Книжники

Литература по теме

Кни́жники (евр. «соферим»; греч. Γραμματεΐς – буквально: писцы) – библейское наименование особого класса людей, упоминаемое в Ветхом, и в Новом Завете, обозначавшее в иудейской среде знатоков, толкователей, учителей закона, переписчиков священных текстов.

knizhniki – Книжники

Книжники были богословами и законниками (юристами), они придерживались буквального толкования Закона, строго следуя предписаниям преданий. В религии они были формалистами, довольствуясь мелочным соблюдением всех внешних правил. Существовали различные школы, у истоков которых стояли известные учителя закона Моисеева. В синоптических Евангелиях обозначается связь книжников с представителями других слоев иерусалимских властей, но их точная общественная функция остается неясной. Евангелисты указывают, что книжники вместе со старейшинами и / или первосвященниками были членами синедриона (Мк.15:1; Деян.4:5; 6:12). В Евангелии от Матфея книжники представлены тесно связанными с фарисеями, обе группы представляют иудейских учителей закона.

Описание споров книжников с Иисусом Христом позволяет предположить, что они считались авторитетными учителями закона Моисеева. Не в последнюю очередь эти споры были связаны с вопросом о власти, с позиций которой Иисус учил (Мк.1:22), отпускал грехи (Мк.2:6-7), принимал мытарей и грешников (Мк.2:16-17), совершал исцеления (Мк.3:22) и раскрывал волю Божию (Мк.1:22; 12:28,32). При этом, обращение к Иисусу как к учителю («равви») показывает, что и Он Сам многими считался авторитетным учителем-книжником, который, однако, в Своей проповеди отличался от иудейских книжников обладанием Божественной властью (Мк.1:22; Мф.7:29).

Поскольку книжники не желали признавать эту власть Иисуса Христа, они обвиняли его в богохульстве и использовании силы князя бесовского (Мк.3:22,28-29). Христос критиковал книжников за их претензии на высочайший учительский авторитет и почитание, на почетные места в синагогах и на трапезах, на уважение к их субботним одеяниям. Он осуждал их за показную молитву и обогащение за счет вдов (Лк.20:46-47). Иисус Христос также обличал фарисеев и книжников за следование «преданиям старцев», которые нередко вступали в противоречие с заповедями Божьими (Мк.7:1-13).

В Новом Завете упоминаются имена некоторых из книжников: Никодим, признанный «учитель» в Израиле (Ин.3:10) и «законоучитель» Гамалиил, фарисейский член синедриона (Деян.5:34), пользовавшийся в народе большим авторитетом. Оба этих человека почитаются Православной Церковью, будучи причисленными к лику святых.

Цитаты о книжниках

«С незапамятных времен на Ближнем Востоке профессиональные писцы исполняли полезную роль общественных секретарей. В древнем Израиле секретарь использовался для записи под диктовку другого человека (Иер.36:4,18,32). Однако когда мы читаем о писцах/книжниках в Новом Завете, имеется в виду совершенно иной род деятельности. Переключение функции с преимущественно секулярной на религиозную произошло во времена вавилонского плена и после него.
В Вавилоне священники стали специалистами по Закону Моисееву и стражами этого Закона Самым видным из таких ранних писцов был священник Ездра (Неем.8:9), книжник, сведущий в Законе Моисеевом, который расположил свое сердце к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде (Езд.7:6,10). В этом последнем отношении его можно назвать прототипом новозаветных книжников: они были профессиональными толкователями и учителями Еврейских Писаний.
В Евангелиях книжники иногда именуются законниками, то есть экспертами в священном Законе Моисеевом, который теоретически был единственным гражданским и религиозным законодательством иудейского народа. Другое их название – учителя закона, или просто учителя. Неудивительно, что простой народ их глубоко уважал: их навыки были востребованы не только в Иерусалиме, но и повсюду в иудейских и галилейских деревнях (Лк.5:17)».
Брюс Мецгер, библеист

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
TG-канал АВ: t.me/azbyka