Литургия в вопросах и ответах

Оглав­ле­ние


Вве­де­ние в изъ­яс­не­ние литур­гии. Пред­ва­ри­тель­ные поня­тия

Вопрос. Что назы­ва­ется литур­гией?
Ответ. Литур­гией назы­ва­ется то обще­ствен­ное Бого­слу­же­ние, в кото­ром совер­ша­ется Таин­ство При­ча­ще­ния.

Вопрос. Почему литур­гия назы­ва­ется обед­ней?
Ответ. Назва­ние обедня про­изо­шло от обык­но­ве­ния древ­них хри­стиан по окон­ча­нии литур­гии из остат­ков при­не­сен­ных даров хлеба и вина учре­ждать бра­то­люб­ную тра­пезу, или обще­ствен­ный обед, в части храма, кото­рая потому ныне и назы­ва­ется тра­пез­ною.

Вопрос. Что должно знать о месте, где совер­ша­ется литур­гия?
Ответ. Литур­гия должна совер­шаться непре­менно в храме, кото­рого пре­стол (или, по край­ней мере, вместо пре­стола анти­минс), на кото­ром совер­ша­ется Таин­ство, должен быть освя­щен архи­ереем.

Вопрос. Что такое анти­минс?
Ответ. Анти­мин­сом назы­ва­ется плат с изоб­ра­же­нием поло­же­ния Гос­пода Иисуса Христа во гроб. В каждый анти­минс вла­га­ется частица святых мощей, потому что литур­гия в древ­но­сти совер­ша­лась на гробах муче­ни­ков.

Вопрос. Почему храм назы­ва­ется цер­ко­вью?
Ответ. Потому что в нем для молитвы и Таин­ства соби­ра­ются веру­ю­щие, кото­рые состав­ляют Цер­ковь.

Вопрос. Кем уста­нов­лено Таин­ство При­ча­ще­ния?
Ответ. Таин­ство При­ча­ще­ния уста­нов­лено Самим Иису­сом Хри­стом.

Вопрос. Как и для чего уста­но­вил Иисус Хри­стос Таин­ство При­ча­ще­ния?
Ответ. Сие святое Таин­ство уста­но­вил Иисус Хри­стос на Тайной Вечери с апо­сто­лами, пред Своими стра­да­ни­ями. Он принял в Свои Пре­чи­стые руки хлеб, бла­го­сло­вил его, пре­ло­мил и раз­де­лил уче­ни­кам Своим, говоря:при­и­мите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом взял чашу с вином, бла­го­сло­вил ее и, пода­вая уче­ни­кам, сказал: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изли­ва­ема во остав­ле­ние грехов (Мф.26:26–28). Тогда же Спа­си­тель апо­сто­лам, а в лице их и всем веру­ю­щим, дал запо­ведь совер­шать сие Таин­ство до скон­ча­ния мира, в вос­по­ми­на­ние Его стра­да­ний, смерти и вос­кре­се­ния, для тес­ней­шего соеди­не­ния с Ним веру­ю­щих. Он сказал: сие тво­рите в Мое вос­по­ми­на­ние (Лк. 22:19).

Вопрос. Кем литур­гия при­ве­дена в тот состав, в каком ныне совер­ша­ется в Пра­во­слав­ной Церкви?
Ответ. Литур­гия в насто­я­щий ее состав при­ве­дена свя­ти­те­лем Васи­лием Вели­ким, а потом, для удоб­ства повсе­днев­ного совер­ше­ния, неко­то­рые молит­во­сло­вия в ней сокра­щен­нее были изло­жены свя­ти­те­лем Иоан­ном Зла­то­устом.

Вопрос. В какие дни совер­ша­ется литур­гия свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого?
Ответ. Литур­гия свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого совер­ша­ется десять раз в году: в память сего свя­ти­теля — 114 января; в пять вос­крес­ных дней Вели­кого поста; в Вели­кий чет­вер­ток; в Вели­кую суб­боту; в наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния или в самые дни сих празд­ни­ков, когда наве­че­рия их бывают в день суб­бот­ний или вос­крес­ный.

Вопрос. Что изоб­ра­жа­ется в литур­гии?
Ответ. В литур­гии под наруж­ными обря­дами изоб­ра­жа­ется вся земная жизнь Гос­пода Иисуса Христа, как то: Его рож­де­ние, учение, дела, стра­да­ния, смерть, погре­бе­ние, вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние на небо.

Вопрос. Как раз­де­ля­ется литур­гия?
Ответ. Литур­гия раз­де­ля­ется на три глав­ные части: про­ско­ми­дию, литур­гию огла­шен­ных и литур­гию верных.

Часть первая. Про­ско­ми­дия

Вопрос. Что значит слово про­ско­ми­дия?
Ответ. Слово про­ско­ми­дия значит при­не­се­ние.

Вопрос. Почему так назы­ва­ется первая часть литур­гии?
Ответ. Она так назы­ва­ется от обык­но­ве­ния древ­них хри­стиан при­но­сить в цер­ковь хлеб и вино для совер­ше­ния Таин­ства. По той же при­чине и хлеб стал назы­ваться просфо­рою, что значит при­но­ше­ние.

Вопрос. Что есть про­ско­ми­дия как часть литур­гии?
Ответ. Про­ско­ми­дия есть пред­ва­ри­тель­ное при­го­тов­ле­ние хлеба и вина к свя­щен­но­дей­ствию Таин­ства.

Вопрос. Где и как совер­ша­ется про­ско­ми­дия?
Ответ. Про­ско­ми­дия совер­ша­ется на жерт­вен­нике. Обла­чив­шись в свя­щен­ные одежды и про­чи­тав пред­ва­ри­тель­ные молитвы, свя­щен­ник выни­мает из просфоры часть, потреб­ную для совер­ше­ния Таин­ства, назы­ва­е­мую Агнцем, пола­гает ее в центр дис­коса, режет кре­сто­об­разно и про­бо­дает копием; потом вли­вает в потир потреб­ную часть вина, соеди­нен­ного с водою. При­го­тов­ляя таким обра­зом веще­ство для Таин­ства, свя­щен­ник вос­по­ми­нает неко­то­рые про­ро­че­ства и про­об­ра­зо­ва­ния, а частию и самые про­ис­ше­ствия, отно­ся­щи­еся к рож­де­ству и крест­ной смерти Спа­си­теля.

Вопрос. Какое дей­ствие совер­шает свя­щен­ник по при­го­тов­ле­нии веще­ства для Таин­ства При­ча­ще­ния?
Ответ. По при­го­тов­ле­нии веще­ства для Таин­ства При­ча­ще­ния, свя­щен­ник выни­мает частицы также из других четы­рех просфор: из второй просфоры выни­ма­ется частица в честь и память Бого­ро­дицы и пола­га­ется по правую сто­рону Агнца; из тре­тьей — девять частиц в честь и память:

  1. Иоанна Пред­течи,
  2. про­ро­ков,
  3. апо­сто­лов,
  4. свя­ти­те­лей,
  5. муче­ни­ков,
  6. пре­по­доб­ных,
  7. без­среб­ре­ни­ков,
  8. пра­вед­ных роди­те­лей Святой Девы Марии — Иоакима и Анны и всех святых,
  9. свя­того Иоанна Зла­то­уста или свя­того Васи­лия Вели­кого (смотря по тому, чья литур­гия совер­ша­ется).

Сии девять частиц пола­га­ются по левую сто­рону Агнца, в три ряда, по подо­бию девяти чинов иерар­хии небес­ной. Из чет­вер­той просфоры выни­ма­ются частицы: о духов­ных вла­стях и вообще о живых пра­во­слав­ных хри­сти­а­нах. Из пятой просфоры выни­ма­ется частица о памяти свя­тей­ших пат­ри­ар­хов, бла­го­че­сти­вых царей и цариц и отде­ля­ется несколько частиц за усоп­ших с надеж­дою вос­кре­се­ния и жизни вечной.
Все выну­тые из двух послед­них просфор частицы рас­по­ла­га­ются в двух рядах, на дис­косе внизу Агнца. Таким обра­зом, Агнец (изоб­ра­жа­ю­щий Иисуса Христа), воз­лежа на дис­косе среди всех изъ­ятых частиц как Царь славы и таин­ствен­ный Глава Церкви, на небе тор­же­ству­ю­щей и на земле воин­ству­ю­щей под зна­ме­нием Его креста, явля­ется окру­жен воин­ством небес­ным и земным.
При сих дей­ствиях про­ско­ми­дии свя­щен­ник про­слав­ляет святых, молится за живых и умер­ших.
После того, обла­го­ухав фимиа­мом звез­дицу, он постав­ляет ее над Агнцем; потом, обла­го­ухав три покрова, один из них воз­ла­гает на дискос, другой – на потир, а третий, боль­шой, назы­ва­е­мый воз­ду­хом, про­сти­рает поверх обоих; нако­нец, трое­кратно пока­див пред­ло­жен­ные Дары, то есть хлеб и вино, молит Гос­пода бла­го­сло­вить сии Дары и при­нять в пре­не­бес­ный Свой жерт­вен­ник.

Вопрос. Какой хлеб и какое вино упо­треб­ля­ется для Таин­ства При­ча­ще­ния?
Ответ. По при­меру Иисуса Христа и апо­сто­лов, упо­треб­ля­ется для Таин­ства При­ча­ще­ния хлеб чистый, пше­нич­ный, квас­ной; а вино — крас­ное, как вме­сто­об­раз­ное Крови Иисуса Христа.

Вопрос. Почему хлеб, при­го­тов­лен­ный для Таин­ства, назы­ва­ется Агнцем?
Ответ. Потому что он пред­став­ляет собой образ страж­ду­щего Христа, подобно как в Ветхом Завете пред­став­лял Его Агнец Пас­халь­ный, кото­рого изра­иль­тяне по пове­ле­нию Божию зака­лали и ели в память избав­ле­ния своего от поги­бели в Египте.

Вопрос. Что изоб­ра­жа­ется в про­ско­ми­дии изъ­я­тием из первой просфоры части, назы­ва­е­мой Агнцем, раз­ре­зы­ва­нием и про­бо­де­нием его копием и вли­ва­нием в потир вина, соеди­нен­ного с водою?
Ответ. Этими дей­стви­ями изоб­ра­жа­ется не только рож­де­ние, но и стра­да­ние Иисуса Христа, ибо Сын Божий для того и вопло­тился, дабы постра­дать и уме­реть за спа­се­ние мира.

Вопрос. Для чего вино для Таин­ства рас­тво­ря­ется водою?
Ответ. В озна­ме­но­ва­ние того, что когда во время рас­пя­тия Иисуса Христа на кресте один из воинов прон­зил Ему копьем бок, то из язвы сей изли­лась кровь и вода.

Вопрос. Что зна­ме­нует жерт­вен­ник, на кото­ром совер­ша­ется про­ско­ми­дия, и дискос, на кото­рый воз­ла­га­ется Агнец?
Ответ. Жерт­вен­ник зна­ме­нует Виф­ле­ем­ский вертеп, где родился Иисус Хри­стос, и гору Гол­гофу, на кото­рой Он был распят, а дискос — ясли и гроб Его.

Вопрос. Что изоб­ра­жает звез­дица, постав­ля­е­мая поверх Агнца?
Ответ. Звез­дица изоб­ра­жает ту чудес­ную звезду, кото­рая неко­гда при­вела волх­вов в Виф­леем на покло­не­ние родив­ше­муся Спа­си­телю.

Вопрос. Что изоб­ра­жают покровы, кото­рые воз­ла­га­ются на Святые Дары?
Ответ. Два малых покрова зна­ме­нуют пелены, кото­рыми повит был Боже­ствен­ный Мла­де­нец, а боль­шой — пла­ща­ницу, кото­рою обвито было тело умер­шего Спа­си­теля.

Вопрос. Что озна­чает трое­крат­ное каж­де­ние пред­ло­жен­ных Даров?
Ответ. Это каж­де­ние служит вос­по­ми­на­нием тех даров: злата, ливана и смирны, кото­рые волх­вами при­не­сены были родив­ше­муся Спа­си­телю, и тех аромат и мира, кото­рыми пома­зано было пре­чи­стое тело Его при погре­бе­нии.

Вопрос. Чем окан­чи­ва­ется про­ско­ми­дия?
Ответ. Про­ско­ми­дия окан­чи­ва­ется отпу­стом, про­из­но­си­мым от свя­щен­ника, и каж­де­нием алтаря и всего храма.

Вопрос. Для чего совер­ша­ется это каж­де­ние?
Ответ. Для обо­зна­че­ния таин­ственно раз­ли­ва­ю­щейся бла­го­дати Свя­того Духа. Каж­де­ние пре­стола, жерт­вен­ника и икон совер­ша­ется для выра­же­ния почте­ния и бла­го­го­ве­ния к ним; а каж­де­ние пред­сто­я­щих — для освя­ще­ния их и в озна­ме­но­ва­ние молитв их.
При­ме­ча­ние. Так как про­ско­ми­дия совер­ша­ется тихо в алтаре, то в это время чита­ются так назы­ва­е­мые часы — 3‑й, 6‑й, а иногда и 9‑й, чтобы пред­сто­я­щие в храме не оста­ва­лись без бла­го­го­вей­ного раз­мыш­ле­ния и молит­вен­ного руко­вод­ства.
Часами назы­ва­ется собра­ние неко­то­рых псал­мов Бого­дух­но­вен­ного царя Давида и нази­да­тель­ных молитв, напи­сан­ных свя­тыми отцами.
3‑й, 6‑й и 9‑й часы после­до­ва­тельно вос­по­ми­нают осуж­де­ние Гос­пода на смерть, рас­пя­тие Его и самую смерть, а сверх того, час 3‑й при­во­дит нам на память соше­ствие Свя­того Духа.

Часть вторая. О литур­гии

Вопрос. Почему вторая часть литур­гии назы­ва­ется литур­гией огла­шен­ных?
Ответ. Она назы­ва­ется так потому, что к слу­ша­нию ее допус­ка­ются и огла­шен­ные, то есть гото­вя­щи­еся к кре­ще­нию, а также и каю­щи­еся, не допус­ка­е­мые до при­ча­ще­ния.

Вопрос. Чем начи­на­ется эта часть литур­гии?
Ответ. Став перед пре­сто­лом, свя­щен­ник начи­нает эту часть литур­гии бла­го­сло­ве­нием, или про­слав­ле­нием, цар­ства Пре­свя­той Троицы. Он воз­гла­шает: бла­го­сло­вено Цар­ство Отца и Сына и Свя­таго Духа… а лик, в под­твер­жде­ние этих слов, взы­вает: аминь, то есть истинно, или да будет так.

Вопрос. Что напо­ми­на­ется нам воз­гла­сом бла­го­сло­вено Цар­ство Отца и Сына и Свя­таго Духа?
Ответ. То, что в таин­стве вопло­ще­ния Сына Божия мы ясно познали таин­ство Пре­свя­той Троицы.

Вопрос. Какие глав­ные дей­ствия состав­ляют литур­гию огла­шен­ных?
Ответ. Кроме молитв, втайне чита­е­мых свя­щен­ни­ком в алтаре, литур­гию огла­шен­ных состав­ляют:

  1. одна вели­кая и две малые екте­нии,
  2. анти­фоны,
  3. песнь: Еди­но­род­ный Сыне и Слове Божий…
  4. бла­женны,
  5. малый вход с Еван­ге­лием,
  6. песнь: Святый Боже, Святый Креп­кий, Святый Без­смерт­ный…
  7. чтение апо­столь­ских Посла­ний или Деяний и Еван­ге­лия,
  8. сугу­бая екте­ния,
  9. молитва об огла­шен­ных.

Вопрос. Что такое екте­ния?
Ответ. Вели­кая екте­ния, начи­на­ю­ща­яся сло­вами: миром Гос­поду помо­лимся, — есть про­дол­жи­тель­ная связь молитв о благах духов­ных и телес­ных, вре­мен­ных и вечных. Моле­ния при­но­сятся за всех чело­ве­ков, и в осо­бен­но­сти за пас­ты­рей Церкви. В малых екте­ниях молитвы о благах духов­ных и телес­ных изло­жены сокра­щенно. И вели­кая, и малая екте­нии окан­чи­ва­ются побуж­де­нием веру­ю­щих пре­дать себя и всю жизнь свою Христу Богу, с вос­по­ми­на­нием Бого­ро­дицы и всех святых как хода­таев наших пред Гос­по­дом. Свя­щен­ник, следуя тайною молит­вою за сло­вами диа­кона, воз­гла­шает всегда в конце екте­нии хвалу Три­еди­ному Богу.

Вопрос. К чему рас­по­ла­гает нас начало екте­нии миром Гос­поду помо­лимся?
Ответ. Оно рас­по­ла­гает нас к истин­ной молитве; ибо слово мир здесь озна­чает — мир с Богом, веру правую, совесть чистую и согла­сие со всеми людьми, без чего не должно при­сту­пать к молитве.

Вопрос. Что такое анти­фоны?
Ответ. Псалмы, или стихи, кото­рые частью взяты из Вет­хого Завета, а частью напо­ми­нают ново­за­вет­ные собы­тия и пока­зы­вают, что Тот, о Ком пред­ска­зы­вали про­роки, то есть Спа­си­тель, уже явился в мир.
Анти­фоны раз­де­ля­ются на три части во славу Пре­свя­той Троицы и поются обоими ликами на двух кли­ро­сах попе­ре­менно, в под­ра­жа­ние Анге­лам, воз­гла­ша­ю­щим друг другу славу Божию. Пение анти­фо­нов уста­нов­лено святым Игна­тием Бого­носцем, кото­рого бла­го­сло­вил Иисус Хри­стос в числе при­ве­ден­ных к Нему детей.

Вопрос. Для чего поется и что напо­ми­нает нам песнь: Еди­но­род­ный Сыне и Слове Божий?
Ответ. Песнь поется в честь и славу Сына Божия, вопло­тив­ше­гося ради нас чело­ве­ков и ради нашего спа­се­ния, и напо­ми­нает нам: 1) ска­зан­ные о Иисусе Христе слова Иоанна Кре­сти­теля: се Агнец Божий, взем­ляй грехи мира, и 2) кре­ще­ние Спа­си­теля во Иор­дане, когда небес­ный глас Бога-Отца тор­же­ственно засви­де­тель­ство­вал: Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ньй, о Немже бла­го­во­лих.

Вопрос. Что такое бла­женны?
Ответ. Так назы­ва­ются стихи из Еван­ге­лия, изоб­ра­жа­ю­щие те вели­кие доб­ро­де­тели, кото­рым научает нас Спа­си­тель, и за кото­рые обе­щает нам вечное бла­жен­ство в цар­ствии небес­ном. Бла­женны начи­на­ются сло­вами бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника: во Цар­ствии Твоем помяни нас, Гос­поди…

Вопрос. Как совер­ша­ется малый вход с Еван­ге­лием?
Ответ. Врата цар­ские отвер­за­ются, и свя­щен­ник, пред­ше­ству­е­мый диа­ко­ном с Еван­ге­лием, выхо­дят из алтаря чрез север­ную дверь на сре­дину церкви с пред­но­си­мым зажжен­ным све­тиль­ни­ком и опять входят в алтарь чрез врата цар­ские.

Вопрос. Что изоб­ра­жает вход с Еван­ге­лием?
Ответ. Он изоб­ра­жает Иисуса Христа, явив­ше­гося в мир после Своего кре­ще­ния и пустын­ного уеди­не­ния и начи­на­ю­щего про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие (Мк.1:38).

Вопрос. Что озна­чают слова: пре­муд­рость, прости, — про­из­но­си­мые диа­ко­ном среди цар­ских врат, при воз­вы­ше­нии Еван­ге­лия?
Ответ. Словом пре­муд­рость диакон вра­зум­ляет нас, что Еван­гель­ская про­по­ведь есть истин­ная пре­муд­рость, умуд­ря­ю­щая и спа­са­ю­щая чело­ве­ков; а словом прости, по тол­ко­ва­нию свя­того Гер­мана, вну­шает нам воз­не­сти мысль и сердце от зем­ного к небес­ному и ура­зу­ме­вать дару­е­мые нам блага. По этой при­чине лик, как бы ука­зы­вая пред­сто­я­щим в храме на явив­ше­гося в мир Спа­си­теля, при­гла­шает их при­бли­зиться к Нему, покло­ниться и поверг­нуться пред Ним с радо­стью и бла­го­го­ве­нием: при­и­дите, покло­нимся и при­па­дем ко Христу… алли­луиа.

Вопрос. Что значит слово: алли­луиа?
Ответ. Слово алли­луиа озна­чает: хва­лите Бога. Пение этой песни уста­нов­лено в под­ра­жа­ние Анге­лам, воз­гла­ша­ю­щим Богу: алли­луиа.

Вопрос. Что изоб­ра­жает зажжен­ный све­тиль­ник, носи­мый перед Еван­ге­лием?
Ответ. Он изоб­ра­жает:

  1. про­ро­ков, пред­ска­зав­ших при­ше­ствие Хри­стово;
  2. Иоанна Пред­течу, кото­рый воз­ве­стил народу иудей­скому, что Хри­стос есть ожи­да­е­мый Мессия, и кото­рого Сам Спа­си­тель назвал све­тиль­ни­ком горя­щим и све­тя­щим,
  3. духов­ный свет Еван­гель­ского учения, про­све­ща­ю­щий чело­ве­ков (Ин.5:35; 12:35–36).

Вопрос. Что зна­ме­нует шествие свя­щен­но­слу­жи­те­лей с Еван­ге­лием чрез врата цар­ские в алтарь к пре­столу?
Ответ. Зна­ме­нует то, что спа­си­тель­ная про­по­ведь Иисуса Христа воз­во­дит нас на небо, изоб­ра­жа­е­мое алта­рем, и испо­вед­ни­ков Еван­ге­лия, то есть истинно веру­ю­щих, делает наслед­ни­ками Цар­ствия Небес­ного.

Вопрос. Что делает свя­щен­ник по входе в алтарь?
Ответ. По входе в алтарь, свя­щен­ник про­слав­ляет свя­тость Три­еди­ного Бога, в учении Еван­гель­ском ясно про­по­ве­дан­ного, воз­гла­шая: яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу воз­сы­лаем, Отцу и Сыну и Свя­тому Духу… После чего лик, от лица верных, начи­нает воз­да­вать покло­не­ние Пре­свя­той Троице три­свя­тою песнью: Святый Боже, Святый Креп­кий, Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас!

Вопрос. Что должно заме­тить о сей песни?
Ответ. Сия песнь при­нята Цер­ко­вью из откро­ве­ния небес­ного. Во время молит­во­сло­вия по случаю про­дол­жи­тель­ного зем­ле­тря­се­ния в Кон­стан­ти­но­поле один отрок, неви­ди­мою силою вос­хи­щен­ный на небо, слышал там глас Анге­лов, поющих песнь: Святый Боже, Святый Креп­кий, Святый Без­смерт­ный — и пере­дал ее народу. Когда весь народ воз­гла­сил сию песнь, то бед­ствие тотчас пре­кра­ти­лось.

Вопрос. Что зна­ме­нует чтение Посла­ний и Деяний апо­столь­ских?
Ответ. Про­по­ведь самих апо­сто­лов, воз­ве­стив­ших миру о при­ше­ствии Иисуса Христа на землю для спа­се­ния чело­ве­ков. Поэтому во время чтения апо­столь­ских Писа­ний мы должны иметь такое вни­ма­ние и бла­го­го­ве­ние, как будто видим и слышим самих апо­сто­лов.

Вопрос. Что такое про­ки­мен и для чего он поется перед чте­нием апо­столь­ских Писа­ний?
Ответ. Про­ки­мен есть крат­кий стих, избран­ный из Свя­щен­ного Писа­ния, пре­иму­ще­ственно из псал­мов царя и про­рока Давида, заклю­ча­ю­щих в себе про­ро­че­ство о Иисусе Христе. Про­ки­мен поется для при­го­тов­ле­ния пред­сто­я­щих к чтению и слу­ша­нию Апо­стола и Еван­ге­лия в объ­яс­не­ние содер­жа­ния днев­ного Бого­слу­же­ния.

Вопрос. Почему апо­столь­ские Писа­ния чита­ются прежде Еван­ге­лия?
Ответ. Потому что Сам Спа­си­тель посы­лал пред Собою уче­ни­ков Своих с пред­ва­ри­тель­ною про­по­ве­дью Еван­ге­лия.

Вопрос. Что зна­ме­нует чтение Еван­ге­лия?
Ответ. Про­по­ведь Самого Иисуса Христа. Поэтому при чтении Еван­ге­лия мы должны иметь такое вни­ма­ние и бла­го­го­ве­ние, как будто видим Самого Спа­си­теля и слышим из Боже­ствен­ных уст Его слово жизни и спа­се­ния.

Вопрос. Для чего перед чте­нием Еван­ге­лия про­из­но­сятся слова: вонмем… пре­муд­рость, прости?
Ответ. Эти слова про­из­но­сятся всегда для воз­буж­де­ния в нас бла­го­го­вей­ного вни­ма­ния к совер­ша­е­мому Бого­слу­же­нию и для побуж­де­ния нас к при­лич­ному сто­я­нию в храме Божием.

Вопрос. Для чего свя­щен­ник перед чте­нием Еван­ге­лия бла­го­слов­ляет народ, вос­кли­цая: мир всем?
Ответ. Этими сло­вами свя­щен­ник при­зы­вает на хри­стиан мир и бла­го­сло­ве­ние Божие, подобно Спа­си­телю, Кото­рый дал и оста­вил апо­сто­лам мир (Ин.14:27. 20, 19, 26).

Вопрос. Что зна­ме­нует каж­де­ние перед чте­нием Еван­ге­лия?
Ответ. Оно зна­ме­нует то, что чрез учение Еван­гель­ское весь мир испол­нился бла­го­дати Божией.

Вопрос. Для чего перед чте­нием и после чтения Еван­ге­лия лик вос­кли­цает:слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе?
Ответ. Для того, чтобы изъ­явить радость, хвалу и бла­го­дар­ность Гос­поду, спо­до­бив­шему нас слы­шать спа­си­тель­ные истины Еван­ге­лия.

Вопрос. Какими сло­вами начи­на­ется сугу­бая екте­ния?
Ответ. Она начи­на­ется сло­вами, побуж­да­ю­щими нас к при­леж­ному моле­нию:рцем вси от всея души, и от всего помыш­ле­ния нашего рцем.

Вопрос. Почему эта екте­ния назы­ва­ется сугу­бою?
Ответ. Потому что в ней, после каж­дого моле­ния, усу­губ­ля­ется или, точнее ска­зать, утро­я­ется воз­зва­ние: Гос­поди, поми­луй.

Вопрос. Почему после сугу­бой екте­нии веру­ю­щие при­гла­ша­ются к молитве об огла­шен­ных?
Ответ. Потому что, по любви хри­сти­ан­ской, мы должны желать и про­сить у Гос­пода сча­стья и спа­се­ния нашим ближ­ним, как самим себе.

Вопрос. Что испра­ши­ва­ется в молитве об огла­шен­ных?
Ответ. Дабы Гос­подь, про­све­тив огла­шен­ных истин­ною верою, при­со­еди­нил их к Пра­во­слав­ной Церкви и даро­вал им духов­ные блага, дабы они вместе с нами сла­во­сло­вили пре­чест­ное и вели­ко­ле­пое имя Отца и Сына и Свя­таго Духа.

Вопрос. Чем окан­чи­ва­ется литур­гия огла­шен­ных?
Ответ. Пове­ле­нием огла­шен­ным выйти из церкви: елицы огла­шен­нии, изы­дите…

Вопрос. Что напо­ми­на­ется нам этим воз­гла­сом?
Ответ. То, что в древ­но­сти в это время огла­шен­ные и пуб­лично каю­щи­еся изво­ди­лись из храма.

Вопрос. О чем должно помыш­лять нам ныне, когда мы не видим исхож­де­ния из храма ни огла­шен­ных, ни каю­щихся?
Ответ. Мы должны раз­мыш­лять о своем недо­сто­ин­стве, каяться и уми­ляться душою и втайне про­сить Гос­пода об отпу­ще­нии и очи­ще­нии грехов своих.

Часть третья. О литур­гии верных

Вопрос. В чем состоит литур­гия верных?
Ответ. Литур­гия верных состоит в при­но­ше­нии Все­выш­нему от одних верных жертвы хвалы и бла­го­да­ре­ния, в освя­ще­нии Даров и при­ча­ще­нии оных.

Вопрос. Как начи­на­ется литур­гия верных?
Ответ. После воз­гла­ше­ния: елицы огла­шен­нии, изы­дите, — диакон двумя крат­кими екте­ни­ями при­гла­шает веру­ю­щих к моле­нию о самих себе, и словом пре­муд­рость, дважды повто­ря­е­мым, побуж­дает их к осо­бен­ному вни­ма­нию к после­ду­ю­щему свя­щен­но­дей­ствию. Между тем свя­щен­ник над откры­тым анти­мин­сом, изоб­ра­жа­ю­щим жерт­вен­ник Гос­по­день, втайне воз­но­сит ко Гос­поду молитвы о себе и о всех людях, а вторую екте­нию диа­кона заклю­чает воз­гла­сом: яко да под дер­жа­вою Твоею всегда хра­ними…

Вопрос. Что сле­дует после воз­гласа, кото­рым свя­щен­ник заклю­чает вторую екте­нию?
Ответ. Тогда врата цар­ские отвер­за­ются и начи­на­ется пение Херу­вим­ской песни: иже Херу­вимы тайно обра­зу­юще и Живо­тво­ря­щей Троице Три­свя­тую песнь при­пе­ва­юще, всякое ныне житей­ское отло­жим попе­че­ние… Яко да Царя всех поды­мем, ангель­скими неви­димо дори­но­сима чинми. Алли­луиа, алли­луиа, алли­луиа.

Вопрос. Почему сия песнь назы­ва­ется Херу­вим­скою?
Ответ. Потому что при­гла­шает веру­ю­щих к таин­ствен­ному, вместе с Херу­ви­мами, сла­во­сло­вию Три­еди­ного Бога.

Вопрос. Как можно яснее изло­жить Херу­вим­скую песнь?
Ответ. Изло­жить можно так. Мы, таин­ственно изоб­ра­жа­ю­щие Херу­ви­мов и вместе с ними Живо­тво­ря­щей Троице вос­пе­ва­ю­щие Три­свя­тую песнь: алли­луиа, — отло­жим теперь всякое попе­че­ние о делах житей­ских, да поды­мем Царя всех Иисуса Христа, неви­димо дори­но­си­мого воин­ством ангель­ским.

Вопрос. Что значит дори­но­си­мого?
Ответ. Гре­че­ское слово дори значит копье, сле­до­ва­тельно, дори­но­си­мого значит сопро­вож­да­е­мого с копьями, так в древ­но­сти тор­же­ственно сопро­вож­дали царей воору­жен­ные тело­хра­ни­тели..

Вопрос. К чему побуж­дает и чему научает нас Херу­вим­ская песнь?
Ответ. Сия уми­ли­тель­ная песнь побуж­дает нас с непо­роч­но­стью души, свой­ствен­ной Херу­ви­мам, сла­во­сло­вить Пре­свя­тую Троицу и научает нас, с несо­мнен­ною верою, усер­дием, стра­хом и бла­го­го­ве­нием встре­тить небес­ного Царя Христа, неви­димо гря­ду­щего в храм при­не­сти Себя на святой тра­пезе в жертву Богу-Отцу о всем мире и пред­ло­жить Тело Свое и Кровь Свою в пищу верным чрез Таин­ство При­ча­ще­ния.

Вопрос. Что делают свя­щен­ник и диакон во время пения первой поло­вины Херу­вим­ской песни, до слов яко да Царя всех поды­мем?
Ответ. Во время пения первой поло­вины Херу­вим­ской песни, свя­щен­ник воз­но­сит ко Гос­поду молитву, а диакон кадит, читая втайне псалом: поми­луй мя, Боже, по вели­цей мило­сти Твоей. После того свя­щен­ник и диакон читают трое­кратно Херу­вим­скую песнь, потом оба отхо­дят к жерт­вен­нику. Тогда совер­ша­ется Вели­кий вход, в кото­ром Святые Дары пере­но­сятся с жерт­вен­ника на пре­стол для их освя­ще­ния.

Вопрос. Как совер­ша­ется Вели­кий вход со Свя­тыми Дарами?
Ответ. Вели­кий вход со Свя­тыми дарами совер­ша­ется сле­ду­ю­щим обра­зом. На плечо диа­кона, дер­жа­щего кадиль­ницу с фимиа­мом, свя­щен­ник воз­ла­гает воздух, осе­няв­ший Дары, а на голову его — дискос с при­го­тов­лен­ным Агнцем; сам же при­ни­мает в руки потир, испол­нен­ный вина и воды. Оба свя­щен­но­слу­жи­теля выхо­дят из север­ной двери к народу, вслух молясь: Вели­кого гос­по­дина и отца нашего, Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси… да помя­нет Гос­подь Бог во Цар­ствии Своем… По входе свя­щен­но­слу­жи­те­лей в алтарь вра­тами цар­скими Святые Дары постав­ля­ются на пре­стол, врата затво­ря­ются и закры­ва­ются заве­сою, а лик закан­чи­вает Херу­вим­скую песнь: яко да Царя всех поды­мем, ангель­скими неви­димо дори­но­сима чинми. Алли­луиа, алли­луиа, алли­луиа.

Вопрос. Что выра­жают слова: яко да Царя всех поды­мем?
Ответ. Они выра­жают то, что в древ­но­сти рим­ские воины при про­воз­гла­ше­нии ново­из­бран­ного импе­ра­тора поды­мали его на щите посреди леги­о­нов, дабы он являлся поверх окру­жав­ших его копий. Так и диакон явля­ется из алтаря, как бы один из неви­ди­мого леги­она Анге­лов, под­ни­мая над голо­вою своею, на дис­косе, как на щите, Царя всех в сми­рен­ном виде Агнца.

Вопрос. Что озна­чает Вели­кий вход со Свя­тыми Дарами?
Ответ. Вели­кий вход со Свя­тыми Дарами озна­чает не только шествие Иисуса Христа на воль­ное стра­да­ние и смерть, но и пере­не­се­ние пре­чи­стого тела Его от креста и от Гол­гофы, где Он был распят, до гроба. Свя­щен­ник и диакон, пере­но­ся­щие Святые Дары, изоб­ра­жают Иосифа и Нико­дима, участ­во­вав­ших в снятии со креста и погре­бе­нии умер­шего Спа­си­теля. Воздух на плече диа­кона зна­ме­нует пла­ща­ницу, один из малых покро­вов — сударь, кото­рым обвита была глава Иису­сова, другой — погре­баль­ные пелены Его. Кадиль­ница с фимиа­мом пред­став­ляет смирну и алои, кото­рыми пома­зано было пре­чи­стое тело Спа­си­теля при поло­же­нии во гроб и погре­бе­нии. Поло­же­ние во гроб и погре­бе­ние Иисуса Христа изоб­ра­жа­ется постав­ле­нием пере­не­сен­ных Святых Даров на анти­минс, лежа­щий на пре­столе, покры­тием их воз­ду­хом и каж­де­нием. Поэтому при сем дей­ствии свя­щен­ник читает тро­пари, в кото­рых изоб­ра­жа­ется крат­кая исто­рия погре­бе­ния Хри­стова, неопи­сан­ное вез­де­су­щие Боже­ства Его и изя­ще­ство живо­нос­ного гроба, соде­лав­ше­гося чрез воз­ста­ние Спа­си­теля источ­ни­ком нашего вос­кре­се­ния.

Вопрос. Какое зна­ме­но­ва­ние имеют пре­стол, анти­минс, воздух, кото­рым покры­ва­ются Дары, звез­дица, оста­ю­ща­яся на дис­косе, затво­ре­ние цар­ских врат и закры­тие их заве­сою?
Ответ. По пере­не­се­нии Святых Даров с жерт­вен­ника пре­стол изоб­ра­жает вер­то­град, где был изсе­чен из камня гроб Хри­стов, а анти­минс – самый этот гроб. Воз­ду­хом, покры­ва­ю­щим Дары, озна­ча­ется тот боль­шой камень, кото­рый был при­ва­лен Иоси­фом к двери гроба. Звез­дица, оста­ю­ща­яся на дис­косе, зна­ме­нует печать, при­ло­жен­ную к этому камню пер­во­свя­щен­ни­ками иудей­скими и фари­се­ями. Затво­ря­е­мые врата цар­ские и завеса зна­ме­нуют стражу, при­став­лен­ную ко гробу Спа­си­теля.

Вопрос. Какое дей­ствие совер­ша­ется по пере­не­се­нии Святых Даров с жерт­вен­ника на пре­стол?
Ответ. По пере­не­се­нии Святых Даров с жерт­вен­ника на пре­стол все пред­сто­я­щие в храме при­гла­ша­ются к молитве, к засви­де­тель­ство­ва­нию вза­им­ной брат­ской любви и общей их души веры и таким обра­зом при­го­тов­ля­ются к воз­но­ше­нию Даров в жертву Богу.

Вопрос. Как при­гла­ша­ются пред­сто­я­щие в храме к молитве?
Ответ. Диакон про­из­но­сит екте­нию: испол­ним молитву нашу Гос­по­деви, — в кото­рой при­гла­шает пред­сто­я­щих помо­литься о пред­ло­жен­ных Дарах, дабы они полу­чили освя­ще­ние, и изла­гает другие про­ше­ния о благах духов­ных и небес­ных. Свя­щен­ник же в тайной молитве просит Гос­пода спо­до­бить его при­не­сти сию сло­вес­ную и без­кров­ную жертву.

Вопрос. Как при­гла­ша­ются пред­сто­я­щие в храме к засви­де­тель­ство­ва­нию вза­им­ной брат­ской любви?
Ответ. Дабы при­гла­сить пред­сто­я­щих в храме к засви­де­тель­ство­ва­нию вза­им­ной брат­ской любви, свя­щен­ник при­вет­ствует их сло­вами: мир всем, а диакон воз­гла­шает: воз­лю­бим друг друга, да еди­но­мыс­лием испо­вемы. Лик от лица всех веру­ю­щих дого­ва­ри­вает: Отца и Сына и Свя­таго духа, Троицу Еди­но­сущ­ную и Нераз­дель­ную, — пока­зы­вая тем, что они сохра­няют вза­им­ную любовь и еди­но­мыс­ленно испо­ве­дуют истин­ного Бога.

Вопрос. Как пред­сто­я­щие в храме должны сви­де­тель­ство­вать вза­им­ную брат­скую любовь?
Ответ. По гласу диа­кона: воз­лю­бим друг друга, — древ­ние хри­сти­ане дока­зы­вали вза­им­ную брат­скую любовь в самом храме цело­ва­нием друг друга; но ныне сви­де­тель­ствуют такую любовь цело­ва­нием одни свя­щен­но­слу­жи­тели в алтаре, а прочим предо­став­ля­ется наруж­ный обряд цело­ва­ния озна­ме­но­вать внут­рен­ним рас­по­ло­же­нием души.

Вопрос. Как пред­сто­я­щие в храме при­гла­ша­ются к засви­де­тель­ство­ва­нию общей веры?
Ответ. Завеса у цар­ских врат откры­ва­ется, и диакон, при­гла­шая пред­сто­я­щих к засви­де­тель­ство­ва­нию их общей веры в истин­ного Бога, вос­кли­цает: двери, двери, пре­муд­ро­стию вонмем. Лик от лица пред­сто­я­щих начи­нает петь Символ веры, дабы каждый испо­ве­дал пред всею Цер­ко­вию пра­вость своей веры.

Вопрос. Что озна­чают слова: двери, двери, пре­муд­ро­стию вонмем?
Ответ. Слова: двери, двери — озна­чают, что Таин­ство готово открыться и сооб­щиться каж­дому через веру. То же зна­ме­нует откры­тие завесы у цар­ских врат и под­ня­тие воз­духа с сосу­дов, дис­коса и потира. Воздух во все время пения Сим­вола веры колеб­лется над Свя­тыми Дарами в зна­ме­ние тихого веяния Свя­того Духа (потому боль­шой покров и назы­ва­ется воз­ду­хом). Сло­вами: пре­муд­ро­стию вонмем — побуж­да­ется осо­бен­ное вни­ма­ние к пре­муд­ро­сти Божией, про­по­ве­ду­е­мой в Сим­воле веры.

Вопрос. Как еще при­го­тов­ля­ются пред­сто­я­щие в храме к воз­но­ше­нию Даров в жертву Богу?
Ответ. Чтобы пред­сто­я­щие в храме могли еще более удо­сто­иться зре­лища без­кров­ной жертвы Хри­сто­вой, диакон воз­гла­шает: станем добре, станем со стра­хом, воимем, святое воз­но­ше­ние в мире при­но­сити. Этим воз­гла­сом верные побуж­да­ются стоять в храме при воз­но­ше­нии жертвы так, как при­лично пред­сто­ять пред лицем Самого Бога, то есть со стра­хом и тре­пе­том. На воз­глас диа­кона лик за всех ответ­ствует: милость мира, жертву хва­ле­ния. Эти слова озна­чают, что мы при­не­сем Гос­поду милость мира, то есть мило­сер­дие к ближ­ним как плод вза­им­ного мира и любви и жертву хва­ле­ния, то есть сла­во­сло­вие и бла­го­да­ре­ние. Потом свя­щен­ник за такую бла­го­че­сти­вую готов­ность верных изъ­яв­ляет жела­ние, дабы они спо­до­би­лись полу­чить три духов­ных дара от каж­дого лица Пре­свя­той Троицы, при­вет­ствуя их апо­столь­скими сло­вами: бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и при­ча­стие Свя­таго Духа буди со всеми вами. Лик ответ­ствует поже­ла­нием, чтобы сии духов­ные дары и с его духом пре­бы­вали нераз­лучно: и со духом твоим. Нако­нец, чтобы еще напом­нить пред­сто­я­щим важ­ность насто­я­щего часа, свя­щен­ник вос­кли­цает: горе имеим сердца, — и тем убеж­дает воз­не­стись духом выше всего зем­ного, ибо начи­на­ется уже совер­ше­ние самого Таин­ства и воз­но­ше­ние Даров в жертву. Лик ответ­ствует: имамы ко Гос­поду, — то есть мы устре­мили сердца свои выше всего зем­ного — ко Гос­поду.

Вопрос. Как начи­на­ется совер­ше­ние Таин­ства При­ча­ще­ния?
Ответ. Начи­ная совер­ше­ние Таин­ства При­ча­ще­ния, свя­щен­ник, подобно Самому Иисусу Христу, Зако­но­по­лож­нику сего Таин­ства, начав­шему оное бла­го­да­ре­нием ко Отцу, при­зы­вает всех верных бла­го­да­рить Гос­пода. Потом во время пения достойно и пра­ведно есть покла­ня­тися Отцу и Сыну и Свя­тому Духу… воз­но­сит втайне к Отцу Небес­ному молитву, в кото­рой про­слав­ляет и бла­го­да­рит Гос­пода Все­дер­жи­теля за все дивные бла­го­де­я­ния, явлен­ные роду чело­ве­че­скому, начи­ная от сотво­ре­ния мира и до искуп­ле­ния его. Он бла­го­да­рит и за даро­ван­ное нам слу­же­ние, кото­рое бла­го­во­лит Все­выш­ний при­ни­мать от нас, тогда как Ангелы служат ему и, созер­цая победу бла­го­сти Его, сла­во­сло­вят Его, поюще, вопи­юще, взы­ва­юще и гла­го­люще. Эти слова свя­щен­ник про­из­но­сит вслух; и лик тотчас начи­нает сла­во­сло­вить Три­еди­ного Бога песнию Сера­фи­мов: Свят, Свят, Свят Гос­подь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; — и с этой небес­ною песнию соеди­няет земные вос­кли­ца­ния отро­ков еврей­ских: осанна в вышних, бла­го­сло­вен Грядый во имя Гос­подне… — кото­рыми они при­вет­ство­вали Спа­си­теля у врат Иеру­са­лим­ских, при­шедши с паль­мо­выми вет­вями на сре­те­ние Ему как Царю.

Вопрос. Что озна­чают слова: поюще, вопи­юще, взы­ва­юще и гла­го­люще?
Ответ. Эти слова отно­сятся к Сера­фи­мам, кото­рых видели пророк Иезе­ки­иль и апо­стол Иоанн в таин­ствен­ных обра­зах орла, тельца, льва и чело­века. В образе орла Сера­фимы поют, в образе тельца — вопиют, в образе льва — взы­вают, в образе чело­века — гла­го­лют тор­же­ствен­ную песнь: Свят, Свят, Свят Гос­подь Саваоф.

Вопрос. Что озна­чают слова: осанна в вышних…
Ответ. У евреев эти слова воз­гла­ша­лись при встрече Госу­да­рей и других вели­ких мужей, посы­ла­е­мых Богом для избав­ле­ния их от бед как бла­го­же­ла­тель­ное при­вет­ствие и изъ­яв­ле­ние им высо­кого почте­ния, пре­дан­но­сти и бла­го­дар­но­сти. Хри­сти­ан­ская Цер­ковь, бла­го­го­вея к своему Иску­пи­телю и при­зна­вая Его Побе­ди­те­лем ада и смерти, Пода­те­лем всех благ вре­мен­ных и вечных в под­ра­жа­ние детям еврей­ским (Мк.11:9–10) сло­вами: осанна в вышних… — при­вет­ствует Гос­пода в те тор­же­ствен­ные минуты, когда Он неви­димо грядет с небес в храм, как в таин­ствен­ный Иеру­са­лим, при­не­сти Себя на святой тра­пезе, как на алтаре крест­ном, в жертву Богу Отцу для спа­се­ния мира. Этим при­вет­ствием веру­ю­щие сви­де­тель­ствуют, что осанна, то есть спа­се­ние, дару­ется от Гос­пода, к нам гря­ду­щего и вместе при­сут­ству­ю­щего в вышних — пре­выше Анге­лов и всех Небес­ных Сил.

Вопрос. Как свя­щен­ник совер­шает Таин­ство При­ча­ще­ния и воз­но­сит Святые Дары в жертву Богу?
Ответ. Свя­щен­ник совер­шает Таин­ство При­ча­щени так, как уста­нов­лено оно Иису­сом Хри­стом; он про­из­но­сит те же слова, кото­рые изрек Сам Спа­си­тель: при­и­мите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета… Потом, вос­по­мя­нув спа­си­тель­ную Его запо­ведь: сие тво­рите в Мое вос­по­ми­на­ние, — свя­щен­ник воз­но­сит, от лица верных в жертву Богу Отцу Святые Дары, воз­гла­шая: Твоя от Твоих Тебе при­но­ся­щее о всех и за вся. Тем самым говоря, что Твои Дары — хлеб и вино, из числа Твоих же тво­ре­ний, Твоим Еди­но­род­ным Сыном избран­ные и нам запо­ве­дан­ные, мы при­но­сим Тебе в жертву за спа­се­ние всех людей и за все Твои бла­го­де­я­ния. Лик же начи­нает петь сей стих: Тебе поем, Тебе бла­го­сло­вим, Тебе бла­го­да­рим, Гос­поди, и молим Ти ся, Боже наш. Во время пения этого стиха, свя­щен­ник, воздев руки горе, трижды при­зы­вает Свя­того Духа как на всех людей, так и на пред­ле­жа­щие Дары. Потом, про­из­нося тай­но­дей­ствен­ные слова, бла­го­слов­ляет крест­ным зна­ме­нием сперва хлеб на дис­косе, а после вино в потире, и нако­нец оба, как состав­ля­ю­щие единое Таин­ство. Таким обра­зом, при вос­по­ми­на­нии слов, на Тайной Вечери про­из­не­сен­ных Спа­си­те­лем, при молит­вен­ном при­зы­ва­нии Свя­того Духа и таин­ствен­ном бла­го­сло­ве­нии, освя­ща­ются пред­ло­жен­ные Дары. Тогда совер­ша­ется вели­чай­шее чудо все­мо­гу­щей любви Божией — Сам Святой Дух сходит с небес и пре­ла­гает хлеб и вино в истин­ное Тело Хри­стово и в истин­ную Кровь Хри­стову. “Во время освя­ще­ния Даров, — гово­рит Иоанн Зла­то­уст, — Ангелы пред­стоят свя­щен­нику, и весь чин Небес­ных Сил к вос­кли­ца­ниям сте­ка­ется, и все место окрест алтаря напол­ня­ется Ангель­скими лицами в честь Воз­ле­жа­щего на тра­пезе”. В это время звоном коло­кола побуж­да­ются пред­сто­я­щие в храме к усерд­ней­шему моле­нию, а отсут­ству­ю­щим дается изве­ще­ние, чтобы каждый на несколько минут оста­вил свои заня­тия и при­со­еди­нил свою молитву к молит­вам Святой Церкви.

Вопрос. Что сле­дует за освя­ще­нием Даров?
Ответ. По освя­ще­нии Даров, видя пред лицом своим Самого Иисуса Христа как Жертву, заклан­ную за весь мир, свя­щен­ник с бла­го­дар­но­стью вос­по­ми­нает о всех святых, бла­го­уго­див­ших Гос­поду, умоляя Его, дабы, молит­вами и пред­ста­тель­ством их, посе­тил нас Своими щед­ро­тами, изрядно, то есть пре­иму­ще­ственно пред свя­тыми, вос­по­ми­нает вслух о Пре­свя­тей, Пре­чи­стей, Пре­бла­го­сло­вен­ней, Слав­ней Вла­ды­чице нашей Бого­ро­дице и Прис­но­деве Марии, кото­рую лик убла­жает тор­же­ствен­ною песнию: достойно есть яко воис­тинну… вели­чая Ее Чест­ней­шею Херу­вим и Слав­ней­шею без срав­не­ния Сера­фим. Потом свя­щен­ник молится об усоп­ших, с надеж­дою вос­кре­се­ния и жизни вечной, и о живых: о пат­ри­архе, о епи­ско­пах, о свя­щен­ни­ках, о диа­ко­нах и о всем причте, о всей все­лен­ной, о Святой, Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви, о стране нашей, о вла­стях и воин­стве ее, — дабы про­во­дить нам жизнь тихую и без­мя­теж­ную во всяком бла­го­че­стии и чистоте. Вос­по­ми­ная все нужды и беды наши в насто­я­щей жизни, свя­щен­ник испра­ши­вает всем членам Церкви необ­хо­ди­мые блага. Но так как благо самой Церкви, явля­ю­ще­еся благом все­об­щим, дости­га­ется пре­иму­ще­ственно достой­ным слу­же­нием пас­ты­рей, то молиться за них побуж­дает свя­щен­ник воз­гла­сом: в первых помяни, Гос­поди, Вели­каго гос­по­дина и отца нашего Свя­тей­шаго Пат­ри­арха Мос­ков­скаго и всея Руси… (и: Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шаго мит­ро­по­лита, или: Прео­свя­щен­ней­шаго архи­епи­скопа…), на что лик взы­вает: и всех и вся. Нако­нец, бла­го­да­ре­ние и жерт­во­при­но­ше­ние о всем мире свя­щен­ник заклю­чает воз­гла­сом: и даждь нам еди­неми усты и единем серд­цем сла­вити и вос­пе­вати пре­чест­ное и вели­ко­ле­пое имя Твое, Отца и Сына и Свя­таго духа, ныне и присно и во веки веков, — умоляя таким обра­зом Гос­пода при­ве­сти всех людей в един­ство веры и позна­ние Сына Божия и даро­вать всем еди­но­ду­шие к про­слав­ле­нию вели­кого имени Его.

Вопрос. Какое дей­ствие совер­ша­ется после бла­го­дар­ствен­ного вос­по­ми­на­ния всех святых перед освя­щен­ными Дарами и моле­ния за живых и усоп­ших?
Ответ. После бла­го­дар­ствен­ного вос­по­ми­на­ния всех святых перед освя­щен­ными Дарами и моле­ния перед ними о живых и усоп­ших свя­щен­ник при­го­тов­ляет пред­сто­я­щих в храме ко Свя­тому При­ча­ще­нию, при­зы­вая на них мило­сти свыше: и да будут мило­сти Вели­каго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами! А так как самая вели­чай­шая из всех мило­стей небес­ных есть та, чтобы мы спо­до­би­лись при­ча­ститься Святых Таин, то свя­щен­ник втайне и умо­ляет о сем Бога, а диакон, став на амвоне, про­из­но­сит екте­нию, в кото­рой при­гла­шает верных, помя­нув всех святых, помо­литься, дабы при­не­сен­ные и освя­щен­ные Дары принял Гос­подь в пре­не­бес­ный Свой жерт­вен­ник, нис­по­слал нам Боже­ствен­ную бла­го­дать и дар Свя­того Духа и дабы чрез сии Дары даро­вал нам освя­ще­ние. В заклю­че­ние екте­нии, чтобы еще более при­го­то­вить себя и пред­сто­я­щих к Таин­ству При­ча­ще­ния через самую Бого­угод­ную из всех молитв, кото­рой научил нас Сам Спа­си­тель, свя­щен­ник воз­гла­шает: и спо­доби нас, Вла­дыко, со дерз­но­ве­нием, неосуж­денно смети при­зы­вати Тебе, Небес­наго Бога Отца, и гла­го­лати. После чего и поется молитва Гос­подня: Отче наш. Веру­ю­щие, при­сту­пая ко Свя­тому При­ча­ще­нию, должны иметь мир внут­рен­ний, и потому свя­щен­ник при­вет­ствует их жела­нием сего мира: мир всем, — а диакон при­гла­шает их пре­кло­нить главы свои пред Гос­по­дом в знак сми­ре­ния, с надеж­дою полу­чить от Него испра­ши­ва­е­мые тайною молит­вою свя­щен­ника потреб­ные блага:бла­го­да­тию, и щед­ро­тами, и чело­ве­ко­лю­бием Еди­но­род­наго Сына Твоего… В это время диакон кре­сто­об­разно пре­по­я­су­ется орарем и, воз­бу­див вни­ма­ние верных словом: вонмем, — входит в алтарь для при­ча­ще­ния Святых Таин; и врата цар­ские закры­ва­ются заве­сою.

Вопрос. Для чего в сие время диакон кре­сто­об­разно пре­по­я­су­ется орарем?
Ответ. Он пре­по­я­су­ется так, чтобы: 1) без­пре­пят­ствен­нее слу­жить во время при­ча­ще­ния; 2) закрыв себя орарем, изъ­явить свое бла­го­го­ве­ние к Святым Дарам, в под­ра­жа­ние Сера­фи­мам, закры­ва­ю­щим лица свои пред непри­ступ­ным светом Боже­ства.

Вопрос. Какое дей­ствие совер­ша­ется после диа­кон­ского вос­кли­ца­ния: вонмем — и закры­тия цар­ских врат заве­сою?
Ответ. Свя­щен­ник, воз­вы­сив над дис­ко­сом досто­по­кла­ня­е­мое Тело Хри­стово, тор­же­ственно воз­гла­шает: святая святым. Так дается разу­меть каж­дому из нас, сколь святым должно быть, чтобы достойно при­сту­пить ко при­ча­ще­нию Святых Таин. Лик же, от лица верных, отве­чает: един Свят, един Гос­подь, Иисус Хри­стос, во славу Бога Отца. Аминь. — тем испо­ве­дуя, что никто из нас свя­то­сти своей и от себя самого не имеет, и силы чело­ве­че­ские к тому недо­ста­точны, но все мы сию свя­тость при­об­ре­таем чрез Христа. Тогда свя­щен­ник, под­ра­жая Иисусу Христу, пре­ло­мив­шему хлеб при уста­нов­ле­нии Таин­ства (Мф.26:26), раз­дроб­ляет Свя­того Агнца на четыре части и кре­сто­об­разно пола­гает оные на дис­косе. Потом одну часть Агнца, содер­жа­щую изоб­ра­же­ние слова Иисус, вла­гает в потир для соеди­не­ния обоих видов Таин­ства и вли­вает несколько теп­лоты в потир. Нако­нец, сперва свя­щен­ник, а после диакон с бла­го­го­ве­нием при­ча­ща­ются Святых Таин. В это время лик поет при­част­ный стих для того, чтобы занять вни­ма­ние пред­сто­я­щих бла­го­го­вей­ными раз­мыш­ле­ни­ями.

Вопрос. Что изоб­ра­жает воз­вы­ше­ние Свя­того Агнца над дис­ко­сом и раз­дроб­ле­ние его на четыре части?
Ответ. Воз­вы­ше­ние Свя­того Агнца над дис­ко­сом и раз­дроб­ле­ние его на четыре части изоб­ра­жает воз­не­се­ние Иисуса Христа на крест и на нем – Его стра­да­ния и смерть. Для того и пред­стоит близ оного потир, содер­жа­щий в себе самую истек­шую тогда из прон­зен­ных ребр Спа­си­теля кровь и воду.

Вопрос. Для чего вли­ва­ется теп­лота в потир?
Ответ. Для боль­шего подо­бия теп­лоты крови, истек­шей из прон­зен­ных ребр Спа­си­теля, и дабы теп­лота про­из­вела в устах наших чув­ство, что вку­шаем самую истин­ную Кровь Хри­стову.

Вопрос. Что изоб­ра­жа­ется чрез при­ча­ще­ние Тела и Крови Спа­си­теля?
Ответ. Чрез при­ча­ще­ние Тела и Крови Спа­си­теля таин­ственно изоб­ра­жа­ется погре­бе­ние и вос­кре­се­ние Его. По тол­ко­ва­нию свя­того Иоанна Дамас­кина, «когда мы при­ча­ща­емся Тела и Крови Хри­сто­вой, то чрез сие совер­шаем таин­ство погре­бе­ния Его, и Он как бы во гроб снис­хо­дит плотию Своею во утробы наши; снис­шедши же во внут­рен­ние хра­ни­лища сердец наших, потом вос­кре­сает в нас и нас купно с Собою соожи­во­тво­ряет».

Вопрос. Какое дей­ствие совер­ша­ется по при­ча­ще­нии свя­щен­но­слу­жи­те­лей?
Ответ. После при­ча­ще­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей врата цар­ские отвер­за­ются, и диакон, держа обеими руками потир с Телом и Кровию Иисуса Христа, при­зы­вает пред­сто­я­щих ко при­ча­ще­нию Святых Таин, воз­гла­шая: со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите, — и те, кото­рые при­го­то­ви­лись ко при­ча­ще­нию, при­сту­пают к Таин­ству при пении стиха: Тело Хри­стово при­и­мите, Источ­ника без­смерт­наго вку­сите. По при­ча­ще­нии веру­ю­щих свя­щен­ник опус­кает в потир частицы, выну­тые из просфор на про­ско­ми­дии в честь Бого­ро­дицы и святых, а также за живых и умер­ших.

Вопрос. Что пред­став­ляют собою частицы из просфор, воз­ле­жа­щие около Агнца и потом вла­га­е­мые в потир?
Ответ. Частицы пред­став­ляют собою те самые лица, именем кото­рых они выни­ма­ются, и бывают о них жерт­во­при­но­ше­нием Богу. Частицы, о святых при­но­си­мые, бывают им в славу, честь, в при­умно­же­ние досто­ин­ства и в боль­шее при­ня­тие Боже­ствен­ного про­све­ще­ния. Частицы за живых и умер­ших при­но­сятся для того, чтобы они полу­чили себе бла­го­дать, освя­ще­ние и отпу­ще­ние грехов ради воз­но­си­мой на пре­столе все­мир­ной очи­сти­тель­ной жертвы; ибо частица, воз­ле­жа­щая близ пре­чи­стого Тела Гос­подня, когда, будучи вне­сена в потир, напо­я­ется Кровию Его, вся испол­ня­ется свя­тыни и даро­ва­ний духов­ных, нис­по­сы­ла­е­мых тому, о имени кото­рого воз­не­сена бывает.

Вопрос. Что пред­став­ля­ется отня­тием завесы, отвер­зе­нием цар­ских врат и явле­нием Святых Даров пред при­ча­ще­нием веру­ю­щих?
Ответ. Отня­тием завесы пред­став­ля­ется зем­ле­тря­се­ние, сопро­вож­дав­шее вос­кре­се­ние Хри­стово, и камень, отва­лен­ный от гроба Его; а отвер­зе­нием цар­ских врат — рас­кры­тие гроба и воз­ста­ние Бого­че­ло­века. Диакон, отвер­за­ю­щий врата и явля­ю­щийся в них, обра­зует Ангела, сидев­шего на гробе, и бла­го­ве­стив­шего вос­кре­се­ние Христа Жиз­но­давца женам миро­но­си­цам. Появ­ле­ние же Святых Даров народу пред­став­ляет явле­ние Спа­си­теля по вос­кре­се­нии. Поэтому лик, с верою и радо­стью встре­чая вос­крес­шего и явив­ше­гося Спа­си­теля, поет про­ро­ками неко­гда пред­ре­чен­ный, а ныне дей­стви­тельно испол­нив­шийся стих: бла­го­сло­вен Грядый во имя Гос­подне, Бог Гос­подь и явися нам.

Вопрос. Какую пользу полу­чает при­ча­ща­ю­щийся Святых Таин?
Ответ. Он тес­ней­шим обра­зом соеди­ня­ется с Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом и в Нем ста­но­вится при­част­ным жизни вечной.

Вопрос. Что тре­бу­ется от каж­дого, в осо­бен­но­сти от жела­ю­щего при­ча­ститься Святых Таин?
Ответ. Он должен испы­тать пред Богом свою совесть и очи­стить ее пока­я­нием во грехах, к чему спо­соб­ствуют пост и молитва.

Вопрос. Часто ли должно при­ча­щаться Святых Таин?
Ответ. Древ­ние хри­сти­ане при­ча­ща­лись в каждый вос­крес­ный день, но из нынеш­них немно­гие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть гото­вым при­сту­пить к столь вели­кому Таин­ству. Цер­ковь запо­ве­дует при­ча­щаться Тела и Крови Хри­сто­вых рев­ну­ю­щим о бла­го­го­вей­ном житии каждый месяц.

Вопрос. Какое уча­стие в Боже­ствен­ной литур­гии могут иметь те, кото­рые слу­шают ее, а не при­сту­пают ко Свя­тому При­ча­ще­нию?
Ответ. Они могут и должны участ­во­вать в литур­гии молит­вою, верою и осо­бенно непре­стан­ным вос­по­ми­на­нием Гос­пода нашего Иисуса Христа, Кото­рый именно пове­лел сие тво­рить в Его вос­по­ми­на­ние (Лк.22:19).

Вопрос. Что пока­зы­вает вхож­де­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей в алтарь со Свя­тыми Дарами по при­ча­ще­нии веру­ю­щих?
Ответ. Оно пока­зы­вает, что Иисус Хри­стос, по вос­кре­се­нии из мерт­вых и до воз­не­се­ния на небо, в про­дол­же­ние соро­ка­днев­ного пре­бы­ва­ния Своего на земле, не всегда видим был уче­ни­ками Своими, но являлся им тогда, когда сие было нужно.

Вопрос. Что изоб­ра­жает бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ника, пода­ва­е­мое народу с молит­вою: спаси, Боже, люди Твоя и бла­го­слови досто­я­ние Твое?
Ответ. Изоб­ра­жает бла­го­сло­ве­ние Самого Спа­си­теля, данное от Него апо­сто­лам пред воз­не­се­нием с горы Еле­он­ской (Лк. 24:50).

Вопрос. Что озна­чает вос­пе­ва­е­мая после того песнь: виде­хом Свет истин­ный, при­я­хом Духа Небес­наго, обре­то­хом веру истин­ную, Нераз­дель­ней Троице покло­ня­емся: Та бо нас спасла есть?
Ответ. Этой радост­ною песнию лик, от лица верных, испо­ве­дует обре­тен­ное ими спа­се­ние и про­слав­ляет Три­еди­ного Бога за полу­чен­ные от Него бла­го­де­я­ния.

Вопрос. Что изоб­ра­жает послед­нее явле­ние Святых Даров народу с воз­гла­ше­нием свя­щен­ника: всегда, ныне и присно и во веки веков, — после чего они отно­сятся с пре­стола на жерт­вен­ник?
Ответ. Послед­нее явле­ние Святых Даров народу и пере­не­се­ние их с пре­стола на жерт­вен­ник изоб­ра­жает воз­не­се­ние Иисуса Христа на небо. Пре­стол при сем дей­ствии озна­чает гору Еле­он­скую, откуда Спа­си­тель воз­несся; жерт­вен­ник пред­став­ляет самое небо и в нем сидя­щего Его одес­ную Бога Отца. Воз­глас свя­щен­ника: всегда, ныне и присно и во веки веков, — напо­ми­нает веру­ю­щим как о все­гдаш­нем бла­го­дат­ном пре­бы­ва­нии с ними Иисуса Христа на земле, так и о вечном слав­ном Цар­ствии Его на небе­сах и заме­няет собою те слова Спа­си­теля, кото­рые он сказал апо­сто­лам при воз­не­се­нии: се Аз с вами есмь во вся дни до скон­ча­ния века (Мф.28:20). И как святые апо­столы покло­ни­лись Гос­поду, воз­но­сив­ше­муся на небо, и воз­вра­ти­лись в Иеру­са­лим с радо­стью вели­кою, хваля и бла­го­слов­ляя Бога (Лк.24:51–53), так и при­сут­ству­ю­щие в храме при послед­нем явле­нии Святых Даров, воз­да­вая им покло­не­ние, бла­го­да­рят и сла­во­сло­вят Гос­пода за при­ча­ще­ние Святых Таин песнию: да испол­нятся уста наша хва­ле­ния Твоего, Гос­поди…

Вопрос. Как окан­чи­ва­ется литур­гия?
Ответ. Литур­гия окан­чи­ва­ется екте­ниею: прости при­имше Боже­ствен­ных, Святых, Пре­чи­стых , Без­смерт­ных, Небес­ных и Живо­тво­ря­щих, Страш­ных Хри­сто­вых Таин, достойно бла­го­да­рим Гос­пода… Эта екте­ния, побуж­да­ю­щая при­ча­стив­шихся ко бла­го­да­ре­нию Гос­пода за вос­при­я­тие Таин­ства, уста­нов­лена Цер­ко­вью в под­ра­жа­ние тому Боже­ствен­ному пению, кото­рое Апо­столы совер­шили вместе со Спа­си­те­лем нашим, по окон­ча­нии Тайной Вечери: и вос­певше изы­доша в гору Еле­он­ску (Мф.26:30).

Вопрос. Какое дей­ствие совер­ша­ется после бла­го­дар­ствен­ной екте­нии перед исхож­де­нием народа из храма?
Ответ. После бла­го­дар­ствен­ной екте­нии за при­ча­ще­ние Святых Таин совер­ша­ется сле­ду­ю­щее дей­ствие. Под­ра­жая Самому Иисусу Христу, Кото­рый по совер­ше­нии Тайной Вечери сказал уче­ни­кам Своим: воста­ните, идем отсюду (Ин.14:31), — свя­щен­ник воз­гла­шает: с миром изыдем. Этими сло­вами он изве­щает пред­сто­я­щих об окон­ча­нии Бого­слу­же­ния и вместе дает настав­ле­ние, чтобы они пре­бы­вали в мире с Богом своею сове­стию и со всеми ближ­ними, не только в храме, но и вне его. Лик же отве­чает: о имени Гос­подни, — пока­зы­вая тем, что веру­ю­щие, прежде исхож­де­ния своего из храма, желают при­нять от свя­щен­ника бла­го­сло­ве­ние во Имя Гос­подне. Испол­няя столь бла­го­че­сти­вое жела­ние верных, свя­щен­ник выхо­дит из алтаря на сре­дину церкви и читает для них напут­ствен­ную молитву: бла­го­слов­ляяй бла­го­сло­вя­щия Тя, Гос­поди… в кото­рой при­зы­вает на них бла­го­сло­ве­ние от Гос­пода и умо­ляет Его о даро­ва­нии мира всему миру. Потом песнию царя и про­рока Давида: буди имя Гос­подне бла­го­сло­вено отныне и до века, и чте­нием псалма: бла­го­словлю Гос­пода на всякое время… — при раз­да­я­нии анти­дора при­но­сится бла­го­да­ре­ние Спа­си­телю за мило­сер­дое смот­ре­ние о Своей Церкви и вну­ша­ются настав­ле­ния при­ча­стив­шимся Святых Таин. Нако­нец, свя­щен­ник, еще бла­го­сло­вив людей и при­звав на них бла­го­сло­ве­ние Божие пса­лом­скими сло­вами: бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас… — воз­дает Христу Богу славу и бла­го­да­ре­ние, воз­гла­шая: слава Тебе, Христе Боже, упо­ва­ние наше, слава Тебе. Потом заклю­чает Боже­ствен­ную службу, отпус­кая народ с упо­ва­нием и надеж­дою, что Хри­стос истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере… и всех святых, поми­лует и спасет нас, яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец. Лик же, от лица всего народа, поет мно­го­ле­тие, умоляя Гос­пода, да сохра­нит здра­вие всех пра­во­слав­ных хри­стиан на многая лета. Тогда врата цар­ские затво­ря­ются и закры­ва­ются заве­сою.

Вопрос. Что такое анти­дор, и для чего он раз­да­ется при конце литур­гии?
Ответ. Анти­до­ром назы­ва­ется оста­ток той освя­щен­ной просфоры, из кото­рой при совер­ше­нии про­ско­ми­дии вынут был Агнец. Анти­дор раз­да­ется в под­ра­жа­ние бра­то­люб­ной тра­пезы древ­них хри­стиан, кото­рая учре­жда­ема была после литур­гии.

Вопрос. Что зна­ме­нует затво­ре­ние цар­ских врат и закры­тие их заве­сою по окон­ча­нии литур­гии?
Ответ. Затво­ре­ние цар­ских врат и закры­тие их заве­сою зна­ме­нует то, что по кон­чине мира, когда навеки затво­рится чертог Цар­ствия Небес­ного, уже не будет вре­мени для пока­я­ния, и ника­кое жерт­во­при­но­ше­ние не подей­ствует ко спа­се­нию душ наших.

Конец и Богу нашему слава!

При­ме­ча­ния

1. Поскольку Вели­кий пост четы­ре­де­сят­ницы по пре­иму­ще­ству есть время сокру­ше­ния о грехах и рас­ка­я­ния, То отцы Церкви поста­но­вили на Собо­рах в про­дол­же­ние Вели­кого поста не еже­дневно совер­шать полную литур­гию, а только в суб­боты и вос­кре­се­нья — в дни, посвя­щен­ные радост­ному вос­по­ми­на­нию созда­ния мира и вос­кре­се­ния Хри­стова; ибо свя­щен­но­дей­ствие полной литур­гии есть истин­ное тор­же­ство хри­сти­а­нина, и испол­няет сердце его небес­ною радо­стью, кото­рая несов­ме­стима со скор­бью души каю­щейся. Кроме же суббот, вос­крес­ных дней и празд­ника Бла­го­ве­ще­ния, Цер­ковь, строго соблю­дая пра­вила поста, совер­шает в тече­ние четы­ре­де­сят­ницы по поне­дель­ни­кам, втор­ни­кам и чет­вер­гам (кроме чет­верга пятой недели) часы, а по средам, пят­ни­цам и в чет­верг пятой недели, равно как в поне­дель­ник, втор­ник и среду Страст­ной сед­мицы — литур­гию пре­ждео­свя­щен­ных Даров, достав­ляя духов­ное уте­ше­ние веру­ю­щим Таин­ством Тела и Крови Хри­сто­вой.
Литур­гия пре­ждео­свя­щен­ных даров так названа потому, что в ней Боже­ствен­ные Таины уже освя­щены прежде — в преды­ду­щее вос­кре­се­нье.
2. Свя­щен­ные одежды, в кото­рые обла­ча­ются свя­щен­ник и диакон, суть сле­ду­ю­щие: 1) сти­харь, кото­рый назы­ва­ется и под­риз­ни­ком, 2) орарь, 3) поручи, 4) епи­тра­хиль, 5) пояс, 6) фелонь, 7) набед­рен­ник, 8) палица.
Сти­харь есть верх­няя одежда диа­кона и нижняя — свя­щен­ника. Сия одежда, всегда почти свет­лая, озна­чает непо­роч­ность жизни и духов­ную радость и вместе изоб­ра­жает те бли­ста­тель­ный ризы, в каких явля­лись Ангелы (Лк.24:4; Деян.1:10). Орарь есть длин­ный плат, воз­ла­га­е­мый на левое плечо диа­кона. По тол­ко­ва­нию свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, орарь упо­доб­ля­ется Ангель­ским кры­льям и потому озна­чает готов­ность слу­жи­те­лей Церкви испол­нять волю Божию. Поручи, упо­треб­ля­е­мые диа­ко­ном и свя­щен­ни­ком, служат для сво­бод­ней­шего дей­ство­ва­ния и зна­ме­нуют вообще силу Божию, укреп­ля­ю­щую их, а сверх того у свя­щен­ника изоб­ра­жают узы, кото­рыми свя­заны были руки страж­ду­щего Христа, когда Он был веден к Пилату. Епи­тра­хиль есть орарь, сло­жен­ный вдвое, и воз­ла­га­ется на свя­щен­ника в озна­ме­но­ва­ние изли­той на него бла­го­дати и бла­гого ига Хри­стова. Пояс, кото­рым опо­я­су­ется свя­щен­ник, озна­чает готов­ность его слу­жить Богу и напо­ми­нает тот лен­тион, кото­рым Сам Иисус Хри­стос пре­по­я­сался при омытии ног воз­люб­лен­ным уче­ни­кам Своим. Фелонь есть верх­няя круг­лая риза свя­щен­ника. Она изоб­ра­жает ту черв­ле­ную хла­миду, в кото­рую облекли Спа­си­теля на дворе Пилата. Набед­рен­ник и палица бывают укра­ше­нием высших или стар­ших иереев и имеют зна­ме­но­ва­ние духов­ного меча, т. е. гла­гола Божия, кото­рым пас­тырь Церкви должен, с осо­бен­ною рев­но­стию и силою, воору­жаться против невер­ных и нече­сти­вых, против врагов види­мых и неви­ди­мых.
3. Пра­во­слав­ная Цер­ковь уго­тов­ляет и при­но­сит для литур­гии хлеб в пяти просфо­рах; но только одна из них пред­ла­га­ется и при­го­тов­ля­ется для Таин­ства. Сим, по изъ­яс­не­нию апо­стола Павла, озна­ча­ется то что един хлеб, едино тело есмы мнози; еси бо от еди­наго хлеба при­ча­ща­емся (1Кор.10:17).
4. Девять чинов иерар­хии небес­ной, по учению свя­того Дио­ни­сия Аре­о­па­гита, суть сле­ду­ю­щие: Пре­столы, Херу­вимы, Сера­фимы, Власти, Гос­под­ства, Силы, Ангелы, Архан­гелы и Начала.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки