Библиотеке требуются волонтёры

Время совершения литургии: ночная литургия

игумен Мел­хи­се­дек (Крах­ма­лев)

Литур­гия явля­ется служ­бой, кото­рая не имеет смыс­ло­вой связи с опре­де­лен­ным вре­ме­нем суток и с опре­де­лен­ным вре­ме­нем вообще, поскольку она являет таин­ство буду­щего века. Но, будучи уста­нов­лен­ной Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом в вечер­нее время, в тра­ди­ции ран­него хри­сти­ан­ства Евха­ри­сти­че­ская служба совер­ша­лась вече­ром. В книге Деяний апо­столь­ских при­во­дится случай совер­ше­ния «пре­лом­ле­ния хлеба» (термин, кото­рым в древ­но­сти назы­ва­лась Литур­гия) ночью. «В первый же день недели, когда уче­ники собра­лись для пре­лом­ле­ния хлеба, Павел, наме­ре­ва­ясь отпра­виться в сле­ду­ю­щий день, бесе­до­вал с ними и про­дол­жил слово до полу­ночи. …и пре­ло­мив хлеб и вкусив, бесе­до­вал довольно, даже до рас­света, и потом вышел.» (Деян.20:7,11) Посте­пенно, начи­ная уже со II века, обыч­ным вре­ме­нем совер­ше­ния Литур­гии ста­но­вится утро. Это уста­нов­ле­ние свя­зано с посте­пен­ным раз­ви­тием тра­ди­ции вся­че­ски гото­виться ко при­ча­ще­нию Святых Тела и Крови Хри­сто­вых, и в том числе – гото­виться постом.

Время слу­же­ния Литур­гии регу­ли­рует 8‑я глава Типи­кона (мона­стыр­ского устава Бого­слу­же­ния и обще­жи­тия, 1682 г.). Согласно этой главе, в вос­крес­ные дни и в вели­кие Гос­под­ние празд­ники над­ле­жит начи­нать Литур­гию в начале 3‑го часа дня (около 8–00 по нынеш­нему счис­ле­нию вре­мени), чтобы тра­пеза при­шлась на начало 4‑го часа дня (около 9–00 по нынеш­нему). В суб­боты же и будни Типи­кон ука­зы­вает совер­шать литур­гию позже, чтобы и тра­пеза при­хо­ди­лась на более позд­нее время. Типи­кон свя­зы­вает (хотя и не всегда) начало Литур­гии с соот­вет­ству­ю­щим ему вре­ме­нем тра­пезы. Изме­не­нием вре­мени начала Литур­гии регу­ли­ру­ется время окон­ча­ния поще­ния (т. е. пол­ного воз­дер­жа­ния от пищи) того или иного дня. Причем, для празд­нич­ных и вос­крес­ных дней дли­тель­ность поще­ния бывает меньше, чем для будней. Так на Пасху Типи­кон дает ука­за­ние совер­шать литур­гию «порану», на Бого­яв­ле­ние – «порану, труда ради бден­наго».

«Изве­стие учи­тель­ное» при мос­ков­ском Слу­жеб­нике (кон. XVII в.) пред­пи­сы­вает начи­нать литур­гию не ранее рас­света и не позд­нее полу­дня, за исклю­че­нием пост­ных дней, в кото­рые поло­жено поститься до девя­того часа (около 15–00 по-нынеш­нему), и в кото­рые Литур­гия должна начаться позд­нее – после полу­дня, с тем рас­че­том, чтобы закон­читься к пред­пи­сан­ному вре­мени окон­ча­ния поще­ния. Однако, на прак­тике оба эти ука­за­ния «Изве­стия учи­тель­ного» уже не дей­ствуют в боль­шин­стве храмов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви:

  • В боль­шин­стве храмов и мона­сты­рей по пост­ным дням Литур­гия слу­жится ранее пред­пи­сан­ного вре­мени и закан­чи­ва­ется чаще всего ранее полу­дня.
  • Еже­годно на Пасху в боль­шин­стве храмов и мона­сты­рей Литур­гию служат ночью – тотчас же по окон­ча­нии пас­халь­ной свет­лой заут­рени, кото­рую при­нято начи­нать в пол­ночь, и пас­халь­ных часов.
  • Литур­гию на Рож­де­ство Хри­стово также при­нято совер­шать ночью, сразу же после окон­ча­ния бдения, кото­рое редко где дости­гает вре­мени рас­света.
  • Во многих храмах при­нято совер­шать по празд­ни­кам две литур­гии, так что в зимнее время ранняя литур­гия начи­на­ется еще в темное время суток.

Обычай совер­шать в неко­то­рые дни Литур­гию ночью вошел в повсе­мест­ное упо­треб­ле­ние в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Такая же прак­тика суще­ствует и в других Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах. В афон­ских же мона­сты­рях Литур­гия, как пра­вило, всегда совер­ша­ется в ночное время.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки