Скрыть
к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-6 На Тя уповаша отцы наши: уповаша, и избавил еси я: к Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася

На Тя уповаша отцы наши

Показывает и пользу упования.

уповаша, и избавил еси я. К Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася

Но ясно знаю, говорит он, что все отцы наши на Твою помощь возлагали упование, и не обманулись в надежде, и призвав Тебя в помощь, пользовались Твоим промышлением.

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 5-6 На Тебе уповаша отцы наши; уповаша, и избавил ecu я. К Тебе воззваша и спасошася, на Тебе уповаша, и не постыдешася

Сими словами Господь поставляет Себя в соединение с скорбящими и искушаемыми и говорит, что отцы наши по плоти, патриархи и пророки, до Моего пришествия просиявшие жизнью уповали на Тебя, Отец мой, и, взывая во время бедствий, спасались от них. Сим то подражаю и Я, будучи подобен им по человечеству; и подобно им и Я молюсь Тебе. Что касается до двойных и тройных названий одного и того же предмета, то Давид имеет обыкновение употреблять оные для лучшего выражения усилия и желания своего сердца. А избавление от опасности сведущие в Божественных писаниях употребляют не только в отношении к телу, но и к душе: когда душа, мужественно переносящая болезни и скорби, не делает ничего из робости, что не соответствовало бы ее свободе. Так мученики, не смотря на то, что их убивали, назывались побеждавшими; потому что они остались непобежденными по душе.

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

к тебе воззваша, и спасошася: на тя уповаша, и не постыдешася.

Давид собирает примеры всех веков, дабы оными подкрепить себя и удостоверить нас, что когда Бог ни одного человека из народа избраннаго не оставил без Своея помощи, то и он, и мы будем в числе тех, коих спасение содержится в руце Божией. Сего ради прикровенно напоминает, что он произошел от рода тех, кои услышаны были, и есть причастник той же благодати, которую вкусили они. Ибо взирает на завет, по силе котораго усыновил Бог Авраамов род. Повторяя трижды глагол, уповаша, дает знать прикровенно, что и он имеет такое же упование, на основании котораго ожидает исполнения обетований. Ибо ежели кто хощет обратить в пользу свою те благодеяния, которыя оказал Бог древле рабам Своим, тот должен взирать на обетования, и оными подкреплять веру свою. А дабы показать, что упование сие было живое, а не мертвое: сего ради глаголет, что и они взывали к Богу. Ибо кто говорит, что уповает на Бога, а в бедствиях своих утопая, не призывает помощи Его, тот безстыдно лжет. Следовательно, истинное упование познавается из молитв, так как доброе древо от плодов. Ибо Пророк не безразсудно между словами упования полагает в средине глагол взывания: к Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-6 Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Ты же во святем живеши, хвало Израилева. На тя уповаша отцы наши: уповаша, и избавил еси я: к тебе воззваша, и спасошася: на тя уповаша, и не постыдешася

Но такое состояние недостатка веры, как мы сказали, было выражением временного упадка духа от тяжелых условий, в которые был поставлен Давид. Он осуждает себя за это малодушие и вслед за тем молится Богу: я буду взывать к тебе днем и ночью, т. е. постоянно; я это делаю, хотя и не вижу тотчас Твоей помощи («Ты не внемлешь мне») и не считаю такой постоянной и, по-видимому, бесплодной, молитвы – излишней, неразумной. В этом меня убеждает во-первых то, что «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля», т. е., Ты – свят, а потому являешься покровителем и защитником святости, праведности, невинности, вообще, за что Тебе постоянно воздаются от Израиля славословия. Как Святый, Ты не оставишь без защиты и меня невинного. Смысл этих слов тот, что Давид оправдывает неусыпность своей молитвы к Богу и веру в Его защиту незаслуженностью настоящих бедствий и Его правосудием, которое не допустит гибели праведного; во-вторых – историческими фактами из жизни евр. народа: когда последние в бедствиях взывали к Богу, Он оказывал им свою защиту. Такими фактами история евреев переполнена. Слова 2 ст., выражающие в Давиде чувство богооставленности, были буквально впоследствии повторены Иисусом Христом на кресте (Мф XXVII:46; Мк XV:34). Как и Давидом дальше выражена полная вера в Бога и, следовательно, преданность Его воле, так и Иисус Христос обнаружил ту же покорность на кресте воле Отца, когда Он сказал: Отче, в руки твои предаю дух Мой (Лк XXIII:46).

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–6 Ты же во святем живеши, хвало Израилева. На Тя уповаша отцы наши: уповаша, и избавил еси я: к Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася

И в этих, как и в следующих за ними стихах продолжается вдохновенная речь пророка, влагаемая в уста страждущего Богочеловека, Который, как бы желая сопоставить уничиженное в человеческой природе Его естество человеческое с величием и святостью Бога, Творца и Промыслителя всего сущего, говорит: кто я, и кто Ты, Господи Боже мой? Ты, Святейший святых, Ты, окруженный святостью, величием и всемогуществом, «живешь среди славословий Израиля» (пер. с евр.). Тебя по достоинству славословит весь народ израильский, но за то и сам этот народ удостоен от Тебя чести быть избранным Твоим народом, и Ты Сам составляешь славу этого народа (Лк. 2:32). Хотя Ты, по-видимому, и оставил меня, хотя грехи мои и удалили меня от Твоего спасения, и Ты как бы не слышишь молитвенного вопля моего; но я принадлежу к тому избранному Тобою народу, отцы которого уповали на Тебя, с верою надеялись получить милость Твою и получали: на Тя уповаша, и избавил ecи я. Вся история избранного народа Божия свидетельствует о неусыпном попечении Промысла Божия о том народе, в особенности о тех ближайших потомках патриарха Авраама, которых вера в Бога и надежда на Него была тверда и искренна, детски проста и нелицемерна, и к которым по преимуществу относятся эти изречения: на Тя уповаша отцы наши, к Тебе воззваша, и спасошася: на Тя уповаша, и не постыдешася.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible