Главная » Таинства » Таинство Брака » Таинство Венчания
Распечатать Система Orphus

Таинство Венчания

( Таинство Венчания 3 голоса: 4.67 из 5 )

протоиерей Владимир Хулап

 

Таинство Венчания в Церкви и государственная регистрация брака – в чем существенное различие и есть ли сходство?

Общим является то, что и христианское понимание брака, и понимание брака нашим обществом, рассматривает его как союз мужчины и женщины.  Союз добровольный, союз, который заключается для создания семьи, для рождения и воспитания детей и для реализации общности между мужчиной и женщиной. Христианство идет дальше и видит в браке более глубокую перспективу и более глубокое измерение.  Венчание в Православной Церкви является Таинством, то есть, местом особой встречи между Богом и человеком, неким импульсом, который дает начало новому вектору в жизни супругов. Соответственно, венчание должно определять их будущую жизнь. Если мы посмотрим на Священное Писание, то увидим, что мужчина и женщина – это два образа, два вида человеческого бытия. Они нуждаются в дополнении, в восполнении и в совместном возрастании, которое как раз и должно происходить в браке. Но апостол Павел говорит о том, что любовь между мужчиной и женщиной не должна ограничиваться просто телесным или душевным уровнем, но реализовываться на уровне духовном.  Апостол Павел сравнивает брак между мужчиной и женщиной с браком между Христом и Его Церковью, тем самым показывая нам, что любовь имеет более глубокое, жертвенное измерение. Любовь Христа к Церкви – это не просто чувство, не просто сиюминутная эмоция, которая появляется и исчезает, но это конкретные дела. Именно поэтому любовь – не только чувство, но это и движение, акт воли. Любовь должна проявляться в конкретных повседневных делах супругов, которые и являются тем камнем, тем основанием, теми кирпичиками, из которых созидается их семья.  Семья в христианстве нередко называется малой церковью, то есть тем обществом, где супруги реализуют в повседневности свою веру, свои ценности, пытаются жить так, как учит нас Евангелие.  Если это брак верующих людей, то совершенно логично, что, заключаемый в такой перспективе понимания,  брак должен заключаться именно в церкви, сопровождаясь особыми молитвословиями, которые составляют чинопоследование венчания.  Этот брак сопровождается определенными символами: одевание колец, возложение венков, испитие общей чаши.  Все это показывает нам ту реальность брака, о которой мы очень часто забываем, – единство и, вместе с тем, разное служение.  Если мы посмотрим на молитвы чинопоследования венчания, то увидим, что речь идет о том, что молодые поставляются на особое служение  в своей домашней церкви.  Идеалы христианского брака, которые мы видим в молитвах чинопоследования венчания,  – это тот ориентир, с одной стороны, к которому должны направляться христианские супруги. С другой стороны, это тот источник, первая точка их совместного бытия, в которое они могут возвращаться, когда им будет тяжело.  Если в эти моменты супруги будут вспоминать о том, что Таинство Венчания  – это как раз таинство молитвы о том, чтобы Бог дал благодать этому браку, то в моменты оскудевания этих сил божественная благодать обязательно придет на помощь. Она обязательно уврачует все те наши человеческие немощи, с которыми мы сталкиваемся в нашей семейной повседневности.

Как правильно подготовиться к венчанию? В какие дни можно венчаться?

Таинство Венчания не совершается в дни многодневных постов: в Великий Пост, в Рождественский пост, в Петров пост, в Успенский. Не совершается накануне постных дней: среда и пятница. Не совершается накануне дней, которые наполнены особым литургическим богослужебным содержанием:  дни Масленицы,  дни Светлой Седмицы, то есть неделя после Пасхи, Святок, дни, предшествующие великим двунадесятым церковным праздникам, перед воскресным днем. Что касается подготовки, то все зависит от того, как супруги воспринимают заключение брака и что они вкладывают в это понятие.  Заключение брака – это замечательный повод подвести некую черту под прошедшей жизнью. Подумать о том, что хорошего и плохого было в моей жизни до этого момента, от чего бы я хотел отказаться в заключаемом браке и, наоборот: какие свои качества и качества моей семьи я хотел бы сознательно культивировать, развивать и на что бы я хотел направить свои силы. Конечно, если супруги воцерковленные, замечательно, если они приступят к Таинству Исповеди, в котором могут перед Богом принести покаяние во всех своих прошлых грехах и ошибках, которые могут оказать негативное влияние на заключаемый брак. Также приступить к Таинству Причащения, где они получают в Таинстве Тела и Крови Христовой вот это глубочайшее единство: соединение друг с другом и соединение с Богом.  В древности общая чаша была как раз чашей евхаристической, то есть чашей самого главного христианского Таинства.  В любом случае было бы хорошо, по крайней мере, поговорить со священником:  либо с тем священником, который будет совершать Таинство Венчания в храме, либо с дежурным священником, который находится в храме с утра до вечера.  Поэтому с ним можно поговорить, выслушать какие-то  советы, рекомендации для того, чтобы венчание не осталось красивой формой, красивой оберткой, когда молодые заказывают лимузин и одновременно церковное венчание для красоты внешнего антуража: свечей, венцов, красивого пения хора и так далее.  От того как супруги подготовятся к Таинству Венчания, во многом зависит и то, какие плоды это Таинство принесет в их жизни или останется просто какой-то красивой оболочкой.

Сегодня распадается много браков, в том числе и венчанных. Церковь «развенчивает» такие браки или нет?

В Церкви нет такого понятия – «развенчать брак». Любой брак является живым организмом. Подобно тому, как рождается ребенок, рождается новый человек, в Таинстве Венчания рождается новый христианский брак, поэтому, как и в отношении живого организма, здесь действуют те же самые законы.  Если этот живой организм не подпитывается божественной благодатью и совместными усилиями супругов, то рано или поздно этот организм может засохнуть и прекратить свое существование. Церковь только констатирует, что брак распался.  Никакой религиозной церемонии, никакого обряда развенчивания брака не существует. Церковь, конечно, относится к расторжению брака как к драме, даже как к трагедии. Речь идет не об осуждении этих супругов. У разных людей есть разные жизненные обстоятельства и у каждого брака свой путь, своя судьба, не похожая на другие браки. Тем не менее, Церковь, понимая, что человек несет в себе несовершенство, не отказывает ему в венчании последующих браков.  Второй и третий брак, согласно православной традиции, получают церковное благословение, но это не означает, что все прежние браки автоматически аннулируются. Если посмотреть на чинопоследование второго, третьего брака, то мы увидим, что оно менее торжественно, в нем существуют какие-то покаянные мотивы, не такие радостные как в чинопоследовании заключения первого брака. Опять же, Церковь  призывает к тому, чтобы верующие задумались: какова же была ошибка моего прошлого союза и как этой ошибки я могу избежать. Сейчас мы очень часто говорим о том, что брак заключается, если два человека, мужчина и женщина, любят друг друга.  Но очень часто это не любовь, а влюбленность, которая быстро исчезает. Затем, когда этот эмоциональный фон уходит, один из партнеров начинает искать какие-то новые ощущения. Церковь говорит совершенно другом. О том, что любовь – это цель брака. Это то, чего должны достичь супруги через пять, десять, двадцать, может быть, тридцать лет совместного бытия. Это то, что Священное Писание называет «одной плотью». Этот идеал единства на телесном, душевном и духовном уровнях мы видим в чинопоследованиях и первого, и второго, и третьего браков. 

Надо ли венчаться сразу после регистрации брака? В последнее время стало принято венчаться после определенного периода, прожитого вместе. Нормально ли это?

Здесь я выражу свое мнение, у других священников оно может быть другим. Мне кажется, что слова венчания не должны остаться пустыми словами. Сейчас мы погружены в информационную среду, где слова девальвируются.  Ежечасно мы слышим сотни, тысячи слов, которые очень часто не несут никакой содержательной нагрузки. Поэтому, мне кажется, было бы хорошо, если бы супруги, прежде чем они решаются заключить церковный брак, взяли бы какую-нибудь церковную литературу, посвященную православному пониманию брака. Взяли бы чинопоследование венчания, которое есть и в интернете на русском языке, и посмотрели бы: видят ли они сейчас свой брак в этой перспективе, готовы ли они оба стремиться к тому, о чем будет молиться священник над ними, вместе со всей собравшейся общиной, в храме во время венчания.  Или они пока еще к этому не готовы. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится о том, что Русская Православная Церковь с уважением относится к браку, заключенному в органах ЗАГС. Может быть, для некоторых это будет первым ответственным шагом. Не просто какое-то совместное существование, но ответственность перед лицом общества вначале.  Следующим шагом, если супруги живут церковной жизнью и их церковная жизнь развивается, вполне возможно станет, что они дорастут до такого момента, когда скажут: «Да, мы понимаем, о чем говорит Церковь, когда она говорит о браке. Да, мы разделяем эти евангельские ценности. Да, мы хотим жить именно так и, поэтому мы  у Бога хотим попросить благодать в этот конкретный момент нашей совместной жизни для того чтобы в нашем браке начался новый этап». Брак – это совместная, тяжелая, ежедневная, иногда очень неприятная, работа.  Речь идет о том, что если оба супруга готовы к этой работе, готовы к этому труду любви, который обязательно принесет свой плод, и готовы попросить у Бога божественной помощи и божественной благодати на этом пути, то в Таинстве Венчания это им обязательно  будет подано.

Духовно-просветительский телепроект «Слово»

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru