Веч­ность

***

Ве́чность – 1) Ве́чность Бо́жия — свой­ство Боже­ствен­ной сущ­но­сти, состо­я­щее в том, что Бог абсо­лютно неза­ви­сим от усло­вий вре­мени, Его бытие не имеет начала и нико­гда не будет иметь конца; 2) твар­ная веч­ность — форма суще­ство­ва­ния твар­ных существ (анге­лов, святых душ…), выра­жа­е­мая в их особой обу­слов­лен­но­сти вре­ме­нем; 3) непре­стан­ное бытие; 4) буду­щий век, име­ю­щий насту­пить после вто­рого При­ше­ствия Христа.

В пра­во­слав­ном бого­сло­вии при­нято раз­ли­чать Боже­ствен­ную и твар­ную веч­ность как веч­ность без­на­чаль­ную и веч­ность име­ю­щую начало. Боже­ствен­ная веч­ность есть веч­ность без­услов­ная, веч­ность в точном смысле этого слова, в то время как веч­ность твар­ная есть веч­ность услов­ная, веч­ность в силу дара Божьего и при­ча­стия Боже­ствен­ной жизни.

***

Веч­ность Боже­ствен­ная

Бог есть Дух вечный и прис­но­су­щий. Веч­ность Божия состоит в том, что Бог не имеет ни начала, ни конца бытия Своего, и что бытием Своим Он обла­дает без всяких усло­вий вре­мени.
архи­епи­скоп Анто­ний (Амфи­те­ат­ров)

Когда гово­рится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, и вообще сво­бо­ден от всех усло­вий вре­мени.
мит­ро­по­лит Мака­рий (Бул­га­ков)

Будучи в Своем суще­стве неиз­ме­няем, Бог поэтому самому не зави­сит от вре­мени, как одной из суще­ствен­ней­ших форм вся­кого измен­чи­вого бытия.
епи­скоп Силь­вестр (Мале­ван­ский)

Бог – вечный. Бытие Божие – вне вре­мени, ибо время есть лишь форма бытия конеч­ного и измен­чи­вого. (Время рас­смат­ри­ва­ется, как “чет­вер­тое” изме­ре­ние в реля­ти­вист­ской физике. Согласно совре­мен­ной кос­мо­ло­гии, про­стран­ство и время не бес­ко­нечны. Они появи­лись и исчез­нут вместе с миром). Для Бога нет ни про­шед­шего, ни буду­щего, но есть одно насто­я­щее. “В начале Ты (Гос­поди) осно­вал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погиб­нут, а Ты пре­бу­дешь, и все они, как риза, обвет­шают, и, как одежду, Ты пере­ме­нишь их, – и изме­нятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кон­чатся” (Пс.101:26–28). Неко­то­рые свв. Отцы ука­зы­вают на раз­ницу между поня­ти­ями “веч­ность” и “бес­смер­тие.” Веч­ность – это жиз­нен­ность, не име­ю­щая ни начала, ни конца. “Поня­тие веч­но­сти может при­ме­няться только к одному без­на­чаль­ному Божьему есте­ству, в Кото­ром все всегда – то же и в том же виде. Поня­тие бес­смер­тия может быть при­пи­сы­ва­емо тому, что при­ве­дено в бытие и не уми­рает, как то: анге­лам и чело­ве­че­ской душе… Вечное в соб­ствен­ном смысле при­над­ле­жит только боже­ствен­ной сущ­но­сти” (св. Исидор Пелу­сиот). В этом отно­ше­нии еще выра­зи­тель­нее – “пре­веч­ный Бог.”
епи­скоп Алек­сандр (Миле­ант)

Бог, как суще­ство неиз­ме­ня­е­мое, не зави­сит от усло­вий вре­мени, как формы всего измен­чи­вого бытия, или вечен. Время не есть что-либо само по себе суще­ству­ю­щее; оно есть лишь форма бытия конеч­ного, так как в нем про­ис­хо­дят посто­ян­ные изме­не­ния в вещах, вслед­ствие кото­рых они то появ­ля­ются, то исче­зают, пере­ходя из одного состо­я­ния в другое и в каждое опре­де­лен­ное мгно­ве­ние явля­ются не тем, чем они были прежде. Этими-то изме­не­ни­ями и опре­де­ля­ется в пре­ем­ствен­ном бытии конеч­ном прежде и после, начало и конец, насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее. Если бы в бытии конеч­ном не про­ис­хо­дило таких посто­ян­ных изме­не­ний, а было бы оно всегда оди­на­ково равным самому себе, тогда не было бы изме­ре­ния про­дол­жи­тель­но­сти бытия, не было бы места и для вре­мени. Таково именно и есть бытие неиз­ме­ня­е­мого суще­ства Божия. Оно все­цело и всегда оди­на­ково вла­деет своим бытием, без вся­кого воз­рас­та­ния или умень­ше­ния, без всякой пре­ем­ствен­но­сти или пере­мены, а потому для Него нет ни начала, ни конца, ни про­шед­шего, ни буду­щего, а есть только всегда оди­на­ко­вое, прис­но­сущ­ное или вечное бытие. С отри­ца­тель­ной сто­роны веч­ность Божия, таким обра­зом, состоит в том, что для Бога нет тех изме­ре­ний вре­мени, какие при­ла­га­ются к бытию конеч­ному (прежде, после, теперь), с поло­жи­тель­ной — в том, что в каждое пред­по­ло­жен­ное время Он есть то же, всегда равное Себе Самому.
про­то­и­е­рей Нико­лай Мали­нов­ский

Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есть (Ин. 8:58).  Гораздо логич­нее в подоб­ной кон­струк­ции исполь­зо­вать про­шед­шее время этого же гла­гола: прежде, нежели был Авраам, Я был. Однако Спа­си­тель ука­зы­вает на то, что для Него вся чело­ве­че­ская исто­рия от начала до конца – вечное сейчас.

***

мит­ро­по­лит Мака­рий (Бул­га­ков):

Когда гово­рится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия, и вообще сво­бо­ден от всех усло­вий вре­мени.

В Свя­щен­ном Писа­нии это каче­ство –

а) мно­го­кратно усво­яет Себе сам Бог: живу Я вовек (Втор.32:40); Я тот же, Я первый и Я послед­ний (Ис.48:12; срав. Ис.41:4, 44:6); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец (Откр.1:8, 17); прежде Меня не было Бога и после Меня не будет (Ис.43:10); Я есмь Сущий (Исх.3:14);

б) при­пи­сы­вали Ему про­роки, напри­мер, Давид: в начале Ты, [Гос­поди,] осно­вал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погиб­нут, а Ты пре­бу­дешь; и все они, как риза, обвет­шают, и, как одежду, Ты пере­ме­нишь их, и изме­нятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кон­чатся (Пс.101:26–28); прежде нежели роди­лись горы, и Ты обра­зо­вал землю и все­лен­ную, и от века и до века Ты – Бог (Пс.89:3); пред очами Твоими тысяча лет, как день вче­раш­ний (Пс.89:5); Исаия: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Гос­подь Бог, сотво­рив­ший концы земли, не утом­ля­ется и не изне­мо­гает? разум Его неис­сле­дим (Ис.40:28; срав. Ис.57:15); Иере­мия: Он есть Бог живый и Царь вечный (Иер.10:10);

в) при­пи­сы­вают и ново­за­вет­ные писа­тели, из кото­рых Павел назы­вает Бога царем веков нетлен­ным (1Тим.1:17) и единым име­ю­щим бес­смер­тие (1Тим.1:6, 16), а Апо­стол Петр, повто­ривши слова Псал­мо­певца, что у Бога тысяча лет, как один день, при­со­во­куп­ляет, что у Гос­пода один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2Пет.3:8).

Кроме того, Свя­щен­ное Писа­ние рас­про­сти­рает веч­ность, при­пи­сы­ва­е­мую Богу, от суще­ства Его на самые Его свой­ства и дей­ствия, и –

г) гово­рит: Милость Твоя, Гос­поди, вовек (Пс.137:8), правда Твоя – правда вечная (Пс.118:142, 144); имя Твое во век (Пс.134:13); или: вла­ды­че­ство Его – вла­ды­че­ство вечное, кото­рое не прейдет (Дан.7:14); Кото­рого цар­ство – цар­ство вечное (Дан.7:27); совет же Гос­по­день стоит вовек (Пс.32:11), глагол Гос­по­день пре­бы­вает во веки (1Пет.1:25; срав. Пс.118:89).

Как пони­мать веч­ность Божию, – объ­яс­няют нам святые Отцы и учи­тели Церкви. Это не есть какое-то без­на­чаль­ное и бес­ко­неч­ное время, как обык­но­венно пред­став­ляют, сла­га­ю­ще­еся из бес­чис­лен­ного мно­же­ства частей, пре­ем­ственно после­ду­ю­щих одна за другой, и след. необ­хо­димо состо­я­щее из про­шед­шего, насто­я­щего и буду­щего, – напро­тив, это есть одно посто­ян­ное, неиз­менно-пре­бы­ва­ю­щее насто­я­щее. «Бог всегда был, есть и будет, или лучше ска­зать, всегда есть, гово­рит святой Гри­го­рий бого­слов, – ибо слова: был и будет, озна­чают деле­ния нашего вре­мени и свой­ственны есте­ству пре­хо­дя­щему: а Сущий — всегда. И сим именем име­нует Он сам Себя, бесе­дуя с Мои­сеем на горе (Исх.3:14); потому что сосре­до­то­чи­вает в Себе самом все­це­лое бытие, кото­рое не начи­на­лось и не пре­кра­тится. Как некое море сущ­но­сти неопре­де­лен­ное и бес­ко­неч­ное, про­сти­ра­ю­ще­еся за пре­делы вся­кого пред­став­ле­ния о вре­мени и есте­стве, одним умом (и то весьма неясно и недо­ста­точно, не в рас­суж­де­нии того, что есть в Нем самом, но в рас­суж­де­нии того, что окрест Его), через набра­сы­ва­ние неко­то­рых очер­та­ний, отте­ня­ется Он в один какой-то облик дей­стви­тель­но­сти, убе­га­ю­щий прежде, нежели будет улов­лен, и усколь­за­ю­щий прежде, нежели умо­пред­став­лен, столько же оси­я­ва­ю­щий око ума нашего, если оно очи­щено, сколько быст­рота летя­щей молнии оси­я­вает взор.» Точно так же объ­яс­няют поня­тие о веч­но­сти Божией: Дио­ни­сий Аре­о­па­гит, Тер­тул­лиан, Гри­го­рий Нис­ский, Исидор Пелу­сиот, Авгу­стин, Гри­го­рий Вели­кий и другие.

Заклю­чен­ные сами в пре­де­лах вре­мени, и видя вокруг себя одно вре­мен­ное, мы совер­шенно не в состо­я­нии пред­ста­вить себе образа веч­ного суще­ство­ва­ния Божия, но тем не менее разум наш не может не при­знать в Боге и этого свой­ства: а) Бог есть суще­ство само­быт­ное, т.е. такое, кото­рое ни от кого и нико­гда не полу­чало начала своего бытия и в самом Себе имеет неис­ся­ка­е­мый источ­ник жизни, – след. не может иметь и конца; б) Бог есть суще­ство совер­шен­ней­шее и бес­пре­дель­ное, сво­бод­ное от всех огра­ни­че­ний, след. и от всяких пре­де­лов вре­мени: начала, про­дол­же­ния или пре­ем­ствен­но­сти и окон­ча­ния. Веч­ность Божию допус­кали и язы­че­ские фило­софы.

Веч­ность твар­ная

Веч­ность твар­ная – веч­ность, име­ю­щая начало, дару­е­мая Богом разум­ным твар­ным суще­ствам (анге­лам и людям), отлич­ная от без­на­чаль­ной Боже­ствен­ной веч­но­сти.

Под твар­ной веч­но­стью пони­ма­ется бес­смер­тие анге­лов, чело­ве­че­ских душ и чело­ве­че­ских тел после вос­кре­се­ния, име­ю­щих начало, но не име­ю­щих конца своего бытия.

Время, в кото­ром мы живем, имеет начало и конец. В жизни мира наста­нет мгно­ве­ние, когда вре­мени уже не будет (Откр.10:6). Святой Иоанн Дамас­кин пишет, что «время по вос­кре­се­нии уже не будет исчис­ляться днями и ночами, или, лучше ска­зать, тогда будет один неве­чер­ний день». После Вто­рого При­ше­ствия тварь при­об­щится к веч­но­сти, но сама твар­ность мира пред­по­ла­гает бес­ко­неч­ный, хотя и вне­вре­мен­ный про­цесс совер­шен­ство­ва­ния твари в вос­хож­де­нии ее к Богу. Поэтому веч­ность твар­ного мира после его пре­об­ра­же­ния, по словам пре­по­доб­ного Мак­сима Испо­вед­ника, есть веч­ность твар­ная, имев­шая начало. Она есть как бы непо­движ­ное время или веч­нод­ля­ще­еся мгно­ве­ние. Свя­ти­тель Дио­ни­сий Аре­о­па­гит гово­рит, что один Бог может быть назван вечным, веч­ность же твари есть веч­ность, пред­став­ля­ю­щая собой нечто сред­нее между вре­ме­нем и веч­но­стью.
ари­хи­манд­рит Алипий (Касталь­ский-Бороз­дин)

Воз­ник­нув, твар­ный мир как создан­ный из ничего, начи­нает изме­няться, и это изме­не­ние порож­дает время. Пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник гово­рит: «Время от созда­ния неба и земли исчис­ля­ется». Поэтому пра­вильно гово­рить, что Бог сотво­рил мир не в веч­но­сти и не во вре­мени, а вместе со вре­ме­нем. Время имеет свое начало, но время будет иметь и конец. В Откр.10:6 гово­рится, что мир придет в такое состо­я­ние, когда «вре­мени уже не будет», когда тварь при­об­щится веч­но­сти. Однако, эту твар­ную веч­ность, име­ю­щую начало, не сле­дует отож­деств­лять с веч­но­стью Боже­ствен­ной, потому что твар­ная веч­ность, в кото­рой будет суще­ство­вать мир, явля­ется сораз­мер­ной вре­мени. По словам автора Corpus Areopagiticum («О Боже­ствен­ных именах») твар­ная веч­ность есть «непо­движ­ное время или вечно для­ще­еся мгно­ве­ние». Между твар­ной веч­но­стью и вре­ме­нем можно уста­но­вить неко­то­рое соот­вет­ствие, в то время как веч­ность Боже­ствен­ная со вре­ме­нем несо­из­ме­рима.
иерей Олег Давы­ден­ков

***

Что такое веч­ность?

Вале­рий Духа­нин (Из книги «Во что мы веруем? 100 отве­тов совре­мен­нику»)

Навер­ное, трудно сразу понять, что такое веч­ность. Ведь мы живем во вре­мени и часто видим, как что-то начи­на­ется, а затем закан­чи­ва­ется, стало быть, не явля­ется вечным. Но есть Гос­подь Бог, Кото­рый несрав­нимо выше нашего твар­ного мира, не зави­сит от вре­мени, Его бытие не имеет начала и нико­гда не будет иметь конца. Он поже­лал, чтобы и создан­ные Им разум­ные суще­ства были также при­частны веч­но­сти. Кстати, в нашем мире как некий образ веч­но­сти встре­ча­ется то, что не имеет ни начала, ни конца – круг, а в хри­сти­ан­стве он и явля­ется сим­во­лом веч­но­сти.

Вместе с тем необ­хо­димо раз­ли­чать веч­ность, кото­рая при­над­ле­жит одному только Богу, и веч­ность, дару­е­мую твар­ным суще­ствам. Бог был всегда и Его бытие не имеет начала, а поскольку Бог выше вре­мени, то Его бытие не закон­чится нико­гда. То есть Его веч­ность – нетвар­ная, при­над­ле­жа­щая только Ему одному. А веч­ность, дару­е­мая твар­ным суще­ствам, иного порядка: все твар­ное имеет начало, когда-то ничего твар­ного не было, в этом смысле мы не вечны, а точнее, не без­на­чальны. Конечно, суще­ства духов­ного мира – ангелы, и души людей уже не исчез­нут, но только по дару Творца, а не по соб­ствен­ной само­до­ста­точ­но­сти. Иными сло­вами, Бог вложил в духов­ную при­роду твар­ных существ (анге­лов и душ людей) дар бес­смер­тия, поэтому бытие духовно-твар­ного мира, одна­жды начав­шись, уже не закон­чится.

В откро­ве­нии Иоанна Бого­слова о конеч­ных судь­бах мира зем­ного гово­рится, что со Вторым При­ше­ствием Христа и наступ­ле­нием Его бла­го­дат­ного веч­ного Цар­ства вре­мени уже не будет (Откр.10:6). Жизнь буду­щего века – это тайна, кото­рую мы не можем сейчас постичь пол­но­стью. Но мы можем знать, что именно в веч­но­сти бытие твар­ных существ рас­кро­ется в пол­ноте своего при­зва­ния. Веч­ность – это не бес­ко­неч­ная дли­тель­ность вре­мени, а некое новое бытие, не стес­нен­ное зем­ными, про­стран­ственно-вре­мен­ными рам­ками. Чтобы это понять, заме­тим, что пред­на­ча­тие этой веч­но­сти уже насту­пает для людей, поки­нув­ших мир земной, и мы знаем, что, напри­мер, святые спо­собны являть свою помощь людям по их молитве в любой точке мира, и что сколько бы людей одно­вре­менно ни моли­лись свя­тому, он слышит искрен­нюю просьбу каж­дого, что было бы невоз­можно в усло­виях земной огра­ни­чен­но­сти. Однако постичь веч­ность более непо­сред­ственно мы сможем только всту­пив в нее. Дай Бог, чтобы в веч­но­сти каж­дого из нас ожи­дала благая участь.

***

См. АПО­КА­ЛИП­СИС, ВТОРОЕ ПРИ­ШЕ­СТВИЕ ГОС­ПОДНЕ, ВОС­КРЕ­СЕ­НИЕ МЕРТ­ВЫХ, СТРАШ­НЫЙ СУД, КОНЕЦ СВЕТА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки