Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница?

свя­щен­ник Феодор Людо­гов­ский

В наши дни (и это уже мно­го­ве­ко­вая прак­тика) может слу­житься одна из трех литур­гий: свт. Иоанна Зла­то­уста, свт. Васи­лия Вели­кого и свт. Гри­го­рия Двое­слова. Есть дни, когда литур­гии вовсе быть не должно.

Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста слу­жится, так ска­зать, по умол­ча­нию, вне особых усло­вий.

Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого совер­ша­ется 10 раз в году: в рож­де­ствен­ский и кре­щен­ский сочель­ники, в день памяти самого свя­ти­теля, в вос­кре­се­нья Вели­кого поста (с 1 по 5‑е), а также в Вели­кий Чет­верг и в Вели­кую суб­боту.

Литур­гия свт. Гри­го­рия Двое­слова (литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров) – это не вполне литур­гия: на ней не про­ис­хо­дит освя­ще­ния Даров. Фак­ти­че­ски это вечерня, на кото­рой совер­ша­ется при­ча­ще­ние. Слу­жится она по средам и пят­ни­цам Вели­кого поста (на 5‑й сед­мице – еще и в чет­верг), а также в первые три дня Страст­ной сед­мицы. Кроме того, она совер­ша­ется также в тех слу­чаях, когда празд­ник 1‑го и 2‑го обре­те­ния главы Иоанна Пред­течи (24 фев­раля по цер­ков­ному кален­дарю) и память 40 муче­ни­ков Сева­стий­ских (9 марта) при­хо­дится на поне­дель­ник, втор­ник или чет­верг (за исклю­че­нием 1‑й сед­мицы поста); было бы логично рас­про­стра­нить это пра­вило на память свт. Гри­го­рия Двое­слова (12 марта), однако обычно этого не про­ис­хо­дит.

Нако­нец, литур­гия не совер­ша­ется в среду и пят­ницу Сырной сед­мицы, в Вели­кую пят­ницу, а также в пят­ницу, пред­ше­ству­ю­щую празд­ни­кам Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния в том случае, если эти празд­ники при­хо­дятся на вос­кре­се­нье или поне­дель­ник (а их сочель­ники, соот­вет­ственно, – на суб­боту или вос­кре­се­нье).

Отно­си­тельно кану­нов тех вели­чай­ших празд­ни­ков (Пасхи, Бого­яв­ле­ния и Рож­де­ства Хри­стова) сле­дует заме­тить, что литур­гия, кото­рая совер­ша­ется в эти дни, соеди­ня­ется с вечер­ней: сна­чала слу­жится вечерня, кото­рая затем пере­хо­дит в литур­гию свт. Васи­лия Вели­кого (и по уставу, во всех трех слу­чаях эта служба должна иметь место во второй поло­вине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литур­ги­че­ский день начи­на­ется с вечерни, можно ска­зать, что литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого, совер­ша­е­мая в канун Пасхи, Бого­яв­ле­ния и Рож­де­ства, отно­сится уже к самому празд­нику. Точнее, это первая празд­нич­ная литур­гия – а вторая слу­жится утром, и это литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста. Да, обще­из­вестно, что двух литур­гий в одни день быть не может, но именно так среди других дней цер­ков­ного года выде­лены три этих празд­ника.

Итак, у нас есть две «полные» литур­гии, т. е. такие литур­гии, на кото­рых совер­ша­ется освя­ще­ние Даров. Прежде всего надо ска­зать, что эти две службы очень близки друг другу. Я имею в виду, что в древ­ней Церкви было много чинов литур­гии – и отли­ча­лись они друг от друга весьма суще­ственно. На фоне этих раз­ли­чий после­до­ва­ния Зла­то­уста и кап­па­до­кий­ского свя­ти­теля – почти близ­нецы. С точки зрения нынеш­них мирян, сто­я­щих вне алтаря, но при этом (что на деле бывает не часто) вслу­ши­ва­ю­щихся и вду­мы­ва­ю­щихся в службу, глав­ное отли­чие редкой литур­гии свт. Васи­лия Вели­кого от более «обы­ден­ной» Зла­то­усто­вой в том, что на послед­ней поется «Достойно есть…», а на первой – «О Тебе раду­ется…». Ну и прочие пес­но­пе­ния испол­ня­ются в разной манере: на литур­гии свя­ти­теля Васи­лия они звучат более про­тяжно.

Но неужто к этому сво­дятся все отли­чия, неужели из-за этого в цер­ков­ном кален­даре всякий раз отме­ча­ется, что в такой-то день совер­ша­ется именно литур­гия Васи­лия Вели­кого? Конечно, нет. Литур­гия – это не только общая молитва, и уж совер­шенно точно – не одни лишь кра­си­вые пес­но­пе­ния. Литур­гия – это служба, на кото­рой Хри­стос вновь и вновь при­но­сит Себя в жертву; это служба-бла­го­да­ре­ние (евха­ри­стия) – наше бла­го­да­ре­ние за спа­се­ние, даро­ван­ное нам Хри­стом. И сре­до­то­чие литур­гии – евха­ри­сти­че­ские молитвы, кото­рые свя­щен­ник читает после пения Сим­вола веры. К вели­чай­шему сожа­ле­нию и, без пре­уве­ли­че­ния, к нашей беде, эти молитвы послед­ние пол­торы тысячи лет чита­ются свя­щен­ни­ком «тайно» (т. е. молча, про себя, или же тихо, впол­го­лоса). Между тем именно в этих молит­вах и содер­жится всё бого­сло­вие литур­гии. На деле же миряне вынуж­дены доволь­ство­ваться обрыв­ками этих молитв – при­част­ными обо­ро­тами и при­да­точ­ными пред­ло­же­ни­ями.

Если вер­нуться к вопросу, кото­рый мы задали вна­чале – чем одна литур­гия отли­ча­ется от другой? – то ответ должен быть таким: они отли­ча­ются своими евха­ри­сти­че­скими молит­вами. В литур­гии свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого эти молитвы гораздо более про­странны (именно поэтому и пес­но­пе­ния этой литур­гии более про­тяжны – хор должен «запол­нить паузу», воз­ни­ка­ю­щую во время без­молв­ного чтения молитв). Соб­ственно говоря, Зла­то­устова литур­гия, как при­нято счи­тать, пред­став­ляет собой сокра­ще­ние литур­гии Васи­ли­е­вой.

При­ве­дем в каче­стве при­мера хотя бы первую из евха­ри­сти­че­ских молитв (в учеб­ни­ках она назы­ва­ется prefatio – вступ­ле­ние) и непо­сред­ственно свя­зан­ное с ней пес­но­пе­ние «Свят, Свят, Свят…» (Sanctus) в рус­ском пере­воде иером. Амвро­сия (Тим­рота).


Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста

Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого

Свя­щен­ник (тайно):

Достойно и пра­ведно Тебя вос­пе­вать, Тебя бла­го­слов­лять, Тебя вос­хва­лять, Тебя бла­го­да­рить, Тебе покло­няться на всяком месте вла­ды­че­ства Твоего, ибо Ты – Бог неиз­ре­чен­ный, непо­зна­ва­е­мый, неви­ди­мый, непо­сти­жи­мый, вечно суще­ству­ю­щий, так же суще­ству­ю­щий, Ты и еди­но­род­ный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты из небы­тия в бытие нас привел, и отпад­ших вос­ста­вил снова, и неот­ступно делал все, доколе на небо нас не возвел и не даро­вал нам Цар­ство Твое буду­щее. За все это бла­го­да­рим Тебя, и еди­но­род­ного Твоего Сына и Духа Твоего Свя­того, за все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неве­до­мые бла­го­де­я­ния, совер­шив­ши­еся для нас. Бла­го­да­рим Тебя и за это общее слу­же­ние, кото­рое Ты при­нять из рук наших бла­го­во­лил, хотя и пред­стоят Тебе тысячи Архан­ге­лов и мири­ады Анге­лов, Херу­вимы и Сера­фимы шести­кры­лые, мно­го­окие, вос­па­ря­ю­щие, окры­лен­ные…

Сущий, Вла­дыка Гос­поди, Боже Отче Все­дер­жи­тель, покло­ня­е­мый! Поис­тине достойно и спра­вед­ливо и сооб­разно вели­ко­ле­пию свя­то­сти Твоей Тебя хва­лить, Тебя вос­пе­вать, Тебя бла­го­слов­лять, Тебе покло­няться, Тебя бла­го­да­рить, Тебя сла­вить, еди­ного истинно суще­ству­ю­щего Бога, и Тебе при­но­сить с серд­цем сокру­шен­ным и духом сми­ре­ния это сло­вес­ное слу­же­ние наше, ибо Ты даро­вал нам позна­ние Твоей истины. И кто спо­со­бен изречь могу­ще­ство Твое, сде­лать извест­ными все хвалы Твои, или пове­дать о всех чуде­сах Твоих во всякое время? Вла­дыка всех, Гос­поди неба и земли и всего тво­ре­ния, как види­мого, так и неви­ди­мого, сидя­щий на пре­столе славы и взи­ра­ю­щий на бездны, без­на­чаль­ный, неви­ди­мый, непо­сти­жи­мый, неопи­су­е­мый, неиз­мен­ный, Отче Гос­пода нашего Иисуса Христа, вели­кого Бога и Спа­си­теля, надежды нашей, Кото­рый есть образ Твоей бла­го­сти, печать рав­но­об­раз­ная, в Самом Себе пока­зы­ва­ю­щий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истин­ный, пред­веч­ная пре­муд­рость, жизнь, освя­ще­ние, сила, свет истин­ный, чрез Кото­рого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усы­нов­ле­ния, залог буду­щего насле­дия, нача­ток вечных благ, живо­тво­ря­щая сила, источ­ник освя­ще­ния, Кото­рым укреп­ля­ясь все тво­ре­ние и сло­вес­ное, и разум­ное Тебе служит и Тебе вос­сы­лает вечное сла­во­сло­вие; ибо все под­чи­нено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архан­гелы, Пре­столы, Гос­под­ства, Началь­ства, Власти, Силы и мно­го­окие Херу­вимы; пред Тобою вокруг стоят Сера­фимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у дру­гого, и двумя они покры­вают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взы­вают друг к другу не умол­ка­ю­щими устами и в непре­стан­ных сла­во­сло­виях…

Вслух:

…побед­ную песнь поющие, взы­ва­ю­щие, вос­кли­ца­ю­щие и гово­ря­щие:

Хор:

«Свят, свят, свят Гос­подь Саваоф!
Полны небо и земля славою Твоей!
Осанна в вышних!
Бла­го­сло­вен Гря­ду­щий во имя Гос­подне!
Осанна в вышних!»

Повторю: этих и прочих евха­ри­сти­че­ских молитв миряне не слышат – однако, как можно видеть из самого текста молитв, они про­из­но­сятся не от лица одного лишь свя­щен­ника, но от имени всех хри­стиан, всей общины – поэтому наше уча­стие в литур­гии оста­ется непол­но­цен­ным, если мы не слышим самого глав­ного. Дождемся ли мы в обо­зри­мом буду­щем глас­ного чтения евха­ри­сти­че­ских молитв – вопрос откры­тый. Но ничто не мешает миря­нину уже сейчас найти в интер­нете полный текст обеих литур­гий, про­честь все молитвы, вду­маться в них, про­чи­тать ком­мен­та­рии.

Дума­ется, если бы все наши при­хо­жане были бы зна­комы с молит­вами литур­гии – и св. Иоанна Зла­то­уста, и св. Васи­лия Вели­кого – то в голо­вах бы было гораздо меньше всяких суе­ве­рий, пред­рас­суд­ков и прочих дале­ких от Еван­ге­лия пред­став­ле­ний о вере и спа­се­нии.

Пра­во­слав­ный журнал “Нескуч­ный сад”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки