Госте­при­им­ство

***

Гостеприи́мство – 1) рас­по­ло­жен­ность к частым при­ё­мам гостей; 2) бла­го­склон­ное отно­ше­ние к гостям; 3) радуш­ный, хле­бо­соль­ный приём; 4) то же, что стран­но­при­им­ство.

***

Чем госте­при­им­ство угодно Гос­поду, и всякое ли госте­при­им­ство бого­угодно?

В Книгах Писа­ния Вет­хого и Нового Заве­тов госте­при­им­ство часто рас­смат­ри­ва­ется как про­яв­ле­ние доб­ро­де­тель­но­сти.

Одним из наи­бо­лее ярких иллю­стра­ций бого­угод­ного госте­при­им­ства служит пример с посе­ще­нием Авра­ама тремя стран­ни­ками, в кото­ром Цер­ковь усмат­ри­вает явле­ние Бога-Троицы. Встре­тив стран­ни­ков, Авраам попро­сил их остаться, при­нять уго­ще­ние, сам стал обслу­жи­вать их, чем явил не только бла­го­рас­по­ло­же­ние, но и кро­тость, и сми­ре­ние (Быт.18:1–8).

Госте­при­им­ство Лота, про­яв­лен­ное в отно­ше­нии двух Анге­лов, обна­ру­жи­лось не только в предо­став­ле­нии им крова, но и в жерт­вен­но­сти (Быт.19:1–8).

Мно­го­стра­даль­ный Иов также отли­чался госте­при­им­ством (Иов.31:31–32).

Писа­ние Нового Завета тоже изоби­лует при­ме­рами госте­при­им­ства, в том числе ока­зы­ва­е­мого Иску­пи­телю и Его апо­сто­лам. Высоко оце­ни­вая зна­чи­мость бого­угод­ного госте­при­им­ства (осно­ван­ного на любви, состра­да­нии, мило­сер­дии), Спа­си­тель под­чер­ки­вал, что пре­не­бре­га­ю­щий алчу­щими, жаж­ду­щими, страж­ду­щими может под­пасть под осуж­де­ние на Страш­ном Суде (Мф.25:41–46).

Однако не всякое госте­при­им­ство при­ятно Богу. Одно дело, когда чело­век при­ни­мает ближ­них исходя из высших нрав­ствен­ных побуж­де­ний; совсем другое — когда дей­ствует в видах грубой коры­сти, напри­мер, предо­став­ляя тра­пезу и кров лишь почёт­ным гостям, ради при­част­но­сти к их земной славе или же ради прямой непо­сред­ствен­ной выгоды.

Ярким при­ме­ром подоб­ного рода госте­при­им­ства служит фреска храма Успе­ния на Воло­то­вом поле (XIV в.) — трех­част­ная ком­по­зи­ция. На первом фраг­менте изоб­ра­же­ния пред­став­лен босой Стран­ник в рубище, с посо­хом и сумой, обра­ща­ю­щийся к монаху-при­врат­нику с прось­бой о приюте. На втором — игумен, пиру­ю­щий со знат­ными гос­по­дами; одной рукой он отстав­ляет при­врат­ника, при­шед­шего сооб­щить об ожи­да­ю­щем мило­сти Нищем, а другой ука­зы­вает на почёт­ных гостей (как бы упре­кая его, мол, у меня здесь такие знат­ные пер­соны, а ты доса­жда­ешь нам с каким-то там стран­ни­ком). На тре­тьем фраг­менте — тот же игумен, но уже весьма обес­ку­ра­жен­ный, каю­щийся; он устрем­лен вслед за про­игно­ри­ро­ван­ным им Нищим, Кото­рым ока­зался Хри­стос (судя по фреске Спа­си­тель принял его пока­я­ние и про­стил).

Не явля­ется бого­угод­ной и та форма госте­при­им­ства, что свя­зана с любо­вью к пир­ше­ствам, попой­кам и оргиям: «ни блуд­ники, …ни пья­ницы… Цар­ства Божия не насле­дуют» (1Кор.6:9–10).

***

Когда идешь в гости к кому-либо из родных или зна­ко­мых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы раз­де­лить с ними дру­же­скую беседу, чтобы бесе­дою любви и искрен­ней дружбы ожи­вить свою душу от житей­ской суеты, чтобы соуте­шиться верою общею. «Не ищу вашего, – гово­рит Апо­стол, – но вас” (2Кор.12:14).
пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки