Иподиакон

***

Иподиа́кон (от греч. ὑποδιάκονος (иподиаконос) (от греч. ὑπό – под, внизу и διάκονος – служитель — поддиакон, субдиакон) – помощник диакона, высшая степень церковнослужителя, (низший клирик наиболее высокой степени).

«Установление иподиаконского чина относится к первым временам Церкви, – говорит Епископ Никодим (Милаш). – Обязанностью их было стоять во время богослужения у церковных врат и наблюдать, чтобы не вошел кто-либо из недостойных, приготовлять и держать в порядке священные сосуды, облачить архиереев, когда последние должны были совершать божественную службу, и вообще помогать в церкви диаконам».

Иподиакон прислуживает при епископе во время его богослужения и священнодействий, готовит его облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата.

Облачение иподьякона составляет стихарь и крестообразно надеваемый орарь. Канонический возраст для иподиаконской степени – не ниже 20-тилетнего.

Посвящение в иподиакона осуществляется через хиротесию. В отличие от чтеца и певца, иподиакон уже не имеет право вступить в брак после посвящения.

***

«1. История возникновения чина

В Православной Церкви звание иподиакона сохраняется с апостольских времен. О нем упоминается в правилах и постановлениях апостольских, в послании Игнатия Богоносца к антиохинянам, в посланиях святителя Киприана. В III веке Римский епископ Корнелий в письме Фабию, епископу антиохийскому, о клире Римской Церкви исчисляет семь иподиаконов (Евсевий, кн. VI, гл. 43). В Церкви Константинопольской и в Церквах, к ней принадлежащих, по законодательству Юстиниана, служило 90 иподиаконов.

По древнему уставу в обязанности иподиакона входило приготовление умовения для рук священнодействующего и изведения из храма оглашенных после возгласа диакона: «Оглашенные, Изыдите». Иподиакон должен был охранять святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.

В Апостольских Постановлениях дается такое предписание епископу о посвящении иподиакона: «Поставляя иподиакона, возложи на него руку и произнеси: «Господи Боже, Творец Неба и земли и всего сущего, избравший для скинии свидения хранителей святых Твоих сосудов, Сам и ныне призри на раба Твоего, рукополагаемого во иподиакона, и даруй ему Духа Святаго для достойного хранения служебных Твоих сосудов и всегдашнего исполнения воли Твоей во Христе Твоем».

В соответствии с древними правилами и обычаями поставление в иподиакона, как и поставление на должность чтеца и певца, совершается «молитвою, благословением, рукоположением» святителя и облачением в сообразную чину священную одежду.

2. Схема чина посвящения в иподиакона

  • Благословение ораря
  • Крестообразное опоясывание орарем посвящаемого
  • Архиерейское благословение
  • Возложение руки на главу посвящаемого
  • Чтение молитвы
  • Первое омовение рук архиерея
  • Второе омовение рук архиерея
  • Архиерейское благословение

3. Идейный смысл священнодействий поставления в иподиакона

Должность иподиакона – помощника диакона – есть высшая степень церковнослужения. Чин посвящения в иподиакона, как и чин посвящения в чтеца и певца, совершается не в алтаре, а, как сказано в чинопоследовании, «посреде церкве». Это, по объяснению святого Симеона Солунского, означает, что посвящаемый назначается «не к участию в молитвах святого алтаря, но к служению вне его и к другим делам по нуждам Церкви».

Святитель Иоанн Златоуст уподобляет орарь, которым препоясуется ставленник, ангельским крыльям, а крестообразное опоясывание орарем знаменует готовность посвящаемого к служению при молитве и Таинствах, что отличает иподиаконскую должность от служений прочих церковнослужителей, не имеющих ораря. В молитве об иподиаконе архиерей просит ему помощи Божией для достойного служения Святой Церкви, «любити благолепие дома Божия, предстоять дверям храма и возжигать светильник селения славы Господней». Благословение главы знамением креста означает, по толкованию Симеона Солунского, что Сам Христос, страдавший на Кресте, «возводит посвящаемого к совершенству и Ему он посвящается».

Умывальный сосуд и полотенце служат видимым выражением заботливости и любви посвящаемого к «благолепию дома» Божия, а участие в обряде омовения рук архиерея знаменует начало иподиаконского служения.

После возгласа Литургии «И да будут милости» новопосвященный отводится иподиаконами в алтарь, и, приняв благословение от архиерея, «станет во иподиакона» (Чиновник).

Иподиакон причащается Святых Таин непосредственно после диаконов, чем подчеркивается, что должность иподиакона является подготовительной ступенью к диаконскому священнослужению».

протоиерей Геннадий Нефедов
Таинства и обряды Православной Церкви.

Print Friendly, PDF & Email