Ветхий днями

***

Ве́тхий дня́ми — сим­во­ли­че­ский образ Бога, фоку­си­ру­ю­щий вни­ма­ние на таком Его сущ­ност­ном свой­стве как «веч­ность».

Осно­ва­ние этому образу дано в Книге про­рока Дани­ила: «Видел я в ночных виде­ниях, вот, с обла­ками небес­ными шел как бы Сын чело­ве­че­ский, дошел до Вет­хого днями и под­ве­ден был к Нему. И Ему дана власть, слава и цар­ство, чтобы все народы, пле­мена и языки слу­жили Ему; вла­ды­че­ство Его — вла­ды­че­ство вечное, кото­рое не прейдет, и цар­ство Его не раз­ру­шится» (Дан. 7:13–14).

При бли­жай­шем рас­смот­ре­нии выра­же­ние «Ветхий днями» озна­чает: древ­ний, испол­нен­ный днями. Однако это всего лишь мета­фора. Как известно, Бог, будучи Твор­цом види­мого и неви­ди­мого мира, явля­ется в ту же оче­редь и Твор­цом веков. Про­мыш­ляя о мире, обу­слов­лен­ном вре­ме­нем, Сам Он от вре­мени не зави­сит: «Он изме­няет вре­мена и лета» (Дан. 2:21), Он — Царь веков (1Тим. 1:17).

Соб­ственно в неза­ви­си­мо­сти Бога от усло­вий вре­мени и выра­жа­ется Его веч­ность. Будучи непре­лож­ным во всех отно­ше­ниях, Бог не изме­ня­ется и по воз­расту: Он «не сын чело­ве­че­ский, чтоб Ему изме­няться» (Числ. 23:19). Стало быть, в стро­гом смысле, Боже­ствен­ной веч­но­сти чуждо и про­шлое, и буду­щее. Все­дер­жи­тель всегда пре­бы­вает как бы в неиз­мен­ном насто­я­щем.

Между тем, дей­ствия Бога в исто­рии вос­при­ни­ма­ются чело­ве­ком как поэтап­ные, а Сам Он — как непре­станно Живу­щий. Так, Адам бесе­до­вал с Гос­по­дом раньше, чем Ной, а Ной — раньше чем Моисей. От Адама до Моисея прошли тысячи лет, от Моисея до Дани­ила ещё сотни лет. Отсюда и ана­ло­гия с насы­щен­но­стью Бога днями, с древ­но­стью, вет­хо­стью: «но Ты — тот же, и лета Твои не кон­чатся» (Пс. 101:28).

Несмотря на то, что веч­ность — это суще­ствен­ное Боже­ское свой­ство, а не ипо­стас­ное, и, сле­до­ва­тельно, равно при­над­ле­жит Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, в ико­но­гра­фии образ Вет­хого днями по боль­шей части исполь­зу­ется в отно­ше­нии Бога Отца (хотя иногда в образе Седо­вла­сого Старца пишется Сын).

Сло­жив­ша­яся ко вре­мени Боль­шого Мос­ков­ского Собора (1666–1667) прак­тика изоб­ра­жать Бога Отца в виде Вет­хого днями была под­верг­нута на нём жёст­кой кри­тике и полу­чила нега­тив­ную оценку.

Тем не менее, этот сим­во­ли­че­ский образ про­дол­жал и про­дол­жает оста­ваться в поле зрения многих хри­стиан как вполне пра­во­слав­ный, словно бы уза­ко­нен­ный самой ико­но­гра­фи­че­ской тра­ди­цией. Ведь эта тра­ди­ция опи­ра­ется не на меч­та­ния и вооб­ра­же­ние, а на содер­жа­ние вдох­нов­лен­ного Духом виде­ния: «Видел я, нако­нец, что постав­лены были пре­столы, и воссел Ветхий днями; оде­я­ние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан. 7:9).

Осно­ва­ние же для воз­мож­но­сти соот­но­сить этот образ именно с Богом Отцом, обна­ру­жи­ва­ется у разных цер­ков­ных писа­те­лей, в том числе у свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста:

«Кто этот “Ветхий днями”? Он был подо­бен неко­ему старцу. Бог при­ни­мает на Себя образы по тре­бо­ва­нию обсто­я­тельств, по кото­рым явля­ется… Так как Он (Сын — А. Л.) явился после Отца, то пророк и гово­рит, что Он пришел вместе с обла­ками… “И ему дана власть”, т. е. та, кото­рую Он имел… Он имел власть и прежде и тогда принял ту самую, кото­рую имел. В каком смысле ты разу­ме­ешь волосы у Отца и прочее, в таком разу­мей и это» (свт. Иоанн Зла­то­уст. Тол­ко­ва­ние на книгу про­рока Дани­ила, гл. 7)

Сего­дня изоб­ра­же­ние Вет­хого днями можно встре­тить не только на старых, но и на совре­мен­ных пра­во­слав­ных иконах.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки