Страх

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (3 голос: 5,00 из 5)

 

Страх — 1) душевное волнение, состояние острой тревожности, связанное с ощущением опасности; аффективное отображение в сознании конкретной угрозы для жизни, здоровья, благополучия; 2) чувство глубокого беспокойства, состояние переживания за своих ближних; 3) душевное беспокойство, вызванное неуверенностью в благополучном исходе важного замысла, начинания, события, процесса; 4) предмет боязни; 5) навязчивое, неадекватное, переживание чувства опасности, обусловленное невротическим расстройством, провоцируемое теми или иными обстоятельствами.

Можно ли априори считать страх богопротивным?

Некоторые современные мыслители, исходя из библейских цитат, связывающих возникающий в душе страх с недостатком подлинной веры (Рим.8:15) и любви (1Ин.4:18), артикулируют любые его формы, как нечто ущербное, богопротивное (исключение, по их разумению, составляет только страх Божий.

Так ли это, или не так? — Содержание ряда библейских фрагментов и действительно сообщает о страхе как о следствии недостаточности духовно-нравственного развития личности, удаленности человека от Бога. Однако, важно учитывать, что эти фрагменты касаются не страха вообще, но встроены в определенный богословский контекст.

При вдумчивом прочтении Священного Писания трудно не заметить, что и Сам Бог неоднократно направлял и воспитывал человека посредством устрашающих предупреждений, субъективно воспринимавшихся людьми как угрозы.

Так, предостережение Богом Адама от нарушения заповеди о невкушении плодов с древа познания добра и зла было связано с указанием на имеющую последовать за преступлением смерть: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17).

Угрожающе выглядели и предостережения, адресованные утопавшему во грехах еврейскому народу: «если… отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис.1:20).

Во времена Нового Завета Вочеловечившийся Сын Божий, ограждая людей от стремления ко греху и иллюстрируя, что ждет нераскаянного грешника в будущем, тоже прибегал к устрашающим символам, таким как тьма внешняя, кромешная, плач и скрежет зубов, геенна огненная, неумирающий червь и др.

Это значит, что в условиях земной жизни, в некоторых случаях страх может играть вполне положительную роль. Значит, он не должен априори считаться богопротивным.

Другое дело, что страх страху — рознь. Очень часто страх и действительно бывает обусловлен нездоровыми расположениями души, такими как малодушие, неверие в действие Промысла, неготовность к возможным жизненным переменам, недостаток любви. Священное Писание ограждает именно от таких, противоестественных и неуместных форм страха и от вызывающих его противоестественных внутренних причин.

В нынешней жизни страх может быть полезным во множестве разнообразных ситуаций. Что плохого, если человек, опасаясь утонуть, не заплывает на глубину, за буйки, а опасаясь заблудиться в дремучем лесу, не идёт туда в одиночку, без карты и компаса; что плохого, если он, опасаясь разбоя, избегает темных уличных углов, злачных мест?

Можно согласиться, что чем выше степень духовного совершенства человека и его вера в Бога, тем меньше у него причин и поводов для богопротивного страха. Однако полное избавление от страха возможно, как представляется, только в Царстве Небесном.

См. СТРАХ БОЖИЙ и СТРАХОВАНИЕ.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru