Скрыть
которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, – потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15-16 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих

Вместо насыщения, которое по-еврейски называется sabaa, прочие перевели клятва. Это слово имеет много значений, и изменяется, смотря по различию ударений. Ибо оно означает и клятву, и насыщение, и пресыщение, и многих, и семь. Об этом мы сказали в книге Бытия и в этой книге, в том месте, где семь жен берут одного мужа. Затем, вместо того, что LXX перевели истинный и что в еврейском называется аmen, Акила перевел: πεπιοτωμενώς, то есть верно (fideliter). А что он говорит, смысл этого следующий: когда другие займут ваше место, имя ваше будет клятвою для избранных Моих, так что вас будут считать за пример зол и будут отрекаться от перенесения таковых и клясться так: пусть я не буду испытывать того, что испытал народ иудейский, или имя ваше будет пресыщением, что обыкновенно говорится о тех, о которых воспоминание и память ненавистны нам и которые дошли до пресыщения и отвращения. Или наверное, то следует сказать, что они оставляют имя свое избранным Господа, чтобы их место занял сонм язычников и чтобы они назывались сынами Авраама и Израиля. О них Павел говорит: мир на них и на Исраили Божии (Гал. 6:16). Ибо не все те Израиль, которые от израильтян, и не все дети Авраама, которые от [его] семени (Рим. 9), о коих говорится: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Ин. 8:39). А так как они семя Авраамово, но не дети, о различии которых мы выше сказали, то Иоанн Креститель укоряет их говоря: не начинайте глаголати: отца имамы Авраама, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму (Мф. 3:9). Ибо как могут быть детьми его те, которые говорили дереву и камню: ты мя родил еси (Иер. 2:27), между тем как, наоборот, те, которые от веры, называются детьми Авраамовыми? А вас, говорит, истребит Господь, чтобы вы назывались не обрезанием (circumcisio), но зарезанием (concisio), чтобы вы были лишены жизни вечной, чтобы вы не имели Того, который говорит: Аз есмь живот (Ин. 11:25).

Рабов же Своих, говорит, назовет иным или новым именем, которое будет прославляться во всей вселенной. И будет благословляться, так что кто будет назван этим именем, тот будет благословляться о Господе и получит знамение истинного обрезания [или благословения], аминь, которым часто для подтверждения сказанного пользуется Господь в Евангелии: аминь, аминь глаголю вам (Ин. 5:19). Имя же новое или иное есть только то, которое происходит от имени Христова, чтобы народ Божий не назывался Иаковлевым, и Иудейским, и Израилевым, и Ефремовым, и Иосифовым, а христианским. Ибо всякий, кто будет клясться на земле, будет клясться не идолами и ложными богами, но Богом, каковая мысль опять подтверждается знаком аминь. Далее, [сказанное] у Семидесяти, которые вместо аминь перевели: Бога истиннoго, в том смысле, что будет благословляться истинный Бог и что клянущиеся на земле будут клясться истинным Богом, мы не относим, согласно с заблуждением ариан, только к лицу Бога Отца, о котором написано: да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси, Иисус Христе (Ин. 17:3), но к Сыну, который и сам есть истинный Бог, как говорит евангелист Иоанн: Сын Божий прииде, и дал есть нам разум, да познаем истину и да будем в истиннем Сыне Его, Иисусе Христе (1Ин. 5:20). Он есть истинный Бог и жизнь вечная. Ибо если Спаситель говорит о Себе: Аз есмь истина (Ин. 14:6), то следовательно истинный Бог получил имя от истины, так что Он называется Богом не по ложным богам, но по истинному Богу Отцу, и Сам есть истинный Бог. В противном случае, если бы Он не был истинным, то был бы подобен идолу, что падает на головы тех, которые не признают Христа за истинного Бога. Новое же имя это есть то, которое пишется Ему в Апокалипсисе (Откр. 2:17) на камне, которое благословляется во всем мире.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга семнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 16-17 еже благословится на земли, благословят бо Бога истиннаго: и кленущиися на земли клятися будут Богом истинным, забудут бо печаль свою первую, и не взыдет им на сердце. Будет бо небо ново и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их

Но так как мы благословлены Христом, то и с своей стороны стараемся благоугодить Ему благословениями и славословиями. Прежде, (т. е. принятия) веры в Него, мы по справедливости были смешны, слагая песни мнимых богам, когда же познали истинного Бога, то Его воспеваем, Ему приносим плод устен (Евр. 13:15) и языка, приводя на память славословия ему. Если же окажется нужда или необходимость в подтверждении чего-либо клятвою, то клянутся Богом истинным: идолослужители имели обыкновение клясться небом или каким другим находящимся на нем предметом, а принявшие веру и поспешно оставляющие свои прегрешения в этом (т. е. в клятве) клянутся одним только Богом всего, являя, что Он есть подлинно и истинно Владыка, и кроме Его нет. Так повелел и закон Моисеев: Господу Богу Твоему, говорил, покланяйся, и Ему одному служи, и именем Его клянись (Втор.6:13).

Затем говорит, что забудут печаль свою первую, и не взыдет им на сердце. Печалью, по-видимому, называет здесь бедствие, которому они подвергались, когда, не зная Бога истинного, стали работать лукавым демонам; они приказывали закалать для них не только овец и волов, но даже исчадия чрева своего, как написано (напр. Ис. 48:19); – и действительно, некоторые приносили в жертву сыновей и дочерей. В ином смысле бедствием было и то, что они служили бесчисленным богам и принуждены были чтить неведомых; естественно, что некоторые по нерадению подверглись и козням, ибо нет ничего удивительного, если обладавшие ими губительные и злобные демоны могли нанести вред тем, которые не имели защиты от Бога. Забудут, говорит, эту печаль свою: будет бо небо ново и земля нова. Как или каким образом? – Прежде думали, что боги – это земля и небо, а прияв в умы божественный свет от Спасителя всех нас Христа, будут иметь об этом как бы новые понятия, именно: узнают, что они – не боги, но творения Зиждителя и Создателя всего. В таком случае, говорит, не помянут прежних: отвергнут язычество, и вместе с ним и те мнения, которые они имели и о стихиях, и о демонах, или людях, издревле вводивших в заблуждение, которые увлекали языки их к согласию с обманом.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих

И кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины… Большинство экзегетов, начиная еще с блаженного Иеронима, предпочтительно останавливаются при истолковании этого места на тексте Вульгаты, где последняя половина вышеназванной фразы переведена так: jurabit in Deo amen. Слово «аминь» в библейском, как позднее и в литургическом употреблении, является торжественный признанием известного договора и как бы оправданием его (Втор. 28:14-26; Нав. 8:32-34). Поэтому, употребление этого слова здесь весьма знаменательно.

«В Ветхом Завете обещано спасение, совершившееся в Новом, когда Бог, глаголавший в пророках, в последние дни глаголал нам в Сыне (Евр. 1:1-2): ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» (2Кор. 1:20)» (Властов) Смысл употребления подобной фразы именно здесь можно выяснить следующим образом.

Те благодеяния, которые щедрою рукою будут излиты Господом на верный Израиль и его духовное потомство, дадут такое блестящее подтверждение абсолютной истинности и правды Всевышнего, что и самое Имя Его они сделают для всех непререкаемым знаком высшего клятвенного удостоверения (ср. Ин. 17:3; 1Ин. 5:20; Откр. 3:14).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 65:11

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.15–16. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, – потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.
Ст.15–16. Оставите бо имя ваше в насыщение избранным моим, вас же избиет Господь: работающым же Мне наречется имя новое, еже благословится на земле, благословят бо Бога истиннаго: и клянущиися на земле клятися будут Богом истинным, забудут бо печаль свою первую, и не взыдет им на сердце.

     
Продолжая излагать приговор Своего суда отступникам Своим (Ис.65:6), Господь говорит им: «Вы оставите имя ваше избранным Моим в насыщение, точнее – для умножения, а вас избиет (убьёт) Господь», – потому что вы за идолослужение обречены проклятию и, как проклятые, должны быть истреблены мечем (Ис.65:12); а имя ваше, после истребления вашего, перейдет в наследие избранных рабов Божиих, т.е. имя Иакова и Иуды, распространенное прежде на многочисленном потомстве этих патриархов и оскудевшее потом, при истреблении богоотступных племен этого народа, снова распространится, ибо Господь произведет новых и многочисленных наследников их имени и обетованной им земли (Ис.65:9). Этим умножится и восполнится число носителей благословенного имени. «Работающим же Мне наречется имя новое», – кроме наследственного имени патриарха Иакова (или Иуды), народу избранному будет дано имя новое, соответственно новым достоинствам его характера, деятельности и жизни, в новом Завет с Богом. Это имя и носители этого имени будут благословенны на земле, ибо и они будут благословлять истинного Бога, а не «демона» или «богиню счастья», которых призывали богоотступники. «И кто будет клясться на земле, тот клясться будет Богом истины», – тогда как прежде не поминал Его имени ни в молитве, ни в клятве (Ис.65:1). При таком благословении, избранные рабы Божии забудут свою скорбь первую или прежнюю, она не взойдет им на сердце, или они не вспомнят о ней (Ис.65:17), при полной сердечной радости и совершенном довольстве, что дарует им Господь (Ис.65:13-14,17-19).
     Кроме прежнего благословенного имени Израиля, избранные рабы Божьи, вступив в новый завет с Богом, через Христа, Возлюбленного Сына Божьего, получат новые имена – «благословенных», «возлюбленных», «искупленных», «святых» детей Божиих (Ис.61:9; 62:2,4,12; Ис.63:8) и, наконец, приснославное (достойное вечной славы) имя христиан.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible