Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Святая Троица

Свята́я Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) – Бог, единый по суще­ству и тро­ич­ный в Лицах (Ипо­ста­сях); Отец, Сын и Святой Дух.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и един­ствен­ный Бог, позна­ва­е­мый в трех рав­но­слав­ных, рав­но­ве­ли­ких, не сли­ва­ю­щихся между Собою, но и нераз­дель­ных в едином Суще­стве, Лицах, или Ипо­ста­сях.

svjataja troica - Святая Троица

Образы Святой Троицы в мате­ри­аль­ном мире

Как же Гос­подь Бог может быть одно­вре­менно Один и Троица? Не надо забы­вать, что к Богу непри­ло­жимы при­выч­ные для нас земные изме­ре­ния, в том числе кате­го­рия числа. Ведь исчис­лять можно только пред­меты, раз­де­лён­ные про­стран­ством, вре­ме­нем и силами. А между Лицами Святой Троицы нет ника­кого про­ме­жутка, ничего встав­ного, ника­кого сече­ния или раз­де­ле­ния. Боже­ствен­ная Троица есть абсо­лют­ное един­ство. Тайна тро­ич­но­сти Бога недо­ступна чело­ве­че­скому разуму (см. подроб­нее). Неко­то­рыми види­мыми при­ме­рами, гру­быми ана­ло­ги­ями Её могут слу­жить:

  • солнце – его круг, свет и тепло;
  • ум, рож­да­ю­щий неиз­ре­чен­ное слово (мысль), выра­жа­е­мое дыха­нием;
  • сокры­тый в земле источ­ник воды, ключ и поток;
  • при­су­щие бого­об­раз­ной чело­ве­че­ской душе ум, слово и дух.

Единая при­рода и три само­со­зна­ния

Будучи еди­ными по при­роде, Лица Святой Троицы раз­ли­ча­ются лишь лич­ными свой­ствами: нерож­дён­ность у Отца, рож­де­ние – у Сына, исхож­де­ние у Св. Духа. Отец – без­на­ча­лен, не сотво­рен, не создан, не рожден; Сын – пред­вечно (вне­вре­менно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исхо­дит от Отца.

Личные свой­ства Сына и Св. Духа ука­заны в Сим­воле веры: «от Отца рож­ден­ного прежде всех век», «от Отца исхо­дя­щего». «Рож­де­ние» и «исхож­де­ние» невоз­можно мыс­лить ни как одно­крат­ный акт, ни как неко­то­рый про­тя­жен­ный во вре­мени про­цесс, поскольку Боже­ство суще­ствует вне вре­мени. Сами тер­мины: «рож­де­ние», «исхож­де­ние», кото­рые откры­вает нам Свя­щен­ное Писа­ние, явля­ются лишь ука­за­нием на таин­ствен­ное обще­ние Боже­ствен­ных Лиц, это лишь несо­вер­шен­ные образы их неиз­ре­чен­ного обще­ния. Как гово­рит св. Иоанн Дамас­кин, «образ рож­де­ния и образ исхож­де­ния для нас непо­сти­жим».

В Боге три Лич­но­сти, три «Я». Но ана­ло­гия чело­ве­че­ских лиц здесь не при­ме­нима, Лица соеди­ня­ются не сли­ва­ясь, но вза­имно про­ни­кая так, что не суще­ствуют один вне дру­гого. Лица Пре­свя­той Троицы нахо­дятся в посто­ян­ном вза­им­ном обще­нии между Собою: Отец пре­бы­вает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин.14:10).

Три Лица, имеют:

  • одну волю (жела­ние и воле­изъ­яв­ле­ние),
  • одну силу,
  • одно дей­ствие: любое дей­ствие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Един­ство дей­ствия в отно­ше­нии Бога сле­дует пони­мать не как некую сумму трех взаимо-соли­дар­ных дей­ствий Лиц, а как бук­валь­ное, стро­гое един­ство. Это дей­ствие всегда пра­во­судно, мило­сердно, свято…

Отец – источ­ник бытия Сына и Св. Духа

Отец (будучи без­на­чаль­ным) явля­ется единым нача­лом, источ­ни­ком в Святой Троице: Он вечно рож­дает Сына и вечно изво­дит Свя­того Духа. Сын и Святой Дух одно­вре­менно вос­хо­дят к Отцу как к одной при­чине, при этом про­ис­хож­де­ние Сына и Духа не зави­сит от воли Отца. Слово и Дух, по образ­ному выра­же­нию свя­того Иринея Лион­ского, суть «две руки» Отца. Бог един не только потому, что Его при­рода едина, но и потому, что к един­ствен­ному лицу вос­хо­дят те Лица, что из Него.

Отец не обла­дает боль­шей вла­стью и честью, чем Сын и Святой Дух.

Истин­ное знание о Боге-Троице невоз­можно без внут­рен­него пре­об­ра­же­ния чело­века

Опыт­ное позна­ние Тро­ич­но­сти Бога воз­можно лишь в мисти­че­ском откро­ве­нии по дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­дати, чело­веку, чьё сердце очи­щено от стра­стей. Святые отцы опытно созер­цали Единую Троицу, среди них можно особо выде­лить Вели­ких Кап­па­до­кий­цев (Васи­лия Вели­кого, Гри­го­рия Бого­слова, Гри­го­рия Нис­ского), свт. Гри­го­рия Паламу, прп. Симеона Нового Бого­слова, прп. Сера­фима Саров­ского, прп. Алек­сандра Свир­ского, прп. Силу­ана Афон­ского.

свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов: «Я еще не начал думать об Еди­нице, как Троица оза­ряет меня Своим сия­нием. Едва я начал думать о Троице, как Еди­ница снова охва­ты­вает меня».

Как понять слова «Бог есть Любовь»

Согласно опре­де­ле­нию, дан­ному Апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Иоан­ном Бого­сло­вом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и чело­ве­че­ство, то есть свое тво­ре­ние, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта тво­ре­ния, не имел бы совер­шен­ного бытия в Себе, и акт тво­ре­ния был бы не сво­бод­ным, но вынуж­ден­ным самой «при­ро­дой» Бога. Согласно хри­сти­ан­скому пони­ма­нию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Еди­ного Бога – это со-бытие́ Боже­ствен­ных Ипо­ста­сей, пре­бы­ва­ю­щих между собой в «вечном дви­же­нии любви», по слову бого­слова VII века пре­по­доб­ного Мак­сима Испо­вед­ника.

Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипо­ста­сям, оста­ва­ясь при этом пол­но­стью откры­тым для их ответ­ного дей­ствия, так что все три сопре­бы­вают в любви друг с другом. Жизнь Боже­ствен­ных Лиц есть вза­и­мо­про­ник­но­ве­ние, так что жизнь одного ста­но­вится жизнью дру­гого. Таким обра­зом, бытие Бога Троицы осу­ществ­ля­ется как любовь, в кото­рой соб­ствен­ное суще­ство­ва­ние лич­но­сти отож­деств­ля­ется с само­от­да­чей.

Учение о Святой Троице – основа хри­сти­ан­ства

По слову св. Гри­го­рия Бого­слова, догмат о Святой Троице есть важ­ней­ший из всех хри­сти­ан­ских дог­ма­тов. Св. Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский опре­де­ляет саму хри­сти­ан­скую веру как веру «в неиз­мен­ную, совер­шен­ную и бла­жен­ную Троицу».

Все дог­маты хри­сти­ан­ства поко­ятся на учении о Боге едином по суще­ству и тро­ич­ном в Лицах, Троице Еди­но­сущ­ной и Нераз­дель­ной. Учение о Пре­свя­той Троице есть высшая цель бого­сло­вия, поскольку познать тайну Пре­свя­той Троицы в ее пол­ноте – значит войти в Боже­ствен­ную жизнь.

Для разъ­яс­не­ния тайны Святой Троицы святые отцы ука­зы­вали на чело­ве­че­скую душу, явля­ю­щу­юся Обра­зом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непро­из­не­сен­ное слово мы обык­но­венно назы­ваем мыслью) – образ Сына; дух – образ Свя­того Духа», – учит свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – Как в Троице-Боге три Лица нес­литно и нераз­дельно состав­ляют одно Боже­ствен­ное Суще­ство, так в троице-чело­веке три лица состав­ляют одно суще­ство, не сме­ши­ва­ясь между собой, не сли­ва­ясь в одно лицо, не раз­де­ля­ясь на три суще­ства. Ум наш родил и не пере­стает рож­дать мысль, мысль, родив­шись, не пере­стает снова рож­даться и вместе с тем пре­бы­вает рож­ден­ной, сокро­вен­ной в уме. Ум без мысли суще­ство­вать не может, и мысль – без ума. Начало одного непре­менно есть и начало другой; суще­ство­ва­ние ума есть непре­менно и суще­ство­ва­ние мысли. Точно также дух наш исхо­дит от ума и содей­ствует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдель­ный дух, всякая книга имеет свой соб­ствен­ный дух. Не может мысль быть без духа, суще­ство­ва­ние одной непре­менно сопут­ству­ется суще­ство­ва­нием дру­гого. В суще­ство­ва­нии того и дру­гого явля­ется суще­ство­ва­ние ума».

Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти», как сказал о Ней св. Гри­го­рий Бого­слов. «Первый Ум Сущий, Бог еди­но­сущ­ное в Себе имеет Слово с Духом соприс­но­сущ­ным, без Слова и Духа нико­гда не бывая» – учит св. Никита Сту­дий­ский.

Хри­сти­ан­ское учение о Святой Троице есть учение о Боже­ствен­ном Уме (Отце), Боже­ствен­ном Слове (Сыне) и Боже­ствен­ном Духе (Святом Духе) – Трех Боже­ствен­ных Лицах, обла­да­ю­щих единым и нераз­дель­ным Боже­ствен­ным Суще­ством.

Бог обла­дает все­со­вер­ше­ным Умом (Разу­мом). Боже­ствен­ный Ум без­на­ча­лен и бес­ко­не­чен, бес­пре­де­лен и неогра­ни­чен, все­ве­дущ, знает про­шлое, насто­я­щее и буду­щее, знает не суще­ству­ю­щее как уже суще­ству­ю­щее, знает все тво­ре­ния прежде их бытия. В Боже­ствен­ном Уме при­сут­ствуют идеи всего миро­зда­ния, при­сут­ствуют замыслы о всех твар­ных суще­ствах. «Все от Бога имеет свое бытие и суще­ство­ва­ние, и все прежде бытия нахо­дится в Его твор­че­ском Уме», – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов.

Боже­ствен­ный Ум пред­вечно порож­дает Боже­ствен­ное Слово, Кото­рым Он творит мир. Боже­ствен­ное Слово есть «Слово Вели­кого Ума, пре­вос­хо­дя­щее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, кото­рое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Испо­вед­ник. Боже­ствен­ное Слово Все­со­вер­шенно, неве­ще­ственно, без­звучно, не тре­бует чело­ве­че­ского языка и сим­во­лов, без­на­чально и бес­ко­нечно, вечно. Оно всегда при­суще Боже­ствен­ному Уму, рож­да­ется от Него извечно, почему Ум назы­ва­ется Отцом, а Слово – Еди­но­род­ным Сыном.

Боже­ствен­ный Ум и Боже­ствен­ное Слово духовны, ведь Бог нема­те­ри­а­лен, бес­те­ле­сен, неве­ще­стве­нен. Он есть Все­со­вер­шен­ный Дух. Боже­ствен­ный Дух пре­бы­вает вне про­стран­ства и вре­мени, не имеет образа и вида, выше вся­кого огра­ни­че­ния. Его Все­со­вер­шен­ное Бытие бес­пре­дельно, «бес­те­лес­ное, и не име­ю­щее формы, и неви­ди­мое, и неопи­су­е­мое» (св. Иоанн Дамас­кин).

Боже­ствен­ный Ум, Слово и Дух все­цело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипо­ста­сями). Ипо­стась или Лицо есть личный способ бытия Боже­ствен­ной сущ­но­сти, кото­рая в равной мере при­над­ле­жит Отцу, Сыну и Свя­тому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Боже­ствен­ной при­роде или сущ­но­сти, еди­но­при­родны и еди­но­сущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совер­шенно равны по Своему Боже­ствен­ному досто­ин­ству.

Каждое Лицо обла­дает все­мо­гу­ще­ством, вез­де­при­сут­ствием, совер­шен­ной свя­то­стью, высо­чай­шей сво­бо­дой, несо­здано и неза­ви­симо от чего-либо твар­ного, нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе все свой­ства Боже­ства. Учение о трех Лицах в Боге озна­чает, что отно­ше­ния Боже­ствен­ных Лиц для каж­дого Лица трой­ственны. Невоз­можно пред­ста­вить себе одно из Боже­ствен­ных Лиц без того, чтобы сразу не суще­ство­вали два Других.

Отец есть Отец только в соот­но­ше­нии с Сыном и Духом. Что же до рож­де­ния Сына и исхож­де­ния Духа, то одно пред­по­ла­гает другое. Бог есть «Ум, Бездна Разума, Роди­тель Слова и чрез Слово Изво­ди­тель Духа, Кото­рый Его откры­вает», – учит св. Иоанн Дамас­кин.

Отец, Сын и Святой Дух – это три пол­но­цен­ные Лич­но­сти-пер­соны, каждая из Кото­рых обла­дает не только пол­но­той бытия, но и явля­ется все­це­лым Богом. Одна Ипо­стась не есть треть общей сущ­но­сти, но вме­щает в Себя всю пол­ноту Боже­ствен­ной сущ­но­сти. Отец есть Бог, а не треть Бога, Сын также есть Бог и Святой Дух – тоже Бог. Но и все Три вместе не есть три Бога, а один Бог. Мы испо­ве­дуем «Отца и Сына и Свя­того Духа – Троицу еди­но­сущ­ную и нераз­дель­ную» (из Литур­гии свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста). То есть три Ипо­стаси не делят единую сущ­ность на три сущ­но­сти, но и единая сущ­ность не сли­вает и не сме­ши­вает три Ипо­стаси в одну.

Может ли хри­сти­а­нин обра­щаться к каж­дому из трёх Лиц Святой Троицы?

Несо­мненно: в молитве «Отче наш» мы обра­ща­емся к Отцу, в иису­со­вой молитве к Сыну, в молитве «Царю Небес­ный, Уте­ши­телю» – к Свя­тому Духу. Кем же каждое из Боже­ствен­ных Лиц осо­знаёт Себя и как нам пра­вильно осо­зна­вать наше обра­ще­ние, чтобы не впасть в язы­че­ское испо­ве­да­ние трёх богов? Боже­ствен­ные Лица не осо­знают Себя, как обособ­лен­ные Лич­но­сти.

  • Мы обра­ща­емся к Отцу, вечно рож­да­ю­щему Сына, выра­зи­те­лем Кото­рого явля­ется вечно исхо­дя­щий от Отца Святой Дух.
  • Мы обра­ща­емся к Сыну, вечно рож­да­ю­ще­муся от Отца, чьим выра­зи­те­лем явля­ется вечно исхо­дя­щий от Отца Святой Дух.
  • Мы обра­ща­емся к Свя­тому Духу, как выра­зи­телю Сына, кото­рый вечно рож­да­ется от Отца.

Таким обра­зом наши молитвы не про­ти­во­ре­чат учению о един­стве (в т.ч. воли и дей­ствия) и нераз­дель­но­сти Лиц Святой Троицы.

Для чего необ­хо­димо знать учение о Святой Троице

В первую оче­редь пости­же­ние учения о Пре­свя­той Троице необ­хо­димо во испол­не­ние Боже­ствен­ного ука­за­ния, дан­ного через апо­стола; ради еди­не­ния с Богом и насле­до­ва­ния вечной бла­жен­ной жизни в Цар­стве Небес­ном: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, еди­ного истин­ного Бога, и послан­ного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин всякий раз испо­ве­дует истину о Пре­свя­той Троице, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием через пер­сто­сло­же­ние.

В более част­ной пер­спек­тиве это знание необ­хо­димо:

  1. Для пра­виль­ного, осмыс­лен­ного пони­ма­ния Свя­того Еван­ге­лия и апо­столь­ских посла­ний.
    Без знания основ учения о Троице невоз­можно не только ура­зу­меть про­по­ведь Христа — невоз­можно даже понять, Кто в дей­стви­тель­но­сти явля­ется этим Бла­го­вест­ни­ком и Про­по­вед­ни­ком, Кто есть Хри­стос, чей Он Сын, Кто Его Отец.
  2. Для пра­виль­ного ура­зу­ме­ния содер­жа­ния Книг Вет­хого Завета. Ведь несмотря на то, что Писа­ние Вет­хого Завета глав­ным обра­зом сооб­щает о Боге как о Едином Вла­дыке, оно, всё же, содер­жит места, кото­рые могут быть исчер­пы­ва­юще истол­ко­ваны лишь в свете учения о Нём как о Тро­ич­ном в Лицах.
    К таким местам отно­сится, напри­мер:
    а) повест­во­ва­ние о явле­нии Бога Авра­аму в образе трёх стран­ни­ков (Быт.18:1-16);
    б) стих псал­мо­певца: «Словом Гос­под­ним небеса утвер­ди­шася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6).
    В дей­стви­тель­но­сти Свя­щен­ные Книги Вет­хого Завета содер­жат не два и не три, а мно­же­ство таких мест.
    (Достойно заме­ча­ния, что поня­тие «Дух» далеко не всегда обо­зна­чает третье Лицо Пре­свя­той Троицы. Иногда под таким обо­зна­че­нием под­ра­зу­ме­ва­ется единое Боже­ствен­ное дей­ствие).
  3. Для пони­ма­ния смысла и зна­че­ния Крест­ной Жертвы. Без знания учения об Отце и Сыне и Святом Духе нельзя понять, Кем и Кому при­не­сена эта Жертва, каково досто­ин­ство этой Жертвы, какова цена нашего Искуп­ле­ния).
    Если бы знание хри­сти­а­нина было огра­ни­чено зна­нием о Боге как о Едином Вла­дыке, он встал бы перед нераз­ре­ши­мым вопро­сом: зачем Бог Сам Себя принёс в Жертву Себе?
  4. Без знания о Боже­ствен­ном Три­един­стве нельзя пол­но­ценно понять и многих других поло­же­ний хри­сти­ан­ства; напри­мер, истины о том, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8).
    Если бы мы, по неве­де­нию учения о Троице, знали о Боге только как Едином, то мы бы не ведали, на Кого, вне отно­ше­ния к миру рас­про­стра­ня­ется Его бес­ко­неч­ная Любовь, на Кого она изли­ва­лась до Тво­ре­ния мира, в веч­но­сти.
    Если бы мы пола­гали, что Любовь Бога рас­про­стра­ня­ется только на Его тво­ре­ние, в част­но­сти на чело­века, легко было бы соскольз­нуть к мысли, что Он — Любя­щий, а не (Сам в Себе бес­ко­неч­ная) Любовь.
    Учение же о Троице сооб­щает, что Трии­по­стас­ный Бог всегда пре­бы­вал и пре­бы­вает во внут­ри­тро­ич­ной Любви. Отец вечно любит Сына и Духа; Сын — Отца и Духа; Дух — Отца и Сына. При этом Каждая Боже­ствен­ная Ипо­стась любит и Себя. Стало быть, Бог не только Тот, Кто изли­вает Боже­ствен­ную Любовь, но и Тот, на Кого изли­ва­ется Боже­ствен­ная Любовь.
  5. Незна­ние учения о Троице служит почвой для воз­ник­но­ве­ния заблуж­де­ний. Слабое, поверх­ност­ное знание учения об Отце и Сыне и Святом Духе тоже не явля­ется гаран­тией от укло­не­ния в ересь. Исто­рия Церкви содер­жит массу тому под­твер­жде­ний.
  6. Не зная учения о Пре­свя­той Троице, невоз­можно зани­маться мис­си­о­нер­ской рабо­той, во испол­не­ние запо­веди Христа: «идите, научите все народы…» (Мф.28:19).

Как объ­яс­нить учение о Св. Троице не-хри­сти­а­нину?

Для луч­шего объ­яс­не­ния дог­мата о Пре­свя­той Троице святые отцы исполь­зо­вали ряд обще­до­ступ­ных ана­ло­гий. В рамках одной из них Бог, как Высо­чай­ший, Вер­хов­ный Ум, сопо­став­ля­ется с чело­ве­че­ским умом (см. подробно: Догмат о Пре­свя­той Троице).

При­ме­ча­тельно: с утвер­жде­нием, что в устрой­стве мира усмат­ри­ва­ется разум­ность, могут согла­ситься даже языч­ники и ате­и­сты. В этом отно­ше­нии данная ана­ло­гия может слу­жить хоро­шим апо­ло­ге­ти­че­ским сред­ством.

Суть ана­ло­гии состоит в сле­ду­ю­щем. Чело­ве­че­ский ум выра­жает себя через мысль.

Обычно чело­ве­че­ская мысль бывает сфор­му­ли­ро­вана в сло­вес­ном выра­же­нии. Имея это в виду, мы можем ска­зать: чело­ве­че­ская мысль-слово рож­да­ется умом (от ума) по подо­бию того, как Боже­ствен­ное Слово (Бог-Слово, Сын Божий) рож­да­ется Отцом, от Отца.

Когда мы хотим выра­зить нашу мысль (озву­чить её, про­из­не­сти), мы исполь­зуем голос. В данном случае голос может быть назван выра­зи­те­лем мысли. В этом можно видеть подо­бие со Святым Духом, Кото­рый явля­ется Выра­зи­те­лем Слова Отца (Выра­зи­те­лем Бога-Слово, Сына Божьего).

***

По пре­да­нию, когда Бла­жен­ный Авгу­стин про­гу­ли­вался по берегу моря, раз­мыш­ляя о тайне Святой Троицы, он увидел маль­чика, кото­рый вырыл ямку в песке и пере­ли­вал туда воду, кото­рую зачер­пы­вал ракуш­кой из моря. Бла­жен­ный Авгу­стин спро­сил, зачем он это делает. Маль­чик ему отве­тил:
– Я хочу вычер­пать всё море в эту ямку!
Авгу­стин усмех­нулся и сказал, что это невоз­можно. На что маль­чик ему сказал:
– А как же ты своим умом пыта­ешься исчер­пать неис­чер­па­е­мую тайну Гос­подню?
И тут же маль­чик исчез.

Цитаты о Пре­свя­той Троице ранних учи­те­лей Церкви

«Пови­нуй­тесь епи­скопу и друг другу, как Иисус Хри­стос пови­но­вался по плоти Отцу, и апо­столы Христу, Отцу и Духу, дабы еди­не­ние было вместе телес­ное и духов­ное».
Игна­тий Бого­но­сец (90–140 гг.). (Посла­ние к маг­не­зий­цам // Писа­ния мужей апо­столь­ских. Рига: Лат­вий­ское Биб­лей­ское Обще­ство, 1992. С. 284).

«Но как Его [Отца], так и при­шед­шего от Него Сына и пере­дав­шего нам это учение… равно и Духа про­ро­че­ского чтим и покло­ня­емся, воз­да­вая честь словом и исти­ной и открыто пре­по­да­вая это вся­кому, жела­ю­щему научится так, как сами мы научены».
Иустин Фило­соф и муче­ник (103–166 гг.).(Первая апо­ло­гия // Тво­ре­ния. М.: “Палом­ник”, “Бла­го­вест”, 1995. С. 36.).

«Ибо изна­чала, сопри­сут­ствуя своему созда­нию, Сын откры­вает Отца всем, кому хочет и когда хочет, и как Отец хочет, и поэтому во всем и чрез все Один Бог Отец и Одно Слово и Сын и Один Дух и одно спа­се­ние всем веру­ю­щим в Него».
Ириней Лион­ский (130–202 гг.). (Обли­че­ния и опро­вер­же­ния лже­имен­ного знания. Кн. 4 // Тво­ре­ния. М.: “Палом­ник”, “Бла­го­вест”, 1996. С. 332).

На Флп. 3:12: «Посему, как с наступ­ле­нием совер­шен­ного мы увидим не дру­гого Отца, но Того, Кото­рого ныне желаем видеть… и будем ожи­дать не дру­гого Христа и Сына Божия, но Того, Кото­рый родился от Девы Марии и постра­дал, в Кото­рого мы веруем и Кото­рого любим… и полу­чим не иного Духа Свя­того, а Того, кото­рый с нами и Кото­рый вопиет: “Авва Отче”».
Там же, с. 338.

«Итак ни Гос­подь, ни Святый Дух, ни апо­столы нико­гда не назвали бы опре­де­ленно и реши­тельно Богом того, кто не Бог, если бы он дей­стви­тельно не был Бог, и не назвали бы про­из­вольно кого-либо Гос­по­дом, кроме гос­под­ству­ю­щего над всем Бога Отца и Его Сына, полу­чив­шего от Отца Своего гос­под­ство над всем созда­нием… <…> Посему, когда Отец истинно есть Гос­подь и Сын истинно есть Гос­подь, то спра­вед­ливо Дух Святой обо­зна­чил Их наиме­но­ва­нием Гос­пода [Пс.109:1]. <…> …Дух обоих обо­зна­чил именем Бога и пома­зу­е­мого Сына и пома­зу­ю­щего, т. е. Отца [Пс.44:7]. <…> Итак, никто другой, как я сказал, не име­ну­ется Богом и не назы­ва­ется Гос­по­дом, кроме Бога и Гос­пода всего, кото­рый также гово­рил Моисею: “Я есмь Сущий. …”, и кроме Сына, Иисуса Христа, Гос­пода нашего, Кото­рый веру­ю­щих во имя Его делает сынами Божи­ими».
Там же, кн. 3, с. 229–230.

«Цер­ковь, хотя и раc­се­яна по всей все­лен­ной даже до концов земли, но при­няла от апо­сто­лов и от уче­ни­ков их веру в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, сотво­рив­шего небо и землю, и море, и все, что в них, и во еди­ного Христа Иисуса, Сына Божия, вопло­тив­ше­гося для нашего спа­се­ния, и в Духа Свя­того, чрез про­ро­ков воз­ве­стив­шего все домо­стро­и­тель­ство Божие и при­ше­ствие и рож­де­ние от Девы, и стра­да­ние и вос­кре­се­ние из мерт­вых и воз­не­се­ние во плоти на небо воз­люб­лен­ного Христа Иисуса Гос­пода нашего, а также явле­ние Его с небес во славе Отчей, чтобы “воз­гла­вить все” (Еф.1:10) и вос­кре­сить всякую плоть всего чело­ве­че­ства, да пред Хри­стом Иису­сом Гос­по­дом нашим и Богом, Спасом и Царем, по бла­го­во­ле­нию Отца неви­ди­мого, “пре­кло­нится всякое колено небес­ных и земных и пре­ис­под­них, и всякий язык испо­ве­дает Его”».
Там же, кн. 1, с. 49–50.

«Ибо жив Бог и жив Гос­подь Иисус Хри­стос и Дух Святый».
Кли­мент Рим­ский (96–97 г.). (Первое посла­ние к Корин­фя­нам, гл. 58).

«Три дня, кото­рые были прежде созда­ния светил, суть образы Троицы — Бога и Его Слова и Его Пре­муд­ро­сти». (Посла­ние к Авто­лику, кн. 2, п. 15).
Из сим­вола веры Кеса­рий­ской церкви (этот символ был про­чи­тан на Никей­ском Соборе Евсе­вием, епи­ско­пом Кеса­рий­ским, как пра­вило веры, дошед­шее от пред­ков): «Веруем во еди­ного Бога, Отца все­дер­жи­теля.. и во еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Слово Божье, Бога от Бога, света от света, жизнь от жизни, Сына еди­но­род­ного, пер­во­рож­ден­ного всея твари, прежде всех век от Отца рож­ден­ного.. веруем и во еди­ного Духа Свя­того, испо­ве­дуя бытие (είναι) и личное суще­ство­ва­ние (ύπάρχειν) каж­дого из Них: Отца – истинно Отца, Сына – истинно Сына, и Духа Свя­того – истинно Свя­того Духа, как и Гос­подь наш, посы­лая уче­ни­ков своих на про­по­ведь, изрек: шедше научите вся языки и кре­стяще их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа».
Феофил Антио­хий­ский (конец II в.). (Цит. по: митр. Мака­рий (Бул­га­ков). Пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. Т. 1. СПб., 1868. С. 193).

«Мы же всегда, а теперь осо­бенно, будучи научены Уте­ши­те­лем, то есть Настав­ни­ком всякой Истины, верим в Еди­ного Бога при сохра­не­нии того рас­пре­де­ле­ния [Лиц в Боге], кото­рое мы назы­ваем οικονομιαν. В соот­вет­ствии с ним у Еди­ного Бога есть Его Слово, Кото­рое про­изо­шло от Него, и через Кото­рое всё начало быть, и без Кото­рого ничто не начало быть (Ин.1:3). Мы верим, что Оно было послано от Отца в Святую Деву и роди­лось от Неё, – Бог и чело­век, Сын Божий и Сын Чело­ве­че­ский, назы­ва­е­мый Иису­сом Хри­стом. Мы верим также, что Он постра­дал, умер и был погре­бён по Писа­ниям, и вос­кре­шён Отцом, и взят снова на небо, и сидит одес­ную Отца, и грядёт судить живых и мёрт­вых. Потом Он послал, как и обещал, от Отца Свя­того Духа, Уте­ши­теля, Освя­ти­теля веры тех, кто верит в Отца и Сына и Свя­того Духа».
Тер­тул­лиан (155/60–220/40). (Против Прак­сея, гл. 2).

«Мы научены при­зна­вать три Ипо­стаси, Отца и Сына и Свя­того Духа».
Ориген (~185–~254) (Цит. по: митр. Мака­рий (Бул­га­ков). Пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. Т. 1. СПб., 1868. С. 198).

«Кто не уди­вится, когда услы­шит, что без­бож­ни­ками назы­вают людей, име­ну­ю­щих Бога Отца, и Бога Сына, и Бога Духа Свя­того, испо­ве­ду­ю­щих Их силу во един­стве и Их раз­ли­чие в порядке?»
Афи­на­гор Афин­ский (~133–~190). (Про­ше­ние о хри­сти­а­нах, 10).

«Знать Бога и Слово Его, знать, какое един­ство Сына со Отцом и обще­ние Отца с Сыном, что такое Дух, какое един­ство Их и раз­ли­чие соеди­нен­ных – Духа, Сына и Отца».
Афи­на­гор Афин­ский (~133–~190). (Про­ше­ние о хри­сти­а­нах, 12).

«Ночь и день даже до послед­него часа жизни бла­го­даря сла­во­сло­вить, а сла­во­словя, бла­го­да­рить еди­ного Отца и Сына, Сына и Отца, Тебя Сына в каче­стве Педа­гога и Учи­теля, со Святым Духом, Кото­рый собой пред­став­ляет все в едином, в Кото­ром все, через Кото­рого все едино, через Кото­рого веч­ность, Кото­рого все мы состоим чле­нами.. Кото­рому слава ныне и во веки веков. Аминь».
Кли­мент Алек­сан­дрий­ский (~150–~215). (Педа­гог, кн. 3, гл. 12).

«Един Бог, Отец Слова живаго, Пре­муд­ро­сти ипо­стас­ной и Силы и Образа веч­наго, совер­шен­ный Роди­тель Совер­шен­наго, Отец Сына Еди­но­род­наго. Един Гос­подь, единый от еди­наго, Бог от Бога, Начер­та­ние и Образ Боже­ства, Слово дей­ствен­ное, Пре­муд­рость, объ­ем­лю­щая состав всего, и зижди­тель­ная Сила всего сотво­рен­наго, истин­ный Сын истин­наго Отца, Неви­ди­мый Неви­ди­маго, и Нетлен­ный Нетлен­наго и Без­смерт­ный Без­смерт­наго и Вечный Веч­наго. И един Дух Святый, от Бога име­ю­щий бытие и чрез Сына явив­шийся [т. е. людям], Образ Сына, Совер­шен­ный Совер­шен­наго, Жизнь, Винов­ник живу­щих, [Источ­ник святый], Свя­тость, Пода­тель освя­ще­ния, в Нем же явля­ется Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Кото­рый чрез все. Троица совер­шен­ная, славою и веч­но­стью и цар­ством нераз­де­ля­е­мая и неот­чуж­да­е­мая».
Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский (~213 – после 270). (Изло­же­ние веры).

«Едино цар­ство Отца и Сына и Свя­того Духа, как и едино суще­ство (ούσία) и едино гос­под­ство (κυριότης); почему мы и покла­ня­емся единым покло­не­нием еди­ному трии­по­стас­ному Боже­ству, без­на­чаль­ному, не создан­ному, бес­ко­неч­ному и веч­ному».
Мефо­дий Патар­ский (~260–312) (Цит. по: митр. Мака­рий (Бул­га­ков). Пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. Т. 1. СПб., 1868. С. 199).

«Гос­поди, Боже Все­дер­жи­телю, Отче воз­люб­лен­ного и бла­го­сло­вен­ного Сына Твоего.. за сие и за все хвалю Тебя, бла­го­слов­ляю Тебя, про­слав­ляю Тебя, вместе с вечным и пре­не­бес­ным Иису­сом Хри­стом, воз­люб­лен­ным Сыном Твоим, с кото­рым Тебе и Свя­тому Духу слава и ныне и в буду­щие века».
Молитва Поли­карпа Смирн­ского перед смер­тью (сер. II века). (Окруж­ное посла­ние Смирн­ской церкви о муче­ни­че­стве св. Поли­карпа, гл. 14).

«Верую во Христа Гос­пода, един­ствен­ного Сына еди­ного высо­чай­шего Отца, и испо­ве­дую Его со Отцом и Святым Духом за еди­ного Бога».
Пред­смерт­ное испо­ве­да­ние Викен­тия Авгу­сто­поль­ского (304 г.) (Цит. по: митр. Мака­рий (Бул­га­ков). Пра­во­славно-дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. Т. 1. СПб., 1868. С. 200).

«Если утвер­ждают, что ипо­стаси, как скоро их три, раз­дельны, то их дей­стви­тельно три, хотя бы ере­ти­кам этого не хоте­лось; иначе пусть совер­шенно истре­бят поня­тие о Боже­ствен­ной Троице».
Дио­ни­сий Алек­сан­дрий­ский (III век) (Цит. по: свт. Васи­лий Вели­кий. О Святом Духе, гл. 29).

Васи­лий Вели­кий (329/30–379) ссы­ла­ется на песнь про­слав­ле­ния Троицы, как на пре­да­ние древ­них хри­стиан:
«Отцам нашим забла­го­рас­су­ди­лось не в мол­ча­нии при­ни­мать бла­го­дать вечер­него света, но при явле­нии его немед­ленно бла­го­да­рить. И не можем ска­зать, кто винов­ник сих рече­ний све­тиль­нич­ного бла­го­да­ре­ния, по край­ней мере народ воз­гла­шает древ­нюю песнь, и никто не при­зна­вал нече­ству­ю­щими тех, кото­рые про­из­но­сят: “хвалим Отца и Сына и Свя­таго Духа Божия”».
О Святом Духе, гл. 29.

Авгу­стин пишет о пред­ше­ству­ю­щих хри­сти­ан­ских бого­сло­вах (354–430):
«Все кафо­ли­че­ские тол­ко­ва­тели Свя­того Писа­ния, каких только я мог читать, писав­шие прежде меня о Троице, кото­рая есть Бог, ста­ра­лись, согласно с Писа­нием, учить тому, что Отец и Сын и Святой Дух, по нераз­дель­ному равен­ству одного и того же суще­ства (substantiae), состав­ляют Боже­ское един­ство, и потому не суть три бога, но един Бог».
О Троице, кн. 1, п. 7.

«Триада поис­тине есть Монада, ибо так суще­ствует, и Монада поис­тине есть Триада, ибо так ипо­ста­зи­ро­вана».
прп. Максим Испо­вед­ник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки