Незрячий в храме

Незрячий в храме

(6 голосов4.7 из 5)

Кни­га адре­со­ва­на свя­щен­но­слу­жи­те­лям и всем нерав­но­душ­ным при­хо­жа­нам, жела­ю­щим помочь незря­чим на пути их воцер­ко­в­ле­ния. В бро­шю­ре собра­ны прак­ти­че­ские реко­мен­да­ции по ока­за­нию помо­щи сле­пым и сла­бо­ви­дя­щим людям в их при­об­ще­нии к Пра­во­сла­вию, а так­же отра­жен опыт рабо­ты по духов­но­му про­све­ще­нию незря­чих детей, накоп­лен­ный Ниже­го­род­ской реги­о­наль­ной обще­ствен­ной орга­ни­за­ци­ей роди­те­лей детей-инва­ли­дов по зре­нию “Пер­спек­ти­ва”.

Авто­ры: А.С. Була­нов, М.В. Вене­дик­то­ва, О.М. Ильи­на, Л.В. Мяс­ни­ко­ва, И.Г. Сумарокова

Введение

Каж­до­го Гос­подь ведет сво­им путем. Инва­лид­ность — тяже­лое испы­та­ние для чело­ве­ка и его близ­ких. Сколь­ко при­ме­ров, когда чело­век, в рас­цве­те лет ока­зав­шись нетру­до­спо­соб­ным, закан­чи­ва­ет жизнь само­убий­ством, или когда роди­те­ли отка­зы­ва­ют­ся от детей, родив­ших­ся с физи­че­ски­ми или пси­хи­че­ски­ми недо­стат­ка­ми. Вера дает чело­ве­ку силы не впасть в отча­я­ние, пре­одо­леть недуг и иску­ше­ния. У каж­до­го своя доро­га в Храм, зача­стую чело­век осо­зна­ет необ­хо­ди­мость и силу веры, толь­ко ока­зав­шись в тяже­лой жиз­нен­ной ситуации.

За послед­нее деся­ти­ле­тие в рос­сий­ском обще­стве наблю­да­ет­ся повы­ше­ние вни­ма­ния к про­бле­ме реа­би­ли­та­ции и инте­гра­ции в обще­ство людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. Реша­ют­ся вопро­сы, свя­зан­ные с обра­зо­ва­ни­ем, тру­до­устрой­ством, орга­ни­за­ци­ей досу­га инва­ли­дов. Но для пол­но­цен­ной жиз­ни чело­ве­ка не менее важ­но его духов­ное вос­пи­та­ние, при­об­ще­ние к обще­че­ло­ве­че­ским цен­но­стям, обу­че­ние осно­вам Пра­во­сла­вия. В послед­нее вре­мя мно­гие инва­ли­ды при­хо­дят в храм, в том чис­ле люди с глу­бо­ки­ми нару­ше­ни­я­ми зре­ния — незря­чие и слабовидящие.

У этих людей есть осо­бен­ные труд­но­сти на пути воцер­ко­в­ле­ния. При­хо­дя пер­вый раз в храм, зря­чий чело­век свое незна­ние может вос­пол­нить, обра­тив­шись к соот­вет­ству­ю­щей лите­ра­ту­ре, а так­же дей­ствуя по под­ра­жа­нию. Незря­чий же чело­век этой воз­мож­но­сти лишен: инфор­ма­цию он может вос­при­ни­мать на слух или с помо­щью так­тиль­ных ощу­ще­ний. Нахо­дясь в хра­ме, незря­чий чело­век зача­стую испы­ты­ва­ет неуве­рен­ность, бес­по­мощ­ность и страх. Лишен­ный воз­мож­но­сти видеть про­ис­хо­дя­щее вокруг, он боит­ся сде­лать что-нибудь непра­виль­но или несвое­вре­мен­но. Кро­ме того, при отсут­ствии зре­ния слож­но само­сто­я­тель­но выпол­нять то, что дела­ют при­хо­жане с нор­маль­ным зре­ни­ем: поста­вить све­чу, подать запис­ки о здра­вии или поми­но­ве­нии, при­ло­жить­ся к иконе или кре­сту. Боль­шую про­бле­му пред­став­ля­ет само­сто­я­тель­ное пере­дви­же­ние внут­ри храма.

Мно­гие люди, встре­чая незря­че­го, испы­ты­ва­ют искрен­нее жела­ние помочь ему и, вме­сте с этим, рас­те­рян­ность, пото­му, что не зна­ют, чем имен­но они могут помочь, как это сде­лать пра­виль­но. Зача­стую они про­сто стес­ня­ют­ся пред­ло­жить помощь. Появ­ле­ние чело­ве­ка с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми в хра­ме важ­но не толь­ко для него само­го, но и для всех при­хо­жан, кото­рые смо­гут ока­зать реаль­ную помощь нуж­да­ю­щим­ся в ней.

Автор­ский кол­лек­тив наде­ет­ся, что эта бро­шю­ра помо­жет каж­до­му про­явить свое уча­стие и мило­сер­дие в отно­ше­нии сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих людей на пути их духов­но­го окорм­ле­ния, помо­гая им в тех слу­ча­ях, когда они дей­стви­тель­но испы­ты­ва­ют затруд­не­ния и осо­бен­но нуж­да­ют­ся в помощи.

Ориентировка незрячих в храме

Если у чело­ве­ка отсут­ству­ет зре­ние, ему слож­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в окру­жа­ю­щем про­стран­стве. Одна­ко в хоро­шо зна­ко­мом месте боль­шин­ство незря­чих могут пере­дви­гать­ся доста­точ­но уве­рен­но, нахо­дя само­сто­я­тель­но необ­хо­ди­мые им предметы.

Обыч­но веру­ю­щий чело­век посе­ща­ет один и тот же храм. Для незря­че­го цер­ковь долж­на стать таким «зна­ко­мым местом», где он будет ком­форт­но себя чув­ство­вать и смо­жет быть неза­ви­си­мым от дру­гих людей. Но для это­го необ­хо­ди­мо помочь незря­че­му изу­чить поме­ще­ние храма.

Обсле­до­вать поме­ще­ние луч­ше с сопро­вож­да­ю­щим в то вре­мя, когда там мало наро­да, и не идет служ­ба. Пред­ва­ри­тель­но необ­хо­ди­мо пре­ду­пре­дить слу­жа­щих хра­ма о том, что вы буде­те обсле­до­вать поме­ще­ние вме­сте с незрячим.

Перед обсле­до­ва­ни­ем сле­ду­ет крат­ко рас­ска­зать о самом зда­нии, что­бы незря­чий чело­век мог соста­вить зри­тель­ный образ, пред­ста­вить его кра­со­ту, про­ник­нуть­ся впе­чат­ле­ни­ем, кото­рое про­из­во­дит храм на видя­щих людей. Рас­ска­зы­вая о поме­ще­нии хра­ма, необ­хо­ди­мо опи­сать его фор­му (квад­рат­ное или пря­мо­уголь­ное), оце­нить раз­мер поме­ще­ния в шагах или метрах.

Суще­ству­ет мне­ние, что не сто­ит незря­че­му чело­ве­ку гово­рить о цве­тах, что ему об этом непри­ят­но слы­шать, так как он нико­гда не смо­жет это­го уви­деть. Это невер­но. Напро­тив, незря­чим людям очень инте­рес­но как выгля­дит тот или иной пред­мет. Так что обя­за­тель­но рас­ска­жи­те, како­го цве­та сте­ны, пото­лок, пол в хра­ме, как укра­шен храм. Сколь­ко в поме­ще­нии окон, колонн и т.д.

В нача­ле обсле­до­ва­ния необ­хо­ди­мо выбрать точ­ку отсче­та (чаще это вход­ная дверь). Сопро­вож­да­ю­щий идет бли­же к стене и помо­га­ет незря­че­му обсле­до­вать каж­дый объект.

Сна­ча­ла обхо­дят поме­ще­ние по пери­мет­ру сле­ва напра­во и в обрат­ном направ­ле­нии. Так незря­чий смо­жет опре­де­лить фор­му и раз­мер поме­ще­ния, части, на кото­рые оно делит­ся, объ­ек­ты, сто­я­щие у стен, нали­чие окон­ных или двер­ных про­емов, ниш. Обна­ру­жив на пути какой-либо пред­мет, нуж­но осмот­реть его и вер­нуть­ся обрат­но к точ­ке отсче­та. И так до тех пор, пока не будет обсле­до­ва­но все доступ­ное про­стран­ство хра­ма. Незря­чий запо­ми­на­ет после­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния пред­ме­тов, место­по­ло­же­ние ниш, высту­пов, отме­ча­ет пово­ро­ты, узна­ет место каж­до­го пред­ме­та и их вза­и­мо­рас­по­ло­же­ние, нали­чие окон и т.д.

При изу­че­нии поме­ще­ния хра­ма осо­бен­но сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние незря­че­го на «опас­ные» места. Таки­ми «опас­ны­ми» места­ми явля­ют­ся сту­пень­ки вниз или вверх, колон­ны, пред­ме­ты инте­рье­ра, высту­па­ю­щие на уровне лица, о кото­рые мож­но уда­рить­ся при дви­же­нии. Самым опас­ным местом явля­ют­ся под­свеч­ни­ки с горя­щи­ми све­ча­ми, от кото­рых может заго­реть­ся одеж­да. Незря­чий дол­жен чет­ко знать, где они находятся.

После того как поме­ще­ние обсле­до­ва­но несколь­ко раз с сопро­вож­да­ю­щим, мож­но раз­ре­шить незря­че­му прой­ти само­сто­я­тель­но, кон­тро­ли­руя его пере­дви­же­ние. Перед нача­лом дви­же­ния незря­чий дол­жен по две­ри выров­нять кор­пус тела и пят­ки ног. Обсле­до­ва­ние ведет­ся левой рукой (если незря­чий дви­жет­ся от две­ри вле­во). Пра­вой рукой выпол­ня­ет­ся при­ем защи­ты: согну­тая в лок­те рука под­ни­ма­ет­ся так, что­бы пред­пле­чье и кисть рас­по­ла­га­лись перед лицом. Левая рука вытя­ну­та в сто­ро­ну сте­ны на уровне поя­са, паль­цы слег­ка согну­ты, наруж­ной частью двух или всех паль­цев сле­ду­ет при­ка­сать­ся к стене и при про­дви­же­нии впе­ред про­из­во­дить сколь­же­ние вверх и вниз. В руке мож­но дер­жать малень­кую глад­кую палоч­ку (указ­ку) или каран­даш, свер­ну­тую газе­ту. Исполь­зуя тех­ни­ку сколь­же­ния рукой, незря­чий опре­де­ля­ет раз­лич­ные объ­ек­ты, и встре­ча­ю­щи­е­ся на пути пред­ме­ты вновь обследуются.

Для обсле­до­ва­ния пред­ме­тов, сто­я­щих в цен­тре поме­ще­ния, нуж­но мед­лен­но дви­гать­ся от вход­ной две­ри к цен­тру, сохра­няя пря­мо­ли­ней­ное дви­же­ние, пока не обна­ру­жит­ся пред­мет. В ходе обсле­до­ва­ния его сле­ду­ет соот­не­сти с окру­жа­ю­щи­ми пред­ме­та­ми, с пери­мет­ром поме­ще­ния. Напри­мер, «Под­свеч­ник, сто­я­щий напро­тив вход­ной две­ри, рас­по­ло­жен на уровне вто­ро­го окна». Таким обра­зом, у незря­че­го посте­пен­но выри­со­вы­ва­ет­ся образ все­го поме­ще­ния в целом.

Кро­ме сред­ней части хра­ма, где нахо­дят­ся веру­ю­щие во вре­мя бого­слу­же­ния, необ­хо­ди­мо изу­чить с незря­чим дру­гие его части: паперть, вход­ные две­ри, при­твор, что­бы незря­чий мог само­сто­я­тель­но вой­ти в храм и вый­ти из него.

Боль­шим под­спо­рьем при изу­че­нии поме­ще­ния хра­ма явля­ет­ся его схе­ма­ти­че­ское изоб­ра­же­ние. Хоро­шо, если есть воз­мож­ность сде­лать рельеф­но-гра­фи­че­ский рису­нок, изоб­ра­жа­ю­щий план поме­ще­ния хра­ма. Как пра­виль­но сде­лать так­тиль­ный рису­нок, подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся в раз­де­ле, посвя­щен­ном так­тиль­ным посо­би­ям. Если такой воз­мож­но­сти нет, мож­но «изоб­ра­зить» план поме­ще­ния хра­ма, исполь­зуя под­руч­ные сред­ства. Схе­ма­ти­че­ское изоб­ра­же­ние помо­жет незря­че­му пра­виль­но пред­ста­вить, как раз­лич­ные пред­ме­ты в хра­ме рас­по­ло­же­ны отно­си­тель­но друг друга.

Если незря­чий пере­дви­га­ет­ся по хра­му само­сто­я­тель­но, исполь­зуя трость, ему необ­хо­ди­мо при­ме­нять при­ем уко­ро­чен­ной тро­сти, кото­рый исполь­зу­ет­ся при боль­шом коли­че­стве людей. Трость берет­ся ниже руч­ки, как каран­даш, тре­мя паль­ца­ми и слег­ка рас­ка­чи­ва­ет­ся перед ногами.

Вход в цер­ковь, как пра­ви­ло, начи­на­ет­ся с лест­ни­цы. Если незря­чий идет по ней без сопро­вож­да­ю­ще­го, сле­ду­ет при­дер­жи­вать­ся несколь­ких правил:

К лест­ни­це незря­чий под­хо­дит под пря­мым углом.

При подъ­еме:

рабо­тая тро­стью маят­ни­ко­вой тех­ни­кой при­е­мом сколь­же­ния, нахо­дит ниж­нюю ступеньку;

затем берет трость хва­том «каран­даш» и сги­ба­ет руку в лок­те, трость рас­по­ла­га­ет сбо­ку или по цен­тру тела;

изме­рив высо­ту и шири­ну пер­вой сту­пень­ки, ста­вит трость над ней, каса­ясь края вто­рой сту­пень­ки. При дви­же­нии трость сво­бод­но висит в одном поло­же­нии на одну сту­пень­ку выше ног и уда­ря­ет­ся о каж­дую сле­ду­ю­щую сту­пень­ку, пре­ду­пре­ждая о препятствии.

При спус­ке:

нахо­дит первую сту­пень­ку, рабо­тая тро­стью маят­ни­ко­вой тех­ни­кой при­е­мом скольжения;

в даль­ней­шем исполь­зу­ет­ся видо­из­ме­нен­ная диа­го­наль­ная тех­ни­ка (трость рас­по­ла­га­ет­ся сбо­ку от тела или по цен­тру тела, рука вытя­ну­та впе­ред и трость выпу­ще­на на всю дли­ну, что­бы мож­но было кос­нуть­ся края сле­ду­ю­щей ступеньки;

трость плав­но сколь­зит со сту­пень­ки на сту­пень­ку, при этом изме­ря­ет­ся глу­би­на, шири­на и нахо­дит­ся край сле­ду­ю­щей сту­пень­ки преж­де, чем шаг­нуть на нее, что обес­пе­чи­ва­ет без­опас­ность при спус­ке по лестнице.

При сопро­вож­де­нии незря­че­го чело­ве­ка в хра­ме соблю­дай­те сле­ду­ю­щие рекомендации:

Сопро­вож­да­ю­щий сги­ба­ет руку в кисти или в лок­те. Незря­чий берет его за непо­движ­ную часть руки (рука сопро­вож­да­ю­ще­го долж­на быть при­жа­та к туло­ви­щу, что­бы незря­чий чув­ство­вал каж­дое дви­же­ние тела сопро­вож­да­ю­ще­го и его руки). Незря­чий дол­жен идти на пол­ша­га сза­ди сопро­вож­да­ю­ще­го. Это поло­же­ние удоб­но для незря­че­го, так как он хоро­шо чув­ству­ет дви­же­ния зря­че­го и лег­ко повто­ря­ет их.

Нико­гда не бери­те незря­че­го за пле­чо или за руку, что­бы тол­кать его перед собой. Труд­но вести незря­че­го таким обра­зом, и, кро­ме того, это при­да­ет ему чув­ство неуверенности.

Сопро­вож­дая незря­че­го, не сто­ит ему гово­рить: «Теперь мы пово­ра­чи­ва­ем нале­во или напра­во». Незря­чий чув­ству­ет дви­же­ние сопро­вож­да­ю­ще­го и сле­ду­ет ему автоматически.

В хра­ме незря­че­му удоб­нее идти спра­ва от сопровождающего.

При пере­ме­ще­нии в узком месте, напри­мер, при скоп­ле­нии людей, сопро­вож­да­ю­щий отво­дит свою руку назад, а незря­чий вытя­ги­ва­ет свою руку впе­ред и вста­ет за спи­ной сопро­вож­да­ю­ще­го. Прой­дя узкое место, сопро­вож­да­ю­щий воз­вра­ща­ет свою руку в преж­нее поло­же­ние, и незря­чий вста­ет сбо­ку от сопровождающего.

При про­хож­де­нии через две­ри сопро­вож­да­ю­щий под­во­дит незря­че­го к две­ри со сто­ро­ны петель, откры­ва­ет дверь той рукой, за кото­рую дер­жит­ся незря­чий и пер­вым про­хо­дит в дверь. Незря­чий сво­бод­ной рукой пере­хва­ты­ва­ет двер­ную руч­ку или берет­ся за откры­тую плос­кость две­ри и шире откры­ва­ет дверь, про­хо­дя в дверь вслед за сопро­вож­да­ю­щим. Далее незря­чий пере­ме­ща­ет руку на руч­ку с дру­гой сто­ро­ны две­ри и закры­ва­ет ее.

Ино­гда незря­че­го (осо­бен­но ребен­ка) необ­хо­ди­мо уса­дить на стул или ска­мей­ку в церк­ви. При этом сопро­вож­да­ю­щий дол­жен поло­жить руку незря­че­го на спин­ку сту­ла, и далее незря­чий, сколь­зя рукой по сту­лу, нахо­дит сиде­ние и садит­ся. При посад­ке на ска­мей­ку доста­точ­но под­ве­сти незря­че­го пер­пен­ди­ку­ляр­но к ска­мей­ке, что­бы он нога­ми почув­ство­вал высо­ту ска­мей­ки, затем незря­чий раз­вер­нет­ся и сядет.

Ко всем пре­пят­стви­ям (высту­пы, усту­пы, лест­ни­цы) незря­чий с сопро­вож­да­ю­щим под­хо­дит под пря­мым углом.

При подъ­еме по лест­ни­це незря­чий идет на одну сту­пень­ку ниже сопро­вож­да­ю­ще­го, при спус­ке — на одну сту­пень­ку выше или рядом с сопро­вож­да­ю­щим. Если незря­чий (осо­бен­но ребе­нок) испы­ты­ва­ет страх перед лест­ни­цей, ему мож­но раз­ре­шить вста­вать на сту­пень­ку дву­мя нога­ми. Одна­ко луч­ше при­учать его спус­кать­ся и под­ни­мать­ся по лест­ни­це, ста­вя пооче­ред­но на каж­дую сту­пень­ку то пра­вую, то левую ногу, как это дела­ют люди с нор­маль­ным зре­ни­ем. Незря­чий дол­жен дви­гать­ся син­хрон­но с сопровождающим.

Дорога к храму

Ори­ен­ти­ро­ва­ние в горо­де или дру­гом насе­лен­ном пунк­те пред­став­ля­ет слож­ную про­бле­му для сле­по­го чело­ве­ка. Тем не менее, на ули­цах мож­но встре­тить незря­чих, кото­рые само­сто­я­тель­но с помо­щью тро­сти или соба­ки-про­вод­ни­ка пере­дви­га­ют­ся по горо­ду, ходят на рабо­ту, в мага­зи­ны, поль­зу­ют­ся город­ским обще­ствен­ным транс­пор­том. Неред­ко незря­чие само­сто­я­тель­но при­хо­дят в храм.

Белая трость, тем­ные очки — эти при­ме­ты под­ска­жут, что перед Вами незря­чий чело­век, кото­ро­му, воз­мож­но, нуж­на помощь. Не бой­тесь ее пред­ло­жить. Подой­ди­те к нему и, при­кос­нув­шись к его руке (кисти или лок­тю) спро­си­те: «Может быть, Вам помочь?» Если незря­чий испы­ты­ва­ет затруд­не­ния, он утвер­ди­тель­но отве­тит на вопрос. В этом слу­чае пред­ло­жи­те ему взять Вас за руку, как это будет ему удоб­но, и про­во­ди­те его. Если незря­чий отка­жет­ся от вашей помо­щи, пожа­луй­ста, не оби­жай­тесь на него за это. Веро­ят­но, он хоро­шо зна­ет доро­гу и не хочет быть зави­си­мым от слу­чай­но­го прохожего.

Кро­ме незря­чих есть люди сла­бо­ви­дя­щие, то есть име­ю­щие очень сла­бое зре­ние. Обыч­но сла­бо­ви­дя­щие не наде­ва­ют тем­ные очки и не поль­зу­ют­ся тро­стью, но их мож­но узнать по осто­рож­ной неуве­рен­ной поход­ке. Кро­ме того, сла­бо­ви­дя­щие часто носят очки с тол­сты­ми лин­за­ми. Эти люди так­же могут испы­ты­вать слож­но­сти при пере­дви­же­нии по горо­ду, осо­бен­но при пере­хо­де через доро­гу и при посад­ке в транс­порт. Им так­же мож­но пред­ло­жить свою помощь.

Если в один и тот же храм с Вами ходит незря­чий или сла­бо­ви­дя­щий чело­век, мож­но пока­зать ему наи­бо­лее удоб­ную доро­гу к хра­му. Напри­мер, где лег­че перей­ти про­ез­жую часть, где более ров­ный тро­туар и т.п.

Может быть, кому-то из при­хо­жан по пути с незря­чим, кто-то живет по сосед­ству. В этом слу­чае мож­но пред­ло­жить незря­че­му ходить в храм или воз­вра­щать­ся вместе.

Если незря­чий, отправ­ля­ясь из хра­ма домой, поль­зу­ет­ся обще­ствен­ным транс­пор­том, а Вы иде­те на ту же оста­нов­ку, помо­ги­те ему сесть на нуж­ный транс­порт. Если у Вас нет на это вре­ме­ни, попро­си­те дру­гих людей на оста­нов­ке помочь незря­че­му и под­ска­зать ему, когда подой­дет его транспорт.

Незря­че­му будет про­ще ори­ен­ти­ро­вать­ся в окрест­но­стях хра­ма, если он хоро­шо будет пред­став­лять эту часть горо­да (посел­ка, села). Как рас­по­ло­же­ны ули­цы, где они пере­се­ка­ют­ся друг с дру­гом, где нахо­дят­ся све­то­фо­ры и оста­нов­ки транс­пор­та. Если незря­чий не зна­ет это­го, объ­яс­ни­те ему. В этом слу­чае, опять-таки, ему очень помог бы рельеф­ный план мест­но­сти, где изоб­ра­же­ны окрест­но­сти хра­ма: при­ле­га­ю­щие ули­цы, пере­хо­ды через доро­ги, оста­нов­ки транс­пор­та, под­зем­ные пере­хо­ды и т.п. Если нет воз­мож­но­сти нари­со­вать рельеф­ную схе­му окрест­но­стей хра­ма, изоб­ра­зи­те ее с помо­щью под­руч­ных средств.

Мно­гие хра­мы име­ют тер­ри­то­рию, окру­жен­ную цер­ков­ной огра­дой. На этой тер­ри­то­рии могут нахо­дить­ся раз­лич­ные построй­ки: тра­пез­ная, цер­ков­ная лав­ка, поме­ще­ние вос­крес­ной шко­лы, коло­коль­ня и др. Сле­ду­ет позна­ко­мить незря­че­го при­хо­жа­ни­на с этой тер­ри­то­ри­ей, что­бы он мог без­оши­боч­но нахо­дить вход в храм и дру­гие нуж­ные ему помещения.

Обсле­дуя с незря­чим хра­мо­вую тер­ри­то­рию, опре­де­ли­те точ­ку отсче­та. Удоб­нее, если этой точ­кой будут воро­та. Если име­ют­ся несколь­ко доро­жек, объ­яс­ни­те, куда они ведут и как рас­по­ло­же­ны отно­си­тель­но друг дру­га. Напри­мер: «Пря­мо от ворот идет дорож­ка к вхо­ду в храм, а дорож­ка к вос­крес­ной шко­ле рас­по­ло­же­на правее».

Если тер­ри­то­рия пол­но­стью заас­фаль­ти­ро­ва­на, объ­яс­ни­те, как рас­по­ло­же­ны зда­ния друг отно­си­тель­но дру­га, как про­ще прой­ти в то или иное зда­ние. Напри­мер: «Храм рас­по­ла­га­ет­ся напро­тив ворот, но вход в него нахо­дит­ся пра­вее, при­мер­но, на 20 шагов; цер­ков­ная лав­ка рас­по­ло­же­на сле­ва от хра­ма, ее вход нахо­дит­ся со сто­ро­ны храма».

Как помочь незрячему в храме

Ори­ен­ти­ров­ка в хра­ме и его окрест­но­стях — не един­ствен­ная про­бле­ма, кото­рая воз­ни­ка­ет у незря­че­го чело­ве­ка на пути воцер­ко­в­ле­ния. Не менее слож­ным явля­ет­ся для него уча­стие в цер­ков­ных обря­дах, пото­му что мно­гие из них невоз­мож­но совер­шить без помо­щи нор­маль­но видя­ще­го чело­ве­ка. Но дале­ко не все люди, сопро­вож­дая незря­че­го в хра­ме, пред­став­ля­ют, как пра­виль­но помочь ему при­ло­жить­ся к иконе, поста­вить све­чу, при­нять при­ча­стие, не при­вле­кая излиш­не­го вни­ма­ния и не задер­жи­вая дру­гих при­хо­жан. Поста­ра­ем­ся в этом раз­де­ле отве­тить на эти вопросы.

Неред­ко уча­стие в обря­де вызы­ва­ет у незря­че­го заме­ша­тель­ство, так как он пре­бы­ва­ет в ситу­а­ции неопре­де­лен­но­сти. Напри­мер, во вре­мя испо­ве­ди незря­чий не зна­ет, куда ему обра­тить лицо, пото­му что он не видит, где сто­ит свя­щен­ник, и когда сле­ду­ет начи­нать гово­рить. В этом слу­чае свя­щен­ник очень ему помо­жет, если подаст голос, попро­сив незря­че­го назвать имя или задав какой-то дру­гой вопрос. Незря­че­го ребен­ка сле­ду­ет под­го­то­вить к пер­вой испо­ве­ди, объ­яс­нив ему подроб­но, что от него тре­бу­ет­ся. Луч­ше, если пер­вым на испо­ведь пой­дет сопро­вож­да­ю­щий и пре­ду­пре­дит свя­щен­ни­ка о том, что чело­век не видит.

Про­блем­ная ситу­а­ция воз­ни­ка­ет у незря­чих во вре­мя при­ча­стия, когда они не могут поце­ло­вать край чаши, пото­му что не видят ее. Най­ти чашу рука­ми тоже невоз­мож­но, посколь­ку руки в этот момент кре­сто­об­раз­но сло­же­ны на гру­ди. Обыч­но этот эпи­зод сопро­вож­да­ет немая сце­на, неком­форт­ная для всех ее участ­ни­ков. Незря­чий не зна­ет, как ему посту­пить: то ли подо­ждать, когда ему под­не­сут чашу, то ли отой­ти, не при­ло­жив­шись к ней. Свя­щен­ник не все­гда успе­ва­ет понять, что перед ним незря­чий, и поче­му чело­век сто­ит перед ним, не реа­ги­руя на его взгляд. Одно­знач­но­го реше­ния нет. В ряде слу­ча­ев свя­щен­ник, зная, что перед ним незря­чий, сам под­но­сит чашу к его губам. Неко­то­рые свя­щен­ни­ки пола­га­ют, что незря­че­му при при­ча­стии мож­но не при­кла­ды­вать­ся к чаше. Луч­ше все­го, если незря­чий смо­жет обсу­дить эту ситу­а­цию со свя­щен­ни­ком зара­нее, что­бы вме­сте най­ти удоб­ное решение.

Для незря­чих людей могут быть сде­ла­ны исклю­че­ния из обще­при­ня­тых пра­вил. Напри­мер, при под­хо­де к при­ча­стию, когда веру­ю­щие дви­жут­ся друг за дру­гом, сло­жив кре­сто­об­раз­но руки на гру­ди, незря­че­му нуж­на помощь сопро­вож­да­ю­ще­го. При под­хо­де к чаше во вре­мя при­ча­стия сопро­вож­да­ю­щий отво­дит свою руку назад, а незря­чий вытя­ги­ва­ет свою руку впе­ред и вста­ет за спи­ной сопро­вож­да­ю­ще­го. Далее пер­вым при­ча­ща­ет­ся сопро­вож­да­ю­щий, а затем на его место, делая шаг впе­ред, вста­ет незря­чий. После при­ча­стия незря­чий пово­ра­чи­ва­ет­ся впра­во или вле­во (в зави­си­мо­сти от направ­ле­ния под­хо­да к при­ча­стию) и дви­жет­ся за сопро­вож­да­ю­щим. При необ­хо­ди­мо­сти сопро­вож­да­ю­щий помо­га­ет ему.

Часто цер­ков­ные обря­ды сопро­вож­да­ют­ся спе­ци­фи­че­ски­ми дей­стви­я­ми, поло­же­ни­ем рук и тела. Незря­чий чело­век, осо­бен­но если он посе­ща­ет храм недав­но, может выпол­нять эти дей­ствия непра­виль­но или несвое­вре­мен­но, пото­му что лишен воз­мож­но­сти копи­ро­вать пове­де­ние окру­жа­ю­щих. В таком слу­чае сле­ду­ет пока­зать, как пра­виль­но выпол­нить то или иное дей­ствие, и объ­яс­нить, когда имен­но нуж­но его выполнять.

Если незря­чий не зна­ет, как пра­виль­но пере­кре­стить­ся, ему надо пока­зать дви­же­ние рук при нало­же­нии кре­ста. Для это­го надо сна­ча­ла научить незря­че­го скла­ды­вать паль­цы пра­вой руки, ком­мен­ти­руя: «Три пер­вых паль­ца (боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний) сла­га­ем вме­сте кон­ца­ми ров­но, а два послед­них (безы­мян­ный и мизи­нец) при­ги­ба­ем к ладо­ни». Затем сле­ду­ет встать поза­ди незря­че­го (так ему будет лег­че понять ваши дви­же­ния), поло­жить его пра­вую руку на свою пра­вую руку и все дей­ствия выпол­нить вме­сте с ним. После несколь­ких повто­ров сле­ду­ет вашу руку поло­жить на руку незря­че­го и дать ему воз­мож­ность само­сто­я­тель­но повто­рить все дви­же­ния, при этом, про­го­ва­ри­вая, куда имен­но дви­жет­ся рука: «На лоб, на живот, на пра­вое пле­чо и затем на левое».

Обу­чая незря­че­го дей­ствию, его сле­ду­ет выпол­нять имен­но в том тем­пе, в кото­ром оно выпол­ня­ет­ся на служ­бе. Озна­ком­ле­ние со спо­со­ба­ми выпол­не­ния ново­го дей­ствия все­гда тре­бу­ет деталь­но­го пока­за и подроб­но­го сло­вес­но­го объ­яс­не­ния каж­до­го дви­же­ния и их после­до­ва­тель­но­сти. Реша­ю­щее зна­че­ние при этом име­ет актив­ное пове­де­ние обу­ча­е­мо­го, то есть его прак­ти­че­ское уча­стие в выпол­не­ние дан­но­го действия.

Суще­ству­ет дру­гие спо­со­бы обу­че­ния незря­чих дви­же­ни­ям или позам. В неко­то­рых слу­ча­ях быва­ет доста­точ­но сло­вес­но­го объ­яс­не­ния. Напри­мер: «Сей­час мно­гие веру­ю­щие опус­ка­ют­ся на коле­ни». Незря­чий решит сам, как ему посту­пить. Ино­гда мож­но выпол­нить дей­ствие, раз­ре­шив незря­че­му потро­гать себя. Напри­мер, перед при­ня­ти­ем при­ча­стия сло­жить кре­сто­об­раз­но руки на гру­ди, что­бы незря­чий мог их потро­гать и сло­жить свои руки точ­но так же. Исполь­зуя при­ве­ден­ные реко­мен­да­ции, мож­но научить незря­чих дру­гим необ­хо­ди­мым жестам: скла­ды­вать руки для бла­го­сло­ве­ния, класть покло­ны и пр. Незря­че­му сле­ду­ет объ­яс­нить, что при обра­ще­нии за бла­го­сло­ве­ни­ем к свя­щен­ни­ку руки дер­жат на уровне гру­ди крест-накрест, пра­вая ладонь поверх левой тыль­ной сто­ро­ной вниз.

Отдель­но сле­ду­ет оста­но­вить­ся на том, как при­кла­ды­вать­ся к ико­нам. Для это­го недо­ста­точ­но про­сто поста­вить незря­че­го перед ико­ной. Он дол­жен хоро­шо пред­став­лять, как рас­по­ло­же­на ико­на (вер­ти­каль­но, гори­зон­таль­но, наклон­но), в каком месте он может к ней при­ло­жить­ся. Нуж­но подой­ти вме­сте с незря­чим к иконе так, что­бы сопро­вож­да­ю­щий был бли­же. Затем зря­чий кла­дет свою руку, за кото­рую дер­жит­ся незря­чий, на раму ико­ны (обыч­но ее ниж­ний или ближ­ний край), а незря­чий по руке сопро­вож­да­ю­ще­го сво­ей рукой дви­жет­ся до ико­ны и дела­ет шаг впе­ред. Затем незря­чий опре­де­ля­ет рас­по­ло­же­ние ико­ны, вырав­ни­ва­ет­ся по ней и отсту­па­ет на шаг назад, после чего при­кла­ды­ва­ет­ся. Во избе­жа­ние недо­ра­зу­ме­ний при­ка­сать­ся губа­ми к иконе незря­че­му сле­ду­ет в ниж­нем углу изоб­ра­же­ния рядом с ее рамой. Если незря­чий толь­ко начи­на­ет посе­щать храм, сле­ду­ет пред­ва­ри­тель­но объ­яс­нить и пока­зать ему, как пра­виль­но при­ло­жить­ся к иконе.

Под­во­дя незря­че­го при­ло­жить­ся к мощам или свя­тым вещам, сле­ду­ет соблю­дать то же основ­ное пра­ви­ло: незря­чий дол­жен сво­ей рукой зафик­си­ро­вать место, куда он будет при­кла­ды­вать­ся. Выпол­не­ние это­го пра­ви­ла помо­жет избе­жать слу­чай­ных травм и обид­ных недоразумений.

Помо­гая незря­че­му поста­вить све­чу, мож­но выпол­нить все необ­хо­ди­мые дей­ствия, направ­ляя его руку рукой сопро­вож­да­ю­ще­го. Сопро­вож­да­ю­щий вме­сте с незря­чим под­хо­дит к под­свеч­ни­ку, где он хочет поста­вить све­чу. Незря­чий берет све­чу за сере­ди­ну, при этом его рука долж­на быть отно­си­тель­но рас­слаб­ле­на и послуш­на руке сопро­вож­да­ю­ще­го. Сопро­вож­да­ю­щий рас­по­ла­га­ет­ся поза­ди незря­че­го, берет его руку око­ло лок­тя и направ­ля­ет ее так, что­бы незря­чий смог зажечь све­чу, опла­вить ее ниж­ний конец и уста­но­вить в подсвечник.

Есть и более про­стой вари­ант: сопро­вож­да­ю­щий вме­сте с незря­чим под­хо­дят к под­свеч­ни­ку. Незря­чий про­из­но­сит молит­ву, а сопро­вож­да­ю­щий в это вре­мя ста­вит свечу.

Осо­зна­ние того, что он все выпол­ня­ет над­ле­жа­щим обра­зом, помо­жет незря­че­му чело­ве­ку чув­ство­вать себя в хра­ме спо­кой­но и комфортно.

Опыт обучения незрячих детей основам Православия

Вопрос духов­но­го вос­пи­та­ния детей явля­ет­ся одной из основ­ных задач, сто­я­щих перед каж­дым роди­те­лем, шко­лой и обще­ством в целом. В насто­я­щее вре­мя сло­жи­лась ситу­а­ция, харак­тер­ным при­зна­ком кото­рой явля­ет­ся ухуд­ше­ние мораль­но-нрав­ствен­ной обста­нов­ки. Заду­мы­ва­ясь о буду­щем наших детей, мы неиз­беж­но обра­ща­ем­ся к про­грес­сив­ной мыс­ли про­шло­го, к жиз­нен­но­му опы­ту всех вре­мен и поко­ле­ний, к осно­ве основ — народ­ной фило­со­фии, муд­ро­сти тра­ди­ци­он­но­го мировоззрения.

Народ, не зна­ю­щий исто­рии и куль­ту­ры пред­ков, обре­чен на духов­ное вырож­де­ние. Имен­но поэто­му мы отме­ча­ем острую необ­хо­ди­мость осмыс­ле­ния основ тра­ди­ци­он­ной народ­ной куль­ту­ры. Сего­дня встал вопрос о том, что пре­по­да­ва­ние зна­ний основ Пра­во­сла­вия при­зва­но сыг­рать важ­ную роль не толь­ко в рас­ши­ре­нии обра­зо­ва­тель­но­го кру­го­зо­ра наших детей, но и в фор­ми­ро­ва­нии достой­но­го граж­да­ни­на Рос­сии, гото­во­го к меж­куль­тур­но­му и меж­кон­фес­си­о­наль­но­му диалогу.

Мно­гие роди­те­ли незря­чих детей осо­зна­ют необ­хо­ди­мость в обу­че­нии осно­вам Пра­во­сла­вия, духов­ном вос­пи­та­нии сво­их детей, но в боль­шин­стве слу­ча­ев эти дети обу­ча­ют­ся в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных интер­на­тах, про­жи­ва­ют вне семьи, и в этой ситу­а­ции роди­те­ли не могут при­об­щить детей к пра­во­слав­ным цен­но­стям. Это обсто­я­тель­ство обу­сло­ви­ло необ­хо­ди­мость созда­ния вос­крес­ных школ для незря­чих детей для их пра­во­слав­но­го про­све­ще­ния. В рам­ках реа­ли­за­ции про­ек­та «Незри­мый путь» было отра­бо­та­но две моде­ли орга­ни­за­ции обу­че­ния незря­чих детей осно­вам Пра­во­сла­вия: ниже­го­род­ская и саратовская.

В Ниж­нем Нов­го­ро­де клас­сы для незря­чих школь­ни­ков, обу­ча­ю­щих­ся в шко­ле-интер­на­те для сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих детей, были откры­ты при вос­крес­ной шко­ле при хра­ме во имя прп. Сер­гия Радо­неж­ско­го, где обу­ча­ют­ся нор­маль­но видя­щие дети из семей при­хо­жан хра­ма. Было сфор­ми­ро­ва­но два клас­са: для детей млад­ше­го и стар­ше­го школь­но­го воз­рас­та отдель­но — по 8 чело­век в каж­дом. Все­го заня­тия посе­ща­ло 16 чело­век. Заня­тия про­хо­ди­ли еже­не­дель­но из рас­че­та два учеб­ных часа в неде­лю в каж­дом классе.

Посколь­ку пре­по­да­ва­те­ли вос­крес­ной шко­лы при хра­ме прп. Сер­гия Радо­неж­ско­го впер­вые встре­ти­лись с незря­чи­ми детьми, заня­ти­ям в вос­крес­ной шко­ле пред­ше­ство­ва­ла дея­тель­ность, направ­лен­ная на осво­е­ние пре­по­да­ва­те­ля­ми спе­ци­фи­че­ских мето­дик рабо­ты с детьми, име­ю­щи­ми тяже­лые нару­ше­ния зре­ния. Опыт­ны­ми тифло­пе­да­го­га­ми (спе­ци­а­ли­ста­ми по обу­че­нию незря­чих детей) было про­ве­де­но два обу­ча­ю­щих тре­нин­га для пре­по­да­ва­те­лей и свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Учеб­ный про­цесс сопро­вож­дал­ся кон­суль­ти­ро­ва­ни­ем пре­по­да­ва­те­лей вос­крес­ной шко­лы тифло­пе­да­го­гом из спе­ци­аль­ной шко­лы-интер­на­та. Кро­ме того, про­во­ди­лось обу­че­ние волон­те­ров из чис­ла при­хо­жан для сопро­вож­де­ния незря­чих детей в ходе заня­тий в вос­крес­ной шко­ле и во вре­мя посе­ще­ния цер­ков­ной службы.

Обу­че­ние незря­чих детей осно­вам Пра­во­сла­вия в Сара­то­ве было орга­ни­зо­ва­но непо­сред­ствен­но в шко­ле-интер­на­те для сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих детей во вне­уроч­ное вре­мя. В Сара­то­ве так­же было сфор­ми­ро­ва­но два клас­са, по 8 детей в каж­дом. Заня­тия про­во­ди­лись из рас­че­та двух учеб­ных часов в неде­лю. В отли­чие от ниже­го­род­ской вос­крес­ной шко­лы в каче­стве пре­по­да­ва­те­лей высту­пи­ли воцер­ко­в­лен­ные учи­те­ля шко­лы, хоро­шо осве­дом­лен­ные об осо­бен­но­стях обу­че­ния незря­чих детей. Вза­и­мо­дей­ствие незря­чих детей с нор­маль­но видя­щи­ми детьми про­ис­хо­ди­ло во вре­мя сов­мест­ных куль­тур­ных меро­при­я­тий, посвя­щен­ных пра­во­слав­ным праздникам.

В ходе обу­че­ния и в Ниж­нем Нов­го­ро­де, и в Сара­то­ве исполь­зо­ва­лась про­грам­ма обыч­ной дет­ской вос­крес­ной шко­лы, адап­ти­ро­ван­ная в соот­вет­ствии с осо­бен­но­стя­ми вос­при­я­тия учеб­но­го мате­ри­а­ла незря­чи­ми детьми. Изу­ча­лось два пред­ме­та: Закон Божий и цер­ков­ная музыка.

Одна из важ­ней­ших задач обу­че­ния осно­вам Пра­во­сла­вия — дове­ри­тель­ное обще­ние меж­ду пре­по­да­ва­те­лем и детьми. Успех зави­сит от сте­пе­ни вза­и­мо­по­ни­ма­ния и дове­рия, спо­соб­но­сти взрос­лых пере­жи­вать все про­бле­мы ребён­ка, най­ти и ска­зать ему вовре­мя нуж­ное сло­во. Толь­ко такой пре­по­да­ва­тель спо­со­бен гово­рить о нрав­ствен­ном пробуждении.

Мно­гие роди­те­ли уче­ни­ков вос­пи­ты­ва­лись в духе ате­из­ма и не все­гда при­ви­ва­ли духов­ные чув­ства сво­им детям. Поэто­му учи­тель вос­крес­ной шко­лы может быть пер­вым чело­ве­ком, кото­рый нач­нет подоб­ный диа­лог. Есть такие семьи, где роди­те­ли веру­ю­щие, но они не зна­ют, как доне­сти до ребен­ка с тяже­лой зри­тель­ной пато­ло­ги­ей зна­ния Зако­на Божье­го, научить пра­виль­но вести себя в церкви.

Обу­че­ние в вос­крес­ной шко­ле пред­по­ла­га­ет парт­нер­ство пре­по­да­ва­те­лей и роди­те­лей. Важ­но пом­нить, что для ребен­ка самый дей­ствен­ный обра­зец жиз­не­лю­бия, нрав­ствен­но­го само­опре­де­ле­ния — это его роди­те­ли. Боль­шин­ство роди­те­лей в той или иной мере ощу­ща­ют недо­ста­ток живо­го обще­ния с детьми. Дефи­цит под­лин­но­го обще­ния — одна из болез­ней наше­го вре­ме­ни. Совре­мен­ные реа­лии остав­ля­ют слиш­ком мало воз­мож­но­стей для того, что­бы пого­во­рить друг с дру­гом, услы­шать и понять друг дру­га. Если же ребе­нок боль­шую часть сво­е­го вре­ме­ни про­во­дит в шко­ле-интер­на­те, эта про­бле­ма вста­ет еще более ост­ро. Семья созда­ёт необ­хо­ди­мые мате­ри­аль­ные, соци­аль­но-эко­но­ми­че­ские, куль­тур­ные усло­вия для раз­ви­тия ребен­ка, вкла­ды­ва­ет день­ги в его обра­зо­ва­ние. Но под­час все эти функ­ции выпол­ня­ют­ся за счёт одной, но самой важ­ной — насто­я­ще­го семей­но­го обще­ния, созда­ния осо­бой атмо­сфе­ры семей­но­го уюта (в нема­те­ри­аль­ном зна­че­нии это­го сло­ва). К сожа­ле­нию, на раз­го­во­ры о глав­ном — о смыс­ле жиз­ни, о выбо­ре цен­но­стей, о доб­ре и зле оста­ет­ся слиш­ком мало вре­ме­ни. Но имен­но эти темы акту­аль­ны для под­рас­та­ю­ще­го чело­ве­ка. Поэто­му парт­нер­ство пре­по­да­ва­те­лей и роди­те­лей так необ­хо­ди­мо имен­но в плане сов­мест­но­го духов­но-нрав­ствен­но­го вос­пи­та­ния ребенка.

Какие спе­ци­аль­ные мето­ды и при­е­мы пре­по­да­ва­ния исполь­зо­ва­лись при обу­че­нии незря­чих детей осно­вам пра­во­сла­вия? Из име­ю­щих­ся в арсе­на­ле учи­те­ля мето­дов (сло­вес­ные, нагляд­ные, прак­ти­че­ские) наи­боль­шую труд­ность при обу­че­нии незря­чих детей осно­вам Пра­во­сла­вия пред­став­ля­ют мето­ды нагляд­ные, посколь­ку ника­ких спе­ци­аль­ных нагляд­ных посо­бий для пре­по­да­ва­ния это­го пред­ме­та пока, к сожа­ле­нию, не суще­ству­ет. При зна­ком­стве незря­чих детей с цер­ков­ной утва­рью и одеж­дой пре­по­да­ва­те­ли ста­ра­лись демон­стри­ро­вать им нату­раль­ные пред­ме­ты, опи­сы­вая детям их внеш­ний вид, объ­яс­няя устрой­ство и предназначение.

Для фор­ми­ро­ва­ния у детей с тяже­лой зри­тель­ной пато­ло­ги­ей адек­ват­ных пред­став­ле­ний о хра­ме, пред­ме­тах куль­та исполь­зо­ва­лись объ­ем­ные маке­ты, рельеф­ные рисун­ки, изго­тов­лен­ные при под­го­тов­ке к занятиям.

Про­бле­мой было зна­ком­ство детей с ико­на­ми, при­хо­ди­лось сло­вес­но опи­сы­вать изоб­ра­же­ние. Боль­шую помощь в этом ока­за­ли рельеф­ные ико­ны, изго­тов­лен­ные в мастер­ской ниже­го­род­ской реги­о­наль­ной обще­ствен­ной орга­ни­за­ции инва­ли­дов-коля­соч­ни­ков «Инва­тур». Исполь­зо­вал­ся ком­плект из 12 икон. Это помог­ло позна­ко­мить детей с внеш­ним видом икон, пре­одо­леть вер­ба­лизм пред­став­ле­ний уча­щих­ся о почи­та­е­мых на Руси иконах.

В про­цес­се обу­че­ния исполь­зо­ва­лась спе­ци­аль­ная лите­ра­ту­ра: Биб­лии для детей, выпол­нен­ные рельеф­но-точеч­ным шриф­том для сле­пых, молит­во­сло­вы для сла­бо­ви­дя­щих, напе­ча­тан­ные укруп­нен­ным шриф­том. Для каж­до­го незря­че­го ребен­ка, обу­ча­ю­ще­го­ся в вос­крес­ной шко­ле, был напе­ча­тан рельеф­но-точеч­ным шриф­том Брай­ля крат­кий дет­ский молитвослов.

Сло­вес­ные мето­ды при­ме­ня­лись при тео­ре­ти­че­ском озна­ком­ле­нии с устав­ны­ми бого­слу­же­ни­я­ми, раз­бо­ре чино­по­сле­до­ва­ний, сим­во­ли­ки и бого­слов­ско­го значения.

Осо­бое зна­че­ние уде­ля­лось прак­ти­че­ским мето­дам — уча­стию детей в служ­бах, при­го­тов­ле­ни­ям к цер­ков­ным празд­ни­кам, зна­ком­ству с поме­ще­ни­ем хра­ма. Дети обу­ча­лись пра­виль­но­му выпол­не­нию необ­хо­ди­мых жестов, кото­рые исполь­зу­ют­ся во вре­мя бого­слу­же­ния: крест­ное зна­ме­ние, пояс­ные и зем­ные покло­ны. Спе­ци­аль­ное заня­тие было посвя­ще­но ори­ен­ти­ров­ке в поме­ще­ние хра­ма и на при­ле­жа­щей территории.

Исполь­зуя прак­ти­че­ские мето­ды, сле­ду­ет учи­ты­вать воз­раст­ные осо­бен­но­сти уча­щих­ся, име­ю­щи­е­ся навы­ки ори­ен­ти­ров­ки и сте­пень сфор­ми­ро­ван­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ской готов­но­сти у детей. Кро­ме это­го в про­цес­се обу­че­ния долж­ны учи­ты­вать­ся: остро­та зре­ния, цве­то­раз­ли­че­ние, поле и харак­тер зре­ния (видят оба гла­за или один), нали­чие и харак­тер сопут­ству­ю­щих забо­ле­ва­ний, состо­я­ние слу­ха, опор­но­дви­га­тель­но­го аппа­ра­та, интел­лек­та, эмо­ци­о­наль­но-воле­вой сферы.

Изу­че­ние основ Пра­во­сла­вия про­бу­ди­ло в детях искрен­ний инте­рес к осво­е­нию цен­но­стей пра­во­слав­ной куль­ту­ры. Боль­шин­ство незря­чих уча­щих­ся вос­крес­ных школ выра­зи­ли жела­ние про­дол­жить свое пра­во­слав­ное образование.

Обу­че­ние незря­чих детей осно­вам Пра­во­сла­вия может осу­ществ­лять­ся инклю­зив­но, то есть незря­чий ребе­нок может быть вклю­чен в класс обыч­ной вос­крес­ной шко­лы. Сей­час инклю­зив­ное обра­зо­ва­ние явля­ет­ся при­о­ри­тет­ным направ­ле­ни­ем в обу­че­нии детей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья. Вос­крес­ная шко­ла — более бла­го­при­ят­ная сре­да для вклю­че­ния «осо­бо­го» ребен­ка в дет­ский кол­лек­тив по срав­не­нию с обще­об­ра­зо­ва­тель­ной (мас­со­вой) шко­лой. Сре­ди ее уча­щих­ся, вос­пи­тан­ных в тра­ди­ци­ях Пра­во­сла­вия, незря­чий ребе­нок най­дет уча­стие и под­держ­ку, а воз­мож­но и новых друзей.

Тактильные пособия

При озна­ком­ле­нии незря­че­го с хра­мом очень полез­ны так­тиль­ные посо­бия. С их помо­щью мож­но рас­ска­зать о внут­рен­нем про­стран­стве хра­ма, об окрест­но­стях, о внеш­нем виде зда­ний, о марш­ру­тах дви­же­ния обще­ствен­но­го транспорта.

Суще­ству­ет тех­но­ло­гия изго­тов­ле­ния таких схем из пла­сти­ка. Это эко­но­ми­че­ски целе­со­об­раз­но делать при боль­ших тира­жах, так как изго­тов­ле­ние пресс-форм доволь­но дорого.

Маке­ты зда­ний, исполь­зу­е­мых в бого­слу­же­нии пред­ме­тов могут быть изго­тов­ле­ны из дере­ва, картона.

Для опе­ра­тив­но­го изго­тов­ле­ния так­тиль­ных посо­бий удоб­но исполь­зо­вать релье­фо­об­ра­зу­ю­щую бума­гу. Чер­но-белое изоб­ра­же­ние под­го­тав­ли­ва­ет­ся на ком­пью­те­ре с помо­щью про­грам­мы век­тор­ной гра­фи­ки (напри­мер, CorelDRAW), через лазер­ный прин­тер выво­дит­ся на релье­фо­об­ра­зу­ю­щую бума­гу, кото­рая затем про­пус­ка­ет­ся через тер­мо­ма­ши­ну, где зачер­нен­ные места «вспу­чи­ва­ют­ся». Такие тер­мо­ма­ши­ны обыч­но име­ют­ся в биб­лио­те­ках и шко­лах для сле­пых круп­ных горо­дов, в неко­то­рых обще­ствен­ных орга­ни­за­ци­ях. НРООРДИЗ «Пер­спек­ти­ва» может помочь в выпол­не­нии зака­за на изго­тов­ле­нии таких пособий.

При под­го­тов­ке рисун­ка сле­ду­ет учи­ты­вать неко­то­рые особенности:

изоб­ра­же­ние долж­но быть черно-белым;

тол­щи­на линий уста­нав­ли­ва­ет­ся в 4 пункта;

сле­ду­ет избе­гать несу­ще­ствен­ных дета­лей, что­бы улуч­шить читаемость;

мож­но исполь­зо­вать раз­лич­ную штри­хов­ку отдель­ных фигур;

шрифт Брай­ля для ком­пью­те­ра мож­но най­ти в Интер­не­те, сле­ду­ет толь­ко учесть, что неко­то­рые из них пред­на­зна­че­ны для печа­ти иголь­ча­тым прин­те­ром с обрат­ной сто­ро­ны бума­ги, поэто­му тре­бу­ет­ся гори­зон­таль­но отра­зить буквы;

под­пи­си шриф­том Брай­ля нано­сить 24 кег­лем с допол­ни­тель­ной обвод­кой в 3 пунк­та, это наи­бо­лее соот­вет­ству­ет раз­ме­рам стан­дарт­ной брай­лев­ской буквы;

целе­со­об­раз­но нано­сить на лист по Брай­лю ори­ен­ти­ру­ю­щие над­пи­си («Верх», «Повер­ни­те лист»);

над­пи­си по воз­мож­но­сти сле­ду­ет делать корот­ки­ми, исполь­зуя при необ­хо­ди­мо­сти сокращения;

подроб­ные над­пи­си мож­но выно­сить на край листа;

удоб­но рас­по­ла­гать на кар­тин­ке ее назва­ние обыч­ным шриф­том, что­бы зря­чий чело­век мог помочь в поис­ке нуж­ной схемы;

гото­вую схе­му нуж­но дать чело­ве­ку, зна­ко­мо­му со шриф­том Брай­ля, для проверки.

При отри­сов­ке окрест­но­стей хра­ма мож­но исполь­зо­вать в каче­стве шаб­ло­на кар­ту либо спут­ни­ко­вую схе­му, и поверх нее рисо­вать линии улиц, знач­ки оста­но­вок обще­ствен­но­го транс­пор­та, марш­ру­ты дви­же­ния. Мож­но сде­лать обзор­ную схе­му с основ­ны­ми ули­ца­ми и оста­нов­ка­ми, а так­же более подроб­но план тер­ри­то­рии хра­ма. Мож­но сде­лать набор схем для каж­до­го чело­ве­ка. Напри­мер, окрест­но­сти его дома, марш­рут обще­ствен­но­го транс­пор­та с оста­нов­ка­ми, путь от оста­нов­ки к церк­ви, окрест­но­сти храма.

Необ­хо­ди­ма внут­рен­няя схе­ма хра­ма. Для ее изго­тов­ле­ния так­же целе­со­об­раз­но исполь­зо­вать гото­вый шаб­лон: стро­и­тель­ный чер­теж, план пожар­ной эва­ку­а­ции. Эту схе­му полез­но изу­чить сов­мест­но с незря­чим перед обсле­до­ва­ни­ем на месте.

В каче­стве при­ме­ра при­ве­дем схе­му Диве­ев­ско­го мона­сты­ря. Сле­ду­ет заме­тить, что в кни­ге при­ве­де­ны рисун­ки в умень­шен­ном виде, поэто­му не вполне соот­вет­ству­ют выше­при­ве­ден­ным реко­мен­да­ци­ям: умень­ше­ны раз­ме­ры сим­во­лов и тол­щи­на обводки.

Рельеф­ные изоб­ра­же­ния зда­ний мож­но делать как на осно­ве эски­зов, так и по фото­гра­фии. Сле­ду­ет выби­рать фото­гра­фии, выпол­нен­ные стро­го пер­пен­ди­ку­ляр­но, без гео­мет­ри­че­ских иска­же­ний. Отри­со­вы­ва­ет­ся кон­тур, наи­бо­лее круп­ные, зна­чи­мые элементы.

С исполь­зо­ва­ни­ем таких так­тиль­ных кар­ти­нок про­ще рас­ска­зать об осо­бен­но­сти внеш­не­го вида, архи­тек­ту­ры зданий.

Так­тиль­ные схе­мы так­же могут быть изго­тов­ле­ны само­сто­я­тель­но из под­руч­ных мате­ри­а­лов: на ров­ную поверх­ность накле­и­ва­ют­ся куби­ки, тол­стый шнур, бусин­ки и т.п.

Рельефные иконы

Ико­на для хри­сти­а­ни­на — помощ­ник в молит­ве. Глав­ная мысль ико­но­по­чи­та­ния: «Честь, воз­да­ва­е­мая обра­зу, пере­хо­дит на Пер­во­об­раз». Незря­чий чело­век не может зри­тель­но уви­деть обыч­ную ико­ну, но издрев­ле суще­ству­ет прак­ти­ка созда­ния рельеф­ных икон. Через ося­за­ние мож­но изу­чить образ, создать его зри­тель­ное представление.

Неко­то­рые счи­та­ют, что в каче­стве так­тиль­ной ико­ны мож­но исполь­зо­вать схе­ма­тич­ное, упро­щен­ное изоб­ра­же­ние. По наше­му мне­нию, рельеф­ная ико­на не долж­на быть толь­ко «ико­ной для сле­пых». Образ дол­жен быть поня­тен всем людям, с его помо­щью каж­дый может обра­тить­ся с молит­вой. Так­тиль­ная ико­на долж­на занять соот­вет­ству­ю­щее место в семей­ном иконостасе.

Быту­ет заблуж­де­ние, буд­то касать­ся рука­ми лика, изоб­ра­жен­но­го на иконе, кощун­ствен­но. Но для незря­че­го почти­тель­ное при­кос­но­ве­ние к свя­тыне — то же зре­ние. При­ка­са­ясь к пред­ме­ту, он мыс­лен­но вос­со­зда­ет образ.

Суще­ству­ют раз­лич­ные тех­но­ло­гии созда­ния рельеф­ных икон: резь­ба по дере­ву и кам­ню, литье, штам­пов­ка, вышив­ка бисе­ром и другие.

Тра­ди­ци­он­но на Руси изго­тав­ли­ва­ли дере­вян­ные рез­ные ико­ны. Это дли­тель­ный, тру­до­ем­кий про­цесс, автор­ская рабо­та. Такая ико­на может быть поме­ще­на в хра­ме, ее внеш­ний вид поня­тен и зря­че­му чело­ве­ку. Сле­ду­ет раз­ме­щать их в хра­ме на доступ­ной для ося­за­ния высо­те, рядом рас­по­ло­жить таб­лич­ку с над­пи­сью по Брайлю.

Рез­ные ико­ны из дере­ва доволь­но доро­ги по при­чине сво­ей уни­каль­но­сти. Мастер-рез­чик Роман Бату­рин пред­ло­жил их тира­жи­ро­вать, и в 2006 году по бла­го­сло­ве­нию архи­епи­ско­па Ниже­го­род­ско­го и Арза­мас­ско­го Геор­гия была орга­ни­зо­ва­на икон­ная мастер­ская при ниже­го­род­ской орга­ни­за­ции инва­ли­дов-коля­соч­ни­ков «Инва­тур». В каче­стве мате­ри­а­ла при­ме­ня­ет­ся искус­ствен­ный камень. Раз­ме­ры икон варьи­ру­ют­ся от вели­чи­ны ладо­ни до 30 см. Так­тиль­ная ико­на долж­на обла­дать доста­точ­ной глу­би­ной релье­фа, что­бы быть доступ­ной для различения.

На ико­ны нано­сит­ся над­пись рельеф­ным шриф­том Брай­ля. Выпус­ка­ет­ся несколь­ко икон, исполь­зу­е­мых для обу­че­ния незря­чих в вос­крес­ной шко­ле и для домаш­ней молит­вы: «Спас Все­дер­жи­тель», Вла­ди­мир­ская ико­на Божьей Мате­ри, Кас­пе­ров­ская ико­на Божьей Мате­ри, ико­на Божи­ей Мате­ри «Уми­ле­ние», ико­на пре­свя­той Бого­ро­ди­цы «Вала­ам­ская», прп. Сер­гия Радо­неж­ско­го, прп. Сера­фи­ма Саров­ско­го, св. пр. Иоан­на Крон­штадт­ско­го, св. прав. блаж. Мат­ро­ны Мос­ков­ской, св. бл. кн. Алек­сандра Нев­ско­го, скла­день, изоб­ра­же­ния распятий.

Нуж­но помочь незря­че­му обсле­до­вать рельеф­ную икону:

рас­ска­зать о раз­ме­ре и форме;

како­му свя­то­му или собы­тию посвя­ще­на икона;

кто изоб­ра­жен, в каких позах;

опи­сать одеж­ду, ее цвет;

пред­ме­ты, при­сут­ству­ю­щие на изображении;

куда направ­лен взгляд, выра­же­ние лица.

При рас­ска­зе сле­ду­ет учи­ты­вать воз­раст, сте­пень под­го­тов­лен­но­сти слушателя.

В каче­стве при­ме­ра при­ве­дем опи­са­ние ико­ны св. прав. блаж. Мат­ро­ны Мос­ков­ской, изоб­ра­жен­ной на облож­ке. Ико­на име­ет раз­мер ладо­ни, пря­мо­уголь­ная с закруг­ле­ни­я­ми свер­ху. Бла­жен­ная Мат­ро­на, сле­пая от рож­де­ния, жила в XX веке. По ее молит­ве люди полу­ча­ли исце­ле­ние от болез­ней и уте­ше­ние в скор­бях. Свя­тая изоб­ра­же­на по пояс, руки при­жа­ты к гру­ди. Пра­вая обра­ще­на ладо­нью впе­ред, ладонь левой руки рас­по­ло­же­на гори­зон­таль­но (рас­сказ­чик может сам сло­жить руки и дать их потро­гать незря­че­му). Одеж­да про­стор­ная с широ­ки­ми рука­ва­ми, на голо­ве повя­зан пла­ток, скры­ва­ю­щий воло­сы. На живо­пис­ных ико­нах одеж­да тем­ных тонов, пла­ток белый. Вокруг голо­вы изоб­ра­жен нимб. Выра­же­ние лица уми­ро­тво­рен­ное, гла­за закры­ты, губы сомкнуты.

Информация о проекте «Незримый путь»

Про­ект «Незри­мый путь», реа­ли­зо­ван­ный НРООРДИЗ «Пер­спек­ти­ва» в 2011–2012 гг., име­ет мис­си­о­нер­скую направ­лен­ность и был наце­лен на духов­ное про­буж­де­ние семей, вос­пи­ты­ва­ю­щих ребен­ка-инва­ли­да по зре­нию, их инте­гра­цию в жизнь пра­во­слав­ной общи­ны. Цель про­ек­та: ока­за­ние помо­щи семьям, вос­пи­ты­ва­ю­щим детей-инва­ли­дов по зре­нию, в их духов­ном вос­пи­та­нии через при­вле­че­ние к Православию.

Пер­во­на­чаль­но про­ект начи­нал­ся в горо­де Ниж­нем Нов­го­ро­де в парт­нер­стве с хра­мом во имя пре­по­доб­но­го Сер­гия Радонежского.

На пер­вом эта­пе про­ек­та в 2011 г. была созда­на вос­крес­ная шко­ла для незря­чих детей при хра­ме прп. Сер­гия Радо­неж­ско­го. Шко­лу посе­ща­ли 16 детей. Духов­ни­ком вос­крес­ной шко­лы стал отец Игорь Бала­ба­нов, а ее небес­ной покро­ви­тель­ни­цей бла­жен­ная Мат­ро­на Мос­ков­ская — свя­тая, осо­бо почи­та­е­мая незрячими.

В целях обес­пе­че­ния доступ­но­сти учеб­но­го мате­ри­а­ла для незря­чих детей были изго­тов­ле­ны рельеф­но-гра­фи­че­ские иллю­стра­ции (схе­мы и рисун­ки), напе­ча­тан рельеф­но­то­чеч­ным шриф­том Брай­ля дет­ский молит­во­слов, изго­тов­ле­ны объ­ем­ные нагляд­ные посо­бия: маке­ты извест­ных хра­мов, выпол­нен­ные в тех­ни­ке бумаж­ной пластики.

В мастер­ской обще­ствен­ной орга­ни­за­ции инва­ли­дов- коля­соч­ни­ков «Инва­тур» (г. Ниж­ний Нов­го­род) были изго­тов­ле­ны рельеф­ные ико­ны. Эта мастер­ская была созда­на в 2006 году в рам­ках про­ек­та «Рож­де­ние обра­за» — побе­ди­те­ля кон­кур­са «Пра­во­слав­ная ини­ци­а­ти­ва». Были изго­тов­ле­ны восемь обу­ча­ю­щих ком­плек­тов, вклю­ча­ю­щих 12 икон, и 16 пода­роч­ных ком­плек­тов для каж­дой семьи, состо­я­щие из трех икон.

В рам­ках реа­ли­за­ции про­ек­та преду­смат­ри­ва­лась рабо­та не толь­ко с детьми, но и с их роди­те­ля­ми. Были про­ве­де­ны семей­ные меро­при­я­тия: два дет­ско-роди­тель­ских празд­ни­ка (празд­ник Пас­хи и меро­при­я­тие, при­уро­чен­ное к пре­столь­но­му празд­ни­ку хра­ма Сер­гия Радо­неж­ско­го), а так­же палом­ни­че­ская поезд­ка в Диве­ев­ский Свя­то-Тро­иц­кий мона­стырь, в кото­рой участ­во­ва­ло 44 чело­ве­ка (незря­чие дети, их роди­те­ли, волон­те­ры-сопро­вож­да­ю­щие, сотруд­ни­ки проекта).

Для обме­на опы­том была орга­ни­зо­ва­на поезд­ка сотруд­ни­ков про­ек­та для уста­нов­ле­ния кон­так­тов с куль­тур­но-пра­во­слав­ным объ­еди­не­ни­ем горо­да Санкт-Петер­бур­га при биб­лио­те­ке сле­пых и с при­хо­дом став­ро­пи­ги­аль­но­го Симо­но­ва мона­сты­ря (г. Москва), где суще­ству­ет общи­на сле­по­глу­хих. В ходе встреч обсуж­да­лись вопро­сы, свя­зан­ные с обес­пе­че­ни­ем инфор­ма­ци­он­ной и сре­до­вой доступ­но­сти пра­во­слав­ных хра­мов для незря­чих; ана­ли­зи­ро­вал­ся име­ю­щий­ся опыт изго­тов­ле­ния рельеф­ных икон и посо­бий, рас­смат­ри­ва­лись пози­тив­ные при­ме­ры уча­стия незря­чих при­хо­жан в цер­ков­ной жиз­ни, в том чис­ле в каче­стве пев­чих цер­ков­ных хоров.

Опыт реа­ли­за­ции пер­во­го эта­па про­ек­та обоб­щен в бук­ле­те, кото­рый рас­про­стра­ня­ет­ся сре­ди пра­во­слав­ных при­хо­дов, обще­ствен­ных орга­ни­за­ций, учре­жде­ний, веду­щих рабо­ту с незрячими.

Вто­рой этап про­ек­та (2012 г.) имел сете­вой харак­тер, в каче­стве парт­не­ра в нем участ­во­ва­ла Сара­тов­ская реги­о­наль­ная обще­ствен­ная орга­ни­за­ция «Центр реа­би­ли­та­ции и помо­щи детям с нару­ше­ни­ем зре­ния», кото­рая под­дер­жа­ла идею рас­про­стра­не­ния опы­та созда­ния вос­крес­ной шко­лы для незря­чих детей.

Глав­ным резуль­та­том реа­ли­за­ции вто­ро­го эта­па про­ек­та ста­ло откры­тие вос­крес­ной шко­лы для незря­чих детей в г. Сара­то­ве. При орга­ни­за­ции вос­крес­ной шко­лы для незря­чих детей в Сара­то­ве был исполь­зо­ван опыт НРООРДИЗ «Пер­спек­ти­ва», адап­ти­ро­ван­ный с уче­том мест­ных усло­вий. Посколь­ку дирек­ция Сара­тов­ской шко­лы-интер­на­та для сле­пых и сла­бо­ви­дя­щих детей реши­ла ока­зать помощь в реа­ли­за­ции про­ек­та, заня­тия про­во­ди­лись как на базе шко­лы, так и при хра­ме муж­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мона­сты­ря. Духов­ни­ком Сара­тов­ской вос­крес­ной шко­лы для незря­чих детей стал насто­я­тель мона­сты­ря игу­мен Пимен (Хелад­зе).

В ходе реа­ли­за­ции вто­ро­го эта­па про­ек­та были про­ве­де­ны семей­ные (дет­ско-роди­тель­ские) празд­ни­ки: Рож­де­ствен­ская елка и празд­ник Свет­лой Пасхи.

Цен­траль­ным меро­при­я­ти­ем ста­ла сов­мест­ная двух­днев­ная палом­ни­че­ская поезд­ка в Диве­ев­ский Свя­то-Тро­иц­кий мона­стырь. В ней участ­во­ва­ло более 80 чело­век из Ниж­не­го Нов­го­ро­да и Сара­то­ва. Про­грам­ма палом­ни­че­ской поезд­ки была раз­но­об­раз­ной и насы­щен­ной. Для палом­ни­ков была орга­ни­зо­ва­на экс­кур­сия по мона­сты­рю, они посе­ти­ли цер­ков­ную служ­бу, испо­ве­до­ва­лись, при­ня­ли Свя­тое При­ча­стие, иску­па­лись в источ­ни­ке. Незря­чие дети под­го­то­ви­ли пра­во­слав­ный кон­церт, участ­во­ва­ли в кон­фе­рен­ции и вик­то­рине, посвя­щен­ной исто­рии Диве­ев­ско­го монастыря.

Про­ект «Незри­мый путь» стал пер­вым шагом на пути воцер­ко­в­ле­ния незря­чих детей и их роди­те­лей. Он пока­зал, что семьи, вос­пи­ты­ва­ю­щих незря­чих детей, испы­ты­ва­ют потреб­ность в при­об­ще­нии к Православию.

Сведения об авторах

Була­нов Андрей Сер­ге­е­вич — спе­ци­а­лист по так­тиль­ной графике,

Вене­дик­то­ва Мари­на Васи­льев­на — учи­тель-дефек­то­лог, методист-тифлопедагог,

Ильи­на Окса­на Михай­лов­на — кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук, руко­во­ди­тель Сара­тов­ской реги­о­наль­ной обще­ствен­ной орга­ни­за­ции «Центр реа­би­ли­та­ции и помо­щи детям с нару­ше­ни­ем зрения»,

Мяс­ни­ко­ва Люд­ми­ла Вла­ди­ми­ров­на — кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук, учитель-дефектолог,

Сума­ро­ко­ва Ири­на Гер­ма­нов­на — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, руко­во­ди­тель Ниже­го­род­ской реги­о­наль­ной обще­ствен­ной орга­ни­за­ции роди­те­лей детей-инва­ли­дов по зре­нию «Пер­спек­ти­ва».

Список общественных организаций

Ниже­го­род­ская реги­о­наль­ная обще­ствен­ная орга­ни­за­ция роди­те­лей детей-инва­ли­дов по зре­нию «Пер­спек­ти­ва». Ниж­ний Нов­го­род, Буль­вар Мира, д. 16.

Тел. (831) 246–12-64.

E‑mail: irasu@list.ru. Веб-сайт: www.perspectiva-nn.ru

Ниже­го­род­ская реги­о­наль­ная обще­ствен­ная орга­ни­за­ция куль­тур­но, соци­аль­но-тру­до­вой реа­би­ли­та­ции инва­ли­дов опор­ни­ков и коля­соч­ни­ков «Инва­тур»

Теле­фон (831) 227–01-23.

E‑mail: invatur@yandex.ru. Веб-сайт: www.invamir.nn.ru

Сара­тов­ская реги­о­наль­ная обще­ствен­ная орга­ни­за­ция “Центр реа­би­ли­та­ции и помо­щи детям с нару­ше­ни­ем зрения”.

410010, г. Сара­тов, Селек­ци­он­ный пр., д.3.

E‑mail: 903923@saronline.ru.

И, про­хо­дя, уви­дел чело­ве­ка, сле­по­го от рож­де­ния. Уче­ни­ки Его спро­си­ли у Него: Рав­ви! кто согре­шил, он или роди­те­ли его, что родил­ся сле­пым? Иисус отве­чал: не согре­шил ни он, ни роди­те­ли его, но это для того, что­бы на нем яви­лись дела Божии (Ин.9:1–3).

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки