Эрик Нюстрем (протестант)

Книжник

Книжник Когда после Вавилонского плена пророчества среди Израиля прекратились, то некоторые люди стали ревностно охранять и изучать имевшиеся Священные Писания. Они стали самыми влиятельными мужами среди еврейского народа в течение ближайших столетий до и после Р.Хр. Их называли книжниками, по евр. «соферим» (в буквальном переводе «писцы»). Первым в Библии под этим именем мы встречаем священника Ездру: «книжник, сведущий в законе Моисеевом» (1Езд 7.6), «расположивший сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде (1Езд 7.10, Неем 8.1). В письме Артаксеркса он называется «совершенным учителем закона Божия» (1Езд 7.12,21). После него законники стали появляться один за другим, причем каждый собирал вокруг себя учеников, прилагая свои толкования и объяснения к толкованиям предыдущих учителей. Несмотря на запрещение в Втор 4.2, к заповедям Господним таким путем прибавилось множество заповедей и постановлений. Эти добавочные заповеди, которых законники насчитывали до 613 (248 повелений и 365 воспрещений), постепенно сделались главными и стали важнее слов закона Моисеева. Иудейские постановления и предания собирались и записывались в так называемую «мишну» (т.е. повторение). Мишна, по преданию, составлена «равви Иудою Святым» около 200 года по Р.Хр.; она разделена на 6 частей в том числе 63 трактата. К мишне затем добавили пояснения, так называемую «гемару» (т.е. завершение), написанную в двух изданиях, из которых одно закончено в Тивериаде в 350 г., а другое в Суре, в Вавилоне, около 550 г. по Р.Хр. Эти книги, вместе взятые, носят название Талмуд (т.е. учение) и представляют огромный сборник, который может считаться Библей новейшего еврейства. О происхождении предания мишна говорит: «Моисей принял устно закон на Синае и передал его Иисусу Навину, Иисус же – старейшинам, старейшины – пророкам, пророки – мужам большой синагоги».

Эти «предания старцев» (Мф 15.2) заклеймлены в Новом Завете Иисусом Христом – назвавших их «учение и заповеди человеческие» и «ваши предания» (Мф 15.9, Мк 7.7 и дал.); (срав. Кол 2.8,22). Евангелисты точно свидетельствуют о том большом влиянии, которое во время Иисуса Христа имели на народ учители этих преданий и заповедей человеческих, так называемые «grammateis», – законники, занимавшиеся «grammata;, т.е. литературой. Их называли также законоучителями. Они являлись для народа богословами и юристами (Мф 2.4, Лк 20.46). Вместе с первосвященниками и старейшинами они составляли синедрион, который судил самые важные дела (Мф 20.18, Лк 22.2, Деян 4.5). Законники находились, главным образом, в Иерусалиме и в Иудее, но их было много и в других местах страны (Лк 5.17). Незадолго до времени Христа законники разделились на два различные течения или партии, названные по именам двух современных раввинов – Гиллеля и Шаммая. Гиллель умер 120 лет, около 10 г. по Р.Хр. Различие между школами Гиллеля и Шаммая касалось часто очень мелочных вопросов толкования закона, напр., позволительно ли в праздничный день переставлять лестницу от одной голубятни к другой или от одного ставня к другому. К школе Гиллеля принадлежал знаменитый законник Гамалиил, учеником которого одно время был Павел (Деян 5.34, Деян 22.3). Свои поучения эти учителя делали частью у себя в доме, частью в синагоге, частью в притворе храма и т.д. Иногда они имели особые школьные помещения. Учитель сидел на возвышенном месте, ученики внизу вокруг него, как Павел у ног Гамалиила. Срав. рассказ об отроке Иисусе в храме (Лк 2.46). Учили они бесплатно. Обыкновенно, законоучитель знал какое-нибудь ремесло, чем и кормился. Рассказывается, что знаменитый Гиллель был дровосеком. До его времени законоучители не имели никакого особенного титула, но после него они стали носить один из трех различных титулов: «Рав» низший, «Рабби» и «Раббан» – самый высший титул.

Рав – наставник, Рабби – мой наставник, Раббан – наш наставник. Смит приводит для сравнения теперешние титулы: уважаемый, достоуважаемый и глубокоуважаемый.

Титул «Раббан» носили только семь самых знаменитых; одним из них был Гамалиил. Впрочем все эти раввины требовали себе почета от народа. Они любили, чтобы их называли равви, отцом и наставником (Мф 23.7 и дал.); охотно ходили в длинных одеждах, любили приветствия в народных собраниях и избирали лучшие места в синагогах и на пиршествах (Мф 12.38 и дал.; Лк 20.46). Талмуд внушает, что человек должен почитать своего учителя более, чем отца: «если отец и учитель потеряли что-либо, то должно возместить потерю сначала учителю, а после отцу, ибо отец только произвел его в этот мир, но учитель, который учит его мудрости, приведет его в жизнь будущего века. Если отец и учитель несут какую-либо тяжесть, то ученик должен сперва помочь учителю, а потом отцу. Если они находятся в заключении, то он сначала должен выкупить учителя, а потом отца». Вообще законники принадлежали к фарисеям и составляли ядро и были руководителями их. От этого часто повторяющееся в речах Спасителя «горе» книжникам и фарисеям (Лк 11.42 и дал., Мф 23.1).

Между тем, кажется, что и в среде книжников находились более или менее признавшие Иисуса (Мф 8.19, Мк 12.32, Ин 3.1, срав. Ин 7.51, Ин 12.42). По всей вероятности, они были последователями Гиллеля, который толковал закон вообще человечнее и мягче, чем Шаммай.

Еврейские ученые делали сравнение между Иисусом из Назарета и Гиллелем и стремились доказать, что Иисус основу Своего учения и Свои самые прекрасные изречения заимствовал у Гиллеля. Однажды к Шаммаю пришел язычник и обещал ему стать прозелитом, если Шаммай научит его всему закону, стоя на одной ноге. Шаммай рассердился и выгнал его вон. Тогда он пошел к Гиллелю с той же просьбой. Гиллель любезно его принял, встал на одну ногу и дал язычнику Следующий короткий совет: «Не делай ближнему твоему того, чего не желаешь себе. Это весь закон. Все прочее только объяснение. Иди и исполняй это».

Это самые мудрые слова Гиллеля, и евреи, главным образом на них строили свои сравнения между ним и Иисусом. Но, вдумавшись, невольно замечаешь большую разницу между воспрещающей заповедью Гиллеля: не делать ближнему никакого вреда, и положительной заповедью Иисуса: Итак, во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф 7.12). Кроме этого, имеются другие, высказанные Гиллелем, изречения, которые совсем не выдерживают сравнения с учением Иисуса. Фарисейство проявляется наиболее ярко в следующем изречении Гиллеля: «Неученому трудно избежать греха». (Ср. Ин 7.49). Гиллель также допускал брачный развод, по самому ничтожному поводу, напр., если у жены подгорела пища для мужа. В некоторых вопросах толкование закона Гиллелем было гораздо строже толкования Шаммая; так, напр., на вопрос, можно ли есть яйцо, снесено курицей в субботу, – Гиллель ответил «нельзя».

Из мудрых изречений Гиллеля в «Пирке Абот» приводятся следующие: «Не суди твоего ближнего, пока ты не в его положении». «Не говори: я обращусь (к Богу), когда у меня будет свободное время; может быть, этого свободного времени у тебя никогда не будет». «Повсюду, где нет человека, будь ты человеком».

Комментарии для сайта Cackle