Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском служении

Ска­чать в djvu

Оглав­ле­ние


Про­ско­ми­дия

Про­ско­ми­дия совер­ша­ется зара­нее назна­чен­ным иереем до при­бы­тия архи­ерея в храм. Иерей вместе с одним из диа­ко­нов про­чи­ты­вает вход­ные молитвы и наде­вает полное обла­че­ние. Просфоры, в осо­бен­но­сти для Агнца, заздрав­ная и заупо­кой­ная, при­го­тов­ля­ются боль­ших раз­ме­ров. При выре­зы­ва­нии Агнца иерей при­ни­мает во вни­ма­ние коли­че­ство при­ча­ща­ю­щихся свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Вынув из заздрав­ной просфоры две части, а из заупо­кой­ной — одну, иерей изы­мает частицы из прочих просфор, из нижних поло­ви­нок, остав­ляя верх­ние для архи­ерея, кото­рый изы­мает частицы во время Херу­вим­ской песни. По обычаю архи­ерею уго­тав­ли­ва­ются еще две отдель­ные просфоры.

Встреча

Участ­ву­ю­щие в сослу­же­нии с архи­ереем явля­ются в храм забла­го­вре­менно, чтобы обла­читься вóвремя, кому сле­дует, и при­го­то­вить всё необ­хо­ди­мое. Ипо­ди­а­коны при­го­тов­ляют архи­ерей­ское обла­че­ние, пости­лают орлецы на амвоне, пред мест­ными (Спа­си­теля и Божией Матери), хра­мо­вой и празд­нич­ной ико­нами, пред амво­ном и у вход­ных дверей из при­твора в храм.

При при­бли­же­нии архи­ерея к храму все выхо­дят при закры­тых цар­ских вратах (завеса отдер­нута) север­ною и южною две­рями из алтаря на встречу и ста­но­вятся у вход­ных дверей. При этом каждая пара соблю­дает свое рав­не­ние. Иереи (в рясах и голов­ных уборах — ску­фьях, ками­лав­ках, кло­бу­ках) по стар­шин­ству (от входа) ста­но­вятся в два ряда, причем совер­шав­ший про­ско­ми­дию (в полном обла­че­нии) стоит посре­дине (между послед­ними иере­ями), имея в руках напре­столь­ный Крест, руко­я­тью к левой руке, на блюде, покры­том воздý­хом. Про­то­ди­а­кон и первый диакон (в полном обла­че­нии) с три­ки­рием и дики­рием, держа их на одной высоте, и кадиль­ни­цами и между ними све­ще­но­сец ста­но­вятся в ряд против входа, отсту­пая к востоку от иереев на шаг.

Ипо­ди­а­коны стоят у вход­ных дверей из при­твора в храм: первый — справа, с ман­тией, второй и жез­ло­но­сец (посош­ник) — слева.

Архи­ерей, войдя в храм, ста­но­вится на орлец, отдает жез­ло­носцу посох, и все трое­кратно молятся и кла­ня­ются архи­ерею, кото­рый их бла­го­слов­ляет. Про­то­ди­а­кон воз­гла­шает: “Пре­муд­рость” и читает: “Чест­ней­шую Херу­вим…”, “Слава, и ныне”, “Гос­поди, поми­луй” (трижды), “Прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко, бла­го­слови”, “Аминь”, — сооб­ра­зу­ясь с воз­гла­сами архи­ерея: “Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас”, “Слава Тебе, Христе Боже…”, “Хри­стос, истин­ный Бог наш…”.[1] Певчие в это время поют: “Достойно…” про­тяжно, со слад­ко­пе­нием. В это же время ипо­ди­а­коны наде­вают мантию на архи­ерея, кото­рый, сделав одно покло­не­ние, при­ни­мает от свя­щен­ника Крест и целует его, а свя­щен­ник целует руку архи­ерея и отхо­дит на свое место. Иереи по стар­шин­ству целуют Крест и руку архи­ерея; после них — свя­щен­ник, совер­шав­ший про­ско­ми­дию. Архи­ерей вновь целует Крест и пола­гает на блюдо. Свя­щен­ник, приняв Крест и поце­ло­вав руку архи­ерея, ста­но­вится на свое место и затем, покло­нив­шись со всеми про­чими на бла­го­сло­ве­ние архи­ерея, идет со Святым Кре­стом к цар­ским вратам и север­ною дверью про­хо­дит в алтарь, где пола­гает Святой Крест на пре­стол. За свя­щен­ни­ком с Кре­стом идет све­ще­но­сец, за ним — про­то­ди­а­кон, обо­ра­чи­ва­ясь для каж­де­ния иду­щего архи­ерея. За архи­ереем идут иереи попарно (стар­шие — впе­реди). Све­ще­но­сец ста­но­вится на солее, у иконы Божией Матери, архи­ерей — на орлеце у амвона; сзади него — по два в ряд иереи, про­то­ди­а­кон — с правой сто­роны возле архи­ерея, пред­ва­ри­тельно отдав ипо­ди­а­кону три­ки­рий с кади­лом. Ипо­ди­а­кон со вторым диа­ко­ном уходят в алтарь.

Про­то­ди­а­кон: Бла­го­слови, Вла­дыко.

Архи­ерей: Бла­го­сло­вен Бог наш…

Про­то­ди­а­кон, по обычаю, читает вход­ные молитвы. Когда про­то­ди­а­кон начи­нает читать: “Мило­сер­дия двери…”, архи­ерей отдает жез­ло­носцу посох и вос­хо­дит на амвон. Он покло­ня­ется и целует иконы при чтении про­то­ди­а­ко­ном тро­па­рей: “Пре­чи­стому Твоему образу…”, “Мило­сер­дия сущи…” и храма. Затем, пре­кло­нив голову пред цар­скими вра­тами, читает молитву: “Гос­поди, нис­посли руку Твою…” Про­то­ди­а­кон же, по обычаю, читает: “Боже, ослаби, остави…” Надев клобук и после трое­крат­ного покло­не­ния приняв посох, архи­ерей с амвона бла­го­слов­ляет всех пред­сто­я­щих на три сто­роны при пении: “Тон дэс­пóтин кэ архи­ерéа имóн, Ки΄рие, фи΄латтэ (еди­но­жды), ис поллá э΄ти дэ΄спота” (трижды) (“Гос­по­дина и архи­ерея нашего, Гос­поди, сохрани на многая лета”) и идет на сре­дину храма, на кафедру (обла­чаль­ное место). Туда же пере­хо­дят иереи. Став в два ряда и совер­шив одно­крат­ное покло­не­ние к алтарю, они при­ни­мают бла­го­сло­ве­ние от архи­ерея и уходят север­ными и южными две­рями в алтарь обла­чаться.

Обла­че­ние архи­ерея

Когда архи­ерей идет с амвона к месту обла­че­ния, из алтаря выхо­дят ипо­ди­а­коны и другие при­слу­жи­ва­ю­щие, в сти­ха­рях, с блюдом, покры­тым воздý­хом, и с блюдом с архи­ерей­скими одеж­дами, а также первый и второй диа­коны с кадиль­ни­цами. Оба диа­кона ста­но­вятся ниже амвона, против архи­ерея. Кни­го­дер­жец при­ни­мает от архи­ерея на блюдо клобук, пана­гию, четки, мантию, рясу и уносит в алтарь. Перед архи­ереем ста­но­вится ипо­ди­а­кон с архи­ерей­ским обла­че­нием.

Про­то­ди­а­кон с первым диа­ко­ном, сотво­рив поклон перед цар­скими вра­тами, воз­гла­шает: “Бла­го­слови, Прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко, кадило”. По бла­го­сло­ве­нии первый диакон гово­рит: “Гос­поду помо­лимся”, про­то­ди­а­кон же читает:

“Да воз­ра­ду­ется душа твоя о Гос­поде; облечé бо тя в ризу спа­се­ния и одеж­дею весе­лия одéя тя, яко жениху воз­ложи΄ ти венец и яко неве­сту украси΄ тя кра­со­тою”.

Ипо­ди­а­коны, по бла­го­сло­ве­нии архи­ереем каждой одежды, наде­вают на него сна­чала сти­харь (под­сак­кос­ник), затем и другие одежды, по порядку, причем диакон каждый раз про­из­но­сит “Гос­поду помо­лимся”, а про­то­ди­а­кон — соот­вет­ству­ю­щий стих. Певчие поют: “Да воз­ра­ду­ется…” или другие поло­жен­ные пес­но­пе­ния.

Когда наде­вают на архи­ерея омофор, из алтаря выно­сят на блюде митру, крест и пана­гию.

Дики­рий и три­ки­рий выно­сят из алтаря ипо­ди­а­ко­нам, и они пере­дают их архи­ерею. Про­то­ди­а­кон после воз­гла­ше­ния диа­ко­ном “Гос­поду помо­лимся” гово­рит велег­ласно еван­гель­ские слова: “Тако да про­све­тится свет твой пред чело­веки, яко да видят добрая дела твоя и про­сла­вят Отца нашего, Иже есть на Небе­сех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь”. Певчие поют: “Тон дэс­по­тин…” Архи­ерей осе­няет на четыре страны (на восток, запад, юг и север) народ и отдает три­ки­рий и дики­рий ипо­ди­а­ко­нам. Певчие на кли­росе поют три раза: “Ис полла…” Ипо­ди­а­коны ста­но­вятся в ряд с про­то­ди­а­ко­ном и диа­ко­ном, кото­рые кадят архи­ерея трижды по трижды, после чего все покло­ня­ются пред цар­скими вра­тами, а затем — архи­ерею. Ипо­ди­а­коны, взяв кадиль­ницы, уходят в алтарь, а про­то­ди­а­кон и диакон под­хо­дят к архи­ерею, при­ни­мают от него бла­го­сло­ве­ние, целуют его руку, и первый ста­но­вится позади архи­ерея, а второй идет в алтарь.

Часы

Когда архи­ерей осе­няет народ три­ки­рием и дики­рием, из алтаря выхо­дят южной дверью свя­щен­ник, совер­шав­ший про­ско­ми­дию, север­ной — чтец и ста­но­вятся около архи­ерей­ской кафедры: по правую сто­рону — свя­щен­ник, по левую — чтец, и после трое­крат­ного покло­не­ния к алтарю, одно­вре­менно с про­то­ди­а­ко­ном, диа­ко­ном и ипо­ди­а­ко­нами, кла­ня­ются архи­ерею. По окон­ча­нии пения на кли­росе “Ис полла…” свя­щен­ник воз­гла­шает: “Бла­го­сло­вен Бог наш…”, чтец: “Аминь”; затем начи­на­ется обыч­ное чтение часов. После каж­дого воз­гласа свя­щен­ник и чтец кла­ня­ются архи­ерею. Вместо воз­гласа “Молит­вами святых отец наших…” свя­щен­ник гово­рит: “Молит­вами свя­таго Вла­дыки нашего, Гос­поди Иисусе Христе Боже наш, поми­луй нас”. Чтец же гово­рит: “Именем Гос­под­ним, Вла­дыко, бла­го­слови” вместо “Именем Гос­под­ним бла­го­слови, отче”.

При чтении 50-го псалма из алтаря выхо­дят на амвон первый и второй диа­коны с кадиль­ни­цами, покло­ня­ются пред цар­скими вра­тами, кла­ня­ются архи­ерею и, полу­чив бла­го­сло­ве­ние на кадило, уходят в алтарь и кадят пре­стол, жерт­вен­ник, иконы и духо­вен­ство; затем — ико­но­стас, празд­нич­ную икону, а сойдя с амвона, — архи­ерея (трижды по трижды), свя­щен­ника, чтеца, снова взойдя на амвон, — оба кли­роса, народ, а затем и весь храм; сой­дясь у запад­ных дверей храма, оба диа­кона идут на амвон, кадят цар­ские врата, мест­ные иконы, архи­ерея (трижды),молятся к алтарю (один поклон), кла­ня­ются архи­ерею и уходят в алтарь.

При каж­де­нии соблю­да­ется такой поря­док: первый диакон кадит правую сто­рону, второй — левую. Вместе же кадят только пре­стол (спе­реди и сзади), цар­ские врата и архи­ерея.

“Егда же гла­го­лются часы, архи­ерей седит, востает же токмо на Алли­луиа и на Три­свя­тое, и на Чест­ней­шую” (Чинов­ник).

При окон­ча­нии каж­де­ния ипо­ди­а­коны и поно­марь выно­сят сосуд для омо­ве­ния рук с лаха­нью и поло­тенце (поно­марь стоит между ипо­ди­а­ко­нами), совер­шают молит­вен­ное покло­не­ние к цар­ским вратам (обычно вместе с окон­чив­шими каж­де­ние диа­ко­нами), затем, обра­ща­ясь лицом к архи­ерею и покло­нив­шись ему, идут к кафедре и оста­нав­ли­ва­ются пред архи­ереем. Первый ипо­ди­а­кон воз­ли­вает на руки архи­ерея воду, вместе с вторым ипо­ди­а­ко­ном сни­мает с плеч поно­маря поло­тенце, подает его архи­ерею и затем снова воз­ла­гает поло­тенце на плечи поно­маря. Про­то­ди­а­кон во время умо­ве­ния рук архи­ее­рем впол­го­лоса читает молитву “Умыю в непо­вин­ных руце…”, а по умо­ве­нии целует руку архи­ерея, ипо­ди­а­коны и диакон тоже целуют руку архи­ерея и уходят в алтарь.

При окон­ча­нии часов, на молитве “Иже на всякое время…”, иереи ста­но­вятся в порядке стар­шин­ства около пре­стола, совер­шают пред ним трое­крат­ное молит­вен­ное покло­не­ние, при­кла­ды­ва­ются к нему и, покло­нив­шись друг другу, исхо­дят из алтаря (север­ною и южною две­рями) и ста­но­вятся около кафедры в два ряда: среди них зани­мает соот­вет­ству­ю­щее место по чину свя­щен­ник, про­из­но­сив­ший воз­гласы на часах.

Све­ще­но­сец и жез­ло­но­сец ста­но­вятся на свои места у цар­ских врат: первый — с север­ной сто­роны, второй — с южной. Кни­го­дер­жец ста­но­вится около архи­ерея с левой сто­роны (по другой прак­тике кни­го­дер­жец выхо­дит из алтаря при начале литур­гии, после воз­гласа “Бла­го­сло­вено Цар­ство…”). Про­то­ди­а­кон и оба диа­кона ста­но­вятся в ряд впе­реди иереев. Все кла­ня­ются к алтарю, потом — архи­ерею. Архи­ерей с воз­де­я­нием рук читает поло­жен­ные молитвы пред нача­лом литур­гии. Свя­щен­ники и диа­коны молятся с ним тайно. По молит­вен­ном покло­не­нии все делают поклон архи­ерею. После этого про­то­ди­а­кон гово­рит: “Время сотво­рити Гос­по­деви, Прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко, бла­го­слови”. Архи­ерей бла­го­слов­ляет всех обеими руками со сло­вами: “Бла­го­сло­вен Бог…” и дает дес­ницу пер­вен­ству­ю­щему свя­щен­нику. Полу­чив бла­го­сло­ве­ние, свя­щен­ник входит в алтарь через южную дверь, целует пре­стол и ста­но­вится спе­реди его.

После пер­вен­ству­ю­щего свя­щен­ника под­хо­дят к архи­ерею за бла­го­сло­ве­нием про­то­ди­а­кон с диа­ко­нами. Стар­ший впол­го­лоса про­из­но­сит: “Аминь. Помо­лися о нас, Вла­дыко святый”. Архи­ерей, бла­го­слов­ляя, гла­го­лет: “Да испра­вит Гос­подь стопы ваша”. Про­то­ди­а­кон: “Помяни нас, Вла­дыко святый”. Архи­ерей, бла­го­слов­ляя обеими руками, про­из­но­сит: “Да помя­нет вас…” Диа­коны отве­чают: “Аминь”, целуют руку архи­ерея, кла­ня­ются и отхо­дят; про­то­ди­а­кон идет на солею и ста­но­вится пред иконою Спа­си­теля, а осталь­ные диа­коны ста­но­вятся позади архи­ерея на нижней сту­пени кафедры.

По окон­ча­нии часов ипо­ди­а­коны отвер­зают цар­ские врата. Пер­вен­ству­ю­щий свя­щен­ник, стоя пред пре­сто­лом, а про­то­ди­а­кон на солее одно­вре­менно совер­шают молит­вен­ное покло­не­ние к востоку (свя­щен­ник при этом целует пре­стол) и, обра­тив­шись к архи­ерею, кла­ня­ются, при­ни­мая его бла­го­сло­ве­ние.

Начало литур­гии

Про­то­ди­а­кон воз­гла­шает: “Бла­го­слови, Вла­дыко”. Пер­вен­ству­ю­щий свя­щен­ник воз­гла­шает: “Бла­го­сло­вено Цар­ство…”, подняв над святым анти­мин­сом Святое Еван­ге­лие и делая им крест, затем целует Еван­ге­лие и пре­стол, кла­ня­ется архи­ерею вместе с про­то­ди­а­ко­ном, сослу­жá­щими иере­ями, ипо­ди­а­ко­нами и чтецом и ста­но­вится с южной сто­роны пре­стола.

Про­то­ди­а­кон про­из­но­сит вели­кую екте­нию.

В начале и конце вели­кой екте­нии и на двух малых екте­ниях кни­го­дер­жец рас­кры­вает пред архи­ереем Чинов­ник для чтения молитв.

На про­ше­нии вели­кой екте­нии “О изба­ви­тися нам…” диа­коны выхо­дят из-за кафедры и идут посе­ре­дине между рядами свя­щен­ни­ков на солею; первый ста­но­вится против образа Божией Матери, а второй — возле про­то­ди­а­кона с правой сто­роны. Пер­вен­ству­ю­щий свя­щен­ник про­из­но­сит воз­глас у пре­стола: “Яко подо­бает Тебе…” и кла­ня­ется в цар­ских вратах архи­ерею. Одно­вре­менно с ним кла­ня­ются архи­ерею про­то­ди­а­кон с диа­ко­нами и второй свя­щен­ник. Про­то­ди­а­кон с солеи уходит на кафедру, ста­но­вится позади, справа от архи­ерея; второй свя­щен­ник север­ной дверью входит в алтарь, целует пре­стол, кла­ня­ется архи­ерею через цар­ские врата и ста­но­вится на свое место, против пер­вен­ству­ю­щего свя­щен­ника.

После малой екте­нии, кото­рую про­из­но­сит первый диакон, второй свя­щен­ник про­из­но­сит воз­глас: “Яко Твоя дер­жава…” и кла­ня­ется архи­ерею. Одно­вре­менно с ним кла­ня­ются диакон и два иерея, сто­я­щие у кафедры: послед­ние уходят боко­выми две­рями в алтарь, целуют пре­стол и кла­ня­ются через цар­ские врата архи­ерею.

Ана­ло­гично уходят в алтарь остав­ши­еся кли­рики и ипо­ди­а­коны после второй малой екте­нии и оче­ред­ного воз­гласа “Яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец…”

Во время пения тре­тьего анти­фона или Бла­женн совер­ша­ется малый вход.

Малый вход

Ипо­ди­а­коны берут три­ки­рий и дики­рий, поно­мари — рипиды, диа­коны — кадиль­ницы; пер­вен­ству­ю­щий свя­щен­ник, сотво­рив пред пре­сто­лом поклон и покло­нив­шись вместе с про­то­ди­а­ко­ном архи­ерею, берет Еван­ге­лие и отдает его про­то­ди­а­кону, кото­рый ста­но­вится с ним за пре­сто­лом, лицом на запад. В это время пер­вен­ству­ю­щий и прочие иереи, совер­шив пояс­ные поклоны, целуют пре­стол, кла­ня­ются архи­ерею и идут за про­то­ди­а­ко­ном по одному. Все выхо­дят из алтаря север­ною дверью в сле­ду­ю­щем порядке: све­ще­но­сец, посош­ник, два диа­кона с кадиль­ни­цами, ипо­ди­а­коны с три­ки­рием и дики­рием, рипид­чики, про­то­ди­а­кон с Еван­ге­лием и иереи по стар­шин­ству. Придя к кафедре, иереи ста­но­вятся по обе сто­роны от кафедры к алтарю. Све­ще­но­сец и посош­ник ста­но­вятся на своих местах у цар­ских врат. Про­то­ди­а­кон с Еван­ге­лием — ниже амвона, посре­дине, против архи­ерея; по сто­ро­нам Еван­ге­лия — рипид­чики, лицом друг к другу. Возле них, ближе к кафедре, диа­коны и ипо­ди­а­коны. Сделав один поклон, все берут общее бла­го­сло­ве­ние архи­ерея. Архи­ерей и иереи читают тайно молитву “Вла­дыко Гос­поди, Боже наш…”. Про­то­ди­а­кон впол­го­лоса гово­рит: “Гос­поду помо­лимся”. По про­чте­нии архи­ереем молитвы (и по совер­ше­нии, если есть, награж­де­ния и про­из­вод­ства в высший чин) про­то­ди­а­кон, пере­кла­ды­вая Еван­ге­лие на левое плечо, воз­вы­шает правую руку с орарем вверх и гово­рит впол­го­лоса: “Бла­го­слови, Прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко, святый вход”. Архи­ерей, бла­го­слов­ляя, гла­го­лет: “Бла­го­сло­вен вход святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков”. Про­то­ди­а­кон про­из­но­сит: “Аминь” и вместе с ипо­ди­а­ко­нами под­хо­дит к архи­ерею, кото­рый целует Еван­ге­лие; про­то­ди­а­кон целует правую руку архи­ерея, при­дер­жи­ва­ю­щую Еван­ге­лие при цело­ва­нии, и отхо­дит с Еван­ге­лием к рипид­чи­кам. Ипо­ди­а­коны же оста­ются на кафедре и пере­дают архи­ерею три­ки­рий и дики­рий. Про­то­ди­а­кон, под­ни­мая немного вверх Еван­ге­лие (по неко­то­рой прак­тике, творя им крест), воз­гла­шает: “Пре­муд­рость, прóсти” и, обра­тив­шись лицом на запад, поет со всеми мед­ленно “При­и­дите, поклони΄мся…” Диа­коны кадят на Еван­ге­лие, затем на архи­ерея, когда он мед­ленно совер­шает покло­не­ние пред святым Еван­ге­лием и осе­няет затем три­ки­рием и дики­рием кла­ня­ю­щихся ему свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Архи­ерей осе­няет три­ки­рием и дики­рием народ на запад, юг и север. В это время про­то­ди­а­кон в пред­ше­ствии диа­ко­нов вносит святое Еван­ге­лие в алтарь через цар­ские врата и пола­гает его на пре­столе; все осталь­ные цер­ков­но­слу­жи­тели входят в алтарь через север­ную и южную двери, а свя­щен­ники оста­ются внизу солеи.

Архи­ерей сходит с кафедры и вос­хо­дит на амвон, где осе­няет при пении пев­чими “Спаси ны, Сыне Божий…” три­ки­рием и дики­рием народ на две сто­роны и идет в алтарь. У цар­ских врат его встре­чает про­то­ди­а­кон, при­ни­мает от него три­ки­рий и ставит его за пре­сто­лом. Архи­ерей же, поце­ло­вав иконы на стол­пах цар­ских врат, пре­стол и приняв кадило от диа­кона, начи­нает кадить.

Вслед за архи­ереем входят в алтарь иереи, целуя каждый икону в цар­ских вратах на своей сто­роне.

Архи­ерей при мед­лен­ном пении свя­щен­но­слу­жи­те­лей “Спаси ны, Сыне Божий…”, в пред­ше­ствии про­то­ди­а­кона с три­ки­рием, кадит пре­стол, жерт­вен­ник, горнее место, иереев на правой и левой сто­ро­нах, свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей и исхо­дит на солею. Све­ще­но­сец и посош­ник сходят с солеи и ста­но­вятся ниже амвона против цар­ских врат; испол­лат­чики тихо и слад­ко­звучно поют “Ис полла эти, дэс­пота”. Иереи целуют пре­стол. Архи­ерей кадит цар­ские врата, ико­но­стас, кли­росы, народ, мест­ные иконы, входит в алтарь, кадит пре­стол, иереев и про­то­ди­а­кона.

Све­ще­но­сец и посош­ник воз­вра­ща­ются на свои места. На кли­росе поют “Ис полла…” про­тяж­ное, один раз, и затем тро­пари и кондаки по Уставу.

Второй ипо­ди­а­кон при­ни­мает от архи­ерея дики­рий, про­то­ди­а­кон — кадило (три­ки­рий пере­да­ется пер­вому ипо­ди­а­кону). Все трое ста­но­вятся за пре­сто­лом и одно­вре­менно кла­ня­ются при каж­де­нии про­то­ди­а­ко­ном архи­ерея трижды по трижды; затем обра­ща­ются лицом к востоку, про­то­ди­а­кон кадило пере­дает поно­марю, все чет­веро делают поклон, кла­ня­ются архи­ерею и идут на свои места.

Ипо­ди­а­коны, име­ю­щие хиро­тé­сию, ставят три­ки­рий и дики­рий на пре­стол, не име­ю­щие хиро­те­сии — на под­ставки за пре­сто­лом. Кни­го­дер­жец под­хо­дит к архи­ерею с Чинов­ни­ком для чтения молитвы “Боже Святый, Иже во святых почи­ваяй…”

По совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Церкви так назы­ва­е­мая похвала по входе с воз­но­ше­нием имен Пред­сто­я­те­лей Церк­вей бывает только при пат­ри­ар­шем слу­же­нии.

После пения тро­па­рей и конда­ков про­то­ди­а­кон целует пре­стол и, держа орарь тремя пер­стами, впол­го­лоса гово­рит: “Бла­го­слови, Прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко, время Три­свя­таго”; поце­ло­вав бла­го­слов­ля­ю­щую руку архи­ерея, он выхо­дит на солею и против образа Спа­си­теля про­из­но­сит: “Гос­поду помо­лимся”. Певцы: “Гос­поди, поми­луй”. Архи­ерей про­из­но­сит свой первый воз­глас: “Яко свят еси Боже наш… ныне и присно”. Про­то­ди­а­кон, пока­зуя орарем на икону Спа­си­теля, воз­гла­шает: “Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя”. Хор повто­ряет эти слова. Про­то­ди­а­кон: “И услыши ны”. Хор повто­ряет. Про­то­ди­а­кон, пово­ра­чи­ва­ясь вправо, от иконы Спа­си­теля к иконе Бого­ма­тери и далее к пре­столу, наво­дит орарем и воз­гласно про­из­но­сит, докан­чи­вая воз­глас архи­ерея: “И во веки веков”. Певчие поют: “Аминь” и затем “Святый Боже…” Про­то­ди­а­кон, войдя в алтарь, берет дики­рий и подает его архи­ерею; в алтаре все поют “Святый Боже…” Архи­ерей творит дики­рием крест над Еван­ге­лием.

Второй иерей, взяв напре­столь­ный Крест за верх­ний и нижний концы и обра­тив перед­ней сто­ро­ной, на кото­рой нахо­дятся свя­щен­ные изоб­ра­же­ния, к пре­столу, подает его архи­ерею, целуя руку архи­ерея.

Перед амво­ном против цар­ских врат ста­но­вятся све­ще­но­сец и посош­ник.

Архи­ерей, имея в левой руке Крест, в правой — дики­рий, при пении пев­чими речи­та­ти­вом: “Святый Боже…”, выхо­дит на амвон и про­из­но­сит: “Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети вино­град сей, и утверди и, его же насади дес­ница Твоя”.

По про­из­не­се­нии этой молитвы, когда архи­ерей бла­го­слов­ляет на запад, испол­лат­чики поют: “Святый Боже”, на юг — “Святый Креп­кий”, на север — “Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас”.

Архи­ерей входит в алтарь. Певчие на кли­росе поют: “Святый Боже…” Све­ще­но­сец и посош­ник ста­но­вятся на свои места. Архи­ерей, отдав Крест (Крест при­ни­мает второй иерей и пола­гает его на пре­столе) и поце­ло­вав пре­стол, идет на горнее место.

При отхож­де­нии архи­ерея к гор­нему месту все сослу­жá­щие обыч­ным поряд­ком при­кла­ды­ва­ются к пре­столу и, отходя затем к гор­нему месту, ста­но­вятся за пре­сто­лом по чину.

Архи­ерей, обходя пре­стол с правой сто­роны и бла­го­сло­вив дики­рием горнее место, отдает дики­рий ипо­ди­а­кону, кото­рый постав­ляет его на место. Про­то­ди­а­кон, стоя у гор­него места слева от пре­стола, читает тро­парь: “Троицы явле­ние во Иор­дане бысть, Само бо Пре­бо­же­ствен­ное есте­ство Отец воз­гласи: Сей кре­ща­е­мый Сын Воз­люб­лен­ный Мой; Дух же прииде к Подоб­ному, Егоже бла­го­сло­вят людие и пре­воз­но­сят во вся веки” и подает три­ки­рий архи­ерею, кото­рый осе­няет три­ки­рием с гор­него места прямо, налево и направо при пении всех сослу­жá­щих: “Святый Боже…” После сего певчие закан­чи­вают Три­свя­тое, начи­ная со “Слава, и ныне”.

Чтение Апо­стола и Еван­ге­лия

Про­то­ди­а­кон, приняв от архи­ерея три­ки­рий, пере­дает его ипо­ди­а­кону, и тот ставит его на место. Первый диакон под­хо­дит к архи­ерею с Апо­сто­лом, поло­жив на верх его орарь, полу­чает бла­го­сло­ве­ние, целует руку архи­ерея и идет по левой сто­роне от пре­стола через цар­ские врата на амвон для чтения Апо­стола. В это время про­то­ди­а­кон под­но­сит архи­ерею откры­тую кадиль­ницу с горя­щими углями, а один из ипо­ди­а­ко­нов (с правой сто­роны архи­ерея) — сосуд с лада­ном.

Про­то­ди­а­кон: “Бла­го­слови, Прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко, кадило”; архи­ерей, влагая ложеч­кой ладан в кадило, про­из­но­сит молитву: “Кадило Тебе при­но­сим…”

Про­то­ди­а­кон: Вонмем!

Архи­ерей: Мир всем.

Первый диакон (чтец Апо­стола): И духови твоему.

Про­то­ди­а­кон: Пре­муд­рость.

Чтец Апо­стола про­из­но­сит про­ки­мен и прочее, по обычаю. По воз­гласе архи­ерея “Мир всем” ипо­ди­а­коны сни­мают омофор с архи­ерея и пола­гают его на руку вто­рому диа­кону (или ипо­ди­а­кону), кото­рый, поце­ло­вав бла­го­слов­ля­ю­щую руку архи­ерея, отхо­дит и ста­но­вится с правой сто­роны пре­стола. Первый диакон читает Апо­стол. Про­то­ди­а­кон кадит, по обычаю. (Неко­то­рые соблю­дают обычай кадить на алли­лу­и­а­рии.)

При начале чтения Апо­стола архи­ерей садится на седа­лище гор­него места, и по знаку его свя­щен­ники садятся на при­го­тов­лен­ные для них седа­лища. Когда про­то­ди­а­кон кадит архи­ерея первый раз, архи­ерей и свя­щен­ники встают и отве­чают на каж­де­ние: архи­ерей — бла­го­сло­ве­нием, свя­щен­ники — покло­ном. Во время вто­рого каж­де­ния ни архи­ерей, ни свя­щен­ники не встают.

По окон­ча­нии чтения Апо­стола все встают. Поно­мари, взяв рипиды, ипо­ди­а­коны — дики­рий и три­ки­рий, исхо­дят на амвон, где ста­но­вятся по правую и левую сто­роны при­го­тов­лен­ного для чтения Еван­ге­лия аналоя. Алли­лу­и­а­рии поются по обычаю. Архи­ерей и все свя­щен­ники читают тайно молитву “Возсия΄й в серд­цах наших…” Пер­вен­ству­ю­щий иерей и про­то­ди­а­кон кла­ня­ются архи­ерею и, полу­чив бла­го­сло­ве­ние, отхо­дят к пре­столу. Пер­вен­ству­ю­щий берет Еван­ге­лие и отдает про­то­ди­а­кону. Про­то­ди­а­кон, поце­ло­вав пре­стол и приняв Еван­ге­лие, под­но­сит его архи­ерею, кото­рый целует Еван­ге­лие, а он — руку архи­ерея, и идет через цар­ские врата к аналою, пред­ше­ству­е­мый диа­ко­ном с омо­фо­ром. Когда диакон с омо­фо­ром (идя кругом аналоя) дохо­дит до чтеца Апо­стола, тот идет в алтарь (если диакон — через цар­ские врата) и ста­но­вится по левую сто­рону пре­стола, а диакон с омо­фо­ром — на преж­нее место. По обе сто­роны про­то­ди­а­кона ста­но­вятся ипо­ди­а­коны с три­ки­рием и дики­рием и рипид­чики, подняв рипиды над Еван­ге­лием. Про­то­ди­а­кон, поста­вив святое Еван­ге­лие на аналой и покрыв его орарем, пре­кло­няет над Еван­ге­лием главу и воз­гла­шает: “Бла­го­слови, Прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко, бла­го­ве­сти­теля…”

Архи­ерей: Бог, молит­вами…

Про­то­ди­а­кон гла­го­лет: Аминь; и, поло­жив орарь на аналой под книгу, рас­кры­вает Еван­ге­лие.

Второй диакон: Пре­муд­рость, прóсти…

Архи­ерей: Мир всем.

Певчие: И духови твоему.

Про­то­ди­а­кон: От (имя рек) свя­таго Еван­ге­лиа чтение.

Певчие: Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе.

Первый диакон: Вонмем.

Про­то­ди­а­кон внятно читает Еван­ге­лие.

Когда нач­нется чтение Еван­ге­лия, оба диа­кона целуют пре­стол, идут под бла­го­сло­ве­ние к архи­ерею, целуют его руку и пола­гают Апо­стол и омофор на свои места. Иереи слу­шают Еван­ге­лие с непо­кры­тыми гла­вами, архи­ерей — в митре.

По про­чте­нии Еван­ге­лия хор поет: “Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе”. Аналой уби­рают, рипиды уносят в алтарь. Архи­ерей сходит с гор­него места, про­хо­дит через цар­ские врата на амвон, целует Еван­ге­лие, дер­жи­мое про­то­ди­а­ко­ном, и осе­няет дики­рием и три­ки­рием народ при пении на кли­росе: “Ис полла…” Про­то­ди­а­кон отдает Еван­ге­лие пер­вому иерею, и тот постав­ляет его на горнее место пре­стола.

Ипо­ди­а­коны молятся к востоку (один поклон), кла­ня­ются архи­ерею, ставят дики­рий и три­ки­рий на их места. Иереи ста­но­вятся на свои места.

Екте­нии

Сугу­бую екте­нию про­из­но­сит про­то­ди­а­кон или первый диакон. Когда про­из­но­сится про­ше­ние “Поми­луй нас, Боже…”, все при­сут­ству­ю­щие в алтаре (диа­коны, ипо­ди­а­коны, поно­мари) ста­но­вятся за пре­сто­лом, молятся к востоку и кла­ня­ются архи­ерею. После про­ше­ния “… и о Гос­по­дине нашем Прео­свя­щен­ней­шем…” сто­я­щие за пре­сто­лом поют (вместе с иере­ями) трижды: “Гос­поди, поми­луй”, молятся к востоку, кла­ня­ются архи­ерею и отхо­дят на свои места. В это же время два стар­ших иерея помо­гают архи­ерею рас­крыть анти­минс с трех сторон. Диакон про­дол­жает екте­нию. Архи­ерей про­из­но­сит воз­глас “Яко мило­стив…” (Обычно архи­ерей сам рас­пре­де­ляет воз­гласы слу­жá­щим иереям.)

Если бывает при­но­ше­ние о усоп­ших, то про­то­ди­а­кон берет кадило и, испро­сив бла­го­сло­ве­ние у архи­ерея, исхо­дит через цар­ские врата и про­из­но­сит заупо­кой­ную екте­нию, воз­глас после кото­рой гово­рит архи­ерей. Если же заупо­кой­ной екте­нии не бывает, то диакон, покло­нив­шись архи­ерею, исхо­дит через север­ные двери на солею и про­из­но­сит екте­нию об огла­шен­ных. При про­ше­нии “Открыет им Еван­ге­лие правды” третий и чет­вер­тый свя­щен­ники откры­вают верх­нюю часть анти­минса, молятся к востоку (один поклон) и кла­ня­ются архи­ерею. Во время воз­гласа пер­вого иерея “Да и ти΄и с нами славят…” архи­ерей творит крест губкою над анти­мин­сом, целует ее и пола­гает вверху на правой сто­роне анти­минса.

Про­то­ди­а­кон и первый диакон ста­но­вятся в цар­ских вратах; про­то­ди­а­кон гово­рит: “Елицы огла­ше­нии, изыди΄те”; второй диакон: “Огла­ше­нии, изы­дите”; первый диакон: “Елицы огла­ше­нии, изы­дите”. Второй диакон про­дол­жает екте­нию один: “Да никто от огла­шен­ных, елицы вернии…” и прочее.

Архи­ерей и свя­щен­ники читают тайно поло­жен­ные молитвы.

Первый диакон берет кадило и, испро­сив бла­го­сло­ве­ние у архи­ерея, кадит пре­стол, жерт­вен­ник, горнее место, алтарь, архи­ерея трижды по трижды, всех сослу­жá­щих, пре­стол — спе­реди, архи­ерея — трижды, отдает поно­марю кадило, оба молятся к востоку, кла­ня­ются архи­ерею и отхо­дят. В это время второй диакон гово­рит екте­нию: “Паки и паки…” Воз­глас “Яко да под дер­жа­вою Твоею…” про­из­но­сит архи­ерей.

Вели­кий вход

Окон­чив екте­нию, диакон идет в алтарь, молится к востоку и кла­ня­ется архи­ерею. Один из млад­ших свя­щен­ни­ков левого ряда отхо­дит к жерт­вен­нику, сни­мает воздýх с сосу­дов и пола­гает его на правом углу жерт­вен­ника; сни­мает с дис­коса покров и звез­дицу и отла­гает в сто­рону; перед дис­ко­сом пола­гает просфоры на блюдо и малое копие.

Ипо­ди­а­коны с сосу­дом и водою и лаха­нью и поно­марь с поло­тен­цем на плечах выхо­дят к цар­ским вратам для умо­ве­ния рук архи­ерея.

Архи­ерей, про­чи­тав молитву “Ник­тоже достоин…” (во время этой молитвы иереи сни­мают свои митры, ками­лавки, скуфии; архи­ереи же в митре), идет к цар­ским вратам, про­из­но­сит молитву над водой, бла­го­слов­ляет воду и умы­вает руки. После умо­ве­ния ипо­ди­а­коны и поно­марь целуют руку архи­ерея и вместе со све­ще­нос­цем и посош­ни­ком идут в алтарь. Архи­ерей ста­но­вится пред пре­сто­лом, про­то­ди­а­кон и диакон воз­ла­гают на него малый омофор, архи­ерей молится (три поклона) и с воз­де­я­нием рук читает трижды “Иже Херу­вимы…” Про­то­ди­а­кон сни­мает с архи­ерея митру и пола­гает ее на блюдо поверх лежа­щего на нем боль­шого омо­фора. Архи­ерей, поце­ло­вав святой анти­минс и пре­стол и бла­го­сло­вив сослу­жá­щих, отхо­дит к жерт­вен­нику; первый диакон подает ему кадило. Архи­ерей кадит жерт­вен­ник, отдает кадило диа­кону и воз­ла­гает на левое его плечо воздýх.

Диакон отхо­дит от архи­ерея, кадит цар­ские врата, мест­ные иконы, кли­росы и народ.

После архи­ерея иереи под­хо­дят попарно к пре­столу спе­реди, делают два поклона, целуют анти­минс и пре­стол, делают еще один поклон, затем кла­ня­ются друг другу со сло­вами: “Про­то­и­е­рей­ство (или: свя­щен­ство) твое да помя­нет Гос­подь Бог во Цар­ствии Своем…” и отхо­дят к жерт­вен­нику. Архи­ерей в это время творит поми­но­ве­ние на просфо­рах у жерт­вен­ника. Иереи по стар­шин­ству, про­то­ди­а­кон, диа­коны, ипо­ди­а­коны под­хо­дят к архи­ерею с правой сто­роны, говоря: “Помяни мя, Прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко, иерея, диа­кона, ипо­ди­а­кона (имя рек)”, и целует его в правое плечо; то же самое делает диакон, совер­шав­ший каж­де­ние.

Помя­нув о здра­вии, архи­ерей берет заупо­кой­ную просфору и поми­нает усоп­ших.

По окон­ча­нии архи­ерей­ской про­ско­ми­дии ипо­ди­а­коны сни­мают с архи­ерея омофор. Один из иереев подает архи­ерею звез­дицу, кото­рую, обла­го­ухав фимиа­мом, архи­ерей ставит на дискос, затем иерей подает покро­вец, кото­рым покры­ва­ется дискос. Про­то­ди­а­кон, став на правое колено, гово­рит: “Возми, Прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко”.

Архи­ерей берет обеими руками дискос, целует его, дает цело­вать дискос и руку свою про­то­ди­а­кону и, постав­ляя при челе про­то­ди­а­кона дискос (про­то­ди­а­кон при­ем­лет его обеими руками), про­из­но­сит: “В мире воз­мите руки ваша во святая…” Про­то­ди­а­кон отхо­дит. К архи­ерею под­хо­дит первый иерей и, при­ни­мая от архи­ерея святой потир, целует его и руку архи­ерея, говоря: “Архи­ерей­ство твое да помя­нет гос­подь Бог во Цар­ствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков”. Второй свя­щен­ник под­хо­дит, держа в наклон­ном поло­же­нии Крест (верх­ний конец вправо) обеими руками и про­из­нося “Архи­ерей­ство твое да помя­нет…”, целует руку архи­ерея, кото­рый пола­гает ее на руко­ятку Креста, и целует Крест. Осталь­ные иереи, говоря те же слова и целуя руку архи­ерея, при­ни­мают от него свя­щен­ные пред­меты жерт­вен­ника — лжицу, копие и проч.

Совер­ша­ется вели­кий вход. Впе­реди идут через север­ные двери диакон с митрой и омо­фо­ром на блюде, све­ще­но­сец, посош­ник, диакон с кади­лом, ипо­ди­а­коны с дики­рием и три­ки­рием, поно­мари с рипи­дами (обычно один впе­реди дис­коса, другой — позади потира), про­то­ди­а­кон и иереи по стар­шин­ству.

Све­ще­но­сец и посош­ник ста­но­вятся пред солеёй. Диакон с митрой идет чрез цар­ские врата в алтарь и оста­нав­ли­ва­ется у левого перед­него угла пре­стола. Рипид­чики и ипо­ди­а­коны ста­но­вятся по сто­ро­нам орлеца, постлан­ного на солее; про­то­ди­а­кон — пред орле­цом, став на одно колено, диакон с кади­лом — у цар­ских врат с правой руки от архи­ерея, иереи — в два ряда, обра­тив­шись на север и юг, стар­шие — к цар­ским вратам.

Архи­ерей отхо­дит от жерт­вен­ника, под­хо­дит к диа­кону с митрой, целует митру, пола­гая руку на митру. Диакон гово­рит: “Архи­ерей­ство твое…” и целует руку архи­ерея, и затем пола­гает митру и омофор на место. Архи­ерей исхо­дит в цар­ские врата, берет кадило у диа­кона и кадит Дары. Про­то­ди­а­кон гово­рит тихо: “Архи­ерей­ство твое…”, архи­ерей берет дискос, совер­шает поми­но­ве­ние по чину и уносит дискос на пре­стол. Пер­вен­ству­ю­щий иерей ста­но­вится пред орле­цом и тихо гово­рит шеству­ю­щему из алтаря архи­ерею: “Архи­ерей­ство твое…” Архи­ерей кадит чашу, берет ее. Первый диакон, приняв от архи­ерея кадило, отхо­дит к правой сто­роне пре­стола; пер­вен­ству­ю­щий иерей, поце­ло­вав руку архи­ерея, ста­но­вится на свое место. Архи­ерей совер­шает поми­но­ве­ние по чину и уносит чашу на пре­стол; за архи­ерем в алтарь входят иереи. Читая поло­жен­ные тро­пари, архи­ерей, сняв покровцы, воздý­хом покры­вает дискос и чашу, затем наде­вает митру и после каж­де­ния Даров гово­рит: “Братие и сослу­жи­те­лие, помо­ли­теся о мне”. Ему отве­чают: “Дух Святый нáйдет на тя, и сила Выш­няго осени΄т тя”. Про­то­ди­а­кон и сослу­жá­щие: “Помо­лися о нас, Вла­дыко святый”. Архи­ерей: “Да испра­вит Гос­подь стопы ваша”. Про­то­ди­а­кон и прочие: “Помяни нас, Вла­дыко святый”. Архи­ерей, бла­го­слов­ляя про­то­ди­а­кона и диа­ко­нов: “Да помя­нет вас Гос­подь Бог…” Про­то­ди­а­кон: “Аминь”.

После бла­го­сло­ве­ния первый диакон, став у восточ­ного пра­вого угла пре­стола, кадит архи­ерея трижды по трижды, отдает кадило поно­марю, оба молятся к востоку, кла­ня­ются архи­ерею, и диакон выхо­дит из алтаря про­из­но­сить екте­нию. Архи­ерей на солее бла­го­слов­ляет народ дики­рием и три­ки­рием. Певчие поют: “Ис полла…” Цар­ские врата по вели­ком входе при архи­ерей­ском слу­же­нии не затво­ря­ются. Посош­ник и све­ще­но­сец ста­но­вятся на свои места у цар­ских врат.

Первый диакон про­из­но­сит екте­нию: “Испол­ним молитву нашу Гос­по­деви”. Во время екте­нии архи­ерей и иереи читают тайно молитву “Гос­поди Боже, Все­дер­жи­телю…” Воз­глас: “Щед­ро­тами Еди­но­род­наго Сына Твоего…” про­из­но­сит архи­ерей. После екте­нии, когда диакон гово­рит: “Воз­лю­бим друг друга”, все делают три пояс­ных поклона, говоря тайно: “Воз­люблю Тя, Гос­поди, Кре­по­сте моя, Гос­подь утвер­жде­ние мое и при­бе­жище мое”. Про­то­ди­а­кон сни­мает митру с архи­ерея; архи­ерей целует дискос, говоря: “Святый Боже”, чашу: “Святый Креп­кий” и пре­стол: “Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас”, ста­но­вится возле пре­стола с правой сто­роны на орлеце. Также целуют дискос, потир и пре­стол все свя­щен­ники и под­хо­дят к архи­ерею. На его при­вет­ствие “Хри­стос посреде нас” они отве­чают: “И есть, и будет” и целуют архи­ерея в правое плечо, в левое плечо и руку и, обло­бы­зав­шись таким же обра­зом между собой (иногда, при боль­шом коли­че­стве сослу­жа­щих, целуют друг у друга только руку), ста­но­вятся около пре­стола на свои места. (Слова “Хри­стос посреде нас” всегда гово­рит стар­ший.)

После того, как диакон воз­гла­сит “Двери, двери, пре­муд­ро­стию вонмем” и нач­нется пение “Верую…”, иереи берут воздýх за края и веют им над Дарами и над пре­кло­нен­ною главою архи­ерея, вместе с ним про себя читая “Верую…” По про­чте­нии Сим­вола веры архи­ерей целует крест на воздýхе, иерей уносит воздýх на жерт­вен­ник, про­то­ди­а­кон наде­вает митру на архи­ерея. Ипо­ди­а­коны молятся к востоку (один поклон), кла­ня­ются архи­ерею, берут три­ки­рий и дики­рий и подают архи­ерею, целуя его руку.

Освя­ще­ние Даров

Диакон воз­гла­шает на солее: “Станем добре…” и входит в алтарь. Певчие поют: “Милость мира…” Архи­ерей выхо­дит на амвон с три­ки­рием и дики­рием и, обра­тив­шись лицом к народу, воз­гла­шает: “Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа…”

Певчие: И со духом твоим.

Архи­ерей (осеняя южную сто­рону): Горé имеим сердцá.

Певчие: Имамы ко Гос­поду.

Архи­ерей (осеняя север­ную сто­рону): Бла­го­да­рим Гос­пода.

Певчие: Достойно и пра­ведно…

Архи­ерей воз­вра­ща­ется в алтарь, ипо­ди­а­коны при­ни­мают от него три­ки­рий и дики­рий и ставят их на место. Архи­ерей и иереи читают молитву “Достойно и пра­ведно Тя пети…”

Первый диакон, поце­ло­вав пре­стол и покло­нив­шись архи­ерею, берет тремя пер­стами с орарем звез­дицу и при воз­гла­ше­нии архи­ереем “Побед­ную песнь поюще, вопи­юще, взы­ва­юще и гла­го­люще” каса­ется ею дис­коса сверху с четы­рех сторон, кре­сто­об­разно, целует звез­дицу, скла­ды­вает ее, пола­гает на левой сто­роне пре­стола выше Креста и вместе с про­то­ди­а­ко­ном, поце­ло­вав пре­стол, кла­ня­ется архи­ерею.

На кли­росе поют: “Свят, Свят, Свят Гос­подь Саваоф…” Архи­ерей и иереи читают молитву “С сими и мы бла­жен­ными силами…” По окон­ча­нии молитвы про­то­ди­а­кон сни­мает с архи­ерея митру.

Про­то­ди­а­кон правою рукою с орарем ука­зует на дискос, когда архи­ерей, также указуя рукою на дискос, про­из­но­сит: “При­и­мите, ядите…” и на чашу, когда архи­ерей воз­гла­шает: “Пийте от нея вси…” При воз­гла­ше­нии “Твоя от Твоих…” про­то­ди­а­кон правою рукою с орарем берет дискос, а левою, ниже правой, — потир и при­под­ни­мает их вверх над анти­мин­сом. Певчие поют: “Тебе поем…”, архи­ерей и иереи читают поло­жен­ные тайные молитвы.

Архи­ерей с воз­де­я­нием рук впол­го­лоса молится: “Гос­поди, Иже Пре­свя­таго Твоего Духа…” (свя­щен­ники — тайно), трижды, каждый раз с покло­ном. Про­то­ди­а­кон, а с ним тайно и все диа­коны про­из­но­сят стихи: “Сердце чисто…” (после чтения “Гос­поди, Иже Пре­свя­таго…” в первый раз) и “Не отвержи мене…” (после вто­рого чтения “Гос­поди, Иже Пре­свя­таго…”).

После тре­тьего чтения архи­ереем “Гос­поди, Иже Пре­свя­таго Твоего Духа…” про­то­ди­а­кон, указуя орарем на дискос, про­из­но­сит: “Бла­го­слови, Вла­дыко, Святый Хлеб”. Архи­ерей гла­го­лет тихо (свя­щен­ники — тайно): “И сотвори убо Хлеб сей…” и бла­го­слов­ляет хлеб (только Агнец) правою рукою. Про­то­ди­а­кон: “Аминь”; указуя на потир, про­из­но­сит: “Бла­го­слови, Вла­дыко, Святую Чашу”. Архи­ерей тихо гла­го­лет: “А еже в Чаши сей…” (свя­щен­ники — тайно) и бла­го­слов­ляет потир. Про­то­ди­а­кон: “Аминь”; указуя на дискос и потир, гла­го­лет: “Бла­го­слови, Вла­дыко, обоя΄”. Архи­ерей (свя­щен­ники — тайно) гла­го­лет: “Пре­ло­жив Духом Твоим Святым” и бла­го­слов­ляет дискос и потир вместе. Про­то­ди­а­кон: “Аминь”, трижды. Все нахо­дя­щи­еся в алтаре совер­шают земной поклон. Затем про­то­ди­а­кон, обра­тив­шись к архи­ерею, про­из­но­сит: “Помяни нас, Вла­дыко святый”; все диа­коны под­хо­дят к архи­ерею и пре­кло­няют главы, держа орари тремя пер­стами правой руки. Архи­ерей бла­го­слов­ляет их обеими руками, говоря: “Да помя­нет вас Гос­подь Бог…” Про­то­ди­а­кон и все диа­коны отве­чают: “Аминь” и отхо­дят.

Архи­ерей и иереи читают молитву “Якоже быти при­ча­ща­ю­щимся…”

По окон­ча­нии молитвы и пения на кли­росе: “Тебе поем…” про­то­ди­а­кон воз­ла­гает на архи­ерея митру, диакон подает кадило, и архи­ерей, кадя, воз­гла­шает: “Изрядно о Пре­свя­тей…” Затем архи­ерей отдает кадиль­ницу диа­кону, кото­рый кадит пре­стол, горнее место, архи­ерея трижды по трижды, свя­щен­ни­ков и опять пре­стол от архи­ерея, совер­шает поклон архи­ерею и отхо­дит. Архи­ерей и иерей читают молитву “О святем Иоанне про­роце…” Певчие поют “Достойно есть…” или задо­стой­ник дня.

При окон­ча­нии пения “Достойно есть…” про­то­ди­а­кон целует пре­стол, руку архи­ерея, ста­но­вится лицом на запад в цар­ских вратах и, наводя правою рукой с орарем, воз­гла­шает: “И всех и вся”. Певчие: “И всех и вся”.

Архи­ерей: “В первых помяни, Гос­поди, Вели­каго Гос­по­дина и Отца нашего…”

Пер­вен­ству­ю­щий свя­щен­ник: “Помяни, Гос­поди, и Гос­по­дина нашего Прео­свя­щен­ней­шаго (имя рек), мит­ро­по­лита (архи­епи­скопа, епи­скопа; егоже епар­хия), егоже даруй Святей Твоей Церкви в мире, цéла, честна, здрава, дол­го­ден­ству­юща, право пра­вяща слово Твоея истины” и под­хо­дит к архи­ерею, целует его руку, митру и опять руку. Архи­ерей, бла­го­слов­ляя его, гла­го­лет: “Свя­щен­ство (про­то­и­е­рей­ство и проч.) твое…”

Про­то­ди­а­кон, стоя в цар­ских вратах и обра­тясь лицом к народу, велег­ласно гла­го­лет: “Гос­по­дина нашего, Прео­свя­щен­ней­шаго (имя рек), мит­ро­по­лита (архи­епи­скопа, епи­скопа; егоже епар­хия; или: Прео­свя­щен­ных по именам и с титу­лами, если совер­шают литур­гию несколько архи­ереев), при­но­ся­щаго (или: при­но­ся­щих) (пово­ра­чи­ва­ется и входит в алтарь) Святыя Дары сия΄ (ука­зует на дискос и чашу) Гос­по­деви Богу нашему (под­хо­дит к гор­нему месту, кре­стится, делает поклон и, покло­нив­шись архи­ерею, идет и ста­но­вится в цар­ских вратах); о Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем Свя­тей­шем Пат­ри­архе Мос­ков­ском и всея Руси Алек­сии, о Прео­свя­щен­ных мит­ро­по­ли­тех, архи­епи­ско­пех и епи­ско­пех и о всем свя­щен­ни­че­стем и ино­че­стем чине, о Бого­хра­ни­мей стране нашей, о вла­стех и воин­стве ея, о мире всего мира, о бла­го­сто­я­нии Святых Божиих Церк­вей, о спа­се­нии и помощи со тща­нием и стра­хом Божиим труж­да­ю­щихся и слу­жá­щих, о исце­ле­нии в немо­щех лежа­щих, о успе­нии, ослабе, бла­жен­ней памяти и остав­ле­нии грехов всех прежде почив­ших пра­во­слав­ных, о спа­се­нии людей пред­сто­я­щих и ихже кийждо в помыш­ле­нии имать и о всех и за вся” (идет к гор­нему месту, кре­стится, делает один поклон, затем идет к архи­ерею, целует руку его, говоря: “Ис полла эти дэс­пота”, архи­ерей же бла­го­слов­ляет его).

Певчие: И о всех и за вся.

На воз­гласе архи­ерея “И даждь нам еди­неми усты…” все в алтаре ему кла­ня­ются в ответ на его бла­го­сло­ве­ние, второй диакон исхо­дит на амвон через север­ные двери и после бла­го­сло­ве­ния архи­ереем народа с солеи при воз­гла­ше­нии “И да будут мило­сти…” гово­рит екте­нию “Вся святыя помя­нувше…”

Есть обычай, что, когда архи­ерей про­чи­тает молитву “Тебе пред­ла­гаем живот наш весь…”, с правой сто­роны к пре­столу под­хо­дит в фелони свя­щен­ник-про­по­вед­ник, целует пре­стол (пер­вен­ству­ю­щий иерей подает архи­ерею Крест с пре­стола), Крест и руку бла­го­слов­ля­ю­щего его архи­ерея, кла­ня­ется ему и отхо­дит. Пер­вен­ству­ю­щий при­ни­мает от архи­ерея Крест и, поце­ло­вав его руку, пола­гает Крест на пре­стол.

После екте­нии архи­ерей воз­гла­шает: “И спо­доби нас, Вла­дыко…” Народ поет: “Отче наш…” Архи­ерей: “Яко Твое есть Цар­ство…” Певчие: “Аминь”. Архи­ерей бла­го­слов­ляет народ руками, гла­голя: “Мир всем”.

Певчие: И духови твоему.

Диакон (на солее): Главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните.

Певчие: Тебе, Гос­поди.

Архи­ерей и свя­щен­ники, при­к­ло­нив главы, тайно читают молитву “Бла­го­да­рим Тя…” Диа­коны пре­по­я­су­ются ора­рями кре­сто­видно. Архи­ерей про­из­но­сит воз­глас: “Бла­го­да­тию и щед­ро­тами…”

Лик: “Аминь”. Архи­ерей и свя­щен­ники тайно читают молитву “Вонми, Гос­поди Иисусе Христе Боже наш…”

После молитвы про­то­ди­а­кон сни­мает с архи­ерея митру, ипо­ди­а­коны воз­ла­гают на архи­ерея малый омофор, затво­ряют цар­ские врата и закры­вают их заве­сою. Диакон на амвоне воз­гла­шает: “Вонмем!” и входит в алтарь.

Све­ще­но­сец ставит свечу против цар­ских врат и с посош­ни­ком также входит в алтарь.

Архи­ерей, сотво­рив три поклона с сослу­жá­щими, воз­гла­шает: “Святая святым”. Певчие поют: “Един Свят…”

При­ча­ще­ние

Про­то­ди­а­кон (стоя справа от архи­ерея: “Раз­дроби, Вла­дыко, Святый Агнец”.

Архи­ерей: “Раз­дроб­ля­ется и раз­де­ля­ется Агнец Божий…”

Про­то­ди­а­кон, указуя орарем на потир: “Исполни, Вла­дыко, святый потир”. Архи­ерей опус­кает часть “Иисус” в потир, про­из­нося: “Испол­не­ние Духа Свя­таго”. Про­то­ди­а­кон отве­чает: “Аминь” и, под­нося теп­лоту, гово­рит: “Бла­го­слови, Вла­дыко, теп­лоту”. Архи­ерей бла­го­слов­ляет теп­лоту, гла­голя: “Бла­го­сло­вена теп­лота святых Твоих…”

Про­то­ди­а­кон: “Аминь”; вливая теп­лоту в потир кре­сто­видно, гово­рит: “Теп­лота веры, исполнь Духа Свя­таго, аминь”.

Архи­ерей раз­дроб­ляет часть “Хри­стос” по числу при­ча­ща­ю­щихся свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Про­то­ди­а­кон и диа­коны ста­но­вятся в это время между горним местом и пре­сто­лом, целуют друг друга в правое плечо; есть обычай, что стар­ший при этом про­из­но­сит “Хри­стос посреде нас”, а млад­шие отве­чают: “И есть, и будет”. Архи­ерей, обра­ща­ясь ко всем, гово­рит: “Про­стите ми…” Сослу­жá­щие, кла­ня­ясь архи­ерею, отве­чают: “Прости и нас, Прео­свя­щен­ней­ший Вла­дыко, и бла­го­слови”. Архи­ерей, бла­го­сло­вив всех и покло­нив­шись перед пре­сто­лом со сло­вами “Се, при­хо­жду…”, берет частицу Свя­того Тела Гос­подня, читает вместе со свя­щен­но­слу­жи­те­лями “Верую, Гос­поди, и испо­ве­дую…” и при­ча­ща­ется Свя­того Тела, а затем и Крови Гос­под­ней.

При при­ча­ще­нии архи­ерея от чаши про­то­ди­а­кон обычно гово­рит: “Аминь, аминь, аминь. Ис полла эти дэс­пота”, а затем, обра­ща­ясь к иереям и диа­ко­нам, воз­гла­шает: “Архи­манд­рити, про­то­и­е­рее… иерее и диа­кони, приступи΄те”. Все под­хо­дят к архи­ерею с север­ной сто­роны пре­стола со сло­вами: “Се, при­хо­жду к Без­смерт­ному Царю и Богу нашему…” и при­ча­ща­ются Святых Тела и Крови Гос­под­них по обычаю.

Свя­щен­ники, когда при­и­мут Тело Гос­подне, пере­хо­дят около пре­стола через горнее место на правую сто­рону, где над пре­сто­лом при­ча­ща­ются Свя­того Тела. Диа­коны обычно при­ча­ща­ются на левой сто­роне пре­стола. Святой Крови Гос­под­ней свя­щен­ни­ков при­ча­щает архи­ерей на правой сто­роне пре­стола, а диа­ко­нов — обычно первый из иереев.

Один из свя­щен­ни­ков раз­дроб­ляет части HИ и КА и опус­кает в потир для при­ча­ще­ния мирян.

Архи­ерей ста­но­вится в алтаре на правой сто­роне от пре­стола, читает молитву “Бла­го­да­рим Тя, Вла­дыко…”, при­ни­мает просфору, вку­шает анти­дор и теп­лоту, омы­вает уста и руки и читает бла­го­дар­ствен­ные молитвы. Пода­ю­щий теп­лоту должен на блюде поста­вить ковшец так, чтобы удобно его было взять архи­ерею, именно: просфору пола­гает направо (от себя) и поверх просфоры пола­гает анти­дор, а ковшец ставит налево, налево же должна быть обра­щена и ручка ковша.

Когда архи­ерей про­чи­тает бла­го­дар­ствен­ные молитвы, все под­хо­дят к нему под бла­го­сло­ве­ние.

По окон­ча­нии про­по­веди или пения на кли­росе све­ще­но­сец и посош­ник ста­но­вятся на свои места, ипо­ди­а­коны с дики­рием и три­ки­рием выхо­дят на амвон. Цар­ские врата откры­ва­ются, и архи­ерей, надев митру, дает потир про­то­ди­а­кону, кото­рый, поце­ло­вав руку архи­ерея, ста­но­вится в Цар­ских вратах и воз­гла­шает: “Со стра­хом Божиим и верою приступи΄те”. Певчие: “Бла­го­сло­вен Грядый во имя Гос­подне…”

Если есть при­част­ники, то архи­ерей, взяв потир, на краю амвона при­ча­щает их при пении: “Тело Хри­стово при­и­мите…”

После при­ча­ще­ния архи­ерей ставит святую чашу на пре­стол, выхо­дит на солею, при­ни­мает от ипо­ди­а­ко­нов три­ки­рий и дики­рий и бла­го­слов­ляет народ со сло­вами: “Спаси, Боже, люди Твоя…” Певчие: “Ис полла…”, “Виде­хом свет истин­ный…” Кто-либо из свя­щен­но­слу­жи­те­лей в это время опус­кает частицы с дис­коса в потир, читая тайно поло­жен­ные молитвы.

Архи­ерей, став у пре­стола, берет у диа­кона кадило и кадит Святые Дары, про­из­нося тихо: “Вознеси΄ся на небесá, Боже, и по всей земли слава Твоя”, отдает кадило диа­кону, дискос — про­то­ди­а­кону, кото­рый, в пред­ше­ствии кадя­щего диа­кона, пере­но­сит дискос на жерт­вен­ник. Архи­ерей берет чашу со сло­вами: “Бла­го­сло­вен Бог наш” (тихо). Пер­вен­ству­ю­щий иерей, целуя руку архи­ерея, при­ни­мает от него чашу обеими руками, идет к цар­ским вратам, где воз­гла­шает, подняв мало потир: “Всегда, ныне и присно и во веки веков…”, а затем идет к жерт­вен­нику; диакон кадит на чашу. Певчие: “Аминь. Да испол­нятся уста наша…”

По постав­ле­нии чаши на жерт­вен­нике первый иерей кадит Святые Дары, и воз­жи­га­ется свеча пред Свя­тыми Дарами.

Окон­ча­ние литур­гии

Про­то­ди­а­кон, помо­лив­шись к востоку и покло­нив­шись архи­ерею, исхо­дит из алтаря север­ною дверью и гово­рит екте­нию “Прóсти, при­имше…” (если есть став­лен­ник-диакон, то екте­нию про­из­но­сит он). Во время екте­нии архи­ерей со свя­щен­ни­ками скла­ды­вает анти­минс, первый иерей подает архи­ерею Еван­ге­лие (иногда второй иерей подает малое, молеб­ное Еван­ге­лие), кото­рым при про­из­не­се­нии воз­гласа “Яко Ты еси освя­ще­ние наше…” архи­ерей зна­ме­нует анти­минс, а затем, поце­ло­вав Еван­ге­лие, пола­гает его на анти­минс.

Певчие: Аминь.

Архи­ерей: С миром изыдем.

Певчие: О имени Гос­подни.

Млад­ший свя­щен­ник (если есть, то став­лен­ник) целует пре­стол и, покло­нив­шись на бла­го­сло­ве­ние архи­ерея, исхо­дит цар­скими вра­тами и ста­но­вится на сере­дине, ниже амвона.

Про­то­ди­а­кон (или диакон-став­лен­ник): Гос­поду помо­лимся.

Певчие: Гос­поди, поми­луй.

Свя­щен­ник читает заам­вон­ную молитву “Бла­го­слов­ляяй бла­го­сло­вя­щия Тя, Гос­поди…” Про­то­ди­а­кон или диакон-став­лен­ник во время молитвы стоит пред иконой Спа­си­теля, воздев правую руку с орарем.

Диакон, помо­лив­шись к востоку, ста­но­вится с левой сто­роны пре­стола, скла­ды­вает на краю пре­стола кре­сто­об­разно руки и пола­гает на них главу. Архи­ерей бла­го­слов­ляет его над главою и читает над ним молитву “Испол­не­ние закона и про­ро­ков…” Диакон кре­стится, целует пре­стол и, покло­нив­шись архи­ерею, отхо­дит к жерт­вен­нику потреб­лять Святые Дары.

Про­то­ди­а­кон при конце заам­вон­ной молитвы входит в алтарь южною дверью к гор­нему месту, кре­стится и делает поклон; свя­щен­ник, про­чи­тав заам­вон­ную молитву, через цар­ские врата идет в алтарь, целует пре­стол, ста­но­вится на место и вместе с про­то­ди­а­ко­ном кла­ня­ется архи­ерею.

Певчие: Буди имя Гос­подне…

Архи­ерей, бла­го­слов­ляя народ в цар­ских вратах обеими руками, гово­рит: Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас…

Певчие: Аминь.

Архи­ерей (обра­тясь к востоку): Слава Тебе, Христе Боже…

Певчие: Слава, и ныне. Гос­поди, поми­луй (трижды). Вла­дыко, бла­го­слови.

Архи­ерей лицом к народу про­из­но­сит отпýст, держа в руках три­ки­рий и дики­рий, и, кре­сто­об­разно осенив ими моля­щихся, входит в алтарь, целует пре­стол и совла­ча­ется от свя­щен­ных одежд (пред пре­сто­лом или справа от него).

Певчие: Ис полла… и мно­го­лет­ство­ва­ние: Вели­каго Гос­по­дина…

Иереи, поце­ло­вав пре­стол и покло­нив­шись архи­ерею, совла­ча­ются также от свя­щен­ных одежд.

Ипо­ди­а­коны, поста­вив три­ки­рий и дики­рий на места, сни­мают с архи­ерея свя­щен­ные одежды и пола­гают их на блюдо. Про­то­ди­а­кон читает поло­жен­ные при этом молитвы (“Ныне отпу­ща­еши…”, тро­пари и проч., отпýст малый). Архи­ерей наде­вает рясу, воз­ла­гает на себя пана­гию, наде­вает мантию и клобук, при­ни­мает четки. По малом отпý­сте архи­ерей бла­го­слов­ляет общим бла­го­сло­ве­нием всех при­сут­ству­ю­щих в алтаре и исхо­дит в цар­ские врата на солею. Посош­ник подает ему жезл, архи­ерей молится, обра­ща­ясь к иконам Спа­си­теля и Божией Матери. Певчие поют: “Тон дэс­по­тин…” Архи­ерей бла­го­слов­ляет народ общим бла­го­сло­ве­нием с амвона, затем с амвона или с кафедры бла­го­слов­ляет в отдель­но­сти каж­дого из народа.

После бла­го­сло­ве­ния архи­ерей идет к запад­ным дверям, ста­но­вится на орлец, отдает жезл посош­нику, ипо­ди­а­коны сни­мают с него мантию.

О звоне. Звон к литур­гии в боль­шой коло­кол начи­на­ется в поло­жен­ное время. При при­бли­же­нии архи­ерея к храму бывает звон “во вся” (тре­звон); когда архи­ерей войдет в храм, звон “во вся” пре­кра­ща­ется и про­дол­жа­ется в один коло­кол до начала обла­че­ния архи­ерея.

В начале 6‑го часа — звон “во вся”; если же есть посвя­ще­ние в сти­харь или во ипо­ди­а­кона, звон начи­на­ется по про­чте­нии архи­ереем молитв.

Во время пения “Верую…” — в один коло­кол, к “Достойно…” — 12 ударов.

Во время при­ча­ще­ния мирян — звон к молебну.

При выходе архи­ерея из храма — звон “во вся”.

Об орле­цах

Орлец пости­ла­ется под ноги архи­ерея так, чтобы голова орла была обра­щена в ту сто­рону, в кото­рую станет лицом архи­ерей. В алтаре орлецы пости­лают ипо­ди­а­коны, на солее и в других местах храма — посош­ник.

До при­бы­тия архи­ерея в храм посош­ник пола­гает орлецы на солее пред цар­скими вра­тами, пред ико­нами Спа­си­теля и Божией Матери, хра­мо­вою или празд­нич­ною, пред амво­ном и у входа в храм из при­твора, где будет встреча архи­ерея. Когда по встрече архи­ерей про­хо­дит к амвону, посош­ник берет орлец у входа и пости­лает его на обла­чаль­ном месте; когда архи­ерей вос­хо­дит на солею, посош­ник берет орлец с того места, где стоял архи­ерей, и пости­лает на край амвона голо­вой на запад. С солеи и амвона орлецы уби­рает све­ще­но­сец, когда архи­ерей уходит на обла­чаль­ное место (кафедру). Пред малым входом ипо­ди­а­коны пости­лают орлецы в алтаре кругом пре­стола и на поло­вине рас­сто­я­ния между жерт­вен­ни­ком и пре­сто­лом. Во время малого входа посош­ник пости­лает орлец на край амвона (голо­вой орла на запад), другой — на сре­дине между цар­скими вра­тами и амво­ном (на восток) и уби­рает их после молитвы архи­ерея “Призри с небесе, Боже…” По окаж­де­нии архи­ереем алтаря ипо­ди­а­коны уби­рают орлецы, остав­ляя два или три орлеца пред пре­сто­лом и один пости­лая на горнем месте. Во время чтения Еван­ге­лия пости­ла­ется орлец на солее впе­реди аналоя. Перед пением Херу­вим­ской песни пола­га­ются орлецы в цар­ских вратах пред жерт­вен­ни­ком и против левого перед­него угла пре­стола (если будет хиро­то­ния во пре­сви­тера; по обхож­де­нии став­лен­ни­ком пре­стола и отня­тии кафедры этот орлец уби­ра­ется, а пости­ла­ется орлец у пра­вого перед­него угла пре­стола). При пении Херу­вим­ской песни орлец в цар­ских вратах пере­сти­ла­ется на шаг или два к западу для при­ня­тия Святых Даров и затем на осе­не­ние. При словах “Воз­лю­бим друг друга…” пола­га­ется орлец у пра­вого перед­него угла пре­стола, и пока архи­ерей стоит на этом орлеце, уби­ра­ется орлец пред пре­сто­лом. По окон­ча­нии пения “Верую…” пости­ла­ется орлец на конец амвона; на воз­гла­ше­ние “И да будут мило­сти…” — в цар­ских вратах; по пении “Отче наш…” — там же. (По воз­гласе “И да будут мило­сти…” пола­га­ется орлец у левого перед­него угла пре­стола, если будет хиро­то­ния во диа­кона; по обхож­де­нии став­лен­ни­ком пре­стола и отня­тии кафедры он уби­ра­ется, а пости­ла­ется орлец у пра­вого перед­него угла пре­стола.) Пред при­ча­ще­нием народа пола­га­ется орлец там, где будет архи­ерей при­ча­щать. По заам­вон­ной молитве пости­ла­ются орлецы пред цар­скими вра­тами (на отпýст литур­гии и на моле­ние архи­ерея по выходе из алтаря после снятия одежд), на краю амвона — для общего бла­го­сло­ве­ния; на запад­ной нижней сту­пени кафедры (обычно тоже на краю амвона) — для бла­го­сло­ве­ния людей; у выхода из храма — где будет архи­ерей сни­мать мантию.


При­ме­ча­ние:

[1] Эти воз­гласы служат завер­ше­нием молитв на вход в храм, кото­рые начи­нает архи­ерей обычно при при­бли­же­нии к храму, читая тайно “Бла­го­сло­вен Бог наш…”, тро­парь храма и проч.

ЖМП за 1976 год, №10–12.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки