Array ( )
Опасно ли причащаться из одной лжицы?

Опасно ли причащаться из одной лжицы?

О проверенной более чем тысячелетней практикой безопасности использования общей ложечки при причащении.

Лжи́ца (от греч. λαβις — клещи) — специальная небольшая ложечка с крестом на конце длинной ручки, которой совершается причащение мирян и церковнослужителей.

Греческое название лжицы напоминает те клещи, которыми серафим взял раскаленный уголь и коснулся уст пророка Исаии (Ис.6:6).

Причащение мирян посредством лжицы духовно означает, что верующие во Христа соединяются с Богом через посредство Церкви, питающей их духовной пищей.

Так же, как все священные сосуды, делается из драгоценных металлов или металлов, не дающих окиси.

Для тех, кто никогда не причащался Святых Христовых Тайн, отметим несколько моментов, говорящих о проверенной более чем тысячелетней практикой безопасности использования общей ложечки:

1) Последним всегда причащается священнослужитель. Он потребляет оставшиеся Дары. Вот что говорит об этом о. Александр Григорьев, настоятель тюремного храма во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в «Крестах» и храма во имя Святителя Николая при Военно-медицинской академии:

«Я был иподьяконом начиная с 1979 года. Потом долгое время служил дьяконом и видел, как служат многие старые протодьяконы. В бытность Святейшего Патриарха митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским я был экономом и всюду с ним ездил. Порой из 10 чаш причащалось огромное количество людей, и потом мы эти чаши потребляли. Сами понимаете, что среди тысяч причастников наверняка есть и больные люди. И наши протодьяконы, которые служат по сорок и более лет, по сей день потребляют оставшиеся Дары и ничем не болеют. Богу служит весь мир и Ему ничего не стоит подчинить себе бактерии и микробы.

Во все времена эпидемии и болезни считались карой Божьей. И защитой от них всегда была молитва и Таинства.»

2) Причастие совершается во многих больницах и тюрьмах. Трудно предположить, что администрация этих заведений убеждённые православные христиане. Также трудно предположить, что они умышленно закрывают глаза на распространение опасных инфекций. Тем более, что там хорошо налажен статистический учёт заболеваемости.

3) В прошлые века, когда ещё не было прививок, люди не прекращали причащаться даже во время эпидемий. Неужели народ бы не заметил этой опасности?

4) Атеисты пытаются использовать различные доводы против религии, но по странному стечению обстоятельств, про этот аргумент «забывают». Хотя и называет более слабые «доказательства», например, что святая вода имеет чудесные свойства благодаря серебру (хотя воду часто берут прямо из реки, освящают деревянным крестом и наливают в пластиковые ёмкости).

Для воцерковлённого христианина ситуация кардинальным образом противоположна, это как раз мы просим у Господа в молитве перед причащением не погнушаться нашими устами:

Как не отвергнул Ты от Себя подобной мне грешной блудницы, пришедшей и прикоснувшейся к Тебе, смилуйся также и надо мной, грешным, приходящим и прикасающимся к Тебе. И как не погнушался нечистотою ее оскверненных уст, поцеловавших Тебя, не погнушайся также еще более нечистыми и скверными моими устами и моими отвратительными, нечистыми и оскверненными губами, и еще более нечистым моим языком. Но да послужит мне уголь пресвятого Твоего Тела, и честной Твоей Крови в освящение, просвещение и укрепление…

(Молитва свт. Иоанна Златоуста)

* * *

Из жития святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского:

«Госпожу Меньшикову укусила бешеная собака. Предписанный курс уколов она либо отказалась сделать, либо сделала небрежно… и заболела страшной болезнью. Узнав про это, владыка Иоанн со Святыми Дарами поспешил к умирающей. Когда он ее причастил, с ней тут же случился припадок: она начала испускать слюну и выплюнула только что принятые ею Святые Дары. Но Святые Тайны не могут быть выброшены, и владыка собрал и потребил их, выплюнутые больной женщиной. Бывшие с ним прислужники воскликнули: “Что Вы делаете, владыка?! Бешенство страшно заразно!” Но владыка спокойно ответил: “Ничего не случится — это Святые Дары”. И действительно ничего не случилось».

* * *

Из книги диакона Андрея Кураева «Церковь в мире людей».

— К вопросу о брезгливости. Причащение таинств Христовых у нас происходит одной ложкой. Почему я должен отвлекаться на такие мысли как: здоровый или больной человек причащается передо мной?

— Это нехорошо, это невоспитанные мысли.

 Но они спровоцированы.

— Они спровоцированы тем же, кто спровоцировал Иуду. Двенадцать апостолов не из ложечки причащались, а вообще из одной и той же чаши пили. Представьте, что вы 13‑й апостол, вошли на Тайную вечерю и говорите: «Ой, тут вот эти мужики грязные, провинциалы-галилеяне. Давно ли они мылись? Не болеют ли они чем-нибудь? Не буду я после них губами общей чаши касаться!». Литургия ведь и есть Тайная вечеря.

Ладно, не хотите по-богословски, скажу по-медицински. Я дьякон. После того, как все прихожане причастились, то, что осталось в чаше, должен выпить я. Потом должен вымыть чашу и даже эту воду я не могу вылить — опять должен выпить ее. С точки зрения гигиены вся зараза, которая есть в моем приходе, а значит, вся зараза, которая есть в Москве, — моя. Могу вас уверить, что за 15 лет моего служения дьяконом я ни разу не болел инфекционными болезнями. А когда я был просто студентом в Университете и в семинарии, то каждую зиму с какой-нибудь гадостью — ОРЗ или грипп — дней десять валялся. В общем — во что веришь, то и получаешь.

Рекомендуем также статью: Ланчанское чудо.

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать