Библиотеке требуются волонтёры

Богообщение

Аудио-версия статьи

***

Богообще́ние — обще­ние чело­века и Бога посред­ством молитвы, вос­при­я­тия Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, в Цер­ков­ных Таин­ствах и пр.

bogoobshhenie 1 - Богообщение

Бого­об­ще­ние совер­ша­ется через дей­ствия Бога в чело­ве­че­ской душе и обсто­я­тель­ства чело­ве­че­ской жизни.

Создан­ный по образу Божию чело­век, есть личное суще­ство. Подобно своему Творцу, он наде­лен сво­бод­ной волей и разу­мом. Он при­зван к осо­знан­ному обще­нию со своим Созда­те­лем, жела­ю­щим такого обще­ния, пола­га­ю­щим чело­веку такое обще­ние в виде цели его суще­ство­ва­ния. «Послед­няя цель и вер­хов­ное благо чело­века в Бого­об­ще­нии, – учит св. Мака­рий Вели­кий. – Бог бла­го­во­лит почи­вать в нем и чело­век нигде не нахо­дит покоя, как только в Боге. В таком срод­стве состоит чело­век с Богом по пер­во­на­чаль­ному назна­че­нию в тво­ре­нии».

«Святое обще­ние с Богом явля­ется прямой необ­хо­ди­мо­стью чело­века. Вне этого обще­ния чело­век не только вне своего при­зва­ния, не только грешен, но и прямо нрав­ственно мертв. В силу этого истин­ный хри­сти­а­нин жаждет Бого­об­ще­ния как своей завет­ной цели» (см. Флп.1:23)» (пат­ри­арх Сергий).

Обще­ние чело­века с Богом явля­ется снис­хож­де­нием Бога к чело­веку. В душе чело­века оно осу­ществ­ля­ется через Боже­ствен­ные бла­го­дат­ные дей­ствия (прежде всего в молитве и таин­ствах). Дей­ствуя внутри чело­века, Бог подает ему духов­ную жизнь, пре­об­ра­жает его душу, сози­дая в ней Цар­ство Божие, сооб­щая ей позна­ние о Себе, обучая ее испол­не­нию Своей воли. «Жизнь духов­ная есть след­ствие обще­ния с Гос­по­дом; вне Его и без Него нет у нас жизни истин­ной, – учит св. Феофан Затвор­ник. – Хри­сти­ан­ская жизнь есть рев­ность и сила пре­бы­вать в обще­нии с Богом дея­тель­ном, по вере в Гос­пода нашего Иисуса Христа, при помощи бла­го­дати Божией, испол­не­нием святой воли Его, во славу пре­свя­того имени Его. Суще­ство жизни хри­сти­ан­ской состоит в Бого­об­ще­нии о Христе Иисусе Гос­поде нашем».

Боже­ствен­ные дей­ствия в чело­ве­че­ской душе допол­ня­ются Боже­ствен­ными дей­стви­ями через внеш­ние обсто­я­тель­ства. Через них Бог также настав­ляет чело­века, рас­кры­вает ему Свою волю, направ­ляя его жизнь к позна­нию Себя. Таким обра­зом, через Боже­ствен­ные дей­ствия внутри и вне хри­сти­а­нин нахо­дится в непре­стан­ном Бого­об­ще­нии, кото­рое ведет его к истин­ному позна­нию Бога.

***

Как пра­вильно обра­титься к Богу и полу­чить ответ от Него?

Обра­ща­емся мы к Богу посред­ством молитвы. Мы имеем воз­мож­ность обра­титься к Небес­ному Отцу не только в храме, не только на бого­слу­жеб­ном цер­ков­но­сла­вян­ском языке, не только перед иконой, но в любой момент дня и ночи своими сло­вами. Глав­ное в молитве — искрен­ность и сми­ре­ние,  «Бог гордым про­ти­вится, а сми­рен­ным дает бла­го­дать» (Иак.4:6).

Пра­ро­ди­тели чело­ве­че­ства имели воз­мож­ность пря­мого, непо­сред­ствен­ного обще­ния с Твор­цом. Гре­хо­па­де­ние отде­лило падшее чело­ве­че­ство от Все­свя­того Бога и закрыло для людей виде­ние мира духов­ного. Тем не менее, Бог не оста­вил Своё тво­ре­ние. Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­меры, когда Бог гово­рил с избран­ными Им пра­вед­ни­ками непо­сред­ственно (Исх.33:11), в облач­ном и огнен­ном столпе (Исх.13:21), во сне (3Цар.3:5), через посред­ство Анге­лов (Быт.22:11; Тов.5:4),  про­ро­ков (2Цар.12:1) и даже живот­ных (Чис.22:28). Новый Завет сви­де­тель­ствует о вопло­ще­нии, воче­ло­ве­че­нии Бога, Бог ста­но­вится чело­ве­ком и обща­ется со мно­же­ством людей.

Каким же обра­зом совре­мен­ному чело­веку полу­чить ответ от Бога?

  1. Прежде всего нужно опре­де­литься с вопро­сами, на кото­рые мы хотим полу­чить ответ. На подав­ля­ю­щее боль­шин­ство дей­стви­тельно важных вопро­сов Бог уже отве­тил, доста­точно озна­ко­миться с ними как в бого­дух­но­вен­ном Св. Писа­нии, так и тво­ре­ниях святых отцов и подвиж­ни­ков бла­го­че­стия.
  2. Бог может отве­тить в сердце чело­века, через его совесть, других людей и через обсто­я­тель­ства жизни.
  3. Бог — Творец мира, суще­ство все­со­вер­шен­ное, Он видит сердца, про­зре­вает мысли и наме­ре­ния людей. Бог отве­чает тогда и так, как это спа­си­тельно для чело­века.

***

«Веру­ю­щие веруют по их соб­ствен­ному выбору, точно так же и несо­гла­ша­ю­щи­еся с Его уче­нием не согла­ша­ются по их соб­ствен­ному выбору… Тем, кото­рые пре­бы­вают в своей любви к Богу, Он дарует обще­ние с Ним. Но обще­ние с Богом есть жизнь и свет и насла­жде­ние всеми бла­гами, какие есть у Него. На тех же, кото­рые по их соб­ствен­ному выбору уда­ля­ются от Бога, Он нала­гает то разъ­еди­не­ние с Собою, кото­рое они выбрали по соб­ствен­ному согла­ше­нию. Но разъ­еди­не­ние с Богом есть смерть и лише­ние всех благ, кото­рые есть у Него. Поэтому те, кото­рые через отступ­ни­че­ство теряют эти выше упо­мя­ну­тые вещи, будут лишены вся­кого блага, – испы­ты­вают вся­кого рода нака­за­ния. Однако Бог не нака­зы­вает их непо­сред­ственно Сам, но это нака­за­ние падает на них потому, что они лишены всего того, что есть благо».
св. Ириней Лион­ский

Боже­ствен­ные энер­гии явля­ются фор­мами лич­ного при­сут­ствия Христа в нас. Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий гово­рил, что когда Хри­стос и Дух Святой сходят на нас, мы пере­жи­ваем это разным обра­зом, в радо­сти или слезах, в мол­ча­нии или лико­ва­нии. Много разных форм при­сут­ствия Божия, но плод Духа – это всегда бла­го­дат­ное при­сут­ствие Христа, Кото­рый лично живёт в Церкви и серд­цах веру­ю­щих.
про­то­пре­сви­тер Борис Боб­рин­ский

свт. Феофан Затвор­ник о внут­рен­нем Бого­об­ще­нииПуть ко спа­се­нию. Крат­кий очерк аске­тики»):

«Цель, к кото­рой должен все свое вни­ма­ние и все труды направ­лять обра­тив­шийся, и есть послед­няя цель чело­века и домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния, именно бого­об­ще­ние, живой союз с Богом, удо­сто­е­ние все­ле­ния Его. Тогда только успо­ко­ится ищущий и рев­ну­ю­щий дух, когда стяжет Бога, вкусит Его и насы­тится. Потому для него первый закон: ищи Бога, взыщи лица Его всегда (ср.: Пс.104:4). В чем состоит сие благо – для чело­века непо­сти­жимо. Сам он даже и не поду­мал бы о такой высоте. Но когда Богу угодно было назна­чить ему сей чин, дерзко было бы чело­веку отвер­гать его неве­рием, невни­ма­нием, опу­ще­нием из мысли, даже при трудах. Все­люся в них, гово­рит Бог, и это всеми Лицами Пре­свя­тыя Троицы (2Кор.6:16). О Боге Отце и Себе гово­рит Гос­подь: к нему (веру­ю­щему и любя­щему) при­и­дем, и оби­тель у него сотво­рим (Ин.14:23). О Себе Едином: …вниду к нему и вече­ряю с ним (Откр.3:20); и еще яснее: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин.14:20). О Духе же Святом гово­рит Апо­стол: Дух Божий живет в вас (Рим.8:9).

Должно заме­тить, что это все­ле­ние Бога не есть только мыс­лен­ное, какое бывает в бого­мыс­лии от лица чело­века и в бла­го­во­ле­нии со сто­роны Бога, а есть живое, жиз­нен­ное, к коему те должны быть почи­та­емы только сред­ством. Умное и сер­деч­ное устрем­ле­ние к Богу, под бла­го­во­ле­нием Божиим при­го­тов­ляет чело­века к при­я­тию Бога исти­ною; это такое еди­не­ние, в коем, не погло­щая сил и лица чело­ве­че­ского, Бог явля­ется дей­ству­ю­щим в нем и еже хотети и еже деяти (Флп.2:13); и чело­век, по Апо­столу, не ктому себе живет, но живет в нем Хри­стос (ср.: Гал.2:20). Это цель не только чело­века, но и Самого Бога. Все сотво­рен­ное в Боге и Богом стоит. Сво­бод­ные твари уступ­лены себе самим, но не окон­ча­тельно и не вконец, а с тем, чтобы и они себя отдали Богу все­дей­ству­ю­щему, не состав­ляя из себя осо­бого в Цар­стве Божием цар­ства, неза­ви­си­мого от Бога. Может казаться стран­ным, что обще­ния с Богом дости­гать еще должно, когда уже оно есть или дается в Таин­стве кре­ще­ния или пока­я­ния, ибо гово­рится: елицы во Христа кре­сти­стеся, во Христа обле­ко­стеся (Гал.3:27); или: Умро­сте, и живот ваш сокро­вен есть со Хри­стом в Боге (Кол.3:3). Да и по про­стому поня­тию Бог везде есть, не далече от кое­го­ждо нас, да поне осяжем Его (Деян.17:27), и готов все­литься во вся­кого, гото­вого при­нять Его. Только одно нехо­те­ние, небре­же­ние, греш­ность отде­ляют нас от Него. Теперь, когда пока­яв­шийся отверг все и себя пре­дает Богу, – что пре­пят­ствует все­ле­нию Бога в него?

В устра­не­нии такого недо­уме­ния надобно отли­чать разные виды бого­об­ще­ния. Оно начи­на­ется с минуты воз­буж­де­ния и обна­ру­жи­ва­ется, со сто­роны чело­века, иска­нием, стрем­ле­нием к Богу, со сто­роны же Бога – бла­го­во­ле­нием, содей­ствием, покро­вом. Но Бог еще вне чело­века и чело­век вне Бога, не сопро­ни­ка­ются, не вза­им­нов­ходны. В Таин­стве кре­ще­ния или пока­я­ния Гос­подь бла­го­да­тию Своею входит внутрь чело­века, живо сооб­ща­ется с ним и дает ему вку­сить всю сла­дость Боже­ства, так обильно и ощу­ти­тельно, как свой­ственно совер­шен­ным, но потом опять сокры­вает сие заяв­ле­ние Своего обще­ния, только по вре­ме­нам воз­об­нов­ляя его – и то легко, как в отра­же­нии только, а не в под­лин­нике, остав­ляя чело­века в неве­де­нии о Себе и Своем в нем пре­бы­ва­нии до опре­де­лен­ной меры воз­раста или вос­пи­та­ния по муд­рому Своему руко­вод­ству. После же сего Гос­подь ося­за­тельно являет Свое все­ле­ние в духе чело­века, кото­рый тогда ста­но­вится храмом пре­ис­пол­ня­ю­щего его Трии­по­стас­ного Боже­ства.

Итак, есть три вида бого­об­ще­ния: одно – мыс­лен­ное, быва­ю­щее в период обра­ще­ния, а другие два – дей­стви­тель­ные, но одно из них – сокры­тое, неви­ди­мое для других и незна­е­мое самим, другое же – и для других явное. Первый вид обще­ния, самый понят­ный и общий, не пере­стает и во второй сте­пени и даже в тре­тьей, потому что жизнь духов­ная есть жизнь умная; однако ж в сих сте­пе­нях отли­ча­ется от пер­вого своего свой­ства харак­те­ри­сти­че­ски, чего, впро­чем, изъ­яс­нить словом нет ника­кой воз­мож­но­сти. Вся жизнь духов­ная состоит в пере­ходе от мыс­лен­ного бого­об­ще­ния к дей­стви­тель­ному, живому, ощу­ща­е­мому, явля­е­мому.

Мы смот­рим на чело­века пока­яв­ше­гося – сле­до­ва­тельно, на такого, кото­рый дей­стви­тельно всту­пил в обще­ние с Богом, но еще скрыт­ное, тайное, не явля­е­мое, и имеет целью достиг­нуть обще­ния пол­ного, ощу­ща­е­мого, ося­за­е­мого. Надобно точнее опре­де­лить себе все это и уве­риться, потому что на сих поня­тиях должна стро­иться вся дея­тель­ность пока­яв­ше­гося во спа­се­ние; именно: что в Таин­стве пока­я­ния (или кре­ще­ния) нис­хо­дит бла­го­дать ощу­ти­тельно для духа, но потом скры­ва­ется от созна­ния, хотя не отхо­дит делом, – и это до очи­ще­ния сердца, когда она все­ля­ется видимо и окон­ча­тельно. Оче­видно, что настав­ни­ками нам в сем деле могут быть только святые отцы. Из них никто так хорошо не изоб­ра­зил сего, как святой Диадох, епи­скоп Фотики, и святой Мака­рий Еги­пет­ский. При­ве­дем их сви­де­тель­ства на наши поло­же­ния.

  1. Бла­го­дать все­ля­ется в чело­века и бывает при нем с минуты при­ня­тия Таин­ства. «Бла­го­дать, – гово­рит святой Диадох, – с самого того мгно­ве­ния, в кото­рое полу­чаем кре­ще­ние (или пока­я­ние), посе­ля­ется в самой глу­бине yмa…» Еще: «Боже­ствен­ная бла­го­дать чрез святое кре­ще­ние соче­та­вает себя с непо­сти­жи­мою некоею любо­вию, чер­тами изоб­ра­же­ния по образу Божию, в залог подо­бия. Святой Мака­рий: «Бла­го­дать непре­станно при­сут­ствует с чело­ве­ком, еще с малых лет соеди­нив­шись и уко­ре­нясь, как бы нечто при­род­ное и неот­де­лен­ное в сердце его, соде­лав­шись с ним как бы одно суще­ство».
  2. При первом все­ле­нии своем чрез Таин­ства бла­го­дать сия спо­доб­ляет чело­века пол­ного вку­ше­ния бла­жен­ства от бого­об­ще­ния. «Все­свя­тый Дух, – гово­рит святой Диадох, в начале усо­вер­ше­ния, если рев­ностно воз­лю­бим доб­ро­де­тель Божию, дает душе вку­сить сла­до­сти Божией всем чув­ством и удо­вле­тво­ри­тельно, для того чтобы ум имел точное позна­ние о конеч­ной награде бого­угод­ных трудов. Еще: «Бла­го­дать сна­чала обык­но­венно оза­ряет душу своим светом так, что она может обильно ощу­щать его». Сие ощу­ти­тель­ное осе­не­ние бла­го­дати вна­чале изоб­ра­жа­ется белою одеж­дою, в какую на семь дней оде­ва­ются кре­ща­е­мые. Что это не один обряд, видно из при­ме­ров святых обра­щен­ных, ибо иных видимо одевал свет, на других нис­хо­дил голубь, у иных про­свет­ля­лось лицо. Вообще же, все, истинно при­сту­пав­шие ко Гос­поду, ощу­щали сие неко­то­рым взыг­ра­нием духа своего, подоб­ным тому, каким взыг­рался Пред­теча Гос­по­день во чреве Ели­са­веты при при­бли­же­нии Матери Божией и в Ней Гос­пода. В житии Симеона и Иоанна (21 июля) гово­рится, что они видели свет около брата, окре­щен­ного и при­яв­шего образ мона­ше­ский, – и это семь дней. Ощутив, по при­я­тии образа, и в себе дей­ствие Божие осо­бен­ное, они взыс­кали сохра­нить его навсе­гда, для чего тотчас же и уда­ли­лись на уеди­не­ние – спо­соб­ней­ший к тому образ подвиж­ни­че­ства.
  3. Потом бла­го­дать скры­вает себя от спа­са­е­мого, и хотя пре­бы­вает в нем и дей­ствует, но так, что тот не заме­чает сего, и до того не заме­чает, что нередко счи­тает себя остав­лен­ным от Бога и гиб­ну­щим, от чего впа­дает в тугу, сето­ва­ние и даже легкое неча­я­ние. Так, святой Диадох, после при­ве­ден­ных пред сим мест, про­дол­жает: «Впро­чем, долго потом скры­вает дра­го­цен­ность сего живо­твор­ного дара, чтобы мы, хотя испол­ним все доб­ро­де­тели, счи­тали себя совер­шенно ничем, потому что не обра­тили еще святой любви как бы в навык себе», «но, в про­дол­же­ние подви­гов, про­из­во­дит в бого­слов­ству­ю­щей душе свои тайные дей­ствия неиз­вест­ным для нее обра­зом, дабы в первом случае скло­нить нас, при­зы­ва­е­мых от неве­де­ния к веде­нию, с радо­стию всту­пить на стезю Боже­ствен­ных созер­ца­ний, а во втором, среди подви­гов, охра­нить наше знание от тще­сла­вия». В другом месте он объ­яс­няет, как вообще дей­ствует бла­го­дать: «Бла­го­дать сперва ута­е­вает свое при­сут­ствие, выжи­дая про­из­вола души, и как скоро чело­век совер­шенно обра­тится ко Гос­поду, тогда неизъ­яс­ни­мым каким-то ощу­ще­нием откры­вает сердцу свое при­сут­ствие и опять ожи­дает дви­же­ния души, попус­кая между тем диа­воль­ским стре­лам дости­гать до глу­бо­кого чув­ства ее, дабы она с рев­ност­ней­шим про­из­во­ле­нием и с сми­рен­ней­шим рас­по­ло­же­нием взыс­кала Бога… Впро­чем, над­ле­жит знать, что, хотя бла­го­дать и ута­е­вает от души свое при­сут­ствие, однако же подает ей помощь скрыт­ным обра­зом, дабы пока­зать врагам, что победа при­над­ле­жит един­ственно душе. Посему-то душа бывает тогда в унынии, скорби, уни­чи­же­нии и даже уме­рен­ном отча­я­нии». И святой Мака­рий Еги­пет­ский гово­рит, что «сила бла­го­дати Божией, быва­е­мая в чело­веке (кото­рая уже есть, даро­вана), и дар Свя­таго Духа, коего верная душа прияти спо­доб­ля­ется вели­ким трудом, многим ожи­да­нием, дол­го­тер­пе­нием, иску­ше­ни­ями и испы­та­ни­ями при­об­ре­та­ется», разу­мея не первое ее полу­че­ние, а ее полное все­ле­ние и дей­ствие, как видно из его слов, где гово­рит он, что бла­го­дать, с вели­ким дол­го­тер­пе­нием, пре­муд­ро­стию и таин­ствен­ным ума испы­та­нием в чело­веке, уже долгое время в разных слу­чаях под­ви­зав­шемся, дей­ство­вать начи­нает. Он же объ­яс­няет это при­ме­рами Авра­ама, Иакова, Иосифа и Давида, кои, полу­чив вели­кие обе­то­ва­ния, потом долгое время должны были стра­дать в без­вест­но­сти, пока нако­нец уви­дели испол­не­ние обе­то­ва­ний. Надобно заме­тить, что эта сокро­вен­ность и неощу­ти­мость бывает не сплош­ная, а по вре­ме­нам рас­тво­ря­ется уте­ше­ни­ями, хотя уте­ше­ния сии совсем другие, нежели те, кото­рые бывают после, по все­ле­нии Духа.
  4. Нако­нец, когда кон­чится сей период сокро­вен­ного бого­об­ще­ния и Божия в душе дей­ство­ва­ния, про­дол­же­ние кото­рого не в руках чело­века, а в руко­во­ди­тель­ной пре­муд­ро­сти спа­са­ю­щей чело­века бла­го­дати, Бог осо­бен­ным обра­зом все­ля­ется в чело­века, видимо пре­ис­пол­няет его, соеди­ня­ется и обща­ется с ним, что и состав­ляет цель всего подвиж­ни­че­ства и всех трудов со сто­роны чело­века, и всего домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния от лица Божия, и всего, что бывает с каждым чело­ве­ком в жизни насто­я­щей от рож­де­ния до гроба. У свя­того Мака­рия гово­рится, что дело бла­го­дати после долгих испы­та­ний нако­нец совер­шенно пока­зы­ва­ется, и душа при­ем­лет полное всы­нов­ле­ние Духа. Бог Сам Себя вве­ряет сердцу, и чело­век удо­ста­и­ва­ется быть един дух с Гос­по­дом. Испы­тан­ный, по Диа­доху, дела­ется уже вполне жили­щем Свя­таго Духа. Бла­го­дать оза­ряет все его суще­ство в глу­бо­чай­шем каком-то чув­стве…»
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки