Главная » Алфавитный раздел » Г » Гостеприимство

Гостеприимство

(1 голос: 5 из 5)

 

Гостеприи́мство – 1) расположенность к частым приёмам гостей; 2) благосклонное отношение к гостям; 3) радушный, хлебосольный приём; 4) то же, что странноприимство.

Чем гостеприимство угодно Господу, и всякое ли гостеприимство богоугодно?

В Книгах Писания Ветхого и Нового Заветов гостеприимство часто рассматривается как проявление добродетельности.

Одним из наиболее ярких иллюстраций богоугодного гостеприимства служит пример с посещением Авраама тремя странниками, в котором Церковь усматривает явление Бога-Троицы. Встретив странников, Авраам попросил их остаться, принять угощение, сам стал обслуживать их, чем явил не только благорасположение, но и кротость, и смирение (Быт.18:1-8).

Гостеприимство Лота, проявленное в отношении двух Ангелов, обнаружилось не только в предоставлении им крова, но и в жертвенности (Быт.19:1-8).

Многострадальный Иов также отличался гостеприимством (Иов.31:31-32).

Писание Нового Завета тоже изобилует примерами гостеприимства, в том числе оказываемого Искупителю и Его апостолам. Высоко оценивая значимость богоугодного гостеприимства (основанного на любви, сострадании, милосердии), Спаситель подчеркивал, что пренебрегающий алчущими, жаждущими, страждущими может подпасть под осуждение на Страшном Суде (Мф.25:41-46).

Однако не всякое гостеприимство приятно Богу. Одно дело, когда человек принимает ближних исходя из высших нравственных побуждений; совсем другое — когда действует в видах грубой корысти, например, предоставляя трапезу и кров лишь почётным гостям, ради причастности к их земной славе или же ради прямой непосредственной выгоды.

Ярким примером подобного рода гостеприимства служит фреска храма Успения на Волотовом поле (XIV в.) — трехчастная композиция. На первом фрагменте изображения представлен босой Странник в рубище, с посохом и сумой, обращающийся к монаху-привратнику с просьбой о приюте. На втором — игумен, пирующий со знатными господами; одной рукой он отставляет привратника, пришедшего сообщить об ожидающем милости Нищем, а другой указывает на почётных гостей (как бы упрекая его, мол, у меня здесь такие знатные персоны, а ты досаждаешь нам с каким-то там странником). На третьем фрагменте — тот же игумен, но уже весьма обескураженный, кающийся; он устремлен вслед за проигнорированным им Нищим, Которым оказался Христос (судя по фреске Спаситель принял его покаяние и простил).

Не является богоугодной и та форма гостеприимства, что связана с любовью к пиршествам, попойкам и оргиям: «ни блудники, …ни пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru