Иподиакон

***

Иподиа́кон (от греч. ὑποδιάκονος (ипо­ди­а­ко­нос) (от греч. ὑπό – под, внизу и διάκονος – слу­жи­тель — под­ди­а­кон, суб­ди­а­кон) – помощ­ник диа­кона, высшая сте­пень цер­ков­но­слу­жи­теля, (низший клирик наи­бо­лее высо­кой сте­пени).

«Уста­нов­ле­ние ипо­ди­а­кон­ского чина отно­сится к первым вре­ме­нам Церкви, – гово­рит Епи­скоп Нико­дим (Милаш). – Обя­зан­но­стью их было стоять во время бого­слу­же­ния у цер­ков­ных врат и наблю­дать, чтобы не вошел кто-либо из недо­стой­ных, при­го­тов­лять и дер­жать в порядке свя­щен­ные сосуды, обла­чить архи­ереев, когда послед­ние должны были совер­шать боже­ствен­ную службу, и вообще помо­гать в церкви диа­ко­нам».

Ипо­ди­а­кон при­слу­жи­вает при епи­скопе во время его бого­слу­же­ния и свя­щен­но­дей­ствий, гото­вит его обла­че­ние, подает дики­рий и три­ки­рий, откры­вает цар­ские врата.

Обла­че­ние ипо­дья­кона состав­ляет сти­харь и кре­сто­об­разно наде­ва­е­мый орарь. Кано­ни­че­ский воз­раст для ипо­ди­а­кон­ской сте­пени – не ниже 20-тилет­него.

Посвя­ще­ние в ипо­ди­а­кона осу­ществ­ля­ется через хиро­те­сию. В отли­чие от чтеца и певца, ипо­ди­а­кон уже не имеет право всту­пить в брак после посвя­ще­ния.

***

«1. Исто­рия воз­ник­но­ве­ния чина

В Пра­во­слав­ной Церкви звание ипо­ди­а­кона сохра­ня­ется с апо­столь­ских времен. О нем упо­ми­на­ется в пра­ви­лах и поста­нов­ле­ниях апо­столь­ских, в посла­нии Игна­тия Бого­носца к антио­хи­ня­нам, в посла­ниях свя­ти­теля Кипри­ана. В III веке Рим­ский епи­скоп Кор­не­лий в письме Фабию, епи­скопу антио­хий­скому, о клире Рим­ской Церкви исчис­ляет семь ипо­ди­а­ко­нов (Евсе­вий, кн. VI, гл. 43). В Церкви Кон­стан­ти­но­поль­ской и в Церк­вах, к ней при­над­ле­жа­щих, по зако­но­да­тель­ству Юсти­ни­ана, слу­жило 90 ипо­ди­а­ко­нов.

По древ­нему уставу в обя­зан­но­сти ипо­ди­а­кона вхо­дило при­го­тов­ле­ние умо­ве­ния для рук свя­щен­но­дей­ству­ю­щего и изве­де­ния из храма огла­шен­ных после воз­гласа диа­кона: «Огла­шен­ные, Изы­дите». Ипо­ди­а­кон должен был охра­нять святые врата, чтобы никто из недо­стой­ных не вошел в алтарь.

В Апо­столь­ских Поста­нов­ле­ниях дается такое пред­пи­са­ние епи­скопу о посвя­ще­нии ипо­ди­а­кона: «Постав­ляя ипо­ди­а­кона, воз­ложи на него руку и про­из­неси: «Гос­поди Боже, Творец Неба и земли и всего сущего, избрав­ший для скинии сви­де­ния хра­ни­те­лей святых Твоих сосу­дов, Сам и ныне призри на раба Твоего, руко­по­ла­га­е­мого во ипо­ди­а­кона, и даруй ему Духа Свя­таго для достой­ного хра­не­ния слу­жеб­ных Твоих сосу­дов и все­гдаш­него испол­не­ния воли Твоей во Христе Твоем».

В соот­вет­ствии с древними пра­ви­лами и обы­ча­ями постав­ле­ние в ипо­ди­а­кона, как и постав­ле­ние на долж­ность чтеца и певца, совер­ша­ется «молит­вою, бла­го­сло­ве­нием, руко­по­ло­же­нием» свя­ти­теля и обла­че­нием в сооб­раз­ную чину свя­щен­ную одежду.

2. Схема чина посвя­ще­ния в ипо­ди­а­кона

  • Бла­го­сло­ве­ние ораря
  • Кре­сто­об­раз­ное опо­я­сы­ва­ние орарем посвя­ща­е­мого
  • Архи­ерей­ское бла­го­сло­ве­ние
  • Воз­ло­же­ние руки на главу посвя­ща­е­мого
  • Чтение молитвы
  • Первое омо­ве­ние рук архи­ерея
  • Второе омо­ве­ние рук архи­ерея
  • Архи­ерей­ское бла­го­сло­ве­ние

3. Идей­ный смысл свя­щен­но­дей­ствий постав­ле­ния в ипо­ди­а­кона

Долж­ность ипо­ди­а­кона – помощ­ника диа­кона – есть высшая сте­пень цер­ков­но­слу­же­ния. Чин посвя­ще­ния в ипо­ди­а­кона, как и чин посвя­ще­ния в чтеца и певца, совер­ша­ется не в алтаре, а, как ска­зано в чино­по­сле­до­ва­нии, «посреде церкве». Это, по объ­яс­не­нию свя­того Симеона Солун­ского, озна­чает, что посвя­ща­е­мый назна­ча­ется «не к уча­стию в молит­вах свя­того алтаря, но к слу­же­нию вне его и к другим делам по нуждам Церкви».

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст упо­доб­ляет орарь, кото­рым пре­по­я­су­ется став­лен­ник, ангель­ским кры­льям, а кре­сто­об­раз­ное опо­я­сы­ва­ние орарем зна­ме­нует готов­ность посвя­ща­е­мого к слу­же­нию при молитве и Таин­ствах, что отли­чает ипо­ди­а­кон­скую долж­ность от слу­же­ний прочих цер­ков­но­слу­жи­те­лей, не име­ю­щих ораря. В молитве об ипо­ди­а­коне архи­ерей просит ему помощи Божией для достой­ного слу­же­ния Святой Церкви, «любити бла­го­ле­пие дома Божия, пред­сто­ять дверям храма и воз­жи­гать све­тиль­ник селе­ния славы Гос­под­ней». Бла­го­сло­ве­ние главы зна­ме­нием креста озна­чает, по тол­ко­ва­нию Симеона Солун­ского, что Сам Хри­стос, стра­дав­ший на Кресте, «воз­во­дит посвя­ща­е­мого к совер­шен­ству и Ему он посвя­ща­ется».

Умы­валь­ный сосуд и поло­тенце служат види­мым выра­же­нием забот­ли­во­сти и любви посвя­ща­е­мого к «бла­го­ле­пию дома» Божия, а уча­стие в обряде омо­ве­ния рук архи­ерея зна­ме­нует начало ипо­ди­а­кон­ского слу­же­ния.

После воз­гласа Литур­гии «И да будут мило­сти» ново­по­свя­щен­ный отво­дится ипо­ди­а­ко­нами в алтарь, и, приняв бла­го­сло­ве­ние от архи­ерея, «станет во ипо­ди­а­кона» (Чинов­ник).

Ипо­ди­а­кон при­ча­ща­ется Святых Таин непо­сред­ственно после диа­ко­нов, чем под­чер­ки­ва­ется, что долж­ность ипо­ди­а­кона явля­ется под­го­то­ви­тель­ной сту­пе­нью к диа­кон­скому свя­щен­но­слу­же­нию».

про­то­и­е­рей Ген­на­дий Нефе­дов
Таин­ства и обряды Пра­во­слав­ной Церкви.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки