Таин­ство Вен­ча­ния

про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап

Таин­ство Вен­ча­ния в Церкви и госу­дар­ствен­ная реги­стра­ция брака – в чем суще­ствен­ное раз­ли­чие и есть ли сход­ство?

Общим явля­ется то, что и хри­сти­ан­ское пони­ма­ние брака, и пони­ма­ние брака нашим обще­ством, рас­смат­ри­вает его как союз муж­чины и жен­щины.  Союз доб­ро­воль­ный, союз, кото­рый заклю­ча­ется для созда­ния семьи, для рож­де­ния и вос­пи­та­ния детей и для реа­ли­за­ции общ­но­сти между муж­чи­ной и жен­щи­ной. Хри­сти­ан­ство идет дальше и видит в браке более глу­бо­кую пер­спек­тиву и более глу­бо­кое изме­ре­ние.  Вен­ча­ние в Пра­во­слав­ной Церкви явля­ется Таин­ством, то есть, местом особой встречи между Богом и чело­ве­ком, неким импуль­сом, кото­рый дает начало новому век­тору в жизни супру­гов. Соот­вет­ственно, вен­ча­ние должно опре­де­лять их буду­щую жизнь. Если мы посмот­рим на Свя­щен­ное Писа­ние, то увидим, что муж­чина и жен­щина – это два образа, два вида чело­ве­че­ского бытия. Они нуж­да­ются в допол­не­нии, в вос­пол­не­нии и в сов­мест­ном воз­рас­та­нии, кото­рое как раз и должно про­ис­хо­дить в браке. Но апо­стол Павел гово­рит о том, что любовь между муж­чи­ной и жен­щи­ной не должна огра­ни­чи­ваться просто телес­ным или душев­ным уров­нем, но реа­ли­зо­вы­ваться на уровне духов­ном.  Апо­стол Павел срав­ни­вает брак между муж­чи­ной и жен­щи­ной с браком между Хри­стом и Его Цер­ко­вью, тем самым пока­зы­вая нам, что любовь имеет более глу­бо­кое, жерт­вен­ное изме­ре­ние. Любовь Христа к Церкви – это не просто чув­ство, не просто сию­ми­нут­ная эмоция, кото­рая появ­ля­ется и исче­зает, но это кон­крет­ные дела. Именно поэтому любовь – не только чув­ство, но это и дви­же­ние, акт воли. Любовь должна про­яв­ляться в кон­крет­ных повсе­днев­ных делах супру­гов, кото­рые и явля­ются тем камнем, тем осно­ва­нием, теми кир­пи­чи­ками, из кото­рых сози­да­ется их семья.  Семья в хри­сти­ан­стве нередко назы­ва­ется малой цер­ко­вью, то есть тем обще­ством, где супруги реа­ли­зуют в повсе­днев­но­сти свою веру, свои цен­но­сти, пыта­ются жить так, как учит нас Еван­ге­лие.  Если это брак веру­ю­щих людей, то совер­шенно логично, что, заклю­ча­е­мый в такой пер­спек­тиве пони­ма­ния,  брак должен заклю­чаться именно в церкви, сопро­вож­да­ясь осо­быми молит­во­сло­ви­ями, кото­рые состав­ляют чино­по­сле­до­ва­ние вен­ча­ния.  Этот брак сопро­вож­да­ется опре­де­лен­ными сим­во­лами: оде­ва­ние колец, воз­ло­же­ние венков, испи­тие общей чаши.  Все это пока­зы­вает нам ту реаль­ность брака, о кото­рой мы очень часто забы­ваем, – един­ство и, вместе с тем, разное слу­же­ние.  Если мы посмот­рим на молитвы чино­по­сле­до­ва­ния вен­ча­ния, то увидим, что речь идет о том, что моло­дые постав­ля­ются на особое слу­же­ние  в своей домаш­ней церкви.  Идеалы хри­сти­ан­ского брака, кото­рые мы видим в молит­вах чино­по­сле­до­ва­ния вен­ча­ния,  – это тот ори­ен­тир, с одной сто­роны, к кото­рому должны направ­ляться хри­сти­ан­ские супруги. С другой сто­роны, это тот источ­ник, первая точка их сов­мест­ного бытия, в кото­рое они могут воз­вра­щаться, когда им будет тяжело.  Если в эти моменты супруги будут вспо­ми­нать о том, что Таин­ство Вен­ча­ния  – это как раз таин­ство молитвы о том, чтобы Бог дал бла­го­дать этому браку, то в моменты оску­де­ва­ния этих сил боже­ствен­ная бла­го­дать обя­за­тельно придет на помощь. Она обя­за­тельно увра­чует все те наши чело­ве­че­ские немощи, с кото­рыми мы стал­ки­ва­емся в нашей семей­ной повсе­днев­но­сти.

Как пра­вильно под­го­то­виться к вен­ча­нию? В какие дни можно вен­чаться?

Таин­ство Вен­ча­ния не совер­ша­ется в дни мно­го­днев­ных постов: в Вели­кий Пост, в Рож­де­ствен­ский пост, в Петров пост, в Успен­ский. Не совер­ша­ется нака­нуне пост­ных дней: среда и пят­ница. Не совер­ша­ется нака­нуне дней, кото­рые напол­нены особым литур­ги­че­ским бого­слу­жеб­ным содер­жа­нием:  дни Мас­ле­ницы,  дни Свет­лой Сед­мицы, то есть неделя после Пасхи, Святок, дни, пред­ше­ству­ю­щие вели­ким дву­на­де­ся­тым цер­ков­ным празд­ни­кам, перед вос­крес­ным днем. Что каса­ется под­го­товки, то все зави­сит от того, как супруги вос­при­ни­мают заклю­че­ние брака и что они вкла­ды­вают в это поня­тие.  Заклю­че­ние брака – это заме­ча­тель­ный повод под­ве­сти некую черту под про­шед­шей жизнью. Поду­мать о том, что хоро­шего и пло­хого было в моей жизни до этого момента, от чего бы я хотел отка­заться в заклю­ча­е­мом браке и, наобо­рот: какие свои каче­ства и каче­ства моей семьи я хотел бы созна­тельно куль­ти­ви­ро­вать, раз­ви­вать и на что бы я хотел напра­вить свои силы. Конечно, если супруги воцер­ко­в­лен­ные, заме­ча­тельно, если они при­сту­пят к Таин­ству Испо­веди, в кото­ром могут перед Богом при­не­сти пока­я­ние во всех своих про­шлых грехах и ошиб­ках, кото­рые могут ока­зать нега­тив­ное вли­я­ние на заклю­ча­е­мый брак. Также при­сту­пить к Таин­ству При­ча­ще­ния, где они полу­чают в Таин­стве Тела и Крови Хри­сто­вой вот это глу­бо­чай­шее един­ство: соеди­не­ние друг с другом и соеди­не­ние с Богом.  В древ­но­сти общая чаша была как раз чашей евха­ри­сти­че­ской, то есть чашей самого глав­ного хри­сти­ан­ского Таин­ства.  В любом случае было бы хорошо, по край­ней мере, пого­во­рить со свя­щен­ни­ком:  либо с тем свя­щен­ни­ком, кото­рый будет совер­шать Таин­ство Вен­ча­ния в храме, либо с дежур­ным свя­щен­ни­ком, кото­рый нахо­дится в храме с утра до вечера.  Поэтому с ним можно пого­во­рить, выслу­шать какие-то  советы, реко­мен­да­ции для того, чтобы вен­ча­ние не оста­лось кра­си­вой формой, кра­си­вой оберт­кой, когда моло­дые зака­зы­вают лиму­зин и одно­вре­менно цер­ков­ное вен­ча­ние для кра­соты внеш­него анту­ража: свечей, венцов, кра­си­вого пения хора и так далее.  От того как супруги под­го­то­вятся к Таин­ству Вен­ча­ния, во многом зави­сит и то, какие плоды это Таин­ство при­не­сет в их жизни или оста­нется просто какой-то кра­си­вой обо­лоч­кой.

Сего­дня рас­па­да­ется много браков, в том числе и вен­чан­ных. Цер­ковь «раз­вен­чи­вает» такие браки или нет?

В Церкви нет такого поня­тия – «раз­вен­чать брак». Любой брак явля­ется живым орга­низ­мом. Подобно тому, как рож­да­ется ребе­нок, рож­да­ется новый чело­век, в Таин­стве Вен­ча­ния рож­да­ется новый хри­сти­ан­ский брак, поэтому, как и в отно­ше­нии живого орга­низма, здесь дей­ствуют те же самые законы.  Если этот живой орга­низм не под­пи­ты­ва­ется боже­ствен­ной бла­го­да­тью и сов­мест­ными уси­ли­ями супру­гов, то рано или поздно этот орга­низм может засох­нуть и пре­кра­тить свое суще­ство­ва­ние. Цер­ковь только кон­ста­ти­рует, что брак рас­пался.  Ника­кой рели­ги­оз­ной цере­мо­нии, ника­кого обряда раз­вен­чи­ва­ния брака не суще­ствует. Цер­ковь, конечно, отно­сится к рас­тор­же­нию брака как к драме, даже как к тра­ге­дии. Речь идет не об осуж­де­нии этих супру­гов. У разных людей есть разные жиз­нен­ные обсто­я­тель­ства и у каж­дого брака свой путь, своя судьба, не похо­жая на другие браки. Тем не менее, Цер­ковь, пони­мая, что чело­век несет в себе несо­вер­шен­ство, не отка­зы­вает ему в вен­ча­нии после­ду­ю­щих браков.  Второй и третий брак, согласно пра­во­слав­ной тра­ди­ции, полу­чают цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние, но это не озна­чает, что все преж­ние браки авто­ма­ти­че­ски анну­ли­ру­ются. Если посмот­реть на чино­по­сле­до­ва­ние вто­рого, тре­тьего брака, то мы увидим, что оно менее тор­же­ственно, в нем суще­ствуют какие-то пока­ян­ные мотивы, не такие радост­ные как в чино­по­сле­до­ва­нии заклю­че­ния пер­вого брака. Опять же, Цер­ковь  при­зы­вает к тому, чтобы веру­ю­щие заду­ма­лись: какова же была ошибка моего про­шлого союза и как этой ошибки я могу избе­жать. Сейчас мы очень часто гово­рим о том, что брак заклю­ча­ется, если два чело­века, муж­чина и жен­щина, любят друг друга.  Но очень часто это не любовь, а влюб­лен­ность, кото­рая быстро исче­зает. Затем, когда этот эмо­ци­о­наль­ный фон уходит, один из парт­не­ров начи­нает искать какие-то новые ощу­ще­ния. Цер­ковь гово­рит совер­шенно другом. О том, что любовь – это цель брака. Это то, чего должны достичь супруги через пять, десять, два­дцать, может быть, трид­цать лет сов­мест­ного бытия. Это то, что Свя­щен­ное Писа­ние назы­вает «одной плотью». Этот идеал един­ства на телес­ном, душев­ном и духов­ном уров­нях мы видим в чино­по­сле­до­ва­ниях и пер­вого, и вто­рого, и тре­тьего браков. 

Надо ли вен­чаться сразу после реги­стра­ции брака? В послед­нее время стало при­нято вен­чаться после опре­де­лен­ного пери­ода, про­жи­того вместе. Нор­мально ли это?

Здесь я выражу свое мнение, у других свя­щен­ни­ков оно может быть другим. Мне кажется, что слова вен­ча­ния не должны остаться пустыми сло­вами. Сейчас мы погру­жены в инфор­ма­ци­он­ную среду, где слова деваль­ви­ру­ются.  Еже­часно мы слышим сотни, тысячи слов, кото­рые очень часто не несут ника­кой содер­жа­тель­ной нагрузки. Поэтому, мне кажется, было бы хорошо, если бы супруги, прежде чем они реша­ются заклю­чить цер­ков­ный брак, взяли бы какую-нибудь цер­ков­ную лите­ра­туру, посвя­щен­ную пра­во­слав­ному пони­ма­нию брака. Взяли бы чино­по­сле­до­ва­ние вен­ча­ния, кото­рое есть и в интер­нете на рус­ском языке, и посмот­рели бы: видят ли они сейчас свой брак в этой пер­спек­тиве, готовы ли они оба стре­миться к тому, о чем будет молиться свя­щен­ник над ними, вместе со всей собрав­шейся общи­ной, в храме во время вен­ча­ния.  Или они пока еще к этому не готовы. В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» гово­рится о том, что Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь с ува­же­нием отно­сится к браку, заклю­чен­ному в орга­нах ЗАГС. Может быть, для неко­то­рых это будет первым ответ­ствен­ным шагом. Не просто какое-то сов­мест­ное суще­ство­ва­ние, но ответ­ствен­ность перед лицом обще­ства вна­чале.  Сле­ду­ю­щим шагом, если супруги живут цер­ков­ной жизнью и их цер­ков­ная жизнь раз­ви­ва­ется, вполне воз­можно станет, что они дорас­тут до такого момента, когда скажут: «Да, мы пони­маем, о чем гово­рит Цер­ковь, когда она гово­рит о браке. Да, мы раз­де­ляем эти еван­гель­ские цен­но­сти. Да, мы хотим жить именно так и, поэтому мы  у Бога хотим попро­сить бла­го­дать в этот кон­крет­ный момент нашей сов­мест­ной жизни для того чтобы в нашем браке начался новый этап». Брак – это сов­мест­ная, тяже­лая, еже­днев­ная, иногда очень непри­ят­ная, работа.  Речь идет о том, что если оба супруга готовы к этой работе, готовы к этому труду любви, кото­рый обя­за­тельно при­не­сет свой плод, и готовы попро­сить у Бога боже­ствен­ной помощи и боже­ствен­ной бла­го­дати на этом пути, то в Таин­стве Вен­ча­ния это им обя­за­тельно  будет подано.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки