Трепет

Тре́пет — 1) него­до­ва­ние (Быт.27:33); 2) бла­го­го­ве­ние (Пс.2:11); 3) страх (Исх.15:15); 4) вообще душев­ное вол­не­ние, вызван­ное острым воз­буж­де­нием душев­ных чувств, внут­рен­няя дрожь (Авв.3:16); 5) телес­ная, внешне выра­жен­ная дрожь (Иов.4:14); 6) форма отоб­ра­же­ния дей­ствия Божьего в нежи­вой при­роде (напри­мер, зем­ле­тря­се­ние) (Сир.43:18).

***

Чем страх Божий отли­ча­ется от страха вообще?

Страх, если не иметь в виду без­от­чёт­ную тре­вож­ность, связан с обостре­нием чув­ства опас­но­сти, отра­же­нием в разуме и сердце осо­зна­ния кон­крет­ной угрозы. Пред­ме­том, вызы­ва­ю­щим такой страх, как пра­вило ста­но­вится то, что может навре­дить чело­веку, соста­вить угрозу для жизни, здо­ро­вья, ком­форта, бла­го­по­лу­чия.

В есте­ствен­ной обста­новке чело­век нередко стре­мится либо скорей уда­литься от источ­ника страха (убе­жать, спря­таться, скрыться), либо купи­ро­вать или изба­виться от него (напри­мер, ней­тра­ли­зо­вать, убить ядо­ви­тое насе­ко­мое, дикого, агрес­сив­ного зверя).

Другое дело — страх Божий. Это глу­бин­ное чув­ство свя­зано не столько с ощу­ще­нием угрозы со сто­роны Бога (хотя каждый веру­ю­щий знает, что Бог и дей­стви­тельно может нака­зать), сколько с пере­жи­ва­нием боязни утра­тить бла­го­дат­ное обще­ние с Ним как с Источ­ни­ком жизни, радо­сти, мило­сти, благ (см.: Бого­об­ще­ние).

В отли­чие от есте­ствен­ного страха перед опас­но­стью, осно­вы­ва­ю­ще­гося на ощу­ще­нии внеш­ней угрозы, страх Божий осно­ван на внут­рен­нем чув­стве глу­бо­кого бла­го­го­ве­ния перед Богом как перед Вла­ды­кой. В этой связи он назван нача­лом муд­ро­сти (Притч.9:10).

Тогда как есте­ствен­ный страх одной лич­но­сти перед другой часто служит при­чи­ной уда­ле­ния, раз­рыва отно­ше­ний (если они есть), страх Божий спо­соб­ствует упо­доб­ле­нию чело­века Богу и еди­не­нию с Ним (см.: Бого­по­до­бие).

От страха Божьего как доб­ро­де­тели сле­дует отли­чать тот пани­че­ский страх перед Богом, какой, в силу помра­че­ния разума, испы­тал пра­ро­ди­тель Адам (Быт.3:8), и тот ужас, кото­рый, по сле­поте гре­хов­ного сердца, испы­тали жители Гада­рин­ской страны (Лк.8:37). Пер­вого страх выну­дил бежать от Бога, пря­таться между рай­ских дере­вьев (Быт.3:8), а послед­них побу­дил про­сить Сына Божия оста­вить их тер­ри­то­рию и уда­литься (Лк.8:37).

Писа­ние содер­жит и такие при­меры, когда страх перед могу­ще­ством Божьим, потря­сал целые цар­ства, народы (2Пар.17:10).

Разу­ме­ется, бла­го­го­вей­ный страх Божий не исклю­чает такого аспекта как есте­ствен­ный страх перед воз­мож­ным нака­за­нием, воз­мез­дием Пра­вед­ного Суда. При­ме­ром свя­щен­ного страха может слу­жить страх про­рока Исаии, вызван­ный тем, что он, недо­стой­ный и греш­ный, стал оче­вид­цем Боже­ствен­ной славы (Ис.6:5).

Для того, чтобы не впасть в страх Адамов, чело­век должен пом­нить, что каким бы серьёз­ным и мерз­ким ни был совер­шен­ный им Грех, он не пере­кроет воз­мож­но­сти пока­я­ния (если сам чело­век не лишит себя этой воз­мож­но­сти неже­ла­нием обра­титься, испра­виться). Нет такого греха, кото­рый бы пре­взо­шёл своей тяже­стью Боже­ствен­ное мило­сер­дие.

про­то­и­е­рей Вале­риан Кре­че­тов:
Тру­диться надо над тем, чтобы сохра­нить тот свя­щен­ный трепет, кото­рый отли­чает ново­про­све­щен­ного чело­века. Чтобы, нахо­дясь в храме, мы могли с полным пони­ма­нием повто­рить слова молитвы: “В храме славы Твоея, Гос­поди, стояще, на Небеси стояти мним”. Это непро­сто. Тот же отец Сергий Мечев гово­рил, что ему жалко, что он посте­пенно утра­тил то тре­пет­ное состо­я­ние, в кото­ром первый раз входил в цар­ские врата. В таком же тре­пет­ном состо­я­нии чело­век, нахо­дя­щийся в состо­я­нии духов­ного поиска, пере­сту­пает порог храма. А потом куда что дева­ется?! К сожа­ле­нию, подоб­ное охла­жде­ние свой­ственно падшей при­роде чело­века. Любое тре­пет­ное состо­я­ние про­хо­дит, его словно в болото заса­сы­вает обы­ден­ная жизнь с ее суетой и забо­тами. Именно это обсто­я­тель­ство, помно­жен­ное на неже­ла­ние и неуме­ние тру­диться, — при­чина непроч­но­сти совре­мен­ной семьи. Первая любовь про­хо­дит и — развод. И так во всем. И в первую оче­редь в духов­ной сфере. Нам всем должны быть памятны слова псал­мо­певца: “Рабо­тайте Гос­по­деви со стра­хом и радуй­теся Ему с тре­пе­том” (Пс. 2:11).
Страх и трепет — вот что нужно воз­гре­вать в душе. Только в этом случае воз­можно сохра­нить бла­го­го­ве­ние. Осо­бенно это отно­сится к свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Когда-то, мне об этом рас­ска­зы­вал отец, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий I гово­рил семи­на­ри­стам: “Всё про­стит вам рус­ский пра­во­слав­ный народ. Одного не про­стит — небла­го­го­вей­ного отно­ше­ния к свя­тыне”. Пони­ма­ние того, что храм — это особое про­стран­ство, что ко всему, что свя­зано с ним, нужно отно­ситься с бла­го­го­ве­нием, свой­ственно всем рели­гиям. В Японии тер­ри­то­рия вокруг син­то­ист­ских и буд­дист­ских храмов посы­пана галь­кой. Это дела­ется для того, чтобы чело­век, направ­ля­ясь в храм, замед­лил шаг, сбавил темп, немного побук­со­вал. И это пра­вильно. Прежде чем молиться, надо ото­рваться от мир­ской суеты, сосре­до­то­читься.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки