Вечность

( Вечность 5 голосов: 5 из 5 )

 

Ве́чность Бо́жия

Ве́чность Бо́жия – свойство Божественной сущности, заключающееся в независимости бытия Божия от условий времени.
В православном богословии принято различать Божественную и тварную вечность как вечность безначальную и вечность имеющую начало. Божественная вечность есть вечность безусловная, вечность в точном смысле этого слова, в то время как вечность тварная есть вечность условная, вечность в силу дара Божьего и причастия Божественной жизни.

Бог есть Дух вечный и присносущий. Вечность Божия состоит в том, что Бог не имеет ни начала, ни конца бытия Своего, и что бытием Своим Он обладает без всяких условий времени.
архиепископ Антоний (Амфитеатров)

Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени.
митрополит Макарий (Булгаков)

Будучи в Своем существе неизменяем, Бог поэтому самому не зависит от времени, как одной из существеннейших форм всякого изменчивого бытия.
епископ Сильвестр (Малеванский)

Бог – вечный. Бытие Божие – вне времени, ибо время есть лишь форма бытия конечного и изменчивого. (Время рассматривается, как “четвертое” измерение в релятивистской физике. Согласно современной космологии, пространство и время не бесконечны. Они появились и исчезнут вместе с миром). Для Бога нет ни прошедшего, ни будущего, но есть одно настоящее. “В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся” (Пс.101:26-28). Некоторые свв. Отцы указывают на разницу между понятиями “вечность” и “бессмертие.” Вечность – это жизненность, не имеющая ни начала, ни конца. “Понятие вечности может применяться только к одному безначальному Божьему естеству, в Котором все всегда – то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо тому, что приведено в бытие и не умирает, как то: ангелам и человеческой душе… Вечное в собственном смысле принадлежит только божественной сущности” (св. Исидор Пелусиот). В этом отношении еще выразительнее – “превечный Бог.”
епископ Александр (Милеант)

Бог, как существо неизменяемое, не зависит от условий времени, как формы всего изменчивого бытия, или вечен. Время не есть что-либо само по себе существующее; оно есть лишь форма бытия конечного, так как в нем происходят постоянные изменения в вещах, вследствие которых они то появляются, то исчезают, переходя из одного состояния в другое и в каждое определенное мгновение являются не тем, чем они были прежде. Этими-то изменениями и определяется в преемственном бытии конечном прежде ипосле, начало и конец, настоящее, прошедшее и будущее. Если бы в бытии конечном не происходило таких постоянных изменений, а было бы оно всегда одинаково равным самому себе, тогда не было бы измерения продолжительности бытия, не было бы места и для времени. Таково именно и есть бытие неизменяемого существа Божия. Оно всецело и всегда одинаково владеет своим бытием, без всякого возрастания или уменьшения, без всякой преемственности или перемены, а потому для Него нет ни начала, ни конца, ни прошедшего, ни будущего, а есть только всегда одинаковое, присносущное или вечное бытие. С отрицательной стороны вечность Божия, таким образом, состоит в том, что для Бога нет тех измерений времени, какие прилагаются к бытию конечному (прежде, после, теперь), с положительной — в том, что в каждое предположенное время Он есть то же, всегда равное Себе Самому.
протоиерей Николай Малиновский

Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени.
В Священном Писании это качество –
а) многократно усвояет Себе сам Бог: живу Я вовек (Втор.32:40); Я тот же, Я первый и Я последний (Ис.48:12; срав. Ис.41:4, 44:6); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец (Откр.1:8, 17); прежде Меня не было Бога и после Меня не будет (Ис.43:10); Я есмь Сущий (Исх.3:14);
б) приписывали Ему пророки, например, Давид: в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся (Пс.101:26-28); прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог (Пс.89:3); пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний (Пс.89:5); Исаия: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим (Ис.40:28; срав. Ис.57:15); Иеремия: Он есть Бог живый и Царь вечный (Иер.10:10);
в) приписывают и новозаветные писатели, из которых Павел называет Богацарем веков нетленным (1 Тим.1:17) и единым имеющим бессмертие (1 Тим.1:6, 16), а Апостол Петр, повторивши слова Псалмопевца, что у Богатысяча лет, как один день, присовокупляет, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет.3:8).
Кроме того, Священное Писание распростирает вечность, приписываемую Богу, от существа Его на самые Его свойства и действия, и –
г) говорит: Милость Твоя, Господи, вовек (Пс.137:8), правда Твоя – правда вечная (Пс.118:142, 144); имя Твое во век (Пс.134:13); или: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет (Дан.7:14); Которого царство – царство вечное (Дан.7:27); совет же Господень стоит вовек (Пс.32:11), глагол Господень пребывает во веки (1 Пет.1:25>; срав. Пс.118:89).
Как понимать вечность Божию, – объясняют нам святые Отцы и учители Церкви. Это не есть какое-то безначальное и бесконечное время, как обыкновенно представляют, слагающееся из бесчисленного множества частей, преемственно последующих одна за другой, и след. необходимо состоящее из прошедшего, настоящего и будущего, – напротив, это есть одно постоянное, неизменно-пребывающее настоящее. «Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, всегда есть, говорит святой Григорий богослов, – ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему: а Сущий — всегда. И сим именем именует Он сам Себя, беседуя с Моисеем на горе (Исх.3:14); потому что сосредоточивает в Себе самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Как некое море сущности неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве, одним умом (и то весьма неясно и недостаточно, не в рассуждении того, что есть в Нем самом, но в рассуждении того, что окрест Его), через набрасывание некоторых очертаний, оттеняется Он в один какой-то облик действительности, убегающий прежде, нежели будет уловлен, и ускользающий прежде, нежели умопредставлен, столько же осиявающий око ума нашего, если оно очищено, сколько быстрота летящей молнии осиявает взор.» Точно так же объясняют понятие о вечности Божией: Дионисий Ареопагит, Тертуллиан, Григорий Нисский, Исидор Пелусиот, Августин, Григорий Великий и другие.
Заключенные сами в пределах времени, и видя вокруг себя одно временное, мы совершенно не в состоянии представить себе образа вечного существования Божия, но тем не менее разум наш не может не признать в Боге и этого свойства: а) Бог есть существо самобытное, т.е. такое, которое ни от кого и никогда не получало начала своего бытия и в самом Себе имеет неиссякаемый источник жизни, – след. не может иметь и конца; б) Бог есть существо совершеннейшее и беспредельное, свободное от всех ограничений, след. и от всяких пределов времени: начала, продолжения или преемственности и окончания. Вечность Божию допускали и языческие философы.
митрополит Макарий (Булгаков)

Вечность тварная

Вечность тварная – вечность, имеющая начало, даруемая Богом разумным тварным существам (ангелам и людям), отличная от безначальной Божественной вечности.
Под тварной вечностью понимается бессмертие ангелов, человеческих душ и человеческих тел после воскресения, имеющих начало, но не имеющих конца своего бытия.

Время, в котором мы живем, имеет начало и конец. В жизни мира настанет мгновение, когда времени уже не будет (Откр.10:6). Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или, лучше сказать, тогда будет один невечерний день». После Второго Пришествия тварь приобщится к вечности, но сама тварность мира предполагает бесконечный, хотя и вневременный процесс совершенствования твари в восхождении ее к Богу. Поэтому вечность тварного мира после его преображения, по словам преподобного Максима Исповедника, есть вечность тварная, имевшая начало. Она есть как бы неподвижное время или вечнодлящееся мгновение. Святитель Дионисий Ареопагит говорит, что один Бог может быть назван вечным, вечность же твари есть вечность, представляющая собой нечто среднее между временем и вечностью.
арихимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин)

Возникнув, тварный мир как созданный из ничего, начинает изменяться, и это изменение порождает время. Преподобный Максим Исповедник говорит: «Время от создания неба и земли исчисляется». Поэтому правильно говорить, что Бог сотворил мир не в вечности и не во времени, а вместе со временем. Время имеет свое начало, но время будет иметь и конец. В Откр.10:6 говорится, что мир придет в такое состояние, когда «времени уже не будет», когда тварь приобщится вечности. Однако, эту тварную вечность, имеющую начало, не следует отождествлять с вечностью Божественной, потому что тварная вечность, в которой будет существовать мир, является соразмерной времени. По словам автора Corpus Areopagiticum («О Божественных именах») тварная вечность есть «неподвижное время или вечно длящееся мгновение». Между тварной вечностью и временем можно установить некоторое соответствие, в то время как вечность Божественная со временем несоизмерима.
иерей Олег Давыденков

***

Валерий Духанин (Из книги «Во что мы веруем? 100 ответов современнику»):
Что такое вечность?
Наверное, трудно сразу понять, что такое вечность. Ведь мы живем во времени и часто видим, как что-то начинается, а затем заканчивается, стало быть, не является вечным. Но есть Господь Бог, Который несравнимо выше нашего тварного мира, не зависит от времени, Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца. Он пожелал, чтобы и созданные Им разумные существа были также причастны вечности. Кстати, в нашем мире как некий образ вечности встречается то, что не имеет ни начала, ни конца – круг, а в христианстве он и является символом вечности.
Вместе с тем необходимо различать вечность, которая принадлежит одному только Богу, и вечность, даруемую тварным существам. Бог был всегда и Его бытие не имеет начала, а поскольку Бог выше времени, то Его бытие не закончится никогда. То есть Его вечность – нетварная, принадлежащая только Ему одному. А вечность, даруемая тварным существам, иного порядка: все тварное имеет начало, когда-то ничего тварного не было, в этом смысле мы не вечны, а точнее, не безначальны. Конечно, существа духовного мира – ангелы, и души людей уже не исчезнут, но только по дару Творца, а не по собственной самодостаточности. Иными словами, Бог вложил в духовную природу тварных существ (ангелов и душ людей) дар бессмертия, поэтому бытие духовно-тварного мира, однажды начавшись, уже не закончится.
В откровении Иоанна Богослова о конечных судьбах мира земного говорится, что со Вторым Пришествием Христа и наступлением Его благодатного вечного Царства времени уже не будет (Откр.10:6). Жизнь будущего века – это тайна, которую мы не можем сейчас постичь полностью. Но мы можем знать, что именно в вечности бытие тварных существ раскроется в полноте своего призвания. Вечность – это не бесконечная длительность времени, а некое новое бытие, не стесненное земными, пространственно-временными рамками. Чтобы это понять, заметим, что предначатие этой вечности уже наступает для людей, покинувших мир земной, и мы знаем, что, например, святые способны являть свою помощь людям по их молитве в любой точке мира, и что сколько бы людей одновременно ни молились святому, он слышит искреннюю просьбу каждого, что было бы невозможно в условиях земной ограниченности. Однако постичь вечность более непосредственно мы сможем только вступив в нее. Дай Бог, чтобы в вечности каждого из нас ожидала благая участь.

***

Вечность

Сергей Сергеевич Глаголев,
доктор богословия, профессор
Московской духовной академии

Обыкновенно различают два понимания вечности:
1) под нею разумеют бесконечно – продолжающееся время, бесконечную сумму моментов, из которых слагалось, слагается и будет слагаться прошедшее, настоящее и будущее. Говорят: мир вечен, разумея, что он всегда существовал и будет существовать, причем процесс существования заключается в постоянных изменениях в нем происходящих, которые измеряются временем.
2) под вечностью понимают нечто противоположное времени, то, что не допускает в себе никаких изменений и в чем поэтому нет ни прошедшего, ни будущего. Истинное бытие, говорят, не мыслимо существующим во времени. Во времени возможно лишь бывание, становление. Процесс существования во времени заключается в том, что предмет или существо непрестанно переходят от одной формы бытия к другой. Каждый отдельный момент имеет своим содержанием никогда не осуществимое стремление принять устойчивую форму. Таким образом то, что живет во времени, характеризуется лишь стремлением к действительному существованию, к действительному бытию, но оно лишь бывает, а не есть действительно. Понятия бытия и вечности оказываются совпадающими, и ясно, что предикаты действительно существующего и вечного должны быть прилагаемы к одному Богу.

Только второе понимание вечности должно быть признано правильным. Понятия перемен и вечности взаимно исключают друг друга. В сущности даже отрицающие бытие Божие и называющие мир вечным разумеют не то, что вечна солнечная система или вечно наклонение земной оси к эклиптике под углом в 23°. а то, что вечен неизменный субстрат мира – материя или энергия, вечны неизменные законы, управляющие мировыми переменами, т. е., значит, вечно нечто не подлежащее условиям времени.

С точки зрение тех представителей эволюционной философии, которые не признают существования неизменных законов природы и неизменности норм мышления, не существует ничего вечного и вечности, а есть лишь время. Если мы примем во внимание, что изменения в проявлениях субстрата, совершающаяся по необходимости, не мыслимы без изменения в самом субстрате, то мы должны принять диллему, что действительно вечен или только Бог, или нет ничего вечного. Мы верим в бытие Божие и следовательно в Его вечность, но вместе с этим допустима и должна быть принята вера, что нечто, что не является вечным само но себе, может стать вечным, т. е., что стремление конечного существа принять окончательно устойчивую форму может осуществиться, и тогда это существо из бывающего станет действительно сущим.

Ясное учение о вечности Божией, выраженное хотя и не в философских терминах, но в доступных пониманию всякого предложениях о неизменяемости и бесконечной продолжаемости Божественного существования находится в Божественном Откровении, и не находится ни в книгах, ни в предании никакой религии, не имевшей одним из своих источников откровения. Классический текст о вечности Божией есть: «Я есмь Сущий» (Исх.3:14; ср. Втор.32:40). О вечности Божией говорится в псалме Моисея: «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс.89:5; см. там же Пс.89:2). В 101 псалме (Пс.101:13, 26-28). У пророка Исаии (Ис.40:28, 41:4, 43:10, 44:6, 48:12, 57:15). У пророка Иеремии (Иер.10:10). В Новом Завете: во 2 Пет.3:8; у апостола Павла 1 Тим.1:17, 6:16; в Апокалипсисе (Откр.1:8, 17, 4:8-10, 11:17).

И везде в Священном Писании вечность Божия неизменно и несомненно предполагается. В языческих религиях идея существа, не подлежащего условиям времени, не находит себе ясного выражения, но в языческой философии эта идея формулируется и развивается очень рано. Уже элеаты своим учением о бытии и бывании много содействовали выяснению взаимного отношения понятий времени и вечности.

Позднее Платон в своем Тимее формулирует учение об этом взаимоотношении таким образом. Отец вознамерился создать вселенную по образцу существа вечного (идей). «Но природа-то этого существа действительно вечная; а это свойство сообщить вполне существу рожденному было невозможно; тогда он придумал сотворить некоторый подвижной образ вечности, и вот, устрояя заодно небо, создает пребывающий в одной вечности вечный, восходящий в числе образ, – то, что назвали мы временем. Ведь, и дни и ночи, и месяцы и годы, которых до появления неба не было, – тогда вместе с установлением неба подготовил он и их рождение. Все это – части времени, а что мы называем было и будет; но по истине идет к ней только есть; а было ибудет прилично прилагаются собственно к рождению идущему во времени, так как это – движения; всегда неподвижно тожественному не свойственно являться во времени ни старее, ни моложе, ни быть происшедшим некогда, ни произойти теперь, ни получить происхождение в будущем, – не свойственно вообще то, что рождение придало предметам, движущимся в области чувства; это все виды (лишь) подражающего вечности и вращающегося по законам числа времени» (Тимей. Д. 37-38, перевод Карпова).

У Аристотеля раскрыто учение о вечном бытии, заключающем в себе время (о небе), и о вечном неподвижном Перводвижителе (12 кн. метафизики). Неоплатоники развивали о вечности мысли Платона: Плотин в Эннеаде (3, кн 7, гл. 1, 2, 4), Прокл в II комментарии на Тимея.

Из христианских мыслителей блаженный Августин первый дал замечательное рассуждение о времени, которое много способствует пониманию вечности. Августин отмечает, что мы измеряем временем то, что уже не существует, что прошло. Измеряя в произнесенном слове долгие и короткие слоги, мы измеряем нечто исчезнувшее, улетевшее в пространство. «Стало быть, говорит Августин я измеряю не слоги, так как их уже нет, а нечто остающееся глубоко напечатленным в моей памяти. Я измеряю время в духе своем… Я в себе самом измеряю впечатление, оставляемое преходящей действительностью, впечатление, переживающее эту преходящую действительность… Его я измеряю, когда измеряю время; следовательно, время есть нечто иное, как такое впечатление, или оно неизмеримо для меня» (Исповедь 6:11).

Это рассуждение Августина подсказывает мысль о том, как время может переходить в вечность. Личный взгляд автора настоящего рассуждения тот, что отношения по времени символизируют собой отношения причинности, предыдущее есть причина, последующее — действие (подробное выяснение и обоснование этого взгляда см. С. Глаголева «Сверхестественое Откровение и естественное Богопознание вне истинной церкви». Часть II, гл. I, особенно 272-274 стр.).

Во времени живет то, что имеет вне себя причину своего происхождения. Будучи не самобытным по своему происхождению, существо в своем развитии может зависеть от многих причин (Божественная помощь, влияние других лиц, окружающие условия) и от себя самого (своей свободной воли). Результат действия этих разнообразных причин не может уничтожиться, ибо с точки зрения современной науки ничто не уничтожается; немыслимо также, чтобы полученное в результате духовное содержание могло на что-нибудь распасться или войти в состав чего-либо более сложного (см. бессмертие). Всякий процесс развития должен предполагать для себя окончание, достижение предельного состояния. Разумное существо или достигнет возможно полного развития своих способностей в идеальном направлении или, наоборот, дойдет до разрушения в своем духе всех идеальных зачатков. При достижении этого предельного состояния прекращается становление, бывание, и утверждается бытие. Имеющая после этого начаться неизменяемость но есть мертвенность. Это будет постоянное наслаждение существа вследствие неизменно блаженного общения с Богом и со всем, что будет святого, и вследствие полноты собственная) духовного содержания. Это – для существ достигших идеального развития, противоположный полюс должен быть, очевидно, мучительным разобщением со всем добрым.

Мы обыкновенно отождествляем неизменяемость с безжизненностью, потому что жизнь доступная нашему наблюдению при настоящих условиях представляет собою непрерывную цепь изменений, но анализ раскрывает нам, что эта теперь единственно доступная нашему пониманию жизнь не есть жизнь истинная, это – только стремление к истинной жизни; перемены, которых ищет человек, это ступени, по которым он хочет подняться к тому, что неизменно. В этом мире не может быть достигнут этот предел, потому что этот мир в своем настоящем виде есть только совокупность условий для развития разумных существ, а не блаженный удел для достигших идеального развития. Для них мир должен преобразоваться, и они сами вступят в него преобразованными. О первом учит апостол Петр: «мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, в которых обитает правда» (2 Пет.3:13). О втором учит апостол Павел: «сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное… Не все мы умрем, но все изменимся… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1 Кор.15:44, 51, 53-54). Размышление приводит нас к выводу, что этот идеальный строй, когда не будет мучительного времени и настанет блаженная вечность, должен утвердиться, но при настоящих условиях для наших духовных очей он является непредставимым. «Еще не открылось, что будем» (1 Ин.3:2).

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стр. 1170. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.

См. АПОКАЛИПСИС, ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ, ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ, СТРАШНЫЙ СУД, КОНЕЦ СВЕТА

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru