Пробатов Василий‚ протоиерей

«О Васи­лии Про­ба­тове» — био­гра­фи­че­ская ста­тья Н. Никольского

Про­то­и­е­рей Васи­лий Алек­сан­дро­вич Про­ба­тов родился 26 декабря 1866 года (ст. ст.) в селе Игна­тьеве Тем­ни­ков­ского уезда Там­бов­ской губер­нии (ныне Кадом­ский район Рязан­ской обла­сти) в семье священника.

В семье он был пред­по­след­ним, шестым ребен­ком… Как впо­след­ствии вспо­ми­нал отец Васи­лий, семья очень нуж­да­лась, поскольку село было небо­га­тым и доходы храма были неве­лики. В ран­нем дет­стве он был очень слаб здо­ро­вьем,— как только он родился, его пото­ро­пи­лись окре­стить, опа­са­ясь воз­мож­ной смерти, однако Гос­подь даро­вал ему дол­гую жизнь и сохра­нил его от мно­гих напастей.

В семье отец Васи­лий полу­чил хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние. Твер­дую веру и испо­ве­да­ние Хри­ста он про­нес до послед­них дней зем­ной своей жизни. Началь­ное духов­ное обра­зо­ва­ние было им полу­чено в Каси­мов­ском духов­ном учи­лище. Затем сле­дует учеба в Там­бов­ской Духов­ной Семи­на­рии, а с 1887 года — в Мос­ков­ской Духов­ной Академии.

Рек­то­ром Ака­де­мии в то время был архи­манд­рит Анто­ний (Хра­по­виц­кий), в буду­щем мит­ро­по­лит Зару­беж­ной Церкви, среди про­фес­сор­ского состава можно упо­мя­нуть такие имена, как Е. Е. Голу­бин­ский, В. О. Клю­чев­ский, М. Д. Муре­тов, Н. И. Суб­бо­тин. Сокурс­ни­ком о. Васи­лия по Ака­де­мии был М. М. Тареев, дру­же­ские отно­ше­ния между ними про­дол­жа­лись мно­гие годы.

Глу­бо­кие бого­слов­ские зна­ния соче­та­лись у отца Васи­лия с твер­дой рев­ност­ной верой. Ана­ли­ти­че­ский склад ума и вла­де­ние логи­кой, широ­кий кру­го­зор, поз­во­ляв­ший ему легко ори­ен­ти­ро­ваться в раз­лич­ных обла­стях зна­ния — все это спо­соб­ство­вало его дея­тель­но­сти настав­ника и про­по­вед­ника. До самых послед­них дней он не пере­ста­вал учиться, инте­ре­со­вало его абсо­лютно все.

По окон­ча­нии в 1891 году МДА Васи­лий Алек­сан­дро­вич посту­пает сек­ре­та­рем к Ф. Д. Сама­рину. Эта служба не при­но­сила ему удо­вле­тво­ре­ния, поскольку он видел свое буду­щее в свя­щен­ни­че­ском слу­же­нии. Перед моло­дым чело­ве­ком вста­вала про­блема брака, поскольку он не счел для себя воз­мож­ным избрать путь монашества.

Гос­поду было угодно, чтобы его друг и сокурс­ник иеро­мо­нах Васи­лий (Гре­ков) ввел его в дом насто­я­теля церкви свя­той муче­ницы Парас­кевы в Охот­ном Ряду отца Сер­гия Мар­кова — уро­женца Коломны. Там Васи­лий Алек­сан­дро­вич позна­ко­мился с пле­мян­ни­цей жены отца Сер­гия, доче­рью свя­щен­ника Анной Веле­же­вой. Между моло­дыми людьми воз­никло глу­бо­кое чув­ство, и в 1893 году в день памяти свя­той рав­ноап­о­столь­ной кня­гини Ольги отец Сер­гий вен­чал их в Тих­вин­ском соборе г. Коломны.

Это собы­тие в лич­ной жизни Васи­лия Алек­сан­дро­вича сов­пало с выхо­дом новых пра­вил Мини­стер­ства Народ­ного Про­све­ще­ния, по кото­рым от зако­но­учи­те­лей стар­ших клас­сов гим­на­зий тре­бо­ва­лось ака­де­ми­че­ское образование.

В авгу­сте 1893 года Васи­лий Алек­сан­дро­вич был руко­по­ло­жен и с начала учеб­ного года ста­но­вится зако­но­учи­те­лем Коло­мен­ской муж­ской гим­на­зии, а с 1900 года и жен­ской. Среди уче­ни­ков отец Васи­лий поль­зо­вался боль­шим ува­же­нием. Впо­след­ствии, став взрос­лыми людьми, мно­гие его уче­ники не пре­ры­вали с ним связь, хотя среди них не все впо­след­ствии раз­де­ляли хри­сти­ан­ские убеж­де­ния. Помимо службы в гим­на­зиях отец Васи­лий по зака­зам неко­то­рых изда­тельств рабо­тает над пере­во­дом рели­ги­озно-фило­соф­ской лите­ра­туры, однако дого­воры носили довольно кабаль­ный харак­тер, и пере­воды выхо­дили без имени переводчика.

По вос­кре­се­ньям отец Васи­лий совер­шает службы одно время в Успен­ском соборе, а затем в храме Вос­кре­се­ния Гос­подня и про­из­но­сит про­по­веди, участ­вуя наряду с дру­гими свя­щен­ни­ками в про­ве­де­нии бесед, объ­яс­ня­ю­щих богослужение.

Глу­бо­кое хри­сти­ан­ское сми­ре­ние, осо­зна­ние своей немощ­но­сти и недо­сто­ин­ства перед Богом соче­та­лось в отце Васи­лии с твер­до­стью харак­тера, неза­ви­си­мо­стью, орга­ни­че­ским непри­я­тием лести и заис­ки­ва­ния перед власть иму­щими. В этих вопро­сах он был крайне щепе­ти­лен. После пере­вода из Коломны в Смо­ленск дирек­тора гим­на­зии Д. П. Эль­ма­но­вича, с кото­рым у отца Васи­лия сло­жи­лись дру­же­ские отно­ше­ния, и кото­рый высоко ценил отца Васи­лия за его зна­ния и педа­го­ги­че­ский талант, начи­на­ются кон­фликты между ним и гим­на­зи­че­ским началь­ством. Это при­во­дит к его уволь­не­нию сна­чала из жен­ской, а затем и из муж­ской гим­на­зии. Боль­шин­ством педа­го­гов и уча­щихся уволь­не­ние отца Васи­лия было вос­при­нято с глу­бо­ким сожа­ле­нием. Об этом сви­де­тель­ствует и про­щаль­ный адрес от имени педа­го­гов гим­на­зии, и фото­гра­фии отца Васи­лия в окру­же­нии уче­ниц гим­на­зии. Эти фото­гра­фии были очень дороги отцу Васи­лию, почти всех уче­ниц он пом­нил по име­нам. Когда при оче­ред­ной уборке в доме кто-то из семьи хотел эти фото­гра­фии, висев­шие на сте­нах, убрать, отец Васи­лий про­сил не делать этого, поскольку для него было очень важно видеть перед собой моло­дые лица деву­шек, кото­рым он давал зна­ния по осно­вам хри­сти­ан­ской веры.

Уход отца Васи­лия из гим­на­зии озна­чал также и уход из системы народ­ного про­све­ще­ния. В конце 1913 года состо­я­лось его назна­че­ние смот­ри­те­лем Коло­мен­ского духов­ного учи­лища, нахо­див­ше­гося в под­чи­не­нии Управ­ле­ния учеб­ных заве­де­ний Мос­ков­ской епар­хии, кото­рое в то время воз­глав­лял епи­скоп Ана­ста­сий, впо­след­ствии став­ший одним из иерар­хов Рус­ской Зару­беж­ной Церкви и скон­чав­шийся в сане мит­ро­по­лита в 1965 году в США.

Дея­тель­ность отца Васи­лия в долж­но­сти смот­ри­теля про­дол­жа­лась до закры­тия учи­лища в 1918 году. В то время в учи­лище был весьма силь­ный состав педа­го­гов, из кото­рых сле­дует особо упо­мя­нуть А. А. Пис­ка­рева, автора ано­нимно опуб­ли­ко­ван­ного труда «Слава Бого­ма­тери», содер­жа­щего опи­са­ние мно­гих икон Божией Матери, кото­рый был пре­по­да­ва­те­лем рус­ского языка, и пре­по­да­ва­теля ариф­ме­тики и гео­гра­фии А. И. Сне­ги­рева. К сожа­ле­нию, начав­ша­яся Пер­вая миро­вая война не дала воз­мож­но­сти осу­ще­ствить планы ремонта и укреп­ле­ния стен зда­ния учи­лища, кото­рые спе­ци­аль­ной комис­сией из Москвы были при­знаны нуж­да­ю­щи­мися в укреп­ле­нии. В даль­ней­шем, после рево­лю­ции, зда­ние исполь­зо­ва­лось под жилье, а в 1989 году пере­дано Свято-Тро­иц­кому Ново­го­лутвин­скому жен­скому монастырю.

Насто­я­те­лем Успен­ского собора г. Коломны в то время был тесть отца Васи­лия о. Нико­лай Веле­жев, про­слу­жив­ший в соборе с 1865 года. Послед­ние годы (скон­чался он в фев­рале 1920 года) пошат­нув­ше­еся здо­ро­вье не давало воз­мож­но­сти отцу Нико­лаю совер­шать регу­ляр­ные службы и испол­нять обя­зан­но­сти насто­я­теля. Отец Васи­лий под­ме­няет его с конца 1917 — начала 1918 года, фак­ти­че­ски испол­няя обя­зан­но­сти насто­я­теля, а в сере­дине 1918 года по просьбе при­хо­жан собора назна­ча­ется настоятелем.

Отно­ше­ние отца Васи­лия к собы­тиям октября 1917 года опре­де­ля­лись орга­ни­че­ским непри­я­тием воин­ству­ю­щего ате­изма. Отно­ше­ние свое к новой вла­сти он нико­гда не скры­вал и не пытался скры­вать. 1918–1920 годы — пик про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти отца Васи­лия. В своих про­по­ве­дях, ни в коей мере не допус­кая ни гру­бых выпа­дов, ни пря­мых при­зы­вов к непо­ви­но­ве­нию вла­стям, он твердо обли­чал сущ­ность без­бож­ной вла­сти. Про­ис­шед­шее отец Васи­лий рас­смат­ри­вал как Божне нака­за­ние, как урок, дан­ный Гос­по­дом для исправ­ле­ния. По сви­де­тель­ству совре­мен­ни­ков про­по­веди отца Васи­лия вызы­вали осо­бое раз­дра­же­ние у руко­во­ди­те­лей коло­мен­ских боль­ше­ви­ков, поскольку, не давая повода предъ­явить обви­не­ния в контр­ре­во­лю­ции, ясно и доступно пока­зы­вали дья­воль­скую сущ­ность без­бож­ных идеи боль­ше­визма. Есте­ственно, что его неод­но­кратно вызы­вали в «органы». Был слу­чай, когда отец Васи­лий был вызван в извест­ное мос­ков­ское учре­жде­ние на Лубянке. Семья и сам отец Васи­лий гото­ви­лись к худ­шему. Про­ис­хо­дило это в день празд­но­ва­ния иконе Божией Матери Зна­ме­ние (27 ноября — 10 декабря). Как вспо­ми­нает впо­след­ствии отец Васи­лий, ожи­дая в кори­доре вызова в каби­нет, он молился на вид­нев­шийся в окне храм. Раз­го­ва­ри­вая с чеки­стом, он дер-жался твердо. Вопросы каса­лись дея­тель­но­сти епи­скопа Коло­мен­ского Фео­до­сия (Ганец­кого), кото­рого пыта­лись обви­нить в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции. Бла­го­по­луч­ный исход вызова на Лубянку сам отец Васи­лий и его семья все­гда объ­яс­няли заступ­ни­че­ством Царицы Небес­ной. День Зна­ме­ния с тех пор стал в семье особо памят­ным как день чудес­ного избав­ле­ния от смер­тель­ной опас­но­сти, и в этот день семья воз­но­сила бла­го­да­ре­ние Гос­поду и Пре­свя­той Богородице.

С самого момента захвата вла­сти боль­ше­вики созда­вали Церкви невы­но­си­мые усло­вия суще­ство­ва­ния. Очень скоро после Октября вла­сти изъ­яли в Тих­вин­ском соборе г. Коломны ото­пи­тель­ный котел. В зим­ние месяцы службу при­хо­ди­лось вести в насквозь про­мерз­шем храме. Бывали слу­чаи, когда к Боже­ствен­ной литур­гии в храм при­хо­дило несколько чело­век. Несмотря на такие усло­вия, отец Васи­лий слу­жил неукос­ни­тельно. В эти тяже­лые годы осо­бенно часто слу­жи­лись молебны перед ико­ной Божией Матери «Утоли моя печали», при­дел в честь кото­рой име­ется в Тих­вин­ском соборе. Особо уми­ли­тельно в устах отца Васи­лия зву­чал тро­парь «Утоли болезни мно­го­воз­ды­ха­ю­щия души моея…»

Можно смело ска­зать, что слу­же­ние отца Васи­лия в соборе было подви­гом испо­вед­ни­че­ства. Когда часть духо­вен­ства под­да­лась соблазну обнов­лен­че­ства, отец Васи­лий был тверд в сле­до­ва­нии по пути, опре­де­лен­ном Свя­ти­те­лем Тихо­ном. Отцу Васи­лию выпала честь встре­тить Свя­ти­теля в Коломне и обра­титься к нему с при­вет­ствен­ным словом.

В 1926 году про­изо­шли собы­тия, при­вед­шие к уходу отца Васи­лия из Собора и пре­кра­ще­нию его актив­ного пас­тыр­ского слу­же­ния. Можно, видимо, по-раз­ному объ­яс­нять кон­фликт между ним и епи­ско­пом Фео­до­сием (Ганец­ким), в том числе и столк­но­ве­нием харак­те­ров. Ско­рее всего вла­дыка при­да­вал слиш­ком боль­шое зна­че­ние атри­бу­там внеш­него почета, при­су­щим его сану, а отец Васи­лий про­во­дил очень чет­кую гра­ницу между выра­же­нием ува­же­ния к архи­ерею, как образу Хри­ста, и низ­ко­по­клон­ством перед чело­ве­ком. Так или иначе, в 1926 году отцу Васи­лию было запре­щено слу­же­ние в хра­мах Коло­мен­ской епар­хии. Неко­то­рое время он еще совер­шал службы в Тро­иц­ком храме Щурова, отно­сив­ше­гося в то время к Рязан­ской епар­хии. Вынуж­ден­ный уход от пас­тыр­ского слу­же­ния вос­при­ни­мался отцом Васи­лием весьма болез­ненно, но с твер­до­стью истин­ного христианина.

С этого вре­мени начи­на­ется то, что вполне может быть рас­це­нено как подвиг. Отец Васи­лий начи­нает огром­ную лите­ра­тур­ную работу, про­дол­жав­шу­юся почти до конца его жизни. Им выпол­нены сти­хо­твор­ные пере­ло­же­ния всех 150 псал­мов, всех четы­рех Еван­ге­лий, мно­гих молитв и пес­но­пе­ний, в сти­хо­твор­ной форме при­вет­ство­вал он свою супругу, детей и ближ­них в дни семей­ных празд­ни­ков, в сти­хах изла­гал он свои мысли о Боге, об осно­вах веры, откли­кался на мно­гие теку­щие собы­тия, давал им хри­сти­ан­скую оценку. После­до­ва­тельно про­во­дится им мысль о бес­ко­неч­ной бла­го­сти Бога.

Почти три деся­ти­ле­тие про­дол­жался этот труд без вся­кой, по-види­мому, надежды на то, что его резуль­таты ста­нут когда-либо известны сколь бы то ни было широ­кому кругу чита­те­лей. Но что-то, видимо, более высо­кое подви­гало отца Васи­лия на этот труд.

Отме­тим в заклю­че­ние, что инте­ресы его не замы­ка­лись в сфере исклю­чи­тельно цер­ков­ной. Он был очень инте­рес­ным собе­сед­ни­ком по всем отрас­лям зна­ния, обла­дал здо­ро­вым чув­ством юмора, любил жизнь во всех ее про­яв­ле­ниях. Был наде­лен пев­че­ским даром, у него был силь­ный тенор. По вос­по­ми­на­ниям его близ­ких, его голос был далеко слы­шен, когда он делал пер­вые воз­гласы свет­лой заут­рени на паперти Тих­вин­ского собора. Однако и свет­ское пение не было ему чуждо, осо­бенно любил он рус­ские и укра­ин­ские народ­ные песни.

До конца дней сохра­няя ясность ума, после непро­дол­жи­тель­ной болезни отец Васи­лий Про­ба­тов мирно скон­чался 8 сен­тября 1956 года и 11 сен­тября был погре­бен на клад­бище г. Коломны.

Н. Д. Николь­ский (внук о. В. Пробатова). 

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки