Содом­ский грех

См. раздел МИФ О ПОЛО­ВОЙ ОРИ­ЕН­ТА­ЦИИ

Содо́мский грех – гре­хов­ный помысл, стрем­ле­ние или деяние, свя­зан­ные с сек­су­аль­ным вле­че­нием чело­века к пред­ста­ви­телю (пред­ста­ви­те­лям) своего пола. Неко­то­рые духо­нос­ные отцы харак­те­ри­зо­вали содом­ский грех как раз­но­вид­ность блуд­ного, а иные про­во­дили между этими поня­ти­ями четкую раз­де­ли­тель­ную грань.

В отли­чие от запад­ной этики, пред­по­чи­та­ю­щей в отно­ше­нии содом­ского греха обте­ка­е­мые тер­мины и фор­му­ли­ровки (такие как «гомо­сек­су­а­лизм», «гомо­фи­лия», «гомо­эро­тизм», «сек­су­аль­ная инвер­сия»), но глав­ное, про­яв­ля­ю­щей к нему даже и не ней­траль­ность, а покро­ви­тель­ство, Свя­щен­ное Писа­ние рас­по­ла­гает к обрат­ному: «Не ложись с муж­чи­ною, как с жен­щи­ною: это мер­зость» (Лев. 18:22).

Обо­зна­че­ние греха как «содом­ский» про­ис­хо­дит от назва­ния города Содом, где во вре­мена Авра­ама про­цве­тал сей порок, причем сте­пень пора­бо­ще­ния горо­жан этим злом была такова, что в поис­ках удо­вле­тво­ре­ния похоти они не брез­го­вали при­нуж­де­нием и наси­лием. Верхом безу­мия и раз­вра­щен­но­сти была их попытка над­ру­гаться над анге­лами: «Еще не легли они спать, как город­ские жители, Содом­ляне, от моло­дого до ста­рого, весь народ со всех концов города, окру­жили дом и вызвали Лота и гово­рили ему: где люди, при­шед­шие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19:4–5). Все это, в итоге, пере­пол­нило чашу ярости Божьей: город был уни­что­жен огнен­ным и серным дождём и навеки упря­тан под водами Мерт­вого моря.

Согласно Откро­ве­нию Божию, муже­лож­ство входит в ряд тяг­чай­ших грехов: «Не обма­ны­вай­тесь: ни блуд­ники, ни идо­ло­слу­жи­тели, ни пре­лю­бо­деи, ни мала­кии, ни муже­лож­ники, ни воры, ни лихо­имцы, ни пья­ницы, ни зло­ре­чи­вые, ни хищ­ники — Цар­ства Божия не насле­дуют» (1Кор. 6:9–10).

В этом перечне особо выде­ля­ется блуд: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает чело­век, есть вне тела, а блуд­ник грешит против соб­ствен­ного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живу­щего в вас Свя­того Духа, Кото­рого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куп­лены доро­гою ценою» (1Кор. 6:18–20).

Каза­лось бы, из всех пере­чис­лен­ных грехов блуд, по Апо­столу, явля­ется самым ужас­ным. Между тем, здесь есть, над чем заду­маться. Ведь стрем­ле­ние блу­дить, при всей его без­за­кон­но­сти, хотя и явля­ется про­ти­во­есте­ствен­ным для чело­века, но всё же имеет опре­де­лен­ную парал­лель с есте­ствен­ным, инстинк­тив­ным стрем­ле­нием лиц одного пола к лицам дру­гого: «оста­вит чело­век отца своего и мать и при­ле­пится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2:24). Соб­ственно, про­ти­во­есте­ствен­ность блуд­ного вле­че­ния обна­ру­жи­ва­ется в неуме­рен­но­сти и извра­ще­ниях.

Что же каса­ется содом­ского греха, как бы ни объ­яс­няла его совре­мен­ная наука, част­ной ли ано­ма­лией, либо осо­бен­но­стями пси­хо­сек­су­аль­ного раз­ви­тия, или непра­виль­ной поло­вой иден­ти­фи­ка­цией в раннем воз­расте, он реши­тельно про­ти­во­ре­чит Божьему плану о чело­веке во всех смыс­лах.

Согласно утвер­жде­нию свя­ти­теля Гри­го­рия Нис­ского, муже­лож­ство нано­сит оскорб­ле­ние роду. «…Блудом, — пишет он, — назы­ва­ется испол­не­ние похоти, соде­лан­ное с кем-либо без обиды дру­гому, а пре­лю­бо­де­я­нием навет и обида чуж­дому союзу. К сему отно­сят ско­то­лож­ство и муже­лож­ство, потому что и сии грехи суть пре­лю­бо­де­я­ния про­тиву есте­ства. Поелику при­чи­ня­ется обида чуж­дому роду, и притом вопреки есте­ству» (Кано­ни­че­ское посла­ние свя­того Гри­го­рия, епи­скопа Нис­ского, к Литоию, епи­скопу Мели­тин­скому, пра­вило 4).

Из сви­де­тель­ства анге­лов бла­жен­ной Фео­доре известно, что «весь мир лежит во зле соблаз­нов и скверны, и все люди сла­сто­лю­бивы. Мало кто бере­жет себя от нечи­стот блуд­ных и умерщ­вляет в себе похоть плот­скую. Поэтому весьма многие, достиг­нув блуд­ных мытарств, здесь поги­бают. Началь­ники блуд­ных мытарств хва­лятся, что они более всех других истя­за­те­лей напол­няют душами людей огнен­ную про­пасть ада». Тем не менее, именно «князь содом­ских грехов» пока­зался ей «мер­зост­нее всех бесов». По уве­ре­нию Фео­доры, встре­тив­шейся с ним во время про­хож­де­ния мытарств, он был «опач­кан гноем и смра­дом, таковы же и все его слуги, смрад от них был нестер­пи­мый, зло­об­ра­зие нево­об­ра­зимо, ярость и лютость невы­ра­зима» (Мытар­ства бла­жен­ной Фео­доры).

Не будем забы­вать, что «Содом и Гоморра и окрест­ные города, подобно им блу­до­дей­ство­вав­шие и ходив­шие за иною плотию, под­верг­шись казни огня веч­ного, постав­лены в пример» (Иуда 1:7).

Скажем, пророк Исаия, отме­чая высший уро­вень без­за­ко­ния своих совре­мен­ни­ков, упо­до­бил их первым из содом­лян: «Слу­шайте слово Гос­подне, князья Содом­ские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморр­ский!» (Ис. 1:10). А Гос­подь Иисус Хри­стос сопо­ста­вил Свое Второе При­ше­ствие с судом над Содо­мом: «но в день, в кото­рый Лот вышел из Содома, про­лился с неба дождь огнен­ный и серный и истре­бил всех; так будет и в тот день, когда Сын Чело­ве­че­ский явится» (Лк. 17:29–30).

Гомо­сек­су­аль­ная страсть, как и любая другая гре­хов­ная страсть, иско­ре­ня­ется через пока­я­ние, в сора­бот­ни­че­стве чело­века и Бога. Несмотря на всю тяжесть содом­ского греха, он не пере­ве­сит мило­сер­дия Божия: «Если будут грехи ваши, как баг­ря­ное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захо­тите и послу­ша­е­тесь, то будет вку­шать блага земли; если же отре­че­тесь и будете упор­ство­вать, то меч пожрет вас: ибо уста Гос­подни гово­рят» (Ис.1:16–17).

В каче­стве подроб­ных реко­мен­да­ций к иско­ре­не­нию сек­су­аль­ных стра­стей одно из извест­ных хри­сти­ан­ских посо­бий, «Мар­га­рит духов­ный», обо­зна­чает ком­плекс про­ве­рен­ных аске­ти­че­ским опытом мер. «Через сла­до­стра­стие, — сооб­ща­ется в памят­нике, — бес ввер­гает чело­века в отча­я­ние, из одной про­па­сти в другую, лютей­шую… Ни о чем так не раду­ются бесы, как об осквер­не­нии сла­до­страст­ным грехом. Хотя­щий избе­жать его, но насы­ща­ю­щий и услаж­да­ю­щий чрево свое подо­бен пога­ша­ю­щему пожар маслом, а хотя­щий одним воз­дер­жа­нием побе­дить сию страсть подо­бен тща­ще­муся одною рукою выплыть из моря. Сово­купи воз­дер­жа­ние с сми­рен­но­муд­рием и память о смерти имей себе супруж­ни­цею, а без сего напрасны все твои труды… Жела­ю­щим избе­жать сего отвра­ти­тель­ней­шего греха пред­ла­га­ется сле­ду­ю­щее:

  1. Нико­гда не нахо­диться в очень близ­ких отно­ше­ниях с кем-либо, где пред­стоит эта опас­ность.
  2. Тща­тельно избе­гать соблаз­ни­тель­ных встреч наедине.
  3. При первом, как бы невин­ном ощу­ще­нии какого-то вле­че­ния или услаж­де­ния надобно в самом начале уни­что­жить его, а иначе будешь раз­ду­вать искру, от кото­рой может про­изойти пожар, и тогда уже не в силах будешь уту­шить его, ибо мы люди слабые.
  4. Если мысли сла­до­страст­ные сами в голову идут и ты нисколько не жела­ешь, но даже и боишься, то не унывай, а молись и проси Бога об отгна­нии их; в том наш весь подвиг, чтобы не соиз­во­лять им.
  5. Но если уже допу­щены тобою по нера­де­нию эти помыслы и ощу­ща­ешь ты страст­ное вле­че­ние к кому-либо, то мыс­ленно пред­став­ляй нра­вя­щийся тебе пред­мет гнус­ным и отвра­ти­тель­ным, без­об­раз­ным на взгляд, при этом вспомни о смерт­ном часе, нередко вне­запно пости­га­ю­щем чело­века, и ты мало-помалу охла­де­ешь, а глав­ное — проси помощи Божией, усердно слезно моли Бога об избав­ле­нии и откры­вай, нимало не медля, кому должно, на духу язву свою, а чем она долее оста­ваться будет сокро­вен­ною, тем труд­нее изле­че­ние ее» (Мар­га­рит духов­ный. О сла­до­страст­ных вле­че­ниях).

***

См. ГРЕХ, СТРА­СТИ, АСКЕ­ТИКА
См. Сайт о пре­одо­ле­нии вле­че­ния к своему полу

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки