Церковные чины первых веков христианства

Цер­ков­ный чин Опи­са­ние чина
Ако­луф От греч. ακολουϋος – спут­ник. В обя­зан­но­сти вхо­ди­ла помощь при­ни­мать Жерт­вен­ные Дары – хлеб и вино, соблю­де­ние чисто­ты свя­щен­ных сосу­дов. По неко­то­рым дан­ным испол­ня­ли так­же обя­зан­но­сти све­ще­нос­цев (лам­па­да­ри­ев), и состав­ля­ли почет­ный кара­ул епископа.
Апо­кри­си­а­рий От греч. ἀποκρισιάριος – при­но­ся­щий ответ. Пред­ста­ви­тель пат­ри­ар­ха (Рим­ско­го, Алек­сан­дрий­ско­го, Антио­хий­ско­го или Иеру­са­лим­ско­го), посто­ян­но нахо­див­ший­ся при цар­ском дво­ре для объ­яс­не­ний по делам сво­ей церк­ви и пат­ри­ар­ха с цар­ской властью.
Гер­ме­невт В обя­зан­но­сти это­го чина вхо­дил пере­вод Свя­щен­но­го Писа­ния и поуче­ния пред­сто­я­те­ля во вре­мя бого­слу­же­ния там, где общи­ны были сме­шан­ны­ми гре­ко-латин­ски­ми по язы­ку или в их состав вхо­ди­ли люди, дер­жав­ши­е­ся мест­ных язы­ков и не вла­дев­шие клас­си­че­ски­ми язы­ка­ми. Воз­мож­но, что эта долж­ность вырос­ла из хариз­ма­ти­че­ско­го истол­ко­ва­ния про­ро­че­ских речей апо­столь­ско­го века.
Диа­ко­нис­са Греч. Διακόνισσα. Чин, в кото­рый постав­ля­лись жен­щи­ны. Обя­зан­но­стью диа­ко­нис­сы было несе­ние опре­де­лен­но­го слу­же­ния в церкви.
Ипо­ди­а­кон (зап. субдиакон) Греч. Υποδιάκονος. Слу­жа­щий, как пра­ви­ло, при архи­ерее во вре­мя его свя­щен­но­дей­ствий, нося перед ним в ука­зан­ных слу­ча­ях три­ки­рий, дики­рий и рипи­ды, под­сти­лая орлец, омы­вая ему руки, под­но­ся Чинов­ник архи­ерей­ско­го бого­слу­же­ния, обла­чая и совер­шая неко­то­рые дру­гие действия.
Копи­ат (фос­сор) Обя­зан­но­стью это­го чина было погре­бе­ние муче­ни­ков и всех усоп­ших в хри­сти­ан­ской вере.
Началь­ник бла­го­тво­ри­тель­ных заведений На эту долж­ность назна­ча­ли диа­ко­нов и пре­сви­те­ров. Чин появил­ся в IV веке.
Ости­а­рий (при­врат­ник) Греч. ϋυρωροι. В обя­за­но­сти ости­а­рия вхо­ди­ло откры­ва­ние и запи­ра­ние две­рей церк­ви, в чис­ле про­че­го сле­дя за тем, что­бы некре­щён­ные не при­сут­ство­ва­ли в церк­ви во вре­мя Евха­ри­сти­че­ско­го канона.
Пара­во­лан Обя­зан­но­стью пара­во­ла­нов было уход, лече­ние и погре­бе­ние бед­ных и боль­ных людей. Пара­во­ла­нов изби­рал епископ.
Певец Греч. ψαλτες. Чин, отде­лив­ший­ся в пер­вой поло­вие IV века от чина чте­цов. Слу­же­ние пев­ца – пение во вре­мя бого­слу­же­ния. Так же как и чтец, певец постав­ля­ет­ся через хиротесию.
Рефен­да­рий От лат. referendarius от а referendo – доклад­чик. Посред­ник меж­ду госу­да­рем и Кон­стан­ти­но­поль­ским Патриархом.
Сакел­ла­рий (сак­ке­лий) От латин­ско­го sacellus – «мешок для денег». Заве­до­вал цер­ков­ной каз­ной, состо­яв­шей из денег и жерт­ву­е­мых дра­го­цен­но­стей. Поз­же сакел­ла­рию были вме­не­ны и дру­гие обя­зан­но­сти. Долж­нось появи­лась не позд­нее вто­рой поло­ви­ны VI века.
Ске­во­фи­лакс От гре­че­ско­го ό Σκευοφύλαξ – сосу­до­хра­ни­тель. Заве­до­вал всей цер­ков­ной утва­рью и рас­по­ря­жал­ся её упо­треб­ле­ни­ем при богослужении.
Чтец (ана­гност) Греч. αναγνώστης. В обя­зан­но­сти чте­ца вхо­ди­ло чте­ние во вре­мя бого­слу­же­ния бого­слу­жеб­ных тек­стов (Свя­щен­ное Писа­ние, шесто­псал­мие, кафиз­мы, седаль­ны, тро­па­ри кано­на, часы и др.). В чте­цы посвя­ща­ет епи­скоп через хиро­те­сию.
Экзор­цист (закли­на­тель) Греч. ἐξορκισμός. В обя­зан­но­сти экзор­ци­ста вхо­ди­ло изгна­ние бесов из катеху­ме­нов, а так­же одержимых.
Эко­ном Греч. Οικονόμος. Эко­ном заве­до­вал цер­ков­ным иму­ще­ством. На эту долж­ность изби­ра­лись пре­сви­те­ры, диа­ко­ны, даже кли­ри­ки, не имев­шие иерар­хи­че­ской сте­пе­ни, если они отли­ча­лись чест­но­стью и прак­тич­но­стью. В сво­их дей­стви­ях эко­но­мом отда­вал отчет епископу.
Экс­цеп­тор В обя­зан­но­сти экс­цеп­то­ра вхо­ди­ло состав­ле­ние сте­но­гра­фи­че­ских муче­ни­че­ских актов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки