Страх

***

Страх: 
1) душев­ное вол­не­ние, состо­я­ние острой тре­вож­но­сти, свя­зан­ное с ощу­ще­нием опас­но­сти за себя или за своих ближ­них; душев­ное бес­по­кой­ство, вызван­ное неуве­рен­но­стью в бла­го­по­луч­ном исходе важ­ного дела;
2) Страх Божий.

***

Можно ли априори считать страх богопротивным?

Неко­то­рые совре­мен­ные мыс­ли­тели, исходя из биб­лей­ских цитат, свя­зы­ва­ю­щих воз­ни­ка­ю­щий в душе страх с недо­стат­ком под­лин­ной веры (Рим.8:15) и любви (1Ин.4:18), арти­ку­ли­руют любые его формы, как нечто ущерб­ное, бого­про­тив­ное (исклю­че­ние, по их разу­ме­нию, состав­ляет только страх Божий.

Так ли это, или не так? — Содер­жа­ние ряда биб­лей­ских фраг­мен­тов и дей­стви­тельно сооб­щает о страхе как о след­ствии недо­ста­точ­но­сти духовно-нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти, уда­лен­но­сти чело­века от Бога. Однако, важно учи­ты­вать, что эти фраг­менты каса­ются не страха вообще, но встро­ены в опре­де­лен­ный бого­слов­ский кон­текст.

При вдум­чи­вом про­чте­нии Свя­щен­ного Писа­ния трудно не заме­тить, что и Сам Бог неод­но­кратно направ­лял и вос­пи­ты­вал чело­века посред­ством устра­ша­ю­щих пре­ду­пре­жде­ний, субъ­ек­тивно вос­при­ни­мав­шихся людьми как угрозы.

Так, предо­сте­ре­же­ние Богом Адама от нару­ше­ния запо­веди о нев­ку­ше­нии плодов с древа позна­ния добра и зла было свя­зано с ука­за­нием на име­ю­щую после­до­вать за пре­ступ­ле­нием смерть: «в день, в кото­рый ты вку­сишь от него, смер­тью умрешь» (Быт.2:17).

Угро­жа­юще выгля­дели и предо­сте­ре­же­ния, адре­со­ван­ные уто­пав­шему во грехах еврей­скому народу: «если… отре­че­тесь и будете упор­ство­вать, то меч пожрет вас» (Ис.1:20).

Во вре­мена Нового Завета Воче­ло­ве­чив­шийся Сын Божий, ограж­дая людей от стрем­ле­ния ко греху и иллю­стри­руя, что ждет нерас­ка­ян­ного греш­ника в буду­щем, тоже при­бе­гал к устра­ша­ю­щим сим­во­лам, таким как тьма внеш­няя, кро­меш­ная, плач и скре­жет зубов, геенна огнен­ная, неуми­ра­ю­щий червь и др.

Это значит, что в усло­виях земной жизни, в неко­то­рых слу­чаях страх может играть вполне поло­жи­тель­ную роль. Значит, он не должен апри­ори счи­таться бого­про­тив­ным.

Другое дело, что страх страху — рознь. Очень часто страх и дей­стви­тельно бывает обу­слов­лен нездо­ро­выми рас­по­ло­же­ни­ями души, такими как мало­ду­шие, неве­рие в дей­ствие Про­мысла, него­тов­ность к воз­мож­ным жиз­нен­ным пере­ме­нам, недо­ста­ток любви. Свя­щен­ное Писа­ние ограж­дает именно от таких, про­ти­во­есте­ствен­ных и неумест­ных форм страха и от вызы­ва­ю­щих его про­ти­во­есте­ствен­ных внут­рен­них причин.

В нынеш­ней жизни страх может быть полез­ным во мно­же­стве раз­но­об­раз­ных ситу­а­ций. Что пло­хого, если чело­век, опа­са­ясь уто­нуть, не заплы­вает на глу­бину, за буйки, а опа­са­ясь заблу­диться в дре­му­чем лесу, не идёт туда в оди­ночку, без карты и ком­паса; что пло­хого, если он, опа­са­ясь разбоя, избе­гает темных улич­ных углов, злач­ных мест?

Можно согла­ситься, что чем выше сте­пень духов­ного совер­шен­ства чело­века и его вера в Бога, тем меньше у него причин и пово­дов для бого­про­тив­ного страха. Однако полное избав­ле­ние от страха воз­можно, как пред­став­ля­ется, только в Цар­стве Небес­ном.

***

См. СТРАХ БОЖИЙ и СТРАХОВАНИЕ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки