Незрячий в храме

Незрячий в храме

Книга адресована священнослужителям и всем неравнодушным прихожанам, желающим помочь незрячим на пути их воцерковления. В брошюре собраны практические рекомендации по оказанию помощи слепым и слабовидящим людям в их приобщении к Православию, а также отражен опыт работы по духовному просвещению незрячих детей, накопленный Нижегородской региональной общественной организацией родителей детей-инвалидов по зрению “Перспектива”.

Авторы: А.С. Буланов, М.В. Венедиктова, О.М. Ильина, Л.В. Мясникова, И.Г. Сумарокова

Введение

Каждого Господь ведет своим путем. Инвалидность — тяжелое испытание для человека и его близких. Сколько примеров, когда человек, в расцвете лет оказавшись нетрудоспособным, заканчивает жизнь самоубийством, или когда родители отказываются от детей, родившихся с физическими или психическими недостатками. Вера дает человеку силы не впасть в отчаяние, преодолеть недуг и искушения. У каждого своя дорога в Храм, зачастую человек осознает необходимость и силу веры, только оказавшись в тяжелой жизненной ситуации.

За последнее десятилетие в российском обществе наблюдается повышение внимания к проблеме реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. Решаются вопросы, связанные с образованием, трудоустройством, организацией досуга инвалидов. Но для полноценной жизни человека не менее важно его духовное воспитание, приобщение к общечеловеческим ценностям, обучение основам Православия. В последнее время многие инвалиды приходят в храм, в том числе люди с глубокими нарушениями зрения — незрячие и слабовидящие.

У этих людей есть особенные трудности на пути воцерковления. Приходя первый раз в храм, зрячий человек свое незнание может восполнить, обратившись к соответствующей литературе, а также действуя по подражанию. Незрячий же человек этой возможности лишен: информацию он может воспринимать на слух или с помощью тактильных ощущений. Находясь в храме, незрячий человек зачастую испытывает неуверенность, беспомощность и страх. Лишенный возможности видеть происходящее вокруг, он боится сделать что-нибудь неправильно или несвоевременно. Кроме того, при отсутствии зрения сложно самостоятельно выполнять то, что делают прихожане с нормальным зрением: поставить свечу, подать записки о здравии или поминовении, приложиться к иконе или кресту. Большую проблему представляет самостоятельное передвижение внутри храма.

Многие люди, встречая незрячего, испытывают искреннее желание помочь ему и, вместе с этим, растерянность, потому, что не знают, чем именно они могут помочь, как это сделать правильно. Зачастую они просто стесняются предложить помощь. Появление человека с ограниченными возможностями в храме важно не только для него самого, но и для всех прихожан, которые смогут оказать реальную помощь нуждающимся в ней.

Авторский коллектив надеется, что эта брошюра поможет каждому проявить свое участие и милосердие в отношении слепых и слабовидящих людей на пути их духовного окормления, помогая им в тех случаях, когда они действительно испытывают затруднения и особенно нуждаются в помощи.

Ориентировка незрячих в храме

Если у человека отсутствует зрение, ему сложно ориентироваться в окружающем пространстве. Однако в хорошо знакомом месте большинство незрячих могут передвигаться достаточно уверенно, находя самостоятельно необходимые им предметы.

Обычно верующий человек посещает один и тот же храм. Для незрячего церковь должна стать таким «знакомым местом», где он будет комфортно себя чувствовать и сможет быть независимым от других людей. Но для этого необходимо помочь незрячему изучить помещение храма.

Обследовать помещение лучше с сопровождающим в то время, когда там мало народа, и не идет служба. Предварительно необходимо предупредить служащих храма о том, что вы будете обследовать помещение вместе с незрячим.

Перед обследованием следует кратко рассказать о самом здании, чтобы незрячий человек мог составить зрительный образ, представить его красоту, проникнуться впечатлением, которое производит храм на видящих людей. Рассказывая о помещении храма, необходимо описать его форму (квадратное или прямоугольное), оценить размер помещения в шагах или метрах.

Существует мнение, что не стоит незрячему человеку говорить о цветах, что ему об этом неприятно слышать, так как он никогда не сможет этого увидеть. Это неверно. Напротив, незрячим людям очень интересно как выглядит тот или иной предмет. Так что обязательно расскажите, какого цвета стены, потолок, пол в храме, как украшен храм. Сколько в помещении окон, колонн и т.д.

В начале обследования необходимо выбрать точку отсчета (чаще это входная дверь). Сопровождающий идет ближе к стене и помогает незрячему обследовать каждый объект.

Сначала обходят помещение по периметру слева направо и в обратном направлении. Так незрячий сможет определить форму и размер помещения, части, на которые оно делится, объекты, стоящие у стен, наличие оконных или дверных проемов, ниш. Обнаружив на пути какой-либо предмет, нужно осмотреть его и вернуться обратно к точке отсчета. И так до тех пор, пока не будет обследовано все доступное пространство храма. Незрячий запоминает последовательность расположения предметов, местоположение ниш, выступов, отмечает повороты, узнает место каждого предмета и их взаиморасположение, наличие окон и т.д.

При изучении помещения храма особенно следует обратить внимание незрячего на «опасные» места. Такими «опасными» местами являются ступеньки вниз или вверх, колонны, предметы интерьера, выступающие на уровне лица, о которые можно удариться при движении. Самым опасным местом являются подсвечники с горящими свечами, от которых может загореться одежда. Незрячий должен четко знать, где они находятся.

После того как помещение обследовано несколько раз с сопровождающим, можно разрешить незрячему пройти самостоятельно, контролируя его передвижение. Перед началом движения незрячий должен по двери выровнять корпус тела и пятки ног. Обследование ведется левой рукой (если незрячий движется от двери влево). Правой рукой выполняется прием защиты: согнутая в локте рука поднимается так, чтобы предплечье и кисть располагались перед лицом. Левая рука вытянута в сторону стены на уровне пояса, пальцы слегка согнуты, наружной частью двух или всех пальцев следует прикасаться к стене и при продвижении вперед производить скольжение вверх и вниз. В руке можно держать маленькую гладкую палочку (указку) или карандаш, свернутую газету. Используя технику скольжения рукой, незрячий определяет различные объекты, и встречающиеся на пути предметы вновь обследуются.

Для обследования предметов, стоящих в центре помещения, нужно медленно двигаться от входной двери к центру, сохраняя прямолинейное движение, пока не обнаружится предмет. В ходе обследования его следует соотнести с окружающими предметами, с периметром помещения. Например, «Подсвечник, стоящий напротив входной двери, расположен на уровне второго окна». Таким образом, у незрячего постепенно вырисовывается образ всего помещения в целом.

Кроме средней части храма, где находятся верующие во время богослужения, необходимо изучить с незрячим другие его части: паперть, входные двери, притвор, чтобы незрячий мог самостоятельно войти в храм и выйти из него.

Большим подспорьем при изучении помещения храма является его схематическое изображение. Хорошо, если есть возможность сделать рельефно-графический рисунок, изображающий план помещения храма. Как правильно сделать тактильный рисунок, подробно рассматривается в разделе, посвященном тактильным пособиям. Если такой возможности нет, можно «изобразить» план помещения храма, используя подручные средства. Схематическое изображение поможет незрячему правильно представить, как различные предметы в храме расположены относительно друг друга.

Если незрячий передвигается по храму самостоятельно, используя трость, ему необходимо применять прием укороченной трости, который используется при большом количестве людей. Трость берется ниже ручки, как карандаш, тремя пальцами и слегка раскачивается перед ногами.

Вход в церковь, как правило, начинается с лестницы. Если незрячий идет по ней без сопровождающего, следует придерживаться нескольких правил:

К лестнице незрячий подходит под прямым углом.

При подъеме:

работая тростью маятниковой техникой приемом скольжения, находит нижнюю ступеньку;

затем берет трость хватом «карандаш» и сгибает руку в локте, трость располагает сбоку или по центру тела;

измерив высоту и ширину первой ступеньки, ставит трость над ней, касаясь края второй ступеньки. При движении трость свободно висит в одном положении на одну ступеньку выше ног и ударяется о каждую следующую ступеньку, предупреждая о препятствии.

При спуске:

находит первую ступеньку, работая тростью маятниковой техникой приемом скольжения;

в дальнейшем используется видоизмененная диагональная техника (трость располагается сбоку от тела или по центру тела, рука вытянута вперед и трость выпущена на всю длину, чтобы можно было коснуться края следующей ступеньки;

трость плавно скользит со ступеньки на ступеньку, при этом измеряется глубина, ширина и находится край следующей ступеньки прежде, чем шагнуть на нее, что обеспечивает безопасность при спуске по лестнице.

При сопровождении незрячего человека в храме соблюдайте следующие рекомендации:

Сопровождающий сгибает руку в кисти или в локте. Незрячий берет его за неподвижную часть руки (рука сопровождающего должна быть прижата к туловищу, чтобы незрячий чувствовал каждое движение тела сопровождающего и его руки). Незрячий должен идти на полшага сзади сопровождающего. Это положение удобно для незрячего, так как он хорошо чувствует движения зрячего и легко повторяет их.

Никогда не берите незрячего за плечо или за руку, чтобы толкать его перед собой. Трудно вести незрячего таким образом, и, кроме того, это придает ему чувство неуверенности.

Сопровождая незрячего, не стоит ему говорить: «Теперь мы поворачиваем налево или направо». Незрячий чувствует движение сопровождающего и следует ему автоматически.

В храме незрячему удобнее идти справа от сопровождающего.

При перемещении в узком месте, например, при скоплении людей, сопровождающий отводит свою руку назад, а незрячий вытягивает свою руку вперед и встает за спиной сопровождающего. Пройдя узкое место, сопровождающий возвращает свою руку в прежнее положение, и незрячий встает сбоку от сопровождающего.

При прохождении через двери сопровождающий подводит незрячего к двери со стороны петель, открывает дверь той рукой, за которую держится незрячий и первым проходит в дверь. Незрячий свободной рукой перехватывает дверную ручку или берется за открытую плоскость двери и шире открывает дверь, проходя в дверь вслед за сопровождающим. Далее незрячий перемещает руку на ручку с другой стороны двери и закрывает ее.

Иногда незрячего (особенно ребенка) необходимо усадить на стул или скамейку в церкви. При этом сопровождающий должен положить руку незрячего на спинку стула, и далее незрячий, скользя рукой по стулу, находит сидение и садится. При посадке на скамейку достаточно подвести незрячего перпендикулярно к скамейке, чтобы он ногами почувствовал высоту скамейки, затем незрячий развернется и сядет.

Ко всем препятствиям (выступы, уступы, лестницы) незрячий с сопровождающим подходит под прямым углом.

При подъеме по лестнице незрячий идет на одну ступеньку ниже сопровождающего, при спуске — на одну ступеньку выше или рядом с сопровождающим. Если незрячий (особенно ребенок) испытывает страх перед лестницей, ему можно разрешить вставать на ступеньку двумя ногами. Однако лучше приучать его спускаться и подниматься по лестнице, ставя поочередно на каждую ступеньку то правую, то левую ногу, как это делают люди с нормальным зрением. Незрячий должен двигаться синхронно с сопровождающим.

Дорога к храму

Ориентирование в городе или другом населенном пункте представляет сложную проблему для слепого человека. Тем не менее, на улицах можно встретить незрячих, которые самостоятельно с помощью трости или собаки-проводника передвигаются по городу, ходят на работу, в магазины, пользуются городским общественным транспортом. Нередко незрячие самостоятельно приходят в храм.

Белая трость, темные очки — эти приметы подскажут, что перед Вами незрячий человек, которому, возможно, нужна помощь. Не бойтесь ее предложить. Подойдите к нему и, прикоснувшись к его руке (кисти или локтю) спросите: «Может быть, Вам помочь?» Если незрячий испытывает затруднения, он утвердительно ответит на вопрос. В этом случае предложите ему взять Вас за руку, как это будет ему удобно, и проводите его. Если незрячий откажется от вашей помощи, пожалуйста, не обижайтесь на него за это. Вероятно, он хорошо знает дорогу и не хочет быть зависимым от случайного прохожего.

Кроме незрячих есть люди слабовидящие, то есть имеющие очень слабое зрение. Обычно слабовидящие не надевают темные очки и не пользуются тростью, но их можно узнать по осторожной неуверенной походке. Кроме того, слабовидящие часто носят очки с толстыми линзами. Эти люди также могут испытывать сложности при передвижении по городу, особенно при переходе через дорогу и при посадке в транспорт. Им также можно предложить свою помощь.

Если в один и тот же храм с Вами ходит незрячий или слабовидящий человек, можно показать ему наиболее удобную дорогу к храму. Например, где легче перейти проезжую часть, где более ровный тротуар и т.п.

Может быть, кому-то из прихожан по пути с незрячим, кто-то живет по соседству. В этом случае можно предложить незрячему ходить в храм или возвращаться вместе.

Если незрячий, отправляясь из храма домой, пользуется общественным транспортом, а Вы идете на ту же остановку, помогите ему сесть на нужный транспорт. Если у Вас нет на это времени, попросите других людей на остановке помочь незрячему и подсказать ему, когда подойдет его транспорт.

Незрячему будет проще ориентироваться в окрестностях храма, если он хорошо будет представлять эту часть города (поселка, села). Как расположены улицы, где они пересекаются друг с другом, где находятся светофоры и остановки транспорта. Если незрячий не знает этого, объясните ему. В этом случае, опять-таки, ему очень помог бы рельефный план местности, где изображены окрестности храма: прилегающие улицы, переходы через дороги, остановки транспорта, подземные переходы и т.п. Если нет возможности нарисовать рельефную схему окрестностей храма, изобразите ее с помощью подручных средств.

Многие храмы имеют территорию, окруженную церковной оградой. На этой территории могут находиться различные постройки: трапезная, церковная лавка, помещение воскресной школы, колокольня и др. Следует познакомить незрячего прихожанина с этой территорией, чтобы он мог безошибочно находить вход в храм и другие нужные ему помещения.

Обследуя с незрячим храмовую территорию, определите точку отсчета. Удобнее, если этой точкой будут ворота. Если имеются несколько дорожек, объясните, куда они ведут и как расположены относительно друг друга. Например: «Прямо от ворот идет дорожка к входу в храм, а дорожка к воскресной школе расположена правее».

Если территория полностью заасфальтирована, объясните, как расположены здания друг относительно друга, как проще пройти в то или иное здание. Например: «Храм располагается напротив ворот, но вход в него находится правее, примерно, на 20 шагов; церковная лавка расположена слева от храма, ее вход находится со стороны храма».

Как помочь незрячему в храме

Ориентировка в храме и его окрестностях — не единственная проблема, которая возникает у незрячего человека на пути воцерковления. Не менее сложным является для него участие в церковных обрядах, потому что многие из них невозможно совершить без помощи нормально видящего человека. Но далеко не все люди, сопровождая незрячего в храме, представляют, как правильно помочь ему приложиться к иконе, поставить свечу, принять причастие, не привлекая излишнего внимания и не задерживая других прихожан. Постараемся в этом разделе ответить на эти вопросы.

Нередко участие в обряде вызывает у незрячего замешательство, так как он пребывает в ситуации неопределенности. Например, во время исповеди незрячий не знает, куда ему обратить лицо, потому что он не видит, где стоит священник, и когда следует начинать говорить. В этом случае священник очень ему поможет, если подаст голос, попросив незрячего назвать имя или задав какой-то другой вопрос. Незрячего ребенка следует подготовить к первой исповеди, объяснив ему подробно, что от него требуется. Лучше, если первым на исповедь пойдет сопровождающий и предупредит священника о том, что человек не видит.

Проблемная ситуация возникает у незрячих во время причастия, когда они не могут поцеловать край чаши, потому что не видят ее. Найти чашу руками тоже невозможно, поскольку руки в этот момент крестообразно сложены на груди. Обычно этот эпизод сопровождает немая сцена, некомфортная для всех ее участников. Незрячий не знает, как ему поступить: то ли подождать, когда ему поднесут чашу, то ли отойти, не приложившись к ней. Священник не всегда успевает понять, что перед ним незрячий, и почему человек стоит перед ним, не реагируя на его взгляд. Однозначного решения нет. В ряде случаев священник, зная, что перед ним незрячий, сам подносит чашу к его губам. Некоторые священники полагают, что незрячему при причастии можно не прикладываться к чаше. Лучше всего, если незрячий сможет обсудить эту ситуацию со священником заранее, чтобы вместе найти удобное решение.

Для незрячих людей могут быть сделаны исключения из общепринятых правил. Например, при подходе к причастию, когда верующие движутся друг за другом, сложив крестообразно руки на груди, незрячему нужна помощь сопровождающего. При подходе к чаше во время причастия сопровождающий отводит свою руку назад, а незрячий вытягивает свою руку вперед и встает за спиной сопровождающего. Далее первым причащается сопровождающий, а затем на его место, делая шаг вперед, встает незрячий. После причастия незрячий поворачивается вправо или влево (в зависимости от направления подхода к причастию) и движется за сопровождающим. При необходимости сопровождающий помогает ему.

Часто церковные обряды сопровождаются специфическими действиями, положением рук и тела. Незрячий человек, особенно если он посещает храм недавно, может выполнять эти действия неправильно или несвоевременно, потому что лишен возможности копировать поведение окружающих. В таком случае следует показать, как правильно выполнить то или иное действие, и объяснить, когда именно нужно его выполнять.

Если незрячий не знает, как правильно перекреститься, ему надо показать движение рук при наложении креста. Для этого надо сначала научить незрячего складывать пальцы правой руки, комментируя: «Три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони». Затем следует встать позади незрячего (так ему будет легче понять ваши движения), положить его правую руку на свою правую руку и все действия выполнить вместе с ним. После нескольких повторов следует вашу руку положить на руку незрячего и дать ему возможность самостоятельно повторить все движения, при этом, проговаривая, куда именно движется рука: «На лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое».

Обучая незрячего действию, его следует выполнять именно в том темпе, в котором оно выполняется на службе. Ознакомление со способами выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного словесного объяснения каждого движения и их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение обучаемого, то есть его практическое участие в выполнение данного действия.

Существует другие способы обучения незрячих движениям или позам. В некоторых случаях бывает достаточно словесного объяснения. Например: «Сейчас многие верующие опускаются на колени». Незрячий решит сам, как ему поступить. Иногда можно выполнить действие, разрешив незрячему потрогать себя. Например, перед принятием причастия сложить крестообразно руки на груди, чтобы незрячий мог их потрогать и сложить свои руки точно так же. Используя приведенные рекомендации, можно научить незрячих другим необходимым жестам: складывать руки для благословения, класть поклоны и пр. Незрячему следует объяснить, что при обращении за благословением к священнику руки держат на уровне груди крест-накрест, правая ладонь поверх левой тыльной стороной вниз.

Отдельно следует остановиться на том, как прикладываться к иконам. Для этого недостаточно просто поставить незрячего перед иконой. Он должен хорошо представлять, как расположена икона (вертикально, горизонтально, наклонно), в каком месте он может к ней приложиться. Нужно подойти вместе с незрячим к иконе так, чтобы сопровождающий был ближе. Затем зрячий кладет свою руку, за которую держится незрячий, на раму иконы (обычно ее нижний или ближний край), а незрячий по руке сопровождающего своей рукой движется до иконы и делает шаг вперед. Затем незрячий определяет расположение иконы, выравнивается по ней и отступает на шаг назад, после чего прикладывается. Во избежание недоразумений прикасаться губами к иконе незрячему следует в нижнем углу изображения рядом с ее рамой. Если незрячий только начинает посещать храм, следует предварительно объяснить и показать ему, как правильно приложиться к иконе.

Подводя незрячего приложиться к мощам или святым вещам, следует соблюдать то же основное правило: незрячий должен своей рукой зафиксировать место, куда он будет прикладываться. Выполнение этого правила поможет избежать случайных травм и обидных недоразумений.

Помогая незрячему поставить свечу, можно выполнить все необходимые действия, направляя его руку рукой сопровождающего. Сопровождающий вместе с незрячим подходит к подсвечнику, где он хочет поставить свечу. Незрячий берет свечу за середину, при этом его рука должна быть относительно расслаблена и послушна руке сопровождающего. Сопровождающий располагается позади незрячего, берет его руку около локтя и направляет ее так, чтобы незрячий смог зажечь свечу, оплавить ее нижний конец и установить в подсвечник.

Есть и более простой вариант: сопровождающий вместе с незрячим подходят к подсвечнику. Незрячий произносит молитву, а сопровождающий в это время ставит свечу.

Осознание того, что он все выполняет надлежащим образом, поможет незрячему человеку чувствовать себя в храме спокойно и комфортно.

Опыт обучения незрячих детей основам Православия

Вопрос духовного воспитания детей является одной из основных задач, стоящих перед каждым родителем, школой и обществом в целом. В настоящее время сложилась ситуация, характерным признаком которой является ухудшение морально-нравственной обстановки. Задумываясь о будущем наших детей, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ — народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры. Сегодня встал вопрос о том, что преподавание знаний основ Православия призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Многие родители незрячих детей осознают необходимость в обучении основам Православия, духовном воспитании своих детей, но в большинстве случаев эти дети обучаются в специализированных интернатах, проживают вне семьи, и в этой ситуации родители не могут приобщить детей к православным ценностям. Это обстоятельство обусловило необходимость создания воскресных школ для незрячих детей для их православного просвещения. В рамках реализации проекта «Незримый путь» было отработано две модели организации обучения незрячих детей основам Православия: нижегородская и саратовская.

В Нижнем Новгороде классы для незрячих школьников, обучающихся в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, были открыты при воскресной школе при храме во имя прп. Сергия Радонежского, где обучаются нормально видящие дети из семей прихожан храма. Было сформировано два класса: для детей младшего и старшего школьного возраста отдельно — по 8 человек в каждом. Всего занятия посещало 16 человек. Занятия проходили еженедельно из расчета два учебных часа в неделю в каждом классе.

Поскольку преподаватели воскресной школы при храме прп. Сергия Радонежского впервые встретились с незрячими детьми, занятиям в воскресной школе предшествовала деятельность, направленная на освоение преподавателями специфических методик работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения. Опытными тифлопедагогами (специалистами по обучению незрячих детей) было проведено два обучающих тренинга для преподавателей и священнослужителей. Учебный процесс сопровождался консультированием преподавателей воскресной школы тифлопедагогом из специальной школы-интерната. Кроме того, проводилось обучение волонтеров из числа прихожан для сопровождения незрячих детей в ходе занятий в воскресной школе и во время посещения церковной службы.

Обучение незрячих детей основам Православия в Саратове было организовано непосредственно в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей во внеурочное время. В Саратове также было сформировано два класса, по 8 детей в каждом. Занятия проводились из расчета двух учебных часов в неделю. В отличие от нижегородской воскресной школы в качестве преподавателей выступили воцерковленные учителя школы, хорошо осведомленные об особенностях обучения незрячих детей. Взаимодействие незрячих детей с нормально видящими детьми происходило во время совместных культурных мероприятий, посвященных православным праздникам.

В ходе обучения и в Нижнем Новгороде, и в Саратове использовалась программа обычной детской воскресной школы, адаптированная в соответствии с особенностями восприятия учебного материала незрячими детьми. Изучалось два предмета: Закон Божий и церковная музыка.

Одна из важнейших задач обучения основам Православия — доверительное общение между преподавателем и детьми. Успех зависит от степени взаимопонимания и доверия, способности взрослых переживать все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Только такой преподаватель способен говорить о нравственном пробуждении.

Многие родители учеников воспитывались в духе атеизма и не всегда прививали духовные чувства своим детям. Поэтому учитель воскресной школы может быть первым человеком, который начнет подобный диалог. Есть такие семьи, где родители верующие, но они не знают, как донести до ребенка с тяжелой зрительной патологией знания Закона Божьего, научить правильно вести себя в церкви.

Обучение в воскресной школе предполагает партнерство преподавателей и родителей. Важно помнить, что для ребенка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Современные реалии оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Если же ребенок большую часть своего времени проводит в школе-интернате, эта проблема встает еще более остро. Семья создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для развития ребенка, вкладывает деньги в его образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остается слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для подрастающего человека. Поэтому партнерство преподавателей и родителей так необходимо именно в плане совместного духовно-нравственного воспитания ребенка.

Какие специальные методы и приемы преподавания использовались при обучении незрячих детей основам православия? Из имеющихся в арсенале учителя методов (словесные, наглядные, практические) наибольшую трудность при обучении незрячих детей основам Православия представляют методы наглядные, поскольку никаких специальных наглядных пособий для преподавания этого предмета пока, к сожалению, не существует. При знакомстве незрячих детей с церковной утварью и одеждой преподаватели старались демонстрировать им натуральные предметы, описывая детям их внешний вид, объясняя устройство и предназначение.

Для формирования у детей с тяжелой зрительной патологией адекватных представлений о храме, предметах культа использовались объемные макеты, рельефные рисунки, изготовленные при подготовке к занятиям.

Проблемой было знакомство детей с иконами, приходилось словесно описывать изображение. Большую помощь в этом оказали рельефные иконы, изготовленные в мастерской нижегородской региональной общественной организации инвалидов-колясочников «Инватур». Использовался комплект из 12 икон. Это помогло познакомить детей с внешним видом икон, преодолеть вербализм представлений учащихся о почитаемых на Руси иконах.

В процессе обучения использовалась специальная литература: Библии для детей, выполненные рельефно-точечным шрифтом для слепых, молитвословы для слабовидящих, напечатанные укрупненным шрифтом. Для каждого незрячего ребенка, обучающегося в воскресной школе, был напечатан рельефно-точечным шрифтом Брайля краткий детский молитвослов.

Словесные методы применялись при теоретическом ознакомлении с уставными богослужениями, разборе чинопоследований, символики и богословского значения.

Особое значение уделялось практическим методам — участию детей в службах, приготовлениям к церковным праздникам, знакомству с помещением храма. Дети обучались правильному выполнению необходимых жестов, которые используются во время богослужения: крестное знамение, поясные и земные поклоны. Специальное занятие было посвящено ориентировке в помещение храма и на прилежащей территории.

Используя практические методы, следует учитывать возрастные особенности учащихся, имеющиеся навыки ориентировки и степень сформированности психологической готовности у детей. Кроме этого в процессе обучения должны учитываться: острота зрения, цветоразличение, поле и характер зрения (видят оба глаза или один), наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы.

Изучение основ Православия пробудило в детях искренний интерес к освоению ценностей православной культуры. Большинство незрячих учащихся воскресных школ выразили желание продолжить свое православное образование.

Обучение незрячих детей основам Православия может осуществляться инклюзивно, то есть незрячий ребенок может быть включен в класс обычной воскресной школы. Сейчас инклюзивное образование является приоритетным направлением в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Воскресная школа — более благоприятная среда для включения «особого» ребенка в детский коллектив по сравнению с общеобразовательной (массовой) школой. Среди ее учащихся, воспитанных в традициях Православия, незрячий ребенок найдет участие и поддержку, а возможно и новых друзей.

Тактильные пособия

При ознакомлении незрячего с храмом очень полезны тактильные пособия. С их помощью можно рассказать о внутреннем пространстве храма, об окрестностях, о внешнем виде зданий, о маршрутах движения общественного транспорта.

Существует технология изготовления таких схем из пластика. Это экономически целесообразно делать при больших тиражах, так как изготовление пресс-форм довольно дорого.

Макеты зданий, используемых в богослужении предметов могут быть изготовлены из дерева, картона.

Для оперативного изготовления тактильных пособий удобно использовать рельефообразующую бумагу. Черно-белое изображение подготавливается на компьютере с помощью программы векторной графики (например, CorelDRAW), через лазерный принтер выводится на рельефообразующую бумагу, которая затем пропускается через термомашину, где зачерненные места «вспучиваются». Такие термомашины обычно имеются в библиотеках и школах для слепых крупных городов, в некоторых общественных организациях. НРООРДИЗ «Перспектива» может помочь в выполнении заказа на изготовлении таких пособий.

При подготовке рисунка следует учитывать некоторые особенности:

изображение должно быть черно-белым;

толщина линий устанавливается в 4 пункта;

следует избегать несущественных деталей, чтобы улучшить читаемость;

можно использовать различную штриховку отдельных фигур;

шрифт Брайля для компьютера можно найти в Интернете, следует только учесть, что некоторые из них предназначены для печати игольчатым принтером с обратной стороны бумаги, поэтому требуется горизонтально отразить буквы;

подписи шрифтом Брайля наносить 24 кеглем с дополнительной обводкой в 3 пункта, это наиболее соответствует размерам стандартной брайлевской буквы;

целесообразно наносить на лист по Брайлю ориентирующие надписи («Верх», «Поверните лист»);

надписи по возможности следует делать короткими, используя при необходимости сокращения;

подробные надписи можно выносить на край листа;

удобно располагать на картинке ее название обычным шрифтом, чтобы зрячий человек мог помочь в поиске нужной схемы;

готовую схему нужно дать человеку, знакомому со шрифтом Брайля, для проверки.

При отрисовке окрестностей храма можно использовать в качестве шаблона карту либо спутниковую схему, и поверх нее рисовать линии улиц, значки остановок общественного транспорта, маршруты движения. Можно сделать обзорную схему с основными улицами и остановками, а также более подробно план территории храма. Можно сделать набор схем для каждого человека. Например, окрестности его дома, маршрут общественного транспорта с остановками, путь от остановки к церкви, окрестности храма.

Необходима внутренняя схема храма. Для ее изготовления также целесообразно использовать готовый шаблон: строительный чертеж, план пожарной эвакуации. Эту схему полезно изучить совместно с незрячим перед обследованием на месте.

В качестве примера приведем схему Дивеевского монастыря. Следует заметить, что в книге приведены рисунки в уменьшенном виде, поэтому не вполне соответствуют вышеприведенным рекомендациям: уменьшены размеры символов и толщина обводки.

Рельефные изображения зданий можно делать как на основе эскизов, так и по фотографии. Следует выбирать фотографии, выполненные строго перпендикулярно, без геометрических искажений. Отрисовывается контур, наиболее крупные, значимые элементы.

С использованием таких тактильных картинок проще рассказать об особенности внешнего вида, архитектуры зданий.

Тактильные схемы также могут быть изготовлены самостоятельно из подручных материалов: на ровную поверхность наклеиваются кубики, толстый шнур, бусинки и т.п.

Рельефные иконы

Икона для христианина — помощник в молитве. Главная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Незрячий человек не может зрительно увидеть обычную икону, но издревле существует практика создания рельефных икон. Через осязание можно изучить образ, создать его зрительное представление.

Некоторые считают, что в качестве тактильной иконы можно использовать схематичное, упрощенное изображение. По нашему мнению, рельефная икона не должна быть только «иконой для слепых». Образ должен быть понятен всем людям, с его помощью каждый может обратиться с молитвой. Тактильная икона должна занять соответствующее место в семейном иконостасе.

Бытует заблуждение, будто касаться руками лика, изображенного на иконе, кощунственно. Но для незрячего почтительное прикосновение к святыне — то же зрение. Прикасаясь к предмету, он мысленно воссоздает образ.

Существуют различные технологии создания рельефных икон: резьба по дереву и камню, литье, штамповка, вышивка бисером и другие.

Традиционно на Руси изготавливали деревянные резные иконы. Это длительный, трудоемкий процесс, авторская работа. Такая икона может быть помещена в храме, ее внешний вид понятен и зрячему человеку. Следует размещать их в храме на доступной для осязания высоте, рядом расположить табличку с надписью по Брайлю.

Резные иконы из дерева довольно дороги по причине своей уникальности. Мастер-резчик Роман Батурин предложил их тиражировать, и в 2006 году по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия была организована иконная мастерская при нижегородской организации инвалидов-колясочников «Инватур». В качестве материала применяется искусственный камень. Размеры икон варьируются от величины ладони до 30 см. Тактильная икона должна обладать достаточной глубиной рельефа, чтобы быть доступной для различения.

На иконы наносится надпись рельефным шрифтом Брайля. Выпускается несколько икон, используемых для обучения незрячих в воскресной школе и для домашней молитвы: «Спас Вседержитель», Владимирская икона Божьей Матери, Касперовская икона Божьей Матери, икона Божией Матери «Умиление», икона пресвятой Богородицы «Валаамская», прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, св. пр. Иоанна Кронштадтского, св. прав. блаж. Матроны Московской, св. бл. кн. Александра Невского, складень, изображения распятий.

Нужно помочь незрячему обследовать рельефную икону:

рассказать о размере и форме;

какому святому или событию посвящена икона;

кто изображен, в каких позах;

описать одежду, ее цвет;

предметы, присутствующие на изображении;

куда направлен взгляд, выражение лица.

При рассказе следует учитывать возраст, степень подготовленности слушателя.

В качестве примера приведем описание иконы св. прав. блаж. Матроны Московской, изображенной на обложке. Икона имеет размер ладони, прямоугольная с закруглениями сверху. Блаженная Матрона, слепая от рождения, жила в XX веке. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. Святая изображена по пояс, руки прижаты к груди. Правая обращена ладонью вперед, ладонь левой руки расположена горизонтально (рассказчик может сам сложить руки и дать их потрогать незрячему). Одежда просторная с широкими рукавами, на голове повязан платок, скрывающий волосы. На живописных иконах одежда темных тонов, платок белый. Вокруг головы изображен нимб. Выражение лица умиротворенное, глаза закрыты, губы сомкнуты.

Информация о проекте «Незримый путь»

Проект «Незримый путь», реализованный НРООРДИЗ «Перспектива» в 2011–2012 гг., имеет миссионерскую направленность и был нацелен на духовное пробуждение семей, воспитывающих ребенка-инвалида по зрению, их интеграцию в жизнь православной общины. Цель проекта: оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов по зрению, в их духовном воспитании через привлечение к Православию.

Первоначально проект начинался в городе Нижнем Новгороде в партнерстве с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского.

На первом этапе проекта в 2011 г. была создана воскресная школа для незрячих детей при храме прп. Сергия Радонежского. Школу посещали 16 детей. Духовником воскресной школы стал отец Игорь Балабанов, а ее небесной покровительницей блаженная Матрона Московская — святая, особо почитаемая незрячими.

В целях обеспечения доступности учебного материала для незрячих детей были изготовлены рельефно-графические иллюстрации (схемы и рисунки), напечатан рельефноточечным шрифтом Брайля детский молитвослов, изготовлены объемные наглядные пособия: макеты известных храмов, выполненные в технике бумажной пластики.

В мастерской общественной организации инвалидов- колясочников «Инватур» (г. Нижний Новгород) были изготовлены рельефные иконы. Эта мастерская была создана в 2006 году в рамках проекта «Рождение образа» — победителя конкурса «Православная инициатива». Были изготовлены восемь обучающих комплектов, включающих 12 икон, и 16 подарочных комплектов для каждой семьи, состоящие из трех икон.

В рамках реализации проекта предусматривалась работа не только с детьми, но и с их родителями. Были проведены семейные мероприятия: два детско-родительских праздника (праздник Пасхи и мероприятие, приуроченное к престольному празднику храма Сергия Радонежского), а также паломническая поездка в Дивеевский Свято-Троицкий монастырь, в которой участвовало 44 человека (незрячие дети, их родители, волонтеры-сопровождающие, сотрудники проекта).

Для обмена опытом была организована поездка сотрудников проекта для установления контактов с культурно-православным объединением города Санкт-Петербурга при библиотеке слепых и с приходом ставропигиального Симонова монастыря (г. Москва), где существует община слепоглухих. В ходе встреч обсуждались вопросы, связанные с обеспечением информационной и средовой доступности православных храмов для незрячих; анализировался имеющийся опыт изготовления рельефных икон и пособий, рассматривались позитивные примеры участия незрячих прихожан в церковной жизни, в том числе в качестве певчих церковных хоров.

Опыт реализации первого этапа проекта обобщен в буклете, который распространяется среди православных приходов, общественных организаций, учреждений, ведущих работу с незрячими.

Второй этап проекта (2012 г.) имел сетевой характер, в качестве партнера в нем участвовала Саратовская региональная общественная организация «Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения», которая поддержала идею распространения опыта создания воскресной школы для незрячих детей.

Главным результатом реализации второго этапа проекта стало открытие воскресной школы для незрячих детей в г. Саратове. При организации воскресной школы для незрячих детей в Саратове был использован опыт НРООРДИЗ «Перспектива», адаптированный с учетом местных условий. Поскольку дирекция Саратовской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей решила оказать помощь в реализации проекта, занятия проводились как на базе школы, так и при храме мужского Спасо-Преображенского монастыря. Духовником Саратовской воскресной школы для незрячих детей стал настоятель монастыря игумен Пимен (Хеладзе).

В ходе реализации второго этапа проекта были проведены семейные (детско-родительские) праздники: Рождественская елка и праздник Светлой Пасхи.

Центральным мероприятием стала совместная двухдневная паломническая поездка в Дивеевский Свято-Троицкий монастырь. В ней участвовало более 80 человек из Нижнего Новгорода и Саратова. Программа паломнической поездки была разнообразной и насыщенной. Для паломников была организована экскурсия по монастырю, они посетили церковную службу, исповедовались, приняли Святое Причастие, искупались в источнике. Незрячие дети подготовили православный концерт, участвовали в конференции и викторине, посвященной истории Дивеевского монастыря.

Проект «Незримый путь» стал первым шагом на пути воцерковления незрячих детей и их родителей. Он показал, что семьи, воспитывающих незрячих детей, испытывают потребность в приобщении к Православию.

Сведения об авторах

Буланов Андрей Сергеевич — специалист по тактильной графике,

Венедиктова Марина Васильевна — учитель-дефектолог, методист-тифлопедагог,

Ильина Оксана Михайловна — кандидат педагогических наук, руководитель Саратовской региональной общественной организации «Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения»,

Мясникова Людмила Владимировна — кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог,

Сумарокова Ирина Германовна — кандидат психологических наук, руководитель Нижегородской региональной общественной организации родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива».

Список общественных организаций

Нижегородская региональная общественная организация родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива». Нижний Новгород, Бульвар Мира, д. 16.

Тел. (831) 246–12-64.

E‑mail: irasu@list.ru. Веб-сайт: www.perspectiva-nn.ru

Нижегородская региональная общественная организация культурно, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников «Инватур»

Телефон (831) 227–01-23.

E‑mail: invatur@yandex.ru. Веб-сайт: www.invamir.nn.ru

Саратовская региональная общественная организация “Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения”.

410010, г. Саратов, Селекционный пр., д.3.

E‑mail: 903923@saronline.ru.

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин.9:1–3).

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать