про­ти­во­ре­чить бла­го­ра­зу­мию. В част­но­сти, оно не должно потвор­ство­вать край­нему жела­нию празд­но­сти, лено­сти, жить чужим трудом.

Так, в одном из дошед­ших до нас памят­ни­ков ран­не­хри­сти­ан­ской пись­мен­но­сти — Дидахи, — гово­рится, что при­ни­мать сле­дует вся­кого при­хо­дя­щего во имя Гос­подне. Однако если ему над­ле­жит идти в другое место, то его оста­новка вполне может быть огра­ни­чена двумя или тремя днями. Если же он хочет остаться на более дли­тель­ный срок, то должен тру­диться. В отно­ше­нии же тех, кото­рые не желают рабо­тать, ска­зано доста­точно резко: «он хри­сто­про­да­вец, таких бере­гись».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки